Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Оценка 5
Документация
docx
окружающий мир
3 кл
01.06.2017
КТП составлено в соответствии с требованиями ФГОС, на основе
- основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».
Учебник: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
Учебные пособия :А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.. М., «Просвещение», 2016 год
Дополнительная литература: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,3 класс, «Просвещение», 2013 год.
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. – М.: Просвещение (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)КТП составлено в соответствии с требованиями ФГОС, на основе
- основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».
Учебник: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
Учебные пособия :А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.. М., «Просвещение», 2016 год
Дополнительная литература: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,3 класс, «Просвещение», 2013 год.
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. – М.: Просвещение (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)
окружающий мир 3 а.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мензелинска Республики Татарстан
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор _______________/Р.Х. Ялаев/
Приказ № ____от «____» ____________2016 г.
Календарнотематическое планирование
по окружающему миру
на 2016/2017 учебный год.
Уровень образования (класс): начальное общее образование, 3А класс
Разработала: Митюшкина Л.А.., учитель первой
квалификационной категории
«Согласовано»
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от «__» августа 2016 г. №___
Руководитель ШМО
________Комиссарова Н.Б.
«Согласовано»
Заместитель директора
по НО МБОУ «СОШ № 2»
___________ Кирамова О.Н.
от «__» августа 2016 г.
«Принято»
Решение педагогического
совета МБОУ «СОШ № 2»
от «__» августа 2016 г.,
протокол №___
1 Пояснительная записка
Всего: 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков: 2 ч.
Административных контрольных уроков ч.
КТП составлено в соответствии с требованиями ФГОС, на основе
основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».
Учебник: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, 3 класс
М., «Просвещение», 2013 год.
Учебные пособия :А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В
2 ч.. М., «Просвещение», 2016 год
Дополнительная литература: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к
учебнику «Окружающий мир». М.,3 класс, «Просвещение», 2013 год.
Окружающий мир. Рабочие программы. 14 класс. – М.: Просвещение (А.А.Плешаков,
М.Ю.Новицкая)
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
№ Наименование контрольной
1
2
работы
Проверочная работа в (форме
тестирования)
Контрольная работа
( в форме тестирования)
1 четверть
2
четверть
1
3 четверть
4
четверть
1
Год
1
1
Количество проверочных работ, экскурсий, проектов, практических работ
№
1
2
3
Наименование
контрольной
работы
Экскурсии
Проект
Практическая
работа
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
1
1
1
2
1
1
1
2
4
Планируемые результаты изучения курса « Окружающий мир» в 3 классе
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с
отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления
материальной и духовной культуры традиционного Дома;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,
конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме
Списка Всемирных духовных сокровищ;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное
рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как
мир;
2 представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных
народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах
семейных традиций;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего
поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного
ученика;
мотивы учебной деятельности (учебнопознавательные, социальные);
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,
окружающим людям*;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,
необходимых для будущего России*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах
народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными
сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами
семейной жизни*;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и
семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения
людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе
проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой
помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных
традиций здорового образа жизни народов своего края.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию окружающего мира;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с
окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на
различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия
темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и
критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
3 контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками, картой),
словеснообразным и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной
задачи;
на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах
изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным материалом.
Познавательные:
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и
других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно
познавательной);
использовать знаковосимволические средства, в том числе элементарные модели и схемы для
решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в
виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и
поговорки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с
возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных
знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
моделировать различные ситуации и явления природы.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках
литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
строить сообщения в устной и письменной форме;
выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной
задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте
(явлении);
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Учащийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и
вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
4 проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в
общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел
тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом
возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Учащийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий,
выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я
сам»;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных
задач;
навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов,
измерение, моделирование);
определять тип справочной и научнопознавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по
силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с
физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые
вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании
почвы, находить в атласеопределителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные,
земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни,
способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
5 характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество,
природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных,
земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками,
незнакомыми людьми;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного
угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих
ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и
традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную
смету расходов на эти потребности;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков,
показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности
перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
Учащийся получит возможность научиться:
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей,
свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий;
понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение,
измерение, опыт, книги, Интернет;
оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
6 № п/п
Тема урока, элементы содержания
Календарнотематическое планирование по окружающему миру 3 класс
Основные виды деятельности
Кол
во
часов
Дата
По
плану
По
факту
1 четверть – 18 часов
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 13 часов, Человек и общество 5 часов,
Человек и природа (7 часов)
1
Как человек узнает мир. Особенности познания: беспрерывность,
бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его
духовные силы
2
3
4
Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование,
определение природных объектов.
Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы,
лабораторное оборудование
Книга хранит знания и опыт людей. Источники информации об
окружающем мире.
1
1
1
1
7
03.09
06.09
8.09
13.09
Формулировать мысль о том, что стремление к
творческому познанию окружающего мира есть
отличительная черта человека. Определять сферы
познания: природа и культура. Выявлять особенности
познания (беспрерывность, бесконечность, способность
изменять личность человека, обогащать его духовные
силы). Высказывать мотивированное суждение об
ответственности познающего человека за то, как, в
каких целях используются открытия и изобретения.
Характеризовать способы изучения окружающего
мира. Различать этапы исследования. Различать виды
узнавать и называть предметы
оборудования,
оборудования, объяснять их назначение.
Оценивать свои успехи при выполнении практических
работ.
Делать выводы об ответственности человека при
исследовании окружающего мира.
Определять тип справочной литературы; и научно
популярной литературы. Находить необходимые
сведения в словаре, справочнике, путеводителе.
Презентовать понравившуюся научнопопулярную
книгу, правильно называть её автора и название,
кратко раскрывать её содержание, сопровождая
показом иллюстраций в самой книге или подходящих
по теме рисунков, фотографий 5
6
7
Как человек узнает мир. Сведения о путеводителях, Интернете
План. О чем расскажет план (практическая работа)
Географическая карта. Карта как источник информации.
Человек и общество (5 часов)
8
Страны и народы мира. Отличительные особенности политической карты
мира.
15.09
20.09
22.09
Характеризовать различные научно
просветительские учреждения ; находить
необходимые сведения об этих учреждениях в
путеводителях.
Обсуждать правила поведения на экскурсии.
Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии
для удовлетворения потребности в расширении знаний,
определяемой личными интересами; оформлять
собственные впечатления от экскурсии, кратко
раскрывать её содержание, сопровождая показом
своих рисунков, фотографий.
Сравнивать рисунок и план местности. Работая в
изучать условные знаки плана местности,
паре,
применять их для чтения плана. Различать наиболее
обсуждать их
распространенные виды планов,
значение в нашей жизни..
В ходе практической работы в группах извлекать
информацию из туристических планов, оценивать свои
успехи в овладении способами чтения плана.
Сравнивать план и карту, глобус и карту мира.
