ЛЕКЦИЯ №10
Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
План
1. Орфоэпия
2. Орфоэпические нормы
3. Нормы произношения гласных звуков
4. Трудные случаи произношения гласных звуков
5. Произношение согласных звуков
6. Произношение иноязычных слов с буквой Е после согласного
7. Нормы ударения
Орфоэпия — это раздел языкознания, который изучает употребление норм литературного произношения и вырабатывает произносительные рекомендации — орфоэпические правила.
Орфографические ошибки связаны с незнанием орфографического правила; графические ошибки — с неверным начертанием букв. Начинающие ученики часто путают написание похожих по элементам букв и дают их зеркальное изображение (например, Я пишут как R).
Орфоэпические ошибки связаны с нарушением произносительных норм. Например, написание слова «кофэ» говорит о неправильном произношении этого слова.
Следует помнить, что разговорная среда, в которой мы живем, часто использует просторечие, включающее ненормированные образцы речи:
- неправильное произнесение согласных или гласных: сне[х] вместо сне[к]; т[у]барет
вместо т[а]бурет; коне[ч']но вместо коне-[ч]но; нагибнуться или нагинается вместо нагнуться, нагибается и т.п.;
- склонение неизменяемых слов: польты вместо много пальто
- неверное прочтение сочетаний те, де в заимствованных словах: демагог, дефект, декан,
демократия, демонстрация — во всех этих словах первый слог читается с мягким согласным [д’], а с твердым [дэ] — орфоэпическая ошибка.
Чтобы избегать орфоэпических ошибок, сделать нашу речь более грамотной, следует чаще обращаться к «Орфоэпическому словарю русского языка».
2. Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы — это правила звукового оформления слов, частей слов, предложений, т. е. правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонации.
Среди орфоэпических норм выделяются:
· нормы произношения (произносительные нормы) — правила произношения звуков (афера, а не афёра, бу[тэ]рброд, а не бу[те]рброд);
· нормы ударения (акцентологические нормы) — правила постановки ударения (алфави'т, а не алфа'вит, досу'г, а не до'суг);
· нормы использования интонации (интонационные нормы) — правила интонирования, речи.
Орфоэпические нормы устной речи изучает орфоэпия (греч. orthos — правильный и epos — речь), предметом исследования которой являются закономерности, литературного произношения. С орфоэпией тесно связан такой раздел языкознания, как фонетика. Фонетика (греч. phonetike от phone — звук) изучает звуковые средства языка.
Соблюдение единообразия в произношении звуков и постановке ударения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Нормативное произношение слов фиксируется в орфоэпических словарях.
Нормативное произношение слов, нормативное ударение и интонирование речи регулируются определенными правилами, которых надо придерживаться, чтобы не выйти за рамки общепринятого, а следовательно, и общепонятного русского литературного языка.
3. Нормы произношения гласных звуков
Основной закон орфоэпии в области произношения гласных звуков русского языка — закон редукции (ослабленной артикуляции) всех безударных гласных.
В русской речи лишь ударные гласные произносятся в полном соответствии с фонетической нормой. Все безударные гласные произносятся с ослабленной артикуляцией, менее четко и длительно, а иногда даже заменяются другими гласными, также редуцированными. Так, гласные А и О в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: овраг — [а] враг, автономия — [а]вт[а]номия, молоко — мол[а]ко.
В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв О и А после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова — г[ъ]лова, сторож — стор[ъ]ж.
Аканье (т. е. неразличение в безударных слогах звуков, передающихся буквами О и А) является яркой отличительной особенностью русского литературного произношения. Произношение, отличное от литературного, встречается в территориальных диалектах (говорах). Так, в севернорусских говорах возможно употребление звука [о] в безударных слогах (в этом случае произношение совпадает с написанием буквы О). Такое произношение называется оканьем.
4. Трудные случаи произношения гласных звуков
Произношение [о] без качественной редукции
В современном русском литературном языке возможны случаи, когда на месте безударной гласной О произносится не [а], а [о].Это относится к произношению некоторых иноязычных слов.
Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Одной из таких особенностей и является сохранение в произношении звука [о] в безударных слогах. В предударном положении звук [о] сохраняется, например, в таких словах, как ф[о]йе, п[о]эт, [о]азис, д[о]съе, и в иностранных собственных именах: Фл[о]бер, Ш[о]пен. Такое же произношение [о] может наблюдаться и в заударных слогах: кака[о], ради[о], три[о]. Однако большая часть заимствованной лексики, представляющая собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчиняется общим правилам произношения [о] и [а] в безударных слогах: р[а]ман (роман), к[а]стюм (костюм), р[а]ялъ (рояль), к[ъ]бинет (кабинет), [а]ратор (оратор) и др.
Произношение звуков на месте букв Е и Я в предударных слогах
Буквы Е и Я в предударном слоге обозначают звук, средний между [э] и [и]. Условно этот звук обозначается знаком [иэ]: пятак — п[иэ]так, перо — п[иэ]ро.
Выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных
Произношение гласных звуков [э] и [о], обозначающихся буквами Е и Ё после мягких согласных, иногда вызывает затруднение, поскольку обычно в печати и на письме буква Е изображается без точек. Произношение ударного гласного после мягких согласных на месте буквы Е и Ё приходится запоминать. Запомните произношение следующих слов:
Е['э] Ё['о]
афЕра манЁвры
бытиЕ новорождЁнный
опЕка остриЁ
осЕдлый платЁжеспособный
5. Произношение согласных звуков
Основные законы произношения согласных
Основные законы произношения согласных — оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова (например: хлеб — хле[п], сад— са[т], дивиденд — дивиден[т]). Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи.
В сочетаниях звонкого и глухого согласных или глухого и звонкого первый из них уподобляется второму, т.е. происходит либо оглушение первого звука (например: пробка — про[п]ка, ножка — но[ш]ка), либо его озвончение (например: сдача — [з]дача, сгубить — [з]губить). Перед согласными [л], [м], [н], [р] и [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв] ырять.
Произношение звука на месте буквы Г
На месте буквы Г могут произноситься разные звуки: [к], [г], [у], [х] или [в]. Выбор звука зависит от его позиции в слове и влияния соседних звуков.
[к] произносится на конце слова, например: лег — ле[к], порог - поро[к], луг — лу[к]
[г] звонкий взрывной согласный произносится в положении перед гласными и звонкими согласными, например: но [г] а, за[г]нал, [г]валт
[х] произносится в сочетаниях ГК и ГЧ, например: мягко — мя[хк]о, легче — ле[хч]е, и в слове Бог — Бо[х]
Буква Г
[γ] фрикативный заднеязычный согласный, является принадлежностью диалектной речи и характерен для южнорусских говоров. В литературном языке допустим в нескольких словах, старославянских по происхождению: Бога — бо[γ]а, Господи — [γ] осподи, благо — бла[γ]о — и производных от них
[в] произносится в окончаниях -ого, -его (например: красного — красно [в]о, первого — перво[в]о, у него — у не[в]о), а также в слове сегодня — се[в]одня.
Произношение сочетаний ЧН и ЧТ
В произношении слов с сочетанием ЧН наблюдаются колебания.
ЧН произносится как [чн] в большинстве слов русского языка. Особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).
ЧН произносится как [шн] в следующих словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, прачечная, горчичник и некоторых других, а также в женских отчествах на -ична (Лукинична, Фоминична).
Некоторые слова с сочетанием ЧН в современном русском литературном языке имеют варианты произношения: було[чн]ая и було[шн]ая (устар.), копее[чн]ый и копее[шн]ый (устар.).
Сочетание ЧТ в современном русском языке произносится как [шт] в слове что и производных от него (ничто, кое-что, чтобы, что-нибудь и подобных), кроме слова нечто [чт]. Во всех других случаях орфографическое ЧТ произносится всегда как [чт]: мечта, почта, ничтожный.
6. Произношение иноязычных слов с буквой Е после согласного
В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения перед Е согласные смягчаются: ка[т']ет, па[т']ефон, [с']ерия, [р']ектор.
Всегда перед Е смягчаются заднеязычные согласные Г, К, X: па[к']ет, [г']ерцог, с[х']ема. Звук [л] также обычно произносится в этом положении мягко: [л']еди, мо[л']екула, ба[л']ет и т. п.
Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед Е сохраняется: о[т]ель, ко[д]екс, биз[н]ес, [т]ест, бу[т]ерброд, сви[т]ер и др.
