Культура чтения: коммуникативный и акмеологический аспекты
Утянская Татьяна Сергеевна,
методист методического центра,
управления образования
администрации города Макеевки
МО школьных библиотекарей
ЧТЕНИЕ-формирует сознание человека-закладывает основы мировоззрения-закладывает основы образования - способствует получению профессиональных навыков
Акмеология(от др.-греч. akme — вершина, греч, logos — учение) — наука о вершинных достижениях человека Н.А. Рыбников - 1928 году предложил использовать этот термин, как науку «о развитии зрелых людей»
Акмеология как наука возникла на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности
Акмеология призвана
Образовательная
Программа
Результаты
Структура
Условия освоения
Школьная библиотека как условие реализации государственных образовательных стандартов
Государственные образовательные стандарты
Стандарты
Требования к кадровым, финансовым,
материально-техническим условиям
Достижение планируемых результатов
Стандарт начального образования
Образовательные организации
должны быть обеспечены
Стандарт основного общего образования
Образовательная организация, реализующая образовательную программу основного общего образования должна иметь:
информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой
Библиотекарь:
обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам
участвует в их духовно-нравственном воспитании
содействует формированию информационной компетентности обучающихся
требование-
библиотечное
(высшее или среднее образование,)
или педобразование
Выполнение стандарта основного общего образования
Задачи школьной библиотеки
обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации
должно обеспечивать возможность обеспечения доступа:
к информационным ресурсам Интернета
учебной и художественной литературе
коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях
к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
обеспечивать информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников;
укомплектовывать печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана;
укомплектовывать учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования;
укомплектовывать дополнительной литературой
Учебно-методическое и информационное обеспечение
отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература;
научно-популярная и научно-техническая литература;
издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;
справочно-библиографические и периодические издания;
собрание словарей;
литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся
Фонд дополнительной литературы:
Библиотека – дидактический ресурс образовательной организации
Содействие формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться
Личностные результаты - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предмет «Литература»
Акмеологические технологии
игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования)
технологии психоконсультирования
тренинговые технологии
технологии развивающего обучения
технология личностно-ориентированного обучения
метод проектов
ББЗ –для различных категорий читателей
Самообразовательная деятельность
-специальная литература
-деловая
-профессиональное чтение
-знакомство с новыми произведениями
Совместная деятельность библиотекаря с читателями
Библиотекарь акмеолог чтения
Использованная литература
Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006
Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2003
Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя
адаптивной школы // Школьные технологии. 2003. № 6
4.Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. № 3
5.Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по разработке
6.Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж. 2004
7.Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.: КАРО. 2006
Размещение на сайте
Презентация размещается на официальном сайте методического центра ( http:// makemc.org),
блоге «Макеевка. Школьные библиотеки.» (http://4itaytevschoolbibl.blogspot.com)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.