КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ
Оценка 4.7

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

Оценка 4.7
Памятки +1
doc
администрации +1
Взрослым
08.06.2017
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ
Подростковый период – это, на мой взгляд, самый трудный и сложный этап из всех детских возрастов. Но вместе с тем он является, пожалуй, «главным» - краеугольным камнем - в процессе становления личности подростка и его социализации. Именно в эти годы в подростке формируются и крепнут социальные установки и отношение ребенка в системе «ребенок-общество», складываются основы нравственности и морали. Подросток становится полноценной личностью и членом общества, способным отвечать за свои поступки и действия.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ.doc
КУЛЬТУРНО­ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР  ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ Подростковый период – это, на мой взгляд, самый трудный и сложный этап из всех детских  возрастов.  Но вместе  с  тем  он  является,  пожалуй,   «главным»  ­  краеугольным камнем ­ в процессе становления личности подростка и его социализации. Именно в эти годы в подростке формируются и крепнут социальные установки и отношение ребенка в системе «ребенок­общество», складываются основы нравственности и морали. Подросток становится   полноценной   личностью   и   членом   общества,   способным   отвечать   за   свои поступки и действия.   В это время у несовершеннолетних на первый план в коммуникативном процессе выходят   ряд   психолого­педагогических   доминант:   а)   подросток   начинает   подрожать взрослым, ищет примеры для подражания (в этот период необходимо помочь ему выбрать «правильного» героя); б) общение занимает все большую роль в жизни подроста, с его помощью он ищет в среде сверстников «себе подобных» (единомышленников), при этом мнение старших (родителей) перестает играть доминирующую роль и уходит на второй план,   более   важным   и   авторитетным   становится   мнение   сверстников;   в)   рост познавательного   интереса   (подростки   начинают   «думать»,   искать   новые   пути   решения проблем);   г)   гендерные   различия   и   половая   идентификация   (чрезмерное   внимание   к внешнем   виду   и   внутреннему   миру).   Вместе   с   тем   именно   в   подростковом   возрасте наиболее ярко проявляются возможные отклонения и затруднения в развитии подростка. Таких детей принято называть «трудными». Но, несмотря на широкое и детальное изучение данной   проблемы   и   разнообразные   варианты   ее   решения,   количество   «трудных» подростков   год   от   года   растет.   В   чем   же   причина?   На   мой   взгляд,   их   две.   Первая   – социальное «равнодушие» общества и его «болезни». Вторая – недостаточное внимание к данной   проблеме   со   стороны   специалистов   (педагогов,   воспитателей,   социальных педагогов и др.) и их  низкая профессиональная компетенция и личная мотивация. Что   же   такое   трудновоспитуемость,   кто   он   –   «трудный»   подросток? Педагогически запущенный или трудновоспитуемый? Ребенка принято считать трудным, если   он   не   воспринимает   положительный   социальный   опыт   родителей,   педагогов, пытающихся привить ему общественно одобряемые нормы поведения и ценности. Но здесь мы, взрослые, допускаем главную ошибку – мы не учим подростка понимать, что такое хорошо и что такое плохо, мы просто ему говорим: «Нельзя, я запрещаю, не делай этого». Не замечая при этом его молчаливый  вопрос: «А почему это плохо?». И тогда на его вопрос отвечает общество, сверстники, внешняя информация. И, к сожалению, далеко не всегда лучшая его часть. Впоследствии мы недоумеваем: «Что с ним случилось, как он мог такое сделать, ведь я его воспитывала, учила, запрещала делать это». Вот именно поэтому, «трудные» подростки – это ни непослушные, избалованные и плохо воспитанные дети, а всего лишь маленькие человечки с открытой душой и жаждой познания, нуждающиеся во внимании, индивидуальном подходе и заботе. К сожалению, в силу ненадлежащего к ним внимания со стороны взрослых и отсутствия положительного примера многие из них имеют склонность   к   так   называемому   девиантному   поведению,   которому   способствует   ряд причин отклонения от нормы: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность,   неподготовленность   к   обучению   в   школе,   пробелы   в   знаниях;   низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучие