Кукушкин Данил Васильевич
3 курс, 38.02.01 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический
колледж-интернат» Минтруда России
научный руководитель: преподаватель Мельникова Наталья Александровна
Культурный бренд «Оренбургский пуховый платок»: история и современность
Очень модно сейчас говорить о региональных брендах: тульские самовары, ивановские ситцы, вологодское масло и кружева, гжельская посуда … и, конечно, Оренбургский пуховый платок.
В настоящий период феномен «бренд» употребляется повсеместно, все больше заметно апеллирование к этому явлению им в различных сферах деятельности. С целью определения наиболее особенного в характерных чертах культурного бренда в рамках создания имиджа региона, рассмотрим взаимосвязь «бренда» и «территории (региона, города)».
Приведем определение, которое активно функционирует в сфере имиджирования территории: «бренд территории – это совокупность уникальных качеств, непреходящих общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующиеся стабильным спросом потребителей данной территории» [1, с. 92].
Понятие «бренд территории» включает в себя еще более мелкие «брендо-единицы», например, «культурный бренд». Таким образом, в качестве цели данного исследования можно определить анализ «культурного бренда Оренбургский пуховый платок».
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить феномен «культурный бренд»;
- познакомиться с историей возникновения бренда «Оренбургского пухового платка»;
- выяснить в чем его уникальность и почему он является одним из символов России.
Предметом исследования являются отличительные особенности и конкурентные преимущества территории, с помощью правильного использования которых создаётся бренд территории.
Объектом исследования выступает – культурный бренд «Оренбургский пуховый платок».
В научной литературе очень мало встречается публикаций, посвященных именно данному феномену. В процессе нашего исследования мы столкнулись с основанием, которое отрицает явление «культурный бренд». По мнению Т.Ю. Быстровой, «наличие ценностного аспекта в бренде, признаваемое большинством западных и российских теоретиков и практиков, превращает это словосочетание в тавтологию: культура есть система ценностей, а это значит, что всякий брендинг культурен» [3, с. 65].
Рассмотрим другие варианты, которые предлагает исследователь Д.В. Визгалов. К первой группе автор относит стабильные факторы, или структурные: местоположение, климат и история места. Во вторую группу включены изменчивые факторы, то есть изменяемые в долгосрочной перспективе: размер и населенность, внешний облик места, благосостояние жителей, культурные традиции местного сообщества. К третьей группе относятся символические факторы в виде городской (региональной) символики, политического климата, культурных кодов поведения жителей, знаковых событий, знаковых личностей, моды на отдельные товары и услуги, характер коммуникаций внутри сообщества и другие составляющие [2, с. 58].
Как мы видим, во всех этих факторах обязательно присутствует такой элемент, как культура. Таким образом, можно говорить о неразрывной связи региональной или городской идентичности с культурными элементами, следовательно, бренд определенного места формируется и через культурные символы и образы, которые тоже могут трансформироваться в культурные бренды.
Оренбургский пуховый платок сквозь века остается не только визитной карточкой, товарным символом области и титульным региональным брендом, получившим известность, как в России, так и за ее пределами, но и уникальной культурной ценностью, составляющей фундаментальную основу российского многонационального достояния.
Оренбургский пуховязальный промысел, а затем и целая отрасль возникли и развивались на базе оренбургского козоводства. В Оренбуржье разводят коз оренбургской пуховой породы. На ее формировании положительно сказались как специфические природно-климатические условия, так и распространение пуховязальной промышленности.
Оренбургские козы более двух веков славятся высоким качеством пуха, который в массе тоньше, мягче пуха коз других пуховых пород, хорошо пушится, что придает изделиям особую красоту. Пух оренбургских коз благодаря его высоким качествам издавна известен как сырье для изготовления большого ассортимента изделий, отличающихся тонкостью, красотой, прочностью и хорошо защищающих от холода. Козий пух называют «мягким золотом», потому что ни одна другая пряжа не может быть одновременно такой мягкой, нежной, легкой и теплой. Все это благоприятно влияет на развитие и формирование «культурного бренда Оренбургский пуховый платок».
Среди экспортных товаров на крупнейших мировых электронных торговых площадках, таких, как Wildberries и Ozon, наш пуховый платок - фактически единственный ливкидный товар из Оренбуржья. Лоты под необычным названием на латинице Orenburg Shawl начинаются от 120 долларов (или 7200 рублей) без доставки.
