Задания 3 группы.
Подготовка теоретического материала, составляя кластеры.
1. Сведения из биографии А.А.Фета.
2. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета
3. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
4. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов.
5. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
1. Сведения из биографии А.А.Фета
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892 гг.) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.
Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).
Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.
В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая заниматься литературой. Окончил университет в 1844 году.
Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.
Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.
В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.
Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.
А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.
В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.
Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губернии.
3.2. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета
Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, все очарование. Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: "лес проснулся", "солнце встало... затрепетало" ("Я пришел к тебе с приветом"). Поэт полон жажды любви и творчества.
Поэт в слове воспроизводит не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся в поэзии именно Фета (в живописи это направление называется импрессионизмом). Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:
Сбирались умирать последние цветы,
И ждали с грустию мороза
Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают.
Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его.
Но в стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое.
Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания.
Темы лирики
Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство.
Первая тема лирики Фета — природа.
В историю русской поэзии Фет вошел прежде всего как замечательный пейзажист. Чувство природы в его лирике универсально по своему характеру, отношение художника к природе пантеистическое и оптимистическое. Природа в лирике Фета – это прекрасное живое существо: у синего неба «пытливые очи», хор светил «живой и дружный», у роз «молодое сердце», «прыгает как мяч» перекати-поле.
Природа живет, как человек, по тем же законам, ее жизнь наполнена поэтическими событиями: звезды «молятся..., мерцают и рдеют», осенняя ночь «изрыдалась» ледяными слезами, «устало все кругом» - и ветер, и река, и цвет небес, и «месяц, что родился», «овеяны яркими снами», дремлют розы.
Человек в лирике Фета ощущает себя частицей природы, существом, равноправным ей:
Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы слышим,
Что, струей своей колышим,
Навевает нам фонтан.
Природа у поэта представлена в различных пространственно-временных сферах: «зима», «весна», «лето». Пейзаж символизирован: весна - молодость, пора любви; осень – старость, закат жизни; ночь – беда, невзгоды, неприятности. Весна – любимое время года, поэтому временные изменения происходят «от весны до весны». Фет любит изображать «переходные состояния» природы, поэтому в его лирике она часто представлена как явление или процесс. Например, предутренний пейзаж («На рассвете») - это процесс «перетекания» ночи в утро:
Плавно у ночи с чела Мягкая падает мгла;
С поля широкого тень Жмется под ближнюю сень;
Жаждою света горя, Выйти стыдится заря;
Холодно, ясно, бело, Дрогнуло птицы крыло...
Солнца еще не видать, А на душе благодать!
Для поэта характерно очень личное восприятие природы, пейзаж его, как правило, субъективен:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
Природа у Фета — мудрый советчик, лучший наставник человека («Учись у них - у дуба, у березы...»).
«Стремясь от людей утаиться», он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: «Меж теми звёздами и мною какая то связь родилась». «Природы тайный соглядатай», он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий «против бури» ворон «крылами машет тяжело», как «в росинке, чуть заметной», отражается солнце, слышит крики перепелов, «порывистые трели» соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей долгой жизни Фет имел право сказать о себе:
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелесть русской природы, любил красоту полного пейзажа. «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека», – сказал Н. Скатов.
Сын севера, люблю я шум лесной
И зелени растительную сырость...—
писал он в стихотворении «Италия». Италии он противопоставляет свою северную родину, где «бархат степи зеленей» и где «смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей». Замечательная пейзажная лирика Фета – лучшая часть его поэзии.
Фет является одним из самых замечательных поэтов-пейзажистов. Он описывает природу детально, обстоятельно, наделяя животный мир присущими ему качествами, чертами характера:
Вчера – уж солнце рдело низко –
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отовсюду улыбалось лиц!
В лирике Фет шел от человека, от природы, от чувства и утверждал, что красота — единственная цель поэзии. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» поэт говорит о природе и о любви. Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции, описываемы через таинственный полумрак во время свидания в саду. Особенность этого стихотворения - безгольность. Любовная и пейзажная лирика составляют у Фета одно целое. Стихотворение импрессионистично, оно наполнено «музыкой любви».
Ключевые образы лирики — «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода, новой жизни — высшее выражение душевного подъема.
О стихотворении «Пчёлы» смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней ночи, доходящей до болезненности, смутных душевных порывов, не поддающихся даже тени анализа прозаического!..
Философские стихи Фета посвящены жизни природы: "Ещё майская ночь", "Это утро, радость эта...", "Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею...".
Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека. Философский смысл восприятия Фетом мира как красоты - идея гармонии человека и природы.
Фет, по словам Л. Толстого, проявил «лирическую дерзость, свойство великих поэтов». Он сумел открыть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал. После Пушкина он дерзает по-своему писать о светлой северной ночи и создает поразительную картину:
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного с природой. Вот гимн утру, наполненный радостью проснувшейся жизни:
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой...
А. Фет приобщил русского читателя к неувядающей красоте природы отчего края. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли и родного слова. Фет пристально и любовно вглядывается в жизнь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий. Сколько голосов на лугу, в саду, в поле! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчёл сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают её в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка.
“Колокольчик”, “К жаворонку”, “ Мотылёк мальчику”.
Прошла гроза. Природа как будто обновилась и ликует. Радуется и человек. Его душа сливается с природой. “В небесах летают тучи”.
Чуть-чуть воображения – и вы услышите тонкий голосок красавицы бабочки. Какое удивительное сравнение нашёл Фет для её трепещущих крыльев! Едва вы прочтёте первую строфу стихотворения – и бабочка оживёт… “Бабочка”.
Любимый цветок Фета – роза. Поэт любуется ею, гордится её красотой, наделяет её человеческими качествами. Оживают в его воображении и лес, и сад, и сентябрь, и мороз. “Осенняя роза”.
А в этом стихотворении особенно остро проявилась наблюдательность Фета. Сколько тут точных и поэтических примет осени! “Ласточки пропали”.
Отшумела осень почерневшей листвой, выплакалась дождями. Природа устала бороться с ледяным дыханием непогоды, покорилась ему и однажды утром застыла… “Ещё вчера, на солнце млея”…
Зима. Поэт наедине с бескрайними белыми далями. “Чудная картина”, “Скрип шагов вдоль улиц белых”.
А вот зима в современной Фету деревне. Сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет. “ Вот утро севера – сонливое, скупое”
Наступило самое желанное для Фета время года – весна. В стихотворении Фет радуется приходу весны, как волнуется и блаженствует его душа. “Уж верба вся пушистая”, “Ещё, ещё! Ах, сердце слышит”.
В стихотворении А. Фета “Рыбка” вы найдёте живой портрет рыбки. Так хочется прикоснуться к её подвижной спинке! Рыбка лукавая. Рыбаку кажется, что она играет с червяком. А в действительности она играет с человеком.
Когда в лесу слышится голос одинокой кукушки, мы замираем от восторга. Вот же время нас охватывает чувство неясной тревоги. Вот как выразил это состояние Фет. “Кукушка”.
A. Фет стоит у окна, распахнутого в сад. Как тонко он чувствует постепенное приближение дождя! Зрение и слух у поэта обострены. Даже запах деревьев перед дождём он подмечает. “Весенний дождь”.
А вот как выразил Фет охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна. “Это утро, радость эта”…
Вторая из основных тем творчества А.А. Фета – любовь.
Любовная лирика занимает большое место в творчестве Фета. Любовь – это ярчайшее проявление чувства прекрасного. В любовной лирике поэт создает философию женской красоты. Символом женской красоты становится природа.
В лирике Фета чувство любви не называется и не описывается сразу, но создается через фиксацию деталей, оттенков, неопределенных переживаний:
Зачем же так сердце нестройно
И робко в груди застучало?
Зачем под прохладой так знойно
В лицо мне заря задышала?
Всю ночь прогляжу на мерцанье,
Что светит и мощно и нежно,
И яркое это молчанье
Разгадывать стану прилежно.
Женский образ создается отдельными штрихами: знакомый голос, «извивы волос», улыбка; иногда рисуется движение героини:
Когда над книгою иль пестрою канвою Ты наклоняешься пугливой головою, А черный локон твой сбегает как змея, Прозрачность бледную обрезавши ланиты, И стрелы черные ресниц твоих густых Сияющего дня отливами покрыты, И око светлое чернеет из-под них.
При обращении к любовной теме поэт пользуется устойчивыми поэтическими образами, но идет по пути расширения традиционных форм. Его образы многослойны: любовь - свет, луч; любовь - огонь, тепло; любовь - весна, радость, рассвет. Например: «то, что сказалося в жизни страданьем, пламенем жгучим пахнуло в крови»; «Светил нам день, будто огонь в крови»; «уже мерцает свет, готовый все озарить; всему помочь»; «томительно, призывно и напрасно твой чистый луч передо мной горел»; «В какие дебри и метели я уносил свое тепло?»
