Курс по внеурочной деятельности по алгебре 10 класс

  • doc
  • 18.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 класс. Курс 2021.doc

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области

«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»

 

 

 

 

                    Утверждена

                                      Директор корпуса

                                                                _______________ В.Н.Диденко

                                                                     

                                                                                     Приказ  от ______2021 года, №_____

                                                                                                                               

Рабочая программа

                                                                       

по  курсу           «Решение сложных и нестандартных задач по математике»

                                                     

 

Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, взвод 10/1

 

Количество часов: 70 часов

 

Учитель: Балахнина Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

                                                                    

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

Белая Калитва

 

1. Пояснительная записка.

 

Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:

 

-  ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2017 № 613 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 № 413»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 12.05.2016 № 2/16);

-  Приказ Министерства просвещения РФ  от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”;

- Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345";

- Письмо Минобразования Ростовской области от от 13.05.2020 № 24/4.1-6874 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2021-2022 учебный год»;

- Учебный план кадетского корпуса на 2021-2022 учебный год;

- Учебник: Алгебра для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова и др. //Москва Просвещение, 2018

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

От степени реализации данных задач зависит достижение учащимися положительных результатов на итоговой аттестации. Курс «Решение сложных и нестандартных задач по  математике» является поддерживающим основной курс математики в школе III ступени.  Его особая установка – целенаправленная подготовка учащихся к выполнению большого количества уровневых заданий вариантов ЕГЭ.

Структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа данного курса позволяет частично  решить эту задачу.

Преподавание данного курса обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена. Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся.

Методика проведения занятий курса предусматривает, что учащиеся имеют разный уровень учебных возможностей и обученности. Поэтому обучение строится таким образом, что сначала осуществляется повторение основ темы, а затем ее углубление. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей, направляющей роли учителя.

Курс предусматривает изучение методов решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами, расширение и углубление знаний учащихся по решению тригонометрических, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Большое внимание уделяется задачам с параметрами. Задания данного курса не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.

Цели и задачи

Цель:

овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задачи:   

развивать потенциальные творческие способности каждого учащегося, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала,

подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.

        

Курс рассчитан на 2 года обучения, 138 часов (2 часа в неделю: 70 часов – 10 класс, 68 часов  – 11 класс)

            

Для реализации программы курса  «Решение сложных и нестандартных задач по математике» используются лекции, практикумы по решению задач, семинары.

 

Для получения информации об уровне усвоения курса данного факультатива учащимся предлагается:

выполнение тестовых заданий по каждой теме курса, два из которых – итоговые;

написание рефератов, подготовка сообщений на следующие темы:

  «Обобщенный метод интервалов»;

  «Использование интеграла в физических задачах»;

  «Гармонические колебания»;

  «Обратные тригонометрические функции».

 

Основные принципы:

– опережающая сложность (дома предлагается решить по 5-10 задач на неделю, причем 3-5 доступны всем, 1-3 – небольшой части учащихся и 1-2 – ни одному ученику);

смена приоритетов (при решении достаточно трудных задач отдается приоритет идее; при решении стандартных, простых задач главное – правильный ответ);

вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);

самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).

 

Для получения информации об уровне усвоения данного курса кадетами  предлагается создание портфолио по всем темам курса, а также выполнение тестовых заданий (один раз в год), один из которых итоговый.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и с учетом календарного графика на 2021-2022 уч.год  68 часов за год.  Рабочая программа по курсу  решение сложных и нестандартных задач по математике реализуется по учебнику Ш. А. Алимову, Ю. М. Колягину и д. р. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11.

2. Планируемые результаты освоения курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике»

Раздел

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Задачи с прикладным содержанием

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических уравнений. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, с двумя переменными и их систем.

Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая .

Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели            

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового.

Формирование навыка осознанного выбора рационального способа решения заданий.

Текстовые задачи

Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и   абстрактную работу.

Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи.

 

Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук.                       

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление)

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Неравенства

Линейные неравенства. Квадратные неравенства. Решение неравенств при некоторых начальных условиях.  Преобразование иррациональных выражений. Решение иррациональных неравенств. Решение показательных и логарифмических  неравенств.

Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая .

Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели            

Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков.

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.

 

3. Содержание курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике»

1. Задачи с прикладным содержанием. Линейные уравнения и неравенства. Квадратные и степенные уравнения и неравенства. Рациональные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства. Показательные уравнения и неравенства.

Характеристика содержательной линии: совершенствовать умения и навыки решения  линейных, квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения (неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств) при некоторых начальных условиях , комбинированных заданий.

2. Текстовые задачи. Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и   абстрактную работу.

Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи.

Характеристика содержательной линии: знакомить учащихся с различными способами решения задач, выделяя наиболее рациональные.

3. Неравенства.

Понятие неравенство. Дробно - рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Иррациональные неравенства.

Характеристика содержательной линии: формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями: используя определение модуля,  его геометрическую интерпретацию или по общей схеме; совершенствовать умения и навыки решения  более сложных по сравнению со школьной программой, нестандартных заданий.

 

4. Тематическое планирование курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике»

 

Тема

10класс, 2часа  в неделю, всего 68 часов.

Количество часов

Сроки

Задачи с прикладным содержанием

15

 

Задания 10. Задачи с прикладным содержанием

Линейные уравнения и неравенства

3

 

 Задания 10. Задачи с прикладным содержанием

Квадратные и степенные уравнения и неравенства

3

 

 Задания 10. Задачи с прикладным содержанием

Рациональные уравнения и неравенства

3

 

Задания 10.  Задачи с прикладным содержанием

Иррациональные уравнения и неравенства

2

 

Задания 10.  Задачи с прикладным содержанием

Показательные уравнения и неравенства

3

 

Самостоятельная работа по теме «Задачи с прикладным содержанием»

1

 

Текстовые задачи

26

 

Задания 11. Текстовые задачи

 Задачи на движение по прямой

3

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на движение по окружности

3

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на движение поездов

2

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на движение по воде

2

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на совместную работу

3

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на прогрессии

3

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на сплавы и смеси

3

 

Задания 11. Текстовые задачи

Задачи на проценты

4

 

Задания 11. Текстовые задачи

Обобщающий урок

2

 

Самостоятельная работа по теме «Текстовые задачи»

1

 

Неравенства

27

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Понятие неравенство. Дробно - рациональные неравенства.

1

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Дробно - рациональные неравенства

4

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Неравенства с модулем

5

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Показательные неравенства

4

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Логарифмические неравенства

5

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Иррациональные неравенства

5

 

Задания 15 (C3). Неравенства

Обобщающий урок по теме " неравенства"

2

 

Самостоятельная работа по теме «Неравенства»

1

 

Согласовано                                                          Согласовано

 Протокол заседания                                            Заместитель директора по УВР

 методического совета                                         ________________Л.П.Махина                                                         

 от ______2021года, № 1                                     _______2021 года

 Руководитель МС

 ___________Г.И.Котова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru