Методическая разработка (сценарий вн.мероприятия) посвящена творчеству народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского
Название работы: «Гомер ХХ века– Сулейман Сальский».
Автор разработки: Хачпанова М.В., зав.библиотекой МАОУ СОШ № 7 г. Балаково Саратовской области
2024 г.
https://disk.yandex.ru/i/gLJoQUY97UIbdw
Оформление: книжно-иллюстративная выставка, посв. культуре народов Северного Кавказа (книги, фотоальбомы, высказывания В. В. Путина, известных людей о культурном многообразии народов России, о важности сохранения языкового и культурного многообразия народов России, пословицы и поговорки о дружбе народов страны и т.д.); мульт. презентация, видеоролики, аудиозаписи, можно –карта России и пр.
На экране проектора – изображение гор (виды Дагестана). а также потрет поэта и его высказывание: «Один - лишь капля, все мы - океан».
Звучит аудиозапись музыки народов Северного Кавказа
Выходят чтецы, ведущие и учитель (или библиотекарь).
Чтец. Живут народы разные в России с разных пор:
Одним тайга по нраву, другим степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд,
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один рыбак с рожденья, другой оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна,
А Родина – Россия у нас у всех одна.
Владимир Степанов
Зам.директора по воспитательной работе.
Ребята! Мы все с детства помним народную мудрость о том, как непросто сломать веник и как легко это сделать, если его развязать. правильно?
Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе народов!
1. В дружбе народов сила России.
2. Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена, Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.
3. Дружба народов – залог целостности государства.
Вывод такой: Россия сильна до тех пор, пока ее народы чувствуют себя россиянами, гражданами единой страны, свято хранят память об общем славном прошлом и чувствуют свою общую ответственность за будущее нашей Родины. В 2024 году правительство России утвердило Концепцию государственной языковой политики страны. Документом закреплен особый статус русского языка как государственного языка страны, подчеркнута важность сохранения языкового многообразия и духовно-нравственных ценностей. «За свою более чем тысячелетнюю историю Россия сохранила языковое и культурное многообразие народов, населяющих ее территорию. Сегодня важно заботиться о том, чтобы сберечь это богатое наследие, определяющее традиции и культурный код нашей страны», — отметил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко. «Утверждению Концепции языковой политики предшествовало долгое и детальное обсуждение положений научным и экспертным сообществом. В документе отражены основные направления и меры поддержки по сохранению, защите и развитию языкового многообразия России», — добавил он. Концепция разработана Министерством просвещения России по поручению Президента России Владимира Путина
Видеоролик «Многообразие культур народов России»
Учитель (библиотекарь). Культурное и национальное многообразие - это всепобеждающая сила России, неоднократно подчеркивает президент РФ Владимир Путин. В настоящее время на территории России проживает 190 народов, которые говорят белее чем на 230 языках. Каждый из народов отличается языком, историей, культурой. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподаётся национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.
Зам.директора по УВР. Одним из самых многонациональных краев в нашей стране является Северный Кавказ. В последние десятилетия наблюдается стремительное морально—нравственное вырождение Запада. В этот процесс Запад пытается втянуть и нашу молодежь с целью изнутри развалить Россию. Перед российским обществом стоит важнейшая задача – противостоять этому процессу, отстаивая веками сложившиеся в нашем народе морально-нравственные нормы. В нашей стране патриот Отечества, как это было 80, 100, 200,500 и более лет назад - самое высокое звание, по-прежнему под словом «семья» понимается мать, отец, дети, родители отца и матери, и нет ничего для нормального человека важнее, чем Родина и родители. То, что семья - особая забота государства, говорит тот факт, что 2024 год объявлен в России Годом семьи.
Учитель (библиотекарь). Древнее предание гласит, что предки народов Северного Кавказа, оказавшись в подземелье, несметным богатствам предпочли светильник и, освещая им путь, сумели выйти из темноты. Я думаю, что эта мудрая легенда глубоко символична и многое объясняет в национальном характере наших братских народов –уроженцев Кавказа, в их прошлом, настоящем и будущем. Яркий свет истины и прямая, общая для всех дорога вперед, к свободе и простору – наш общий идеал, наши самые главные жизненные ценности.
