Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение ЗОЖ в объеме 2 часа в месяц.
Необходимость введения образовательного курса "Основы здорового образа жизни" продиктована многими причинами. Прежде всего - это' ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8-11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.
Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах "отцов и детей", росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасилований и др.
Крайние проявления кризисного состояния личности видятся в росте количества самоубийств.
Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высоком риске безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытке информации, ухудшении состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушении культурных ценностей.
Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом более чем в 30 раз. Анализ анкет, индивидуальные и групповые беседы с молодежью, проводимые Саратовским ОЦПСиР, показывают низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что еще больше обостряет указанные проблемы.
Актуальным остается вопрос прерывания беременности. Ежегодно в России около 300 тысяч девочек-подростков прибегает к абортам. Это, а также последствия перенесенных заболеваний половой сферы, нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России
страдает от бесплодия.
Впервые за всю историю России смертность в стране превысила рождаемость. В настоящее время эта проблема обострилась до такой степени, что можно говорить о реальной угрозе существования нации.
В этих условиях в системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к взрослой жизни.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.
Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. "При этом подразумевается гармоничное сочетание психического, социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.
Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.
Здоровый образ жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование и тестирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока формирует понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Каждый год обучения имеет девиз, который определяет общую направленность занятий.
Учебно - тематический план
№ |
Темы разделов |
Количество часов |
Уроки обобщения и повторения, практические работы |
1 |
Этический блок |
4 |
1 |
2 |
Психологический блок |
5 |
1 |
3 |
Правовой блок |
3 |
1 |
4 |
Семьеведческий блок |
3 |
1 |
5 |
Медико-гигиенический блок |
3 |
1 |
Итого |
18 |
5 |
Содержание курса
(2 часа в месяц, всего - 18 часов)
ЭТИЧЕСКИЙ БЛОК (4 ЧАСОВ) Общество, нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межличностных отношений, этика, этикет, сознательность и ответственность за поступки. Понятия чести, совести, добра и зла.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК (5 ЧАСОВ) Способности человека. Развитие воображения, мышления, навыков коллективного творчества. Способность смотреть на мир непредвзято. Конструктивное реагирование в ситуации обиды. Навыки регулирования эмоционального состояния.
ПРАВОВОЙ БЛОК (3 ЧАСОВ)
Возраст наступления уголовной ответственности. Преступление. Вовлечение в совершение преступления. Жестокое обращение. Правовая защищенность. Формы обращения за помощью.
СЕМЬЕВЕДЧЕСКИЙ БЛОК (3 ЧАСОВ)
Женственность и мужественность. Знакомство и установление отношений. Культура взаимоотношений юношей и девушек.
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ БЛОК (3 ЧАСОВ)
Здоровье, духовность, эмоции. Личная ответственность за собственное здоровье и благополучие. Режим дня. Гигиенические аспекты работы на компьютере.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Темы разделов и уроков |
Количество часов |
Дата |
1 |
Этический блок. Нравственные законы общества.
|
1 |
23.09 |
2 |
Последствия наших поступков для жизни общества. |
1 |
30.09 |
3 |
Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочность. |
1 |
07.10 |
4
|
Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. |
1 |
21.10 |
5 |
Психологический блок. Способности человека. Развитие собственных способностей. |
1 |
11.11
|
6 |
Воображение. Гибкость мышления. |
1 |
18.11 |
7 |
Конструктивное реагирование в ситуации обиды. |
1 |
02.12 |
8 |
Навыки регулирования эмоционального состояния. |
1 |
16.12 |
9
|
Учимся снимать раздражение. Обобщение и повторение психологического блока. |
1 |
20.01 |
10 |
Правовой блок. Преступления против морали.
|
1 |
27.01
|
11 |
Преступления против семьи. |
1 |
03.02 |
12
|
Преступления против несовершеннолетних. Обобщение и повторение правового блока. |
1 |
10.02 |
13 |
Семьеведческий блок. Женственность и мужественность. |
1 |
02.03
|
14 |
Знакомство и установление отношений. |
1 |
16.03 |
15
|
Культура взаимоотношений юношей и девушек. Обобщение и повторение материала семьеведческого блока. |
1 |
06.04 |
16 |
Медико-гигиенический блок. Здоровье – нравственная категория. |
1 |
20.05 |
17 |
Режим дня, правильное питание. |
1 |
08.05 |
18
|
Гигиенические аспекты работы на компьютере. Повторение . |
1 |
18.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.