Культура речи. Диалектизмы.

  • docx
  • 06.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала диалектизмы.docx

24.10.19г    Русский язык   10 класс

Тема: Культура речи.   Диалектизмы.

Цели:

1) знакомство учащихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;

2) формирование знаний о языке и речи;

3) развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

4) развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с текстовыми материалами.

5) расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

6) формирование правильной и эффективной речи.

7) обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в письменной  и устной форме.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Приветствие, проверка наличия тетрадей, перекличка.

II.                Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что такое лексика? (словарный состав языка; раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка).

А что такое лексическое значение слова? (тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

На какие группы делится лексика по происхождению? (исконно-русская, заимствованная; исконно русская делится на общеславянскую, восточнославянскую и собственно русскую).

В каком веке возникла общеславянская лексика и в каких языках она сохранилась? (в 6 веке, в русском, украинском, чешском и других славянских языках).

Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? (русский, украинский, белорусский).

В каком веке начала формироваться исконно русская лексика? (в 14-15 веках).

В результате чего в русском языке появилась и появляется заимствованная лексика? (вследствие взаимодействия России с другими странами: торговля, войны, политика, культурные и научные связи).

Лексическая разминка

Абориген – старожил

авеню – улица

аромат – запах

тинэйджер – подросток

круиз – морское путешествие

вердикт – приговор, решение

гламурный – модный, роскошный

гипотеза – предположение

корректный – вежливый, тактичный

апатия – безразличие

полемика – спор

миниатюрный – маленький

 

III.             Объяснение нового материала.

Слово преподавателя.

- На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Цель нашего урока: познакомиться с такими понятиями как «диалектизмы», «профессионализмы»,  «жаргонизмы» и научиться различать их в речи. И, что немаловажно, будем учиться употреблять слова, относящиеся к этим группам, в соответствии с их значением.          

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. Это слова, которые известны большинству людей и употребляемые всем населением носителя языка (стол, окно, ручка, книга и т.д.). Но помимо этого в языке есть слова, которые известны не всем людям. Эта лексика имеет ограниченную сферу употребления и называется необщеупотребительной.

Запись опорной схемы:

Лексика                                      

 

 

 


Необщеупотребительная лексика, имеющая ограниченную сферу употребленияОбщеупотребительная 

 

Диалектизмы,Профессионализмы
Жаргонизмы
 

 

 

 

 


                  (Запись в тетрадь).

                  Диалектизмы (от греч. «говор, наречие»)- слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности. Диалектные слова используются преимущественно в устной речи, так как и сам диалект - это главным образом устная разговорно-бытовая речь жителей сельской местности.   (Текст на доске. Преподаватель читает текст.)

    «Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на Севере, в тундре. Отец его был оленеводом. Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.  Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец, спросил:
– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал.
– Чудак человек, – сказала бабушка, – да вот же он, рогач. – И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка и указала на шесток».

После прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
– Почему Андрюша не сразу понял бабушку? (Бабушка употребила непонятные для него слова рогач и загнетка).

– Объясните значение выделенных в тексте слов (Это фразеологизм, который обозначает «долго думать над чем-то»).
– Как она объяснила внуку значения этих слов? (Бабушка показала Андрюше рогач и загнетку).

– А как мы можем узнать значения слов, если перед нами нет ни самих предметов, ни их изображения?
– Мы должны обратиться к словарю.

(На доске записаны определения слов-диалектизмов).

УХВАТ  - рогач, кухонная утварь, предмет для постановки в русскую печь и вынимания из нее горшков и чугунов: железные двузубые вилы с плоскими, плавно изогнутыми зубьями на длинной деревянной рукояти.

Загнетка

1) Место на шестке русской печи (обычно в левой его части), куда сгребаются горячие угли.

2) Площадка перед устьем русской печи; шесток.

Шесток - часть русской печи, представляющая собой открытую площадку перед устьем (Всяк сверчок знай свой шесток).

- Диалектизмы используют в художественной литературе. Как вы думаете, почему? (для передачи местного колорита, речевой характеристики героев).

Прочтите следующий текст. Найдите диалектизмы. Попробуйте их объяснить.

                  Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

(В. П. Астафьев «Последний поклон»)

Поскотина – это “место, где пасется скот”;

Бо'тало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”;

тилилюканье – «звон, бренчание»;

заплот – “забор возле дома”;

стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”;

жалица – “крапи’ва”.

- Легко ли вам понять значение этих слов? Почему?(Нет. Только при помощи словаря. Потому что в нашем регионе такие слова не употребляются).

IV.             Вывод урока.

            Необщеупотребительная лексика при умелом использовании в речи является яркой, экспрессивной, эмоциональной, а иногда и входит с течением времени в общеупотребительную лексику.

 

V.                Итог урока.

- Какими знаниями вы пополнили представления о лексике русского языка?

- Лексика делится на общеупотребительную и лексику, имеющую ограничения в употреблении. Ко второй группе слов относятся жаргонизмы, диалектизмы, термины и профессионализмы. Все эти слова употребляются в художественных произведениях для передачи местного колорита и речевой характеристики героев.

     VI. Домашнее задание. §6. Упр 38-1абз.