Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Тематическое направление: культурно-нравственное воспитание
«На Кубани мы живем…»
Сушкова Екатерина Евгеньевна
Преподаватель ГБПОУ КК КПК
Краснодар,2022
Форма проведения и название мероприятия: Проект «На Кубани мы живем…»
Направленность мероприятия: культурно-нравственное воспитание
Место проведения: ГБПОУ КК КПК
Ф.И.О. и должности педагогов: Сушкова Е.Е., преподаватель ГБПОУ КК КПК
Тема: ««На Кубани мы живем…» к 85-летию образования Краснодарского края»
Актуальность проекта:
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.
Данная тема позволит больше узнать об истории нашей страны, о её людях, традициях и обычаях, что позволит с ещё большим уважением относиться к культурному наследию своей Родины.
Цель проекта ознакомить обучающихся с русскими национальными тряпичными куклами - оберегами, их особенностями и технологией изготовления.
Задачи:
- прививать интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
- содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки;
- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к истории культуры своего народа;
- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся познакомятся с народной куклой;
- в процессе деятельности узнают о многообразии кукол;
- в ходе исследования, познакомятся с различными природными материалами при изготовлении простых кукол (глина, солома, дерево, материал) и примут решение, что кукла из тряпочек удобна в обращении, с ней приятно играть (с глины куклы крошатся, из соломы – колются, деревянные – не гибкие);
-научатся своими руками создавать простых тряпичных кукол, используя технологические карты.
Методы и приемы: беседа, метод рефлексии, мастер класс самоанализ, поход на выставку.
Этапы реализации проекта.
1. Изучение истории возникновения народной куклы.
2. Изучение видов кукол.
3. Изучение технологии изготовления кукол.
4. Изготовление народной куклы по технологической карте.
5. Посещение выставки «На Кубани мы живем…» .
Сценарий
Глава 1. История возникновения русской народной куклы
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Она известна с глубокой древности, ее история прослеживается со времен египетских пирамид до наших дней. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведенные раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле около тысячи лет. До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома, береста, глина) недолговечен. В каждой губернии, каждом узде, деревне или избе были свои особенные куклы. И отношение к ним было особенное. Нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была, как живое существо. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы были не похожи друг от друга. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее – принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времён. Они выполнялись из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта русских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности".
Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались превосходно, и она делала их на заказ.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, их хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.
Глава 2. Разновидности русской народной куклы
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
2.1. Куклы-обереги
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Куклы-обереги – важная часть народной культуры. Раньше без нее не обходилась ни одна семья. Наши предки их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. В наши дни наследие предков обрело новые силы, и все больше и больше людей интересуются и возрождают данное искусство.
К куклам-оберегам относятся, таких кукол как «Пеленашка» имеет глубокий смысл. Её делала беременная женщина перед родами (или даже во время или между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей в себя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, ткань скручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину. Естественно, ни иголки, ни ножниц для изготовления этой куклы не использовали, поэтому и нить откусывали, как пуповину. Затем верхнюю треть скрутки перевязывали – получалась голова младенца. Затем куколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку. Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, их клали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первые игрушки малыша.
Были и обереги на каждое время суток. «День и ночь» - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью - другого. Эти куколки – оберег дома, белая – днем, синяя – ночью. Интересно, что ночь синяя, а не черная. Ведь особое значение придавали цветам на Руси: чёрный означал несчастье, пустоту, а синий – тайну.
«Подорожница» является одной из немногочисленных народных куколок оберегов, которые женщины мастерили для своих мужчин: мужей и сыновей. Оберег делали своими руками, когда кому-нибудь из них предстоял долгий путь. Кукла должна была защитить путешественника в походе или войне, в битве и помочь ему вернуться домой целым и невредимым.
Так как в те времена добирались до пункта назначения в основном пешком, то и куколка должна была быть совсем маленькой. Носили ее в кармане или за пазухой. «Божье Око» - это самая древняя обережная кукла наших предков - Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. "Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.
2.2. Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Кукла «Крестец» – очень символичная и простая в изготовлении. Маленькую куколку девочки могли использовать для игр в качестве куклы-мужчины.
Но важнее были куклы в человеческий рост, которых делали на Крещенье. На святочной неделе во время гуляний парни наряжались, надевали маски. Считалось, что в таких ряженых могут заселиться злые духи, поэтому обязательным был обряд омовения в проруби на Крещение. Такой Крестец ставили в сугроб возле проруби, чтобы нечисть, которую выгнали святой водой, не вселилась в кого-нибудь другого. Для привлечения внимания злых духов Крестец украшали полосками ярких цветных тканей.
Ещё один «перевёртыш» назывался «Девка-баба». Служил он для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.
Обережные и обрядовые куклы также служили для игр детей после того, как они уже были использованы по назначению.
2.3. Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
К обрядовым куклам относятся «Покосница». Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. И чтобы малышам было чем заняться, для них делали простых куколок – «Покосниц». У куколок были яркие наряды, в честь первого покоса в году, и тщательно обмотанные крестовинами ручки, чтобы уберечь руки косарей от порезов.
