Курс по выбору на тему "Исследование тканей растений, животных и человека под микроскопом"

  • doc
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курс по выборуТкани..doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

654011, РФ, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Новоселов, 19, т.61 01 31

Рассмотрено на ШМО

Учителей естественно – научного цикла

Протокол №   1  от 26.08.14.

 

Проверено заместителем директора по УВР

___________________________

 
 


                                                 Принято на педагогическом совете

                                              Протокол №_1_ от  26.08.14

                   Утверждаю:

                                                Директор МБОУ СОШ № 13

                                                   _____________ Дробина В.А.

 

                                                      Приказ №_380_от__01.09.2014

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса по выбору по биологии

«Исследование тканей растений, животных и человека под микроскопом»

для 9 класса

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Количество недельных часов 1                                  учитель МБОУ СОШ № 13

Всего                                         9                                  Аклеева Ирина

                                                                                         Александровна                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецкий городской округ, 2020 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН

курса по выбору по биологии

«Исследование тканей растений, животных и человека под микроскопом» для 9 класса

 

№ урока в учебном году

 

Дата

Название раздела

Тема урока

Учебный материал

Примечание (творческие задания, предполагаемые названия проектов и пр.)

1.

 

 

Из истории микроскопа.

Устройство светового микроскопа.

 

Лекционное.

 

2.

 

2.         Особенности строения и функционирования тканей растений.

Лабораторная работа: «Особенности строения устьичных клеток растений                             

       разных видов».

 

Лекционно-практическое

3.

 

 

3.         Строение эпителиальных тканей животных и     человека.

        Лабораторная работа: «Изучение разных видов эпителиальных тканей».

 

Лекционно-практическое

4.

 

 

4.         Исследование тканей насекомого.

Лабораторно-практическая работа: «Изучение строения хитинового покрова насекомых».

 

Лекционно-практическое

 

5.

 

 

5.         Исследование соединительных тканей животных и человека.

Лабораторная работа: «Изучение хрящевой, костной, соединитель но-волокнистой и др. соединительных тканей под микроскопом».

 

Лекционно-практическое

6.

 

6.         Особенности строения и функционирования мышечной и нервной тканей.

Лабораторная работа: «Сравнение мышечной и нервной тканей человека».

 

Лекционно-практическое

7.

 

7.         Изучение половых клеток животных.

Лабораторная работа: «Изучение дробления яйцеклетки на препарате».

 

Лекционно-практическое

8.

 

8.         Процесс митоз: деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.

 

Лекционно-практическое

9.

 

Итоговое занятие. Создание атласа тканей.

 

Лекционно-практическое

 

 

 

Содержание программы:

 

 

1.     Из истории микроскопа. Устройство светового микроскопа.

         Практическая работа: «Определение увеличения микроскопа».

 

2.     Особенности строения и функционирования тканей растений.

        Лабораторная работа: «Особенности строения устьичных клеток растений   разных видов».         

 

3.     Строение эпителиальных тканей животных и     человека.

        Лабораторная работа: «Изучение разных видов эпителиальных тканей».

 

4.     Исследование тканей насекомого.

Лабораторно-практическая работа: «Изучение строения хитинового покрова насекомых».

 

5.     Исследование соединительных тканей животных и человека.

Лабораторная работа: «Изучение хрящевой, костной, соединитель но-волокнистой и др. соединительных тканей под микроскопом».

 

6.     Особенности строения и функционирования мышечной и нервной тканей.

Лабораторная работа: «Сравнение мышечной и нервной тканей человека».

 

7.     Изучение половых клеток животных.

Лабораторная работа: «Изучение дробления яйцеклетки на препарате».

8.     Процесс митоз: деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.

 

9.  Итоговое занятие. Создание атласа тканей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

 

   Данная программа курса по выбору по биологии рассчитана на учеников 9-х классов.

    В современной биологической науке микроскоп является главным аппаратом для исследований в области цитологии и микробиологии.

    Главная функция курса по выбору: привить ученикам практические навыки работы с микроскопом. Учебный план рассчитан на 9 тематических занятия. Методика курса основана на свободной беседе, включающей обсуждение обозначенных тем и несложной лабораторной работы. Изучая биологию в 6 -8 классах обучаемые получают только поверхностные сведения о цитологии как науке, да и практические навыки очень небольшие.

   Курс по выбору по биологии рассчитан на привлечение учеников, к исследовательской деятельности, развитие интереса к естественным наукам и профессиональной ориентации обучаемых, осуществлению профессиональных проб.

