МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Департамент образования мэрии г. Новосибирска
МБОУ Гимназия № 4
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № от «» 2023 г.
|
Утверждено: Директор МБОУ Гимназия № 4 ______________В.И. Маргун Приказ от «» 2023 г. №
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 5.1)
«Учимся решать задачи»
2022-2026
для учеников 1 - 4 классов
Составитель : Цыбульская С.В.
Учитель ВКК
2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Учимся решать задачи» разработана с учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и ориентирована на формирование базовых универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических жизненных задач. В этом заключается её актуальность.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний и умений решать задачи
Программа решает следующие задачи:
Общая характеристика программы
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, дидактических и развивающих игр.
· Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
· На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
· На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
· В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
· Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
· Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
· В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Место курса «Учимся решать задачи» в учебном плане
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Программа рассчитана на 135 часов: 1 час в неделю. 33 занятия в первом классе и по 34 занятия со второго по четвертый класс.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения факультативного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Планируемые результаты освоения программы к концу 1-го года обучения
В соответствии с программой по обучению решению текстовых задач арифметическим способом предшествует подготовительная работа, в результате которой у детей формируются:
Планируемые результаты освоения программы к концу 2-го года обучения
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Планируемые результаты освоения программы к концу 3-го года обучения
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Планируемые результаты освоения программы к концу 4-го года обучения
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Основное содержание учебного курса
1 класс
Текстовые задачи
Работа, проведенная на подготовительном этапе к знакомству с текстовой задачей, позволяет организовать продуктивную деятельность учащихся, направленную на усвоение структуры задачи и процесса ее решения.
2 класс
Текстовые задачи
Текстовые задачи, при решении которых используется смысл действий сложения и вычитания; отношения «увеличить на ...», «уменьшить на ...», разностное сравнение.
Структура задачи. Взаимосвязь условия и вопроса задачи. Запись её решения.
Приёмы формирования умения решать задачи (анализ и сравнение текстов задачи; дополнение условия задачи; постановка вопросов к условию; выбор схемы к данному условию; переформулировка вопроса задачи; анализ решения задачи; построение схемы по данному условию задачи; объяснение выражений,
записанных по условию задачи; решение задач разными способами и др.).
3 класс
Текстовые задачи
Текстовые арифметические задачи, при решении которых используются:
1) смысл действий сложения, вычитания, умножения и де-
ления;
2) понятия «увеличить в (на) ...», «уменьшить в (на) ...»;
3) разностное и кратное сравнение;
4) прямая и обратная пропорциональность.
4 класс
Текстовые задачи
Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во часов |
1 |
Пространственные отношения «слева», «справа», «выше», «ниже». Счёт. |
|
1 |
2 |
Пространственные отношения. Счёт. Последовательность событий во времени. |
|
1 |
3 |
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» |
|
1 |
4 |
Проверка усвоения школьниками смысла от- ношений «больше», «меньше», «столько же» |
|
1 |
5 |
Анализ рисунка. Замена предметов условными обозначениями. |
|
1 |
6 |
Простейшие рассуждения. |
|
1 |
7 |
Отрезок натурального ряда чисел |
|
1 |
8 |
Сравнение длин отрезков |
|
1 |
9 |
Моделирование отношений с помощью отрезков |
|
1 |
10 |
Моделирование отношений с помощью отрезков |
|
1 |
11 |
Построение отрезков на луче. |
|
1 |
12 |
Сравнение длин отрезков с помощью луча |
|
1 |
13 |
Сравнение однозначных чисел. |
|
1 |
14 |
Запись числовых неравенств по данному условию |
|
1 |
15 |
Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата действия. Изображение равенств на числовом луче |
|
1 |
16 |
Соотнесение предметных, графических и символических моделей |
|
1 |
17 |
Сумма длин отрезков |
|
1 |
18 |
Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания |
|
1 |
19 |
Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания |
|
1 |
20 |
Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания |
|
1 |
21 |
Закономерность в изменении числовых выражений. Построение отрезков по данным условиям |
|
1 |
22 |
Моделирование отношений с помощью отрезков.
