Культура речи педагога
Сегодня мы с вами поговорим о культуре речи. Что же это такое?
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”. Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном.
Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Как вы думаете, какие недостатки встречаются в речи воспитателей?
В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки:
§ нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
§ побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];
§ произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
§ неправильное ударение в словах;
§ монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
§ ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
§ многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
§ насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
§ использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
§ частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
§ засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
§ копирование речи малышей, «сюсюканье»);
§ использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.
Основными орфоэпическими ошибками являются:
смягчение согласных звуков ([коньфеты], [сосиськи] и т.п.);
вставка различных звуков ([радиво], [какаво], [инциндент], [рубель] и т.п.);
уподобление и расподобление согласных ([боисся], [лаболатория], [колидор] и т.п.);
неправильная постановка ударений.
К основным лексическим ошибкам относятся:
смешение паронимов – слов близких по звучанию, различных по смыслу
тактичный – тактильный
вдох – вздох
нетерпимый – нестерпимый
проблема - дилемма
тавтологические сочетания – неоправданное употребление однокоренных слов
следует следующее
сервисное обслуживание
явление проявляется
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи.
Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
Произнести фразу: «Ну-ка Сашенька, подойди ко мне» с различной интонацией.
Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться.
Например: произносить каво, чево, скушно, конечно, щастье и т. д
Конкурс: «Знатоки русской речи».
Предлагаю слова, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Выполнение задания педагогами.
Хотелось бы закончить наш разговор словами мудрых людей.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Г.Гегель
«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».
Аристотель
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».
Р.Эмирсон
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».
К.Д.Ушинский
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».
В.А.Сухомлинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.