Крестьянин XVI века был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина, так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину.Термин «крестьянин» впервые появился в 14 в. и произошел от слова «христианин» (в отличие от нехристиан из Золотой Орды, поработителей русской земли).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ
Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
Крестьяне в живописи
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017Крестьяне в живописи
А. Смирнов.
«Герасим Курин руководитель крестьянского партизанского
отряда в 1812 году».
1813.
Крестьянин:
1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
Бесселендеевка состояла всего из двадцати двух душ крестьян. (Тургенев.Чертопханов и Недопюскин.)
2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России.
Словарь русского языка. Москва. «Русское слово». 1982 год.
Адриан ван Остаде.
«Крестьянская семья».
1647.Алексей Гаврилович Венецианов.
«Крестьянская девушка с серпом во ржи».Крестьянин XVI века был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору
с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в
праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к
другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство
поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина,
так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину: землевладелец,
например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог
покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Из этих
естественных отношений сельского хозяйства вытекала необходимость однообразного,
законом установленного срока для крестьянского выхода, когда обе стороны могли
рассчитаться друг с другом. Судебник Ивана III установил для этого один
обязательный срок – неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую
за этим днём. Впрочем, в Псковской земле в XVI веке существовал другой законный
срок для крестьянского выхода, именно Филиппово заговенье (14 ноября).В. Ключевский. «Русская история». Москва. «Эксмо». 2000 год..
Валентин Александрович Серов.
«Крестьянский дворик в Финляндии».
1902.
Свои и чужие наблюдатели, дивившиеся величию деяний преобразователя [Петра I],
поражались огромными пространствами необрабатываемой плодородной земли,
множеством пустошей, обрабатываемых коекак, наездом, не введённых в нормальный
народнохозяйственный оборот. Люди, вдумывавшиеся в причины этой запущенности,
объясняли её, вопервых, убылью народа от продолжительной войны, а потом гнётом
чиновников и дворян, отбивавших у простонародья всякую охоту приложить к чему
нибудь руки: угнетение духа, проистекшее от рабства, по словам того же Вебера, до
такой степени омрачило всякий смысл крестьянина, что он перестал понимать
собственную пользу и помышляет только о своем ежедневном скудном пропитании.
В. Ключевский. «Русская истори»я. Москва. «Эксмо». 2000 год.
Василий Григорьевич Перов.
«Возвращение крестьян с похорон зимою».
Начало 1880х.Тотчас по смерти Петра прежде других заговорил о бедственном положении крестьян
нетерпеливый генералпрокурор Ягужинский; потом в Верховном тайном совете пошли
оживленные толки о необходимости облегчить это положение. «Бедное крестьянство»
стало ходячим правительственным выражением.
Заботили, собственно, не сами крестьяне, а их побеги, отнимавшие у правительства
рекрутов и податных плательщиков. Бежали не только отдельными дворами, но и
целыми деревнями; из некоторых имений убегали все без остатка; с 1719 по 1727 г.
числилось беглых почти 200 тысяч – официальная цифра, обычно отстававшая от
действительности.
Самая область бегства широко раздвигалась: прежде крепостные бегали от одного
помещика к другому, а теперь повалили на Дон, на Урал и в дальние сибирские города,
к башкирам, в раскол, даже за рубеж, в Польшу и Молдавию. В Верховном тайном
совете при Екатерине I рассуждали, что если так пойдет дело, то до того дойдет, что
взять будет не с кого ни податей, ни рекрутов, а в записке Меншикова и других
сановников высказывалась непререкаемая истина, что если без армии государству
стоять невозможно, то и о крестьянах надобно иметь попечение, потому что солдат с
крестьянином связан, как душа с телом, и если крестьянина не будет, то не будет и
солдата.
Для предупреждения побегов сбавляли подушную, слагали недоимки; беглых
возвращали на старые места сначала просто, а потом с телесным наказанием. Но и тут
беда: возвращенные беглецы бежали вновь с новыми товарищами, которых
подговаривали рассказами о привольном житье в бегах, в степи или в Польше.К побегам присоединялись мелкие крестьянские бунты, вызванные произволом
владельцев и их управляющих. Царствование Елизаветы было полно местными
бесшумными возмущениями крестьян,
Посылались
усмирительные команды которые били мятежников или были ими биваемы, смотря по
тому, чья брала. Это были пробные мелкие вспышки, лет через 2030 слившиеся в
пугачевский пожар.
особенно монастырских.
В. Ключевский. «Русская история». Москва. «Эксмо». 2000 год.
Василий Максимович Максимов.
«Крестьянская девочка».
1865.
КРЕСТЬЯНСТВО В РОССИИ. Крестьяне – это мелкие сельские производители,
ведущие индивидуальное хозяйство силами семьи и объединенные в общины. В 18 –
нач. 20 вв. крестьянство было основным населением России.Термин «крестьянин» впервые появился в 14 в. и произошел от слова «христианин» (в
отличие от нехристиан из Золотой Орды, поработителей русской земли).
