«Куклотерапия для детей дошкольного возраста»
Оценка 4.6

«Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

Оценка 4.6
docx
07.02.2024
«Куклотерапия для детей дошкольного возраста»
Куклотерапия для детей дошкольного возраста.docx

 

 

«Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

 

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Они имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникант у большинства детей. Иногда она сохраняется и у подростков, причём не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол, который помогает ребёнку избавиться от болезненных переживаний, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Куклотерапия – это игра, которая детям близка и понятна. Через неё они могут выразить всё то, что пока не в силах описать словами. Куклы освобождают ребёнка от стыда и неловкости, ведь игрушкам позволено совершать неправильные, предосудительные поступки, за которые ребёнка не накажут, потому что их совершил не он, а куклы.

По сути куклотерапию можно представить как общение взрослого с ребёнком через посредника, то есть куклу. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В зависимости от сложности и эмоциональной насыщенности ситуация разыгрывается в небольших этюдах, мини спектаклях или спектаклях для публики. Ребёнок становится актёром, режиссёром и сценаристом кукольного представления. Взрослые занимают позицию активного наблюдателя, по мере необходимости корректирующего происходящее.

Вопрос реквизита решается довольно просто. Для куклотерапии подходят практически любые привычные детские игрушки, марионеки, а также самодельные, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и верёвочные куклы. Наличие ширмы на начальном этапе желательно: за ней малыш может спрятать, скрыть смущение и неуверенность, остаться на время наедине с собой.

Занятия с дошкольниками следует строить по определённой схеме.

В начале важно настроить ребёнка на позитивную деятельность, объяснить доступными словами суть и необходимость предстоящего:

- выбор или изготовление кукол для занятия;

- церемония «оживления» куклы – обучение «вождению».

При групповой куклотерапии воспитатель должен аккуратно распределить роли, учитывая при этом особенности детей. Затем происходит обыгрывание темы.

Главная роль в спектакле принадлежит выдуманным героям. Однако, их поведение отражает реальную позицию ребёнка в рассматриваемой жизненной ситуации. Ребёнок под руководством взрослого находит недостатки персонажа и помогает ему исправиться. Таким образом, ненавязчиво детям даётся положительная модель поведения. Главное – избегать нравоучительного тона и категоричных оценок.

Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия – это глубокая и серьёзная форма терапии,имеющая свои покозания к применению:

- неврозы;

- повышенная тревожность, страхи;

- низкая самооценка;

- трудности взаимоотношений с окружающими;

- депрессия;

- стрессовые ситуации.

Куклотерапия позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка воссоздать и проиграть травмирующую ситуацию, сняв таким образом травмирующий фактор. Также в процессе куклотерапии происходит изменение отношения ребёнка к себе, т. е. корректируется самооценка, идёт активное накопление положительного эмоционального опыта.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

- КОММУНИКАТИВНУЮ – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

- РЕЛАКСАЦИОННУЮ – снятие эмоционального напряжения;

- РАЗВИВАЮЩУЮ – развитие психических процессов (восприятие, память, внимание)

- ОБУЧАЮЩУЮ – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия также может использоваться в разных видах психотерапии: психодрамме, игротерапии, сказкотерапии, арт терапии.

Под арт терапией изначально понимали выражение своих чувств и состояний через живопись, скульптуру, дизайн.

Кукла и страх.

Работа с куклой в арт терапии позволяет отделить страх от конкретного ребёнка. Это не он – маленький трусишка, а, например, зайчик или перчаточная собачка. У ребёнка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. В куклотерапии применяются несколько различных методик, самой эффективной из которых является методика «лечебные этюды».

Например, этюд «Детский мир» (проблема ревности).

Хозяин вместе с собакой и щенком идёт в магазин «Детский мир» и обещает купить им по одной игрушке. Собака выбирает красивый корабль и представляет, как они с хозяином будут играть. Но вдруг она видит, что щенок выбрал классную машинку.

«Я хочу такую же машинку»,- говорит собака.

«Ты же выбрала корабль»,- отвечает хозяин.

«А я хочу и корабль, и машинку»,- говорит собака.

«Хорошо, я куплю тебе машинку, как у щенка, а корабль мы купим потом»,- подводит итог хозяин.

«Нет! Я хочу сейчас,- рыдает собака. - Ты меня не любишь»!

Она начинает кататься по полу, выть, опрокидывает полку с машинками и кричит: «Пусть они не достанутся никому!»

Хозяину становится стыдно за свою собаку. Они уходят из магазина без игрушек, а дома у них начинается разговор…

Что за разговор состоялся дома, дети должны придумать сами.

ДИАГНОСТИКА.

Перед детьми раскладывают разные игрушки: мишку, волка, зайку, девочку, бабу Ягу, бабушку и т. д. Затем ребёнку предлагают выбрать куклу и зайти с ней за ширму. Уже на этом этапе сам выбор игрушки говорит о многом. Например, если ребёнок выбирает зайчика – можно предположить у него наличие страхов; волка – проявления агрессивности и т. д. Когда выбор сделан, за ширмой с куклой разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительные вопросы: ты кто?; где ты живёшь?; с кем ты живёшь?; ты большой или маленький?; чем ты любишь заниматься?. Если ребёнок выбрал животное, то можно добавить и такие вопросы: у вас в лесу живёт кто-то страшный?; тебя кто-нибудь зашишает?; чем ты питаешься?; есть ли в лесу школа? и т. д. Задавая правильные вопросы, можно выяснить, на что необходимо обратить особое внимание, установить с ребёнком более близкий контакт и, может быть, даже обнаружить проблемы, для решения которых потребуется помощь специалистов.

ТЕРАПИЯ НА ПРАКТИКЕ.

Недавно появились обучающие и корректирующие спектакли, во время которых дети знакомятся с забавными кукольными персонажами, с помощью которых усваивают основные моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения, находя и поправляя ошибки этих персонажей.

Куклы также часто служат наглядным пособием, которое дети могут рассмотреть и описать (внешность, одежду, характер, образ действия и т. д.).

При таком обучении воспитанники получают огромное удовольствие от самого театрального процесса, а программный материал усваивается намного быстрее.

 


 

Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

РЕЛАКСАЦИОННУЮ – снятие эмоционального напряжения; -

РЕЛАКСАЦИОННУЮ – снятие эмоционального напряжения; -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024