|
|
1 |
23 |
Предметный смысл разностного сравнения. |
|
1 |
24 |
Запись равенств, соответствующих предметной и графической моделям |
|
1 |
25 |
Измерение длин отрезков. Соотношение единиц длины. Увеличение и уменьшение длины отрезков |
|
1 |
26 |
Построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Составление выражений по правилу |
|
1 |
27 |
Предметная модель ситуации. Сумма и разность длин отрезков, их построение. Вычислительные умения и навыки |
|
1 |
28 |
Введение термина «схема». Изображение и чтение схемы. Моделирование выражений на схеме. |
|
1 |
29 |
Повторение. |
|
5 |
Итого: |
|
33 |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во часов |
1 |
Структура задачи. Запись её решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи |
|
1 |
2 |
Анализ и сравнение текстов задач |
|
1 |
3 |
Анализ решения задачи. Дополнение условия задачи |
|
1 |
4 |
Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи |
|
1 |
5 |
Выбор схемы. Структура за- дачи. Переформулировка вопроса задачи |
|
1 |
6 |
Построение схемы по данному условию задачи |
|
1 |
7 |
Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Сравнение текстов задач. Выбор схемы |
|
1 |
8 |
Вычислительные умения. Моделирование |
|
1 |
9 |
Решение задач используя сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд |
|
1 |
10 |
Сравнение текстов задач. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Изменение текстов задач в соответствии с данным решением |
|
1 |
11 |
Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительных умений. Постановка вопросов к данному условию |
|
1 |
12 |
Решение задач разными способами |
|
1 |
13 |
Решение задач разными способами. Выбор условия к данному вопросу |
|
1 |
14 |
Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Периметр прямоугольника |
|
1 |
15 |
Решение задач разными способами. Выбор схемы |
|
1 |
16 |
Построение схемы к задаче. Дополнение текста задачи |
|
1 |
17 |
Построение схемы. Разные арифметические способы решения задач. Дополнение текста задачи по данному решению |
|
1 |
18 |
Решение задач разными арифметическими способами. Дополнение текста задачи по данной схеме |
|
1 |
19 |
Решение задач. Сумма длин отрезков. Закономерность в записи ряда чисел |
|
1 |
20 |
Решение задач. Выбор схемы |
|
1 |
21 |
Сравнение текстов задач |
|
1 |
22 |
Выбор вопросов к условию задачи. Выбор схемы |
|
1 |
23 |
Построение схемы. Числовая последовательность. Правило. |
|
1 |
24 |
Запись суммы в виде произведения. Понятие «увеличить в …». |
|
1 |
25 |
Решение задач на нахождение периметра многоугольника. |
|
1 |
26 |
Графическая интерпретация понятия «увеличить в …». Продуктивное повторение. Решение задач. Схема. |
|
1 |
27 |
Единицы времени в задачах |
|
1 |
28 |
Единицы времени в задачах |
|
1 |
29 |
Повторение. Решение различных типов задач. |
|
1 |
30 |
Игра «Умники и умницы». |
|
1 |
31 |
Повторение. |
|
4 |
Итого: |
|
34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во часов |
1 |
Построение схемы. Разные арифметические способы решения задач |
|
1 |
2 |
Единицы времени в задачах |
|
1 |
3 |
Знакомство с таблицей. Составление таблиц. |
|
1 |
4 |
Работа с таблицей. |
|
1 |
5 |
Моделирование. Перевод графической модели в символическую. |
|
1 |
6 |
Перевод символической модели в графическую. |
|
1 |
7 |
Соотнесение схем и числовых выражений. |
|
1 |
8 |
Решение задач. Выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясь данным условием. |
|
1 |
9 |
Решение задач. Понятие «увеличить в …». |
|
1 |
10 |
Решение задач. Понятие «увеличить в …». |
|
1 |
11 |
Применение сочетательного свойства умножения при решении задач |
|
1 |
12 |
Решение задач. Смысл деления. Понятие «меньше в …». |
|
1 |
13 |
Решение задач. Понятия «меньше в …», «больше в …». |
|
1 |
14 |
Решение задач. Понятия «меньше в …», «больше в …». |
|
1 |
15 |
Схематическая модель. Знакомство с диаграммой |
|
1 |
16 |
Схематическая модель. Работа с диаграммой |
