Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
654011, РФ, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новоселов, 19, т.61 01 31
|
Принято на педагогическом совете
Протокол №_1_ от 26.08.14
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 13
_____________ Дробина В.А.
Приказ №_380_от__01.09.2014
Рабочая программа курса по выбору по биологии
«Исследование тканей растений, животных и человека под микроскопом»
для 9 класса
Составитель:
Количество недельных часов 1 учитель МБОУ СОШ № 13
Всего 9 Аклеева Ирина
Александровна
Новокузнецкий городской округ, 2020 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН
курса по выбору по биологии
«Исследование тканей растений, животных и человека под микроскопом» для 9 класса
№ урока в учебном году
|
Дата |
Название раздела Тема урока |
Учебный материал |
Примечание (творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.) |
1.
|
|
Из истории микроскопа. Устройство светового микроскопа. |
|
Лекционное.
|
2. |
|
2. Особенности строения и функционирования тканей растений. Лабораторная работа: «Особенности строения устьичных клеток растений разных видов». |
|
Лекционно-практическое |
3.
|
|
3. Строение эпителиальных тканей животных и человека. Лабораторная работа: «Изучение разных видов эпителиальных тканей». |
|
Лекционно-практическое |
4.
|
|
4. Исследование тканей насекомого. Лабораторно-практическая работа: «Изучение строения хитинового покрова насекомых». |
|
Лекционно-практическое
|
5.
|
|
5. Исследование соединительных тканей животных и человека. Лабораторная работа: «Изучение хрящевой, костной, соединитель но-волокнистой и др. соединительных тканей под микроскопом». |
|
Лекционно-практическое |
6. |
|
6. Особенности строения и функционирования мышечной и нервной тканей. Лабораторная работа: «Сравнение мышечной и нервной тканей человека». |
|
Лекционно-практическое |
7. |
|
7. Изучение половых клеток животных. Лабораторная работа: «Изучение дробления яйцеклетки на препарате». |
|
Лекционно-практическое |
8. |
|
8. Процесс митоз: деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня. |
|
Лекционно-практическое |
9. |
|
Итоговое занятие. Создание атласа тканей. |
|
Лекционно-практическое |
Содержание программы:
1. Из истории микроскопа. Устройство светового микроскопа.
Практическая работа: «Определение увеличения микроскопа».
2. Особенности строения и функционирования тканей растений.
Лабораторная работа: «Особенности строения устьичных клеток растений разных видов».
3. Строение эпителиальных тканей животных и человека.
Лабораторная работа: «Изучение разных видов эпителиальных тканей».
4. Исследование тканей насекомого.
Лабораторно-практическая работа: «Изучение строения хитинового покрова насекомых».
5. Исследование соединительных тканей животных и человека.
Лабораторная работа: «Изучение хрящевой, костной, соединитель но-волокнистой и др. соединительных тканей под микроскопом».
6. Особенности строения и функционирования мышечной и нервной тканей.
Лабораторная работа: «Сравнение мышечной и нервной тканей человека».
7. Изучение половых клеток животных.
Лабораторная работа: «Изучение дробления яйцеклетки на препарате».
8. Процесс митоз: деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.
9. Итоговое занятие. Создание атласа тканей.
Пояснительная записка.
Данная программа курса по выбору по биологии рассчитана на учеников 9-х классов.
В современной биологической науке микроскоп является главным аппаратом для исследований в области цитологии и микробиологии.
Главная функция курса по выбору: привить ученикам практические навыки работы с микроскопом. Учебный план рассчитан на 9 тематических занятия. Методика курса основана на свободной беседе, включающей обсуждение обозначенных тем и несложной лабораторной работы. Изучая биологию в 6 -8 классах обучаемые получают только поверхностные сведения о цитологии как науке, да и практические навыки очень небольшие.
Курс по выбору по биологии рассчитан на привлечение учеников, к исследовательской деятельности, развитие интереса к естественным наукам и профессиональной ориентации обучаемых, осуществлению профессиональных проб.