Сегодня я с моими помощниками – учащимися нашей школы, активом школьной библиотеки, познакомим вас, ребята, с творчеством поэта Сулеймана Стальского, уроженца Дагестана. Ежегодно 18 мая народы многонационального Дагестана отмечают день рождения Сулеймана Стальского, поэта-патриота, интернационалиста и общественного деятеля. Посмотрите на его портрет – седовласый старец в папахе с пронзительно мудрыми голубыми глазами.
Видеоролик о родине поэта (или просто с видами Дагестана)
Учитель (библиотекарь). Сулейман Стальский был основоположником дагестанской поэзии в ХХ веке. Его любимый стиль – «рубаи», когда три строки рифмовались между собой, а четвертая, словно недосказанность, всегда оставалась свободной. Некоторые из стихов поэта были положены на музыку и исполнены разными артистами. Вот все, что видел, что вызывало отклик в его душе, о том поэт и писал. Его поэзия – это мысли, взгляд, глас простого народа на все события, связанные с историей нашей страны первой четверти ХХ столетия. Не зря Сулеймана Стальского уже при жизни называли Гомером ХХ века.
Итак, слово ведущим нашего мероприятия! Они познакомят вас с его биографией.
Аудиозапись старинной дагестанской (лезгинской) народной музыки
Вед. Сулейман Стальский (настоящая фамилия — Гасанбеков, лезг. Ст;ал Сулейман; 18 мая 1869 — 23 ноября 1937) — лезгинский поэт-ашуг, основоположник лезгинской, дагестанской, досоветской поэзии, один из крупнейших дагестанских поэтов XX века, народный поэт Дагестанской АССР (1934). Слагал стихи на лезгинском и азербайджанском языках.
Чтец.
"Я, Сулейман, не знаю книг,
Но хорошо одно постиг:
С трудом, с трудом даётся стих-
Стиха пустого быть не может!"
Вед. Сулейман Стальский в бедной крестьянской семье. По этнической принадлежности — лезгин. Мать умерла рано, и до 7 лет мальчик рос на руках сердобольной соседки. Когда ему пошёл одиннадцатый год, умер отец. Рано осиротев, с тринадцати лет работал по найму.
Будущему «Гомеру XX века» (как его назвал М. Горький) пришлось пройти суровые университеты жизни. Десятки лет провёл он в поисках куска хлеба в Гяндже, на строительстве моста через Сыр-Дарью в знойных степях Средней Азии, на нефтяных промыслах Баку.
Фото или видеоролик о дореволюционном Баку: нефтяные вышки и т.д.
Вед. За более чем 20 лет скитаний многое увидел Сулейман. «А главное, я узнал, что везде и всюду было одинаково трудно рабочему человеку, что уйти от самого себя невозможно», – признавался поэт.
Годы
скитаний не прошли даром. Сулейман хорошо узнал жизнь и стал известен как
«ашуг» (бродячий певец), в 1909 году, вызвав на соревнование народных бродячих
певцов (ашугов), одержал победу.
Фото (иллюстрации) :ашуги
Чтец. АШУГ САКИТ КЮЧЕРИ
Сулейману Стальскому
Годины веков
отражают следы
Истории светлой души из народа.
Селение Стал Сулеймана лады
Овеяли славой… Во цвете природа.
Не предал богатства
отцовской земли,
Красу и секреты гор отчих берёг он.
Вершине подстать мысли горца: цвели
Сады и поля – ими не пренебрёг он.
Глагол аксакала
кавказских хребтов
Был внятным на поле незыблемой меры.
Народы к народам громады мостов
Уже проложили в знак дружбы и веры.
Покинут ли мир
злополучья, обман?..
Усеяна ими людская дорога.
В пречистых душою, как сам Сулейман,
Чьи помыслы не нагоняют туман,
Отчизна нуждается – ждёт у порога.
