Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
25.07.2019
В данном материале рассказывается о практике сочетания урочной и внеурочной деятельности в рамках изучаемого предмета "Основы православной культуры" в 4-х классах, а также о различных формах проведения культурных мероприятий, которые дают детям возможность прочувствовать традиции православия. Это игры, театральные постановки, мастер-классы, выставки детского творчества.
Содержание духовно.docx
Содержание духовнонравственного развития
и воспитания школьника на примере
преподавания ОРКСЭ («Основы православной
культуры»)
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 4»
Г.О.ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛ.
Черкашнева Светлана Владимировна Не так давно в российских школах введен новый предмет — «Основы
православной культуры» в составе предметной области ОРКСЭ, который
призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения
православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также
способствовать их духовнонравственному развитию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования говорится, что содержание духовнонравственного
развития и воспитания включает в себя: базовые национальные ценности,
хранимые в социальноисторических, культурных, семейных традициях
народа, передаваемые из поколения в поколение.
Основной принцип духовнонравственного воспитания – построение жизни на
основе требований христианского совершенства ( «Уклонись от зла и сотвори
благо»).
Довольно часто в последнее время нам приходится слышать о духовно
нравственном воспитании. О необходимости этого высказывается уже не
только Церковь. Осознав необходимость воспитания детей в духовных
традициях, высказался и Владимир Владимирович Путин:
«…трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства,
православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы
Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь
обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
Видя моральное уродство учеников – результат либеральных экспериментов
над школой, начинаешь глубже понимать, что лежит в основе понятия
«просвещение». В моем понимании: ПРОСВЕЩЕНИЕ – возжигание света
Истины в душе ученика. В наше время свет затмил мрак бездуховности.
Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и
отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а
где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а
мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.
Духовнонравственное воспитание на современном этапе развития общества
обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений
современной педагогики. Поэтому актуальность темы однозначна:
∙ Вопервых, наше общество нуждается в людях, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности. ∙ Вовторых, в современном мире маленький человек окружен множеством
разнообразных источников негативного характера, которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка.
∙ Втретьих, нравственные знания не только информируют младшего
школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях
нарушения норм.
Учитывая выше сказанное, я могу отметить противоречия, сложившиеся
между потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой
личности и отсутствием системы нравственного воспитания учащихся;
между социальным заказом общества по воспитанию у детей духовно
нравственных качеств и низким уровнем проявления этих качеств у детей и
взрослых;
между неоспоримым чувством уважения к старшему поколению и широким
распространением в общественном сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.
Вот тогда и начинаешь слышать поиному слова старцамудреца,
адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и
не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите
своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно,
воспитательная работа на уроке ОПК самая важная, ибо она не подвержена
никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а
проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику.
Исходя из вышесказанного, наиболее оптимальным модулем предметной
области Основы религиозных культур и светской этики, считаю модуль
«Основы православной культуры»,так как наш народ уже более тысячи лет
является православным народом, так как это культура, в которой жили наши
предки, которая нашла отражение и в русской литературе, и в русской
музыке, в архитектуре и живописи. Более того, нравственные ценности,
живущие в нашем народе на протяжении веков, – это христианские ценности,
которых придерживались и придерживаются, в том числе и люди, считающие
себя неверующими и далекими от Церкви.
В нашей гимназии большинство родителей четвероклассников выбирают для
изучения модуль «Основы православной культуры», считая, что их дети
первоначально должны постичь свою, родную культуру, обратиться к её
истокам, найти для себя ориентиры нравственного поведения.
Хочется отметить высокий интерес детей и их родителей к содержанию данного модуля. Учебник Людмилы Леонидовны Шевченко помогает
учащимся в изучении данного модуля.
Здесь нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, добре и
зле. Какой поступок ребенок может заслуженно назвать добрым? Как же ему
осознать суть изучаемого понастоящему? Вспоминается древняя истина:
«Вера без дела мертва». Поэтому, готовясь к урокам, я выбираю формы и
методы, которые, в первую очередь, способны пробудить в ребёнке мысль о
духовном совершенствовании, пусть ещё не осознанную им до конца.
Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения
требуют от учителя неординарного подхода к его ведению. Круглый стол,
работа в группах и индивидуальная работа, работа с терминами, написание
мини – сочинений по заданной теме, эссе, творческие работы, где учащиеся
письменно излагают свое мнение о религиозных традициях в жизни людей,
презентации учащихся и учителя, участие в предметной неделе по основам
православной культуры, – далеко не полный перечень используемых на уроке
форм и методов. Наиболее эффективными среди них считаю применение
наглядного, словесного, практического, исследовательского, метода
проектов.
Какие бы формы работы ни применялись на уроке – главное, с моей точки
зрения, — это деятельностный подход, где ребенку не дается готовых
решений, а он сам находит правильное решение. Просматривая, например,
видеоролик, мультфильм,(использую материалы кинофестиваля «Лучезарный
Ангел») ребенок, опираясь на свой, пока ещё не большой, жизненный опыт,
пытается найти ответ на вопросы: «Почему тот или иной герой так поступил?
А как бы поступил я? А как правильно поступать?»
Отдельно хочется сказать о практике сочетания урочной и внеурочной
Воспитательный процесс планируется и строится во
деятельности.
взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеурочная деятельность
является логическим продолжением начатой на уроке работы. У детей
появляется возможность применить знания, полученные на уроке, во
внеурочной деятельности и в жизни. Продолжение урочных тем во
внеурочной деятельности дает возможность ребенку более полно, целостно и
ярко прочувствовать традиции православия. На сегодняшний день, современные дети не придерживаются общественных
норм и правил, которые старшее поколение стремится до них донести с
помощью различных бесед, примеров и т. п.
Поэтому моя задача увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через
занятие интересным, важным, полезным делом, притом с искренней
заинтересованностью со стороны педагога.
Исходя из этого, мною и учителем ИЗО была разработана программа
внеурочной деятельности, составлен план работы и календарнотематическое
планирование занятий духовно нравственного воспитания.
Процесс формирования духовнонравственных ценностей длительный,
быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится
педагогом, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. В связи с
этим, мы назвали свою программу «Зёрнышки добра».
Новизна программы определяется тем, что на занятиях теоретический
материал о православной культуре и традициях, праздниках интегрирует с
разными видами художественноприкладной деятельности. В данной
программе представлен опыт инновационной разработки по «Основам
православной культуры», в которой показана интеграция с изобразительным
искусством. Интеграция с изобразительным искусством и театром кукол,
вхождение в образ, изготовление своими руками кукол, проигрывание и
«проживание ролей» дает положительную динамику в развитии младших
школьников и усвоении материала по данной учебной дисциплине. Работа
творческого объединения «Зёрнышки добра» направлена на приобщение
школьников к православным традициям на примере жития святых и
библейских историй. Театрализованной постановке предшествует работа,
направленная на обогащение знаний о событии, которое будет
инсценироваться. Подготовка к театрализации подразумевает различные виды
деятельности: чтение художественной литературы, рассматривание икон,
беседы о Святых, подготовка атрибутов для представления и многое другое.
Данная практика вызвала во мне, как в педагоге, потребность в обосновании
театрализованной деятельности для духовного воспитания детей. Вопрос:
«насколько полезны занятия с детьми театральным творчеством, и как
использование театра помогает решению задачи формирования духовно
нравственной личности» является актуальным для современной педагогики. Постановка таких кукольных спектаклей помогает удерживать внимание и
интерес детей к изучаемому предмету ОПК.
