2.1. Тематическое планирование с указанием вида деятельности учащихся 9класс
|
|
|||||
№ уроков |
Название темы |
Содержание |
Виды деятельности учащихся |
Формы организации учебных занятий |
||
О языке |
|
|||||
1
|
Русский язык — национальный язык русского народа
|
Особенности русского национального языка как государственного и как средства межнационального общения. Тексты о русском языке |
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, появлении и развитии. Вдумчиво читать и анализировать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
Повторение изученного в 5 - 8классах |
|
|||||
2
|
РР. Повторение. Речь. Стили речи
|
Стили речи. Разговорная и книжная речь. Пять стилей речи: речевые ситуации, стилевые черты |
Проводить стилистический анализ текста
|
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: акаде-мические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, кон-сультации, зачеты, собеседова-ние); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное про-ектирование, коммуникативные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
3, 4
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика
|
Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и её роль. Произношение звуков речи и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Русское словесное ударение. Нормы русского ударения. Состав русского алфавита. Правильные названия букв. Соотношение звуков и букв. Приоритет звуков по отношению к буквам |
Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком учебника и словарём. Осознавать роль письма в истории развития России. Различать звуки и буквы. Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв (а не буквы!). Иметь представление о литературной норме и её разновидностях
|
|||
5, 6
|
Лексика. Морфемика. Словообразование
|
Лексика и фразеология. Толковый сло-варь. Морфемика и словообразование. Морфемно-словообразовательный разбор слова. Словарь морфем, словообразовательный словарь |
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком учебника и словарём
|
|||
7, 8
|
Морфология и синтаксис
|
Морфология. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и простого предложения |
Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфических (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых)
|
|||
9 - 11
|
Орфография и пунктуация
|
Знаки препинания отделяющие и выде-ляющие. Правописание гласных в кор-нях слов. Корни с чередованием. Спряжение глаголов. Приставки и частицы не и ни и их правописание |
Различать отделяющие и выделяющие знаки препинания и приводить примеры. Закрепить правописание гласных в корнях слов и корней с чередованием, опираясь на соответствующие орфографические правила. Знать и применять правила написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Различать приставки и частицы не и ни. Правильно и рационально пользоваться орфографическим словарём и школьными справочниками по орфографии и пунктуации для самоконтроля и самопроверки |
|||
12 |
Орфографический практикум |
|
|
|
||
13
|
Контрольная работа № 2. Диктант. Применение знаний по орфографии и синтаксису в практике правописания |
см. «Методические рекомендации», стр. 46 |
Проверить уровень владения материалом для повторения в начале 9 класса
|
|
||
14
|
РР. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа |
Типы речи. Разновидности типов речи
|
Различать типы речи и их разновидности. Проводить типологический анализ текста. Иметь представление о сжатии текста |
|||
15
|
РР. Контрольная работа № 3. Сжатое изложение содержания прослушанного или прочитанного текста |
Сжатое изложение
|
Сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную |
|||
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация |
|
|||||
16, 17
|
Понятие о сложном предложении
|
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Русские лингвисты: Д.Н. Овсянико-Куликовский |
Иметь представление о сложном предложении. Разграничивать и сопоставлять простые и сложные предложения. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное про-ектирование, коммуникативные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
18, 19
|
Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения
|
Типы сложных предложений. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
Знать классификацию сложных предложений. Иметь общее представление о средствах связи между частями сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Разграничивать сложные предложения разных типов. Составлять графические схемы сложных предложений
|
|||
Сложносочинённое предложение |
|
|||||
20
|
Понятие о сложносочинённом предложении
|
Сложносочинённое предложение, его строение. Интонационное и пунктуационное оформление таких предложений |
Иметь представление о сложносочинённом предложении как таком единстве предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочинённого предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
21, 22
|
Виды сложносочинённых предложений
|
Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений. Основные значения сложносочинён-ных предложений: соедини-тельные (с оттенками последовательности и одновременности протекаю-щих событий, с оттенком причинно-следственных от-ношений), противительные, разделительные (со значе-нием чередования событий или их взаимоисключения). Синтаксический разбор таких предложений по образцу |
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений; понимать основные значения сложносочинённых предложений: соединительные (с оттенками после-довательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Моделиро- вать такие предложения по заданным схемам. Оценивать правильность построения сложносочинённых пре-дложений, исправлять соответст-вующие синтаксические ошибки. Наблюдать за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей, в том числе в художественном. Тренироваться в синтаксическом разборе сложносочинённых предложений; употреблении в речи этих предложений |
|||
23
|
РР. Творческая работа по картине А.А. Пластова «Первый снег» (или иной картине) с ориентацией на употребление в речи слож-носочинённых предложе-ний в устной или пись-менной форме (упр. 76) |
|
Проверить способность учащихся грамотно употреблять в речи сложносочинённые предложения
|
|||
Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы |
|
|||||
24, 25
|
РР. Контрольная работа № 4. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зави-симости от сферы и ситуации общения. Изложение. РР. Оценивание правильности, коммуни-кативных качеств и эффективности речи |
Изложение «Мой друг» по упр. 85, 86. Работа над ошибками |
Уметь писать изложение, близкое к тексту, на основе комплексного анализа исходного текста |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
26, 27
|
РР. Основные особенности художественной литературы |
Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы» |
Иметь представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты |
|||
Сложноподчинённое предложение |
|
|||||
28, 29
|
Понятие сложноподчинённого предложения.