В ранней лирике любовь - радостно-восторженное и одухотворенное чувство («На заре ты ?е не буди..,», «Я пришел к тебе с приветом...»), з поздней усиливаются трагические мотивы, любовь становится олицетворением печалей и бед, символом умирания и угасания («Теперь», «Кровью сердца пишу я к тебе эти строки...», «Далекий друг, пойми мои рыдания...»).
Особое место в любовной лирике занимает цикл, посвященный Марии Лазич, безвременно ушедшей из жизни. В него входят стихотворения, создававшиеся на протяжении 36 лет (1851 - 1887). Большинство из них имеет драматический характер («Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Долго снились мне вопли рыданий твоих...», «Нет, я не изменил. До старости глубокой...»).
Память поэта хранила одно из самых радостных и самых трагических воспоминаний. Смерть Марии окончательно отравила жизнь поэта. Мария Лазич погибла в 1851 году и все сорок лет, которые поэт прожил без неё, были наполнены воспоминаниями:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Любовь возвращается к поэту в образах природы, в снах, память о ней так сильна, что через сорок лет поэт создает стихи, поражающие силой чувства, наполненные восторгом любви и радостью жизни “На качелях” 26 марта 1890 год. Стихи А. Фета, посвященные Марии Лазич, становятся памятником любви поэта. Только в любовной лирике Фета нашли отражения его жизненные переживания.
Любовь для него — защита «от вечного плеска и шума жизни». В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. «Сердца напрасную дрожь», «мёд благовонный» любовной радости и «пленительных снов» «поэт-чародей», как себя называл Фет, живо писал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то лёгкой радостью, его любовная лирика до сих пор «золотом вечным горит в песнопенье».
Ему были чужды душевные бури и тревоги:
Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня.
Фета всегда интересовало подсознательное, иррациональное. Поэтому он чаще всего обращается к изменчивым, неуловимым проявлениям душевной жизни человека и природы и передает их намеками, ассоциациями, символами. Позиция Фета суггестивна: внушить, навеять определенное настроение - вот главная задача поэта.
Фет - импрессионист, в его поэзии предметы и явления изображаются не в их целостности, а в мгновенных случайных «снимках памяти», но, взятые вместе, они образуют единую, связную картину мира («Шепот, робкое дыханье...»).
Поэзия Фета не знает действий, автор сознательно ослабляет сюжетные ходы, убирает повествовательный элемент, усиливая тем самым психологизм. Фет - «безглагольный» поэт.
Труд как блестящая сталь,
Травы в рыдании;
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) — самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...». Так же, как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки — это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной.
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Стихи Фета о любви созвучны его концепции красоты мира. Любовь не умолкает в его стихах 1880-х годов, написанных уже достаточно пожилым человеком. Поэтическая речь Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Лирика поэта полна радости, света, которые рождает ощущение гармонии мира. Именно она помогает человеку преодолевать драматические ситуации жизни, тревоги и напряжения любви. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки. Любовная лирика Фета и её утонченно чувственный психологизм.
Третья из основных тем творчества А.А. Фета – искусство.
Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...» — о поэзии. Для Фета искусство — это одна из форм выражения прекрасного. Искусство, поэзия тем прекрасны, что способны «подняться в жизнь иную». Поэт, по Фету, способен выразить то, «перед чем язык немеет». Как и другие стихотворения Фета, оно отличается стройностью тона, лирическое повествование идет с нарастанием. Фет «перечисляет» признаки, возможности истинного поэта. Заключительный аккорд:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Исследователи поэзии Фета обычно не выделяют тему поэтического вдохновения как отдельное направление его лирики, потому что его мысли и чувства, посвященные поэтическому слову, созвучны общей теме его стихов – теме красоты мира. Поэтический дар - это проявление гармонии бытия, которой нет в обычной жизни. Поэзия как бы растворена в лучших проявлениях жизни: в созерцании и осмыслении картин природы, в постижении тонких чувств любви. Однако в творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается ведущей, где Фет размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.
Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты. Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников - поэтов. Удел поэта - понимать язык природы и любви. Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души.
Лирику Фета только условно можно разделить на отдельные темы: и природа, и любовь, и красота переплетаются в ней, а стихи создаются всем существом поэта, и его переживаниями, и органами чувств, и мыслью, и словесным выражением. Однако в стихах Фета воссоздан идеальный мир, а не конкретные проявления его собственной биографии, поэтому и лирический герой ему не нужен, он слит с самим поэтом.
