Олимпиадная работа «Театр» (Саратов) 5 класс
Задание 1.
Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.
1. акт, действие, действо, картина.
2. «Золотой ключик», «Финист- ясный сокол», «Конек Горбунок», «Лебединое озеро», «Аленький цветочек».
3. спектакль, литургия, представление, зрелище.
4. З. Спирина, В. Ермакова, Ю. Киселев, А. Митясов, В. Строганова, Е.
Росс.
Задание 2.
Если вы правильно расставите буквы, то прочтете название автобиографической дилогии и фамилию, имя, отчество известного детского писателя – нашего земляка. Назовите и другие произведения этого автора.
Вле Маравочи Сьсалик «Доктину», «Мяшавабрин».
Задание 3.
1.Соотнесите понятия с их определениями.
2.Вставьте соответствующие буквы в таблицу.
1.дебютант – г. странствующий поэт и певец во Франции в Средневековье
2. декламатор – в. художник – специалист в области декоративного искусства
3. декоратор – е. благосклонность, расположение
4. трубадур – б. человек, владеющий искусством чтения
5. фагот – а. лицо, выступающее на сцене впервые
6. фавор – д. деревянный духовой инструмент низкого звучания Задание 4.
Опишите в 5 – 6 предложениях по памяти свое любимое театральное представление, не называя его так, чтобы можно было догадаться, о каком спектакле идет речь. В скобках напишите его название и автора.
Задание 5.
1. Предлагаются фотофрагменты из спектакля
2.Назовите автора пьесы и режиссера.
3.Опишите психологическое воздействие фрагмента на зрителей (на вас).
4.Допишите финал.
Олимпиадная работа « Театр» (Cаратов) 6 класс.
Задание 1. 1.Соотнесите понятия с их определениями. 2. Вставьте соответствующие буквы в таблицу
3. Дайте определение оставшемуся понятию.
1. дебатировать – г. медный духовой инструмент
2.дебютировать – в.страстный любитель музыки
3. меломан – е. небольшая пьеса, служащая обычно вступлением
4. труба – б. впервые выступать на сцене
5. фисгармония - а. обсуждать какой – либо вопрос
6. прелюдия – клавишный духовой инструмент
Задание 2. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.
1.свирель, рожок, ложки, жалейка
2. «Судьбинушка», «Как под лесом», «Ах, дедушка», «Тонкая рябина»
3. оберек, мазурка, хабанера. краковяк, куявяк
4. «Синяя птица», «Два клена», «Дюймовочка», «Снежная королева»,
«Спящая красавица»
Задание 3.Напишите историю Саратовского кукольного театра.
Задание 4. Напишите отзыв о последнем спектакле, который вы смотрели в ТЮЗе или кукольном театре.
Задание 5. 1.Предлагаются фотофрагменты из спектакля
2. Назовите автора пьесы и режиссера.
3.
Опишите психологическое воздействие фрагмента на зрителей
( на вас). 4. Допишите финал.
Олимпиадная работа «Театр» (Саратов) 7 класс Задание 1. 1. Соотнесите понятия с их определениями.
2. Вставьте соответствующие буквы в таблицу. 1. фарс – е. шуточное или насмешливое подражание какому – либо произведению искусства
2. водевиль – в. представление в антрактах между действиями основной пьесы в спектакле
3. интермедия - б. небольшая театральная пьеса легкого комедийного характера с песнями и танцами
4. скетч – д. одна из форм комической оперы с веселой музыкой и легким содержанием, где пение перемежается с разговором
5. оперетта – г. короткое представление легкого шутливого содержания, построенное главным образом на внешних сценических положениях
6. пародия – а. легкая комедия средневековой Франции; позже комедия или водевиль грубоватого содержания
определение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
понятие |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. 1. Что является «музыкальным символом» Саратова?
2. Расскажите историю.
Задание 3.В этом году исполняется 70 лет со дня выхода книги Л.А.Кассиля
«Улица младшего сына»
1.Что вы знаете о жизни автора? Как она связана с нашей областью?
2.Какие его книги вы читали?
Задание 4. Расскажите историю саратовского ТЮЗа.
1.Когда возник? В чем была его особенность?
2.Каков репертуар? Какие спектакли вы смотрели в настоящее время?
3. Кто был режиссером? Назовите ( кого знаете) фамилии актеров.
Задание 5. 1. Предлагаются фотофрагменты из спектакля
2. Назовите имена автора пьесы и режиссера спектакля.
3. Опишите психологическое воздействие фрагмента на зрителей ( на вас).
Олимпиадная работа «Театр» (Саратов) 8 класс.
Задание 1. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.
1.афиша, программка, аншлаг, анонс
2. фисгармония, фагот, фанфара, флейта
3. Ю.И.Визбор, Б.Ш.Окуджава, Н.Г.Цыганов, А.В.Макаревич
4. полонез, мюзет, мазурка, оберек
Задание 2. Что вы знаете об истории возникновения театральной афиши? Задание 3. «Все кончается, только музыка не умирает» А.А.Блок. «Музыка не имеет Отечества, отечество ее – вся вселенная» Ф. Шопен.
1.Вы согласны с этими высказываниями? Кто такие А.Блок, Ф.Шопен? 2. Продолжите мысль авторов. Напишите, что объединяет эти мысли и высказывания.
Задание 4.1. Кто такой Иван Яковлевич Паницкий? Что связывало этого человека с нашей областью?
Задание 5. 1. Расскажите историю Саратовской Филармонии.
2.Какие коллективы работают в настоящее время?
Задание 6. 1.Предлагаются фотофрагменты из балета
2. Назовите фамилии композитора и балетмейстера.
3.Опишите психологическое воздействие фрагмента на зрителей (на вас).
Олимпиадная работа «Театр» (Саратов) 9 класс. Задание 1. Саратов по праву гордится исключительной по числу и разнообразию плеядой ярких актерских индивидуальностей – тех, кто родился, учился и играл на театральных сценах нашего города. Это касается любой из сфер актерского искусства, будь то драмтеатр, музыкальный театр или кинематограф.
Назовите такие имена известных актеров, их роли и названия спектаклей (фильмов).
Задание 2.Напишите историю возникновения Саратовского театра оперетты. Задание3. Вам представлены писатели или книги – юбиляры 2019 г. Если вы правильно впишите фамилии авторов ( по вертикали), прочтете фамилию известного композитора. Что вы о нем знаете? Как связана жизнь композитора с нашей областью?
1.»Пиковая дама»
2. «Кюхля», «Пушкин»
3.»В.Телль», «Орлеанская дева»
4.»Фауст», «Страдания юного Вертера»
5. Русский актер, создатель первого профессионального театра Ф.Г……… 6. «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»
Задание 4. Найдите лишнее слово в каждой строке и вычеркните его. Кратко поясните свое решение.
