«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
физика
Взрослым
28.04.2019
Данный материал будет полезен учителям физики, которые проходят курсы профессиональной переподготовки " Учитель физики ". Материал представляет собой реферат по дисциплине: «Методологическая культура речи учителя физики» По теме:
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. Методикой обучения коммуникативными умениями»
реферат.doc
ООО «Столичный учебный центр»
Реферат по дисциплине:
«Методологическая культура речи учителя физики»
По теме:
«Культура речи учителя физики как важный показатель
владения предметом. Методикой обучения
коммуникативными умениями»
Исполнитель:
Маслиенко Лариса Анатольевна
Барнаул
2019 год
1 Содержание
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном
контакте с другими людьми, поэтому преподаватель должен обладать не
только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками
общения. Согласно государственному образовательному стандарту учитель
физики, должен быть готов к выполнению учебно-воспитательной, социально-
педагогической, культурно-просветительной, организационно-управленческой и
научно-методической деятельности..........................................................................3
.................................................................................................................................... 14
2 ВВЕДЕНИЕ
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном
контакте с другими людьми, поэтому преподаватель должен обладать не только
психологическими, специальными знаниями, но также и навыками общения.
Согласно государственному образовательному стандарту учитель физики,
должен быть готов к выполнению учебновоспитательной, социально
педагогической, культурнопросветительной, организационноуправленческой и
научнометодической деятельности.
Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое
слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым,
целеустремленным, полновесным».Таким образом, вопрос о культуре речи
учителя физики рассматривается как важном показателе владения предметом,
методикой обучения, коммуникативными умениями в свете новых требований к
педагогу.
Культура физической речи это культура речи субъекта, проявляющаяся
при описании и объяснении физических явлений и свойств материи, определе
нии и характеристике физических величин, описании физических приборов,
механизмов и машин, сопровождении физических опытов четким и логическим
рассказом, грамотном чтении физических графиков, рисунков, чертежей и схем,
формулировке физических законов,
раскрытии физических теорий.
Профессиональная речь – это средство реализации базовых функций учителя в
профессиональной деятельности (развивающей, организаторской, воспитываю
щей, дидактической и т.д) и показатель его профессиональной компетентности.
Цель данной работы: рассмотреть вопрос о культуре речи учителя
физики как важном показателе владения предметом, методикой обучения,
коммуникативными умениями в свете новых требований к педагогу.
3 Учитель должен постоянно работать над собой, самообразованием и
самосовершенствованием, культурой, тогда он всегда будет востребован,
интересен и ученикам, и коллегам.
1.Научнометодологические основы формирования речевой компетенции.
В современных условиях образования на первый план выходит умение
самостоятельно добывать знания и использовать их на практике в самых
различных ситуациях. Цель учителя в классе – воздействовать на учащихся,
обратить их внимание на новый и наиболее важный материал, выделить
ключевые характеристики материала и так далее. Ученики следят за логикой
высказывания учителя посредством логического ударения , равняются на
лексикограмматические конструкции в речи учителя, имитируют ее звучание,
применяют подобные стратегии речевого поведения.
Учитель должен владеть следующими компетенциями:
• лингвистическая компетенция это
знание терминологии, умение
устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение
использовать научные понятия и термины в практическом анализе
производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной
речи составляют в профессиональном общении .
• коммуникативную компетенцию –входит как само умение общаться,
обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные
отношения с участниками производственного процесса, организовать
совместную творческую деятельность.
• поведенческую компетенциюэто умение контролировать эмоции, направ
лять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельнос
ти, соблюдение этических норм и требований этикета составляют .
Одним из слагаемых мастерства учителя является культура его речи
Профессиональная речь – это средство реализации базовых функций учителя в
4 профессиональной деятельности (развивающей, организаторской, воспитываю
щей, дидактической и других) и показатель его профессиональной компетент
ности. Существует мнение речь учителя есть совокупность функциональных
речевых поступков направленных на решение коммуникативных задач.
2.Формирования речевой компетенции учителя.
Специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем
говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится.
На слух воспринимается слово, его значение и интонация.
Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики
эмоциональную
воспринимают мимику и пантомимику учителя,
выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание. Эта
особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний
вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно
воспринимать реакцию слушателей.
Профессиональное владение предметом в основе имеет так называемую
обучающую, или дидактическую речь. Дидактическая речь позволяет
преподавателю приспособить свой речевой опыт применительно к уровню
подготовки обучаемых, доступно и корректно в языковом и методическом
плане объяснять, контролировать и управлять усвоением материала по физике в
общении с учащимися, исправлять их ошибки, оценивать работу и так далее.
Речь учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель
новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или
порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью,
заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли должно быть
ясное, простое, понятное для учащихся.