в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье (подавление личности, побои, заискивание, гиперопека); слабое знание ребенка, неподготовленность родителей, непосещение ребенком дошкольных учреждений,   слабая   индивидуальная   работа   с   ребенком,   неправильное   отношение педагогов к ребенку. Нельзя оставлять без внимания факторы риска, оказывающие прямое воздействие на психическое развитие подростка, такие как: а) детский уровень суждений о чем­либо, неспособность подростка самостоятельно принимать правильное решение и выходить из трудных   ситуаций,   недостаточно   развитая   воля   и   слабый   уровень   самоконтроля   и самокритики; б) слишком раннее половое влечение и не всегда верное представление о сексе;   появляется   склонность   к   алкоголизации,   агрессии,   бродяжничеству;   в) отрицательное на фоне внешних факторов (стремление к имитации «взрослой жизни» ­ курение,   употребление   алкоголя,   ранняя   половая   жизнь)   неблагоприятные семейные и бытовые условия.    отношение   к   учебе;   г) Среди девиантных форм поведения наибольшую, на мой взгляд, опасность для подростка   представляют:   а)   алкоголизация   и   ранний   алкоголизм;   б)   подростковая наркомания;   в)   агрессивное   поведение   и   суицидальное   поведение;   г)   психические расстройства; д) противоправное поведение.  Специфика воспитания «трудных подростков» Главная   педагогическая   цель   при   работе   с   подростком,   имеющим   девиантное поведение   –   реализация   его   индивидуального   потенциала   и   создание   условий   для   его раскрытия и переоценки своего поведения. Здесь не стоит забывать, что такие подростки ничего   «неправильного»   в   своем   поведении   не   видят   и   любая   его   негативная   оценка воспринимается ими как личная обида, негативное отношение к ним самим.   Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение. Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка – формирование состояния  самоперевоспитания,  поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на мотивацию ребенка, на основе этих мотивов и строится   дальнейшая   с   ним   работа,   состоящая   из   следующих   компонентов:   а) целенаправленной   работы   по   нравственному   просвещению   (уроки   этики,   нравственные беседы,   индивидуальные   консультации   и   т.п.);   б)   актуализации   всех   источников нравственного   опыта   школьников   (учебная,   общественно   полезная,   внеклассная   работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников); в) введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников. Главным принципом воспитания девиантных подростков, на мой взгляд, является принцип индивидуализации, то есть предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия как в учебной, так и в досуговой деятельности. В современной педагогике досуг принято отождествлять  со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой, и даже с внеучебным временем. Правильно ли это? Я думаю, нет: свободное время есть у всех, а досуг присутствует не у каждого подростка. Досуг – это не свободное время, а совокупность отдыха и труда (общественная работа, курсы, участие в культурно­досуговой деятельности, занятия спортом и др.). Ведущая роль в его пропаганде отводится семье, учебному коллективу, средствам массовой информации, культурно­просветительным   и   спортивным   учреждениям,   молодежным   общественным организациям, творческим союзам. Общеизвестно,   что   существуют   специфические   досуговые   виды   деятельности   с огромным педагогическим потенциалом: информационно­образовательная, художественно­ массовая деятельность и народное творчество, любительские объединения. Здесь главное – организовать   досуг   для   подростков   с   девиантным   поведением,   то   есть   заполнить   его временное   пространство,   так   как   именно   досуговое   время   играет   огромную   роль   в познавательной деятельности подростков. Кроме того, досуг призван помочь ответить ребенку на вопрос: «Кем быть, какую профессию выбрать?». На базе Станции  юных техников было  проведено анкетирование воспитанников с целью выявить предпочтения молодежи в заполнении свободного времени. Мы разбили их на 2 блока: дома и вне дома. И вот что мы выяснили. Дома: почти 50% респондентов   предпочитают   читать   книги   и   журналы;   77,6%   ­   просмотр   фильмов   и телепередач,   «сидят»   в   Интернете;   народными   промыслами   занимаются   10,5% опрошенных,   