1.тромбон,труба, валторна, саксофон, дудук
2.Ю.Кочнев, Ю.Попов, Л.Сметанников, А.Рудес
3.квинтет,секстет,септет,септоль, октет
4.А.Крейн «Лауренсия», А.Адан «Жизель», Е.В.Гохман «Гойя», Д.Верди «Травиата».
Задание 5. Где в Саратове можно получить актерское образование?
Задание 6.1. Предлагаются фотофрагменты из оперетты
2.Назовите композитора.
3. Опишите психологическое
воздействие фрагментов на зрителей (на вас).
Олимпиадная работа «Театр» (Саратов) 10 класс
Задание 1. «Театральная сцена не ниже научной кафедры. Человеческий разум предоставил только театральной сцене ту великую силу, которая в одно мгновение вызывает в сердцах всех зрителей радость, печаль, удивление, восхищение, боль и сострадание. Сцена властвует над всеми душевными способностями человека». М.Л. Налбандян.
1.Вы согласны с этим высказыванием?
2. Продолжите мысль автора. 3.Напишите эссе.
Задание 2. Напишите историю Саратовского драматического театра.
Задание 3. В феврале 1936 г. был объявлен конкурс на создание фильма о
Ленине и революции к 20летнему юбилею Великой Октябрьской революции. Конкурс курировал лично И.В.Сталин. В эпоху звукового кино необходимо было новое экранное воплощение вождя мирового пролетариата, т.к. до этого был только немой фильм «Октябрь» С.Эйзенштейна.
1.Назовите фильмы о Ленине и их режиссеров.
2. Кто исполнял главную роль?
3. Что объединяет этих известных актеров?
Задание4. Расскажите историю создания женского балетного костюма:
А) пачка: когда и где появилась; из какого материала её шьют; сколько ткани идет на пачку; особенности каждой пачки.
Б) пуанты: когда и где появились, особенности изготовления. Задание 5. В этом году исполняется 90 лет Александре Николаевне Пахмутовой и 60 лет книге «Живые и мертвые».
1.Как связана жизнь А.Пахмутовой с нашей губернией? Назовите её произведения.
2.Кто автор книги «Живые и мертвые»? Что связывает автора с нашей областью? В каких произведениях упоминается наш город?
3.Назовите произведения этого писателя.
Задание 6.1.Предлагаются фотофрагменты из спектакля
2. Назовите фамилии режиссера и актеров
3.Опишите психологическое
воздействие фрагмента на зрителей (на вас).
Олимпиадная работа «Театр» (Саратов) 11 класс Задание 1. Расскажите историю создания театрального занавеса и зрительского кресла.
1.Когда и где возникли? Какие функции выполняют?
2.Виды занавесов по способу раскрытия; ткань и цвет занавеса.
3.Особенности зрительского кресла. В какой стране впервые появилось зрительское кресло?
Задание 2. «Современность создала особый вид искусства, соединяющий в себе всё, что должно очаровать ум и чувства: это – опера». Э.Делакруа.
1.Вы согласны с этим высказыванием?
2.Напишите эссе, развивая мысль автора.
Задание3. Расскажите историю создания Саратовского театра оперы и балета.
Задание 4.1. Предлагаются фотофрагменты из оперы
2.Назовите композитора и название оперы.
3.Опишите психологическое воздействие фрагментов на зрителей ( на вас). Задание 5. Саратов издавна известен как один из крупнейших культурных центров России. Поэты и прозаики в разные времена прославляли свой родной город в своих произведениях.
1.Распределите имена авторов.
2.Укажите из каких произведений взяты эти отрывки.
3.Какие книги этих авторов вы ещё читали
1.Я люблю восходы и закаты, Клин над Соколовою горой.
Здравствуй, моя Волга!
Здравствуй, мой Саратов-
Вечный мост над жизнью и рекой
2С высокой пологой горы я увидел внизу, в широкой лощине, сказочный мир- множество белых домов с зелеными и красными крышами, церкви с высокими колокольнями, прямые улицы в садах, а дальше – необъятный, сверкающий простор. Это был Саратов и – Волга.
3.А месяц на небе всё выше и выше, С огнями сливается желтый закат. Смотри – весь Саратов на улицу вышел, На наш, на приволжский Арбат.
А ночью на Волге отрада такая,
Там ветер играет с веселой волной, И в час предрассветный огнями сверкает Саратов, мой город родной!
4.Город Покровск раньше был слободой. Слобода была богатая. На всю Россию торговала хлебом. На берегу Волги стояли громадные амбары. Миллионы пудов зерна хранились в этом амбарном городке. Тучи голубей закрывали солнце. Зерно грузили на баржи.
Болота и грязь затопляли слободские улицы. Так жили в слободе Покровской, в семи верстах от Саратова.
5.Допустим, ты ходил под волжским небом И якоря и там и тут кидал.
Но если , друг, в Саратове ты не был, То , значит, ты и Волги не видал.
Саратов мой, Саратов мой,
Саратов город мой родной.
Саратов мой, Саратов мой,
Гордишься Волгой, как судьбой.
6.В городе был большой бульвар с двумя цветниками и английским сквером, с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и югурт. Весь город ходил сюда гулять, все сословия, все возрасты… Бульвар назывался «Липки».
АВТОР: 1.Ф.В.Гладков. 2К.А.Федин. 3. Л.А.Кассиль. 4.В.М.Ганский. 5. Е.М.Бикташев. 6. Н.Е.Палькин.
• НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1 «Саратовский вальс». 2.
«Саратовский вальс». 3. «Мой Саратов». 4. «Повесть о детстве» («Вольница», «Лихая година». «Мятежная юность»). 5. «Первые радости». 6. «Кондуит и Швамбрания».
Задание 6. Какие театры в Саратове можно посетить сегодня (в настоящее время)?
ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДНОЙ РАБОТЕ «ТЕАТР» (САРАТОВ).
5 класс
Задание 1. 1)лишнее – действо (представление),остальные – часть драматического произведения. 2) лишнее – «Лебединое озеро» балет П.И.Чайковского 3) лишнее – литургия ( христианское церковное богослужение). 4)лишнее – Ю.Киселев (был гл. режиссером ТЮЗа), остальные – артисты.
Задание 2. Лев Абрамович Кассиль «Кондуит и Швамбрания». «Черемыш – брат героя», «Дорогие мои мальчишки», «Улица младшего сына», «Будьте готовы, ваше Высочество», «Вратарь республики», «Ход белой королевы», «Великое противостояние».
