Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тандинская средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1) Программа основного общего образования (Физика 7-9. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник);
2) учебник физики А.В.Пёрышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2013
Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы. Физика даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.
Цели и задачи курса.
Целями и задачами курса физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МБОУ «Тандинская СОШ» отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в год. Уровень обучения – базовый. Программа предназначена для учащихся 7 классов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы организации образовательного процесса,
технологии обучения, формы контроля
Планируются следующие формы организации учебного процесса:
• фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.
В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:
• личностно-ориентированное обучение;
• проблемное обучение;
• дифференцированное обучение;
• технологии обучения на основе решения задач;
• методы индивидуального обучения;
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Система оценивания учащихся.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по физике.
• Ответ оценивается отметкой «5», если:
• работа выполнена полностью;
• в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
• в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
• Отметка «4» ставится в следующих случаях:
• работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
• допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
• Отметка «3» ставится, если:
• работа выполнена правильно на две трети;
• допущено более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочетов.
• Отметка «2» ставится, если:
• выполнено менее двух третей работы;
• допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка лабораторных работ по физике.
• Отметка «5» ставится, если учащийся:
• полностью выполнил работу с соблюдением всей необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
• самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;
• все опыты проводит в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
• соблюдает требования правил безопасного труда;
• в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей измерения.
• Отметка «4» ставится, если учащийся:
• выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке «5», но допустил два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
• Отметка «3» ставится, если учащийся:
• выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
• Отметка «2» ставится, если учащийся:
• выполнил работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные результаты и выводы;
• неправильно проводил наблюдения.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдает требования правил безопасного труда.
3. Оценка устных ответов обучающихся по физике
• Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• показал верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий;
• дал точное определение и истолкование основных понятий, законов и теорий; правильно определяет физические величины, их единицы, способы измерения;
• правильно выполнил построение графиков, чертежей, схем;
• показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
• возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
• Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
• Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении физической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
• Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-тематический план.
Раздел Изучаемый материал Кол-во часов Контрольные работы Лабораторные работы
1 Введение 4 1
2 Первоначальные сведения о строении вещества 5 1
3 Взаимодействие тел 20 2 3
4 Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 24 2 2
5 Работа и мощность. Энергия 15 2 1
6 Всего 68 6 8
Содержание тем учебного курса.
Введение (4 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (20 час). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия (13 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
• Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
• Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
• Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть результаты своих действий;
• Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• Формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
• Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного познания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
• Формировать представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений и использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
• Понимать физические основы и принципы действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
• Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн;
• Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Учебно-методическое обеспечение
1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2013
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач: 7 класс и А.В. Чеботарева: Тесты по физике 7 класс.
Интернет-ресурсы
1. http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС)
2. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
4. http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics - Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике.
5. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики.
6. http://www.edu.delfa.net/ - Учителю физики.
7. http://physics.nad.ru/ - Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.
8. http://kiv.sovtest.ru/ - Электронный учебник по физике 7 - 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы.
Технические средства обучения
1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Список литературы
1. А.В. Чеботарева Тесты по физике 7 класс к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» ФГОС. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина., М: Экзамен, 2015
2. Интернет сайт «Цифровые образовательные ресурсы»;
3. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013;
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
6. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач 7 класс. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина., М.: Экзамен, 2015;
7. Электронное приложение к учебнику www.drofa.ruктп
Рабочая программа по физике для учащихся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Тандинская средняя общеобразовательная школа» составлена в соответствии со следующими
нормативными документами:
Пояснительная записка.
1) Программа основного общего образования (Физика 79. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник);
2) учебник физики А.В.Пёрышкин. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2013
Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути
формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета.
Школьный курс физики является системообразующим для естественнонаучных предметов, изучаемых в школе. Это
связано с тем, что в основе содержания курсов химии, физической географии, биологии лежат физические законы.
Физика даёт учащимся научный метод познания и позволяет получать объективные знания об окружающем мире. В 7
классе начинается формирование основных физических понятий, овладение методом научного познания, приобретение
умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданному алгоритму.
Целями и задачами курса физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения
представления о физической картине мира;
Цели и задачи курса.
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о
законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
его изучения;
Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами
исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических
величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явленияи проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны
быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза,
теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения
потребностей человека.
