Культура, образование Древней Греции

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 05.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура Древней Греции.pptx

Тема: «Культура Древней Греции»

План урока

1. Задачи раба-педагога
2. Греческая школа
3. Палестра
4. Гимнасий

В жизни древних греков образование и наука занимали важное место. Обучение включало чтение, письмо и математику, а также физическую культуру, где бег, борьба и гимнастика были ключевыми аспектами подготовки молодежи.

Педагог (греч. «ведущий ребёнка») — раб в Древней Греции, основными задачами которого были воспитание и обучение детей хозяина.
Мальчики в Греции начинали обучаться с семи лет. Как правило, педагогами становились те, кто физически не был пригоден для другой работы в хозяйстве. Нередко рабы-педагоги были иноземцами. Они сопровождали ребёнка в школу и при любом выходе из дома, иногда обучали основам грамоты, защищали воспитанника от всевозможных опасностей окружающего мира. В доме педагог пристально следил за поведением ребёнка и нередко прибегал к розгам, если его не слушали.

Задачи раба-педагога




Греческая школа

В возрасте семи лет мальчики отправлялись в школу под присмотром рабов-педагогов, в то время как девочки получали домашнее обучение от матерей. Основные дисциплины включали чтение, письмо и музыку, поскольку образованный человек должен был владеть грамотой и музыкальными навыками. Ученики писали на деревянных дощечках с воском, используя стилос — палочку с заострённым концом. Старшие школьники писали на папирусе тростниковыми перьями.
Стилос — в Древней Греции инструмент для письма на глиняных или восковых табличках в виде деревянной или металлической палочки с заострённым концом.

Палестра

С 12 лет мальчики параллельно с обычной школой начинали посещать палестру.
Палестра — спортивная школа в Древней Греции, где занимались гимнастикой, борьбой и метанием диска.Название школы произошло от греческого слова «пале» — «борьба».
В палестрах стояли статуи, изображавшие древнегреческих атлетов и победителей Олимпийских игр, чтобы мальчикам было на кого равняться. Греческим скульпторам удавалось убедительно передавать движение и напряжение мышц атлетов.
Спортивные занятия проходили на открытом воздухе или под крышей в случае плохой погоды. В палестре обязательно были фонтан и баня, чтобы можно было освежиться после интенсивных тренировок.




Гимнасий — учебное заведение в Древней Греции, сочетавшее элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с курсом физической подготовки.
В гимнасиях учителя преподавали школьные дисциплины на более высоком уровне. В гимнасиях также могли тренироваться и готовиться к соревнованиям уже взрослые атлеты.
Гимнасии, как правило, располагались за городом. Они имели собственные площадки для физических упражнений, бассейны, беседки, бани. В гимнасиях выступали известные древнегреческие учёные и ораторы — мастера риторики. Хорошо поставленная речь и умение отстаивать своё мнение были востребованными навыками в Древней Греции. Многие греки стремились овладеть ими. Особенно это было важно тем, кто часто выступал в Народном собрании.
Риторика — дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи и ораторское искусство.

Гимнасий

История о том, как Демосфен учился быть оратором.
Тренировка с камешками во рту. Демосфен набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на них, его речь была чистой и ясной.
Выступления на берегу моря. Развивая силу голоса, Демосфен выходил к морю и старался говорить так громко, чтобы перекричать прибой.
Борьба с картавостью. Демосфен завёл себе щенка. Он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки.
Упражнения с острым мечом. Демосфен подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы остриё оказалось над непослушным плечом, и начинал говорить. Если юноша забывался, меч больно колол его. Это заставляло Демосфена всё время контролировать своё тело.

Преподаватели-софисты

Греки из обеспеченных семей могли выбрать себе специальность, например медицину или право. Институтов тогда не было, поэтому молодые люди посещали лекции так называемых софистов — странствующих учёных и философов, которые ездили по городам и обучали желающих разным наукам. Однако слушатели должны были хорошо платить за лекции, поэтому софисты обычно были зажиточными людьми.

Известным софистом был Протагор. Именно ему принадлежит знаменитое изречение «Человек есть мера всех вещей».

Пифагор Самосский (около 570–490 годов до н. э.) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Греки стремились ко всестороннему развитию человека и в равной степени уделяли внимание чтению, письму, музыке и физическим упражнениям. Наиболее спортивные жители Эллады могли стать олимпийскими спортсменами, а наиболее любознательные — углубить свои знания на лекциях философов-софистов.