Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тандинская средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1) Программа основного общего образования (Физика 7-9. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник);
2) учебник физики А.В.Пёрышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2013
Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.
Цели и задачи курса.
Целями и задачами курса физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МБОУ «Тандинская СОШ» отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в год. Уровень обучения – базовый. Программа предназначена для учащихся 7 классов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы организации образовательного процесса,
технологии обучения, формы контроля
Планируются следующие формы организации учебного процесса:
• фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.
В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:
• личностно-ориентированное обучение;
• проблемное обучение;
• дифференцированное обучение;
• технологии обучения на основе решения задач;
• методы индивидуального обучения;
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Система оценивания учащихся.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по физике.
• Ответ оценивается отметкой «5», если:
• работа выполнена полностью;
• в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
• в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
• Отметка «4» ставится в следующих случаях:
• работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
• допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
• Отметка «3» ставится, если:
• работа выполнена правильно на две трети;
• допущено более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочетов.
• Отметка «2» ставится, если:
• выполнено менее двух третей работы;
• допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка лабораторных работ по физике.
• Отметка «5» ставится, если учащийся:
• полностью выполнил работу с соблюдением всей необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
• самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;
• все опыты проводит в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
• соблюдает требования правил безопасного труда;
• в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей измерения.
• Отметка «4» ставится, если учащийся:
• выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке «5», но допустил два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
• Отметка «3» ставится, если учащийся:
• выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
• Отметка «2» ставится, если учащийся:
• выполнил работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные результаты и выводы;
• неправильно проводил наблюдения.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдает требования правил безопасного труда.
3. Оценка устных ответов обучающихся по физике
• Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• показал верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий;
• дал точное определение и истолкование основных понятий, законов и теорий; правильно определяет физические величины, их единицы, способы измерения;
• правильно выполнил построение графиков, чертежей, схем;
• показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
• возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
• Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
• Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении физической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
• Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-тематический план.
Раздел Изучаемый материал Кол-во часов Контрольные работы Лабораторные работы
1 Введение 4 1
2 Первоначальные сведения о строении вещества 5 1
3 Взаимодействие тел 20 2 3
4 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 24 2 2
5 Работа и мощность. Энергия 15 2 1
6 Всего 68 6 8
Содержание тем учебного курса.
Введение (4 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (20 час). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия (13 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
• Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
• Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
• Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть результаты своих действий;
• Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• Формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
• Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного познания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
• Формировать представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений и использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
• Понимать физические основы и принципы действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
• Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн;
• Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Учебно-методическое обеспечение
1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2013
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач: 7 класс и А.В. Чеботарева: Тесты по физике 7 класс.
Интернет-ресурсы
1. http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС)
2. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
4. http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics - Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике.
5. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики.
6. http://www.edu.delfa.net/ - Учителю физики.
7. http://physics.nad.ru/ - Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.
8. http://kiv.sovtest.ru/ - Электронный учебник по физике 7 - 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы.
Технические средства обучения
1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Список литературы
1. А.В. Чеботарева Тесты по физике 7 класс к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» ФГОС. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина., М: Экзамен, 2015
2. Интернет сайт «Цифровые образовательные ресурсы»;
3. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013;
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
6. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач 7 класс. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина., М.: Экзамен, 2015;
7. Электронное приложение к учебнику www.drofa.ruктп
рабочая программа физике 7 класс.doc
Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Тандинская средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
Пояснительная записка.
1) Программа основного общего образования (Физика 79. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник);
2) учебник физики А.В.Пёрышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2013
Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути
формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это
связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы.
Физика даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7
классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение
умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.
Целями и задачами курса физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения
представления о физической картине мира;
Цели и задачи курса.
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о
законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
его изучения;
Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами
исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических
величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны
быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения
потребностей человека.
Учебный план МБОУ «Тандинская СОШ» отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в
Место учебного предмета в учебном плане.
год. Уровень обучения – базовый. Программа предназначена для учащихся 7 классов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы организации образовательного процесса,
технологии обучения, формы контроля
фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.