Вед. Стихи С. Стальский начал слагать в зрелом возрасте. Поэтическую
деятельность Сулейман Стальский начал со стихов на азербайджанском языке. «Вот
мои книги, — показывал на своих односельчан Сулейман, — у них в голове записаны
все песни, что я сложил». «Эй! Песня вышла!» — кричал он сельчанам, когда выдумывал
свежие стихи, и не удивляясь такому вторжению поэзии в быт, крестьяне всегда
просто и весело собирались вокруг своего соседа слушать его новую песню.
Вед. Итак, несчастья не сломили Сулеймана, напротив, пробудили в нём великий протест. «Поэт, если только он не труп, молчать не может. Ему против его воли будет тревожно от плохого и радостно от хорошего, а скрыть от мира, сохранить для себя свою песню ему не удаётся», – говорил мудрый горец. Поэтическое искусство явилось для него формой выражения активного отношения к жизни, изложения житейской мудрости.
Вед. Стальский черпал вдохновение не из отвлеченных представлений о добре и зле, а из глубин народной души, из народных страданий. Как показала жизнь, наиболее зрелыми в идейно-художественном смысле оказались произведения Стальского на морально-дидактические темы, философская, религиозная и любовная лирика. Он был убежден: «Один - лишь капля, все мы - океан».
Чтец. Назидание
Сулейман Стальский
Вводить злодеев бесчестных в дом
И в свой домашний круг- нехорошо.
Идти неправедным путем
И сеять лож вокруг- нехорошо.
Ребенок, если разум есть,
И тот поймет добро и честь.
За негодяя в петлю лезть,
Хотя тебе он друг,- нехорошо.
Повсюду смрад, повсюду грязь,
Повсюду сволочь развелась.
Жить, преступленья не боясь,
Стыда не ведать мук,- нехорошо.
Сам хочет выглядеть белей,
А клеветой чернит людей.
Заткни же уши поскорей:
Звучит неверный звук- нехорошо.
Не знай такого кунака:
Он клялся в дружбе на века,
Но вспыхнул из-за пустяка.
Эй, обижаться вдруг- нехорошо.
В чьем сердце- яд, в чьем сердце- яд,
Коварство помыслы таят,
Пусть он- твой брат, пусть он- твой сват,
Но с ним делить досуг- нехорошо.
Пристоен с виду, но, как бык,
Разнуздан он и не привык
Болтливый сдерживать язык,
Отбиться так от рук- нехорошо.
В благополучии своем
Гнушаться теми, с кем знаком,
Стать бешеным, горячим псом
И важным, как индюк,- нехорошо.
Эй, Сулейман! Твой честный стих
Клеймит коварных, лживых, злых,
Но за глаза ругать других,-
Так говорит ашуг,- нехорошо.
Вед. Первая его песня «Соловей» относится к 1900 году. До революции гневно бичевал угнетателей народа. Сулейман хорошо знал песни Етим Эмина, которые еще при жизни его слились с безымянным народным творчеством. Своими социальными песнями бедноты Сулейман продолжил дело Етим Эмина. Но его мотивы бегства из окружающей жизни звучали не отчаяньем, а иронией. Великий Октябрь сделал его поэтом народной радости. Стихи его начинают появляться в газетах, напечатаны в 1927 году в вышедшем в Москве «Сборнике лезгинских поэтов».
Видеоролик «Песня «Соловей» на сл. поэта
Вед. Заслуги С. Стальского по достоинству оценены правительством. С 1925 года Сулейман являлся членом ДагЦИКа, в 1934 году ему было присвоено высокое звание народного поэта Дагестана.
В 1934 году выходит в свет «Избранные произведения» С.Стальского и в этом же году ему присваивается почетное звание народного поэта Дагестана. За большой вклад в многонациональную отечественную литературу С.Стальский награжден орденом Ленина, а также был выдвинут депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
Вед. Его творчество было высоко оценено его современниками – коллегами по писательскому труду. Стальского связывала творческая дружба со многими собратьями по поэтическому ремеслу, но особо теплые отношения сложились с Максимом Горьким (Алексей Максимович Пешков). На Первом Всесоюзном съезде писателей СССР Максим Горький по праву назвал «Гомером ХХ века». Почему? да потому что он был певцом истинно народной жизни – воспевал простые, но искренние человеческие чувства, радовался и печалился вместе со своим народом, откликался на важные события в истории страны того времени.
