Курс по выбору "Занимательная математика"
Оценка 4.7

Курс по выбору "Занимательная математика"

Оценка 4.7
docx
математика
05.03.2020
Курс по выбору "Занимательная математика"
Заним математ курс по выбору 5 кл.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРС ПО ВЫБОРУ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

для учащихся 5-х классов

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Учитель: Рабцун Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сургут

2019-2020 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа курса по выбору «Занимательная математика» предназначена  для обучающихся 5-х классов. Часы выделены из школьного компонента базисного плана с целью организации внеклассной работы по предмету. 

Цель курса: повышение уровня математической подготовки и расширение спектра задач, посильных для учащихся; развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач; воспитание у обучающихся определенной культуры работы над задачей; развитие логического мышления.

Включенные в программу вопросы дают возможность обучающимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи курса:

·         систематизация ранее полученных знаний по решению тестовых задач, ознакомление учащихся с различными способами их решения;

·         формирование пространственного воображения и графической культуры;

·         привитие интереса к изучению предмета;

·         расширение и углубление знаний по предмету;

·         выявление одаренных детей, подготовка к олимпиаде;

·         формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

Курс выполняет несколько функций: обучающую,  развивающую и воспитывающую.

Программа рассчитана на 35 учебных часов.

 

Ожидаемые результаты:

·      определять тип текстовой задачи, использовать различные способы ее решения;

·      находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

·      оценивать логическую правильность рассуждений;

·      распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

·      решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

·      уметь составлять занимательные задачи;

·      применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

·      применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

·       применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

 

 

·      знать ориентировочные основы поиска решения заданий;

·      распознавать  плоские геометрические фигуры, знать их свойства;

·      знать понятие комбинаторной задачи;

·      знать метрическую систему мер, старинные русские меры.

 

 

Контроль ожидаемых результатов.

          Контроль осуществляется при проведении самостоятельных и контрольных работ по темам. Выполнение творческих работ (составление ребусов, кроссвордов, презентаций).

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

№ п/п

Модуль

Количество часов

I

Из истории развития арифметики

3

II

Из истории развития геометрии

3

III

Развитие вычислительной культуры.

2

IV

Задачи на смекалку и логику

12

V

Олимпиадные задачи различного уровня.

6

VI

Метрическая система мер.

2

VII

Простейшие комбинаторные задачи.

4

VIII

Математические игры

2

IX

Итоговая контрольная работа

1

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория + практика

Контроль

I

Из истории развития арифметики

3

1+2

 

II

Из истории развития геометрии

 

3

1+2

 

III

Развитие вычислительной культуры.

 

2

0+2

 

IV

Задачи на смекалку и логику

12

1+11

2(СР)

V

Олимпиадные задачи различного уровня.

6

0+6

2(СР)

VI

Метрическая система мер..

2

1+1

 

VII

Простейшие комбинаторные задачи.

4

1+3

1(СР)

VIII

Математические игры

2

0+2

-

IX

Итоговая контрольная работа

1

 

1(КР)

 

Календарно – тематическое планирование

Примечание: СР- самостоятельная работа, ТР – творческая работа, КР – контрольная работа.

 

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Форма занятия

Форма контроля

план

факт

I

Из истории развития арифметики

3

 

 

 

 

1

Как люди научились считать.

Из науки о числах.

Из истории развития арифметики.

1

 

 

Беседа, решение занимательных задач. Числовая игра.

ТР

Подбор, составление загадок, пословиц, поговорок с числами

2-3

Занимательные ребусы, головоломки, загадки.

2

 

 

Беседа. Разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов. Работа в группах – составление ребусов, головоломок, кроссвордов.

 

II

Из истории развития геометрии

 

3

 

 

 

 

4

Рассказы о геометрии.

Из истории развития геометрии. Геометрические фигуры (треугольник,

прямоугольник, квадрат, круг), их свойства.

1

 

 

Беседа, решение нестандартных задач.

ТР

Презентации «Удивительный мир геометрии»

5

Геометрические головоломки со спичками.

1

 

 

Практикум - решение нестандартных задач.

 

6

«Магические» фигуры.

1

 

 

Практикум- решение нестандартных задач

 

III

Развитие вычислительной культуры.

 

2

 

 

 

 

7-8

Развитие вычислительной культуры.

Организация устного счёта: некоторые

приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления.

 

 

 

Беседа. Решение занимательных задач. Числовая игра.

ТР

Подбор числовые игр

IV

Задачи на смекалку и логику

12

 

 

 

 

9-10

Задачи на «переливание».

2

 

 

Беседа, решение занимательных задач.

 

11-12

Задачи на взвешивание.

2

 

 

Беседа, решение занимательных задач.

 

13-14

Задачи на принцип Дирихле.

2

 

 

Беседа,  решение занимательных задач.

СР

15-16

Задачи на "движение"

2

 

 

Беседа, решение занимательных задач.

 

17-18

Логические задачи

2

 

 

Беседа, решение злогических задач.

 

19-20

Задачи, решаемые с помощью графов.

2

 

 

Беседа, решение занимательных задач.

СР

V

Олимпиадные задачи различного уровня.

6

 

 

 

 

21-23

Задачи международного математического

конкурса «Кенгуру».

3

 

 

Беседа, решение задач конкурса «Кенгуру» предыдущих лет.

СР

24-26

Олимпиадные задачи различного уровня.

3

 

 

Решение олимпиадных задач прошлых лет школьного и муниципального уровня.

СР

VI

Метрическая система мер..

2

 

 

 

 

27

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

1

 

 

Беседа, работа в парах

Презентации «Старинные меры длины»

28

Меры длины, времени, веса в задачах

повышенной сложности.

1

 

 

Беседа, работа в парах

 

VII

Простейшие комбинаторные задачи.

4

 

 

 

 

29-30

Простейшие комбинаторные задачи.

2

 

 

Беседа, решение комбинаторных задач.

 

31-32

Комбинации и расположения.

2

 

 

Решение комбинаторных задач.

СР

VIII

Математические игры

2

 

 

 

 

33-34

Математические игры

2

 

 

Беседа, работа а парах, группах.

Подбор, составление математических игр

IX

Итоговая контрольная работа

1

 

 

 

 

КР

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. А. В. Шевкин «Текстовые задачи по математике 5-6 классы», 2011г.

2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. (диск).

4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

6. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

7. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

12. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

13. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

14. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

 15. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса по выбору «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 5-х классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса по выбору «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 5-х классов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА № п/п

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА № п/п

Работа в группах – составление ребусов, головоломок, кроссвордов

Работа в группах – составление ребусов, головоломок, кроссвордов

Логические задачи 2

Логические задачи 2

Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы»,

Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020