В каждом классе среднего звена общеобразовательной школы школьники выполняют 1-2 лабораторные работы с микроскопом, но в 9 классе они совершенно не имеют навыков работы с микроскопом. Данный курс позволит учащимся не только получить практические навыки работы с прибором, но и подготовиться к выпускным экзаменам по биологии.
Цель курса по выбору: с помощью специфических видов деятельности,
помочь обучающимся определиться с выбором профиля
обучения.
Задачи курса по выбору: 1. Развить интерес к биологической науке.
2. Заложить основы знаний о строении
и функционировании клеток растений,
животных и человека.
3. Формировать опыт творческой,
познавательной деятельности.
4. Прививать практические навыки
применения биологических знаний.
Занятие № 1.
Тема: «Из истории микроскопа. Устройство светового микроскопа».
Цель: Формирование опыта творческой деятельности.
Задачи: 1. Закрепить знания, учащихся о строении светового микроскопа.
2. Вспомнить правила работы с микроскопом.
3. Научить школьников определять увеличение микроскопа.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть: Историческая справка.
Цитология – это наука о клетке (греч. «цитос»- клетка, «логос»- наука).
Возраст цитологии, как науки – около 100 лет. Хотя первый прибор для изучения клеток – микроскоп, был сконструирован Робертом Гуком в середине 17 века. Именно Р. Гук применил термин «клетка», когда он рассматривал в сконструированный им микроскоп пробку дерева, то обнаружил, что пробка состоит из ячеек – клеток (рис. 1).
Голландский ученый Антонии Ван Левенгук в 1683 году сконструировал более совершенный микроскоп, который позволял увеличивать объекты в 270 раз. Русский царь Петр I во время обучения в Голландии заинтересовался изобретением А.Левенгука и приобрел микроскоп для России. Этот микроскоп до сих пор стоит в кунц-камере г. Санкт – Петербурга. На основе микроскопа, сконструированного Левенгуком современные ученые изобрели микроскопы, позволяющие увеличивать до 3600 раз (рис. 2).
В середине 20- го века был сконструирован электронный микроскоп, способный увеличивать 10000 раз (рис. 2.6). Современные цитологические исследования с помощью электронного микроскопа позволяют досконально изучить не только клетку, но и ее органоиды (рис. 3), определить строение разных структур клетки.
II. Практическая часть: 1. Устройство микроскопа.
Школьный микроскоп состоит: из окуляра, тубуса, объектива, винта, штатива, предметного столика, зеркала (рис. 4).
2.Определение увеличения микроскопа.
Чтобы определить увеличение школьного микроскопа необходимо умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Возможные варианты увеличения микроскопа: 8 x 7 = 56 раз
8 x 10 = 80 раз
8 x 15 = 120 раз
20 x 15 = 300 раз
20 x 7 = 140 раз
20 x 10 = 200 раз
3. Вспомнить правила работы с
микроскопом.
К следующему занятию дается задание: подготовить рассказ о разных видах тканей растений.
Занятие № 2.
Тема: «Особенности строения и функционирования тканей растений».
Цель: Формирование опыта познавательной и творческой деятельности.
Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании
клеток растений.
2. Прививать практические навыки работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с
водой, пипетка, готовые микропрепараты.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
Ткани растений делятся на: 1. Образовательная ткань – находится в кончике корня или побега, быстро делится.
2. Основная ткань – содержит пигмент хлорофилл, находится в зеленых частях растений. Это фотосинтезирующая ткань.
3. Покровная ткань – листья и побеги снаружи. Клетки плотно прилегают друг к другу, они прозрачные. Для осуществления газообмена имеются устьица.
4. Механическая ткань – клетки имеют толстые стенки. Придают форму побегам и листьям.
5. Проводящая ткань – образует сосуды. Это полые трубки, по которым транспортируется вода и растворенные в ней минеральные соли, а по живым ситовидным трубкам – органические вещества.
II. Практическая часть: Лабораторная работа: «Исследование кожицы листа растений под микроскопом».
Для выполнения этой работы используются растения с сочными листьями: толстянка, капуста, бегония.
1. С листа снимается кожица и помещается в каплю воды на предметное стекло. Сверху закрывается покровным стеклом.
