Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
ИЛЬЯ РЕПИН. ПРОТОДИАКОН.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017
ИЛЬЯ РЕПИН. ПРОТОДИАКОН1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в
родительском доме, в Чугуеве.
«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой
народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными…
Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога
блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по
признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»
В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину
«Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже
не с Гоголем, а с СалтыковымЩедриным.
Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой
на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне,
тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На
голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука
прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость
со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое
дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.
«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь
город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь
потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь
тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже
возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством.
А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у
которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь,
лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд
в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок
языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном
дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».
Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не
меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной
речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому
отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная,
разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогоймой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это
целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за
страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»
«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка».
Вопервых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для
Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение
церкви и духовенства, оскорбление религии. Вовторых, «Протодиаконом» отмечено
начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в
Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.