Видеоролик «Выступление С.Стальского»
Вед. Его сборники стихов «Думы о Родине», «Стихи и поэмы», «Стихи и песни» раскупались вмиг. Поэт Аткай Аджаматов вспоминал: «В начале 1935 года я, Алибег Фатахов и Эффенди Капиев были в Москве. Капиев сказал нам, что в книжном магазине продается только что вышедший из печати сборник стихов Стальского «Думы о Родине» в его переводе. Я тут же предложил каждому купить по одному сборнику. И они тут же последовали моему совету». Стихи поэта из Дагестана, сочиняющего на лезгинском и азербайджанском в переводе на русский, разлетелись как горячие пирожки…
Вед.
В далеких горах Дагестана есть аулы златокузнецов, канатоходцев, лудильщиков.
Как ни странно, есть в Дагестане и аул поэтов. В этом ауле почти в каждом доме
живет певец. Обыкновенный певец, прежде чем начать песню, спрашивает у народа,
какую песню петь: о любви или ненависти, о радости или печали? Народ просит
певца петь о любви, но так, чтобы там была и ненависть; петь о ненависти, но
так, чтобы там была и любовь; петь о печали, но так, чтобы там было и немного
радости; петь о радости, но так, чтобы там было хоть немного грусти. Эти
требования, которые веками предъявлял маленький дагестанский народ к своим
ашугам и певцам, и определяют сущность и характер настоящей, большой поэзии.
Без боли, без радости не рождаются стихи и поэмы. Это хорошо понимал уроженец
этих мест – Сулейман Стальский.
Чтец. Ведь так не бывает...
Сулейман Стальский
Поток, по оврагу несущийся
рьяно,
Сравниться с Курою напрасно мечтает.
Кто выучил первые суры Корана,
Ученым не станет — ведь так не бывает.
Кто друга и брата бесстыдно порочит,
У всех на виду клевету раздувая,
И кляузы грязные стряпает ночью,
Разумным не станет — ведь так не бывает.
Кто мнит колдуном себя или пророком,
Святою водой простаков окропляя,
И ложь преподносит от имени Бога,
Безгрешным не станет — ведь так не бывает.
Но тот, в ком суровая правда не дремлет,
Хоть враг его исподволь в спину толкает,
Споткнувшись и даже свалившись на землю,
Бесчестным не станет — ведь так не бывает.
Пусть конь неказист, ишаку он не пара,
Хотя его чем-то и напоминает,
Везет он безропотно ношу с базара,
Ослом все ж не станет — ведь так не бывает.
Слезятся от боли глаза Сулеймана,
Без устали зло и добро наблюдая,
Коль крохотно сердце в груди великана,
В нем проку немного — ведь так не бывает.
Вед. Нашлось место в творчестве народного поэта и строкам о дружбе и любви, о том, что не каждому дана сила уметь прощать и просить прощения.
Чтец. Прости...
Сулейман Стальский
Если сердито небо, гром гремит,
На землю дождь слезами проливая.
От слов твоих душа моя болит,
В преддверии несчастья замирая.
Но ты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.
Завистники так видно пожелали
Нас разлучить - как солнце и луну.
Теперь обеспокоятся едва ли,
Нас примирить, свою признав вину.;
Но ты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.
С тобой мы раньше неразлучны были,
Теперь же видимся издалека...
Свою весну бездумно упустили,
И холодом дохнула вновь зима...
Ноты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.
Ты можешь и простить, и не простить
Разлуку или радость выбирая...
Но помни: лету никогда не быть,
Если с весной расстаться не желаешь.
И ты прости, коль сила есть простить,
Ведь мы не сможем друг без друга жить.