Это и неудивительно: настоящий платок изготавливается из шерсти уникальной тонкорунной оренбургской козы. Толщина пуха её всего 14-17 мкм - это и позволяет легко продевать паутинку сквозь обручальное кольцо. Фирменный признак качества!
ЗАО «Фабрика Оренбургских пуховых платков» - уникальное предприятие, производящее настоящие оренбургские платки.
Таблица 1. – История и современность бренда «Оренбургский пуховый платок»
Период времени |
Достижения |
1857 год |
Мировое признание. |
1939 год |
Создана маленькая промысловая Артель. |
1945-1960 годы |
В
1945 году приобрела две вязальные машины ПОМ-1. |
1981 год |
Внедрена технология производства пряжи гребенного прядения на оборудовании для вязания паутинок. |
2004 год |
Выпущен 50-миллионный пуховый платок. |
2005-2014 годы |
С
2005 г. по 2011 г. на предприятии производилась смена оборудования. |
2014 год |
75-летний юбилей со дня основания. |
2015 год |
Оренбургский областной Центр народных художественных промыслов на территории Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» был введён в эксплуатацию. |
2016 год |
К концу I квартала, заполняемость всего Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» составила 95%. Это более 1 500 человек работников, 80 резидентов, почти 1 000 парковочных мест. |
2018 год |
Фабрика Оренбургских пуховых платков совместно с новыми франчайзи-партнерами открывает магазины в крупнейших аэропортах и торговых центрах страны. |
2019 год |
80-летний юбилей легендарной Фабрики Оренбургских пуховых платков. |
2020 год |
Включение в федеральный Перечень организаций народных художественных промыслов. |
Оренбургский пуховый платок не только жив, но и как бренд успешно развивается, становится лучше, интереснее для потребителей. Происходит это не только благодаря усилиям работниц фабрики, но и благодаря тем организационным и маркетинговым мероприятиям, которые реализуются на фабрике. Например, во всех крупных торговых комплексах города Оренбурга выставляются новые коллекции пуховых изделий, разработанных на фабрике. Их придумывают и воплощают в жизнь вместе со специалистами по истории оренбургского пухового платка. Коллекции во многом основаны на тех рисунках и орнаментах, которые признаны самыми красивыми за всю историю производства пуховых платков. Но если раньше такие платки существовали в единственном экземпляре, то благодаря машинному производству на фабрике станут доступны массовому потребителю. При этом качество оренбургских платков, по оценке многих экспертов, не пострадает.
Практическая цель создания «культурного бренда Оренбургский пуховый платок» позволяет городу быть представленным на равных с другими городами, продвигать свою индивидуальность, формировать узнавание и приверженность своих потребителей; она сможет составить основу региональной политики страны и планирования стратегического развития городов, повысив привлекательность культурного внутреннего туризма.
Издавна оренбургские платки ценились за красоту, легкость, долговечность. Почти прозрачные с виду ажурные платки были на удивление теплыми. А как они были нежны! Не напрасно наши пуховые платки отмечали медалями и престижными премиями на международных выставках.
На протяжении нескольких веков изделия оренбургских мастериц были доступны только очень богатым людям. В СССР какое-то время их исключили из свободной продажи. Шали, платки и палантины экспортировали за рубеж за очень большие деньги. Сегодня возможность купить пуховое изделие появилась у всех желающих.
Почти утратившие актуальность пуховые платки вновь возвращаются. Дизайнеры мира моды обратили внимание на натуральные волокна, в том числе и на мягкий теплый пух. Мода модой, а практичность берет свое. Ну, что еще может одновременно украсить женщину, согреть ее, при этом, не причинив вреда прическе? Ну, конечно же, пуховое изделие!
На показах знаменитых кутюрье модели появляются перед зрителями в пуховых одеждах, в том числе в:
- шалях,
- палантинах,
- пончо,
- снудах.
Нарядные аксессуары рассчитаны на разные возрастные категории. Платки и шали – на старшее поколение (хотя, судя по тому, как их носят модели, девушкам объемные изделия тоже придутся по вкусу). Палантины – для девушек и дам среднего возраста. Снуды – для самых юных представительниц женского пола.
Никогда пуховые изделия не уйдут в прошлое, ведь красота и практичность будут востребованы всегда!
Список литературы
1. Важенина И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования//Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. - № 2. – с.92.
2. Визгалов Д.В. Что такое бренд города? // Муниципальная власть. – 2011. – №3. – С. 112.
3. Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-7996-1163-7. (дата обращения: 17.03.2022) - Текст: электронный.
4. https://www.orenshal.ru/ - Фабрика Оренбургский пуховый платок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.