Общеобразовательная дополнительная программа курса дополнительного образования «Умелые ручки» разработана в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,
• Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р;
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996;
• Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р;
• Государственной программой Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2018- 2025 годы и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09 октября 2013 года № 413-п;
• Концепцией развития дополнительного образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года;
• Приказом Министерства образования и науки от 17.12. 2010 года № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; (с изменениями на 31 декабря 2015 года);
• Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3364; СанПиН 2.4.4.3172-14 «О санитарно – эпидемиологические требованиях к учреждениям дополнительного образования детей»;
• Положением о дополнительной общеобразовательной программе курса дополнительного образования СОШ № 2 г. Белоярский, утвержденной приказом от 22.08.2016 г. № 396; Уставом СОШ №2 г. Белоярский.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Программа кружка «Умелые ручки» разработана для занятий с обучающимися 1 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса и уважительного отношения к труду. Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа кружка «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей ребенку даётся возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду, приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, квиллинга, торцевания.
2. Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
3. Обучить различным приемам работы с бумагой, картоном, шерстяными нитками, текстильным и бросовым материалами.
4. Применить знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинга, торцевания.
5. Формировать умения и навыки, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального развития обучающихся
6. Развивающие:
7. Развить внимание, память, логическое и абстрактное мышление пространственного воображения.
8. Развить мелкую моторику рук и глазомера.
9. Развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитательные:
1. Воспитать интерес к искусству оригами, квиллинга, торцевания.
2. Расширить коммуникативные способности детей.
3. Сформировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Задачи мотивационные:
1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Задачи социально-педагогические:
1. Сформировать общественную активность, реализация в социуме.
По плану внеурочной кружковой работы имеет техническое направление деятельности. На изучение курса «Умелые ручки» выделяется в 1 классах 33 часа (1 ч. в неделю). Отбор содержания тем для занятий соответствует ООП ФГОС по предмету технология.
В основе занятий лежит деятельностный подход. Учитель вовлекает детей в обсуждение, творческую работу, самостоятельную практическую деятельность по изготовлению различных поделок.
Занятия кружка планируют специально организованную часть, направленную на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и также оснащенную самостоятельную деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. В основе занятий лежит проектная деятельность обучающихся (коллективная, индивидуальная, групповая). Основная цель: научить детей презентовать свои проекты, оценивать свою работу и работу товарищей. На каждом занятии обучающийся предоставляет свои творческие работы. На итоговом занятии проводиться защита лучших индивидуальных проектов и организуется выставка работ обучающихся за год.
Около половины учебного времени отводится на изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления надо спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей оформляется уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ и выставка проектов. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
o теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
o работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
o практические занятия по изготовлению поделок и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
Методы |
Приёмы |
Объяснительно - иллюстративные |
Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные |
Практические занятия |
Эвристические |
Творческие задания |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения по данной программе обучающиеся:
o научатся различным приемам работы с бумагой, картоном, шерстяными нитками, текстильным и бросовым материалом;
o будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, квиллинга, торцевания;
o научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, квиллинга, торцевания, пользуясь инструкционными картами и схемами;
o будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинга, торцевания;
o разовьёт внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
o познакомятся с искусством оригами и квиллинга; o овладеют навыками культуры труда; o улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Требования к уровню подготовки Ученик должен знать:
• роль трудовой деятельности в жизни человека;
• виды труда и технологий, содержание общих приёмов трудовой деятельности;
• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);
• взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;
• личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.
Уметь (владеть способами и приёмами умственной и практической трудовой деятельности):
• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;
• определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;
• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;
• осуществлять рациональную и экономическую разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;
• планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;
• изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу; - уметь сотрудничать в трудовом коллективе;
• рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.
Формы и виды контроля: образовательных достижений учащихся: предметных, метапредметных и личностных УУД и способов самостоятельной деятельности:
• выставки, презентации;
• коллективные игры и праздники;
• защита проектов: коллективных, групповых и индивидуальных; создание накопительной папки (банка) творческих проектов детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставкидетских работ, защита проектов по теме. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников, игрушек к новому году, участие в выставках творчества. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1класс
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Проект |
Экскурси я |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
Работа с природным материалом |
3 |
|
2 |
|
1 |
3 |
Работа с шерстяными нитками |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
Работа с текстильным материалом |
3 |
1 |
2 |
|
|
5 |
Торцевание |
3 |
|
3 |
|
|
6 |
Работа с бросовым материалом |
5 |
1 |
3 |
1 |
|
7 |
Квиллинг |
3 |
1 |
2 |
|
|
8 |
Работа с пластическим материалом |
4 |
|
3 |
1 |
|
9 |
Работа с бумагой и картоном |
4 |
1 |
3 |
|
|
10 |
Калейдоскоп занятий |
4 |
|
3 |
1 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ø Требования к поведению учащихся во время занятий;
Ø Соблюдение порядка на рабочем месте;
Ø Соблюдение правил техники безопасности;
Объемные поделки (фигурки сказочных зверей) Осенняя композиция “Цветы в вазе” Экскурсия в парк.