Чтец. Черноокая
Сулейман Стальский
Когда с кувшином ты на луг
Идёшь в кругу своих подруг,
Мне не унять сердечных мук,
Опять мы в ссоре, черноокая.
Взмахнёшь рукою, как крылом,
И вознесёшься над холмом.
А я опять грущу о том,
Что мы в разладе, черноокая.
Нахмурив брови мне назло,
Ты возвращаешься в село,
Уж столько времени прошло,
А мы всё в ссоре, черноокая.
Проворней серны ты бежишь,
Когда соседки смотрят с крыш,
Чтоб разгадать, о ком грустишь
Ты беспрестанно, черноокая.
Голубкой взмывшей в облака
На радость сплетникам-врагам,
Не оставляй меня, пока
С тобой мы в ссоре, черноокая.
Твержу на тысячи ладов
Одно из тех заветных слов,
Что лишь тебе сказать готов
При новой встрече, черноокая.
Эмин в отместку злой судьбе
Стихи слагает о тебе,
Чтоб примирил нас их напев -
Зачем мы в ссоре, черноокая?
Видеоролик «Читаем стихи
С.Стальского»
Вед. В книге «Жизнь, прожитая набело» можно прочитать, каким образом стихотворные строки не умеющего писать поэта доходили до читателей: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк».
Вед. Сулеймана Стальского и учёного, литературоведа Гаджибека Гаджибекова связывала большая многолетняя дружба. Г. Гаджибеков много сил отдал систематизации творчества С. Стальского дореволюционного и советского периодов. Он записал и восстановил со слов поэта тысячи строк, сделал подстрочные переводы его стихов и поэм, в частности, «Думы о Родине», «Песнь о Дагестане».
Вед. Сулейман Стальский – основоположник советской дагестанской литературы. Это знают все. Знают и то, что счастливо сложился советский период жизни поэта, когда он достиг самых высоких вершин поэтической славы. Но не все ещё знают о страницах в биографии Сулеймана, связанных с годами репрессий 30-х годов ХХ столетия, когда, казалось бы, обласканный властью поэт, не смог остаться молчаливым соглашателем с беззакониями и несправедливостью, ибо для Стальского самым высшим, самым главным из званий и ценностей было одно – справедливость и право говорить правду...
Вед. Хорошо зная Г. Гаджибекова, Сулейман не мог смириться с тем, что его объявили «врагом народа», считал это недоразумением, которое должно быстро проясниться. Он пытался бороться за своего друга и коллегу по писательскому цеху – поехал в поисках справедливости в августе 1937 году в Махачкалу. Увы, он переоценил свои возможности. С народным поэтом, кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР не захотели и говорить. Более того, от него требовали выполнить «социальный заказ» 0 сложить гневные стихи о его друзьях Н.Самурском, Г.Гаджибекове и о других руководителях республики, объявленных врагами народа. Но как честный человек поэт не мог нарушить свои же заповеди: «Правду говорить нельзя, а неправду говорить в стихах невозможно».
Вед. Но он не мог отречься и от других слов: «Поэт, если только он не мёртв, молчать не может». И друзей предавать не только не стал, но, наоборот, заговорил. Последний раз прочёл Сулейман Стальский свои стихи на площади Ленина 7 ноября 1937 года. Обращены они были к благодарному народу, который всегда понимал своих сыновей и всегда поймёт. Иначе Сулейман поступить не мог, ибо, как он сам говорил, «дело поэта – гордое дело». Сорокин и Ломоносов выразили поэту своё крайнее недовольство с подтекстом угроз.
Вед. Поэт вернулся в родное село очень удручённым. Через несколько дней, 23 ноября 1937 года, его не стало.
Смерть знаменитого поэта и честного человека друзья и простые люди --поклонники его литературного таланта восприняли как личную утрату. Среди них были поэты, посвятившие почившему другу стихи. Вот одно из них:
Сулейману Стальскому
Магомед Мирзоев Мирзой
на смерть поэта
Сулеймана Стальского
(перевод с лезгинского)
Почил поэт - души завет
Наш дом с отрадою простился,
Так, в дни веселья белый свет
В глубокий траур превратился.
