Курс лекций. История картин. ИЛЬЯ РЕПИН. ПРОТОДИАКОН. История изобразительного искусства. ДХШ.

  • Лекции
  • docx
  • 04.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.
Иконка файла материала Репин И.Е. Протодьякон.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   «ДШИ Починковского  района» Курс лекций. История картин.  ИЛЬЯ РЕПИН. ПРОТОДИАКОН. История изобразительного искусства. ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                         МБУ ДО «ДШИ      Починковского района»                          Казакова Инна Викторовна2017 ИЛЬЯ РЕПИН. ПРОТОДИАКОН1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в  родительском доме, в Чугуеве. «Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой  народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными…  Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога  блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…» В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину  «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым­Щедриным. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне,  тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На  голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука  прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость  со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое  дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта. «Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь  город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь  потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь  тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже  возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством.  А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у  которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь,  лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд  в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок  языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном  дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов». Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не  меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому  отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная,  разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогоймой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это  целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за  страшный размах кисти, какая благодатная ширь!» «Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка».  Во­первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для  Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение  церкви и духовенства, оскорбление религии. Во­вторых, «Протодиаконом» отмечено  начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в  Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.

Посмотрите также