Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
КУРС ПО ВЫБОРУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для учащихся 5-х классов
Учитель: Рабцун Л.В.
г. Сургут
2019-2020 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по выбору «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 5-х классов. Часы выделены из школьного компонента базисного плана с целью организации внеклассной работы по предмету.
Цель курса: повышение уровня математической подготовки и расширение спектра задач, посильных для учащихся; развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач; воспитание у обучающихся определенной культуры работы над задачей; развитие логического мышления.
Включенные в программу вопросы дают возможность обучающимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи курса:
· систематизация ранее полученных знаний по решению тестовых задач, ознакомление учащихся с различными способами их решения;
· формирование пространственного воображения и графической культуры;
· привитие интереса к изучению предмета;
· расширение и углубление знаний по предмету;
· выявление одаренных детей, подготовка к олимпиаде;
· формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
Курс выполняет несколько функций: обучающую, развивающую и воспитывающую.
Программа рассчитана на 35 учебных часов.
Ожидаемые результаты:
· определять тип текстовой задачи, использовать различные способы ее решения;
· находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
· уметь составлять занимательные задачи;
· применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
· применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
· применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
· знать ориентировочные основы поиска решения заданий;
· распознавать плоские геометрические фигуры, знать их свойства;
· знать понятие комбинаторной задачи;
· знать метрическую систему мер, старинные русские меры.
Контроль ожидаемых результатов.
Контроль осуществляется при проведении самостоятельных и контрольных работ по темам. Выполнение творческих работ (составление ребусов, кроссвордов, презентаций).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п |
Модуль |
Количество часов |
I |
Из истории развития арифметики |
3 |
II |
Из истории развития геометрии |
3 |
III |
Развитие вычислительной культуры. |
2 |
IV |
Задачи на смекалку и логику |
12 |
V |
Олимпиадные задачи различного уровня. |
6 |
VI |
Метрическая система мер. |
2 |
VII |
Простейшие комбинаторные задачи. |
4 |
VIII |
Математические игры |
2 |
IX |
Итоговая контрольная работа |
1 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория + практика |
Контроль |
||
I |
Из истории развития арифметики |
3 |
1+2 |
|
II |
Из истории развития геометрии
|
3 |
1+2 |
|
III |
Развитие вычислительной культуры.
|
2 |
0+2 |
|
IV |
Задачи на смекалку и логику |
12 |
1+11 |
2(СР) |
V |
Олимпиадные задачи различного уровня. |
6 |
0+6 |
2(СР) |
VI |
Метрическая система мер.. |
2 |
1+1 |
|
VII |
Простейшие комбинаторные задачи. |
4 |
1+3 |
1(СР) |
VIII |
Математические игры |
2 |
0+2 |
- |
IX |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
1(КР) |
Календарно – тематическое планирование
Примечание: СР- самостоятельная работа, ТР – творческая работа, КР – контрольная работа.
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Форма занятия |
Форма контроля |
|
план |
факт |
|||||
I |
Из истории развития арифметики |
3 |
|
|
|
|
1 |
Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. |
1 |
|
|
Беседа, решение занимательных задач. Числовая игра. |
ТР Подбор, составление загадок, пословиц, поговорок с числами |
2-3 |
Занимательные ребусы, головоломки, загадки. |
2 |
|
|
Беседа. Разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов. Работа в группах – составление ребусов, головоломок, кроссвордов. |
|
II |
Из истории развития геометрии
|
3 |
|
|
|
|
4 |
Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства. |
1 |
|
|
Беседа, решение нестандартных задач. |
ТР Презентации «Удивительный мир геометрии» |
5 |
Геометрические головоломки со спичками. |
1 |
|
|
Практикум - решение нестандартных задач. |
|
6 |
«Магические» фигуры. |
1 |
|
|
Практикум- решение нестандартных задач |
|
III |
Развитие вычислительной культуры.
|
2 |
|
|
|
|
7-8 |
Развитие вычислительной культуры. Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления. |
|
|
|
Беседа. Решение занимательных задач. Числовая игра. |
ТР Подбор числовые игр |
IV |
Задачи на смекалку и логику |
12 |
|
|
|
|
9-10 |
Задачи на «переливание». |
2 |
|
|
Беседа, решение занимательных задач. |
|
11-12 |
Задачи на взвешивание. |
2 |
|
|
Беседа, решение занимательных задач. |
|
13-14 |
Задачи на принцип Дирихле. |
2 |
|
|
Беседа, решение занимательных задач. |
СР |
15-16 |
Задачи на "движение" |
2 |
|
|
Беседа, решение занимательных задач. |
|
17-18 |
Логические задачи |
2 |
|
|
Беседа, решение злогических задач. |
|
19-20 |
Задачи, решаемые с помощью графов. |
2 |
|
|
Беседа, решение занимательных задач. |
СР |
V |
Олимпиадные задачи различного уровня. |
6 |
|
|
|
|
21-23 |
Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». |
3 |
|
|
Беседа, решение задач конкурса «Кенгуру» предыдущих лет. |
СР |
24-26 |
Олимпиадные задачи различного уровня. |
3 |
|
|
Решение олимпиадных задач прошлых лет школьного и муниципального уровня. |
СР |
VI |
Метрическая система мер.. |
2 |
|
|
|
|
27 |
Старые русские меры. Как измеряли в древности. |
1 |
|
|
Беседа, работа в парах |
Презентации «Старинные меры длины» |
28 |
Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности. |
1 |
|
|
Беседа, работа в парах |
|
VII |
Простейшие комбинаторные задачи. |
4 |
|
|
|
|
29-30 |
Простейшие комбинаторные задачи. |
2 |
|
|
Беседа, решение комбинаторных задач. |
|
31-32 |
Комбинации и расположения. |
2 |
|
|
Решение комбинаторных задач. |
СР |
VIII |
Математические игры |
2 |
|
|
|
|
33-34 |
Математические игры |
2 |
|
|
Беседа, работа а парах, группах. |
Подбор, составление математических игр |
IX |
Итоговая контрольная работа |
1
|
|
|
|
КР |
ЛИТЕРАТУРА:
1. А. В. Шевкин «Текстовые задачи по математике 5-6 классы», 2011г.
2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
3. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. (диск).
4. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
6. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
7. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
12. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
13. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
14. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
15. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.