Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
Оценка 4.9

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
16.01.2020
Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
Статья.doc

 

Дьяченко С.И.

 учитель начальных классов

 МБОУ «Школа № 37»,

г. Ростова-на-Дону

Разработка в рамках реализации проекта «Ростов-на-Дону  - город открытый для школ», по направлению «Урок в городе»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий
«МАСЛЕНИЦА»

Обоснование проблемы

Праздник Масленицы выпадает обычно на конец февраля - начало марта, т.е. период весенней усталости, витаминного голодания, сонливости.

В условиях   длительной третьей четверти учащиеся нуждаются в физической и духовной разрядке, позволяющей избежать столь опасной в это время депрессии и иных отрицательных факторов, способствующих развитию заболеваемости у детей.

Авторы проекта максимально задействовали в нем двигательную и эмоциональную активность учащихся. Учащиеся были увлечены подвижными играми, ориентированными на развитие стремительности, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, наконец, умение ориентироваться в незнакомом месте.

Цель проекта:

В условиях гиподинамии и  «зимней» усталости учащихся провести яркое, эмоционально насыщенное мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий: (здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ), технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Задачи проекта, направленные на здоровьесбережение  обучающихся:

- предотвращение состояния переутомления, гиподинамии;

- формирование психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности и активизация резервных сил организма;

- достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу;

- воспитание у учащихся личным примером культуры здоровья;

установление доверительных, партнерских отношений;

- предотвращение возникновения дискомфортных (дезадапционных) состояний;

- обучение правилам безопасности обращения с огнем и способам ориентирования в обширном лесопарковом массиве;

- формирование навыка сохранения чистой экологической среды в процессе отдыха и развлекательных мероприятий в культурно-исторических зонах;

- познакомить с традициями народного праздника;

- дать детям представления о русских народных играх – забавах;

- познакомить детей с обрядовой кухней;

- дать представление о «русской тройке»;

- приобщать к истокам народных традиций.

Развивать следующие компетентности:

- коммуникативную;

- социально-трудовая;

- информационная.

Программа реализации проекта

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология.

Технология: коллективное изготовление куклы – Масленицы.

Литературное чтение: чтение стихотворений рассказов о русской тройке, потешек, дразнилок, небылиц. Рассматривание энциклопедий: “О лошадях”, “Русский дом”, “Наш дом”.

Окружающий мир: дети узнают, что из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ называл Масленицу «честная», «сударыня», «весёлая». Теперь Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.

Русский язык: этимология появления названия праздника «Масленица». Традиция выпекания блинов. Производить различные действия, связанные с кругом. Мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять.

Изобразительное искусство: рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”. Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация “Украшение колокольчиков орнаментом”. Изготовление поздравительных открыток, рисование матрёшки, Масленицы.

Музыка: слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек.  

Физическая культура: русские игры – забавы: “Тачка”, “Три ночи”, “Русская метла”, перетягивание каната, штурм снежного городка.

Экскурсия - игра

Выезд в  Азовский музей-заповедник (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды (экскурсия-игра «Поиск клада Масленицы», масленичные состязания, хороводы вокруг масленичного чучела с его проводами, сжиганием   и традиционный масленичный обед).

Авторы Проекта максимально задействовали в празднике двигательную  активность учащихся.  Во время празднования Масленицы в  Азовском музее-заповеднике  были использованы такие подвижные игры, как «Дрема», «Сиди, сиди, лети!», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коза и Медведь» и др., а также состязание «Перетягивание каната». Обучающиеся участвовали в спортивном соревновании - беге на самую быструю лошадку, в петушиных боях, искали спрятанный Масленицей весенний клад в глубине  парка.

Данный сценарий ориентирован на интерактивность самих детей, которые в процессе праздника не только познали старинные русские традиции и забавы, но и проводили  их либо самостоятельно, либо с помощью взрослых.

 В Декларации и программе в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 1999 года в разделе А статья 1 говорится: «Культура мира – является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, при котором человек уважает жизнь каждого человека, отвергает насилие, является щедрым, умеет слушать и стремится понять, оберегает нашу планету, укрепляет солидарность».  Все эти параметры в том или ином объеме были задействованы в многодневном праздновании Русской Масленицы.

Учёные называют традиционные праздники лучшим средством от наркомании и компьютерной зависимости, агрессии, депрессии и склонности к самоубийству. Ритмы народных песен, танцев, хороводов обеспечивают психическую и духовную безопасность детей. Эта гармоничная радость помогает детям, участвующим в  народных праздниках, стать психически устойчивыми, открытыми всем лучшим достижениям культуры мира. Такие праздники способствуют не только физическому и психологическому оздоровлению детей, но и пониманию русской культуры, ее традиций, а также психологического склада и характера русского народа, а значит, и  рождению осознанной, естественной, а не навязанной извне толерантности.

В  ходе реализации проекта учащиеся получили навыки ориентирования в обширном лесопарковом массиве, безопасного обращения с огнем, усвоили меры безопасности во время спортивных состязаний, научились сохранять чистой окружающую среду во время массовых гуляний в историко - культурных местах.

Данный Проект может служить основой для ежегодного проведения Масленичной недели.

Литература

Декларация и программа в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (https://www.lawmix.ru/abro/4853)

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020