   В каждом классе среднего звена общеобразовательной школы школьники выполняют 1-2 лабораторные работы с микроскопом, но в 9 классе они совершенно не имеют навыков работы с микроскопом. Данный курс позволит учащимся не только получить практические навыки работы с прибором, но и подготовиться к выпускным экзаменам по биологии.

 

  Цель курса по выбору: с помощью специфических видов деятельности,

                                              помочь обучающимся определиться с выбором профиля

                                              обучения.                                             

Задачи курса по выбору: 1. Развить интерес к биологической науке.

                                           2. Заложить основы знаний о строении

                                           и     функционировании клеток растений,

                                                   животных и человека.

                                          3. Формировать опыт творческой,

                                                 познавательной деятельности.

                                         4. Прививать практические навыки

                                                   применения биологических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Занятие № 1.

 

Тема: «Из истории микроскопа. Устройство светового микроскопа».

Цель: Формирование опыта творческой деятельности.

Задачи: 1. Закрепить знания, учащихся о строении светового микроскопа.

               2. Вспомнить правила работы с микроскопом.

               3. Научить школьников определять увеличение микроскопа.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть: Историческая справка.

  Цитология – это наука о клетке (греч. «цитос»- клетка, «логос»- наука).

Возраст цитологии, как науки – около 100 лет. Хотя первый прибор для изучения клеток – микроскоп, был сконструирован Робертом Гуком в середине 17 века. Именно Р. Гук применил термин «клетка», когда он рассматривал в сконструированный им микроскоп пробку дерева, то обнаружил, что пробка состоит из ячеек – клеток (рис. 1).

    Голландский ученый Антонии Ван Левенгук в 1683 году сконструировал более совершенный микроскоп, который позволял увеличивать объекты в 270 раз. Русский царь Петр I во время обучения в Голландии заинтересовался изобретением А.Левенгука и приобрел микроскоп для России. Этот микроскоп до сих пор стоит в кунц-камере г. Санкт – Петербурга. На основе микроскопа, сконструированного Левенгуком современные ученые изобрели микроскопы, позволяющие увеличивать до 3600 раз (рис. 2).

  В середине 20- го века был сконструирован электронный микроскоп, способный увеличивать 10000 раз (рис. 2.6). Современные цитологические исследования с помощью электронного микроскопа позволяют досконально изучить не только клетку, но и ее органоиды (рис. 3), определить строение разных структур клетки.

II. Практическая часть: 1. Устройство микроскопа.

Школьный микроскоп состоит: из окуляра, тубуса, объектива, винта, штатива, предметного столика, зеркала (рис. 4).

                                              2.Определение увеличения микроскопа.

Чтобы определить увеличение школьного микроскопа необходимо умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Возможные варианты увеличения микроскопа: 8 x 7 = 56 раз

                                                                                 8 x 10 = 80 раз

                                                                                 8 x 15 = 120 раз

                                                                                 20 x 15 = 300 раз

                                                                                 20 x 7 = 140 раз

                                                                                 20 x 10 = 200 раз

                                               3. Вспомнить правила работы с

                                                  микроскопом.

К следующему занятию дается задание: подготовить рассказ о разных видах тканей растений.

                                                                                   

Занятие № 2.

 

Тема: «Особенности строения и функционирования тканей растений».

Цель: Формирование опыта познавательной и творческой деятельности.

Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании

                   клеток растений.

               2. Прививать практические навыки работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с

                            водой, пипетка, готовые микропрепараты.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

Ткани растений делятся на: 1. Образовательная ткань – находится в кончике корня или побега, быстро делится.

                                                      2. Основная ткань – содержит пигмент хлорофилл, находится в зеленых частях растений. Это фотосинтезирующая ткань. 

                                                      3. Покровная ткань – листья и побеги снаружи. Клетки плотно прилегают друг к другу, они прозрачные. Для осуществления газообмена имеются устьица.

                                                      4. Механическая ткань – клетки имеют толстые стенки. Придают форму побегам и листьям.

                                                      5. Проводящая ткань – образует сосуды. Это полые трубки, по которым транспортируется вода и растворенные в ней минеральные соли, а по живым ситовидным трубкам – органические вещества.

II. Практическая часть: Лабораторная работа: «Исследование кожицы листа растений под микроскопом».

Для выполнения этой работы используются растения с сочными листьями: толстянка, капуста, бегония.