Изучать условные знаки карты, применять их для
чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу
«Материки и части света». Узнавать материки
части
света по силуэтам. С помощью карты учебника
приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать
роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни,
оценивать эмоциональные впечатления от мысленных
путешествий по карте.
│
Сравнивать политическую карту мира с физической
картой, определять ее отличительные особенности.
Находить на карте ту или иную страну, показывать
ее границы, определять столицу, называть соседние
страны. Соотносить название страны с названием
27.09
1
1
1
1
8 9
10
11
Как человек узнает мир. Путешествие как способ познания окружающего
мира.
Транспорт. Общественный транспорт, города и села. Старинные и
современные средства передвижения. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации и связи. Знакомство со старинными
способами обмена информацией между людьми. Радио, телевидение,
пресса, Интернет
12
Средства массовой информации и связи.
Экскурсия по городу.
языка и наоборот. В справочной литературе о народах
мира находить информацию о составе населения
страны и об особенностях ее культуры.
Формулировать цель путешествия, соотносить
личные интересы с интересами своих спутников,
находить необходимые сведения для определения
маршрута, оформлять дневник путешествия,
оценивать результаты путешествия (достигнута ли
поставленная цель). Формулировать правила
ответственного туризма по отношению к природе и к
местным обычаям и традициям.
Различать старинные и современные средства
передвижения.
Систематизировать транспорт по видам; определить
виды транспорта, необходимые для проектируемого
путешествия по городу (селу); рассказать в
зависимости от личного интереса сюжет из истории
одного из видов транспорта (по выбору), об
изобретателях, учёных; либо разработать своё
предложение об использовании общественного
транспорта в просветительских целях.
Различать средства связи, используемые в личной и
общественной жизни, средства связи и средства
массовой информации участвовать в дидактической
игре.
Рассказывать о сюжетах теле, радиопередач,
публикаций в газетах и журналах, знакомящих с
природой, культурой, с выдающимися людьми России
и мира (по выбору в соответствии с личными
интересами).
Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их
выполнить; наблюдать изменения в неживой и живой
природе, устанавливать взаимозависимость между
ними; работать со взрослыми: посещать музеи и
рассказывать о них; с помощью Интернета (по
29.09
4.10
6.10
11.10
1
1
1
1
9 возможности) совершать виртуальную экскурсию в
любой музей (по своему выбору); оценивать
результаты своих достижений на экскурсии
Человек и природа (6 часов)
13
14
15
Как человек узнает мир. Способы отражения древней мысли человечества
о единстве мира в разных видах народного творчества
Разнообразие веществ природы. Твёрдые тела, жидкости, газы, вещества.
Вода – растворитель.
Звезды и планеты. Солнце, его значение для жизни на Земле. О солнце,
как о ближайшей к нам звезде, источнике света и тепла для всего живого
на Земле;
16
Воздух – смесь газообразных веществ. Воздух, его состав и свойства..
Легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха, летуч,
Определять образ единого мирадома в словесных и
изобразительноприкладных произведениях народного
творчества своего края; творчески использовать
приёмы народного словесного и изобразительно
прикладного творчества для выражения своего
собственного чувства единства с миром природы и
людей.
Характеризовать изображения окружающего мира,
представленные в произведениях народного творчества
своего края.
Различать природные объекты и созданные человеком
предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые
тела, жидкости и газы.
Характеризовать их отличительные свойства,
группировать природные объекты по их
отличительным признакам. Приводить примеры
веществ, описывать их, ставить опыты.
Работая в группе, проводить опыт «Вода –
растворитель»
Характеризовать Солнце как ближайшую к нам
звезду, отличия звёзд и планет, понимать значение
Солнца для всего живого на Земле, знать строение
Солнечной системы и названия планет.
Извлекать из различных источников информацию о
планетах Солнечной системы, готовить доклады и
обсуждать полученные сведения.
Сравнивать звёзды, планеты по различным признакам,
заполнять таблицу «Различие звёзд по цвету»,
используя сведения из учебника и других источников,
в том числе Интернета.
Характеризовать свойства воздуха, понимать природу
13.10
18.10
20.10
25.10
1
1
1
1
10 принимает форму любого сосуда, легко сжимается, является условием
горения благодаря наличию в нем кислорода)
Практическая работа.
17
18
Воздух – смесь газообразных веществ.
Значение воздуха для растений, животных, человека
Вода.
Вода, её состояния. Легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет
цвета и запаха, принимает форму любого сосуда.)
его движения в атмосфере. Ставить опыты по
изучению свойств воздуха. Раскрывать значение
воздуха для людей, животных и растений.
Изучать свойства воздуха, наблюдать
демонстрационные опыты, записывать выводы в
рабочей тетради.
Извлекать из источников дополнительную
информацию о свойствах воздуха и его значении,
делать доклады.
Изучать свойства воздуха, наблюдать
демонстрационные опыты, записывать выводы в
рабочей тетради.
Извлекать из источников дополнительную
информацию о свойствах воздуха и его значении,
делать доклады.
Высказывать предположения, почему воду часто
называют самым главным веществом на планете.
Различать состояния воды.
Показывать на карте водные объекты; извлекать из
источников дополнительную информацию о воде, её
свойствах и её значении, делать доклады.
Характеризовать свойства воды; понимать значение
круговорота воды для живых организмов; ставить
опыты по изучению свойств воды.
25.10
27.10
1
1
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 11 часов, Человек и общество 3 часа
2 четверть – 14 часов.
Человек и природа (1 час)
19
Вода.
Распространение воды в природе, её значение для живых организмов.
Круговорот воды в природе. Водоемы родного края
Высказывать предположения, почему воду часто
называют самым главным веществом на планете.
Различать состояния воды.
Показывать на карте водные объекты; извлекать из
источников дополнительную информацию о воде, её
свойствах и её значении, делать доклады.
Характеризовать свойства воды; понимать значение
8.11
8.11
1
11 Человек и общество (1 час)
20.
Человек создатель и носитель культуры.
Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных
видах народного творчества; узнавание этих образов в произведениях
словесного и изобразительноприкладного народного творчества
Человек и природа (2 часа)
21
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
Горные породы и минералы. Условия, необходимые для нахождения
ценных залежей. Способы и средства ухода за коллекцией. Разнообразие
коллекции камней. Полезные ископаемые родного края.
1
1
22
Почва, ее состав. Понятие о почве, её плодородии и значении для
растений, животных и человека; о перегное, его образовании и значении
для плодородия почвы.
1
12
круговорота воды для живых организмов; ставить
опыты по изучению свойств воды.
Находить и характеризовать образы воздуха, огня,
воды в словесных и изобразительноприкладных
произведениях народного творчества своего края;
творчески использовать приёмы народного
словесного и изобразительноприкладного творчества
для сочинения своих собственных загадок об огне, о
воде, воздухе, различая возможные проявления этих
стихий (вода в водоёмах, дождь, солнце, молния, огонь
на земле).