Планируются следующие формы организации учебного процесса:
В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят
демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют
особенностям физической науки.
личностноориентированное обучение;
проблемное обучение;
дифференцированное обучение;
технологии обучения на основе решения задач;
методы индивидуального обучения;
Система оценивания учащихся.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по физике.
1.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием
незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды
работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
работа выполнена правильно на две трети;
допущено более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов,
при наличии четырёхпяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если:
выполнено менее двух третей работы;
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной
теме в полной мере.
2. Оценка лабораторных работ по физике.
Отметка «5» ставится, если учащийся:
полностью выполнил работу с соблюдением всей необходимой последовательности проведения опытов и
измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;
все опыты проводит в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает требования правил безопасного труда;
в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ погрешностей измерения.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке «5», но допустил дватри недочета или не более
одной негрубой ошибки и одного недочета.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы;
в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
выполнил работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные результаты и
выводы;
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдает требования правил безопасного труда.
3. Оценка устных ответов обучающихся по физике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
показал верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий;
дал точное определение и истолкование основных понятий, законов и теорий; правильно определяет физические
неправильно проводил наблюдения.
величины, их единицы, способы измерения;
правильно выполнил построение графиков, чертежей, схем;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении
практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик
легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет
один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания
учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко
исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении физической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений
и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, в рисунках, чертежах
или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебнотематический план.
Раздел Изучаемый материал
1
2
3
4
5
6
Введение
Первоначальные сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел, жидкостей и
газов
Работа и мощность. Энергия
Всего
Колво
часов
4
5
20
24
15
68
Контрольны
е работы
Лабораторн
ые работы
1
1
3
2
1
8
2
2
2
6
Содержание тем учебного курса. Введение (4 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства
тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине.
Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность
измерений. Нахождение погрешности измерения.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул.
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные
состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (20 час). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.
Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения.
Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой
тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил,
направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и
увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в
жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное
давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометранероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в
них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия (13 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила
равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр
тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
Сформированность познавательных интересов на
основе развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам
обучения.
Метапредметные:
Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
результаты своих действий;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного
познания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном
мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Формировать представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе
существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества,
элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых
экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений и использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
Понимать физические основы и принципы действия машин и механизмов, средств передвижения и связи,
бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные
причины техногенных и экологических катастроф;
Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;
Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных
полей, электромагнитных и звуковых волн;
Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний
законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2013
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач: 7 класс и А.В. Чеботарева: Тесты
Учебнометодическое обеспечение
по физике 7 класс.
Интернетресурсы
. ru / Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС)
:// standart
. edu
1. http
2. http://
collection
school
3. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
4. http://rostest.runnet.ru/cgibin/topic.cgi?topic=Physics Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике,
. edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
динамике и статике.
5.
http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения
школьного курса физики.
6. http://www.edu.delfa.net/ Учителю физики.
7.
http://physics.nad.ru/ Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике,
сопровождаются теоретическими объяснениями.
8.
http://kiv.sovtest.ru/ Электронный учебник по физике 7 9 кл. По некоторым разделам имеются
дифференцированные задачи, лабораторные работы. 1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Технические средства обучения
1. А.В. Чеботарева Тесты по физике 7 класс к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» ФГОС. Методическое
Список литературы
пособие к учебнику А.В.Перышкина., М: Экзамен, 2015
2. Интернет сайт «Цифровые образовательные ресурсы»;
3. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013;
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
2010 г. № 1897;
6. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач 7 класс. Методическое пособие к
учебнику А.В.Перышкина., М.: Экзамен, 2015;
7. Электронное приложение к учебнику www
. drofa
. ru
Календарнотематическое планирование по физике в 7 классе по учебнику А. В. Перышкин 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Приложение к программе.
№
урок
а
Тема
Колво
часов
Планируемые результаты
Освоение предмета
Раздел 1. Введение – 4 часа.
Дата
Д/з
план
Факт
1.