Задание3. 1.дебютант – а) лицо, выступающее на сцене впервые. 2. Декламатор – б)человек, владеющий искусством чтения. 3. декоратор – в) художник – специалист в области декоративного искусства. 4.трубадур –
г)странствующий поэт и певец во Франции в Средневековье. 5. фагот – д) деревянный духовой инструмент, низкий по звучанию. 6.фавор – е)благосклонность, расположение.
Задание 4.
Задание 5.2. «Аленький цветочек» - автор: Аксаков Сергей Тимофеевич; режиссер: Давыдов Вадим Иванович
6 класс
Задание 1.1дебатировать – а) обсуждать какой – либо вопрос.2дебютировать
–б) впервые выступать на сцене. 3меломан – в) страстный любитель музыки. 4труба –г) медный духовой инструмент. 5фисгармония – д) клавишный духовой инструмент.6 прелюдия – е) небольшая пьеса, служащая обычно вступлением.
Задание 2.1) лишнее – ложки (ударный инструмент), остальные – русские народные духовые инструменты. 2) «Тонкая рябина» - авторская песня О.В.Ковалёвой, остальные – народные, записанные в Саратовской губернии.3) лишнее – хабанера (испанский танец), остальные – польские танцы. 4) лишнее – «Спящая красавица» (балет П.И.Чайковского, поставлен в театре оперы и балета), остальные – драматические спектакли ТЮЗа. Задание 3.Саратовцы издавна были знакомы с кукольными представлениями на ярмарках. В 20-е годы ХХ века недолговечно существовал Театр лубочной драмы, комедии и Петрушки, а потом и передвижная труппа кукольников. 4.11.1936 года при театре юного зрителя начал работу кукольный театр (
на 3-ем этаже), поставивший спектакль «Гусенок» Н.Гернет.
Дальше появились «По щучьему велению», «Репка». Выделившись в самостоятельный театр в 1937 г., но не имея своего помещения, ставил интересные детские спектакли «Храбрый портняжка» по сказкам братьев Гримм, «Большой Иван» С.Преображенского, «Каштанка» по А.П.Чехову.
В годы В.От. войны театр выезжал в воинские части, госпитали, на фабрики и заводы. Артист театра А.Ф.Чижиков вспоминал: «При виде кукол,изображаемых фашистов, дети сжимали кулачки, закусывали губы, а в одной сценке кричали «Ура!» и бросались из зрительного зала на сцену бить фашистов, забывая, что они в театре.
В 1959 г. театр получил собственное здание с залом на 300 мест – бывшую лютеранскую церковь (против церкви «Утоли мои печали» и консерватории).
А в 1967 г. театр переехал в новое, построенное специально для него здание с закрытым зимним садом, аквариумами, выставкой кукол и поделок и зрительным залом на 336 мест.
В театре ставятся спектакли для малышей, для подростков и для взрослых зрителей.
Задание 5.2. «Золотой ключик» - автор: Толстой Алексей Николаевич; режиссер: Асейкина Татьяна Леонтьевна
7 класс
Задание 1. 1фарс - а) легкая комедия средневековой Франции. Позже комедия или водевиль грубоватого содержания. 2 водевиль – б) небольшая театр. пьеса легкого комедийного характера с песнями и танцами.3интермедия – в) представление в антрактах между действиями основной пьесы в спектакле. 4скетч – г) короткое представление легкого шутливого содержания, построенное гл. обр. на внешних сценических положениях. 5 оперетта – д) одна из форм комической оперы с веселой музыкой и легким содержанием, где пение перемежается с разговором. 6 пародия – е) шуточное или насмешливое подражание какому – либо произведению искусства. Задание 2.» Музыкальный символ» Саратова – гармонь. Музыкальный инструмент – гармоника в России появился в 30-х годах Х1Х века. К концу столетия бытовало уже немало таких инструментов ( череповецкие, вятские, невские, татарские, тульские, вологодские и др.). С 60-х годов 19 века саратовские мастера стали изготавливать гармони, отличавшиеся от других конструкций особой силой звучания, своеобразным тембром и наличием колокольчиков. Первый гармонных дел мастер Н.Г.Корелин (1851-1918). «Страдивари саратовской гармоники», как его называли, открыл свою мастерскую, его ученики имели собственные штампы.
Под неё пели народные певицы О.В.Ковалева и Л.А.Русланова (наши землячки). В Саратове существовали народный ансамбль «Волгари», позже ансамбли «Саратовская гармоника», «Озорные колокольчики», «Лель».
Виртуозно играл И.Паницкий.
Задание3. Лев Абрамович Кассиль (1905 -1970) родился в слободе Покровской ( позднее город Покровск, ныне г. Энгельс), учился там в царской гимназии, затем в Единой трудовой школе, затем в одной из школ
Саратова и в Художественно – практическом институте при Художественном музее им. А,Н,Радищева. Литературную деятельность начал с 1925 г. циклом рассказов «Есть на Волге утес».
В Энгельсе именем Л.Кассиля названа улица, открыт Литературный дом – музей, ему установлен памятник «Фантазер» (2006 г. скульпторы –
К,Матвеева,А,Садовский и др.)
Произведения Л.Кассиля: «Кондуит и Швамбрания», «Черемыш – брат героя», «Дорогие мои мальчишки», «Улица младшего сына», «Будьте готовы, ваше Высочество», «Вратарь республики», «Ход белой королевы», «Великое противостояние».
Задание 4.1) В сентябре 1918 г. по Саратову были расклеены маленькие невзрачные афиши, объявлявшие, что 4.10.1918г. состоится «открытие бесплатного для детей пролетариата и крестьян Советского драматического школьного театра имени В,И,Ленина» спектаклем «Синяя птица».2) На исходном этапе его репертуар составляли произведения русской и зарубежной классики. На гражданскую войну уходили не только работники театра, но и оставшемуся коллективу было предписано «выехать в
Хвалынск»,где надо было создать высшее краевое учебное заведение ( Высшие Государственные Мастерские Театрального Искусства (ВГМТИ).
Энтузиасты театрального искусства справились с заданием.
В 1922г. им передается здание бывшего театра им.Ленина «Опытный театр ВГМТИ» после ремонта. В репертуаре театра – детские пьесы. 31 декабря спектаклем Ю.Бенедикта «Несмеяна» ( реж. А.Роом) вновь открылся бесплатный детский театр. Представления давались 3 раза в неделю; билеты распределялись по детским домам и школам.
Вслед за детским при государственных мастерских открывается Показательный театр, где силами тех же артистов ставились и другие разножанровые произведения: «Принцесса на горошине» по сказкам
Андерсена, «Финист Ясный Сокол» Е.Васильевой и С.Маршака, «Король
Арлекин» Летара, «Ушат» Аденис, «Гроза» А.Н.Островского, «Тартюф»
Мольера, «Флорентийская трагедия» Уайльда, «Горе от ума» А,Грибоедова, «Паяцы» Леонковалло, «Царская невеста» Р.-Корсакова и др. Режиссерами были А.Роом, П.Удалов, В,Гольцев, Л.Дашковский.