Учебный план МБОУ «Тандинская СОШ» отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю, итого 68 часов в
Место учебного предмета в учебном плане.
год. Уровень обучения – базовый. Программа предназначена для учащихся 7 классов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы организации образовательного процесса,
технологии обучения, формы контроля
фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.
Планируются следующие формы организации учебного процесса:
В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят
демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют
особенностям физической науки.
личностноориентированное обучение;
проблемное обучение;
дифференцированное обучение;
технологии обучения на основе решения задач;
методы индивидуального обучения;
Система оценивания учащихся.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по физике.
1.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием
незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать
рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды
работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
работа выполнена правильно на две трети;
допущено более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов,
при наличии четырёхпяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если:
выполнено менее двух третей работы;
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной
теме в полной мере.
2. Оценка лабораторных работ по физике.
Отметка «5» ставится, если учащийся:
полностью выполнил работу с соблюдением всей необходимой последовательности проведения опытов и
измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;
все опыты проводит в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает требования правил безопасного труда;
в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ погрешностей измерения.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке «5», но допустил дватри недочета или не более
одной негрубой ошибки и одного недочета.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы;
в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
выполнил работу не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильные результаты и
выводы;
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдает требования правил безопасного труда.
3. Оценка устных ответов обучающихся по физике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
показал верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий;
дал точное определение и истолкование основных понятий, законов и теорий; правильно определяет физические
неправильно проводил наблюдения.
величины, их единицы, способы измерения;
правильно выполнил построение графиков, чертежей, схем;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении
практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик
легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет
один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания
учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко
исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но
показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении физической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений
и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании физической терминологии, в рисунках, чертежах
или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебнотематический план.
Раздел Изучаемый материал
1
2
3
4
5
6
Введение
Первоначальные сведения о строении
вещества
Взаимодействие тел
Давление твёрдых тел, жидкостей и
газов
Работа и мощность. Энергия
Всего
Колво
часов
4
5
20
24
15
68
Контрольны
е работы
Лабораторн
ые работы
1
1
3
2
1
8
2
2
2
6
Содержание тем учебного курса.Введение (4 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства
тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине.
Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность
измерений. Нахождение погрешности измерения.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул.
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные
состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (20 час). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.
Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.
Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения.
Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой
тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил,
направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и
увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в
жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное
давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометранероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в
них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия (13 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила
равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр
тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
Сформированность познавательных интересов на
основе развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам
обучения.
Метапредметные:
Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
результаты своих действий;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной,
символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных
источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного
познания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном
мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Формировать представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе
существования материи; усваивать основные идеи механики, атомномолекулярного учения о строении вещества,
элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых
экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений и использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
Понимать физические основы и принципы действия машин и механизмов, средств передвижения и связи,
бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные
причины техногенных и экологических катастроф;
Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования;
Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных
полей, электромагнитных и звуковых волн;
Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний
законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2013
2. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач: 7 класс и А.В. Чеботарева: Тесты
Учебнометодическое обеспечение
по физике 7 класс.
Интернетресурсы
. ru / Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС)
:// standart
. edu
1. http
2. http://
collection
school
3. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
4. http://rostest.runnet.ru/cgibin/topic.cgi?topic=Physics Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике,
. edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
динамике и статике.
5.
http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения
школьного курса физики.
6. http://www.edu.delfa.net/ Учителю физики.
7.
http://physics.nad.ru/ Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике,
сопровождаются теоретическими объяснениями.
8.
http://kiv.sovtest.ru/ Электронный учебник по физике 7 9 кл. По некоторым разделам имеются
дифференцированные задачи, лабораторные работы.1. Компьютеры.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Технические средства обучения
1. А.В. Чеботарева Тесты по физике 7 класс к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» ФГОС. Методическое
Список литературы
пособие к учебнику А.В.Перышкина., М: Экзамен, 2015
2. Интернет сайт «Цифровые образовательные ресурсы»;
3. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2013;
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря
2010 г. № 1897;
6. А.Е. Марон, Е.А. Марон, А.В. Позойский Физика: Сборник вопросов и задач 7 класс. Методическое пособие к
учебнику А.В.Перышкина., М.: Экзамен, 2015;
7. Электронное приложение к учебнику www
. drofa
. ru
Календарнотематическое планирование по физике в 7 классе по учебнику А. В. Перышкин 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Приложение к программе.