Второй составляющей профессиональной речи учителя является простота
и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для
понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи наукообразный вид,
5 что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны
усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым
отвлеченное основывается на ясности мышления учителя, на образности и
жизненности приводимых для пояснения примеров.
Третьей составляющей профессиональной речи учителя является ее
выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических
конструкций, так и активным использованием основных компонентов
выразительности устной речи тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз,
ударения, интонации, дикции.
Словарное богатство способствует образности речи, а
через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц,
поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь
учителя сочной, эмоциональной, поднимает настроение
учащихся.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на
чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам.
Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной,
радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации учитель должен
использовать все богатства тональности, а не произносить монологи
бесстрастным, монотонным голосом.
Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для
этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в
правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и
поступков учащихся.
Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком
быстрая речь, так как при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что
говорит учитель, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная
речь, действующая на учеников усыпляюще. Паузы речи при их правильном
6 использовании позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы.
С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи учителя, его
сообщения о какомто событии и т. п.
Дикция, ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает
понимание школьниками речи учителя. Для учителя четкость произношения –
профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию
учениками речи педагога. Дикция, ясность и четкость в произношении слов,
слогов, звуков.
Еще одной составляющей профессиональной речи учителя является
немногословие. Многословие выражается и в повторении фраз и слов.
Можно выделить следующие правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его
услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного
напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться
паузами логическими и психологическими. Без логических пауз речь
безграмотна, без психологических бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические
ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и
может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся:
воодушевлять, увлекать, успокаивать.
Если речевая деятельность преподавателя в основном направлена на
предметное информирование, то передача экспрессивной информации,
обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с обучаемыми осуществляется с
помощью речевого поведения.
7 В многообразии речевых поступков различают такие коммуникативные
типы, как повествование, вопрос, побуждение и восклицание. Каждому
речевому поступку свойствен свой синтаксический, лексический и
интонационный строй.
Чтобы управлять педагогическим общением, преподавателю требуется
умение прогнозировать отклик на свое поведение. Лишь используя оптимальную
модель речевого поступка, он добивается необходимого учебного и
воспитательного эффекта.
Знание психологии обучаемых, общих закономерностей воспитания,
владения арсеналом педагогических средств и методов помогают учителю
избежать грубых коммуникативных просчетов. Однако каждый акт
профессионального взаимодействия требует нестандартного речевого
творчества, ибо строится на учете многообразных обстоятельств – ситуации
общения, индивидуальности обучаемого, переживаемых им чувств, настроения,
характера сложившихся отношений и др.
Преподавателю необходима постоянная корректировка своего поведения в
соответствии с сиюминутно получаемой обратной информацией – вербальной и
невербальной. Педагогическое общение складывается из взаимного обмена
речевыми поступками преподавателя и обучаемых.
Речевое поведение педагога , как и другие виды социальной деятельности,
подвержено контролю общества. Прежде всего оно подчиняется общепринятым
нормам литературного языка: орфоэпическим,
акцентологическим,
словообразовательным,
•
• лексическим,
• фразеологическим,
•
• морфологическим,
•
синтаксическим.
8 Культура речевого поведения учителя физики обусловлена
целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в
определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических
норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи и залог успешной
работы современного педагога, задачей которого является развитие
исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной
культуры тех, для кого эта культура воспринимается,
прежде всего, через воздействующее слово.
Несмотря на личностное своеобразие – темперамент, характер, интеллект,
уровень культуры, пол, возраст и т.д – в каждом акте речевого поведения
преподаватель выступает как носитель основной социальной роли.
Речевое поведение преподавателя как категория педагогической науки –
неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на
воспитание, обучение и развитие обучаемого.
Вслед за Л.С. Выготским, А.А. Леонтьев понимает речевую
деятельность педагога не как изолированный имманентный
процесс, а как единство общения и обобщения.
Успешность учебновоспитательного воздействия зависит не только от
того, насколько учитель физики владеет предметом разговора и методическими
тонкостями его организации, но и от того, насколько ему удается находить
общий язык и установить контакт с обучаемыми.
Изучение теории и практики педагогического общения позволяет выделить
следующие функции речевого поведения учителя:
самопрезентационную, психотерапевтическую.
мотивационную,
В теории и методике обучения физике отдельных аспектов решения
проблемы развития культуры речи в процессе обучения физике касались ученые
А.В. Усова, Л.Я. Зорина, М.Д. Даммер (построение системного рассказа и его
влияние на развитие речи); А.А. Бобров, С.А. Суровикина (понимание и
9 составление учебного текста по физике); К.К. Гомоюнов (виды многозначности
терминов и способы их устранения при изучении естественнонаучных
дисциплин) и др.