В 1930 г. Наркомпрос РСФСР утвердил за Саратовским детским театром название ТЮЗ и состав его труппы. Не имея государственной дотации, ТЮЗ почти 3 года влачил жалкое существование, не имея помещения. И только в 1937году коллектив получает здание , которое является памятником архитектуры модерна на Вольской улице. Здание было отремонтировано и приспособлено под детский театр. Работали лучшие строительные и художественные силы Саратова, Москвы и Палеха.
30 мая 1937 г. сказкой П.Ершова «Конёк- Горбунок» открылся детский дворец-театр. В 1938 году ТЮЗу было присвоено имя Ленинского комсомола. В годы В.От. войны театр был расформирован, возобновил работу в 1943г.
С 1943 по 1996г. во главе театра стоял гл. режиссер Юрий Петрович Киселев. Он поставил 132 спектакля. Под его руководством ТЮЗ стал одним из лучших детских театров. Имя Киселева носит одна из улиц города и оно присвоено Саратовскому ТЮЗу.
В 2011 году открылось новое здание ТЮЗа.
Задание 5.2 «Принц и нищий» - автор: Твен Марк; режиссёр: Оленина Елена
Александровна
8 класс
Задание 1.1.лишнее- аншлаг ( объявление, что все билеты проданы), остальные- объявления о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах). 2. Лишнее – фисгармония ( клавишный духовой инструмент), остальные – духовые инструменты. 3.лишнее – Н.Г.Цыганов (первый русский бард 1797 1832 г.), остальные – ХХ,ХХ1 в. 4.лишнее – мюзет ( франц. Танец 17, 18в.), остальные – польские народные танцы.
Задание 2. Афиши появились в Др.Греции в 1V в. до н.э. Их рисовали и вывешивали у входа в театр. В 1445 году Иоган Гутенберг изобрел печатный станок, и через несколько десятков лет в Европе появилась афиша, отпечатанная на станке.
Но на афишах не печатали имена автора пьесы и актёров. Такие сведения появились на афише только в ХV11 в.. И только в конце 18 века афиша в Европе стала постоянным явлением.
В России театральная афиша появилась в ХV111в., а распространение получила в Х1Х в.
Задание 4. Иван Яковлевич Паницкий ( 1906-1990) родился в г. Балаково. В раннем возрасте потерял зрение, и тем не менее именно ему довелось быть первым из тех, кто в нашей стране принес баяну признание как концертному инструменту. Он организовал в Саратовском музыкальном техникуме класс баяна; он был первым исполнителем ряда произведений отечественных авторов. Его многочисленные обработки и вариации на темы русских народных песен, переложения классической музыки, а также оригинальные сочинения вошли в репертуар многих баянистов.
В Саратовской консерватории с 1973 г. проводились региональные конкурсы, посвященные «патриарху русского баяна». В 1995 и
2011г.состоялись Всероссийские конкурсы на народных инструментах им.
И.Я.Паницкого. Существует его класс-музей.
Задание 5. С начала 1920-х г. в Саратове существовала концертная
организация «Посредрабис» («Посредническое бюро работников искусства), преобразованная в Концертно-эстрадное бюро и объединившая исполнителей различного профиля. Филармония учреждена в 1937г. здание получила в 1958 г.. В 2001 г. ей присвоено имя А.Г.Шнитке. В 1946 г.был основан симфонический оркестр (дирижёр Натан Григорьевич Факторович), Который прославился на всю страну и стал известен даже в Европе – с 1966г. стал академическим).
В 1991 г. основан духовой оркестр «Волга – Бэнд»
В структуру Филармонии входит ещё целый ряд творческих коллективов. Самый большой из них – объединение «Артист», в составе которого певцы, инструменталисты, чтецы, лекторы – музыковеды: «Балаган» - ансамбль народной музыки, «Трио – Соната» - анс. Старинной музыки, «Манго – Экспресс» - ансамбль эстрадно – джазовый,»Парафраз» - анс.народных инструментов, С 1991г.»Театр хоровой музыки». С 2003г.Архиерейский мужской хор при Саратовской епархии. «Куклы Папы Карло» ( детский театр). «Арт- Ревю» - детский эстрадный театр.
С 1948 по 1990 г. работал народный артист РСФСР Лев Григорьевич Горелик. Он руководил с 1963 г. Театром миниатюр «Микро».
В 2006г. был пожар, и Филармонию открыли после ремонта в 2014 г. 5.2 «Дон Кихот» - композитор: Людвиг Минкус, балетмейстерпостановщик: К. Симонов
9 класс
Задание 1. Борис Андреевич Бабочкин (1904 – 1975) родился в Саратове, учился в реальном училище и в студии при Саратовском городском театре. Играл в спектаклях молодежного театра под руководством А. Роома, затем были Ленинградский театр сатиры БДТ, театр им. Е.Вахтангова, им. А.Пушкина и Малый Театр.
В кино Бабочкин с 1927 г. Мировую известность принесло ему создание образа Чапаева (1934г.); было ещё более 20 фильмов.
Сергей Николаевич Филиппов (1912 – 1990) родился в Саратове. Был рабочим, занимался в хореографической студии в клубе Саратова, дальше учился в Ленинградском эстрадно – цирковом техникуме. С 1935 года работал в Ленинградском театре комедии. В кино с 1937 г.(«Укротительница тигров» , «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», « 12 стульев», «Иван
Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце» и др.)
Борис Федорович Андреев (1915 – 1982) родился в Саратове, окончил Театральный техникум и выступал на сцене Театра драмы. С 1939 г.
снимался в кино.(«Трактористы», «Большая жизнь», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки» и др.).
Евгений Алексеевич Лебедев (1917 – 1997) родился в Балаково, учился в московском Центральном техникуме театрального искусства (ныне ГИТИС). С1940 г. переменил немало театральных трупп, а с 1956 и до конца жизни работал в Ленинградском БДТ. С 1952 г. много снимался в кино («Два капитана», «Поднятая целина», «Иду на грозу», «В огне брода нет», «Сюжет для небольшого рассказа», «Свадьба в Малиновке» и др.). На родине в его честь назван театр, на доме в Балаково открыта мемориальная доска.
