Культура речи. Нормы ударения. Тест

  • Работа в классе
  • ppt
  • 08.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура речи. Нормы ударения. Подольская И.А..ppt

Русский язык 10 класс «Б»

орфоэпия

орфоэпия

Книги - дети разума.
Д. Свифт

Орфоэпический словарь русского языка/ Авт.-сост. Новинская Н.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336с. (Серия «Словари»)

ТЕСТ

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».
Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) –
русский писатель и общественный деятель.

Тема урока

Русский язык 10 класс «Б»

Закрепить знания о многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова.
Формировать умение находить метафоры и метонимию в
текстах и предложениях, объяснить цель употребления
их в художественных произведениях, работать со
словарем учебника.

Тест 1

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Бездарь блага блеять вклеить гусеничный даришь жаворонок

1

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 2

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Вероисповедание жизнеобеспечение загримироваться замаскироваться каменноугольный костюмировать опломбировать

2

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 3

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Баловать бюрократия газированный дозвонишься дипломатия египтянин заголовок

3

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 4

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Ассиметрия беспрецендентный благоволить газопровод декольтированный запломбированный избаловать

4

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 5

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Донельзя заплесневелый зубчатый закупорить исчерпать квартал могущий

5

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 6

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Знамение исподволь кашлянуть опрометью отраслей петля фольга

6

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 7

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Компрометировать левофланговый медикаменты непревзойденный озорничать переключенный теплопровод

7

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 8

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Законорожденный инквизиционный инкубационный командировать светопреставление тяжелоатлет четырехвесельный

8

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 9

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Миришься мытарство намерение озлобленный оксюморон отомкнутый штабы

9

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 10

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Испокон камфара несказанно паралич первенствующий подложил полчаса

10

1 слог

2 слог

3 слог

4 слог

5 слог

Тест 11

Русский язык 10 класс «Б»

Определите и прокомментируйте характер различий между соотносительными словами.

Вре'мя – во'время во'лок – воло'к в пло'тную – вплотну'ю го'сти – гости' на го'лову - на'голову

11

лексические

лексико-грам-е

грамматические

стилистические

двоякое ударение

Тест 12

Русский язык 10 класс «Б»

Определите и прокомментируйте характер различий между соотносительными словами.

Падёж – паде'ж переводно'й – перево'дный перехо'дный – переходно'й разводно'й – разво'дный ро'ндо - рондо'

12

лексические

лексико-грам-е

грамматические

стилистические

двоякое ударение

Тест 13

Русский язык 10 класс «Б»

Определите и прокомментируйте характер различий между соотносительными словами.

Города' – го'рода и'збы – избы' ордена' – о'рдена разре'зать – разреза'ть сестры' – сёстры

13

лексические

лексико-грам-е

грамматические

стилистические

двоякое ударение

Тест 14

Русский язык 10 класс «Б»

Определите и прокомментируйте характер различий между соотносительными словами.

Забредя' – забре'дши задана' – за'дана дубра'ва – дубро'ва ме'рю – ме'ряю муштра' – му'штра

14

лексические

лексико-грам-е

грамматические

стилистические

двоякое ударение

Тест 15

Русский язык 10 класс «Б»

Определите и прокомментируйте характер различий между соотносительными словами.

Мышле'ние – мы'шление на'бело – набело' на'нятый – нанято'й наперегонки' – наперего'нки оле'нина – олени'на

15

лексические

лексико-грам-е

грамматические

стилистические

двоякое ударение

Тест 16

Русский язык 10 класс «Б»

Определите, на какой слог падает ударение в следующей группе слов:

Острота' – остро'та полы' – по'лы сло'женный – сложённый у'гольный – уго'льный хара'ктерный – характе'рный

16

лексические

лексико-грам-е

грамматические

стилистические

двоякое ударение

Спасибо за урок

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.
И.С. Тургенев - русский писатель

Спасибо за урок

Опорные знания, тип урока

Учебник русского языка для 10 класса общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления / Ф.Г. Брулева, Г.Ф. Булгакова, С.Б. Бегалиева, К.И. Ишкинина, Г.Е. Омарова. – Алматы: Атамура, 2006. – 248 с.
Словари-справочники (каждый ученик ведет индивидуально).
Книжная выставка.
Компьютер, доска.
Слайды к уроку.

Оборудование

Урок закрепления полученных знаний.

Морфология – орфография – лексикология и фразеология - культура речи

Тип урока

Внутрипредметные связи

Опорные знания

§ 27, стр. 57 Однозначные и многозначные слова – 6 класс;
§ 28, стр. 59. Омонимы и паронимы – 6 класс;
§ 29, стр. 61. Переносное значение слова 6 класс.
§ 32, стр. 67. Фразеологические обороты.

литература

Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как сшивают лоскутки вселенной в единое целое.
Рей Дуглас Брэдбери (р.1920) – американский писатель-фаталист

литература

Русский язык. Часть I. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления/ Ф.Г. Брулева, Г.Ф. Булгакова, С.Б. Бегалиева, К.И. Ишкинина, Г.Е. Омарова. – Алматы: Атамура, 2006. – 248 с.
Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 10 – 11 классов общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления / Ф.Г. Брулева, Г.Ф. Булгакова, С.Б. Бегалиева, К.И. Ишкинина, Г.Е. Омарова. – Алматы: Атамура, 2006. – 208с.
Орфоэпический словарь Русского языка / Авт.-сост. Новинская Н.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).
Русское литературное произношение: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2101 «Рус. Яз. И лит.». – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1984. – 384 с., ил.
Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли / Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 686, [2] c.

Посмотрите также