Содержание
Вопрос 1. Многообразие подходов к определению
культуры, их особенности и предмет анализа
Вопрос 2. Признаки и функции
Вопрос 3. Основные компоненты культуры
Список литературы
Вопрос 1. Многообразие подходов к определению
культуры, их особенности и предмет анализа.
Cлово cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры.
Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле. Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных.
Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь животных и человека. Разноплановые определения понятия "культура" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.
Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э.Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).
Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура". Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. " Культура состоит из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, как результаты деятельности людей, как ее регуляторы ". В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.
Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К.Клакхона "Культура, критический обзор определений".
Наряду с определениями культуры Л.Уайта, А.Крёбера и Э.Тайлора существует еще ряд типов определений. Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К.Уисслеру, " образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик ..."
Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру " как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям ".
Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново.
Специфическую точку зрения на культуру выразил Г.Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире.
М.Херсковиц
рассматривал культуру " как сумму поведения и образа мышления, образующую
данное общество ". Особое место занимают структурные определения культуры.
Наиболее характерное из них принадлежит Р.Линтону: " а) Культура - это, в
конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов
общества;
б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих
результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами
данного общества ".
К структурным можно отнести также определение, данное Дж.Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений. Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы". Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы".
Философский, социологический, гуманитарный, культурно антропологический подходы.
Философия культуры, самостоятельное направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем бытия, сознания, общества, личности. Это первоначальная форма, в которой в XIII-IX в. проблемы культуры получили своё специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и её сущности. К настоящему времени философские исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими, психологическими и науками. Изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, с другой стороны, культурологизирование становится самостоятельным стимулом философствования, выбирающего в качестве лирического донора одну из пограничных наук, в результате чего философия культуры превращается в культурологию, выходя из - под родительской опеки философии, но не теряя с ней родственных теоретических отношений. На современном уровне приходится различать культурологию и культурфило - софию - философию культуры.
Философия культуры, выступая самостоятельным направлением, остаётся в пределах дисциплины философской, соответствуя её предмету методам. Философия культуры это тоже философия, а значит философское исследование культуры изменяется вместе с изменением философии, составляет часть исторического развития философии, которое знаменуют эпохальные изменения в философии, её исторические метаморфозы. Если философия существует и развивается как наука о всеобщем об основах бытия и мышления и пытается дать картину мира в целом, то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека или в какой - либо иной ипостаси то, как понимается и определяется при этом культура, зависит от своеобразия данной конкретной философии, находит своё место в картине человеческого бытия.
Хотя термин культурфилософия был введен в научный оборот лишь в начале XIX века немецким романтиком А.Мюллером, он применим не только как самоназвание для исследований, проводимых романтиками в области философской и художественной культуры несколько позже в этих целях ввел в научный оборот термин культуристория Якоб Буркхардт, но и для каждого из исторических периодов философских размышлений о сущности культуры и её значении.
В философии культуры выделяются три таких периода:
1.Античность, когда впервые происходит сознание специфики культуры, вводятся философские категории для её обозначения, обосновывались первые теории культуры.
2.Новое время - здесь можно выделить три самостоятельные направления, в которых получила развитие философия культуры, философия просвещения; романтизм; немецкая классическая философия.
3.Постклассическая философия, в рамках которой начинает оформляться культурология как самостоятельная дисциплина философия конца ХIX начала ХХ века, которая принципиально отличается от классического философствования, в том числе и по вопросам понимания сущности и смысла культуры.
Социология культуры представляет собой специфическую отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ технологии человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п. Это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу ХХ века, как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический или ценностный. С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л.Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального.
Значительными представителями социологии культуры, чьи исследования определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, А.Моля и.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
Вопрос 2. Признаки и функции культуры
С точки зрения социологии, культура является духовно-материальным фундаментом, на котором возникло и развивается человеческое общество. Не будь культуры, не было бы и социума – того особого человеческого пространства, которое изучает социология.
Проблемы, которые интересуют социологов в сфере культуры:
1) влияние культуры на социальные взаимодействия людей;
2) процесс формирования и эволюции социокультурных ценностей и норм;
3) влияние конкретного исторического типа культуры на поведение и деятельность человека;
4) роль культуры в процессе социализации;
5) проблема взаимодействия социума и природы;
6) глобальные и локальные социокультурные процессы.
Культура – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества).
1) выработки социокультурных ценностей и норм;
2) их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению;
3) освоения окружающей среды;
4) формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.
Культура – это процесс формирования надындивидуального бытия, неподвластного отдельному человеку и проявляющегося в выработке общечеловеческих, общезначимых ценностей, норм, принципов социального общежития. Культура – это деятельность социокультурных институтов и конкретных учреждений культуры, в которых происходит процесс накопления, воспроизводства, трансляции и приращения культурных достижений как социума в целом, так и отдельных социальных групп и личностей (образование, наука, искусство).
Уровни культуры.
Макроуровень, на котором происходит формирование значимых, вырабатываемых и признаваемых всем человечеством социокультурных ценностей и норм, позволяющих рассматривать все население планеты в качестве глобального социума или современной цивилизации.
Медиауровень, где функционируют субкультуры – целостные культурные системы, характеризующиеся групповыми ценностями, нормами, верованиями, традициями, обычаями, языком, отличающими одну группу от других. В современном обществе сосуществуют и взаимодействуют разнообразные субкультуры:
· этно-национальные (русская субкультура в России),
· социально-классовые ("новые русские"),
· региональные (кавказская),
· религиозные (исламская),
· поло-возрастные (молодежная, женская).
Микроуровень – культура отдельного человека.
Культура – актуальный процесс, человеческая деятельность; цивилизация – продукт этой деятельности, совокупность культурных достижений, характерных для определенной эпохи (цивилизация средневековья), народа (древнегреческая цивилизация) или всего человечества (современная цивилизация).
