Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Оценка 4.8

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
25.07.2019
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
В данном материале рассказывается о практике сочетания урочной и внеурочной деятельности в рамках изучаемого предмета "Основы православной культуры" в 4-х классах, а также о различных формах проведения культурных мероприятий, которые дают детям возможность прочувствовать традиции православия. Это игры, театральные постановки, мастер-классы, выставки детского творчества.
Содержание духовно.docx
Содержание духовно­нравственного развития и воспитания школьника на примере преподавания ОРКСЭ («Основы православной культуры») УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 4»  Г.О.ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛ.  Черкашнева Светлана Владимировна Не так давно в российских школах введен новый предмет — «Основы  православной культуры» в составе предметной области  ОРКСЭ, который  призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения  православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также  способствовать их духовно­нравственному развитию. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального  общего образования говорится, что содержание духовно­нравственного  развития и воспитания включает в себя: базовые национальные ценности,  хранимые в социально­исторических, культурных, семейных традициях  народа, передаваемые из поколения в поколение. Основной принцип духовно­нравственного воспитания – построение жизни на  основе требований христианского совершенства ( «Уклонись от зла и сотвори  благо»). Довольно часто в последнее время нам приходится слышать о духовно­ нравственном воспитании. О необходимости этого высказывается уже не  только Церковь. Осознав необходимость воспитания детей в духовных  традициях, высказался и Владимир Владимирович Путин:    «…трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства,  православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы  Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь  обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».   Видя моральное уродство учеников – результат либеральных экспериментов  над школой, начинаешь глубже понимать, что лежит в основе понятия  «просвещение».  В моем понимании:  ПРОСВЕЩЕНИЕ – возжигание света  Истины в душе ученика. В наше время  свет затмил мрак бездуховности.  Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и  отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а  где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а  мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного. Духовно­нравственное воспитание на современном этапе развития общества  обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений  современной педагогики. Поэтому актуальность темы однозначна: ∙  Во­первых, наше общество нуждается в людях, обладающих не только  знаниями, но и прекрасными чертами личности. ∙  Во­вторых, в современном мире маленький человек  окружен множеством  разнообразных источников негативного характера, которые  ежедневно  обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. ∙  В­третьих,  нравственные знания  не только информируют младшего  школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях  нарушения норм. Учитывая выше сказанное, я могу отметить противоречия, сложившиеся ­ между потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой  личности и отсутствием системы нравственного воспитания учащихся; ­ между социальным заказом общества по воспитанию у детей духовно­ нравственных качеств и низким уровнем проявления этих качеств у детей и  взрослых; ­ между неоспоримым чувством уважения к старшему поколению и широким  распространением в общественном сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.   Вот тогда и начинаешь слышать по­иному слова старца­мудреца,  адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и  не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно,  воспитательная работа на уроке ОПК самая важная, ибо она не подвержена  никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а  проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику.  Исходя из вышесказанного, наиболее оптимальным модулем предметной  области Основы религиозных культур и светской этики, считаю  модуль  «Основы православной культуры»,так как наш народ уже более тысячи лет  является православным народом, так как это культура, в которой жили наши  предки, которая нашла отражение и в русской литературе, и в русской  музыке, в архитектуре и живописи. Более того, нравственные ценности,  живущие в нашем народе на протяжении веков, – это христианские ценности,  которых придерживались и придерживаются, в том числе и люди, считающие  себя неверующими и далекими от Церкви. В нашей гимназии большинство родителей четвероклассников выбирают для  изучения модуль «Основы православной культуры», считая, что их дети  первоначально должны постичь свою, родную культуру, обратиться к её  истокам, найти для себя ориентиры нравственного поведения. Хочется отметить высокий интерес детей и их родителей к содержанию данного модуля.  