2. С помощью микроскопа изучить устричный аппарат листа.
3. Сделать зарисовки для атласа тканей.
4. Готовые препараты основной, покровной механической, образовательной и проводящей тканей исследуются под микроскопом. Делаются зарисовки.
Занятие № 3.
Тема: «Строение эпителиальной ткани животных и человека».
Цель: Формирование опыта познавательной творческой деятельности.
Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании
эпителиальной ткани животных и человека.
2. Развивать практические навыки работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, раствор йода,
чистая ложечка, готовые микропрепараты мерцательного,
железистого и многослойного эпителия.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
У человека и животных наружную ткань тела называют эпителиальной тканью. Эпителий образует слои клеток, из которых состоят покровы тела (в том числе волосы и ногти), слизистые оболочки внутри органов и полостей тела. Характерная особенность эпителиальной ткани: малое количество межклеточного вещества, клетки плотно прилегают друг к другу.
Различают: 1. Однослойный или железистый эпителий (потовые, слюнные железы).
2. Многослойный эпителий кожи.
3. Мерцательный эпителий дыхательных путей.
II. Практическая часть: Лабораторная работа: «Изучение клеток слизистой оболочки полости рта».
1. На предметное стекло капнуть каплю раствора йода.
2. Открыть рот и провести чистой ложечкой по внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделать микропрепарат и рассмотреть под микроскопом.
3. Зарисовать увиденные клетки.
4. Рассмотреть готовые микропрепараты многослойного, железистого и мерцательного эпителия.
5. Сделать зарисовки для атласа тканей. Отметить характерные черты.
Дома: Вспомнить строение тела насекомого.
Занятие № 4.
Тема: «Исследование тканей насекомых».
Цель: Формирование опыта творческой, познавательной деятельности.
Задачи: 1. Развивать практические навыки работы с микроскопом.
2. Вспомнить особенности строения тканей насекомого.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, готовые
микропрепараты: муха дрозофила (норма и мутация),
конечность пчелы, ротовой аппарат комара, живые или
засушенные объекты.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
Насекомые – это беспозвоночные, членистоногие животные, имеющие наружный хитиновый скелет.
Хитин – это твердое органическое вещество, защищающее тело насекомого от повреждения.
Вспомнить строение тела насекомого, почему оно относится к классу членистоногих?
II. Практическая часть: Лабораторно – практическая работа «Изучение строения хитинового покрова насекомого».
1. Рассмотреть засушенных насекомых. Обратить внимание на твердость их покровов, количество ног.
2. Рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты насекомых: дрозофила (норма) и бескрылая форма, конечность пчелы, ротовой аппарат комара.
3. Приготовить микропрепарат из засушенных насекомых, например, из крыла стрекозы или мухи.
4. Сделать зарисовки для атласа тканей.
Дома: Нескольким ученикам предлагается вспомнить материал 8 класса
об особенностях строения клеток крови, хрящевой, костной и
других соединительных тканей.
Занятие № 5.
Тема: «Изучение хрящевой, костной, соединительно – волокнистой и
других видов соединительных тканей человека и животных
под микроскопом».
Цель: Формирование опыта творческой и познавательной деятельности.
Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании
соединительной ткани.
2. Развивать практические навыки работы с микроскопом.
Оборудование: Готовые микропрепараты крови, препарат хрящевой,
костной, соединительно – волокнистой тканей.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
К соединительным тканям относятся: кровь, лимфа, костная, хрящевая, соединительно – волокнистая ткани, а также подкожная жировая клетчатка. Характерной особенностью соединительной ткани является большое количество межклеточного вещества.
Совместно с учениками составляется кластер на тему: «Ткани».
II. Практическая часть: Лабораторная работа «Исследование соединительных тканей человека».
1. Рассмотреть готовые микропрепараты соединительных тканей.
2. Выявить характерные особенности соединительных тканей.
3. Сделать зарисовки для атласа тканей.
Занятие № 6.
Тема: «Особенности строения и функционирования мышечной и нервной
ткани».
