КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа географа-исследователя» для 9 класса
Оценка 4.8

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа географа-исследователя» для 9 класса

Оценка 4.8
doc
28.05.2021
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа географа-исследователя» для 9 класса
107615.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61» г. Курска

 

 

РАССМОТРЕНА                                                СОГЛАСОВАНА

на заседании МО учителей  __________          Заместитель директора по УВР

Протокол №___ от «__» _______20__гг.           ____________  И. Г. Корянова

Руководитель МО __________________

ПРИНЯТА                                                         УТВЕРЖДЕНА

Решением педагогического совета                 Приказом МБОУ «СОШ №61»

МБОУ «СОШ  №61»                                        от «__» ____________ 20___г. № ____

Протокол №__ от «__» ______20__г.             Директор школы_______Е.И. Веселова

 

 

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа географа-исследователя»

для 9 класса

основное общее образование

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

Разработчик программы:

Малеев Я. А.

 

г. Курск – 2020г.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Личностные результаты:

·       овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

·       осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

·       сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

·       осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

·       ответственное отношение к учению;

·       готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·       постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

·       развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

·       понимание основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:  

·       эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону;

·       способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

·       формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

·       самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:             

·       формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

·       формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

·       формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

·       овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

·       овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание курса

 

Содержание курса «Школа географа-исследователя» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

На изучение курса отводится 34 часов (1 ч. в неделю). Срок реализации программы – 1 год.

Курс направлен на расширение географического кругозора, развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, и др. источниками географической информации.

Раздел 1. Топографическая карта (7 часов).

Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра - «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий. Определение азимутов по топографической карте. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и построение профиля рельефа местности. Комплексный анализ содержания топографической карты. Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте.

 

Раздел 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа).

Определение  географических координат. Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски. Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.

Раздел 3. Политико-административная карта России (1 час.)

Политико-административная карта России.

 

Раздел 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа).

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.

 

Раздел 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов).

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая  карта. Изучаем строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта. Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород. Острова и полуострова,  моря, заливы и проливы,  реки, озера, ледники на карте мира и России.

 

Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой. Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные особенности Земли. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня. Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.

 

Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами  Определение доли земель занятых лесами, долю  с\х  угодий, долю добычи нефти и т.д.Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

 

Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по                  теме: Население России (3 часа).

Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения. Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

 

Раздел 9. Экономика России (1 час).

Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий. Видеопутешествие  по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

Раздел 10. Мы познаем мир (3 часа).

Регионы России.  Путешествуем по России.  Видеопутешествие  по странам мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание

Тема 1. Топографическая карта (7 часов)

1

Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон».

1

 

2

Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий

1

 

3

Определение азимутов по топографической карте.

1

 

4

Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали . Построение профиля рельефа местности.

1

 

5

Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте.

1

 

6

Комплексный анализ содержания топографической карты.

1

 

7

Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте

1

 

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа)

8

Определение географических координат

1

 

9

Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.                                    Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря.

1

 

10

Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.

1

 

Тема 3. Политико-административная карта России (1 час)

11

Политико-административная карта России.

1

 

Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа)

12

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности

1

 

13

Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.

1

 

Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов)

14

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой»

1

 

15

Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры.

1

 

16

Вулканы. Землетрясения.

1

 

17

Геологическая карта. Геохронологическая таблица.                                             Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород.

1

 

18

Острова и полуострова  на физической карте мира и России.

1

 

19

Моря, заливы и проливы  на карте мира и России.

1

 

20

Реки, озера, ледники на карте мира и России

1

 

Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).

21

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой.

1

 

22

Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует.

1

 

23

Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.

1

 

24

Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.

1

 

Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).

25

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.

1

 

26

Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

1

 

Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по                  теме: Население России (3 часа).

27

Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле.

1

 

28

Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения.

1

 

29

Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

1

 

Раздел 9. Экономика России (2 час).

30

Межотраслевые комплексы.

1

 

31

География и Факторы размещения предприятий.

1

 

Раздел 10. Мы познаем мир (3 часа).

32

Регионы России.

1

 

33

Путешествуем по России.

1

 

34

Видеопутешествие по регионам России

1

 

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

         ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе      

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа географа-исследователя»

для 9 класса

основное общее образование

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

Разработчик программы:

Малеев Я. А.

 

г. Курск – 2020г.

9 «А», 9 «Б» классы (33 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание

Тема 1. Топографическая карта (7 часов)

1

Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон».

1

01.09.2020

2

Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий

1

08.09.2020

3

Определение азимутов по топографической карте.

1

15.09.2020

4

Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали . Построение профиля рельефа местности.

1

22.09.2020

5

Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте.

1

29.09.2020

6

Комплексный анализ содержания топографической карты.

1

06.10.2020

7

Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте

1

13.10.2020

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа)

8

Определение географических координат

1

20.10.2020

9

Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.                                    Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря.

1

27.10.2020

10

Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.

1

10.11.2020

Тема 3. Политико-административная карта России (1 час)

11

Политико-административная карта России.

1

17.11.2020

Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа)

12

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности

1

24.11.2020

13

Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.

1

01.12.2020

Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов)

14

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой»

1

08.12.2020

15

Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры.

1

15.12.2020

16

Вулканы. Землетрясения.

1

22.12.2020

17

Геологическая карта. Геохронологическая таблица.                                             Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород.

1

12.01.2021

18

Острова и полуострова  на физической карте мира и России.