А.В. Усова разработала планы обобщенного характера, которые помогают
точно, понятно и правильно излагать суть физических теорий, явлений, законов;
ею выделены педагогические условия формирования естественнонаучных
понятий – правильное понимание и воспроизведение
физических понятий, являющихся основой культуры физической речи.
3. Профессиональные умения учителя физики
С развитием физики и техники возникла проблема, связанная с
сообщением молодому поколению необходимого объема информации. Эта
проблема обострилась в последнее время, когда в условиях ограниченных
природных ресурсов стало необходимым уделять особое внимание организации
активной и разумной деятельности по жизнеобеспечению людей.
Встала задача использования достижений физики не только на благо
человеку, но и для обеспечения устойчивого развития природы, частью которой
является он сам.
Речь учителя на уроке физики рассматривается с точки зрения ее функций
в учебном процессе: стимулирующей, регулирующей, контролирующий,
организующий. Однако она значительно сложнее, объемнее и многоплановой,
если рассматривать ее как средство реализации педагогического общения,
имеющего в основе специальные навыки и умения.
Профессиональное владение речью учителем физики сложная
полифункциональная деятельность, отличающаяся от речевой деятельности
гида, переводчика и представителей другой профессии. В первую очередь
содержанием умений, обеспечивающих ее.
10 Одной из основных задач учителя физики на этапе обучения является:
вызвать у учащихся устойчивый интерес к учебной теме, сформировать
творческую детскую личность, которая будет способна не только
воспринимать логическую информацию школьного предмета, но и испытывать
эстетические чувства по поводу увиденного, услышанного или прочитанного, а
значит, более глубоко усваивать учебный материал. Самый верный и наиболее
плодотворный путь к решении этих задач – это живое, непосредственное
общение с учениками.
Специфика предмета физики проявляется в содержании
профессиональных умений педагогического общения на уроке физики или
коммуникативнообучающей деятельности в целом.
Владения языком учителем рассматривается в связи с коммуникативно
обучающей функцией. Поскольку содержание этой функции «состоит в том, что
учитель должен обеспечить построение учебного процесса на коммуникативно
речевой основе».
В содержание этого понятия включают определенный набор умений:
• умение вести урок,
• устанавливать контакты учителькласс, учительученик, ученикученик,
учителькласс;
• перестраивать свою речь в зависимости от конкретных условий обучения
(упрощать или усложнять ее, переходить от одной формы работы к
другой, от монолога к диалогу, и т.п.);
•
•
•
словесно побуждать учащихся к мотивированной деятельности
управлять деятельностью учащихся, ставить перед ними определенные
коммуникативные задачи;
создавать и использовать учебноречевые ситуации, стимулируя
деятельность учащихся на уроке физики, управляя ее путем постепенного
11 усложнения задач, обеспечивая единство деятельности и поведения
учащихся;
• определять характер ошибок учащихся, выявлять их причины, намечать
пути их предупреждения и способы их устранения;
• использовать внеклассную работу учащихся в целях совершенствования
практических навыков и умений и повышения интереса к учебному
предмету.
Перечисленные умения представляют собой понятия, характеризующие
разные аспекты профессиональной деятельности учителя физики.
Это сложная речемыслительная деятельность, направленная на решение
задач, вытекающих из ситуаций педагогической деятельности учителя физики.
Заключение
Обучающая деятельность учителя в своей основе есть речевая
деятельность, поскольку, «деятельность, целью которой является передача
языковых знаний и формирование речевых навыков и умений имеет
коммуникативную направленность».
Профессиональная речь является важным элементом коммуникативной
компетентности, или умения общаться.
Значимыми характеристиками профессиональной речи учителя является,
грамотность построения фраз, простота и ясность изложения, выразительность,
тон, паузы, темп, интонация, дикция
Учитель, владеющий профессиональной речью, достигает больших
успехов в учебновоспитательной работе.
12 Литература
1. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед.
учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П.
2. Шиянов. – М.: Издво «Школа Пресс», 2000. – 512 с.
3.
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. С 69 Социально
психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Издво
Института Психотерапии. 2002. 490 с.
4. Филиппова, О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация [Текст]:
М.: Издво Флинта: Наука, – 2001. – 192 с.
5. Чернышёв Кирилл Сергеевич Речевая культура учителя Доклад г.
Уссурийск 2015
6. http://cyberleninka.ru/article/n/kulturarechiuchitelyafiziki1
7. http://philologyandculture.kpfu.ru/?q=system/files/%D0%A1%20100
103.pdf
13 8. http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf5/31.pdf
9. http://talanted.rudn.ru/upload/physics_techniques_2012.pdf
10.http://gymnasium.pruzhany.by/?p=249
14
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
«Культура речи учителя физики как важный показатель владения предметом. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.