Учебник Людмилы Леонидовны Шевченко помогает  учащимся в изучении данного модуля.  Здесь нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, добре и  зле. Какой поступок ребенок может заслуженно назвать добрым? Как же ему  осознать суть изучаемого по­настоящему? Вспоминается древняя истина:  «Вера без дела мертва». Поэтому, готовясь к урокам, я выбираю формы и  методы, которые, в первую очередь, способны пробудить в ребёнке мысль о  духовном совершенствовании, пусть ещё не осознанную им до конца. Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения  требуют от учителя неординарного подхода к его ведению. Круглый стол,  работа в группах и индивидуальная работа, работа с терминами, написание  мини – сочинений по заданной теме, эссе, творческие работы, где учащиеся  письменно излагают свое мнение о религиозных традициях в жизни людей,  презентации учащихся и учителя, участие в предметной неделе по основам  православной культуры, – далеко не полный перечень используемых на уроке  форм и методов. Наиболее эффективными среди них считаю применение  наглядного, словесного, практического, исследовательского, метода  проектов. Какие бы формы работы ни применялись на уроке – главное, с моей точки  зрения, — это деятельностный подход, где ребенку не дается готовых  решений, а он сам находит правильное решение. Просматривая, например,  видеоролик, мультфильм,(использую материалы кинофестиваля «Лучезарный  Ангел») ребенок, опираясь на свой, пока ещё не большой, жизненный опыт,  пытается найти ответ на вопросы: «Почему тот или иной герой так поступил?  А как бы поступил я? А как правильно поступать?» Отдельно   хочется   сказать   о   практике  сочетания   урочной   и   внеурочной  Воспитательный   процесс   планируется   и   строится   во деятельности.   взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеурочная деятельность является   логическим   продолжением   начатой   на   уроке   работы.   У   детей появляется   возможность   применить   знания,   полученные   на   уроке,   во внеурочной   деятельности   и   в   жизни.       Продолжение   урочных   тем   во внеурочной деятельности дает возможность ребенку более полно, целостно и ярко прочувствовать традиции православия. На сегодняшний день, современные дети не придерживаются общественных  норм и правил, которые старшее поколение стремится до них донести с  помощью различных бесед, примеров и т. п.  Поэтому моя задача ­ увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через  занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней  заинтересованностью со стороны педагога. Исходя из этого, мною  и учителем ИЗО была разработана программа  внеурочной деятельности, составлен план работы и календарно­тематическое  планирование занятий духовно ­ нравственного воспитания. Процесс формирования духовно­нравственных ценностей длительный,  быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится  педагогом, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.  В связи с этим, мы назвали  свою программу «Зёрнышки добра». Новизна программы определяется тем, что на занятиях теоретический  материал о православной культуре и традициях, праздниках интегрирует с   разными видами художественно­прикладной деятельности. В данной  программе  представлен опыт инновационной разработки по «Основам  православной культуры», в которой показана  интеграция с изобразительным  искусством. Интеграция с изобразительным искусством и театром кукол,  вхождение в образ, изготовление своими руками кукол, проигрывание и  «проживание ролей» дает положительную динамику в развитии младших  школьников и усвоении материала по данной учебной дисциплине. Работа  творческого объединения «Зёрнышки добра» направлена на приобщение  школьников к православным традициям на примере жития святых и  библейских историй. Театрализованной постановке предшествует работа,  направленная на обогащение знаний о событии, которое будет  инсценироваться. Подготовка к театрализации подразумевает различные виды  деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание икон,  беседы о Святых, подготовка атрибутов для представления и многое другое. Данная практика вызвала во мне, как в педагоге, потребность в обосновании  театрализованной деятельности для духовного воспитания детей. Вопрос:  «насколько полезны занятия с детьми театральным творчеством, и как  использование театра помогает решению задачи формирования духовно­ нравственной личности» является актуальным для современной педагогики. Постановка таких кукольных спектаклей помогает удерживать внимание и  интерес детей к изучаемому предмету ОПК. Работа с куклой помогает детям  опосредованно выразить себя, так как дети стеснительны,   а   за   ширму   можно   спрятаться!   