Работа с куклой помогает детям опосредованно выразить себя, так как дети
стеснительны, а за ширму можно спрятаться! ребенок чувствует себя в
безопасности и это придает ему смелости. Мы никогда не задумывались над
тем, почему в православной церкви во время исповеди используется
епитрахиль, которой священник накрывает того, кто исповедуется? Помимо
всего прочего – так легче говорить. Разыгрывание сказки с помощью куклы
поможет ребенку научиться выступать перед большой группой школьников и
взрослых, заучивание и пересказ текста будут хорошей тренировкой памяти,
звучание роли – окунуться в мир родного языка. Кукла, с которой работает
ребёнок за ширмой и для ребёнка, который смотрит спектакль, живет для них
не условно, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально
ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Целью данной программы является воспитание духовно – нравственной
личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на
традициях Православия, формирование базовой культуры личности на основе
традиционных культурных ценностей, формирование у детей
основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, норм,
обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Благодаря данной
программе каждый ребёнок учится через знакомые ему образы реального мира
приобщаться к доброму и красивому. Мы решили вспомнить забытые сегодня
традиции – дарить подарки близким в дни Великих православных праздников.
В первый год это были Вертепные и кукольные спектакли для своей
«школьной семьи». В постановке участвовали и наши дети, и куклы,
сделанные их руками. Зал был полон гостями, и само представление имело
огромный успех! А последние три года мы устраиваем инклюзивные
городские фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы готовимся к этим праздникам и встрече гостей: делаем вертеп, кукол для
спектакля, украшаем ящик для выступления, готовим подарки гостям. Наши
гости, после просмотра спектакля имеют возможность, смастерить,
нарисовать, сделать в объеме, слепить предложенную поделку на мастер
классах, которую затем можно будет взять с собой.
«Рождество собирает друзей», Пасхальный перезвон» это добрые праздники
в стенах нашей гимназии, которые напоминают детям, что все мы едины перед
Богом и всех Он нас любит одинаково.
Ставить театрализованные постановки на православную тематику, на мой
взгляд, необходимо. Давно известно, что форма игры очень важна в детском
восприятии окружающего мира. Именно игры, а не лицедейства, потому, что
для ребенка проигрывание какойлибо роли не ложь, а сопереживание.
Не приходится даже говорить о притягательности совершаемого действия,
когда в него вольно или невольно втягиваются не только участники
представления, но и зрители. Это прежде всего дети и их родители. И еще,
хочется отдельно сказать о тех людях, которые пока только ищут истину, по
какимто причинам не могут войти под своды храма, но свободно входят в
учреждения культуры. Это ни к чему не обязывающее и не смущающее
человека посещение привычных стен может быть первым и благодатным
толчком к осмыслению вечных истин, изложенных в Священном Писании.
Надо сказать, что подготовка к проведению православных
театрализованных праздников занимает практически весь учебный период.
Таким образом, хочется сказать, что нужно шире использовать педагогические
возможности театрализованного праздника как первую ступень в духовно
нравственном просвещении и воспитании.
Наши подросшие дети, в свое время учившиеся в младших классах нашей
гимназии, будут главными участниками будущих спектаклей. Подростки
помощники учителя будут рассказывать малышам о Православии. Мы планируем представления кукольного театра и на другие православные
праздники. Сюжеты будут основаны на православных притчах. Это
расширенное использование “Вертепа” позволит дать детям те духовно
нравственные ориентиры, которыми руководствовался наш народ более
тысячелетия. Именно причастность к православной отечественной традиции
прививает детям иммунитет против угроз нашего времени. Мы очень
рассчитываем на наших старшеклассников, которые помогут создать
техническую основу звука будущих спектаклей. С их помощью мы
постараемся организовать высококачественную видеозапись праздничных
постановок "Вертепа", которые каждый сможет посмотреть на сайте нашей
гимназии.
«Ныне, более, нежели когда – либо настоит крайняя нужда в основательной
проповеди христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы
непременно ему сопутствовало и ему последовало учение деятельное».
Игнатий Брянчанинов.
Главный результат, который мы ожидаем от проделанной работы,
заключается в усвоении нашими школьниками вечных ценностей: милосердия,
сострадания, честности, трудолюбия, любви к Родине, стремления их к
добру и неприятию зла. От того, направим ли мы детей на путь истины и
добра, зависит и наш завтрашний день.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Культурные мероприятия по изучению Основ православной культуры. 4 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.