Образ музы появляется в его лирике 1850-х годов: "Музе" ("Надолго ли опять мой угол посетила...", 1857). Образ поэта, бессильного передать словами проявления красоты и любви, присутствует и в зрелой лирике Фета. И в лирике последних лет, например в стихотворении "За горами, песками, морями..." (1891), Фет ставит поэзию в один ряд с красотой и любовью, видя в ней естественное проявление гармонии жизни.
Особенности лирики Фета
Его называли «маленьким лириком», «микроскопическим поэтом» (Д. И. Писарев). Первое стихотворение («Шёпот. Робкое дыханье…») было признано манифестом «чистой поэзии». Поэт чётко определил свою позицию: «Служение чистой красоте: вопрос о правах гражданства поэзии, о её нравственном значении, о современности, о современности в данную эпоху считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался».
1. Фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность мира ощущений, мира духовного, внутреннего.
Поэзия его состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей...
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Это сближает ее с импрессионизмом. Импрессионизм – направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи. Означает впечатление, которое воспроизводит предмет. Для него характерна передача настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости. Стремясь передать в слове впечатление, Фет создает образы, которые проявляются в поэзии XX века. При жизни Фета его поэзия не нашла отклики в сердцах современников и стала близка и понятна людям XX столетия.
2. Предметность, внимание к деталям.
Вдохновение и вера в силу вдохновения. Глубокое понимание красот природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для очей непросветленных поэзиею, — вот особенности г. Фета, отличающие в нем поэта несомненно чистого, неспособного к скептицизму или колебанию в своем признании...
Он весь живет моментом, им схваченным, он как бы обращается к своей личности и воссоздает поразившую его картину, не выпуская из нее малейшей подробности... Он схватывает все мелкие черты, характеризующие вечер в степи, он упоминает о взлетевшем жуке и о коростелях, скрипящих в росистой ложбине...
3. Эмоциональная насыщенность.
Лирика Фета полна глубокой мысли, но неотделимой от чувства, выраженной в душевном движении:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть: А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет, уходя.
3. Недоговоренность, дающая возможность читателю самому пережить радость общения с поэзией, природой и красотой.
4. Высокая музыкальность стиха и певучесть.
Его поэзия музыкальна в своей основе. Художественный мир поэта создается разнообразием ритмов, звуков и особым синтаксисом. Стиль Фета - «напевный стиль».
Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И Чайковский. «Можно сказать,— писал он, — что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант». На стихи А. Фета писали музыку П. Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. Стихотворение “На заре ты её не буди”, положенное на музыку А. Варламовым, стало “ почти народною песней”.
«Растут, растут причудливые тени», «Люди спят, пойдем в тенистый сад», «Серенада», «Спи, еще с зарею» и «На заре ты ее не буди».
5. Наивная внимательность чувства и глаза» (В. Боткин)
Защитники «искусства для искусства» пытались представить Фета преемником Пушкина. На самом же деле между вольнолюбивой поэзией друга декабристов Пушкина, чей «неподкупный голос» «был эхом русского народа», и оторванной от жизни поэзией Фета — непроходимая пропасть.
В лирике Фета (во всяком случае, в значительной её части) есть своеобразная первобытность, о которой В. Боткин сказал: «Такую наивную внимательность чувства и глаза найдёшь разве только у первобытных поэтов. Он не задумывается над жизнью, а безотчётно радуется ей. Это какое-то простодушие чувства, какой-то первобытной праздничный взгляд на явления жизни, свойственный первоначальной эпохе человеческого сознания. Потому-то он так и дорог нам, как невозвратимая юность наша».
6. Бессюжетность.
Его стихи по большей части не имеют сюжета — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта.
7. Неожиданность метафор и сравнений. Мастерство композиции.
Фет - мастер композиции; любит использовать все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен), варьировать их комбинации.
8. Мастерство в передаче летучих, едва уловимых внутренних состояний человека.
Ему открыта, ему знакома область, по которой мы ходим с замирающим сердцем и с полузакрытыми глазами, эта область — область поэтических ощущений души человеческой...
...Дарование поэта на передачу неуловимого в жизненной поэзии («Фантазия»). Хвалить стихи подобного рода почти что непозволительно, анализировать их так же невозможно, как анализировать иной пленительный сон, повергающий человека в восторженное состояние и залегающий в его памяти на долгие лета» (А В. Дружинин).
