КУльтурные традиции Луганщины, 10 класс, МХК

  • Конкурсы
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • pptx
  • 19.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культурные традиции Луганщины», 10 класс, МХК.pptx

«Культурные традиции Луганщины»

Цели и задачи

План

«Культурные традиции тюрских племен на территории нашего края»,

Авары
АВАРЫ (летописные ОБРЫ) Еще одно восточное племя, прошедшее на Запад по югу Древней Руси где-то в середине 6 века н.э. и ставшее, в дальнейшем, лет на 200-250 западным соседом славян- русов (антов и дулебов). Оставили они по себе недобрую славу в памяти народной. Вот цитата из «Повести о начале земли русской» середины 11 века – времена Ярослава Мудрого – в изложении В.О. Ключевского. «Эти обры воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4, или 5 жен, чтобы они везли обрина – так мучили дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина. Есть по сей день поговорка на Руси: погибли, аки обры». Для справки: дулебы - позже волыняне - обитали по Бугу в Прикарпатье .Летописец вспоминает события, для него бывшими почти пятисотлетней давности. Это как будто нам, сегодняшним, врезались бы в память деяния где-то 1500 года, причем без каких-либо книг-газет и интернетов, а только по изустным, из поколения в поколение, сказаниям.  Я хочу этим подчеркнуть, что обры (авары) реально были столь безжалостны к побежденным, что и через 500 лет их вспоминали с содроганием

Печенеги

Печене́ги (тюрк. самоназвание — Becě­nek, ср.-век. греч. Πετσενέγοι, или Πατζινάϰαι, ср.-век. лат. Pacinac, др.-рус. — пе­чэ­негъ[1]) — древний тюркоязычный на­род, сфор­ми­ро­вавшийся, ве­ро­ят­но, в VII—VIII веках в бас­сей­не реки Сырдарья и в Приаралье. Скорее всего, из­на­чаль­но печенеги яв­ля­лись частью огу­зов[1].
О печенежском языке известно немного, поэтому его точное положение внутри тюркских языков неясно. Он был записан, вероятно, в некоторых эпиграфических памятниках древнетюркского письма. Из некоторых письменных источников (например, византийских) известно несколько десятков печенежских слов (личные имена, этнонимы, топонимы). Согласно «Повести временных лет», печенежский язык был известен киевлянам в X веке.

«Камнерезное половецкое искусство Луганщины»

Ка́менные ба́бы

Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.
В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан». Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных статуях, изображающих предков.

Каменные статуи

Каменные статуи делятся на несколько групп:

Антропоморфные стелы эпохи бронзы.

Скифские статуи.

Половецкие каменные бабы.

Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.

Половецкие каменные бабы

памятники половецкой культуры

В XII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.

Типы половецких каменных статуй

Антропоморфные фигуры из специально подобранных удлинённых камней.
Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.
Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье.
Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.
Фигуры с кинжалом или саблей.
Фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органами. «Чернухинская мадонна» (найденная в посёлке Чернухино Луганской области) держит на руках ребёнка.
Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица

Стеловидные статуи

Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

Век расцвета

XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Огромное количество заказов стимулировало рост производства, его развитие и усовершенствование, увеличение камнерезов и скульпторов. В половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с канонизированным положением рук с чашами для жертвоприношения или «угощения». Благодаря очень полным изображениям можно точно представить костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев. Мужские лица всегда изображались с усами и даже с бородой; женские — полные, круглые, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Женщины, как впрочем, и мужчины изображались с голой грудью, подчёркивая основное назначение этого органа — кормление рода. Это очевидно имело ритуальный характер.

В конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность.

Декоративно – прикладное искусство (керамика, костюм)

Народное декоративное искусство - уникальное явление национальной культуры. Оно всегда правдиво показывало мировые приоритеты жизни нации, ее духовное богатство, уровень культуры, творческие силы и способности, энергию. Изучение народного декоративного искусства закономерно входит в круг проблем национальной культуры.
Народное декоративное искусство - это богатый, справедливый гармоничный мир, который донес к нам национальные черты орнаментальной, графической, живописной, пластической композиционной культуры. В ней отражен художественный гений славян.
Народ в своем художественном творчестве отображает историческую практику познания и освоение окружающей деятельности, общественный порядок и быт. В народном творчестве проявляется сложный мир человеческих чувств и переживаний, отражается будущее.

Народное декоративно-прикладное искусство

Основные виды декоративно-прикладного искусства

Основные виды декоративно-прикладного искусства
Гобелен
Батик > * Холодный батик * Горячий батик
Набойка
Бисероплетение
Вышивание > * Древнерусское лицевое шитье * Вышивка крестом * Вышивка бисером * Нитяная графика
Вязание > * Вязание крючком * Вязание спицами
Макраме
Кружевоплетение > * Фриволите
Ковроткачество

Керамика

Керамика 
(др.-греч. кЭсбмпт -- глина) -- изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Виды керамики

Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика. Кроме того, различают керамику карбидную (карбид вольфрама, карбид кремния),алюмооксидную, циркониевую (на основе ZrO2), нитридную (на основе AlN) и пр.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора -- каолинпесокполевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 -- 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса -- беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Костюм

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный
элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Народный костюм – своего рода летопись жизни народа. Это звено прочно связывающее художественное прошлое народа с настоящим и будущим. И не столь важно – используется ли он в виде сценических костюмов фольклорных коллективов или в украшении коллекции народной игрушки.

Виды ткачества

Узорное ткачество. В русском узорном ткачестве были широко распространены такие виды ткачества, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизноеПо видам ткачества и стилевым особенностям орнамента особо выделяется
ткачество Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области.

Гобелен

Гобелен – один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).

Заключение



Современная жизнь диктует свои правила. С развитием новых технологий в процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства вносятся изменения, делая их более интересными и современными. Однако в основе каждой технологии лежит традиционная техника изготовления и материал.
Творения современных мастеров умельцев удивляют многообразием форм, яркой образностью, своеобразием исполнения, выразительностью цветовых, пластических, композиционных решений, единением полезности и красоты.
Как правило, большинство их произведений выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, шерсти, льна и т.п. Но благодаря неповторимому, самобытному мастерству современных исполнителей по своему художественному достоинству эти работы ценятся значительно выше, чем многие изделия из дорогих материалов. Именно в этих, на первый взгляд, незамысловатых работах из самых обычных материалов наиболее полно прослеживаются истоки духовной жизни народа. Именно они насыщены особым смыслом и богатым содержанием – добротой, мудростью и достоинством.