Я нужных слов не нахожу,
От боли в сердце весь дрожу.
С небес Отчизны за межу
Дух гаснущей звезды скатился.
Напасть всегда идёт на риск.
Смерть выдохнула злобный писк.
Земли лезгинской солнца диск
Могильной темью окатился.
Он якорь судеб мог поднять.
У рук мозоли не отнять.
Ушёл поэт! Боль не унять.
В мир вечный он переместился.
Вед. Поэты бывают разные. Со смертью одних умирают и их песни, песни других дарят им бессмертие. Бессмертие обрёл и Сулейман. Поэтому в чистых родниках души народа хранятся простые и мужественные песни поэта. Его уже при жизни называли Гомером ХХ века, он был для многих современников примером для восхищения и подражания. Об это говорит одно из стихотворений его коллеги по поэтическому ремеслу.
Чтец. АШУГ ДЖАМЕСЕБ (РУТУЛЬСКИЙ)
Гомеру нашего века
Портретом, сердцу дорогим, я свой украсил
кабинет,
На самом видном месте он, как исповедь семи
планет,
К себе приковывает взгляд. Его дороже в мире
нет.
Стою, как верный ученик – внимать наставнику
готов.
Ты наш устад, ашуг, мудрец, знаток и мастер
своих дел.
Над цепью наших синих гор фонарь зажёг, и сам
зардел.
В моей поэзии, судьбе, есть доля твоя, твой
удел.
Ты учишь нас стихи слагать без закавычек и
хвостов!
Ты смог прославить Дагестан, могуч, велик, как
Физули,
Твоим руладам и стихам внимают люди всей земли.
Ты светоч жизни, проводник; мои стихи в тебе
нашли
Дух Солнца, таинство Луны и зов Отеческих
Хребтов!
Куда бы жизнь не завела, везде я слышу голос
твой,
Ашуга образ предстаёт, куда бы взгляд не бросил
свой.
Все люди смертны, Сулейман, но ты – как памятник
живой,
В народной памяти живёшь, слывёшь узором для
холстов.
Когда ашуга боль гнетёт, снедает грусть, лишает
сил,
Он держит путь на тот родник, с которого ты
влагу пил.
Кто ищет краски для стихав, переплывает Дон и
Нил,
В твоей сокровищнице их находит посреди листов!
Султан писателей Пешков тебя Гомером объявил,
И не ошибся, Сулейман! – ведь ты дух века
уловил.
Твой каждый стих и афоризм учёных воодушевил,
В них кладезь мудрости, любви и единение мостов!
Хоть вежды ты сомкнул, поэт, прервав томительные
дни,
Ты жил, живёшь и будешь жить! – и смерть
бессильна, как ни гни.
Ручьи твоей святой души фонтаном плещутся – они
Создали озеро альтов без ограждений и постов!
Туристы, гости, земляки приходят к озеру и пьют
Великий дар напевных струй, и от восторга слёзы
льют.
Ты в край родной весну принёс – взгляни: голубки
гнёзда вьют.
Наполнил радостью сердца букетом певческих
цветов!
Народ лезгинский прибывал во тьме веков и
внешних зол,
Но солнце яркое взошло и озарило Южный дол.
Стихи твои читают все, чтобы из сердца вынуть
кол.
Их знают, любят и хранят от яда порскающих ртов!
Творец великих песен, муз – ты будешь жить, пока
живёт
Твой древний край, народ, земля, а мир
отзывчивым слывёт.
Хоть пожелтеет береста твоих стихов, иль кто
порвёт,
Не станешь прахом забытья – народ не сбросит со
счетов!
Бессмертно имя той души чьи подвиги добром
полны.
Гомером названый ашуг вошёл в историю страны.
Не сомневайся, Сулейман – наставник мой, моей
струны,
Чунгур настроил Джамесеб, чтоб стать певцом
твоих фронтов!