3.4. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Лирика А. Фета связана с традициями поэтов золотого века, таких, как А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, В.Г. Бенедиктов, а так же поэтов серебряного века: А. Белого, А.А. Блока, ВЛ. Брюсова, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой и др. В фетовском творчестве исследователи находят черты сходства с творчеством Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина. Проблемы литературных влияний затронуты в работах A.M. Бройде, Н.К. Кашиной, В.А. Кошелева, Е.А. Некрасовой, Е. Сергеева, А.Н. Смирнова, Н.В. Труфановой, В.А. Шеншиной . Сравнительно недавно появились статьи О. Симчич и Ю.Л. Цветкова, в которых обозначена связь лирики А. Фета с творчеством Дж. ди Лампедузы и с европейской импрессионистической поэзией (в частности с поэзией Поля Верлена).
Творчество А. Фета практически не исследовалось в аспекте изучения образов немецкого мира, между тем они занимают важное место как в мемуарном творчестве, так и в поэтической системе русского поэта. Проблемы выделения национальных образов мира, вопросы, связанные с выявлением природы менталитетов, их влияние на культуру обозначены в работах Г. Гачева39. Гачев рассматривает национальные картины мира, ' Шеншина В.А. А.А. Фет-Шеншин. Об опере Вебера «Вольный стрелок», упомянутой в одном из стихотворений Фета, В.В. Стасов писал следующее: «...до "Вольного стрелка" ни оперы, ни вообще музыки с национальным направлением и настроением не было ... ».
А.А. Фет по праву считается одним из самых «музыкальных» поэтов не только своей эпохи, но и истории русской литературы вообще. Музыкальность, как отличительную черту лирического дарования Фета, отмечали как современные поэту критики (Ап. Григорьев, А.В. Дружинин, В.П. Боткин, Н.Н. Страхов, B.C. Соловьев и др.)4, так и исследователи XX в. (Б.Я. Бухштаб, Д.Д. Благой, Б.М. Эйхенбаум и др.). О необычайной музыкальности поэта писали и известные композиторы, которые создали благодаря стихотворным произведениям Фета прекрасные образцы русского романса (П.И. Чайковский, А.Е. Варламов, А.С. Аренский и др.).
Фетовская поэтическая концепция музыки, на наш взгляд, тесно связана с романтической эстетикой, созданной, как известно, немцами и широко распространенной в немецкой романтической культуре. В романтической концепции искусств музыка занимает особое место. В ней романтики видели наиболее адекватную жизни форму искусства и ставили ее выше всех других искусств: «Ни одному другому искусству, - пишет Вакенродер, - не удается столь загадочным образом сплавить в себе и глубину содержания, и чувственную силу, и смутную, фантастическую значимость». Подобные суждения можно найти у Гофмана, Шопенгауэра, Вагнера, Листа, Шумана, Одоевского и др. «В особенности два коренные свойства музыки имели для романтиков решающее значение: ее эмоциональность и ее неизобразительный характер».
3.5. Лирический герой в поэзии А.А. Фета
Лирический герой — не только субъект сознания, но и предмет изображения. С этой точки зрения, «“я” стихотворений Фета отнюдь не лирический герой, это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности».
Весь облик Фета: практичного, волевого, целеустремленного человека и одновременно тонкого лирика, поклоняющегося Красоте, певца русской природы, — наводит на мысль об упомянутом “хроническом разладе”. Не только колючие пародисты “Искры” и “Русского слова”, но и друзья Фета (Фетушки, как его часто называли) подтрунивали над его прозаической внешностью и пристрастием к земным благам. Плененный стихотворением “Еще майская ночь”, Л. Толстой писал В. Боткину (9 июля 1857 г.): “...Ив воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь! — Прелестно! И откуда у этого добродушного толстого офицера такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов”. А в декабре 1876 г. Толстой, высоко оценив стихотворение “Среди звезд”, с его “философски поэтическим характером”, вставляет в свое письмо к Фету шутливое замечание: “Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек. Это побочный, но верный признак поэта”.
Сам Фет неизменно четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни. Вот несколько его характерных суждений: “Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого для нас скрыты, настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкрепляемых опытом”; “Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”; “...Мы... постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских...” (из предисловия к третьему выпуску “Вечерних огней”).
В целом мотивы и настроения поэзии Фета соответствуют его эстетическому кредо, разве что найти в поэзии “убежище от всех житейских скорбей” с годами становилось все труднее. Но “лабиринт сердца” (понравившееся Фету выражение Гёте) действительно не пропускал в его лирику мотивов прозаических, к которым, видимо, он относил очень многое.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.