№
урок
а
Тема
Колво
часов
Планируемые результаты
Освоение предмета
Раздел 1. Введение – 4 часа.
Дата
Д/з
план
Факт
1.
2.
Что изучает физика.
Наблюдения и опыты.
Физические величины.
Измерение физических
величин..
3. Лабораторная работа №
1
,,Определение цены деления
измерительного прибора».
1
1
1
овладение научной терминологией; наблюдать и
описывать физические явления
формирование научного типа мышления
01.0902.10
01.0902.10
овладение практическими умениями определять
цену деления прибора, оценивать границы
погрешностей результатов
04.0909.094.
Физика и техника.
1.
2.
3.
4.
Строение вещества.
Молекулы. Лабораторная
работа № 2
« Измерение размеров малых
тел»
Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул
Агрегатные состояния
вещества.
5. Контрольная работа
1. Механическое движение.
2.
3.
Скорость. Единицы
скорости.
Расчет пути и времени
движения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
формирование убеждения в высокой ценности
науки в развитии материальной и духовной
культуры людей
коммуникативные умения докладывать о
результатах своего исследования
04.0909.09
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества – 5 часов.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
11.0916.09
выдвигать постулаты о причинах движения
молекул, описывать поведение молекул в
конкретной ситуации
овладение знаниями о взаимодействии молекул,
установление указанных фактов, объяснение
конкретных ситуаций
создание модели строения твердых тел,
жидкостей, газов
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
Раздел 3. Взаимодействие тел – 20 часа.
формирование представлений о механическом
движении тел и его относительности
представить результаты измерения в виде таблиц,
графиков, самостоятельность в приобретении
новых знаний и практических умений;
обеспечения безопасности своей жизни
на основе анализа задач выделять физические
величины, формулы, необходимые для решения и
проводить расчеты, применять теоретические
знания по физике на практике,
решать
физические задачи на применение полученных
11.0916.09
18.0923.09
18.0923.09
25.0930.09
25.0930.09
02.1007.10
02.1007.104.
Инерция.
5.
Взаимодействие тел.
Решение задач.
Расчет пути и
времени движения.
6. Масса тела. Измерение
массы тела на весах.
7. Лабораторная работа №
3
«Измерение массы тела на
рычажных весах»
8.
9.
Решение задач.
Лабораторная
работа №4
«Измерение объема тел»
Плотность вещества
Лабораторная
работа № 5
«Определение плотности
твердого тела».
10. Расчет массы и объема тела
по его плотности
1
1
1
1
1
1
1
знаний;
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний; формирование
ценностных отношений друг к другу, учителю,
авторам открытий, результатам обучения.
формирование умения выделять взаимодействие
среди механических явлений;
объяснять явления природы и техники с помощью
взаимодействия тел
продолжить
характеризовать взаимодействие тел
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
развитие самостоятельности в приобретении
новых знаний и практических умений;
формирование умения сравнивать массы тел
формирование
умения
09.1014.10
09.1014.10
16.1021.10
16.1021.10
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
23.1028.10
явлений
выяснение физического смысла плотности,
формирование убеждения в закономерной связи и
познаваемости
в
объективности научного знания
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
природы,
23.1028.10
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
30.1004.11жизни
11. Решение задач по теме
«Расчёт массы и
объёма тела»
1
Умение находить массу тела и его объем по
известной плотности вещества;
30.1004.11
12. Контрольная работа №1
«Механическое движение.
1
Масса тела.
Плотность
вещества»
13. Сила. Явление тяготения.
Сила тяжести.
1
14. Сила упругости. Закон Гука. 1
15. Вес тела.
16. Связь между силой тяжести
и массой тела.
17. Динамометр.
Лабораторная
работа № 6
«Градуирование
пружины и измерение
сил динамометром,»
18. Сложение двух сил,
направленных вдоль
одной прямой.
1
1
1
1
19. Сила трения. Трение покоя. 1
20. Контрольная работа №2 1
формирование умений наблюдать, делать выводы,
выделять главное, планировать и проводить
эксперимент
выводить из экспериметальных фактов и
теоретических моделей физические законы
понимание смысла физических
раскрывающих связь изученных явлений;
понимание смысла физических
раскрывающих связь изученных явлений;
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
законов,
законов,
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения,
коммуникативные
умения
докладывать о результатах своего исследования,
наблюдения
16.1121.11
23.1128.11
23.1128.11
30.1105.12
30.1105.12
07.1212.12
07.121212
14.1219.12
14.1219.12по теме «Силы»
1.
