Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77»
«Культурно – гигиенические навыки. Формирование во взаимодействии с родителями»
Подготовили воспитатели: Евстратова МК. Колесниченко О.А.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
рационально организованная обстановка,
четкий режим дня
руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, образовательная деятельность и игры).
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Методы и приемы формирование у детей дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков
-личный пример взрослых
- ООД
-показ
-объяснение
-пояснение
-поощрение
-беседы
-упражнения в действиях
-дидактические игры
-потешки,
-поговорки
-игровые приемы
-викторины,
-развлечения
-прием повторения действий
Критерии опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
Не крошить хлеб;
Пережевывать пищу с закрытым ртом;
Не разговаривать с полным ртом;
Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
Благодарить;
Пользоваться только своим прибором.
Мытьё рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, уши,
-Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Смыть мыло;
Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
Пользоваться расческой.
Снимание и надевание одежды в определенном порядке включают умение:
-Расстегнуть пуговицы;
Снять платье (брюки, шорты);
Аккуратно повесить;
Снять рубашку и аккуратно её повесить на платье, брюки, шорты;
Снять обувь;
Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
Надеть в обратной последовательности.
С. Приварская
На майку с трусами одеть мы должны
Колготки, рубашку, рейтузы-штаны,
Носочки на ножки и кофту на верх.
Кто первый оделся?
Ну, кто быстрей всех?
Теперь мы ботинки, сапожки возьмем
И шапки оденем, и в куртки нырнем!
Осталось нам только замки застегнуть. И можем все вместе отправиться в путь!
Снимание и надевание одежды в определенном порядке включают умение:
- организация привлекательной и удобной для действий и заданий обстановки в детском саду и дома:
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
-индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
Памятка для родителей и педагогов.
- Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
- Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
- Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Прогнозы работы с родителями
Родители готовы и способны взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания КГН.
Принимают активное, живое участие в жизни группы
Проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу Высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса.
Проявляют живой интерес к результатам достижения ребенка при освоении культурно-гигиенических навыков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.