ЛЕКЦИЯ 35.
ТЕМА 7.2. СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ. Б.Л. ПАСТЕРНАКА. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ.
План
1. Ранние годы жизни.
2. Эстетические поиски и эксперименты.
3. Творчество поэта в советскую эпоху.
4. Последние годы жизни.
Современный поэт, прозаик, журналист Д. Быков пишет о поэтическом даре Бориса Пастернака: Христианское ощущение жизни как бесценного подарка было в двадцатом веке даровано многим, ибо метафора реализовывалась буквально: жизнь отбирали — но иногда, по трогательной милости, вдруг возвращали. Нужно было хорошо поработать над российским народонаселением (в этом смысле советская власть пошла дальше царской), чтобы каторга воспринималась как благодать. Каторжники двадцатого века любили Пастернака потому, что он прожил жизнь с ощущением выстраданного чуда. Это счастье не самовлюбленного триумфатора, а внезапно помилованного осужденного. Его стихи оставались той самой «последней соломинкой» потому, что в каждой строке сияет фантастическая, забытая полнота переживания жизни: эти тексты не описывают природу — они становятся ее продолжением. Вот и еще одна причина радоваться при самом звуке пастернаковского имени: перед нами — осуществившееся в полной мере дарование. «Мне посчастливилось высказаться полностью» — самооценка, в которой нет преувеличения. Пастернак бесстрашно бросался навстречу соблазнам своего времени — и многим отдал дань; его победа не в безупречности, а в полноте и адекватности выражения всего, что он пережил (и в том, что он не боялся это переживать). Этому-то триумфу мы радуемся вместе с ним — потому что после такой жизни и смерть кажется не противоестественной жестокостью, а еще одним, необходимым звеном в цепи.
1. Ранние годы жизни.
Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве.
Семья его была хорошо известна в художественных кругах столицы. Отец Бориса, Леонид Осипович Пастернак, был художником, академиком живописи и преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать, Розалия Исидоровна (в девичестве Кауфман), талантливая пианистка, до замужества — профессор Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. В доме Пастернаков бывали такие маститые писатели, композиторы и художники, как Л.Н. Толстой, А.Н. Скрябин, В.А. Серов, М.Н. Врубель, австрийский поэт Р.М. Рильке. Интересы этой уникальной среды определенным образом повлияли на личность Бориса Пастернака.
С самого раннего детства будущий поэт был увлечен рисованием и музыкой. По воспоминаниям Б. Пастернака, до 10 — 12 лет он увлеченно рисовал, и его детские работы хвалил отец, думавший, что со временем сын станет художником. Между тем страсть к музыке одолела желание рисовать, к тому же А.Н. Скрябин одобрил опыты начинающего композитора. Любовь к музыке сказалась и на отношении будущего поэта к слову, звучание которого стало для него первостепенным. Это свойство нашло отображение в поэтическом творчестве поэта, особенно в ранних его книгах.
Окончив в 1908 году Пятую московскую гимназию с золотой медалью, Б. Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Однако через год, по совету Скрябина, перевелся на философское отделение историко-филологического факультета. Серьезно заинтересовавшись философией, в 1912 году Б. Пастернак отправился в Германию, в Марбургский университет, где принял участие в работе философского семинара под руководством известного философа профессора Г. Когена. Юноше предложили остаться в Марбургском университете для получения докторской степени. Это была высокая честь для начинающего философа, но Б. Пастернак вернулся на родину и в 1913 году окончил Московский университет. На мемориальной доске дома в Марбурге, где Б. Пастернак жил, будучи студентом, значится цитата из его автобиографической повести «Охранная грамота» — «Прощай, философия!».
2. Эстетические поиски и эксперименты.
Время первой публикации стихотворений Б. Пастернака в коллективном сборнике «Лирика», изданном в 1913 году, является тем рубежом, с которого и живопись, и музыка, и философия уступают место поэзии. В ранней лирике Б. Пастернака можно обнаружить мотивы романтической лирики. Так, лирический герой стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать...» стремится вы рваться из города в естественный мир природы, где «Слагаются стихи навзрыд»:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
За шесть гривен
Достать пролетку.
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Природа — сама поэзия, в которой герой страстно желает раствориться. Это стремление усиливается особенностями синтаксиса: отсутствием подлежащего, авторского «я», введением безличных форм («достать чернил», «писать о феврале», «достать пролетку»). Контрастные мотивы ливня и «сухой грусти», весны и черноты представляют образ единого мира.