Вед. Настоящие поэты уходят, но их книги продолжают жить после их смерти. И, бывает, что они говорят правду даже спустя десятки, а то сотни лет власть имущим. И она не всегда приходится им по «вкусу». А потому и имели место грустно-казусные ситуации…
Вед. В 1961 году книга
Сулеймана Стальского «Сочинения», подготовленная Дагестанским книжным
издательством, официально была запрещена, а ее тираж полностью уничтожен. Что
же случилось более 60 лет тому назад?
Вед. В 1960 году в Москве была организована Декада дагестанского искусства и
литературы. В числе намеченных публикаций для выставочного показа в Москве
значилась и книга стихов Сулеймана Стальского. Однако из-за сравнительно
большого объема и типографских сложностей издания было решено подключить к ее
изданию ставропольскую типографию. Она располагала хорошим оборудованием и
квалифицированными кадрами. Ставропольские полиграфисты охотно взялись за
издание книги.
Вед. Сигнальный экземпляр
книги Сулеймана Стальского, посланный типографией в Ставропольский крайком
КПСС, каким-то образом попал в руки первого секретаря. Тот, увидев, что книга
подарочный оформлена, преподнес ее Никите Хрущеву, который оказался в
Ставропольском крае то ли по служебным делам, то ли на отдыхе в санатории. Ради
интереса глава партии и государства поверхностно пробежал глазами текст. А в
стихотворении «Слово о молле Рамазане» его взор задержался на строфах:
Конечно, кукуруза есть,
Да кто такую станет есть?
Ей боров не окажет честь —
Она же князь князей у нас.
Как абрикос, желта она
В квашне. Когда ж испечена —
Горька, как хина, и красна,
Как хна. Что делать с ней у нас?
Вед. Никита Сергеевич Хрущев – тогдашний глава СССР поручил своему помощнику и
сектору печати ЦК КПСС «зловредную книгу изъять», и автора, и составителя, и
редактора, и еще кого надо к черту исключить из партии. «Безобразие! Партия
взяла твердый курс на подъем животноводства и продовольственного дела в стране
расширением посевов кукурузы, а ей палки в колеса вставляют мошенники! Не
выйдет. Исключить и наказать!»
Вед. Справка: Кукуру́зная кампа́ния, «кукурузация» — попытка массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР в 1950-х — 1960-х годах. Ее инициатором и активным «продвигателем» был Никита Хрущев.
Вед. Не
пришлась по нраву тогдашним властям и такая строфа:
Я хлеб попробовал дрянной —
Скорей запить его водой!
Служил бы прежде хлеб такой
Отравой для мышей у нас.
Вед. Поклонникам творческого наследия поэта пришлось потрудиться, чтобы доказать, что стихотворение относится к 1909 году, и посвящено оно торговцу, который в голодный год торговал «гнилой кукурузой», а не вообще кукурузой. В Дагестане же горцы с давних времен используют кукурузу, из ее муки и хинкал делают. Да и в тексте стихотворения говорится, «и дорогая, и гнила», «товар гнилой». О, увы, тогда на выход сборника стихов поэт был наложен запрет… Вот так по нелепой случайности книга не дошла до читателей…
Вед. И все же, несмотря на то, как изменялось отношение к творческому наследию певца народной жизни, о нем помнили, стихи любили.
Многие его социально острые, полемические произведения, в которых он осуждает зло, бесчестье, наветы, ложь, клевету, имеющие место и поныне, были переведены на другие языки.
Вед. В 2024 году в Дагестане широко отмечается 155 лет со дня рождения Сулеймана Стальского. Глаза Республики Дагестан Сергей Меликов считает: «Гений. Мудрец. Совесть народа. У него было много званий, премий и наград. А самое высокое звание, которое он носил гордо, честно, мужественно, ответственно и высоко, – это «Поэт Сулейман Стальский».