1.     С листа снимается кожица и помещается в каплю воды на предметное стекло. Сверху закрывается покровным стеклом.

2.      С помощью микроскопа изучить устричный аппарат листа.

3.      Сделать зарисовки для атласа тканей.

4.       Готовые препараты основной, покровной механической, образовательной и проводящей тканей исследуются под микроскопом. Делаются зарисовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 3.

 

Тема: «Строение эпителиальной ткани животных и человека».

Цель: Формирование опыта познавательной творческой деятельности.

Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании

                  эпителиальной ткани животных и человека.

               2. Развивать практические навыки работы с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, раствор йода,

                            чистая ложечка, готовые микропрепараты мерцательного,

                             железистого и многослойного эпителия.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

   У человека и животных наружную ткань тела называют эпителиальной тканью. Эпителий образует слои клеток, из которых состоят покровы тела (в том числе волосы и ногти), слизистые оболочки внутри органов и полостей тела. Характерная особенность эпителиальной ткани: малое количество межклеточного вещества, клетки плотно прилегают друг к другу.

  Различают: 1. Однослойный или железистый эпителий (потовые, слюнные железы).

                           2. Многослойный эпителий кожи.

                           3. Мерцательный эпителий дыхательных путей.

II. Практическая часть: Лабораторная работа: «Изучение клеток слизистой оболочки полости рта».

 

1.     На предметное стекло капнуть каплю раствора йода.

2.     Открыть рот и провести чистой ложечкой по внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделать микропрепарат и рассмотреть под микроскопом.

3.     Зарисовать увиденные клетки.

4.     Рассмотреть готовые микропрепараты многослойного, железистого и мерцательного эпителия.

5.     Сделать зарисовки для атласа тканей. Отметить характерные черты.

 

Дома: Вспомнить строение тела насекомого.

 

   

 

 

 

 

 

  

 

 

Занятие № 4.

 

Тема: «Исследование тканей насекомых».

Цель: Формирование опыта творческой, познавательной деятельности.

Задачи: 1. Развивать практические навыки работы с микроскопом.

               2. Вспомнить особенности строения тканей насекомого.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, готовые

                            микропрепараты: муха дрозофила (норма и мутация),

                            конечность пчелы, ротовой аппарат комара, живые или

                            засушенные объекты.

 

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

   Насекомые – это беспозвоночные, членистоногие животные, имеющие наружный хитиновый скелет.

   Хитин – это твердое органическое вещество, защищающее тело насекомого от повреждения.

Вспомнить строение тела насекомого, почему оно относится к классу членистоногих?

 

II.               Практическая часть: Лабораторно – практическая работа «Изучение строения хитинового покрова насекомого».

 

1.     Рассмотреть засушенных насекомых. Обратить внимание на твердость их покровов, количество ног.

2.      Рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты насекомых: дрозофила (норма) и бескрылая форма, конечность пчелы, ротовой аппарат комара.

3.      Приготовить микропрепарат из засушенных насекомых, например, из крыла стрекозы или мухи.

4.     Сделать зарисовки для атласа тканей.

 

 

Дома: Нескольким ученикам предлагается вспомнить материал 8 класса

            об особенностях строения клеток крови, хрящевой, костной и

            других соединительных тканей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 5.

 

Тема: «Изучение хрящевой, костной, соединительно – волокнистой и

              других видов соединительных тканей человека и животных

              под микроскопом».

Цель: Формирование опыта творческой и познавательной деятельности.

Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании

                соединительной ткани.

               2. Развивать практические навыки работы с микроскопом.

Оборудование: Готовые микропрепараты крови, препарат хрящевой,

                            костной, соединительно – волокнистой тканей.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

К соединительным тканям относятся: кровь, лимфа, костная, хрящевая, соединительно – волокнистая ткани, а также подкожная жировая клетчатка. Характерной особенностью соединительной ткани является большое количество межклеточного вещества.

 

Совместно с учениками составляется кластер на тему: «Ткани».

 

Организационная диаграмма

 

II.               Практическая часть: Лабораторная работа «Исследование соединительных тканей человека».

1.     Рассмотреть готовые микропрепараты соединительных тканей.

2.      Выявить характерные особенности соединительных тканей.

3.     Сделать зарисовки для атласа тканей.

 

 

 

 

Занятие № 6.

Тема: «Особенности строения и функционирования мышечной и нервной

            ткани».