Характеризовать
Различать по внешнему виду минералы и горные
породы.
свойства полезных
ископаемых и определять их значение для человека;
находить
в атласеопределителе материалы о
минералах и горных породах. Наблюдать простейшие
опыты над свойствами полезных ископаемых;
извлекать из источников дополнительный материал о
полезных ископаемых, делать доклады. Рассуждать о
целях создания коллекций.
Выявлять условия, необходимые для создания
коллекций. Рассказывать о способах и средствах
ухода за коллекцией, осваивать приёмы ухода (в ходе
практической работы).
Различать виды коллекций горных пород и
минералов.
Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе
и роль живых организмов в образовании почвы,
находить в атласеопределителе животных, живущих в
10.11
15.11
17.11 Человек и общество (1 час)
23
Человек создатель и носитель культуры. Мир растений. Плодородная
земля и растения в народном творчестве.
Человек и природа (8 часов)
24
Особенности питания разных животных.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери,
их существенные признаки
25 Животные родного края. Роль животных в природе и жизни людей.
почве; извлекать из источников дополнительную
информацию о строении почвы, способах
формирования почвы
Знакомиться по тексту учебника с группами растений.
Классифицировать растения, представленные на
иллюстрациях учебника.
Различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
лиственные растения, приводить примеры растений
каждой группы, выделять их отличия, находить в
атласеопределителе «От земли до неба» примеры
растений своего края. Понимать значение растений
для формирования атмосферы и для питания
животных и человека, приводить примеры
использования растений в хозяйственной жизни людей.
Узнавать образы плодородной земли и растений в
произведениях словесного и изобразительно
прикладного народного творчества (в народных
песенках и загадках, архитектурных деталях
старинного жилища, предметах быта, игрушках,
традиционной одежде).
Узнавать и называть животных на рисунках
Подбирать обобщающее название для
учебника.
животных каждой группы, выявлять их существенные
признаки, осуществлять самопроверку.
Различать животных разных групп по их признакам и
месту обитания; описывать внешний вид изучаемых
животных, встречающихся в своём регионе, находить
их изображения в атласеопределителе «От земли до
неба».
способы размножения
животных разных групп; понимать роль животных в
природе и жизни человека; извлекать из источников
дополнительные сведения о представителях фауны
Различать животных разных групп по их признакам и
Характеризовать
22.11
24.11
29.11
1
1
1
13 26
27
Взаимосвязи в сообществе растений и животных Особенности питания
разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные).
Цепи питания. Способы защиты животных.
Лесединство живой и неживой природы. Круговорот веществ в природном
сообществе, участие в круговороте веществ бактерий и грибов.
28
Луг единство живой и неживой природы. Основные луговые растения,
грибы и насекомых, их взаимосвязь. Круговорот веществ на лугу.
месту обитания; описывать внешний вид изучаемых
животных, встречающихся в своём регионе, находить
их изображения в атласеопределителе «От земли до
неба».
Приводить примеры животных разных групп
(самостоятельно и с помощью атласаопределителя).
Рассказывать о животных разных групп по своим
наблюдениям
Классифицировать животных по способу питания;
приводить примеры этих групп. Сравнивать внешний
вид животных в зависимости от способа питания и
защиты от врагов; понимать цепи питания как способ
организации сообщества живых организмов; находить
в атласе примеры животных разных групп по способу
питания
Оценивать эмоциональноэстетическое впечатление
от восприятия леса (на картине, фотографии, в
природе).
Характеризовать природные сообщества на примере
леса, круговорота веществ в природе как пример
единства живого.
Выявлять роль бактерий и грибов в круговороте
веществ. Находить в атласеопределителе лесные
растения, животных и грибы своего края, извлекать из
источников дополнительную информацию
Оценивать эмоциональноэстетическое впечатление
от восприятия луга (на картине, фотографии, в
природе).
Характеризовать природное сообщество луга как
пример единства живого и неживого, круговорот
веществ в экосистеме луга, описывать роль
насекомых в размножении растений, находить в
атласеопределителе луговые растения, грибы и
насекомых своего края, извлекать из источников
дополнительную информацию.
01.12
6.12
8.12
1
1
1
14 29
Водоемединство живой и неживой природы. Природное сообщество
водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных,
земноводных, насекомых, птиц и зверей; «многоэтажность» водоёма. Роль
каждого живого существа водоёма в круговороте веществ.
30
Сообщества родного края.
31
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека. Охрана
природных сообществ как единое целое в мире.
Проверочная работа по теме «Природные сообщества»
Человек и общество (1 час)
32
Человек – создатель и носитель культуры. Отношение к природным
богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы
разных народов России и мира, выражающие оценку природы и место в
ней человека, о народном трудовом опыте разумного хозяйствования в
старину и сейчас.
1
1
1
1
13.12
15.12
20.12
Рисовать схему круговорота веществ на лугу.
Оценивать эмоциональноэстетическое впечатление
от восприятия водоёма (на картине, фотографии, в
природе).
Сравнивать водное сообщество с лесным и луговым.
Характеризовать водоём как единство живой и
неживой природы, как природное сообщество, роль
каждого из живых существ в круговороте веществ в
водоёме, извлекать информацию из источников,
находить в атласеопределителе растения и животных
водоёма своего края. Выражать своё отношение к
миру природы.
Сравнивать водное сообщество с лесным и луговым.
извлекать информацию из источников, находить в
атласеопределителе растения и животных водоёма
своего края. Выражать своё отношение к миру
природы.
Работая в парах, соотносить отрицательное влияние
человека на природу и меры по её охране, заполнять
таблицу в рабочей тетради. Иметь представление о
взаимосвязи живого и неживого в природных
сообществах; осознанно выполнять правила
поведения в природной среде; бережно относиться к
растениям и животным, к чистоте воды, воздуха,
земли; творчески возвращать вторую жизнь уже
использованным вещам для того, чтобы экономить
силы природы на переработку предметов, созданных
человеком.
Отношение к природным богатствам в культурной
традиции народов России и мира. Пословицы разных
народов России и мира, выражающие оценку природы и
место в ней человека, о народном трудовом опыте
разумного хозяйствования в старину и сейчас.
22.12
3 четверть – 20 часов
15 ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 4 часа, Человек и общество 14 часов,
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ 2 часа
Человек и общество ( 10 часов)
33
Культура общения. Уважение к чужому мнению. Значение слова
«мир».Правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями,
земляками, незнакомыми людьми ; устройство старинной и современной
общественной жизни, необходимость общих дел и праздников, взаимной
поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу.
34
Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена.
Внутреннее устройство старинного дома; конструктивные особенности
жилища в соотнесении с их назначением и в соответствии с особой ролью
в жизни семьи каждого её члена; общие и различные черты в устройстве
старинного и современного жилища
35
Эстетическое оформление красного угла в доме, с его значением как
центра духовной жизни семьи
36
Особое значение порога, центрального столба, почётного места, с
Объяснять значения слова «мир» на русском языке и
находить их аналоги в языках народов своего края.