|
1 |
17 |
Схематическая модель. Составление диаграмм. |
|
1 |
18 |
Расстановка порядка выполнения действий на схеме. |
|
1 |
19 |
Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. |
|
1 |
20 |
Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. |
|
1 |
21 |
Вычисление площади и периметра прямо- угольника в процессе решения задач. |
|
1 |
22 |
Использование свойств умножения при решении задач |
|
1 |
23 |
Использование свойств умножения при решении задач |
|
1 |
24 |
Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач |
|
1 |
25 |
Решение арифметических задач для усвоения приёма деления двузначного числа на двузначное. |
|
1 |
26 |
Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. |
|
1 |
27 |
Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. |
|
1 |
28 |
Решение арифметических задач с величинами цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. |
|
1 |
29 |
Решение задач. Построение диаграмм. |
|
1 |
30-34 |
Проверь себя! Чему ты научился в 1–3 классах? |
|
5 |
Итого: |
|
34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во часов |
1 |
Задачи на приведение к единице |
|
1 |
2 |
Задачи на нахождение доли по числу |
|
1 |
3 |
Задачи на нахождение числа по его доле |
|
1 |
4 |
Задачи на нахождение доли по числу и числа по его доле |
|
1 |
5 |
Задачи на нахождение доли по числу и числа по его доле |
|
1 |
6 |
Задачи на нахождения площади и периметра |
|
1 |
7 |
Задачи на нахождения площади и периметра |
|
1 |
8 |
Задачи на нахождения площади и периметра |
|
1 |
9 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям |
|
1 |
10 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям |
|
1 |
11 |
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям |
|
1 |
12 |
Задачи на пропорциональное деление |
|
1 |
13 |
Задачи на пропорциональное деление |
|
1 |
14 |
Задачи на совместную работу |
|
1 |
15 |
Задачи на совместную работу |
|
1 |
16 |
Задачи на определение цены, количества, стоимости |
|
1 |
17 |
Задачи на определение цены, количества, стоимости |
|
1 |
18 |
Задачи на определение цены, количества, стоимости |
|
1 |
19 |
Задачи на движение |
|
1 |
20 |
Задачи на движение |
|
1 |
21 |
Задачи на движение |
|
1 |
22 |
Задачи на движение |
|
1 |
23 |
Задачи на движение |
|
1 |
24 |
Решение задач при помощи уравнений |
|
1 |
25 |
Решение задач при помощи уравнений |
|
1 |
26 |
Решение задач при помощи уравнений |
|
1 |
27 |
Задачи на нахождение площади и периметра |
|
1 |
28 |
Задачи на нахождение площади и периметра |
|
1 |
29 |
Проверь себя |
|
1 |
30-34 |
Проверь себя |
|
5 |
Итого: |
|
34 |
Используемая литература
1. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 1-го класса начальной школы: Подготовительный этап к решению задач. М.: Издательство « ЛИНКА-ПРЕСС», 2015.
2. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 2-го класса начальной школы: М.: Издательство « ЛИНКА-ПРЕСС», 2016.
3. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 3-го класса начальной школы: М.: Издательство « ЛИНКА-ПРЕСС», 2014.
4. Истомина Н.Б. , Редько З.Б.Учимся решать задачи. Тетрадь для 4-го класса начальной школы: М.: Издательство « ЛИНКА-ПРЕСС», 2016.
5. Н. Б. Истомина, Е. С. Немкина, С. В. Попова, З. Б. Редько. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса: Пособие для учителей /– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
6. Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, Е. С. Немкина, Н. Б. Тихонова. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
7. Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, О. П. Горина. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных организаций: Пособие для учителя /– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
8. Н. Б. Истомина, О. П. Горина, З. Б. Редько, А. К. Мендыгалиева. Уроки математики. 4 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителя– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.