Уроки ……..
КУЛЬТУРА И БЫТ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Цели:
1. Ознакомить учащихся с развитием культуры Древней Руси.
2. Показать, что в начале XII века культура Киевской Руси достигла высшего расцвета.
Оборудование: карта «Киевская Русь в IХ-ХI вв.», иллюстрации: памятники древнерусского зодчества - Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, или другие.
♦ Основные понятия и термины: былины, культура, вотчина, миниатюра, береста, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, патриотизм, икона, фреска, летопись.
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ
Ход урока 7
I. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет выполнение учащимися домашнего задания:
/ вариант проверки - по вопросам и заданиям § 6, а также исторический диктант.
Вопросы и задания:
=> Сравните законы славян - Русскую Правду и законы франков - Варварские правды.
=> Раскройте значение династических связей княжеского дома Ярослава.
=> Сравните общины у восточных славян и в странах Западной Европы.
=> Сравните зарождение земельной собственности у восточных славян и в странах Западной Европы.
=> Раскройте изменения во взаимоотношениях князя и дружины.
=> Охарактеризуйте процесс появления зависимых крестьян.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Особенности культуры Древней Руси.
2. Устное народное творчество.
3. Просвещение.
4. Литература.
5. Зодчество. Храмовая живопись.
1. Особенности культуры Древней Руси. Учитель вводит понятие культура. Отмечает, что культура связана с деятельностью людей в духовной и материальной областях. Условно культуру можно разделить на материальную (жилище, одежда, трудовой опыт людей, орудия труда) и духовную (искусство, просвещение, наука).
Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.
Раскрывая вопрос, учитель акцентирует внимание учащихся на выяснении особенностей культуры Древней Руси:
1) Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян:
· древние мифы и сказания;
· искусство кузнецов и т. д.
2) Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов, проживавших в составе Руси.
3) Особое влияние на древнерусскую культуру оказала Византия и принятие на Руси христианства.
4) Древнерусские мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.
Учитель более подробно комментирует пп. 3, 4.
Культурное значение принятия христианства:
1) принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности;
2) была введена славянская азбука, которую создали монахи Кирилл и Мефодий;
3) при монастырях и церквах были открыты школы, в которых обучали грамоте;
4) появился большой процент грамотных среди городского населения. Доказательством этому служат новгородские берестяные грамоты;
5) произошло зарождение русского летописания. Появились многочисленные летописи, которые в XII веке были сведены монахом Нестором в «Повесть временных лет»; в летописях содержится история происхождения Руси;
6) произошло зарождение древнерусской литературы:
• «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона,
• «Поучение детям» Владимира Мономаха,
• «Слово о полку Игореве»;
7) с помощью византийских мастеров на Руси началось каменное храмовое строительство:
· Софийский собор в Киеве,
· Софийский собор в Новгороде;
8) появились иконопись, мозаика, фреска;
9) храмы стали украшать фресками, иконами, мозаикой на библейские и светские сюжеты (выполнены они были византийскими и русскими мастерами).
2. Устное народное творчество. Ознакомить учащихся с устным народным творчеством в объеме учебника (с. 55-55) и на основе иллюстрации «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем» с картины художника В. М. Васнецова (с. 56).
Учащиеся называют главных героев былин:
- Илья Муромец - могучий и бесстрашный воин;
- Добрыня Никитич - рассудительный и справедливый;
- Алеша Попович - веселый и находчивый;
- Микула Селянинович - пахарь-земледелец.
Учитель предлагает учащимся вспомнить идеи западноевропейского рыцарского эпоса:
- завоевание,
- крещение иноверцев.
А русские были пронизаны идеей:
- освобождения своей земли,
- защиты земли Русской от врагов.
3. Просвещение. Знакомство с письменностью рекомендуется начать с иллюстрации «Русская азбука на бересте, найденная археологами в Новгороде» (с. 57).
Азбука - великий шаг, каждый народ нуждается в своей письменности, литературе. Рождение славянской азбуки - заслуга Константина (Кирилла) и Мефодия.
В 862 году из Великой Моравии прибыло посольство. Славяне, жившие в селениях на берегах Эльбы, Влтавы и Моравы, просили Константинополь прислать им проповедников, которые бы знали славянский язык. Простые люди не понимали речей на латинском и немецком языках. Царь Михаил отправил к славянам братьев Кирилла и Мефодия. В древних источниках сказано, что Кирилл и Мефодий прибыли в Великоморавскую державу (окрестности р. Брегальнице) для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «В начале было слово...».
Вопрос:
=> О чем говорит эта находка?
О том, что на Руси была письменность и были грамотные люди. Зародилась письменность на Руси до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий.
Рассказ учителя.
Учитель представляет учащимся славянскую азбуку, дает пояснения к определенным буквам: А - «аз», Б - «буки», В - «веди» и т. д.
Учащиеся, слушая рассказ учителя, приходят к пониманию значения принятия христианства и крещения Руси, развития грамотности и письменности.
1) Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики.
2) Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.
3) Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.
Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены миниатюрами -небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Работа с текстом «Письменность и грамотность».
Вопрос №4:
=> Почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?
Учащиеся отвечают.
4. Литература. Учитель обращает внимание учащихся
на иллюстрацию «Нестор-летописец» (с. 58).
Учащимся уже известен один из памятников древнерусской литературы - «Повесть временных лет» (1113 г.), ее автор - монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
Целесообразно объяснить понятие - древнерусская литература. Первыми произведениями были летописи и жития.
Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.
5. Зодчество Древней Руси. Храмовая живопись. Рекомендуется показать учащимся иллюстрации «Софийский собор в Киеве», «Софийский собор в Новгороде» (с. 60, 61).
Необходимо дать учащимся представление о деревянном зодчестве Древней Руси:
- крестьянские избы (иллюстрация, с. 50),
- боярские терема (иллюстрация, с. 47),
- городские крепости (иллюстрация, с. 37).
Учитель характеризует русское деревянное зодчество:
1) многоярусность строений,
2) наличие разнообразных пристроек,
3) увенчание построек теремами и башенками,
4) художественная резьба по дереву.
Каменное зодчество
Согласно летописи, уже в 945 году в Киеве существовал каменный княжеский терем. Самая ранняя из достоверно известных построек Киева - церковь Богородицы или Десятинная (иллюстрация, с. 59). Она была построена в 989-996 гг. византийскими мастерами, а в 1240 году разрушена во время осады Киева монголами.
[Т] Работа с иллюстрациями (с. 60).
Учитель показывает иллюстрации современного вида Софийского собора в Киеве и реконструкции Софийского собора в Киеве.
Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.
Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.
Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть временных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича -плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.
Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что первые русские храмы - и Десятинная церковь, и собор святой Софии в Киеве - построены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями.
Работа с иллюстрацией (с. 61) «Софийский собор в Новгороде».
Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.
Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм.
Храмовая живопись
Далее на примере внутреннего убранства собора Святой Софии в Киеве учитель рассказывает о мозаике, фреске, смальте.
Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии.
Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта».
Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.
Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур.
Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.
Своеобразие
этих фресок
заключено в
том, что
наряду с
изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях -фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой.
С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.
В православном храме всегда можно было увидеть иконы. Иконы появляются во времена раннего христианства. Евангелист Лука, художник по профессии, написал несколько образов Божьей Матери.
Иконопись - это искусство изображения святых по строго определенным канонам.
Первые иконы пришла на Русь из Византии.
Учащиеся знакомятся с выводом в учебнике (с. 62): храм в Древней Руси был центром нескольких видов искусства. Иконопись, фреска, мозаика и богослужение, церковное пение составляли в нем единство и гармонию. Находящиеся в храме чувствовали особую близость к Богу - в этом проявлялась сила древнерусского искусства.
III. Закрепление изученного материала.
=> Повторение новых понятий.
=> Знакомство с иллюстрациями древнерусской архитектуры, мозаики и т. д.
Домашнее задание: § 7, работать по вопросам и заданиям; выучить новые понятия и термины.
Ход урока 8
I. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание не проверяется, оно переносится в закрепление.
П. Изучение нового материала (продолжение).
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Города - центры развития ремесла.
2. Быт и нравы Древней Руси.
1. Города - центры развития ремесла.
Работа с картой «Киевская Русь в X - начале XII вв.»:
=> Найти и назвать города Киевской Руси (Новгород, Киев, Владимир, Чернигов).
К концу XII века насчитывалось 238 городских поселений. Выбор места для строительства города диктовался военными целями. Крепость располагалась на холме в отдалении от реки. Но по мере активного развития торговли и ремесла люди сходили с «горы» в «подол».
Древний город делился: на «детинец» - центральную часть, более защищенную, где проживала аристократия, и торгово-ремесленный «подол» - менее безопасную часть города, но более удобную и выгодную.
Почти все города Киевской Руси имели деревянные укрепления. Городские стены состояли из деревянных срубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуя кольцо укреплений. В город вели ворота. В Киеве, например, было 5 ворот. Самые главные, торжественные - Золотые.
В городах Киевской Руси было десятки ремесленных профессий: гончары, ткачи, кузнецы, оружейники.
Рекомендуется прослушать заранее подготовленные учащимися сообщения на темы:
1) Гончарное дело в Древней Руси.
2) Ювелирное дело в Древней Руси.
3) Кузнечное дело в Древней Руси.
4) Оружейное дело в Древней Руси.
На доске учитель записывает вопросы для беседы.
Вопросы и задания:
=> Докажите, что ремесло требовало от мастера настойчивости, упорства, умения.
=> Как проявлялось стремление к новым, лучшим результатам своего труда?
=> Сделайте вывод об уровне развития ремесла на Руси.
2. Быт и нравы Древней Руси.
[! | Работа с документом (с. 72) и вопросами к нему о древнерусских пирах из книги А. Терещенко «Быт русского народа».
Учитель предлагает классу разделиться на группы.
Задания по группам:
1-я (земледельцы): описать занятия, быт и нравы сельских жителей Древней Руси.
2-я (горожане): описать занятия, быт и нравы горожан Древней Руси.
*3-я (селяне и горожане): сравнить жителей села и города Древней Руси и Западной Европы.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
=> Назовите характерные черты древнерусского национального самосознания.
=> Охарактеризуйте особенности развития древнерусской культуры.
=> Как принятие христианства отразилось на культурном развитии Древней Руси?
==> Расскажите о распространении славянской письменности и развитии грамотности.
=> Охарактеризуйте основные направления древнерусской литературы (слово, житие, поучение).
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 7-8, работать по вопросам и заданиям; выучить новые понятия и термины.
Проблемное задание:
=> Рассказать, в чем выразился расцвет Киевской Руси к началу XII века.
=> Сравнить города Киевской Руси с западноевропейскими городами. В чем их сходство и различие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.