Моделировать ситуации общения в разных
сообществах, старинных и современных.
Соблюдать правила совместной жизни в общем доме,
в общении с соседями, земляками, незнакомыми
людьми; стремиться принимать участие в посильных
общественных делах и праздниках
Сравнивать устройство старинного и современного
домов.
Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи,
женского и мужского углов в старинном доме;
находить их аналоги в устройстве старинного жилища
народов своего края, а также названия в местных
сопоставить между собой особенности
языках;
старинного и современного внутреннего устройства
дома.
Выявлять общее и различное в их назначении в
семейной жизни и нравственном смысле для каждого
члена семьи.
Выявлять роль и назначение красного угла в
старинном доме; находить его аналог в устройстве
старинного жилища народов своего края, а также
название в местных языках. Сопоставить между собой
особенности старинного и современного почётного
места во внутреннем устройстве дома; выявлять
общее и различное в их назначении в семейной жизни и
в духовнонравственном смысле для каждого человека
в семье.
Сопоставлять между собой особенности внутреннего
10.01
12.01
17.01
19.01
1
1
1
1
16 наличием женской и мужской половин в доме; понимание и взаимное
уважение друг друга, жизнь в мире и согласии. Традиции гостеприимства,
принятые в старину и в настоящее время.
Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре
народов своего края. Термины ближайшего родства и свойства, в том
числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь,
сын, сестра, брат, внук, внучка).
Родословное дерево. Способы составления родословного древа;
представление о понятии «честь фамилии, семьи, рода». Схема
родословного дерева.
Семья самое близкое окружение человека. Значимость супружеского
союза мужчины и женщины, отражённая в народных сказках, пословицах,
старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.
37
38
39
устройства жилища разных народов России и мира;
выявлять общее и различное в их назначении в
семейной жизни и в духовнонравственном смысле для
каждого человека в семье.
Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в
гости.
Называть, с опорой на собственный опыт термины
родства. Определять с их помощью свои отношения с
каждым из членов семьи.
Понимать, каково различие между терминами родства
и свойства, в чём различие между кровным родством и
родством духовным. Подсчитывать количество
терминов родства в применении к себе со стороны
родных. Перечислять «волшебные слова семейного
счастья», в том числе в языках народов своего края.
Оценивать с помощью этих слов свои отношения в
семье
Различать способы составления родословного древа.
Составлять схему родственных связей в своей семье
до третьегочетвёртого поколения; осознавать
ценность документов из семейного архива, а также
ценность семейных реликвий, необходимость их
сохранения и передачи от одного поколения к
другому.
Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в
том числе из творчества народов своего края.
Рассказывать дветри пословицы и сюжеты народных
сказок о верных, любящих супругах; творчески
выразить представления о крепости супружеского
союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле,
воспроизводящем элементы свадебного обряда,
старинного или современного; стремиться поздравить
своих родителей во Всероссийский день семьи, любви
и верности — 8 июля.
24.01
26.01
31.01
1
1
1
17 40
41
42
43
Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства,
преклонного возраста.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Традиции
воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу
как женщины и мужчины, матери и отца, отражёнными в народных
сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания
детей и подростков
Человек – создатель и носитель культуры. Традиции народной игровой
культуры, с различными типами игр и игрушек (старинных и
современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое,
социальнонравственное, интеллектуальное развитие детей.
Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная и нервная, органы чувств).
44
Общее
представление
о
жизнедеятельности
организма.
1
1
1
1
1
18
Называть дветри пословицы и сюжеты народных
сказок о родительской любви к детям и о почтении
детей по отношению к родителям; творчески
выразить представления о родительской любви к
детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле
по одной из сказок народов своего края; стремиться
проявлять уважение к своим родителям
Сравнивать и различать особенности в воспитании
девочки и мальчика, в том числе в старинной и
современной культуре воспитания детей.
Называть дветри пословицы и сюжеты народных
сказок, авторских произведений о добрых, умелых,
умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках;
Объяснять значение своего имени и творчески
выразить заложенный в нём нравственный смысл как
образец для самовоспитания; описать личностные
качества человека, выбранного ребёнком в качестве
образца для подражания.
Презентовать несколько народных игр, определять
их назначение в своём развитии; характеризовать
заложенный в игре нравственный смысл, необходимый
для самовоспитания.
Излагать правила игры и организовывать её среди
сверстников.
Рассказывать о внешнем и внутреннем строение тела
человека.
Давать определения органа и системы органов.
Обозначать внутренние органы на схеме.
Характеризовать функции систем внутренних
органов человека и каждого из органов; понимать
важность для человека знания работы своих
внутренних органов; извлекать из источников
дополнительную информацию
Рассказывать о работе опорнодвигательной и
пищеварительной систем.
02.02
07.02
09.02
14.02
14.02 Функционирование опорнодвигательной, пищеварительной, дыхательной
и кровеносной систем, целостность организма человека.
Правила безопасной жизни (1 час)
45
Личная гигиена.
Гигиена наука о сохранении и укреплении здоровья; основные
гигиенические правила (выработка хорошей осанки, уход за зубами,
правильное питание).
Человек и природа (2 часа)
46
Гигиена органов чувств. Наши органы чувств.
Общее представление о строении и работе органов чувств.
47
Измерение температуры тела. Нормальная и повышенная температура
тела человека, правила пользования ртутным и электронным
термометрами и их устройством; измерение на практическом уровне
температуры своего тела
Работая в парах, обозначать на схеме
последовательность прохождения пищи по органам
пищеварительной системы.
Характеризовать функционирование основных систем
организма человека; рассказывать об их работе,
пользуясь схемами; измерять пульс в ходе
практической работы
Работая в парах, формулировать правила выработки
хорошей осанки.
Корректировать собственное поведение с учётом
этих правил.
Характеризовать основные правила гигиены;
моделировать в ходе практической работы ситуации
по соблюдению правил гигиены; сопоставлять
гигиенически правильный и неправильный образ жизни.
Работая в парах, знакомиться со строением органов
чувств. Подписывать на схеме части глаза и уха.
Характеризовать функции органов чувств как
источников информации об окружающем мире;
рассказывать о строении органов чувств, пользуясь
рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов
чувств.
Использовать дополнительную литературу, Интернет
для подготовки собственных сообщений.
Называть номера телефонов экстренной помощи,
иметь представление об оказании себе и другим людям
первой помощи,
себе температуру,
моделировать
своё поведение в экстренных
ситуациях.
Использовать основные термины: термометр, ртуть,
градус, травма, порез, ожог, ушиб, йод, обморожение,
измерять
16.02
21.02
28.02
1
1
1
19 Правила безопасной жизни (1 час)
48
Правила первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожениях,
солнечных ударах, с телефонами экстренной помощи. Правила здорового
образа жизни, отражённые в народных пословицах и традициях
Человек и общество(4 часа)
49
Домашнее хозяйство. Правила управления домашним хозяйством,
отражённые в народных пословицах и традициях; внутренний строй
семьи, её глава, роль каждого члена семьи в повседневной жизни, правила
семейного застолья.