1

19.01.2021

19

Моря, заливы и проливы  на карте мира и России.

1

26.01.2021

20

Реки, озера, ледники на карте мира и России

1

02.02.2021

Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).

21

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой.

1

09.02.2021

22

Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует.

1

16.02.2021

23

Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.

1

02.03.2021

24

Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.

1

09.03.2021

Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).

25

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.

1

16.03.2021

26

Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

1

06.04.2021

Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по                  теме: Население России (3 часа).

27

Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле.

1

13.04.2021

28

Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения.

1

20.04.2021

29

Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

1

27.04.2021

Раздел 9. Экономика России (2 час).

30

Межотраслевые комплексы.

1

04.05.2021

31

География и Факторы размещения предприятий.

1

11.05.2021

Раздел 10. Мы познаем мир (2 часа).

32

Регионы России. Видеопутешествие по регионам России.

1

18.05.2021

33

Путешествуем по России.

1

25.05.2021

 

ИТОГО

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 «В» классы (35 часов, 1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание

Тема 1. Топографическая карта (7 часов)

1

Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра: «Географический марафон».

1

03.09.2020

2

Стороны горизонта. Определение расстояний по топографической карте и плану местности. Определение направлений на топографической карте и карте полушарий

1

10.09.2020

3

Определение азимутов по топографической карте.

1

17.09.2020

4

Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали . Построение профиля рельефа местности.

1

24.09.2020

5

Анализ и построение профиля рельефа местности по топографической карте.

1

01.10.2020

6

Комплексный анализ содержания топографической карты.

1

08.10.2020

7

Решение заданий повышенного уровня сложности по топографической карте

1

15.10.2020

Тема 2. Работа с физической картой для характеристики географического положения России (3 часа)

8

Определение географических координат

1

22.10.2020

9

Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток, высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной окраски.                                    Расположить города в порядке увеличения или уменьшения высоты над уровнем моря.

1

05.11.2020

10

Границы России. Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.

1

12.11.2020

Тема 3. Политико-административная карта России (1 час)

11

Политико-административная карта России.

1

19.11.2020

Тема 4. Определение поясного времени для разных пунктов России по карте часовых поясов (2 часа)

12

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности

1

26.11.2020

13

Решение задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.

1

03.12.2020

Тема 5. Работа с картами различного содержания. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий (7 часов)

14

Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте мира и России. Игра «Географический бой»

1

10.12.2020

15

Тектоническая карта. Изучаем строение земной коры.

1

17.12.2020

16

Вулканы. Землетрясения.

1

24.12.2020

17

Геологическая карта. Геохронологическая таблица.                                             Изучаем залегание горных пород. Определение последовательности залегания горных пород.

1

14.01.2021

18

Острова и полуострова  на физической карте мира и России.

1

21.01.2021

19

Моря, заливы и проливы  на карте мира и России.

1

28.01.2021

20

Реки, озера, ледники на карте мира и России

1

04.02.2021

Раздел 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России (4 часа).

21

Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Работа с синоптической картой.

1

11.02.2021

22

Анализ климатограмм и определение по карте пункта, климат которого ей соответствует.

1

18.02.2021

23

Планетарные особенности Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и наименьшей продолжительностью дня.

1

25.02.2021

24

Работа со статистическим материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта.

1

04.03.2021

Раздел 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России. (2 часа).

25

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами. Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи нефти и т.д.

1

11.03.2021

26

Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы.

1

18.03.2021

Раздел 8. Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения. Расчет демографических показателей по                  теме: Население России (4 часа).

27

Численность и естественное движение населения России. России и отдельных регионов. Определение плотности населения.

1

01.04.2020

28

Работа с таблицей Естественное движение населения России. Определение величины естественного прироста в промилле.

1

08.04.2021

29

Миграции. Работа с таблицей «Показатели международной миграции на территории России». Определение миграционного прироста населения.

1

15.04.2021

30

Народы России. Городское и сельское население. Возрастной состав населения.

1

22.04.2021

Раздел 9. Экономика России (2 час).

31

Межотраслевые комплексы.

1

29.04.2021

32

География и Факторы размещения предприятий.

1

06.05.2021

Раздел 10. Мы познаем мир (3 часа).

33

Регионы России.

1

13.05.2021

34

Путешествуем по России.

1

20.05.2021

35

Видеопутешествие по регионам России

1

27.05.2021

 

ИТОГО

35

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61» г

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

· формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации…

· формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации…

Содержание курса Содержание курса «Школа географа-исследователя» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности

Содержание курса Содержание курса «Школа географа-исследователя» направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности

Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности

Межотраслевые комплексы. География и

Межотраслевые комплексы. География и

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Тема 5. Работа с картами различного содержания

Тема 5. Работа с картами различного содержания

Численность и естественное движение населения

Численность и естественное движение населения

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе

А», 9 «Б» классы (33 часа, 1 час в неделю) № п/п

А», 9 «Б» классы (33 часа, 1 час в неделю) № п/п

Тема 5. Работа с картами различного содержания

Тема 5. Работа с картами различного содержания

Численность и естественное движение населения

Численность и естественное движение населения

Тема Кол-во часов Примечание

Тема Кол-во часов Примечание

Путешествие по карте мира и России

Путешествие по карте мира и России

Работа с таблицей Естественное движение населения

Работа с таблицей Естественное движение населения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2021