Цель: Формирования опыта творческой и познавательной деятельности.

Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании

                  Мышечной и нервной тканей.

               2. Развивать интерес к биологической науке.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты гладкой мышечной

                             ткани, поперечно – полосатой мышечной ткани, нервной

                             ткани.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

Сравнение гладкой и поперечно – полосатой мышечной тканей.

 

Признаки.

Гладкая мышечная ткань.

Поперечно – полосатая мышечная ткань.

1. Продолжительность нахождения в тонусе.

Незначительная, зависит от тренировки.

Несколько часов подряд

2. Скорость утомления.

Быстрая.

Медленная.

3. Скорость сокращения и расслабления.

Быстрая.

Медленная.

4. ведущая регулирующая система.

Нервная.

Гуморальная.

5. Контроль со стороны человека.

Контролируется волей человека.

Воле человека не подвластна.

 

Скелетная мускулатура отвечает на нервные импульсы.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение извне.

Нейрон – нервная клетка, состоящая из тела и отростков (аксонов и дендритов).

II.               Практическая часть: Лабораторная работа: «Особенности строения и функционирования мышечной и нервной ткани».

1.     Рассмотреть готовые микропрепараты гладкой, поперечно – полосатой мышечной ткани.

2.     Выяснить, какие органы состоят из данного вида ткани.

3.     Рассмотреть готовый микропрепарат нервной ткани.

4.     Выяснить, какое вещество спинного мозга и головного мозга состоит из тел нейронов, а какое из аксонов.

5.     Вспомнить механизм передачи коленного рефлекса.

6.     Сделать зарисовки тканей для атласа тканей.

Дома: Повторить термины: диплоидный и гаплоидный набор хромосом,

            зигота, гаметы.

 

 

 

Занятие № 7.

Тема: Изучение половых клеток животных. Цель: Формирования опыта творческой и познавательной деятельности.

Задачи: 1. Заложить основы знаний о строении и функционировании

                  Половых клеток до и после оплодотворения.

               2. Развивать интерес к биологической науке.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты сперматозоидов млекопитающих, дробления яйцеклетки.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

Половые клетки яйцеклетки и сперматозоиды содержат половинный – гаплоидный набор хромосом. Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что набор хромосом материнского и отцовского организма объединяется и восстанавливается до диплоидного.

II.               Практическая часть: Лабораторно – практическая работа «Изучение дробления яйцеклетки на препарате».

Строение яйцеклетки под микроскопом.

 

 

 

Дома: Нескольким ученикам предлагается вспомнить материал 8 класса

            об особенностях строения клеток и функционирования половых клеток.

 

 

Занятие № 8.

1.     Тема: Процесс митоз: деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.

Цель: Формирования опыта творческой и познавательной деятельности.

Задачи: 1. Заложить основы знаний о процессе деления соматических клеток – митозе.

               2. Развивать интерес к биологической науке.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты митоза в кончике корня лука.

Ход занятия:

I.                  Теоретическая часть:

Клетка в своей жизни проходит разные состояния: фазу роста и фазы подготовки к делению и деления. Клеточный цикл – переход от деления к синтезу веществ, составляющих клетку, а затем опять к делению – можно представить на схеме в виде цикла, в котором выделяют несколько фаз.

 

II.                Практическая часть: Лабораторно – практическая работа «Деление соматических клеток на примере микропрепарата кончика корня.

Найти на микропрепарате кончика корня лука клетки с разными митотическими фазами, зарисовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

1.    Микроскопы световые.

2.    Микропрепараты растений и животных.

3.    Живые растения

Список литературы для учителя

1.      Е.П.Бруновт, И.Д.Зверев, Г.Я.Малахова и др. «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека». Москва: Просвещение, 1978г.

2.      Е.П.Бруновт, Г.Я.Малахова, Е.А.Соколова. «Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека». Москва: Просвещение,1984 г.

3.      В.С. Анисимова, Е.П.Бруновт, Л.В.Реброва. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека». Москва: Просвещение,1987 г.

А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. «Гигиена и здоровье школьников». Москва: Просвещение,1983г.

4. http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection15.html

 

Список литературы для учащихся

  1. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек» Москва: Дрофа.2012 – 2014 г.г.

 

 

 

 

 

журнал 

курса по выбору для 9 классов

«исследование тканей растений,

животных и человека под микроскопом»

учитель: аклеева И.А.

 

 


Скачано с www.znanio.ru