Цель: Формирования опыта творческой и познавательной деятельности.
Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании
Мышечной и нервной тканей.
2. Развивать интерес к биологической науке.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты гладкой мышечной
ткани, поперечно – полосатой мышечной ткани, нервной
ткани.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
Сравнение гладкой и поперечно – полосатой мышечной тканей.
Признаки. |
Гладкая мышечная ткань. |
Поперечно – полосатая мышечная ткань. |
1. Продолжительность нахождения в тонусе. |
Незначительная, зависит от тренировки. |
Несколько часов подряд |
2. Скорость утомления. |
Быстрая. |
Медленная. |
3. Скорость сокращения и расслабления. |
Быстрая. |
Медленная. |
4. ведущая регулирующая система. |
Нервная. |
Гуморальная. |
5. Контроль со стороны человека. |
Контролируется волей человека. |
Воле человека не подвластна. |
Скелетная мускулатура отвечает на нервные импульсы.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение извне.
Нейрон – нервная клетка, состоящая из тела и отростков (аксонов и дендритов).
II. Практическая часть: Лабораторная работа: «Особенности строения и функционирования мышечной и нервной ткани».
1. Рассмотреть готовые микропрепараты гладкой, поперечно – полосатой мышечной ткани.
2. Выяснить, какие органы состоят из данного вида ткани.
3. Рассмотреть готовый микропрепарат нервной ткани.
4. Выяснить, какое вещество спинного мозга и головного мозга состоит из тел нейронов, а какое из аксонов.
5. Вспомнить механизм передачи коленного рефлекса.
6. Сделать зарисовки тканей для атласа тканей.
Дома: Повторить термины: диплоидный и гаплоидный набор хромосом,
зигота, гаметы.
Занятие № 7.
Тема: Изучение половых клеток животных. Цель: Формирования опыта творческой и познавательной деятельности.
Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании
Половых клеток до и после оплодотворения.
2. Развивать интерес к биологической науке.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты сперматозоидов млекопитающих, дробления яйцеклетки.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
Половые клетки яйцеклетки и сперматозоиды содержат половинный – гаплоидный набор хромосом. Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что набор хромосом материнского и отцовского организма объединяется и восстанавливается до диплоидного.
II. Практическая часть: Лабораторно – практическая работа «Изучение дробления яйцеклетки на препарате».
Строение яйцеклетки под микроскопом.
Дома: Нескольким ученикам предлагается вспомнить материал 8 класса
об особенностях строения клеток и функционирования половых клеток.
Занятие № 8.
1. Тема: Процесс митоз: деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.
Цель: Формирования опыта творческой и познавательной деятельности.
Задачи: 1. Заложить основы знаний о процессе деления соматических клеток – митозе.
2. Развивать интерес к биологической науке.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты митоза в кончике корня лука.
Ход занятия:
I. Теоретическая часть:
Клетка в своей жизни проходит разные состояния: фазу роста и фазы подготовки к делению и деления. Клеточный цикл – переход от деления к синтезу веществ, составляющих клетку, а затем опять к делению – можно представить на схеме в виде цикла, в котором выделяют несколько фаз.
II. Практическая часть: Лабораторно – практическая работа «Деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.
Найти на микропрепарате кончика корня лука клетки с разными митотическими фазами, зарисовать.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Микроскопы световые.
2. Микропрепараты растений и животных.
3. Живые растения
Список литературы для учителя
1. Е.П.Бруновт, И.Д.Зверев, Г.Я.Малахова и др. «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека». Москва: Просвещение, 1978г.
2. Е.П.Бруновт, Г.Я.Малахова, Е.А.Соколова. «Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека». Москва: Просвещение,1984 г.
3. В.С. Анисимова, Е.П.Бруновт, Л.В.Реброва. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека». Москва: Просвещение,1987 г.
А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. «Гигиена и здоровье школьников». Москва: Просвещение,1983г.
4. http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection15.html
Список литературы для учащихся
журнал
курса по выбору для 9 классов
«исследование тканей растений,
животных и человека под микроскопом»
учитель: аклеева И.А.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.