50
Домашнее хозяйство. Защита проектов
1
1
1
51
Семейный бюджет.
Доходы и расходы семьи. История денег, разнообразие денежных единиц
1
20
перегревание, головокружение, обморок.
Подготовить фоторассказ о том, что в семье делается
для охраны и укрепления здоровья.
Называть народные правила и традиции здорового
образа жизни; применять их в своей повседневной
жизнедеятельности; понимать триединство,
заложенное в понятии «здоровье»; объяснять
нравственный смысл этого триединства, необходимый
для самовоспитания; проявлять уважительное,
внимательное, милосердное отношение к инвалидам
Рассказывать о народных правилах и традициях
управления домашним хозяйством, особенности
распределения обязанностей в семье.
Применять правила в своей повседневной
жизнедеятельности; выполнять правила этикета за
столом; понимать нравственный смысл совместной
трапезы, укрепляющей духовное единство семьи;
проявлять уважительное, благодарное отношение к
хлебу и кормильцам в семье.
Рассказывать о народных правилах и традициях
управления домашним хозяйством, особенности
распределения обязанностей в семье.
Применять правила в своей повседневной
жизнедеятельности; выполнять правила этикета за
столом; понимать нравственный смысл совместной
трапезы, укрепляющей духовное единство семьи;
проявлять уважительное, благодарное отношение к
хлебу и кормильцам в семье.
Характеризовать составные части семейных доходов
и расходов.
Уметь посчитать сумму денег,
необходимую для повседневного обеспечения жизни
02.03
07.03
09.03
14.03 разных стран мира
52
Внутренний мир человека. Образ достойной старости, представленный в
народных сказках, пословицах, произведениях живописи
1
своей семьи на фиксированный период.
Определять свои потребности и составлять
приблизительную смету расходов на эти потребности.
Рассказывать некоторые факты из истории денег в
человеческом обществе, типы денежных единиц
Российской Федерации разного достоинства.
С помощью ключевых слов выражать своё
впечатление от образа старого человека в
произведении живописи.
Называть 23 пословицы и сюжеты народных сказок,
которые демонстрируют мудрость людей пожилого
возраста; словесно выразить своё впечатление от
образа старого человека в произведении живописи, в
кукольном спектакле по одной из сказок народов
своего края.
4 четверть – 16 часов
Человек и общество 16 часов
53
Выдающиеся люди разных эпох. История рода А. С. Пушкина; связи
между предками и потомками в своей семье (роде).
1
16.03
30.03
04.04
Характеризовать семейные предания и летописные
сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца
и матери.
Подбирать 12 стихотворения или отрывка из сказок
А. С. Пушкина ; выразительно прочитать их, творчески
проиллюстрировать или драматизировать в небольшом
спектакле (по выбору); выбирать из семейного
наследия документ, реликвию, семейное устное
предание, в которых хранится память о добром деле,
совершённом родным человеком, оформить для
дальнейшего сохранения и передачи следующему
поколению в семье или рассказать о том, как
продолжаются добрые дела в семье.
Характеризовать семейные предания и летописные
сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца
и матери.
54
Выдающиеся люди разных эпох. Поисковоисследовательская работа с
семейными документами и реликвиями
1
21 55
56
57
Охрана памятников культуры. Идея сохранения достопримечательностей
природы и культуры. История создания Списка Всемирного наследия
Московский Кремль.
Московский Кремль как объектом Всемирного культурного наследия;
историкокультурное значение объекта, центра государственной власти,
духовной святыни России
Охрана памятников культуры. Особенности озера Байкал как объекта
Всемирного природного наследия; значение озера как уникального
природного явления не только России, но и мира
Подбирать 12 стихотворения или отрывка из сказок
А. С. Пушкина ; выразительно прочитать их, творчески
проиллюстрировать или драматизировать в небольшом
спектакле (по выбору); выбирать из семейного
наследия документ, реликвию, семейное устное
предание, в которых хранится память о добром деле,
совершённом родным человеком, оформить для
дальнейшего сохранения и передачи следующему
поколению в семье или рассказать о том, как
продолжаются добрые дела в семье.
Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия;
различать объекты природного и культурного
Всемирного наследия.
Рассказать об 12 объектах Всемирного наследия (по
выбору); оформлять наглядный материал для
презентации своего рассказа в классе. Стремиться
сохранять достопримечательности природы и
культуры.
Показывать
расположение проездных башен
Называть четыре башни
Московского Кремля.
узнавать на фотографии
Московского Кремля;
строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
различать среди них более древнюю и более позднюю
постройку; рассказывать о наиболее понравившихся
достопримечательностях и святынях Московского
Кремля (по выбору);
оформлять наглядный материал для презентации
своего рассказа в классе
Иметь представление о местонахождении озера
Байкал, показывать его на карте России;
рассказывать о его уникальных особенностях, флоре,
фауне и особых экологических проблемах (по выбору);
оформить наглядный материал для презентации
06.04
11.04
13.04
1
1
1
22 58
Страны и народы мира. Природные и культурные достопримечательности
Египта, его столица
1
59
60
61
Страны и народы мира.
Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия;
историкокультурное значение.
Охрана памятников культуры. Природные и культурные
достопримечательности Греции, её столица, Афинский Акрополь как
объект
Охрана памятников культуры. Всемирного культурного наследия;
историкокультурное значение страны.
1
1
1
23
рассказать
оформить
оформить
рассказать
своего рассказа в классе.
Показывать на карте местоположении Египта, так же
как и его столицу; узнавать на фотографии облик
египетских пирамид;
о наиболее
понравившихся достопримечательностях Египта (по
выбору);
наглядный материал для
презентации своего рассказа в классе.
Совершать воображаемое путешествие по Египту,
опираясь на материалы учебника (анализировать,
сравнивать, устно описывать иллюстрации,
обобщать информацию).
Показывать на карте местоположении Египта, так же
как и его столицу; узнавать на фотографии облик
египетских пирамид;
о наиболее
понравившихся достопримечательностях Египта (по
выбору);
наглядный материал для
презентации своего рассказа в классе.
Совершать воображаемое путешествие по Египту,
опираясь на материалы учебника (анализировать,
сравнивать, устно описывать иллюстрации,
обобщать информацию).
Показывать местоположение Греции и Афин на
карте; узнавать на фотографии облик её
достопримечательностей и святынь.
Рассказывать о наиболее понравившихся
достопримечательностях и святынях Греции (по
выбору); оформлять наглядный материал для
презентации своего рассказа в классе.
Показывать местоположение Греции и Афин на
карте; узнавать на фотографии облик её
достопримечательностей и святынь.
Рассказывать о наиболее понравившихся
достопримечательностях и святынях Греции (по
выбору); оформлять наглядный материал для
18.04
20.04
25.04
27.04 62
63
64
Знакомство со странами.
Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима и его
Старого города как объекта Всемирного культурного наследия.
Знакомство со странами. Историкокультурное значение Иерусалима и
его культурного наследия для верующих людей.
Знакомство со странами.
Местоположение и культурные достопримечательности Китая и Великой
Китайской стены как объектов Всемирного культурного наследия
65
Знакомство со странами.
Историкокультурное значение Китая.
1
1
1
1
24
презентации своего рассказа в классе.
Показывать на карте мира местоположение
Иерусалима в Израиле.
Узнавать на фотографии Иерусалим , Израиль и его
достопримечательности; рассказывать о наиболее
понравившихся достопримечательностях и святынях
Иерусалима (по выбору); оформлять наглядный
материал для презентации своего рассказа в классе
Показывать на карте мира местоположение
Иерусалима в Израиле.
Узнавать на фотографии Иерусалим , Израиль и его
достопримечательности; рассказывать о наиболее
понравившихся достопримечательностях и святынях
Иерусалима (по выбору); оформлять наглядный
материал для презентации своего рассказа в классе
Показывать на карте мира местоположение Китая;
узнавать на фотографии Великую Китайскую стену.
Совершать воображаемую экскурсию в Китай,
знакомиться с ним по материалам учебника.
о наиболее понравившихся
достопримечательностях и великих культурных
изобретениях Древнего Китая (по выбору).
Работать со взрослыми: найти дополнительную
информацию о Китае, написать рассказ о нем,
проиллюстрировать рассказ рисунком или
фотографией
Показывать на карте мира местоположение Китая;
узнавать на фотографии Великую Китайскую стену.
Совершать воображаемую экскурсию в Китай,
знакомиться с ним по материалам учебника.
о наиболее понравившихся
достопримечательностях и великих культурных
изобретениях Древнего Китая (по выбору).
Работать со взрослыми: найти дополнительную
Рассказывать
Рассказывать
02.05
04.05
11.05
11.05
16.05
11.05
16.05 земляках,
своих
информацию о Китае, написать рассказ о нем,
проиллюстрировать рассказ рисунком или
фотографией
Обобщать полученные знания о многих достойных
людях:
соотечественниках,
представителей других стран, которые воплотили в
себе лучшие человеческие качества (по выбору).
Воспроизводить пословицу, изречение из священных
текстов, в которых дана формула общезначимого
определять
нравственного идеала (по выбору);
общезначимые ценные качества в друге (подруге) и
Составить свой список Всемирных
самом себе.
духовных сокровищ.
Оформлять наглядный материал для презентации
своего списка в классе в виде портретных изображений
значимых людей, текстов пословиц и изречений.
Воспроизводить пословицу, изречение из священных
текстов, в которых дана формула общезначимого
определять
нравственного идеала (по выбору);
общезначимые ценные качества в друге (подруге) и
Составить свой список Всемирных
самом себе.
духовных сокровищ.
Оформлять наглядный материал для презентации
своего списка в классе в виде портретных изображений
значимых людей, текстов пословиц и изречений.
16.05
18.05
18.05
04.05
23.05
66
67
68
Выдающиеся люди разных эпох. Образы людей, которые воплотили в себе
лучшие человеческие качества; на основе обобщения знаний о многих
достойных людях – художниках, писателях, учёных, исторических
деятелях. Охрана памятников истории и культуры.
Работа с информацией
Контрольная работа (тестирование) «Повторение пройденного за
год»
Книга хранит знания и опыт людей. Сравнение пословиц разных народов
России и мира и текстов священных книг для понимания
1
1
1
25 26 ПРИЛОЖЕНИЕ К КТП
Комплект
оценочнометодических
материалов
27 График проведения контрольных работ
Названия контрольных работ
1
Контрольная работа
пройденного за год»
(тестирование) «Повторение
Дата
проведения
по плану
18.05
Дата
проведения
по факту
График проведения проектов , проверочных работ и практических работ
Названия проверочных работ
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
1 План. О чем расскажет план (практическая работа)
2
Воздух – смесь газообразных веществ. Воздух, его состав и
свойства.. Легко определяемые свойства воздуха (не виден, не
имеет запаха, летуч, принимает форму любого сосуда, легко
сжимается, является условием горения благодаря наличию в
нем кислорода)
Практическая работа.
20 .09
25.10
Проверочная работа по теме «Природные сообщества»
3
4 Домашнее хозяйство. Защита проектов
20.12
09.03
График проведения экскурсий
Название экскурсий
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
по факту
1
Средства массовой информации и связи. Экскурсия по
городу.
11.10
28 Критерии оценивания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются
индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют
развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами,
приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседаполилог, в котором участвуют учащиеся всего класса.
Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие
обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед проверка осознанности усвоения
учебной программы, это. определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только
знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение
сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках, по
предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса:
рассказописание и рассказрассуждение.
Рассказописание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления
окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке, этого вида рассказа
учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенные признаков объекта, логичность
изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает
желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими
словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование
дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказрассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания,
правильно установить причинноследственные, пространственные и временные связи, использовать
приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид
опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное логического мышления,
воображения, связной речирассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого
направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного
письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.
Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа,
продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными
карточкамизаданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают
правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит
проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире
являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний,
умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисункомсхемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного
опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля
используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель
этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием,
планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий
мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
29 неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления,
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие
отсутствие умения выполнять схемы, графические рисунки, заполнять таблицы, неумение
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, правильно показывать изучаемые объекты
Ошибки:
процесса;
признакам;
высказанное суждение;
использовать материал схем, таблиц, рисунков при ответе;
(природоведческие и исторические).
Недочеты:
подписей;
неправильному результату;
вопросов;
неточности при нахождении объектов на карте
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
несущественные неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие обозначений и
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к
неточности в определении назначения прибора, его использование осуществляется после наводящих
Контрольная работа
Основные
характеристики
Комментарий
Тестирование
Рекомендуемые предметы
окружающий мир
Форма проведения
Письменная форма (в том числе онлайнтестирование)
Длительность проведения
От 10 минут до 45 минут в зависимости от целей и объема содержания
Параметры оценки
КИМ
Количество верно выполненных заданий; при наличии развернутых ответов
– их полнота и правильность
Может включать части А, В, С:
• Часть А: тестовые задания базового уровня сложности, для выполнения
которых требуется выбрать один правильный ответ из четырех.
• Часть В: тестовые задания повышенной сложности, для решения
которых необходимо установить соответствие между понятиями или дать
краткий ответ самостоятельно – без предложенных вариантов.
• Часть С: задания высокого уровня сложности, предполагают написание
сдающим развернутого ответа на поставленный вопрос с демонстрацией
глубоких знаний по предмету и умения анализировать приведенные
данные; задания группы С выполняются по приведенному отрывку текста.