В некоторых словах иноязычного происхождения согласный перед буквой Е может произноситься двояко. Так, вариантным произношением следует считать произношение мягкого и твердого согласного в словах конгресс— конг[р]эсс и конг[р']есс, консенсус — кон[с]энсус и кон[с']енсус. Два варианта произношения существует также в словах гангстер, депрессия, менеджмент, менеджер, темп, декан, деканат, бассейн, кратер, террор, террорист. Во многих подобных случаях твердое произношение устаревает и предпочтительным является мягкое произношение согласного: [т']емп,[д']екан и т. д.
В некоторых случаях нарушение орфоэпических норм происходит в результате вставки в слово лишнего гласного или согласного звука.
7. Нормы ударения
Среди орфоэпических норм особое место занимают нормы, связанные с правильной постановкой в словах ударения.
Ударение — это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями в русском языке.
Первая особенность русского ударения состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в других языках: во французском языке оно падает на последний слог слова, в польском — на предпоследний, в чешском и венгерском — на первый). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова: первом (воля, город, острый), втором (свобода, природа, писать, красивый), третьем (молодой, молоко, часовщик) и т. д.
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог — по'нял, а в женском роде — на последний — поняла'. Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке много. Обычно перенесение ударения связано с употреблением определенной грамматической формы.
Следует запомнить слова с неподвижным ударением:
госпиталь — го'спитали; грунт — гру'нты; кварта'л — кварта'лы; сват — сва'ты.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. В произведениях Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова вы найдете много слов с совершенно другим ударением, чем сейчас. Сравните:
Погасло дне'вное светило;
На море синее вечерний пал туман (А. Пушкин).
Мы, старики, уж ныне не танцуем,
Музы'ки гром не призывает нас (А. Пушкин).
Слова призрак, символ, автограф, автобус, агент, агония, эпиграф, пахота, разоружить, магазин, случай и многие другие в XIX веке имели другое ударение.
Процесс изменения ударения происходит и в наше время. В результате этого процесса некоторые слова имеют два варианта постановки ударения. Варианты слова, различающиеся постановкой ударения, могут быть равноправными и неравноправными.
Равноправные варианты одинаково правильны, нормативны: пе'тля — петля', ба'ржа — баржа', тво'рог — творо'г, те'фтели — тефте'ли. Подобных равноправных вариантов в современном русском языке немного.
Неравноправные варианты бывают двух типов. В первом случае один вариант признается основным, предпочтительным, а второй оценивается как дополнительный, менее желательный, но все-таки находящийся в пределах литературного языка. Такие допустимые варианты используются в разговорной речи или являются устаревшими. Например: кулина'рия — доп. кулинари'я (разг.), отда'л — доп. о'тдал (разг.); украи'нский — доп. укра'инский (устар.), индустри'я — доп. инду'стрия (устар.), собра'лся — доп. собрался' (устар.).
Следует иметь в виду, что слова с разговорным вариантом ударения недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения. Ср., например, варианты догово'р, догово'ры (лит., используются в различных ситуациях общения) и до'говор, договора' (разг., недопустимые в официальной речи).
Второй тип неравноправных вариантов касается случаев, когда один вариант является литературным, нормированным, а второй находится за пределами литературной нормы. Нелитературными (неправильными) являются просторечные и жаргонные варианты ударения. Например: докуме'нт — доку'мент (прост.), кварта'л — ква'ртал (прост.), нача'ть — на'чать (прост.).
К разряду нелитературных относятся варианты, специфическое ударение в которых традиционно принято только в какой-либо узкопрофессиональной среде. В любой другой обстановке подобные варианты воспринимаются как ошибка. Например: и'скра — искра' (у инженеров), эпиле'псия — эпилепси'я (у медиков), ко'мпас — компа'с (у моряков), шасси' — ша'сси (у летчиков).
Ударение в русском языке в некоторых случаях имеет смыслоразличительную функцию. Ср.: бро'ня — закрепление кого-чего-н. за кем-чем-н., а также документ на такое закрепление (броня на железнодорожный билет); броня' — прочная защитная оболочка (танковая броня) или за'мок — дворец и крепость феодала (средневековый замок); замо'к — приспособление для запирания чего-н. ключом (дверной замок). Ср. также: языково'й — относящийся к языку как средству человеческого общения и к речевой деятельности человека; языко'вый — относящийся к физическому органу человека или животного или к определенному кушанью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.