|
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Интонационное и пунктуационное оформление подобных предложений. Русские лингвисты: С.И. Абакумов |
Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем различаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе про ведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения. Понимать, чем различаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять
|
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
30, 31
|
Типы сложных предложений. |
Виды придаточных предло-жений. Синтаксический раз-бор сложноподчинённых предложений по образцу. Русские лингвисты: Л.Ю.Максимов |
Иметь представление о классификации сложноподчинённых предложений. Определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложнопод-чинённого предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам. Овладевать навыками синтаксического разбора сложноподчинённого предложения |
|||
32 - 34
|
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении |
Сложноподчинённое пред-ложение с придаточным определительным. Синтак-сические синонимы: слож-ноподчинённое предложе-ние с придаточным опре-делительным — простое предложение с обособлен-ным определением |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным опре-делительным. Моделировать по за-данным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчинённое предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением). Находить сложноподчинённые предложения с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
35, 36
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
|
Сложноподчинённое пред-ложение с придаточным изъяснительным. Синтакси-ческие синонимы: сложно-подчинённое предложение с придаточным изъяснитель-ным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п. |
Иметь представление об особен-ностях сложноподчинённого предло-жения с придаточным изъясни-тельным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным изъясни тельным. Употреблять синтаксические синонимы (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п.). Находить сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|||
Текст. Строение текста |
|
|||||
38, 39
|
РР. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сочинение |
Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи. Сочинение-этюд по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (упр. 154)
|
Иметь представление о разнообразных средствах связи предложений в тексте. Определять способ и средства связи предложений в готовом тексте; использовать определённые средства связи как стилистический приём, усиливающий выразительность речи, при создании текста |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
Сложноподчинённое предложение (продолжение) |
|
|||||
39, 40
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным места
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Особенности строения и употребления в речи |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным места. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным места. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным места в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
41, 42
|
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным времени |
Сложноподчинённое пред-ложение с придаточным времени. Особенности строения и употребления в речи |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным времени. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным времени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным времени в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|||
43, 44 |
Резервные уроки. Контрольная работа № 5 по итогам 1 полугодия. Применение знаний по лингвистике в практике правописания |
Контрольная работа по текстам УО |
Проверить соответствующие умения и навыки |
|||
45, 46
|
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным сравнения
|
Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчинённое пред-ложение с придаточным сравнения. Особенности строения и употребления в речи. Русские лингвисты: А.А. Потебня |
Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существитель-ного, придаточное сравнения); умело пользоваться приёмом синонимической замены. Модели-ровать сложноподчинённые предло-жения с придаточным сравнения. Находить сложноподчинённые пред-ложения с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|||
47, 48
|
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия и степени |
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи |
Иметь представление об особен-ностях сложноподчинённых предло-жений с придаточными образа действия и степени. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Находить сложноподчинён-ные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|||
Речевые жанры. Путевые заметки |
|
|||||
49
|
РР. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи. Путевые заметки |
Путевые заметки: понятие о жанре. План анализа текста определённого речевого жанра |
Опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализировать и совершенствовать сочинения по плану анализа текста определённого речевого жанра |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
50
|
РР. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи. Путевые заметки |
Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра |
Учиться сжимать текст с учётом его типологического строения (устно). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре путевых заметок |
|||
51,52
|
РР. Контрольная работа № 6. Подробное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. РР. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи |
Подробное изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды» (упр. 200. ) Работа над ошибками
|
Подробное изложение по плану без изменения лица в жанре путевых заметок
|
|||
Сложноподчинённое предложение (продолжение) |
|
|||||
53
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи
|
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным цели. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным цели. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
54
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребления в речи |
Иметь представление об особен-ностях сложноподчинённого предло-жения с придаточным условия. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным усло-вия. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным условия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|||
55, 56
|
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
|
Сложноподчинённое пред-ложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи |
Иметь представление о структурно-семантических особенностях слож-ноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия. Находить сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|||
57 - 61
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
|
Сложноподчинённое пред-ложение с придаточным уступительным. Особеннос-ти строения и употребления в речи. Повторение и обобщение по теме |
Иметь представление о структурно-семантических особенностях слож-ноподчинённого предложения с придаточным уступительным. Моде-лировать сложноподчинённые пред-ложения с придаточным уступи-тельным. Находить сложноподчи-нённые предложения с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчинённых предложениях разных видов. Оце-нивать правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений |
|||
Речевые жанры. Рецензия |
|
|||||
62, 63 |
РР. Основные жанры научного и публицистического стиля. Рецензия |
Рецензия: понятие о жанре
|
Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра; от эссе — по степени формализации текста. Проанализировать ошибки в изложении по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды» |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
64
|
Контрольная работа № 7. РР. Создание письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Рецензия на книгу |
Рецензия (продолжение): структура, языковые особенности текста. Подготовка к домашнему сочинению — рецензии на понравившийся рассказ (книгу) по упр. 244 |
Иметь представление о стандартных выражениях, используемых в рецензии, как средствах связи частей текста. Подготовиться к домашнему сочинению-рецензии
|
|||
Сложноподчинённое предложение (окончание) |
|
|||||
65 - 67 |
Сложные предложения с различными видами связи |
Сложноподчинённое предложение с не сколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных |
Иметь представление о разных видах подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчинённых предложений с разными видами связи. Находить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
68, 69
|
Контрольная работа № 8. Диктант. Применение знаний по лингвистике в практике правописания. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения |
см. «Методические рекомендации», стр. 73 – 74. Работа над ошибками |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки
|
|||
Речевые жанры. Эссе |
|
|||||
70
|
РР. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи. Эссе. |
Эссе: понятие о жанре
|
Определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, пред-метного содержания, типологичес-кой структуры и языковых осо-бенностей текста). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре эссе (на выбор — по картине или по книге) |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
71
|
РР. Контрольная работа № 9. РР. Создание письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Эссе |
Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе» |
Создавать собственные высказывания в жанре эссе
|
|||
72, 73 |
Резервные уроки. Контрольная работа № 10. Пробный региональный экзамен. |
Контрольная работа по текстам УО |
Контроль усвоенных навыков и умений. |
|||
Бессоюзное сложное предложение |
|
|||||
74, 75
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Нормы построения бессоюзного предложения.