Первая книга стихов Б. Пастернака — «Близнец в тучах» — была издана в 1914 году. Именно с этого времени начался период в творчестве Пастернака, названный им «поверх барьеров ». В том же, 1914 году Пастернак впервые встретился с В. Маяковским, творчество которого да и сама его личность потрясли молодого поэта. Обнаружив сходство в технике поэтического мастерства, в построении образов, в особенностях рифмовки и оценив красоту поэтического стиля Маяковского, Пастернак подметил в Маяковском и те сходные, неприятные ему собственные недостатки: «героический тон» и «стремление к эффектам», которые старательно в себе преодолевал.
В поэтическом стиле Б. Пастернака хоть и усматриваются переклички с поэтикой футуристов, но к футуризму его поэзия не сводится. Постепенно и все сильнее Пастернак ощущал, что «групповая дисциплина» ограничивает свободу художественного творчества. Сам же Пастернак не видел непреодолимых барьеров между прошлым и будущим, цивилизацией и природой, творчеством и жизнью.
К 1920-м годам осознание поэтом единства мира сложилось в философскую концепцию, которая была основана на утверждении и приятии правоты жизни. Каждое жизненное явление, говоря словами самого Б. Пастернака, «грандиозней святого писанья». Именно оно стало для поэта мерилом субъективных впечатлений и переживаний, выраженных в разнообразных по тематике стихотворениях, над которыми Б. Пастернак работал начиная с 1917 года и которые вошли в книгу «Сестра моя — жизнь», опубликованную в 1922 году. Именно в период создания этой книги, по мнению самого Б. Пастернака, состоялось его поэтическое рождение.
В стихотворении «Определение поэзии» из цикла «Занятье философии», входящего в сборник «Сестра моя — жизнь», поэт писал:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
По мысли Б. Пастернака, вся вселенная и есть поэзия, точнее, вселенная «говорит» с нами на языке поэзии.
В том же, 1922 году Б. Пастернак женился на художнице Евгении Владимировне Лурье.
3. Творчество поэта в советскую эпоху.
Романтически воспринявший Февральскую революцию как нечто, стирающее границы между человеческими условностями и природой, Борис Пастернак столкнулся с новыми «барьерами» уже после Октябрьской революции.
В 1921 году родители и сестры Б. Пастернака эмигрировали из России. Побывав у них в Берлине в 1922 году, Б. Пастернак вернулся на родину. В Берлине же была опубликована его новая книга стихов — «Темы и вариации» (в январе 1923 года). В этой книге нашел отражение усилившийся драматизм в отношении Пастернака к эпохе: «Время существует для человека, а не человек для времени», — так считал сам поэт. Книгу «Темы и вариации» составили стихотворения 1916— 1922 годов, в которых обнаружились серьезные изменения в поэтике пастернаковского стиха: поэт сознательно устремился к поэтической простоте.
По возвращении из Германии поэт сблизился с литературной группой ЛЕФ, в которой состоял и Н. Маяковский, но взгляды Б. Пастернака на назначение поэта и поэзии противоречили эстетическим принципам лефовцев. Напомним, чтолефовцы видели назначение поэта в революционную эпоху в его активном влиянии на строительство нового, социалистического, общества, несмотря на то что это подчиняло личность поэта политической, злободневной ситуации. Пастернак в силу своего миропонимания не мог принять позицию лефовцев.
В 1924 году в журнале «ЛЕФ» была опубликована поэма Б. Пастернака «Высокая болезнь», в которой он попытался выразить свое понимание Октябрьской революции. Здесь прозвучали его мысли о нравственном смысле революции и о жертвенной сути его собственной судьбы. В этой поэме Пастернак назвал творчество гостем всех миров, который свободен во времени и в пространстве, а «песнь» поэта — «высокой болезнью».
В 1927 году Б. Пастернак вышел из состава ЛЕФа, назвав работу лефовцев на злобу дня «ремесленным полуискусством». Этот поступок перевел поэта в ряд так называемых «попутчиков» революции, которые находились в скрытой оппозиции к магистральным направлениям развития искусства в СССР.
Этапным в эволюции поэта стал рубеж 1920 — 1930-х годов. В 1931 году им завершен начатый в 1925 году роман в стихах о судьбе русского интеллигента — «Спекторский «. Отметим, что еще в 1918 году у поэта возник замысел эпопеи, первой частью которой, по мысли Пастернака, должно было стать произведение «Повесть» у опубликованное в 1929 году. Центральной фигурой «Повести» стал одноименный герой романа в стихах «Спекторский».
В 1930-х годах Б. Пастернак опубликовал автобиографическую повесть «Охранная грамота», посвященную памяти Р. М. Рильке. Именно в этот период еще более отчетливыми становятся изменения в творческой манере поэта, названные позже «немыслимой простотой». В «Охранной грамоте» отразилось стремление поэта к тому, чтобы быть понятым, для чего надо было стать понятным.
Женившись во второй раз, в 1931 году Б. Пастернак совершил поездку в Грузию, где нашел друзей — грузинских поэтов Тициана Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых затем переводил. Этот период жизни Пастернак позднее подробно описал в автобиографическом очерке «Люди и положения».
