Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Курска
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на заседании МО учителей __________ Заместитель директора по УВР
Протокол №___ от «__» _______20__гг. ____________ И. Г. Корянова
Руководитель МО __________________
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета Приказом МБОУ «СОШ №61»
МБОУ «СОШ №61» от «__» ____________ 20___г. № ____
Протокол №__ от «__» ______20__г. Директор школы_______Е.И. Веселова
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа географа-исследователя»
для 9 класса
основное общее образование
на 2020/2021 учебный год
Разработчик программы:
Малеев Я. А.
г. Курск – 2020г.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
· овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
· осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
· сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
· осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
· ответственное отношение к учению;
· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
· развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· понимание основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
· эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону;
· способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
· формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
· формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
· формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
· формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
· овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
2. Содержание курса
Содержание курса «Школа географа-исследователя» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
На изучение курса отводится 34 часов (1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации.
Раздел 1. Топографическая карта (7 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий. Определение азимутов по топографической карте. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. Комплексный анализ содержания топографической карты. Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте.
Раздел 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа).
Определение географических координат. Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Раздел 3. Политико-административная карта России (1 час.)
Политико-административная карта России.
Раздел 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа).
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.
Раздел 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород. Острова и полуострова, моря, заливы и проливы, реки, озера, ледники на карте мира и России.
Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные особенности Земли. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.
Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.
Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (3 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения. Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Раздел 9. Экономика России (1 час).
Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий. Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.
Раздел 10. Мы познаем мир (3 часа).
Регионы России. Путешествуем по России. Видеопутешествие по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Тема 1. Топографическая карта (7 часов) |
|||
1 |
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон». |
1 |
|
2 |
Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий |
1 |
|
3 |
Определение азимутов по топографической карте. |
1 |
|
4 |
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали . Построение профиля рельефа местности. |
1 |
|
5 |
Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. |
1 |
|
6 |
Комплексный анализ содержания топографической карты. |
1 |
|
7 |
Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте |
1 |
|
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа) |
|||
8 |
Определение географических координат |
1 |
|
9 |
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. |
1 |
|
10 |
Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. |
1 |
|
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час) |
|||
11 |
Политико-административная карта России. |
1 |
|
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа) |
|||
12 |
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности |
1 |
|
13 |
Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. |
1 |
|
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов) |
|||
14 |
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой» |
1 |
|
15 |
Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. |
1 |
|
16 |
Вулканы. Землетрясения. |
1 |
|
17 |
Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород. |
1 |
|
18 |
Острова и полуострова на физической карте мира и России. |
1 |
|
19 |
Моря, заливы и проливы на карте мира и России. |
1 |
|
20 |
Реки, озера, ледники на карте мира и России |
1 |
|
Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа). |
|||
21 |
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. |
1 |
|
22 |
Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. |
1 |
|
23 |
Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. |
1 |
|
24 |
Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. |
1 |
|
Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа). |
|||
25 |
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д. |
1 |
|
26 |
Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. |
1 |
|
Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (3 часа). |
|||
27 |
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. |
1 |
|
28 |
Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения. |
1 |
|
29 |
Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. |
1 |
|
Раздел 9. Экономика России (2 час). |
|||
30 |
Межотраслевые комплексы. |
1 |
|
31 |
География и Факторы размещения предприятий. |
1 |
|
Раздел 10. Мы познаем мир (3 часа). |
|||
32 |
Регионы России. |
1 |
|
33 |
Путешествуем по России. |
1 |
|
34 |
Видеопутешествие по регионам России |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа географа-исследователя»
для 9 класса
основное общее образование
на 2020/2021 учебный год
Разработчик программы:
Малеев Я. А.
г. Курск – 2020г.