2.
Что изучает физика.
Наблюдения и опыты.
Физические величины.
Измерение физических
величин..
3. Лабораторная работа №
1
,,Определение цены деления
измерительного прибора».
1
1
1
овладение научной терминологией; наблюдать и
описывать физические явления
формирование научного типа мышления
01.0902.10
01.0902.10
овладение практическими умениями определять
цену деления прибора, оценивать границы
погрешностей результатов
04.0909.09 4.
Физика и техника.
1.
2.
3.
4.
Строение вещества.
Молекулы. Лабораторная
работа № 2
« Измерение размеров малых
тел»
Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул
Агрегатные состояния
вещества.
5. Контрольная работа
1. Механическое движение.
2.
3.
Скорость. Единицы
скорости.
Расчет пути и времени
движения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
формирование убеждения в высокой ценности
науки в развитии материальной и духовной
культуры людей
коммуникативные умения докладывать о
результатах своего исследования
04.0909.09
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества – 5 часов.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
11.0916.09
выдвигать постулаты о причинах движения
молекул, описывать поведение молекул в
конкретной ситуации
овладение знаниями о взаимодействии молекул,
установление указанных фактов, объяснение
конкретных ситуаций
создание модели строения твердых тел,
жидкостей, газов
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
Раздел 3. Взаимодействие тел – 20 часа.
формирование представлений о механическом
движении тел и его относительности
представить результаты измерения в виде таблиц,
графиков, самостоятельность в приобретении
новых знаний и практических умений;
обеспечения безопасности своей жизни
на основе анализа задач выделять физические
величины, формулы, необходимые для решения и
проводить расчеты, применять теоретические
знания по физике на практике,
решать
физические задачи на применение полученных
11.0916.09
18.0923.09
18.0923.09
25.0930.09
25.0930.09
02.1007.10
02.1007.10 4.
Инерция.
5.
Взаимодействие тел.
Решение задач.
Расчет пути и
времени движения.
6. Масса тела. Измерение
массы тела на весах.
7. Лабораторная работа №
3
«Измерение массы тела на
рычажных весах»
8.
9.
Решение задач.
Лабораторная
работа №4
«Измерение объема тел»
Плотность вещества
Лабораторная
работа № 5
«Определение плотности
твердого тела».
10. Расчет массы и объема тела
по его плотности
1
1
1
1
1
1
1
знаний;
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний; формирование
ценностных отношений друг к другу, учителю,
авторам открытий, результатам обучения.
формирование умения выделять взаимодействие
среди механических явлений;
объяснять явления природы и техники с помощью
взаимодействия тел
продолжить
характеризовать взаимодействие тел
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
развитие самостоятельности в приобретении
новых знаний и практических умений;
формирование умения сравнивать массы тел
формирование
умения
09.1014.10
09.1014.10
16.1021.10
16.1021.10
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
23.1028.10
явлений
выяснение физического смысла плотности,
формирование убеждения в закономерной связи и
познаваемости
в
объективности научного знания
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
природы,
23.1028.10
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
30.1004.11 жизни
11. Решение задач по теме
«Расчёт массы и
объёма тела»
1
Умение находить массу тела и его объем по
известной плотности вещества;
30.1004.11
12. Контрольная работа №1
«Механическое движение.
1
Масса тела.
Плотность
вещества»
13. Сила. Явление тяготения.
Сила тяжести.
1
14. Сила упругости. Закон Гука. 1
15. Вес тела.
16. Связь между силой тяжести
и массой тела.
17. Динамометр.
Лабораторная
работа № 6
«Градуирование
пружины и измерение
сил динамометром,»
18. Сложение двух сил,
направленных вдоль
одной прямой.
1
1
1
1
19. Сила трения. Трение покоя. 1
20. Контрольная работа №2 1
формирование умений наблюдать, делать выводы,
выделять главное, планировать и проводить
эксперимент
выводить из экспериметальных фактов и
теоретических моделей физические законы
понимание смысла физических
раскрывающих связь изученных явлений;
понимание смысла физических
раскрывающих связь изученных явлений;
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
законов,
законов,
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения,
коммуникативные
умения
докладывать о результатах своего исследования,
наблюдения
16.1121.11
23.1128.11
23.1128.11
30.1105.12
30.1105.12
07.1212.12
07.121212
14.1219.12
14.1219.12 по теме «Силы»
1.
