КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
docx
16.12.2022
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
26.docx

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно строить на основе включения в образовательный процесс культурных практик, обеспечивающих условия для приобретения, повторения, применения культурного опыта, практик, позволяющих создать организованное пространство образовательной деятельности детей. «Понятийный словарь педагога ДОУ по ФГОС ДО», помогает понять, в чём важность включения культурных практик в деятельность с детьми. «Культурные практики - это направленность образования на раскрытие потенциальных возможностей ребенка с применением методик, технологий, методов и приемов для развития ребенка». Из этой формулировки мы понимаем, что не только традиционные формы и методы деятельности с детьми помогут обогатить образовательный процесс культурными практиками, но и поиск возможностей на основе современных инновационных методик и технологий, исследовательских, социально-ориентированных, организационнокоммуникативных, художественных способов действий. Культурные практики должны способствовать: - самоопределению дошкольников, т.е. создавать потребность детям делать что-то важное, осуществлять их собственный выбор. - давать толчок к саморазвитию, способствовать самостоятельному решению задач. - направлять на самореализацию, способствовать приобретению опыта творческой деятельности. Это так же апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов дошкольников. Основными формами реализации профориентационной деятельности с детьми, в которых они получают базу для включения тематики труда взрослых в свою самостоятельную деятельность, являются разнообразные традиционные методы, которые позволят сделать работу с детьми наиболее действенной и интересной. Среди них: ● Наглядные (живые образы), к которым относятся: экскурсии; наблюдения; дидактические пособия; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков; просмотр видеозаписей. ● Словесные, которые включают: художественное слово; рассказ воспитателя; беседы; малые фольклорные формы; проблемные ситуации; высказывания и сообщения. ● Практические – это: трудовые поручения; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций; игровые обучающие ситуации; сюжетно-ролевые игры. ● Игровые, к которым относятся: дидактические игры; игровые упражнения; игры с правилами; словесные игры; игры-воображения; игры-шутки; сюжетно-ролевые игры; сюрпризные моменты. Технология организации культурных практик. Основана данная технология на творческом подходе к взаимодействию с детьми, умелом введении детей в суть решения проблемы. При этом важно выстроить деятельность в определенной последовательности системы шагов. 1-ый шаг – Постановка проблемы и создание проблемной ситуации. 2-ой шаг - Выдвижение гипотез на основе имеющегося у детей опыта. 3-й шаг - Решение проблемы и оценка результатов деятельности. 4-й шаг - Формулирование вывода, установление связи с известным. 5-ый шаг - Решение творческой задачи на основе вывода. Содержание форм и методов, культурных практик: Каждая из культурных практик несёт в себе свою особенность. А воспитателю необходимо найти ту изюминку, которая станет для ребёнка путеводной ниточкой в мир профессий. Рассмотрим отдельные из них: Сюжетно-ролевые игры: Именно через сюжетно-ролевые игры формируются первичные представления о мире профессий, и проявляется интерес к профессиональнотрудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Через игру проходит социализация ребёнка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной трудовой деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми в процессе труда, используемых орудиях труда и пр. Игра – отражение жизни, которую и должен раскрыть воспитатель в партнёрской с детьми игровой деятельности. Беседы - в ходе бесед дети знакомятся с названиями, назначением и сущностью различных профессий. Дидактические игры, наглядные пособия. Дают возможность апробации и закрепления полученных знаний, обогащают среду развития. Продуктивная деятельность (рисование, ручной труд и др.), т.е. все практические виды деятельности способствуют воплощению изученного, усвоенных детских знаний в творчестве - рисунке, поделке, с передачей опыта полученного при знакомстве с той или иной профессией. К практическим методам относятся и трудовые поручения. Разновидностью инновационной деятельности в культурных практиках является технология лэпбука. Зачем нужен лэпбук? • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию в школе рефератов. • Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Очень важной и актуальной является инновационная технология «промышленный туризм». Это действенный способ познания различных профессий местных предприятий и производств через экскурсионную деятельность. Развитие практики промышленного туризма, предоставляет новое увлекательное туристическое направление в образовательной деятельности с дошкольниками, что значительно повышает интерес детей к профессиям региона, а так же обогащает знания о его промышленности и производственной деятельности. Очень важно, чтобы на экскурсиях ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученный опыт в самостоятельной деятельности (сюжетноролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания. Включение в образовательный процесс специалистов-партнёров повышает заинтересованность детей в познании профессий взрослых, и поднимает рост значимости их деятельности. Экскурсии, целевые прогулки – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность наблюдать трудовые действия различных представителей профессий в социокультурной среде ближайшего окружения, фиксировать последовательность и сам процесс труда, использование орудий труда. Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии можно отправиться с детьми туда, где нет возможности побывать (на закрытых предприятиях, недоступных с точки зрения опасности, санитарных и технических норм и др.). Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального пребывания на каком-то производстве. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Это так же является составляющей частью технологии «промышленный туризм». Постоянный поиск педагогом инноваций и новшеств позволит творчески и правильно вести профориентационную работу с дошкольниками, учитывать интересы воспитанников и запросы общества. Используемые источники • Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138. • Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. № 5. С. 6–18. • Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28] • Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебнометодическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37] • Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)


 

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Это действенный способ познания различных профессий местных предприятий и производств через экскурсионную деятельность

Это действенный способ познания различных профессий местных предприятий и производств через экскурсионную деятельность

Учебнометодическое пособие. – Балашов:

Учебнометодическое пособие. – Балашов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022