В 1932 году вышла в свет поэтическая книга «Второе рождение». Само название книги говорит о том, что Б. Пастернак переживал в 1930-е годы духовное возрождение, которое было связано не только с новой любовью, но и с попыткой «жить думами времени и ему в тон». Лирика, созданная в этот период, в очередной раз подтвердила тягу поэта к простоте стиля. Однако это скорее количественная, а не качественная простота: почти исчезают языковые трудности, но усложняется семантический уровень стиха за счет насыщения литературного, философского, религиозного, исторического фона произведений. Эта стилевая тенденция Б. Пастернака сохранилась в его творчестве до конца жизни.
Не имея желания «обвинять и поучать, как Демьян Бедный, Горький и Маяковский», поэт старался держаться в стороне от официальной литературной жизни и, как скажут о нем в конце 1950-х годов, ушел во «внутреннюю эмиграцию». Противодействие поэта репрессивным действиям властей по отношению к О. Мандельштаму, к мужу и сыну А. Ахматовой стало источником двойственности в отношениях с властью, непримиримого конфликта поэта с эпохой, что постепенно послужило причиной духовного кризиса. В 1936 году Пастернак уехал на дачу в Переделкино, где занялся переводами западноевропейской поэзии, трагедий В. Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта».
Во время Великой Отечественной войны Б. Пастернак с семьей жил в эвакуации в Чистополе. Уже в самые первые месяцы войны Б. Пастернаком были написаны такие патриотические стихотворения, как «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава».
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.
(«Страшная сказка», 1941)
В 1943 году в составе писательской бригады Б. Пастернак отправился в действующую армию. Поэт был в Туле, Мценске, Орле, Карачеве. Впечатления от «чудовищности происходящего» отражены им во «Фронтовом дневнике» (1943). «Из-за перелома ноги Пастернак не участвовал в войнах. Но добровольно ездил на фронт, был потрясен народной стихией тех лет. Хотел написать пьесу о Зое Космодемьянской, о школьнице, о войне» — так вспоминал о Пастернаке наш современник, поэт А. Вознесенский, знавший его лично. За период 1940— 1950-х годов Пастернаком написаны две книги стихов — «На ранних поездах» (1943) и «Земной простор» (1945), автобиографический очерк «Люди и положения» (1957).
В стихотворении «На ранних поездах» из одноименной книги звучит мотив единения лирического героя с людьми нового времени: «Москва встречала нас во мраке, | Переходившем в серебро, | И, покидая свет двоякий, | Мы выходили из метро».
Идея целостности мира отразилась и в понимании Б. Пастернаком России-родины. В книге «На ранних поездах» поэт выразил свою концепцию единого мира. Составляющими этого мира, по Пастернаку, являются поэт, природа, творчество, народ. Причем и российский народ являет собой целое, не делящееся на классы, своих и чужих. Образ единого мира России воссоздан поэтом, в частности, в стихотворении «Неоглядность» (1944).
Творческим манифестом позднего Пастернака можно назвать первое стихотворение цикла «Художник» — «Мне по душе строптивый норов...». Подлинному художнику, по мысли поэта, чуждо желание славы, его удел — скромность и недовольство собой, а истинным судьей и критиком является время: «— Жизнь моя средь вас — не очерк. | Этого хоть захлебнись. | Время пощадит мой почерк | От критических скребниц».
Подобно А. Блоку, Пастернак создал образ России, имеющей свою — «русскую» — судьбу. Никакая видимая «небывалая новизна» не изменит и не заслонит героическое прошлое — настоящее — будущее России. В цикле «Стихи о войне», входящем в книгу «На ранних поездах», тема жертвенности и бессмертия души — одна из главных.
В период с 1946 по 1953 год Пастернаком создавались стихотворения, составившие цикл «Стихотворения Юрия Живаго», заглавного героя будущего романа «Доктор Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» подтверждают религиозный смысл того перелома, который сам поэт пережил в 1930 — 1940-е годы. В стихотворениях цикла временное, преходящее понимается через вечное, драма же человеческой судьбы сопрягается с драмой Иисуса Христа. Первое стихотворение этого цикла — «Гамлет» — начало лирического сюжета, в котором обнаруживается тема неотвратимо драматической судьбы человека. В финале цикла — стихотворение «Гефсиманский сад» — свидетельство осознания лирическим героем неизбежности судьбы (« Но книга жизни подошла к странице, | Которая дороже всех святынь. | Сейчас должно написанное сбыться, | Пускай же сбудется оно. Аминь») и веры в вечную жизнь («Я в гроб сойду и в третий день восстану, | И, как сплавляют по реке плоты, | Ко мне на суд, как баржи каравана, | Столетья поплывут из темноты»).
