Цель: познакомить обучающихся с жанром башкирского фольклора - кулямасы
Задачи:
• коррекционно-образовательная: расширить кругозор обучающихся о башкирском детском фольклоре.
• коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе изучения нового материала;
• коррекционно-воспитательная: воспитывать у обучающихся любовь к отчему краю, уважительное, терпимое отношение к народам, живущим в республике.
Кулямясы.docx
Тема: Кулямасы.
Цель: познакомить обучающихся с жанром башкирского фольклора
кулямасы
Задачи:
коррекционнообразовательная: расширить кругозор
обучающихся о башкирском детском фольклоре.
коррекционноразвивающая: развивать логическое мышление
на основе изучения нового материала;
коррекционновоспитательная: воспитывать у обучающихся
любовь к отчему краю, уважительное, терпимое отношение к
народам, живущим в республике.
I. Организация обучающихся на урока (приветствие, проверка
готовности к уроку)
Ход урока
II. Изучение новой темы.
Кулямас (көләмәс) — жанр башкирского фольклора, шуточное
прозаическое произведение с неожиданным и парадоксальным финалом.
Распространен в фольклоре многих народов.
Памятник Ходже Насреддину в Енишехире (Турция)
Башкирские кулямасы высмеиваются такие недостатки людей, как
глупость, жадность, тщеславие, лень, суеверие, общественные пороки —
несправедливость, зазнайство, бюрократизм, взяточничество.
Остроумный и находчивый человек является действующим лицом
кулямаса. Распространены Кулямасы о Алдаре, Ерэнсэсэсэне[1], Ходже
Насретдине, Шомбае. В кулямасе обычно действует не более 2
персонажей. Объектом высмеивания и осуждения выступают как
выдуманные, обобщённые персонажи (простаки и глупцы, правящая
верхушка людей, духовенства), так и реальные люди.
Особенностями кулямаса являются стройность, лаконичность и
чёткость изложения материала. Состоит из зачина и развязки.
По форме, содержанию и функциям кулямас близок к анекдоту.
В
писали М.
III.Физминутка
IV. Работа с учебником с. 119120.
Чтение кулямаса "Как Ерэнсэ выручил охотника", "Хан и Алдар".
Вопросы и задания
А. Бурангулов, С.Агиш, Р. Г. Султангареев и др.
башкирской
в
жанре
кулямаса
литературе
Как можно охарактеризовать охотника, утверждавшего, что его
стрела попала в заднюю лапу зайца и вышла через его ухо?
Можно ли ему верить?
Как Ерэнсэ сумел поддержать небылицу охотника? Как ое
качество характера он показал своим утверждением? Зачем он
поддержал охотника, как вы думаете ("Как Ерэнсэ выручил
охотника")?
Как Алдар обвел вокруг пальца хана ("Хан и Алдар")?
V. Итог:
Ребята, сегодня мы еще раз убедились, какой богатый фольклор у
башкирского народа. И это не случайно. Ведь всех народов Башкортостана,
несмотря на различие языков, обычаев, традиций, объединяет стремление
жить в мире и согласии, желание быть счастливыми.
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное,
оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй.
Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой
силы, которая создаёт образ двумятремя словами». А.М. Горький
Продолжи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… Оценивание обучающихся
Дом. зад. с. 120,ответить на вопросы 4, 5
Кулямясы
Кулямясы
Кулямясы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.