Олег Павлович Табаков (1935 – 2018) родился в Саратове, занимался во
Дворце пионеров у Н.И. Сухостав. С 1953 г. учился в Школе – студии МХАТ. В1959 г.О.Ефремов создал студию молодых актёров (позже преобразована в театр «Современник»). С 1983 г. играет в МХАТ, с 2001 г. худрук этого театра. («Голый король», «Обыкновенная история», «Ревизор», «В поисках радости» и др.). С 1957 г. Табаков в кино.(« 17 мгновений весны», «Живые и мертвые», «Полёты во сне и наяву», «Несколько дней из жизни Обломова» и др.).
В1974 г. организовал собственную студию, с 1992 г. именуется театром; в 2008 г. открыл театральный колледж. К 80-летию О.П. Табакову в нашем городе установлен памятник.
Олег Иванович Янковский (1944 – 2009) родился и учился в Саратове, с 1967 по 1973г.работал в театре драмы. С 1973г. и до конца жизни он в московском Ленкоме. В кино О. Янковский с 1968 г. («Щит и меч»). Далее он снимался в фильмах «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен», «Служили два товарища», «Мой ласковый и нежный зверь», «Дом, который построил Свифт», «Полеты во сне и наяву», «Роковые яйца», «Ревизор» и др.. В Саратове с 2011г. на базе Театра драмы им. И.А. Слонова регулярно проводится Всероссийский театральный фестиваль его имени.
Александр Яковлевич Михайлов (1944) после окончания Дальневосточного института ( Владивосток) долгое время работал в Саратовском драмтеатре, с1985 г.- в Малом театре. В кино с 1974 г. снялся в более чем 50 фильмах.(«Мужики», «Свидание», «Домой»,»Одиноким предоставляется общежитие», «Фронт в тылу врага» и др.).
Владимир Алексеевич Конкин (1951). В детстве занимался во Дворце пионеров. После окончания Саратовского театрального училища им. И.А.
Слонова работал в различных театрах. С 1979 г. он в Московском театре им. М.Н.Ермоловой. Первая его роль в кино «Как закалялась сталь» в 1973г. И далее фильмы «Романс о влюблённых», «Приключения Т.Сойера и Г.Финна», «Отцы и дети», «Место встречи изменить нельзя» и др.
Евгений Викторович Миронов (1966). – уроженец Саратова, после окончания
Саратовского театрального училища совершенствовался в школе - студии
МХАТ, работал под руководством О. Табакова, с 2006 г. - худрук Государственного театра наций. В кино с 1988г. («Анкор, ещё анкор»,
«Ревизор», «В круге первом», «Охота на пиранью», «Побег», «Идиот» и др.) Это поистине универсальный актёр широкого диапозона. Ныне это самый востребованный из российских актёров.
Задание 2. Оперетта появилась в Саратове ещё в середине Х1Х в. (1859г.). С образованием в 1928г. Нижне – Волжского края в Саратове стала бывать труппа Сталинградского театра оперетты.
Во 11 пол. 1960-х г. в Саратове должен был открыться Театр оперетты. В ДК «Россия»был создан народный театр оперетты. Один из городов СССР не был готов к приёму нового музыкального театра, и Саратовский облисполком вошел с инициативой в Министерство Культуры передать этот театр Саратову. Театр разместили в Энгельсе, где ранее располагались русский и немецкий гостеатры. Первое представление состоялось 7 октября 1968 г. Это был спектакль-концерт «Будем знакомы, дорогие земляки». С 1981г. его худруком и гл. режиссёром являлся Г.П.Банников. Он поставил 35 спектаклей. Был инициатором создания в Театральном институте
Саратовской консерватории отделения «Артист музыкального театра».
Задание 3. 1.Пушкин. 2.Тынянов. 3.Шиллер. 4.Гёте. 5.Волков. 6.Шекспир. По горизонтали – ШНИТКЕ. Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 г. в г. Энгельсе. Отец – журналист, мать – учитель немецкого языка. Учился в Вене с 1946 года. В 1953 г. окончил дирижёрско – хоровое отделение музыкально – педагогического училища им. Октябрьской революции (ныне Московский Государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке), в 1958 г. – Московскую консерваторию им.П.И. Чайковско- го. В 1960 г. был принят в Союз композиторов; в 1961г. окончил аспирантуру при Московской консерватории; с 1961 по 1972 г.г. преподавал на кафедре Московской Консерватории. У него более 70 произведений к 60 фильмам.
В 1989 – 1990 г. переехал в Берлин, с 1990г. преподавал в Гамбургской высшей школе музыки. С1996г. в Саратовской Консерватории проводится Конкурс молодых композиторов им.А. Шнитке, который приобрел статус Всероссийского.
Умер 3 августа 1998г. в Гамбурге, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
После смерти Шостаковича (1975) – он признанный лидер мирового музыкального процесса второй половины ХХ века. Был избран членкорреспондентом Академий искусств Западного Берлина (1982), ГДР (1986),Баварии (1986) и Королевской Шведской Академии музыки (1987).Его имя носят Саратовская областная филармония и Московский госинститут музыки, а также Музыкально- эстетический лицей в Энгельсе ( 2003г.). В 2009г. в здании бывшей школы №25 мемориальная доска с барельефом композитора и заложен памятный камень, где в будущем появится памятник композитору. Скверу в Энгельсе 22 августа 2017 г. присвоено имя
А.Г.Шнитке, с 1997 г. он является «Почетным Гражданином г.Энгельса» Его творческое наследие составляют 9 симфоний, около полутора десятков инструментальных концертов, оперы «Фауст», «Жизнь с идиотом», «Джезуальдо», балеты «Лабиринты», «Пер Гюнт», кантатно-ораториальные и камерно-инструментальные композиции, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (свыше 60).
Задание 4. 1лишнее – дудук (деревянный духовой инструмент), остальные – медные духовые инструменты. 2лишнее – Ю.Кочнев (дирижер), остальные – солисты театра. 3 лишнее - септоль ( особая ритмическая фигура из 7 нот), остальные – ансамбли из 5, 6, 7, 8 исполнителей). 4 лишнее – «Травиата» (опера), остальные – балеты.
Задание 5.Саратовская театральная школа одна из старейших в России. Однако история театрального образования в нашем городе берёт своё начало только с 1920 г. , когда были созданы Высшие государственные мастерские театрального искусства. В 1923 г. они преобразованы в Театральный техникум, несколько позже переименованный в Саратовское театральное училище.
Возглавил местную театральную школу И.А.Слонов. В 1933г.
Театральному училищу было присвоено его имя (ещё при жизни). Во время В.От. войны училище было закрыто, вновь открыто в 1960г., в 1965г. ему возвращено имя И.А.Слонова (1882-1915). Здесь работали нар. артисты СССР В.Ермакова, Ю.Киселёв, нар. артисты России А.Галко, Г.Аредаков, заслуженные деятели искусств России Д.Лядов, Г.Банников, заслуженные артисты России А.Быстряков, Ю.Сагьянц.