Ø Игрушка “Гусеница”
Ø Аппликация “Солнышко”
4. Работа с текстильным материалом (3ч.) Теория.Поделки из текстильных материалов.
Ø Коллаж “Кот”
Ø Коллаж “Матрёшка”
Ø Торцевание «Сказочные деревья»
Ø Картина «Лесная полянка»(2ч.)
Ø Теория. Поделки из бросовых материалов.
Ø Аппликация из салфеток “Ветка Сакуры”
Ø Аппликация “Божья коробочка”
Ø Аппликация из круп “Петушок золотой гребешок”
Ø Проект “Работа с бросовым материалом”
Ø Беседа. Основные элементы квиллинга
Ø Квиллинг“Яблоко”
Ø Квиллинг“Ветка рябины”
Ø Рисование пластилином на картоне “Улитка”
Ø Панно “Аквариум”
Ø Панно «Северное сияние»
Ø Проект “Работа с пластическим материалом”
Ø Теория. Изготовление бумаги и картона.
Ø Аппликация из геометрических фигур
Ø Аппликация из ладошек “Солнышко”
Ø Игрушка “Бабочка”
Ø Аппликация из ваты “Пушистый козлик”
Ø Аппликация “Бабочка на цветке” Оригами «Цветы из кругов»
Ø Проект “Калейдоскоп заданий". Выставка творческих работ.
Материально - техническое и информационное обеспечение образовательного процесса Для работы необходимы:
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа проектор.
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, ручка с пустым стержнем.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски.
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Литература используемая учителем:
1.Учебник технологии -1-4:класс:/ Е.А.Лутцева., Т.П.Зуева, - M.:Просвещение, 2015.(Школа России)
2.Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть 1 / составители А. П. Мишина, Н.Г. Шевцова; под общ.ред.Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск:
УИПКПРО, 2011. -56с.
3.Сайт:
- http://allforchildren.ru/article/;
- http ://pochemu4ka.ru/index/0-382 ;
- http://stranamasterov.ru/gallerv;
- http://do-crafts.ru/;
- http://podarki.ru/go/;
№ п/п |
Дата |
Темаучебногозанятия |
Всегоч асов |
Содержаниедеятельности |
|
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
||||
1 |
05.09. |
Вводное занятие |
1 |
Теория |
|
2 |
12.09. |
Объемные поделки (фигурки сказочных зверей) |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
3 |
19.09. |
Осенняя композиция “Цветы в вазе” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
4 |
26.09. |
Экскурсия в парк. |
1 |
|
|
5 |
03.10. |
Игрушка “Гусеница” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
6 |
10.10. |
Аппликация “Солнышко” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
7 |
17.10. |
Теория. Поделки из текстильных материалов. |
1 |
Теоретическая часть |
|
8 |
24.10. |
Коллаж “Кот” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
9 |
07.11. |
Коллаж “Матрёшка” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
10 |
14.11. |
Торцевание «Сказочные деревья» |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
11 |
21.11. |
Картина «Лесная полянка» |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
12 |
28.11. |
Картина «Лесная полянка» |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
13 |
05.12. |
Теория. Поделки из бросовых материалов. |
1 |
Теоретическая часть |
|
14 |
12.12. |
Аппликация из салфеток “Ветка Сакуры” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
15 |
19.12. |
Аппликация “Божья коробочка” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
16 |
26.12. |
Аппликация из круп “Петушок золотой гребешок” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
17 |
16.01. |
Проект “Работа с бросовым материалом” |
1 |
Теоретическая часть |
Практическая часть Изготовление изделия |
18 |
23.01. |
Беседа. Основные элементы квиллинга |
1 |
Теоретическая часть |
|
19 |
30.01. |
Квиллинг “Яблоко” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
20 |
06.02. |
Квиллинг “Ветка рябины” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
21 |
20.02. |
Рисование пластилином на картоне “Улитка”. Панно |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
22 |
27.02. |
“Аквариум”. Панно |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
23 |
05.03. |
Панно «Северное сияние» |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
24 |
12.03. |
Проект “Работа с пластическим материалом” |
1 |
Теоретическая часть |
|
25 |
19.03. |
Теория. Изготовление бумаги и картона. |
1 |
Теоретическая часть |
|
26 |
02.04. |
Аппликация из геометрических фигур |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
27 |
09.04. |
Аппликация из ладошек “Солнышко” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
28 |
16.04. |
Игрушка “Бабочка” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
29 |
23.04. |
Аппликация из ваты “Пушистый козлик” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
30 |
30.04. |
Аппликация “Бабочка на цветке” |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
31 |
07.05. |
Оригами «Цветы из кругов» |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
32 |
14.05. |
Проект “Калейдоскоп заданий". |
1 |
Теоретическая часть |
|
33 |
21.05. |
Выставка творческих работ |
1 |
|
Практическая часть Изготовление изделия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.