Кукла «Веснянка» – кукла, концепция которой исходит из самого названия. Ее призвание нести радость и весенний задор. Куклу начинали делать 14 марта, за седьмицу до весеннего равноденствия. Веснянка считается обережной куклой молодости и красоты. Ее ручки раскинуты в стороны, она будто тянется ими навстречу яркому солнышку во время весны. Эта кукла одна из немногих выполняла сразу несколько целей и была одновременно обережной, игровой и обрядовой.
По обычаю, веснянку дарили друг другу свободные, незамужние девушки в начале весны. Она приносила своей владелице красоту, здоровье и удачу. Куклу можно было сделать из практически любых подручных материалов, вполне годилась любая ткань, солома и даже глина. Коса у Веснянки должна быть длинной и яркой и торчать к верху будто антенна. Важно то, что хозяйка должна быть именно женщиной. Куколку рекомендуется делать без применения ножниц, ниточки рвать только руками.
Вепская кукла (капустка, рванка) – это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.
Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у неё ладилось.
Даже по этому небольшому количеству заметно видовое разнообразие народной куклы. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность народной куклы.
Глава 3. Изучение технологии изготовления кукол
Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность. Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами и перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.Часто нитки которые из ткани формировали основу куклы особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении, возвращаясь на талии где нитка закреплялась. Обматывая куклу нитками, нужно следите, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались, то их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, а редких случаям хранили молчание. Кукол делали безликими, так как это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила, которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.
4. Изготовление народной куклы по технологической карте.
Технологическая карта
Преподаватель: Сушкова Екатерина Евгеньевна
Тема: Изготовление народной куклы «Обрядовая свадебная кукла»
Задание: Практическая работа
Инструкция по выполнению задания:
Для выполнения этого задания. Вам понадобиться:
- ткань;
-нитки, ножницы.
Основа тонкая плоская палочка 25-30 см, ширина до 1,5 см. лоскут белой ткани размером 6 на 7 см складывают от краев коротких сторон, ткань подгибают к середине и разглаживают (рис.18,а). От места сгибов лоскут еще раз подгибают к середине и складывают пополам. Внутрь сложенной пополам полосы ткани вставляют щепку так, чтобы она не доходила до места сгиба на 2 см (рис.18,б).
Щепку по всей длине обматывают полосой красной ткани. Ленту с обеих сторон щепки, дополнительно закрепляют несколькими витками красной нити (рис. 18, в). Лоскут красной ткани размером 15x30 см дважды складывают от краев длинной стороной к середине. Красной нитью сложенную полосу перематывают несколько раз по краю белой ткани (рис.19,а). Сложенную таким образом ткань навешивают на руки и крепят ее ниткой (рис.19,б).
Затем полосу стягивают с «руки». На полосу наматывают лоскут цветного ситца 15x15 см. край ситца наматывают ниже 1 см (рис.20,а). Получается заготовка для куклы Невесты, которую вновь надевают на «руку» (рис.20,б).
Из двух лоскутков делают поясок, который крепят на лицевой стороне (рис.21). Затем сложенный пополам по диагонали лоскут 10x10 см подвязывают, как платок (рис.22).
Куклы жениха изготовляют по такой же технологии. Стянув с детали «руки» заготовку, на концах полосы изготовляют сапоги (рис.23 а, б).
Куклу Жениха навешивают на «руку» лицевой стороной слева от куклы Невесты (рис.24). Рубаху для куклы Жениха изготовляют из цветного ситцевого лоскута размером 5x14 см (рис.25) .
Узел пояска крепят сбоку на лицевой стороне (рис.26) . У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде (рис.27) .
Практическая значимость занятие, изготовление обрядовой свадебной куклы своими руками.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ
РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
1. Соблюдать порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверить исправность
инструментов.
3. Не работать ножницами с ослабленным
креплением.
4. Работать ножницами только на своем рабочем
месте
5. Следить за движением лезвий во время работы
6 Ножницы класть кольцами к себе
7. Подавать ножницы кольцами вперед
8. Не оставлять ножницы открытыми
9. Использовать ножницы по назначению
5.
Посещение выставки «На Кубани мы живем…» .
Следующим этапом было посещение выставки «На Кубани мы живем…» в музеи имени Коваленко И.Н., где представлены в экспозиции более 60 традиционных кукол народов, проживающих на Кубани. Экспонаты созданы участниками музейной творческой студии «Меланка» (народный самодеятельный коллектив). Вятская скрутка, «Устинья», новгородская парочка, северная берегиня, череповецкая парочка, кельчемгурочка рассказывают о русских традициях. На Кубань с середины XIX века переезжали люди из разных областей России. Они привносили в культуру края свои традиции.
Кубанские традиционные куклы: «Вишенка», казак с казачкой, кукла-курочка. Их особенность в использовании природных материалов: веточки деревьев разной формы и талаш (высушенные листья кукурузы).
В Краснодарском крае проживает одна из крупнейших армянских общин России. На выставке можно увидеть куклы, рассказывающие об этом народе: «Армянская игровая кукла», «Армянская пара» - ярко и образно представляют традиционный костюм и украшения.
Источник информации
согласно ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись.
Библиографическое описание
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2018.- 240 с.
Источник – электронный ресурс (интернет-источник)
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. -2008.- 30 ноября
5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.