Училище выпустило таких мастеров театра и кино, как народный артист
СССР О.Янковский, народный артист России Г.Аредаков, Г.Марзяева, Т.Шкрабак, Е.Миронов, С.Сосновский и др.
Для обеспечения кадрами Театра оперы и балета в 1928 г. были открыты хореографические курсы, а в 1932г. при театральном техникуме (позже Саратовское театральное училище им. И.А.Слонова, а затем Театральный институт при Консерватории) создано хореографическое отделение, единственное в Поволжье Саратовское хореографическое училище, готовящее танцовщиков для всей страны. Выпускницы театрального училища В.А.Дубровина (1917-2000), А.В.Стёпкин,(1960), Л.А.Телиус (1959).
6.2. «Летучая мышь» - И. Штраус
10 класс
Задание 2. Развитие театрального искусства в Саратовской губернии не было результатом « инициативы сверху». Увлечение театром, ставшее модой в среде русской аристократии со 2-пол. ХVIII в. затронуло и наиболее состоятельных саратовских помещиков. В к.ХVIII – н.Х1Х в. владельцы богатых дворянских усадеб создавали труппы крепостных актёров. В Саратовской городской усадьбе губернатора Панчулидзева в последнее десятилетие ХVIII в. тоже ставились спектакли силами крепостных. После 1803 г. домашний театр Панчулидзева перешёл во владение его родственника помещика Г.В.Гладкова, который превратил его в общедоступный, платный. Считается, что первый общедоступный театр в нашем губернском городе был открыт в 1803 г. Современники отмечали, что в партер этого театра ходила «одна чернь». Но в 1807 г. владелец перевел свой театр в Пензу.
В 1810г. на Хлебной (Театральной) площади по указанию губернатора А.Д.Панчулидзева было построено театральное здание. Вопрос о составе труппы не ясен: некоторые исследователи пишут, что губернатор содержал театр на собственные средства ( т.е. были крепостные актёры), а другие – что в труппе были и вольнонаемные актёры. Спектакли ставились довольно часто.Соединение двух произведений разного жанра, напр. опера и комедия, в одном представлении, преобладание на сцене комедийных спектаклей – особенность театральной культуры того времени. На сцене этого небольшого театра были показаны пьесы «Ябеда» В.Капниста, «Ревизор» Н.Гоголя.
В 1842г. в этом театре впервые в провинции была поставлена опера А.Верстовского «Аскольдова могила».
К сер.20-х г. Панчулидзев стал приглашать на работу гастролёров, а затем сдал свой театр в аренду. Столичные чиновники (в1842,1853г.) отмечали плохое состояние здания театра, что касается репертуара, саратовские исследователи сделали вывод, что в 50-60 г.Х1Х в. театр переживал период своего расцвета.
В 1859 г. деревянное здание театра сгорело, и в том же году стали строить новое здание на том же месте. В 1865 г. оно было построено: это был большой трёхъярусный каменный театр на 1200 мест, получивший название Городской театр. В годы строительства театра труппа выступала в помещении летнего театра, находившегося тогда за городской чертой (Народный театр, ныне театр драмы им. И.А.Слонова).
К концу Х1Х в., по оценкам современников, город занял особое место в ряду других губернских городов. Его называли «культурнопросветительским центром на Волге», городом, в котором «пульс общественной жизни бился сильнее, чем в других губернских городах». В течение 3-х сезонов (1897-1900) на Саратовской сцене блистали
В.И.Качалов, П.И.Словцов. В 1918г. в Саратове работал Солдатский Театр Революции. Театр драмы окончательно формировался в 1920 годы как один из лучших в провинции России. Нынешнее здание театра открыто в 1968г. Театр драмы носит имя Ивана Артёмьевича Слонова, который отдал театру три самых плодотворных десятилетия своей жизни. Так как в одном здании ставились спектакли разных жанров, история Саратовского театра драмы и Театра оперы и балета начинается с общей для двух театров даты: 1803 года. Сезон 2018-2019г. оба театра по праву считают своим 216 театральным сезоном.
Задание 3. Тема была рискованная, т.к. в игровом кино образы Ленина,
Сталина и других вождей революции не появлялись.На киностудии «Мосфильм» картину запустили с рабочим названием «Восстание». Съёмки шли авральными темпами, менее чем за три месяца.
Режиссёром назначили молодого М.Ромма, на роль Ленина был утверждён актёр Борис Щукин, а предложил его на эту роль А .М.Горький, позже, по желанию Сталина, фильм был переименован в «Ленин в Октябре».
6 ноября 1937г. фильм был показан Сталину и получил полное одобрение. 7ноября в Большом театре с огромным успехом состоялась премьера картины. В 1938 г. состоялась международная премьера во Франции и США. Появление Ленина на экране зрители встречали аплодисментами. Величие и человечность – так решал Щукин образ Ленина. Посмертной наградой актеру стала Сталинская премия.
В 1939г. Театральному училищу при театре им. Вахтангова присвоено имя Б.В.Щукина, ныне театральный институт им. Б.Щукина.
В фильме М.Чиаурели «Великое зарево» 1938г. роль Ленина исполнял бывший студент физико-математического факультета Саратовского университета, выпускник Саратовского театрального техникума и актёр драмтеатра им. К.Маркса Константин Мюфке ( сын архитектора СГУ Карла Мюфке), актёр Тбилисского театра им. Грибоедова. В 1950г. Мюфке стал народным артистом Грузинской СССР.
Юрий Иванович Каюров по окончании Ленинградского театрального института им. Островского с 1952 г. работал в Саратовском театре К.Маркса полтора десятилетия. В 1961г. он дебютировал в кино в роли молодого Ленина («В начале века») и дальше работа над этим образом составила целую эпоху ( фильмы «Сквозь ледяную мглу», «Исход», «Кремлёвские куранты», «Почтовый роман», «Посланники вечности», «Ленин в Париже», «Шестое июля»). С 1967г. Каюров в Малом театре, куда его поначалу пригласили на роль Ленина ( спектакль «Джон Рид»). Роль Ленина он сыграл 18 раз. Народный артист России Ю.И.Каюров награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени в 2018г.
Задание 4. ПАЧКА (уст.»тюники»). Женский балетный костюм состоит из корсажа, застегивающегося сзади на крючки и пришитой к нему многослойной юбки из жесткого тюля, посаженной на трусики, обшитые полосками присборенного тюля. Сейчас эта юбка ассоциируется с классическим балетом. Но до середины Х1Х в. балерины выступали в обычных красивых платьях. С появлением моды на античность, платья стали более лёгкие, воздушные, а туфельки на каблуках сменили сандалии. Балетная техника всё усложнялась, нужна была более легкая одежда, юбки пришлось укорачивать, брать более лёгкие ткани.
