Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Вокруг тебя мир” для 5-7 класов составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Цели изучения курса «Вокруг тебя мир ».
Данный курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно – нравственного и социально — культурного опыта Отечества.
В плане личностного развития учащихся программа призвана определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно – нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.
В плане социализации учащихся программа «Вокруг тебя мир» призвана определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности данная программа призвана привести их к пониманию духовно – нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства,творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.
Задачи:
· формировать активную жизненную позицию личности через приобретение опыта гражданских действий, примеров демократического поведения и общения;
· побудить к самопознанию, формировать стремление и мотивы к самосовершенствованию;
· развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, адекватной оценки своих действий, навыков коллективной деятельности;
· научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;
Параметры программы:
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Объем учебного времени: 35 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы работы при реализации программы:
При реализации программы предполагается использование самых разнообразных форм работы. Причем, как показывает опыт, иногда, исходя из развития событий на занятии, возможно применение формы или метода, не запланированного ранее.
Основной формой работы является беседа: познавательная, этическая, профилактическая. Значительная часть занятий будет проводится в форме игры: интеллектуальной, ролевой, ситуационной.
Практическая направленность курса отражена в упражнениях с использованием художественных средств выразительности, тренингов:
дискуссия,
анкетирование,
тестирование,
составление карт самооценки,
составление характеристик.
Кроме того, предполагается разработка и реализация социальных проектов, коллективных творческих дел: конкурсы, викторины, праздники, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Программу “Вокруг тебя мир” условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):
1) “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе;
2) “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье;
3) “Я и культура” – формирование отношения к искусству;
4) “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе;
5) “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству;
6) “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Требования к результатам освоения курса
Обучение детей по программе внеурочной деятельности «Вокруг тебя мир» должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение своё и окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
Знание истории города и края;
2. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
3. Мотивация обучающихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
4. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
5. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
6. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
7. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, обучающихся и классного руководителя.
Обучающиеся
Научатся:
· формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;
· выражать свои предпочтения и отрицания; выражать и аргументировать свое отношение к происходящим событиям вокруг;
· понимать собственные действия, которые помогают быть успешными;
· осваивать ценностные нормы общения, поведения и взаимоотношений;
· осмысливать собственную систему взглядов, знаний, убеждений, жизненных принципов на основе общечеловеческих ценностей.
Получат возможность научиться:
- планировать и жить по заданному плану, анализировать, что они делают и объяснять, почему для них это важно;
- владеть понятиями норм общения, взаимодействия в команде, группе, классе, школе;
- ценностям общения взаимодействия, принятым в современном обществе и анализировать собственные изменения, организовывать и проводить мероприятия, аргументировать свою точку зрения.
Содержание курса
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты родного края. Сто великих людей - Ф. Волков. Первый русский театр. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(4ч) – формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Наша школа и наш класс. Десант чистоты и порядка. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.
5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приручили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в русской поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Кто я? Какой я? Откуда я? Республика, в которой я живу. |
Дискуссия. Просмотр фильма о достопримечательностях республики |
1 |
2 |
Правила жизни. «Можно» и «нельзя» в жизни |
Тренинг общения |
1 |
3 |
Сто великих людей. Первый русский театр |
Виртуальная экскурсия в театр |
1 |
4 |
Продолжаем изучать школьный Устав |
Дискуссия |
1 |
5 |
Геральдика – наука о гербах. Я – гражданин России |
Конкурс рисунков |
1 |
6 |
6. Наша школа и наш класс. Десант чистоты и порядка.
|
Акция |
1 |
7 |
Панорама добрых дел. Забота обродителях – дело совести каждого.
|
Дискуссия |
1 |
8 |
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Зачем нужно учиться в школе.
|
Деловая игра |
1 |
9 |
Моя семья. Наша домашняя коллекция. Оформление фотовыставки.
|
Коллективное творческое дело |
1 |
10 |
О красоте, моде и хорошем вкусе. |
Творческая выставка |
1 |
11 |
Тропы природы. Природа в русской поэзии.
|
Создание плаката |
1 |
12 |
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Современные песни о России
|
Коллективное творческое дело |
1 |
13 |
Мои семейные обязанности |
Дискуссия |
1 |
14 |
Как встречают Новый год в разных странах.
|
Коллективное творческое дело |
1 |
15 |
Волшебный мир руками детей. Конкурсы рисунков, сочинений.
|
Коллективное творческое дело |
1 |
16 |
Мир моих интересов.
|
Выставка |
1 |
17 |
Поговорим о толерантности.
|
Экскурсия в библиотеку |
1 |
18 |
В ответе за тех, кого приручили. |
Коллективное творческое дело |
1 |
19 |
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
|
Акция |
1 |
20 |
Тест «Познай себя». Правила счастливого человека.
|
Дискуссия |
1 |
21 |
Мы – россияне. Память.
|
Дискуссия |
1 |
22 |
22. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать.
|
Урок мужества |
1 |
23 |
Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
|
Праздник |
1 |
24 |
Знаменитые писатели и поэты родного края.
|
Коллективное творческое дело
|
1 |
25 |
Герои Великой Отечественной войны.
|
Проект |
1 |
26 |
Растения из Красной книги. |
Коллективное творческое дело
|
1 |
27 |
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
|
Дискуссия, тренинг общения
|
1 |
28 |
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.
|
Экскурсия в музей.
|
1 |
29 |
Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию.
|
Беседа |
1 |
30 |
Конституция - основной закон жизни нашего государства. |
Деловая игра.
|
1 |
31 |
Государственный праздник – День Согласия и примирения.
|
Деловая игра.
|
1 |
32 |
Там, где погиб неизвестный солдат. О подвигах в военное время.
|
Урок мужества
|
1 |
33 |
33. Города – герои.
|
Урок мужества
|
1 |
34 |
Символика России. Символы нашего края. 34. |
Урок мужества |
1 |
35 |
Я в природе. Правила поведения |
Экскурсия в лес |
1 |
|
ИТОГО |
|
35 часов |
Использованная литература для педагога
1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- м.,2000.
2. Л.Г.Федоренко. Секреты общения. - С- Пб, 2003.
3. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
4. Журнал «Классный руководитель», № 1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
5. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2007.
6. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
7. Календарь школьных праздников. Авт.-сост. С.И. Лобачева,К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
8. Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон: Тройка, 1993.
9. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.