государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»
Утверждена
Директор корпуса
_______________ В.Н.Диденко
Приказ от ______2021 года, №_____
Рабочая программа
по курсу «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, взвод 10/1
Количество часов: 70 часов
Учитель: Балахнина Татьяна Юрьевна
2021 год
Белая Калитва
1. Пояснительная записка.
Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:
- ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2017 № 613 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 № 413»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 12.05.2016 № 2/16);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”;
- Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345";
- Письмо Минобразования Ростовской области от от 13.05.2020 № 24/4.1-6874 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2021-2022 учебный год»;
- Учебный план кадетского корпуса на 2021-2022 учебный год;
- Учебник: Алгебра для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова и др. //Москва Просвещение, 2018
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
От степени реализации данных задач зависит достижение учащимися положительных результатов на итоговой аттестации. Курс «Решение сложных и нестандартных задач по математике» является поддерживающим основной курс математики в школе III ступени. Его особая установка – целенаправленная подготовка учащихся к выполнению большого количества уровневых заданий вариантов ЕГЭ.
Структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому программа данного курса позволяет частично решить эту задачу.
Преподавание данного курса обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена. Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся.
Методика проведения занятий курса предусматривает, что учащиеся имеют разный уровень учебных возможностей и обученности. Поэтому обучение строится таким образом, что сначала осуществляется повторение основ темы, а затем ее углубление. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей, направляющей роли учителя.
Курс предусматривает изучение методов решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами, расширение и углубление знаний учащихся по решению тригонометрических, иррациональных, показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Большое внимание уделяется задачам с параметрами. Задания данного курса не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.
Цели и задачи
Цель:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задачи:
развивать потенциальные творческие способности каждого учащегося, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала,
подготовка к ЕГЭ и дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Курс рассчитан на 2 года обучения, 138 часов (2 часа в неделю: 70 часов – 10 класс, 68 часов – 11 класс)
Для реализации программы курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике» используются лекции, практикумы по решению задач, семинары.
Для получения информации об уровне усвоения курса данного факультатива учащимся предлагается:
выполнение тестовых заданий по каждой теме курса, два из которых – итоговые;
написание рефератов, подготовка сообщений на следующие темы:
«Обобщенный метод интервалов»;
«Использование интеграла в физических задачах»;
«Гармонические колебания»;
«Обратные тригонометрические функции».
Основные принципы:
– опережающая сложность (дома предлагается решить по 5-10 задач на неделю, причем 3-5 доступны всем, 1-3 – небольшой части учащихся и 1-2 – ни одному ученику);
– смена приоритетов (при решении достаточно трудных задач отдается приоритет идее; при решении стандартных, простых задач главное – правильный ответ);
– вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или неравенства);
– самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
Для получения информации об уровне усвоения данного курса кадетами предлагается создание портфолио по всем темам курса, а также выполнение тестовых заданий (один раз в год), один из которых итоговый.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю и с учетом календарного графика на 2021-2022 уч.год 68 часов за год. Рабочая программа по курсу решение сложных и нестандартных задач по математике реализуется по учебнику Ш. А. Алимову, Ю. М. Колягину и д. р. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11.
2. Планируемые результаты освоения курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Раздел |
Планируемые результаты |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|
Задачи с прикладным содержанием |
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических уравнений. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, с двумя переменными и их систем. |
Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая . Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков. |
Формирование стартовой мотивации к изучению нового. Формирование навыка осознанного выбора рационального способа решения заданий. |
Текстовые задачи |
Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу. Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи.
|
Коммуникативные: развить у учащихся представление о месте математики в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) |
Формирование устойчивой мотивации к обучению |
Неравенства |
Линейные неравенства. Квадратные неравенства. Решение неравенств при некоторых начальных условиях. Преобразование иррациональных выражений. Решение иррациональных неравенств. Решение показательных и логарифмических неравенств. |
Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, не перебивая . Регулятивные: прогнозировать результат усвоения материала, определять промежуточные цели Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Уметь анализировать объекты с выделением признаков. |
Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности. Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. |
3. Содержание курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
1. Задачи с прикладным содержанием. Линейные уравнения и неравенства. Квадратные и степенные уравнения и неравенства. Рациональные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства. Показательные уравнения и неравенства.
Характеристика содержательной линии: совершенствовать умения и навыки решения линейных, квадратных уравнений и неравенств, используя определения, учитывая область определения рассматриваемого уравнения (неравенства); познакомить с методами решения уравнений (неравенств) при некоторых начальных условиях , комбинированных заданий.
2. Текстовые задачи. Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи.
Характеристика содержательной линии: знакомить учащихся с различными способами решения задач, выделяя наиболее рациональные.
3. Неравенства.
Понятие неравенство. Дробно - рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Иррациональные неравенства.
Характеристика содержательной линии: формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями: используя определение модуля, его геометрическую интерпретацию или по общей схеме; совершенствовать умения и навыки решения более сложных по сравнению со школьной программой, нестандартных заданий.
4. Тематическое планирование курса «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Тема 10класс, 2часа в неделю, всего 68 часов. |
Количество часов |
Сроки |
Задачи с прикладным содержанием |
15 |
|
Задания 10. Задачи с прикладным содержанием Линейные уравнения и неравенства |
3 |
|
Задания 10. Задачи с прикладным содержанием Квадратные и степенные уравнения и неравенства |
3 |
|
Задания 10. Задачи с прикладным содержанием Рациональные уравнения и неравенства |
3 |
|
Задания 10. Задачи с прикладным содержанием Иррациональные уравнения и неравенства |
2 |
|
Задания 10. Задачи с прикладным содержанием Показательные уравнения и неравенства |
3 |
|
Самостоятельная работа по теме «Задачи с прикладным содержанием» |
1 |
|
Текстовые задачи |
26 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на движение по прямой |
3 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на движение по окружности |
3 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на движение поездов |
2 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на движение по воде |
2 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на совместную работу |
3 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на прогрессии |
3 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на сплавы и смеси |
3 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Задачи на проценты |
4 |
|
Задания 11. Текстовые задачи Обобщающий урок |
2 |
|
Самостоятельная работа по теме «Текстовые задачи» |
1 |
|
Неравенства |
27 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Понятие неравенство. Дробно - рациональные неравенства. |
1 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Дробно - рациональные неравенства |
4 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Неравенства с модулем |
5 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Показательные неравенства |
4 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Логарифмические неравенства |
5 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Иррациональные неравенства |
5 |
|
Задания 15 (C3). Неравенства Обобщающий урок по теме " неравенства" |
2 |
|
Самостоятельная работа по теме «Неравенства» |
1 |
|
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета ________________Л.П.Махина
от ______2021года, № 1 _______2021 года
Руководитель МС
___________Г.И.Котова
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений |
Содержание |
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.