Типы тестов по способу ответа задания:
• закрытые тесты с одним правильным ответом;
• закрытые тесты на нахождения соответствия;
• закрытые тесты на нахождение последовательности;
• открытые тесты, в которых отсутствуют варианты ответов, учащийся
должен дать ответ самостоятельно
Оценивание в 5балльной Шкала перевода:
30 системе
• «5» – 100% базового уровня, 50% повышенного уровня;
• «4» – 65% базового уровня, 50% повышенного уровня;
• «3» – 50% базового уровня;
• «2» – менее 50% базового уровня
Источник. zavuch.ru›methodlib/318/
Вариант 1.
Проверочная работа «Природные сообщества»(тестирование)
1. Лес называют природным сообществом, потому что…
а) в лесу рядом друг с другом растут разные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными
2. На деревьях обитают…
а) белки, дятлы, кедровки
б) мыши, зайцы, медведи
в) кроты, лоси, черви
3. В лесной подстилке живут…
а) ежи, кроты, землеройки
б) бактерии, насекомые и их личинки
в) божьи коровки, жукикороеды, лесные мыши
4. К съедобным грибам относятся…
а) мухоморы, желчные грибы
б) дождевики, пороховки
в) лисички, рыжики, маслята
5. На лугу растут …
а) только травянистые растения
б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
6. Санитарами луга и леса называют…
а) жуков навозника и могильщика, дятла
б) пчел, кабанов, соек
в) жуковкороедов, жужелиц
7. На лугу живут:
а) пчела, божья коровка, суслик
б) шмель, водомерка, жаворонок
в) медуза, кобылка, комар
8.В поле выращивают:
а) овёс, пырей, вьюнок
б) пшеница, просо, ячмень
в) капуста, василёк, рогоз
9.В озере обитают:
а) муха, муравей, лягушка
б) стрекоза, головастик, утка
в) тля, землеройка, ёж
10.Пищевая цепочка луга:
а) капуста тля лягушка
б) рогоз комар стрекоза
в) ромашка бабочка трясогузка
11.Из каких растений делают ткани?
а) хлопчатник, лён
б) пшеница, рожь
31 в) клевер, мятлик
12.Для защиты почвы на полях необходимо:
а) удобрять, уничтожать насекомых и животных
б) обильно поливать, применять ядохимикаты
в) проводить снегозадержание, правильно пахать
13.К искусственным водоёмам относятся…
а) реки, моря, океаны
б) водохранилища, пруды, каналы
в) ручьи, реки, озёра, моря
*14.Живым фильтром называют…
а) головастиков
б) раков
в) двустворчатых моллюсков
15*. Составь цепь питания соответствует .
→
совы
а) жёлуди
→
б) …..
в) остатки растений
лягушка цапля
дождевой червь
….….
→
→
.….
→
→
Вариант 2
→
→
1.Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
→
мыши
а) жёлуди
совы
→
мыши
б) мятлик
совы
→
в) остатки растений
дождевой червь
2.Растениями луга являются…
а) тимофеевка, клевер, нивяник
б) ландыш, осока, ягель
в) черника, пион, типчак
3. Поле природное сообщество:
трясогузка
→
а) искусственное;
б) естественное;
4 . На полях растут:
а) деревья, ягоды, осот;
б) зерновые, овощные, масляничные, прядильные культуры, сорняки;
в) тимофеевка, василёк, тысячелистник, колокольчик, клевер, мятлик.
5. Почему полеводы борются с сорняками?
а) они некрасивые;
б) они ядовитые;
в) они вредят посевам;
6. Каких из перечисленных животных нужно уничтожать?
а) шмелей, тлей, куропаток.
б) тлей, колорадских жуков, капустных белянок, жукакузьку.
в)хлебную жужелицу, божью коровку, жаворонка.
7.К лекарственным растениям относятся:
а) рожь, мышиный горошек, рогоз
б) вьюнок, мятлик, колокольчик
в) подорожник, ромашка, пижма
8.Почему в поле живёт мало зверей?
а) мало птиц
б) много врагов
в) открытая местность
9. Назовите естественные пресные водоемы?
а) море, болото, пруд;
б) канал, озеро, пруд;
в) река, океан, озеро;
32 г) озеро, река, ручей.
10. Какие растения растут в пресных водоемах?
а) камыш, стрелолист, ряска, клевер;
б) тростник, ряска, копытень;
в) рогоз, камыш, кувшинка, василёк4
г) кубышка, рогоз, камыш, стрелолист.
11. Какова роль растений пресных водоёмов?
а) источник красоты;
б) пища для животных, источник кислорода, убежище для животных;
в) они засоряют водоёмы;
г) источник углекислого газа.
12. На болотах могут жить немногие растения потому, что:
а) им не хватает влаги
б) торф сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней
в) их уничтожают животные
13. Какие растения болота являются хищниками
а) голубика, морошка
б) осока, тростник
в) росянка, пузырчатка
14*. В болоте обитают:
а) бобры, кулик, журавль
б) ежи, кроты, землеройки
в) шмель, водомерка, жаворонок
15*. Составь цепь питания соответствует .
→
а) жёлуди
совы
→
б) …..
в) остатки растений
лягушка цапля
дождевой червь
→
.….
→
Источник. zavuch.ru›methodlib/318/
→
→
….….
Итоговая контрольная работа по окружающему миру. 3 класс
Часть А
1. Перечисли способы изучения окружающего мира.
а)____________________
б)____________________
2. Допиши определение.
Карта – это ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Напиши названия условных знаков плана.
в)____________________
г)____________________
____________________ __________________ ___________________ ____________________
____________________ __________________ ___________________ ____________________
4. Перечисли названия частей света.
1) ___________________
2) ___________________
3) ___________________
5. Допиши предложения.
4) ___________________
5) ___________________
6) ___________________
33 Все твёрдые тела _________________________________________ форму и объём.
Жидкие тела ___________________________________________________форму, они принимают форму
того сосуда, в который их наливают. Но при этом сохраняется их объём.
Газообразные тела __________________________________________ форму и занимают весь
предоставленный им объём.
6. Выбери названия веществ.
5 пластмасса 5 стекло 5 окно древесина
7. Разгадай кроссворд.
1. Самая близкая к Солнцу планета.
2. Планета, на которой мы живём.
3. Планета – соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем
Земля.
4.Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном.