|
Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений |
Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как таком единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью) |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
76, 77 |
Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия. |
Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия. |
Иметь представление о важнейших значениях, присущих бессоюзным предложениям: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия. Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собст-венной речи бессоюзные синтак-сические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений |
|||
78,79 |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении |
Проверить способность учащихся грамотно использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих предложениях соответствующие знаки препинания |
|||
80, 81
|
РР. Создание письменных высказываний разной коммуникативной направ-ленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. |
Написание сочинения по картине Н.Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» (упр. 286). Письменные впечатления о картине с использованием бессоюзных сложных предложений. |
|
|
||
82,83 |
Контрольная работа № 11. Диктант. Применение знаний по лингвистике в практике правописания. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения |
см. «Методические рекомендации», стр. 80. Работа над ошибками |
|
|||
Стили речи (продолжение). Деловая речь |
|
|||||
84
|
РР. Основные особенности официально-делового стиля. |
Деловая речь
|
Повторить изученное об офици-ально-деловом стиле. Правильно оформлять по образцам деловые бумаги. Анализировать и совершенствовать рецензию, написанную ранее |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникатив-ные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
85
|
РР. Основные жанры офи-циально-делового стиля. Расписка, доверенность, заявление, резюме |
Обобщение изученного по теме
|
Тренироваться в правильном написании деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии) по образцу |
|||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи |
|
|||||
86 - 89
|
Сложное предложение с различными видами связи |
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием |
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам. Проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава, коллективная. Организационные формы урочной деятельности: академи-ческие (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседо-вание); досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.); интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование и др.) Формы работы с текстом: |
||
90, 91 |
Интонация, её функции. Период |
Интонация, её функции. Период |
Иметь представление о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи |
|||
92 - 94 |
Итоговое повторение |
Повторение проводится на основе текстов |
Проверить подготовку учащихся по родному языку за курс 5 – 9 классо |
|||
95 |
Итоговая контрольная работа № 12. Применение знаний по лингвистике в практике правописания |
см. «Методические рекомендации», стр. 102 – 123 |
|
|||
96 |
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения |
Работа над ошибками |
|
|||
97 - 102 |
Резервные уроки |
|
|
|
||
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2020 – 2021 учебный год 102 часа
9 класс
№ п/п |
Количество уроков |
Название темы |
Содержание |
Дата по плану |
Дата фактическая |
1
|
1 |
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире |
Особенности русского национального языка как государственного и как средства межнационального общения. Тексты о русском языке |
|
|
2
|
1 |
РР. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы |
Стили речи. Разговорная и книжная речь. Пять стилей речи: речевые ситуации, стилевые черты |
|
|
3, 4
|
2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика
|
Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и её роль. Произношение звуков речи и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Русское словесное ударение. Нормы русского ударения. Состав русского алфавита. Правильные названия букв. Соотношение звуков и букв. Приоритет звуков по отношению к буквам |
|
|
5, 6
|
2 |
Лексика. Морфемика. Словообразование
|
Лексика и фразеология. Толковый словарь. Морфемика и словообразование. Морфемно-словообразовательный разбор слова. Словарь морфем, словообразовательный словарь |
|
|
7, 8
|
2 |
Морфология и синтаксис
|
Морфология. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и простого предложения |
|
|
9 - 11 |
3 |
Орфография и пунктуация
|
Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Правописание гласных в корнях слов. Корни с чередованием. Спряжение глаголов. Приставки и частицы не и ни и их правописание |
|
|
12 |
1 |
Орфографический практикум |
|
|
|
13
|
1 |
Контрольная работа № 2. Диктант. Применение знаний по орфографии и синтаксису в практике правописания |
см. «Методические рекомендации», стр. 46 |
|
|
14
|
1 |
РР. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа |
Типы речи. Разновидности типов речи
|
|
|
15
|
1 |
РР. Контрольная работа № 3. Сжатое изложение содержания прослушанного или прочитанного текста |
Сжатое изложение
|
|
|
16, 17
|
2 |
Понятие о сложном предложении
|
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Русские лингвисты: Д.Н. Овсянико-Куликовский |
|
|
18, 19
|
2 |
Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения
|
Типы сложных предложений. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
|
|
20
|
1 |
Понятие о сложносочинённом предложении
|
Сложносочинённое предложение, его строение. Интонационное и пунктуационное оформление таких предложений |
|
|
21, 22
|
2 |
Виды сложносочинённых предложений
|
Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений. Основные значения сложносочинённых предложений: соединительные (с оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Синтаксический разбор таких предложений по образцу |
|
|
23
|
1 |
РР. Творческая работа по картине А.А. Пластова «Первый снег» (или иной картине) с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме (упр. 76) |
|
|
|
24
|
1 |
РР. Контрольная работа № 4. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Изложение |
Изложение «Мой друг» по упр. 85, 86 |
|
|
25 |
1 |
РР. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи |
Работа над ошибками |
|
|
26, 27 |
2 |
РР. Основные особенности художественной литературы |
Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы» |
|
|
28, 29
|
2 |
Понятие сложноподчинённого предложения.