Граница между актуальной культурой и современной цивилизацией подвижна: достижения культуры (идеи, открытия) могут опредмечиваться (то есть по разным причинам становиться невостребованными людьми) и переходить в цивилизацию, и наоборот, распредмечиваться (вновь включаться в сферу деятельности человека) и переходить в лоно культуры. Это явление можно проиллюстрировать известной поговоркой: все новое – давно забытое старое (то есть, все, что вновь создается, есть повторное использование, распредмечивание созданного в прошлые времена).
Функции культуры:
1) человекотворческая (культура "творит" человека: превращает биологический объект – живое тело – в социального субъекта – личность);
2) информационная (трансляция социального опыта от человека к человеку, от старшего поколения – младшему);
3) познавательная (изучение природной среды, общества, человека);
4) регулятивно-нормативная (социальный контроль за поведением человека в обществе);
5) символическая (выработка символов (знаков) для обозначения тех или иных явлений окружающей действительности (язык, жесты, научные понятия и символы);
6) ценностно-ориентационная (выработка системы жизненных ценностей).
Структура культуры.
Один из наиболее плодотворных подходов к анализу структуры культуры состоит в ее изучении как социальной системы, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Мы рассмотрим те из них, взаимодействие которых играет наиболее заметную роль в социальной жизни общества: социокультурные ценности, нормы, верования, обычаи, массовую, материальную и духовную культуру.
Социокультурная ценность – продукт возвышения человеческих потребностей, интерес, смысл человеческой деятельности. Ценность – значимость предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения социальной практики, соответствия или несоответствия потребностям общества, группы, личности. Ценность – нравственный и эстетический императив (требование), выработанный культурой и являющийся продуктом сознания (дружба, любовь, верность).
Ценности бывают материальные (деньги, недвижимость, драгоценности) и нематериальные (безопасность, демократия, права). Уровни ценностей: общечеловеческий (международная безопасность) – групповой (религия) – индивидуальный (самовыражение в творчестве).
Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций.
Особенности социокультурных норм:
1) они регулируют социальное поведение (деятельность) людей;
2) они выражают индивидуальные и общественные интересы;
3) обладают императивностью по отношению к личности;
4) они имеют исторический характер (изменяются с течением времени). Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде.
Типология норм:
1) по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические,
2) по содержанию: нравственные, религиозные, этические.
Существует имманентная (внутренняя) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей.
Верование –форма мировоззрения, основанная на уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология. Причины сохранения верований в обществе:
1) нечеткость границ между знанием и верой;
2) неспособность науки ответить на все вопросы бытия;
3) углубляющийся кризис современного общества.
Массовая культура рассматривается в двух значениях:
1)вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами информации;
2)вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех.
Самая мелкая, неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Элементы культуры не существуют самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа).
Среди культурных элементов выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся:
язык; ценность; культурная норма.
Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога).
Противоположность базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию небазовых ценностей и моделей поведения.
Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США, но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.
Но есть ценности, общие для всех культур и народов, общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях). На основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.
Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:
· смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, смысле жизни);
· универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация);
б) общественного признания (социальное положение, трудолюбие);
в) межличностного общения (честность, доброжелательность);
г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);
· партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам).
Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения, воспитания. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.
Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры.
Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.
Совокупность норм образует нормативную систему.
К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.
Обычай стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.
Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы – мы ведем себя так, как предписывает обычай, не задаваясь вопросом почему следует вести себя именно таким образом, а не иначе. Реализация обычных норм часто выражается в обрядах и ритуалах – строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные явления.
Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рождение (крещение, внесение новорожденного в специальные книги записи актов гражданского состояния), взросление (инициация), создание семьи (венчание или регистрация брака), смерть (гражданская панихида, отпевание, погребение). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм, а сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда – музыка, песни, танцы, жесты, сопровождающие ритуальные действия.
Обрядность связана не только с религией. Фактически обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т.п.
Разновидностью обычая являются нравы.
Нравы - особо значимые для группы высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение. Слово “нравы” (mores) также древнеримского происхождения, оно означало “священный обычай”. Именно от него происходит понятие морали.
Мораль (нравственность) – совокупность культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности. Например, обычай праздновать день рождения не относится к нравам, а обычай гостеприимства – относится.
Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово. Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не исчезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений - запрет на инцест, процесс питания – запрет на каннибализм, на употребление свинины у евреев и мусульман .
Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio - передача, предание).
Традиция - это способ воспроизводства, процесс передачи от одного поколения к другому основного содержания культуры - ценностей и норм.
Традиции сохраняют все самое ценное в культуре. Механизмами такой передачи являются фольклор, т.е. предание, и имитация, т.е. повторение поведения. Адекватность достигается путем многократного повтора имитируемых действий, и в этом велика роль ритуалов.
В доиндустриальных обществах большинство, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. созданием принципиально новых носителей информации в результате технического прогресса культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться. Если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем по мере развития общества, основную роль стали играть институциализированные системы, например, право.
Значение традиций для жизни общества огромно. В обществе они играют роль, подобно наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества. Традиции аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки.
Прерывание культурной традиции (в результате катастроф или войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти, в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории.
Список литературы
1.Бердяев Н.А. Смысл истории.- М.,1990.
2.Белик А.А. Культурология.
Антропологические теории культур. - М., 1998.
3.Ионин Л.Г. Социология культуры - путь в новое тысячелетие. - М., 1996.
4.Культурология в вопросах и ответах под ред. Г.В.Драча., - М.,1999
5.Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. - Т. I. - Таллинн, 1992.
6.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. ХХ век.
Антология. - М., 1995.
8.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.
9.Успенский Б.А. Избранные труды. - Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М., 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.