1
2
3
4
8. Укажи неверное высказывание.
o Воздух прозрачен.
o Воздух имеет запах.
o При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
o Воздух плохо проводит тепло.
o Воздух бесцветен.
o 9. Выберите правильное определение почвы:
o
o
o
верхний слой земли, где есть песок и глина
верхний слой земли, где есть песок и глина, вода и воздух
верхний плодородный слой земли
o 10. Узнай группу растений по описанию. Отметь правильный ответ.
o Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у
них не бывает цветков, плодов и семян.
o мхи
o хвойные растения
o папоротники
o водоросли
o 11. К какой группе относятся перечисленные животные? Отметь правильный ответ.
o Улитка, слизень, осьминог, кальмар.
o земноводные
o ракообразные
o Часть Б
o 1. Кто где живёт? Соедини стрелками.
o Жукмогильщик в лесу Кукушка
o Кузнечик на лугу Водолюб большой
o Ласка в водоёме Трясогузка
o Тритон Выдра
o 2. Вставь пропущенные названия по родству.
o
o пресмыкающиеся
o моллюски
oМальчик для мамы и папы ______________, для тёти и дяди он _____________________.
oДля бабушки и дедушки мальчик _______________.
oДля других детей его мамы и папы мальчик будет _________________.
oА для детей своих дяди и тёти он ________________________________________________.
o 3. О какой системе органов идёт речь? Отметь правильный ответ.
o Состоит из следующих органов: носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие, обеспечивает
организм кислородом и помогает удалять углекислый газ.
o дыхательная пищеварительная кровеносная
o
34 o 4. Из чего состоит нервная система? Перечисли органы.
o _____________________________________________________________________________________
o _____________________________________________________________________________________
o
o 5 . Соедини линиями слова в левом и правом столбиках.
o
o
o
o
o
Орган зрения уши
Орган слуха глаза
Орган обоняния язык
Орган вкуса кожа
Орган осязания нос
o Часть С
o 1. Отметь объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые расположены на территории
Российской Федерации.
o
o Белокаменные памятники Владимира и Суздаля Озеро Байкал
o Национальный парк ГрандКаньон Вулканы Камчатки
o Архитектурный ансамбль ТроицеСергиевой лавры ТаджМахал
o Город Венеция и Венецианская лагуна Остров Врангеля
o 2. . Обведи эмблему Всемирного наследия.
o
o 3. Приведи примеры объектов природного и культурного наследия.
o
o Всемирное природное наследие
o Всемирное культурное наследие
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Вариант 2.
Часть А
o 1. Назовите виды справочной литературы.
o а)____________________
o б)____________________
o 2. Допиши определение.
o План – это ________________________________________________________________________
o ____________________________________________________________________________________
o 3. Напиши названия условных знаков плана.
o в)____________________
o г)____________________
35 o
o ____________________ __________________ ___________________ ____________________
o ____________________ __________________ ___________________ ____________________
o 4. Перечисли названия материков.
o 1) ___________________
o 2) ___________________
o 3) ___________________
o 5. Приведи по 23 своих примера твёрдых тел, жидкостей и газов.
o
o 4) ___________________
o 5) ___________________
o 6) ___________________
o Твердые тела
o Жидкости
o Газы
o
o
o
o
o
o
o 6. Выбери названия веществ:
o резина гвоздь железо стекло
o
o
o 7. Разгадай кроссворд.
o
o
o
o
o 1. Самая большая планета Солнечной системы.
o 2.Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп
кольца.
o 3. Самая далёкая от Солнца планета.
o 4.Планета – соседка Земли, расположенная дальше
o
o o o o o
o o o o o
o o o o o
o o
o
o o
1
o o
2
o
3
o
4
от Солнца, чем Земля.
o 8. Укажи неверное высказывание.
o Вода прозрачна.
o Вода бесцветна.
o
o При нагревании вода расширяется.
o Вода имеет запах.
o При охлаждении вода сжимается.
o
o 9. Что является главным свойством почвы?
o рыхлость плодородие полезность
o 10. Узнай группу растений по описанию. Отметь правильный ответ.
o У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется
слоевищем.
o папоротники
o водоросли
o Часть Б
o 1. К какой группе относятся перечисленные животные? Отметь правильный ответ.
o Ящерица, змея, крокодил, черепаха.
o земноводные
o мхи
o цветковые растения
o ракообразные
36 o пресмыкающиеся
o моллюски
o
o
o
37 o 2. Что где растёт? Соедини стрелками.
o Рогоз в лесу Кубышка
o Клевер ползучий на лугу Донник жёлтый
o Черника в водоёме Бересклет
o Папоротник Тысячелистник
o
o 3. Вставь пропущенные названия по родству.
o Девочка для мамы и папы ______________, для тёти и дяди она
________________________.
o Для бабушки и дедушки девочка ___________________________.
o Для других детей её мамы и папы девочка будет _____________________.
o А для детей своих дяди и тёти она ________________________________________________.
o
o 4. О какой системе органов идёт речь? Отметь правильный ответ.
o Состоит из целого ряда органов (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок,
печень, кишечник), обеспечивает измельчение и переваривание пищи в организме.
o дыхательная пищеварительная кровеносная
o
o 5. Перечисли органы опорнодвигательной системы?
o ______________________________________________________________________________
______
o ______________________________________________________________________________
______
o
o 6. Как можно оказать первую помощь? Соедините линиями.
o
o
o
o
ушиб
порез
ожог
обмораживание
перегревание
o
o
полить большим количеством холодной воды
растереть сухой тканью или рукой до порозовения
приложить чтонибудь холодное
уложить пострадавшего в тени, приложить к
промыть водой, смазать место вокруг йодом или
o
o
кожи
o
o
голове и шее холод
o
зелёнкой
o Часть С
o 1. Отметь названия проездных башен Московского Кремля.
o
o
Петровская Спасская Оружейная Никольская
Кутафья Троицкая Сенатская Боровицкая
o
o 2. Обведи эмблему Всемирного наследия.
o
o 3. Приведи примеры объектов природного и культурного наследия.
o Всемирное природное наследие
o Всемирное культурное наследие o
o
o
o
o
o
o к календарнотематическому планированию по окружающему миру
o Аннотация
o 3 А класс
o
o
1. Учитель: Митюшкина Л.А.
o
o
2. Количество часов: 68 час, 2 часа в неделю.
o
o
3. Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС, на основе
o концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
o планируемых результатов освоения программы по окружающему миру;
o примерной основной образовательной программы;
o основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ № 2»;
o авторской программы по окружающему миру, разработанной на основе примерной
Плешакова А.А., Новицкой М.Ю.. Окружающий мир. Рабочие
программы,
программы. 14 классы. Просвещение, 2011.
o Учебник: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух
частях, 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
o А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч..
М., «Просвещение», 2013 год
o Дополнительная литература: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое
пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,3 класс, «Просвещение», 2013 год.
o Окружающий мир. Рабочие программы. 14 класс. – М.: Просвещение
(А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)
o
o 4.В структуру КТП входит:
o
o пояснительная записка;
o календарнотематическое планирование;
o приложение Комплект оценочнометодических материалов. o
o
o
o
o
o
o
o Лист учета выполнения содержания КТП
o Реквизиты приказа
o Изменения и (или)
(дата, №)
дополнения
o
o
o
o
o
o
o Реквизиты протокола
педсовета (дата, №)
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o o
o УЧИТЕЛЬ: _____________/Митюшкина Л.А./
o
o
o
o
o
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Ктп по окружающему миру 3 класс по программе " Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.