Придумал и нарисовал эскиз пачки художник Эжен Лами. Впервые на сцене в такой юбке появилась балерина Мария Тальони в Париже в 1839г. Тогда пачка произвела фурор, хотя она была длиннее современной и мало на неё похожа. Со временем эта юбка для балерин стала традиционной во всех странах.
В России пачка появилась только полвека спустя, в к.Х1Х в. Именно у нас пачка стала значительно короче благодаря балерине Аделине Джури, которая в те времена была примой Большого театра
Но и в ХХв. пачка постоянно видоизменялась. Она становилась то короче, то длиннее, то более пышной, то тонкой. Её украшали драгоценными камнями, стразами, и даже перьями. И только в 1960 г. пачка стала строгим плоским кругом, дошедшим до наших дней.
Пачки шьют из лёгкой ткани-фатина, на неё уходит более 10 метров. Для каждой пачки делают эскиз, для каждой балерины свой. Для репетиций используют другие юбки, не те, которые предназначены для сцены, т.к.
танцовщица должна ощутить, где пачка будет мешать, где её может задевать партнёр и т.д.
ПУАНТЫ (фр.кончики пальцев, также пальцевые туфли) появились в к.ХVIII
– нач. Х1Х в. (женские балетные туфли) как средство образной выразительности с наступлением эпохи романтизма, первоначально применялись для ролей фей, богинь и других волшебных созданий, чтобы показать их неземное происхождение - тогда как простым смертным отводился танец на полупальцах или в туфлях на каблучках.
Как и бальные туфли их делали из шёлкового атласа, на плоской кожаной подошве с носком прямоугольной формы.
Первыми танцовщицами, кто начал подниматься на кончики пальцев были итальянка Фортуната Анджолини (1776-1817) и француженки Женевьев Гослен (1791-1818) и Фанни Биас (1789-1825). Вплоть до ХХ в. все балетные технические новшества и достижения виртуозности шли из Италии, а в Париж новинки попадали не напрямую из Италии, а через Лондон.
Первой русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, называют ученицу Дидло Авдотью Истомину(1799-1848). Постепенно танец на пуантах превратился в обязательный элемент классического балета. Эта тенденция достигла максимума у балетмейстера Юрия Григоровича, который практически полностью вывел каблучковый танец со сцены Большого театра.
Уже в Х1Х в. балетмейстеры использовали пуанты и для мужского танца ради достижения особого эффекта.
Изготовление туфель. Во 2-ой половине Х1Х в. в туфли вставлялась круглая пробка. В нач. ХХ в. она была заменена, как более дешёвая, специальным крахмальным клеем. Для каждой балерины пуанты делают на заказ. В день один мастер может сделать 6,7 пар. Одними из наиболее авторитетных изготовителей пуантов являются английские и австралийские фирмы. Большим спросом у современных балерин пользуются туфли американских компаний. В отличие от традиционных клеёных пуантов их основу составляет стакан, отлитый из полимерных материалов – такие туфли не надо разбивать перед надеванием, их можно стирать, стелька не ломается, они более долговечны, но их не рекомендуется использовать слишком часто во избежание ослабления мышц.
Задание 5. Наша землячка, народная артистка СССР, композитор Александра
Николаевна Пахмутова родилась в Нижне-Волжском крае, куда входила Саратовская область. За свою творческую жизнь Пахмутова написала более 400 песен. И до сих пор продолжает писать новые мелодии. («Надежда» - мой компас земной», «Главное, ребята , сердцем не стареть»).
Писатель Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915 – 1979). Симонов плохо выговаривал «л» и «р», что заставило писателя взять псевдоним. С 1927 г. жил в Саратове, учился в средней школе, затем в ФЗО, работал токарем на заводе и с гордостью повторял: «Саратов – город моей юности». Здесь появились его первые стихи, а позднее была написана пьеса «Парень из нашего города» (1941), действие происходит в Саратове, по пьесе наш ТЮЗ поставил спектакль, а в 1942г. был снят фильм.
Стихотворение «Улица Сакко и Ванцетти» - также рассказ о нашем городе. Самые известные стихи Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и «Родина» («Касаясь трёх великих океанов»). Итогом и кульминацией военной прозы Симонова стала трилогия «Живые и мертвые»: 1кн.(1954-1959) «Живые и мёртвые», 2кн.(1963-1964) «Солдатами не рождаются». 3кн.(1970-1971) «Последнее лето». В этой хронике достигнута такая масштабность изображения В.От.войны, которой нет ни в каком другом произведении нашей литературы.
Задание 6.2. «Бешеные деньги» Александр Островский – режиссерпостановщик: Александр Кузин; актёры: Валерий Малинин, Андрей Седов,
Виктор Мамонов, Александр Каспаров, Евгения Торгашова (Тамара
Джураева), Наталья Кошелева, Зоя Юдина, Валерий Ерофеев
11 класс.
Задание 1. Театральный занавес выполняет сразу две функции: 1.это техническое устройство; 2. он играет роль декорации. Художники МХАТа придают открытию занавеса огромное значение: настроение людей должно зависеть не только от внешнего вида занавеса, но и от его фактуры, характера движения и даже способа раскрытия сцены. (Раньше занавес поднимался, а раскрытие занавеса – раскрывается окно в особый мир).
Появился он ещё у древних греков, но это был простейший занавес. Более сложные конструкции изобрели в ХVII в., во времена бурного развития театрального искусства. Художники – постановщики пьес больше внимания стали уделять сценографии.
В 18 в. с помощью занавеса не только добивались от зрителей определённых эмоций, но и делали его частью сюжета. А когда появилась сцена – коробка, значение занавеса увеличилось ещё больше.
В ХХ в. для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Так для спектакля «Маскарад» Лермонтова художник А.Головин создал 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.
Виды театральных занавесов по способу раскрытия:
1.раздвижной,2.подъемно-опускной, 3.комбинированный, 4.складной механизм (нижняя половина полотна поднимается так, чтобы быть скрытой верхней половиной), 5.игровые и антрактовые ( антрактовые – предназначены, чтобы скрыть сцену от зрителей, игровые – с их помощью оформляется тот или иной фон. Цвет полотен, их текстура и декор подбираются в соответствии с требованиями спектакля), 6.световой (вместо обычного полотна с помощью прожекторов создаётся своего рода световая завеса, сквозь которую невозможно ничего рассмотреть).
Кроме стандартных видов. Можно выделить занавесы, получившие название в честь театров, где они использовались: австрийский, венецианский, итальянский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки. Занавес Полишинеля.