|
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Интонационное и пунктуационное оформление подобных предложений. Русские лингвисты: С.И. Абакумов |
|
|
30, 31
|
2 |
Типы сложных предложений. |
Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений по образцу. Русские лингвисты: Л.Ю.Максимов |
|
|
32 - 34
|
3 |
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении |
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением |
|
|
35, 36
|
2 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п. |
|
|
37
|
1 |
РР. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. |
Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи. |
|
|
38 |
1 |
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сочинение. |
Сочинение-этюд по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (упр. 154)
|
|
|
39, 40
|
2 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным места
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Особенности строения и употребления в речи |
|
|
41, 42 |
2 |
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным времени |
Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Особенности строения и употребления в речи |
|
|
43, 44 |
2 |
Резервные уроки. Контрольная работа № 5 по итогам 1 полугодия. Применение знаний по лингвистике в практике правописания |
Контрольная работа по текстам УО |
|
|
45, 46
|
2 |
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным сравнения
|
Различные способы сравнения в русском языке. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. Осо-бенности строения и употребления в речи. Русские лингвисты: А.А. Потебня |
|
|
47, 48
|
2 |
Построение сложноподчиненного предложения с придаточным образа действия и степени |
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи |
|
|
49
|
1 |
РР. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи. Путевые заметки |
Путевые заметки: понятие о жанре. План анализа текста определённого речевого жанра |
|
|
50
|
1 |
РР. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи. Путевые заметки |
Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра |
|
|
51
|
1 |
РР. Контрольная работа № 6. Подробное изложение содержания прослушанного или прочитанного текста |
Подробное изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды» (упр. 200)
|
|
|
52 |
1 |
РР. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи |
Работа над ошибками |
|
|
53
|
1 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели |
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи |
|
|
54
|
1 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия |
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребления в речи |
|
|
55, 56 |
2 |
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия |
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи |
|
|
57 - 61
|
5 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
|
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Особенности строения и употребления в речи. Повторение и обобщение по теме |
|
|
62, 63 |
2 |
РР. Основные жанры научного и публицистического стиля. Рецензия |
Рецензия: понятие о жанре
|
|
|
64
|
1 |
Контрольная работа № 7. РР. Создание письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Рецензия на книгу |
Рецензия (продолжение): структура, языковые особенности текста. Подготовка к домашнему сочинению — рецензии на понравившийся рассказ (книгу) по упр. 244 |
|
|
65 - 67 |
3 |
Сложные предложения с различными видами связи |
Сложноподчинённое предложение с не сколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных |
|
|
68
|
1 |
Контрольная работа № 8. Диктант. Применение знаний по лингвистике в практике правописания |
см. «Методические рекомендации», стр. 73 - 74 |
|
|
69 |
1 |
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения |
Работа над ошибками |
|
|
70
|
1 |
РР. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи. Эссе. |
Эссе: понятие о жанре
|
|
|
71
|
1 |
РР. Контрольная работа № 9. РР. Создание письменных высказываний разной ком-муникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Эссе |
Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе» |
|
|
72, 73 |
2 |
Резервные уроки. Контрольная работа № 10. Пробный региональный экзамен. |
Контрольная работа по текстам УО |
|
|
74, 75
|
2 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Нормы построения бессоюзного предложения.
|
Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений |
|
|
76, 77 |
2 |
Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия. |
Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия. |
|
|
78,79 |
2 |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении |
|
|
80, 81
|
2 |
РР. Создание письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. |
Написание сочинения по картине Н.Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» (упр. 286). Письменные впечатления о картине с использованием бессоюзных сложных предложений |
|
|
82
|
1 |
Контрольная работа № 11. Диктант. Применение знаний по лингвистике в практике правописания |
см. «Методические рекомендации», стр. 80 |
|
|
83 |
1 |
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения |
Работа над ошибками |
|
|
84
|
1 |
РР. Основные особенности официально-делового стиля. |
Деловая речь
|
|
|
85
|
1 |
РР. Основные жанры официально-делового стиля. Расписка, доверенность, заявление, резюме |
Обобщение изученного по теме
|
|
|
86 - 89 |
4 |
Сложное предложение с различными видами связи |
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием |
|
|
90, 91 |
2 |
Интонация, её функции. Период |
Интонация, её функции. Период |
|
|
92 - 94 |
3 |
Итоговое повторение |
Повторение проводится на основе текстов |
|
|
95 |
1 |
Итоговая контрольная работа № 12. Применение знаний по лингвистике в практике правописания |
см. «Методические рекомендации», стр. 102 – 123 |
|
|
96 |
1 |
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения |
Работа над ошибками |
|
|
97 - 102 |
6 |
Резервные уроки |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.