Давление. Единицы
давления.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Способы уменьшения и
увеличения давления
Давление газа.
Закон Паскаля.
Давление в жидкостях и
газах.
Расчет давления на дно и
стенки сосуда
Решение задач. Расчет
давления
Сообщающие сосуды
Вес воздуха. Атмосферное
давление
10. Опыт Торричелли.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов – 24 часа
законов,
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения, участвовать в дискуссии, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения, участвовать в дискуссии, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу
понимание смысла физических
раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические
законы
выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
коммуникативные умения докладывать о
результатах своего исследования
формирование убеждения в закономерной связи и
в
познаваемости
природы,
явлений
11.0116.01
11.0116.01
18.0123.01
18.0123.01
25.0130.01
25.0130.01
01.0206.02
01.0206.02
08.0213.02
08.0213.02 11.
12.
Атмосферное давление на
различных высотах.
Решение задач.
Атмосферное давление.
13. Манометры.
14. Контрольная работа №3
«Давление»
15. Поршневой жидкостной
насос.
16.
Гидравлический пресс
1
1
1
1
1
1
17. Действие жидкости и газа на
1
погруженное в них тело.
18. Сила Архимеда.
19. Лабораторная работа №7
«Измерение выталкивающей
силы, действующей на
погруженное в жидкость
тело»
20. Плавание тел.
1
1
1
21.
Решение задач. Архимедова
сила.
1
объективности научного знания
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
15.0220.02
15.0220.02
22.0227.02
22.0227.02
29.0205.03
29.0205.03
07.0312.03
07.0312.03
14.0319.03
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни, коммуникативные умения докладывать о
результатах своего исследования
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
14.0319.03
21.0302.04 22. Плавание судов.
23. Воздухоплавание
1
1
24. Контрольная работа №4
1
«Архимедова сила»
1. Механическая работа.
2. Мощность.
3.
Простые механизмы. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге.
4. Момент силы.
5.
Рычаги в технике, быту и
природе
1
1
1
1
1
6. Лабораторная работа №
1
8
«Выяснение условия
устройств,
технических
обеспечения
безопасности своей жизни, охраны окружающей
среды;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических
обеспечения
безопасности своей жизни, охраны окружающей
среды;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических
обеспечения
безопасности своей жизни, охраны окружающей
среды;
устройств,
устройств,
21.0302.04
04.0409.04
04.0409.04
11.0416.04
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия. – 13 часов.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу 11.0416.04
формирование неформальных знаний о понятиях
простой механизм, рычаг;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
18.0423.04
18.0423.04
25.0430.04
25.0430.04 равновесия рычага»
Применение закона
равновесия к блоку
Решение задач. «Золотое
правило» механики.
Коэффициент полезного
действия механизма.
7.
8.
9.
10.
Решение задач на КПД
простых механизмов
11. Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия
1
1
1
1
1
12. Совершенствование навыков
1
расчета энергии, работы и
мощности
13. Совершенствование навыков
решения задач за курс 7
класса
1
гипотезы,
отыскивать
и практических умений;
подтверждение на опыте правила моментов сил
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
подтверждение на опыте правила моментов сил
развитие теоретического мышления на основе
формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать
и
формулировать доказательства выдвинутых
гипотез, выводить из экспериментальных фактов
и теоретических моделей физические законы;
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
знания о природе важнейших физических явлений
окружающего мира и понимание смысла
физических законов,
раскрывающих связь
изученных явлений;
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни, знания о природе важнейших физических
явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов,
раскрывающих связь
изученных явлений;
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
02.0507.05
02.0507.05
09.0514.05
09.0514.05
16.0521.05
16.0521.05
23.0528.05 14. Резерв
15. Резерв
23.0528.05
09.0514.05
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
КТП по физике 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.