Цвета тканей самые разнообразные – от светло-бежевого до чёрного, но большей популярностью пользуются золотые оттенки, изумрудные, красные и бордовые – они всегда считались благородными. Шьют занавесы обычно из бархата и блэкаута.
Театральное кресло появилось именно тогда, когда театральное действие из ритуала превратилось в искусство. Театр зародился в Древней Греции. Вокруг площадки для игры актёров находились места для зрителей в виде ступеней в форме подковы, похожие на современные стадионы. Места для зрителей иногда вырубали прямо в сале или их делали из камня; спинок у таких зрительских мест не было. Нов первых рядах нередко были особые места для знатных жителей.
В Средние века театральные представления устраивали на площадях, Специальных зданий не было, не было и кресел. Для богатых людей ставили деревянные лавки или ненужные бочки. Остальные зрители смотрели спектакли стоя.
Эпоха Возрождения – время расцвета театра. В это время в Европе стали строить театральные здания. Театральные кресла изготовляли из дерева – это красивые резные изделия, но опять для богатых, для простого народа использовались всё те же лавки.
В 18 в. во Франции впервые стали изготавливать кресла для театра. С тех пор прошло более 200 лет, изменилась форма кресла, появились новые материалы для обшивки, но конструкция почти не изменилась. И самое главное - нет разделения на дорогие и бюджетные места.
Задание 3. В научной и популярной литературе нет единого мнения об основании первых профессиональных театров в Саратове.
В 1803 г. открылся первый публичный, общедоступный, платный театр помещика Г.В.Гладкова, где играли крепостные актёры. Театр имел партер, ложи, галерею вместимостью до 300 человек. В репертуаре были представлены все основные жанры: опера, комедия, драма и трагедия. В 1806г. было дано 45 представлений: 28 комедий, 27 опер,3 драмы, 3 трагедии – большинство русских авторов.
Сын великого демократа Н.А.Радищева возбудил дело против
Г.В.Гладкова о жестоком обращении с крестьянами. Скрыть и замолчать преступление не удалось. Гладкову было предписано церковное покаяние, а имение и театр решено отдать в опёку.
После перевода театра Гладкова в Пензу (1807г.) содержателем становится губернатор А.Д.Панчулидзев. В 1810г. он сооружает на Хлебной площади собственный театр, давший название площади – Театральной. Здесь ставили только драмы и комедии. В 1858г. театр был продан, т.к. обветшал. Позже театр сдавался в аренду, тем самым становился коммерческим предприятием.
В 1860г. построен Летний театр для заезжих трупп. Здесь в 1875г. прошли выступления первой русской оперной труппы под руководством театрального деятеля России, актёра и антрепренёра П.М.Медведева. Была представлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя», она и положила начало становления в городе русского профессионального оперного искусства. В Летний театр А.Сервье, несмотря на непогоду, приехал чуть ли не весь город, многие не попали. В первый же приезд этой труппы саратовцы услышали русские и зарубежные оперы: «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Рогнеда» А.Н.Серова, «Аскольдова могила»
А.Н.Верстовского, «Травиата» и «Трубадур» Дж.Верди, «Фауст» Ш.Гуно, «Любовный напиток» К.Доницетти. Несколько раз медведевская труппа приезжала в Саратов, но в 1880 г.П.Медведев разорился.
В 1885г. по настоятельным просьбам саратовцев П.Медведев собирает труппу и начинает работу, но, проработав три сезона, совсем разорился и уехал из Саратова. К 90-м годам среди любителей оперы созрело решение иметь постоянную оперную труппу.
В 1864г. состоялась закладка нового театрального здания. Новый театр был признан «самым красивым из всех провинциальных театров», построенный по образцу Мариинского (арх.К.Тиден и А.М.Салько). Постоянный оперный театр в Саратове открылся 3.10.1890г. спектаклем «Жизнь за царя» М.И.Глинки.
1.10.1918г. театр был национализирован ( слушателям представлена опера Н.А.Р.-Корсакова «Снегурочка» ), и начался новый период в развитии оперного искусства. В 1919г. театру присвоено имя Н.Г.Чернышевского. В 1928г. в Саратове создаётся стационарная оперно – балетная труппа. Первый дирижёр – А.В.Павлов-Арбенин (с1934г.), первый балетмейстер – С.Н. Кеворков. В репертуаре первой балетной труппы были спектакли:
«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И.Чайковского,
«Красный мак» Р.М.Глиэра, «Каменный цветок», «Золушка»,
С.С.Прокофьева, «Лауренсия» А.Крейна. 1.11.1928г. оперой Р.-Корсакова
«Золотой петушок» был открыт постоянный театр оперы и балета. Перед В.От. войной газета «Правда» писала, что он «стал одним из лучших театров областных центров».
В 1956г. состоялись первые гастроли театра в Москве. В1959г. состоялась премьера оперы Д.Верди «Риголетто», где главные партии исполняли выпускники Саратовской консерватории Г.Ковалева и Ю.Попов. С 1975г. главным дирижёром стал Ю.Л.Кочнев. В эти годы ярко раскрылся талант Л.Сметанникова, А.Рудес, Н.Довгалёвой, О.Бардиной. Театру было присвоено звание «академический». В 1962г. здание было капитально реконструировано.
С 1986 г. на базе театра проходит ежегодный Собиновский фестиваль, в настоящее время «Международный». В 2008г. Саратовскому театру вручена премия за вклад в развитие театрального искусства.
Задание 4.2. «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини
Задание 5. 1.В.М.Ганский «Мой Саратов» («Я люблю восходы и закаты»…).
2.Ф.В.Гладков «Повесть о детстве» ( тетралогия: «Вольница», «Лихая година», «Мятежная юность»). («С высокой пологой горы»…). 3
Е.М.Бикташев «Саратовский вальс» («А месяц на небе всё выше и выше»…).
4. Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» («Город Покровск»…). 5.
Н.Е.Палькин «Саратовский вальс» («Допустим, ты ходил под волжским небом»…). 6.К.А.Федин «Первые радости» ( трилогия «Первые радости»,
«Необыкновенное лето», «Костёр») . («В городе был большой бульвар»…). Задание 6. На сегодняшний день в Саратове можно посетить следующие театры: 1.Театр драмы им. И.А.Слонова, 2.Театр оперы и балета, 3.Театр юного зрителя им.Ю.П.Киселёва, 4. Театр оперетты, 5. Театр магии и фокусов «Самокат», 6.Театр кукол «Теремок», 7. Театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчик», 8. Театр русской комедии. 9.Новый драматический театр «Версия», а также различные мероприятия в Филармонии , в
Консерватории, в СГУ, в библиотеках и музеях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.