компьютерные   игры   и   программирование   интересны   59,8%   подростков, занятия спортом предпочитают 44,2% школьников, около 30% ухаживают за домашними питомцами и 78,9% предпочитают общение с друзьями. Вне дома: клубы по интересам посещают 10,1% детей, спортивные секции 27,4%, самостоятельное посещение бассейнов, спортплощадок 33,1%, курсы иностранных языков 19,6%, обучаются музыке, рисованию, танцам   14,7%,   посещение   кинотеатров   30,0%,   дискотек   57,5%,   дача   и   приусадебное хозяйство 24,2%, массовые праздники и гуляния 37,1%, общение со сверстниками на улице 46,6% респондентов. Исходя   из   полученных   результатов,   можно   сделать   вывод,   что   основная   доля молодежи предпочитают пассивные виды отдыха. Лишь незначительная часть опрошенных посвящает   свободное   время   образованию,   познанию   и   саморазвитию.  Следовательно, важнейшей задачей педагогов, работающих с трудновоспитуемыми подростками, является организация их культурно­досугового пространства. Проанализировав проблему трудновоспитуемости подростков и роль культурно­ досуговой   деятельности   в   развитии   личности,   мы   можем   сделать   следующее предположение: культурно­досуговые мероприятия могут быть эффективным средством преодоления трудновоспитуемости подростков при следующих условиях: а) комплексное использование различных направлений культурно­досуговой деятельности (художественно­ эстетического, спортивно­оздоровительного и т.д.); б) подбор методов, форм и содержания мероприятий, соответствующих возрастной специфике подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из острых проблем подростков является большое количество свободного времени и, при этом, неумение (или нежелание) организовать более содержательный и разнообразный досуг. Результаты эксперимента показали, что большинство исследованных подростков проводит время у телевизора или в компании друзей. При этом часто развиваются вредные привычки   в   виде   курения,   употребления   алкоголя   и   наркотиков.   Ребята   абсолютно   не заинтересованы собственным развитием, реализацией своих способностей и талантов. Для   вовлечения   подростков   в   социокультурное   пространство     мы   провели   в течение двух месяцев следующие культурно­досуговые мероприятия: а)  неделя спорта и здорового   образа   жизни  ­   День   здоровья   (спортивные   соревнования),   встречи   с медработником:  «Час вопросов  и ответов», «Секреты  здоровья», «Советы  школьнику», подвижные игры в помещении и на воздухе, «Мой выбор» (театральная постановка в форме суда над вредными привычками), создание информационного стенда; б) неделя культуры и творчества школьников  ­ конкурс «Юные мастера», круглый стол «Творчество в жизни человека», конкурс «Мы ищем таланты»; в) неделя традиций и семейного досуга – конкурс «История казачьей культуры», мини­конференция «Наши семейные традиции», круглый стол «Семья в моей жизни»; г) неделя знаний ­  КТД «Чемпионат кроссвордистов», День самоуправления,   интеллектуальные   игры   «Что?   Где?   Когда?»,   встречи   с   психологом: «Развитие себя – основная задача каждого человека», «Школа  XXI  век» (КТД «Защита фантастических проектов»), КТД «Эрудицион». Завершающим   этапом   эксперимента   стала   итоговая   диагоностика,   которая показала, что культурно­досуговые мероприятия оказали заметное положительное влияние на трудновоспитуемых школьников: у 64 % вырос общий уровень успеваемости (в среднем по всем предметам), в т.ч. у 13 % более высокие оценки по отдельным предметам; 73 % регулярно посещали проводимые мероприятия. Из них: 56 % ­ активное участие, 17 % ­ зрители или помощь в организации; у 68 % повысился статус в классном коллективе, 26 % перестали конфликтовать с одноклассниками. Также анкетирование показало изменения интересов   и   характера   досуга:   у   25   %   появились   интересы   в   области   спорта   (секции, спортзалы,  групповые  или   самостоятельные   занятия  различными  видами   спорта);  19  % посвящают   свое   время   творчеству   (рисование,   различные   художественные   промыслы, музыка);   27   %   предпочитают   общение   с   друзьями   по   интересам   (вместо   асоциальной группы сверстников); 37 % назвали любимыми занятиями посещение кинотеатров. Таким   образом,   можно   говорить   о   том,   что   культурно­досуговые   мероприятия являются эффективным средством преодоления трудновоспитуемости подростков.

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017