В поэтический цикл Юрия Живаго вошло и стихотворение «Зимняя ночь» (1946), символическая образность которого соотносится с романом Б. Пастернака в целом: «Мело, мело по всей земле | Во все пределы. | Свеча горела на столе, | Свеча горела».
Метель символизирует конкретно-исторические события — революцию и гражданскую войну, свеча — символ, пусть слабого, но света, преодолевающего мрак и дарующего надежду на спасение.
«Доктор Живаго». Роман был закончен в 1956 году. Поэт передал рукопись в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя», почти в это же время рукопись романа попала к миланскому издателю Дж. Фельтринелли. Б. Пастернак дал согласие на публикацию романа за рубежом, но не раньше, чем он будет опубликован в СССР. Однако все сложилось иначе. В январе 1957 года Пастернак подписал договор с Гослитиздатом о публикации романа, а в ноябре этого же года роман «Доктор Живаго» увидел свет на итальянском языке и затем был переведен на другие языки мира.
В истории жизни Юрия Живаго — главного героя романа Б. Пастернака — отразилась история души самого поэта. Этим обусловлены и некоторые композиционные особенности произведения. Основным предметом изображения в романе являются продолжительные диалоги и внутренние монологи персонажей. С помощью этих приемов Б. Пастернак выражает в романе идею самоценности человека и его существования.
История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь была разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко вынуждены покинуть московские дома и скитаться в поисках пристанища через всю Россию, до самого Урала. Юрий против своей воли попадает к красным и вынужденно принимает участие в боях с белыми. Герой лишился всего — жены и детей, любимой женщины, друзей. Опустошенный этими потерями и ложью, окружающей его, Живаго постепенно теряет жизненные и творческие силы. В кульминационном эпизоде романа герой, задыхаясь от сердечного приступа, вырывается из трамвая и умирает. В финале сюжета мы знакомимся с выросшей уже дочерью Юрия Живаго — «бельевщицей Танькой», которая называет себя сиротой. Танька — символ «нового» человека, утратившего всякую связь со своими корнями, т.е. с миром русской дореволюционной культуры. Завершается роман жизнеутверждающим монологом автора.
На протяжении всего романа Б. Пастернак размышляет о судьбе России, о ее исторической миссии. Философские размышления автора выливаются в цикл стихов Юрия Живаго, в которых история России соотносится с евангельскими временами. Эта связь напоминает об извечном драматизме человеческого существования, о бессмертии человеческой души, о любви и христианской идее всепрощения.
4. Последние годы жизни.
В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающиеся достижения в со временной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», но получить премию поэту не пришлось. Он вынужденно отказался от этой чести в связи с резкой критикой в печати и исключением из Союза писателей СССР. Роман «Доктор Живаго» назвали антикоммунистическим, Б. Пастернака обвинили в предательстве и предложили ему покинуть страну. Ключевая проблема романа «Доктор Живаго» — личность и история — стала проблемой жизни его автора. Дважды Б. Пастернак вынужден был каяться. В первом письме, адресованном руководителю страны Н.С. Хрущеву, русский поэт отказывался покинуть родину: «Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее».
Вскоре физическое состояние Б. Пастернака осложнилось тяжелой болезнью — раком легких. 30 мая 1960 года поэта не стало.
В 1965 году в СССР была опубликована поэтическая книга Б. Пастернака «Стихотворения и поэма», в которую вошел и последний стихотворный цикл поэта — «Когда разгуляется» (1959). В поздних стихотворениях Б. Пастернака, вошедших в книгу «Когда разгуляется», поставлены проблемы, волновавшие поэта на протяжении всего творческого пути: поэт и время, жизнь и бессмертие, преходящее и вечное.
С особенной страстью жизненная и поэтическая позиция поэта выражена в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...»:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья...
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
Первые восемь строф стихотворения представляют собой развернутое высказывание лирического героя о его желании проникнуть в сущность явлений, за видимым, «явленным» обнаружить смысл, тайну, недоступную поверхностному взгляду не-художника. Последние же строфы стихотворения содержат обобщение. По мысли поэта, в произведения искусства претворяется сама природа, а потом претворенные воображением впечатления художника становятся частью действительности, природы, жизни. «Достигнутое торжество» художника — это бессмертные произведения искусства, существующие во времени и в вечности. Подобно «натянутой тетиве тугого лука», художник выпускает свои «стрелы» в бесконечность. Очевидно, идея Б. Пастернака, выраженная в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...», обращена не только к человеку — художнику по роду занятий, но и к человеку вообще. Так, в очерке «Люди и положения» поэт писал: «Человек, деятельность человека должны заключать элемент бесконечности, придающий явлению определенность, характер».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.