ребенок   чувствует   себя   в безопасности и это придает ему смелости. Мы никогда не задумывались над тем,   почему   в   православной   церкви   во   время   исповеди   используется епитрахиль, которой священник накрывает того, кто исповедуется? Помимо всего прочего – так легче говорить. Разыгрывание сказки с помощью куклы поможет ребенку научиться выступать перед большой группой школьников и взрослых, заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти, звучание  роли – окунуться в мир родного языка. Кукла, с которой работает ребёнок за ширмой и для ребёнка, который смотрит спектакль, живет для них не   условно,   она   реально   зрима   в  трехмерном   пространстве   и   материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Целью данной программы является воспитание духовно – нравственной  личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на  традициях Православия, формирование базовой культуры личности на основе  традиционных культурных ценностей, формирование у детей  основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, норм,  обеспечивающих осознанный нравственный выбор.  Благодаря данной  программе каждый ребёнок учится через знакомые ему образы реального мира приобщаться к  доброму и красивому. Мы решили вспомнить забытые сегодня традиции – дарить подарки близким в дни Великих православных праздников.  В первый  год это были Вертепные и кукольные спектакли для  своей  «школьной семьи». В постановке участвовали и наши дети, и куклы,  сделанные их руками. Зал был полон гостями, и само представление имело  огромный успех! А последние три года мы устраиваем инклюзивные  городские фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы готовимся к этим праздникам и встрече гостей: делаем вертеп, кукол для спектакля, украшаем ящик для выступления, готовим подарки гостям. Наши  гости, после просмотра спектакля имеют возможность, смастерить,  нарисовать, сделать в объеме, слепить предложенную поделку на мастер ­  классах, которую затем можно будет взять с собой. «Рождество собирает друзей», Пасхальный перезвон» ­ это добрые праздники в стенах нашей гимназии, которые напоминают детям, что все мы едины перед Богом и всех Он нас любит одинаково.    Ставить театрализованные постановки на православную тематику, на мой взгляд, необходимо.  Давно известно, что форма игры очень важна в детском восприятии окружающего мира. Именно игры, а не лицедейства, потому, что для ребенка проигрывание какой­либо роли не  ложь, а  сопереживание.       Не приходится даже говорить о притягательности совершаемого действия, когда   в   него   вольно   или   невольно   втягиваются   не   только   участники представления, но и зрители. Это прежде всего дети и их родители. И еще, хочется отдельно сказать о тех людях, которые пока только ищут истину, по каким­то причинам не могут войти под своды храма, но свободно входят в учреждения   культуры.   Это   ни   к   чему   не   обязывающее   и   не   смущающее человека   посещение   привычных   стен   может   быть   первым   и   благодатным толчком к осмыслению вечных истин, изложенных в Священном Писании.       Надо   сказать,   что   подготовка   к   проведению   православных   театрализованных праздников занимает практически весь учебный период.  Таким образом, хочется сказать, что нужно шире использовать педагогические возможности   театрализованного   праздника   как   первую   ступень   в   духовно­ нравственном просвещении и воспитании.  Наши подросшие дети, в свое время учившиеся в младших классах нашей  гимназии, будут главными участниками будущих спектаклей. Подростки­ помощники учителя будут рассказывать малышам о Православии. Мы планируем представления кукольного театра и на другие православные  праздники. Сюжеты  будут основаны на православных притчах.  Это  расширенное использование “Вертепа” позволит дать детям те духовно­ нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более  тысячелетия. Именно причастность к православной отечественной традиции  прививает детям иммунитет против угроз нашего времени.  Мы очень  рассчитываем на наших старшеклассников, которые помогут создать  техническую основу звука будущих спектаклей. С их помощью  мы  постараемся организовать высококачественную видеозапись праздничных  постановок "Вертепа", которые каждый сможет посмотреть на сайте нашей  гимназии. «Ныне, более, нежели когда – либо настоит крайняя нужда в основательной  проповеди христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы  непременно ему сопутствовало и ему последовало учение деятельное».  Игнатий Брянчанинов.  Главный результат, который мы ожидаем от проделанной работы,  заключается в усвоении нашими школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, честности, трудолюбия, любви к Родине,  стремления  их к  добру и неприятию зла. От того, направим ли мы детей на путь истины и  добра, зависит  и  наш завтрашний день.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.

Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2019