Давление. Единицы
давления.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Способы уменьшения и
увеличения давления
Давление газа.
Закон Паскаля.
Давление в жидкостях и
газах.
Расчет давления на дно и
стенки сосуда
Решение задач. Расчет
давления
Сообщающие сосуды
Вес воздуха. Атмосферное
давление
10. Опыт Торричелли.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов – 24 часа
законов,
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения, участвовать в дискуссии, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения, участвовать в дискуссии, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу
понимание смысла физических
раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы,
проводить
наблюдения, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические
законы
выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
коммуникативные умения докладывать о
результатах своего исследования
формирование убеждения в закономерной связи и
в
познаваемости
природы,
явлений
11.0116.01
11.0116.01
18.0123.01
18.0123.01
25.0130.01
25.0130.01
01.0206.02
01.0206.02
08.0213.02
08.0213.0211.
12.
Атмосферное давление на
различных высотах.
Решение задач.
Атмосферное давление.
13. Манометры.
14. Контрольная работа №3
«Давление»
15. Поршневой жидкостной
насос.
16.
Гидравлический пресс
1
1
1
1
1
1
17. Действие жидкости и газа на
1
погруженное в них тело.
18. Сила Архимеда.
19. Лабораторная работа №7
«Измерение выталкивающей
силы, действующей на
погруженное в жидкость
тело»
20. Плавание тел.
1
1
1
21.
Решение задач. Архимедова
сила.
1
объективности научного знания
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
и другие источники информации.
выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
15.0220.02
15.0220.02
22.0227.02
22.0227.02
29.0205.03
29.0205.03
07.0312.03
07.0312.03
14.0319.03
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни, коммуникативные умения докладывать о
результатах своего исследования
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
14.0319.03
21.0302.0422. Плавание судов.
23. Воздухоплавание
1
1
24. Контрольная работа №4
1
«Архимедова сила»
1. Механическая работа.
2. Мощность.
3.
Простые механизмы. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге.
4. Момент силы.
5.
Рычаги в технике, быту и
природе
1
1
1
1
1
6. Лабораторная работа №
1
8
«Выяснение условия
устройств,
технических
обеспечения
безопасности своей жизни, охраны окружающей
среды;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических
обеспечения
безопасности своей жизни, охраны окружающей
среды;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических
обеспечения
безопасности своей жизни, охраны окружающей
среды;
устройств,
устройств,
21.0302.04
04.0409.04
04.0409.04
11.0416.04
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия. – 13 часов.
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу 11.0416.04
формирование неформальных знаний о понятиях
простой механизм, рычаг;
умения и навыки применять полученные знания
для объяснения принципов действия важнейших
технических устройств
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
18.0423.04
18.0423.04
25.0430.04
25.0430.04равновесия рычага»
Применение закона
равновесия к блоку
Решение задач. «Золотое
правило» механики.
Коэффициент полезного
действия механизма.
7.
8.
9.
10.
Решение задач на КПД
простых механизмов
11. Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия
1
1
1
1
1
12. Совершенствование навыков
1
расчета энергии, работы и
мощности
13. Совершенствование навыков
решения задач за курс 7
класса
1
гипотезы,
отыскивать
и практических умений;
подтверждение на опыте правила моментов сил
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы
овладение навыками работы с физическим
оборудованием
самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
подтверждение на опыте правила моментов сил
развитие теоретического мышления на основе
формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и
выдвигать
и
формулировать доказательства выдвинутых
гипотез, выводить из экспериментальных фактов
и теоретических моделей физические законы;
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни
знания о природе важнейших физических явлений
окружающего мира и понимание смысла
физических законов,
раскрывающих связь
изученных явлений;
умения и навыки применять полученные знания
для решения практических задач повседневной
жизни, знания о природе важнейших физических
явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов,
раскрывающих связь
изученных явлений;
умения применять теоретические знания по
физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
02.0507.05
02.0507.05
09.0514.05
09.0514.05
16.0521.05
16.0521.05
23.0528.0514. Резерв
15. Резерв
23.0528.05
09.0514.05