«Песня о героях (Конникам, участникам пробега вокруг Кавказского хребта)» на стихи С.Стальского (аудиозапись или в исполнении уч-ся школы)
Вед. Он создал блестящие образцы поэзии, полные народной мудрости, тонких поэтических наблюдений, порой скорбных, порой насмешливых и гневных. Он воспевал, но не льстил, уважал, но не прислуживал, и в жизни, и в творчестве был честен, прямолинеен, благороден и справедлив. Эмоциональная и искренняя поэзия шла от самого сердца, и потому стала близка и понятна людям в разных концах страны», - добавил Меликов.
Вед. Кроме того, Меликов указал на не столь широко известную, но яркую и
героическую сторону жизни семьи Сулеймана Стальского: «Героическая судьба его
сыновей – Магомед-Юсуфа, похороненного в Керчи, Мусаиба, павшего под
Сталинградом, ещё ярче осветила легендарный образ отца. В этом месяце Мусаибу
Стальскому, имя которого золотыми буквами начертано в Пантеоне Славы на
Мамаевом кургане, исполняется 110 лет. И эту дату, уверен, широко отметят на
малой родине – здесь, в Ашага-Стале».
Вед. Как его современники, так и последующие поколения по достоинству оценили выдающийся талант Сулеймана Стальского, а также его колоссальное влияние на литературу и культуру народов Дагестана. Его имя носят многие улицы в городах и селах Дагестана, других регионов РФ, а также в республиках бывшего Советского Союза.
Вед. Замечательные произведения великого Сулеймана были переведены на
многие языки народов СССР. Его именем назван один из крупнейших лезгинских
муниципалитетов – Сулейман-Стальский район, в состав которого
входит родное село классика - Агъа СтIал, где расположен
дом-музей поэта, который очень сильно пострадал в результате произошедшего на
его территории пожара. Однако благодаря финансовой помощи неравнодушных
меценатов руководству Сулейман-Стальского района удалось оперативно
восстановить музей.
Вед. Кроме того, его имя носит Лезгинский театр в Дербенте, у входа в который несколько лет назад был установлен памятник поэту. Здесь же имя Стальского присвоено одной из крупнейших школ города.
Вед. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия неоднократно
проводила в Москве на крупных столичных площадках мероприятия и акции,
посвященные памяти нашего великого соплеменника. В Ярославле усилиями
местной ЛНКА был издан и торжественно на уровне региона презентован
новый сборник стихов поэта.
Вед. В честь 155-летия со дня рождения Сулеймана Стальского на родине поэта
проводится в этом году множество массовых памятных мероприятий, а также
многочисленные акции на самом высоком уровне. На них в качестве почетных гостей
были приглашены потомки поэта. На торжествах по случаю юбилея Стальского
присутствовал первый заместитель Председателя Союза
писателей России Геннадий Иванов.
Хореографическая группа танцует «Лезгинку»
(или другой танец народов Кавказа)
Чтец. Сулейман Стальский
Нет в мире улиц безымянных,
В честь поэтов названы они,
Героев, подвиги которых
Увековечили их сыны.
Лермонтов убит на Машуке?
-В сотни тысяч улицах убит!
В космос лишь полетел Гагарин?
-В сотни тысяч улицах гостит.
Бывал я на улицах цветочных,
И из сказок улиц повстречал,
Сколько раз на конвертах разных
Адрес улиц матерей писал.
Бесспорно, много улиц в мире,
Найдутся достойных имена,
Почему в каталог в их списки
Улица любви не внесена?!
…Опять в груди огонь чудесный,
По снегу бегу стрелой босой,
Любовь-так звать мою дорогу,
По улице любви пойдем со мной!
Вед.
«…Простые песни Сулеймана Стальского западали в сердца, они лились свободно и
мужественно по великой стране, в них гремели отзвуки наших побед, в них звучала
непримиримая ненависть к врагам народа, к старому миру насилия, нищеты,
подлости и национального угнетения. Всеми корнями, всей жизнью и трудом
крестьянина и народного поэта он был связан с родной страной, со всем народом,
и так велика была любовь к родному лезгинскому народу, что она перехлестнулась
и на весь Дагестан, через Дагестан — на весь Кавказ, через Кавказ — на всю
страну».
Видеоролик или аудиозапись песни на сл.С.Стальского
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.