9 «А», 9 «Б» классы (33 часа, 1 час в неделю)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Тема 1. Топографическая карта (7 часов) |
|||
1 |
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон». |
1 |
01.09.2020 |
2 |
Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий |
1 |
08.09.2020 |
3 |
Определение азимутов по топографической карте. |
1 |
15.09.2020 |
4 |
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали . Построение профиля рельефа местности. |
1 |
22.09.2020 |
5 |
Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. |
1 |
29.09.2020 |
6 |
Комплексный анализ содержания топографической карты. |
1 |
06.10.2020 |
7 |
Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте |
1 |
13.10.2020 |
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа) |
|||
8 |
Определение географических координат |
1 |
20.10.2020 |
9 |
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. |
1 |
27.10.2020 |
10 |
Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. |
1 |
10.11.2020 |
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час) |
|||
11 |
Политико-административная карта России. |
1 |
17.11.2020 |
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа) |
|||
12 |
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности |
1 |
24.11.2020 |
13 |
Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. |
1 |
01.12.2020 |
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов) |
|||
14 |
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой» |
1 |
08.12.2020 |
15 |
Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. |
1 |
15.12.2020 |
16 |
Вулканы. Землетрясения. |
1 |
22.12.2020 |
17 |
Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород. |
1 |
12.01.2021 |
18 |
Острова и полуострова на физической карте мира и России. |
1 |
19.01.2021 |
19 |
Моря, заливы и проливы на карте мира и России. |
1 |
26.01.2021 |
20 |
Реки, озера, ледники на карте мира и России |
1 |
02.02.2021 |
Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа). |
|||
21 |
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. |
1 |
09.02.2021 |
22 |
Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. |
1 |
16.02.2021 |
23 |
Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. |
1 |
02.03.2021 |
24 |
Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. |
1 |
09.03.2021 |
Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа). |
|||
25 |
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д. |
1 |
16.03.2021 |
26 |
Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. |
1 |
06.04.2021 |
Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (3 часа). |
|||
27 |
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. |
1 |
13.04.2021 |
28 |
Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения. |
1 |
20.04.2021 |
29 |
Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. |
1 |
27.04.2021 |
Раздел 9. Экономика России (2 час). |
|||
30 |
Межотраслевые комплексы. |
1 |
04.05.2021 |
31 |
География и Факторы размещения предприятий. |
1 |
11.05.2021 |
Раздел 10. Мы познаем мир (2 часа). |
|||
32 |
Регионы России. Видеопутешествие по регионам России. |
1 |
18.05.2021 |
33 |
Путешествуем по России. |
1 |
25.05.2021 |
|
ИТОГО |
33 |
|
9 «В» классы (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
Тема 1. Топографическая карта (7 часов) |
|||
1 |
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон». |
1 |
03.09.2020 |
2 |
Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий |
1 |
10.09.2020 |
3 |
Определение азимутов по топографической карте. |
1 |
17.09.2020 |
4 |
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали . Построение профиля рельефа местности. |
1 |
24.09.2020 |
5 |
Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте. |
1 |
01.10.2020 |
6 |
Комплексный анализ содержания топографической карты. |
1 |
08.10.2020 |
7 |
Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте |
1 |
15.10.2020 |
Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа) |
|||
8 |
Определение географических координат |
1 |
22.10.2020 |
9 |
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. |
1 |
05.11.2020 |
10 |
Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу. |
1 |
12.11.2020 |
Тема 3. Политико-административная карта России (1 час) |
|||
11 |
Политико-административная карта России. |
1 |
19.11.2020 |
Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа) |
|||
12 |
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности |
1 |
26.11.2020 |
13 |
Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности. |
1 |
03.12.2020 |
Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов) |
|||
14 |
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой» |
1 |
10.12.2020 |
15 |
Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры. |
1 |
17.12.2020 |
16 |
Вулканы. Землетрясения. |
1 |
24.12.2020 |
17 |
Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород. |
1 |
14.01.2021 |
18 |
Острова и полуострова на физической карте мира и России. |
1 |
21.01.2021 |
19 |
Моря, заливы и проливы на карте мира и России. |
1 |
28.01.2021 |
20 |
Реки, озера, ледники на карте мира и России |
1 |
04.02.2021 |
Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа). |
|||
21 |
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. |
1 |
11.02.2021 |
22 |
Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. |
1 |
18.02.2021 |
23 |
Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. |
1 |
25.02.2021 |
24 |
Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. |
1 |
04.03.2021 |
Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа). |
|||
25 |
Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д. |
1 |
11.03.2021 |
26 |
Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы. |
1 |
18.03.2021 |
Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по теме: Население России (4 часа). |
|||
27 |
Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. |
1 |
01.04.2020 |
28 |
Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. |
1 |
08.04.2021 |
29 |
Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения. |
1 |
15.04.2021 |
30 |
Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения. |
1 |
22.04.2021 |
Раздел 9. Экономика России (2 час). |
|||
31 |
Межотраслевые комплексы. |
1 |
29.04.2021 |
32 |
География и Факторы размещения предприятий. |
1 |
06.05.2021 |
Раздел 10. Мы познаем мир (3 часа). |
|||
33 |
Регионы России. |
1 |
13.05.2021 |
34 |
Путешествуем по России. |
1 |
20.05.2021 |
35 |
Видеопутешествие по регионам России |
1 |
27.05.2021 |
|
ИТОГО |
35 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.