Ко времени Великих реформ 6070х гг. 19 в. помещичьи (крепостные) крестьяне
составляли 37% населения России – 23 млн. человек. В Литве, Белоруссии, на Украине
их было от 50 до 70% всего остального населения. В северных и южных (степных)
губерниях число крепостных крестьян составляло от 2 до 12% населения. В
Архангельской губернии и в Сибири крепостных практически не было.
Крепостные крестьяне не имели гражданских и имущественных прав.
Помещичьи крестьяне делились на барщинных (работавших на барском поле) и
оброчных (плативших помещику денежный оброк). Накануне Великих реформ на
барщине находилось 71%, а на оброке – 29% помещичьих крестьян. В центральных
промышленных губерниях преобладала помещичья форма. Помещикам было выгоднее
отпускать крестьян на оброк, нежели держать на барщине. В этих районах на оброке
находилось до 67% крестьян, а в некоторых губерниях с развитыми отхожими
промыслами, например в Костромской и Ярославской, до 8090% крестьян. Оброчная
система и развитие ремесел давало некоторым крестьянам возможность приобрести
значительные капиталы. Разбогатевшие крепостные крестьяне стремились прежде всего
выкупить себя и свою семью на свободу, поскольку нередко они были в несколько раз
богаче своего хозяина. Из крепостных крестьян вышли такие купеческие династии, как
Морозовы и Коноваловы. Наоборот, в земледельческих районах, Центрально
Черноземном, Средневолжском и на Украине, где условия земледелия были более
благоприятными, преобладала барщина (до 8090% крестьян). Барщина преобладала
также в Литве и Белоруссии, где хозяйство помещиков было ориентировано на
европейский рынок.
Разновидностью барщины в 181й пол. 19 вв. была месячина. Крепостные крестьяне,
лишенные земельных наделов, 6 дней в неделю отрабатывали барщину, за что получали
натурой месячный продовольственный паек и одежду. Переведенный на месячину
крестьянин иногда сохранял свое хозяйство – двор, сельскохозяйственный инвентарь и
скот, на содержание которого тоже получал месячину. Но чаще всего он жил на
барском дворе и обрабатывал помещичье поле господским инвентарем. Месячина не
могла распространяться широко, так как требовала от помещика дополнительных
затрат на содержание крестьянина, почти рабский труд которого отличался низкой
производительностью.
На крепостном положении находились и монастырские крестьяне. В 1764 г. у
монастырей отобрали ок. 2 млн. крестьян и передали их в ведение Коллегии экономии.
Эти крестьяне (их называли экономическими) получили в качестве наделов часть
монастырских земель, барщина была заменена денежным оброком в пользу казны. Но
монастыри вплоть до 1917 г. сохраняли крупные земельные владения.
Близкими по своему положению к помещичьим были крестьяне, принадлежавшие
великокняжеской, а позднее царской семье, или «дворцу». Их так и называли«дворцовые». В 1797 г. для управления дворцовыми крестьянами, царскими имениями
и дворцами был утвержден Департамент уделов, и крестьян стали называть удельными.
К этому времени их насчитывалось 463 тыс. душ мужского пола и число постоянно
возрастало. Их покупали у помещиков, некоторая часть казенных крестьян
перечислялась в удел. К нач. 1860х гг. удельных крестьян было уже ок. 2 млн.
Однако не все крестьянство было закрепощено. В сер. 19 в. ок. 19 млн. человек, т. е.
немногим меньше числа помещичьих крестьян, составляли государственные, или
казенные крестьяне, принадлежавшие государству (казне). Это была юридически
свободная, но зависимая от государства категория крестьян. Они получали в
пользование земельный надел, за который несли повинности в форме денежного оброка.
Хотя государственные крестьяне были лично свободными, они ограничивались в праве
перехода в другие сословия. Им запрещалось переселяться в другие районы страны,
заниматься откупами, подрядами, оптовой торговлей, открывать промышленные
заведения. До 1861 г. они не имели права приобретать землю в собственность,
приобретать на свое имя недвижимость, заводить фабрики и заводы, не имели права без
разрешения удельного начальства уходить на заработки, не могли отстаивать свои
интересы в суде.
Юридическое положение государственных крестьян оформилось в нач. 18 в. в связи с
военными и финансовыми реформами Петра I. Само название «государственные
крестьяне» впервые появилось в петровских указах 1724 г. Ранее они назывались
«черносошными крестьянами» (термин возник в 14 в. от слов «черная соха» т. е.
податная, тяглая соха). С нач. 18 в. численность государственных крестьян
увеличилась. В эту категорию были включены различные группы сельского населения
как исконных русских территорий, так и крестьяне земель, недавно вошедших в состав
российского государства: Прибалтики, Литвы, Белоруссии, Украины, Закавказья. В
состав государственных крестьян были включены и экономические крестьяне, так как в
1786 г. Коллегия экономии была упразднена, а также крестьяне, отобранные у польской
шляхты после восстания 18301831 гг.; жители «заштатных» городов, потерявших
статус города в связи с упразднением их как административных центров. В состав
государственных крестьян были включены и «половники» крестьяне северных
районов, не имевшие земли и арендовавшие ее ради половины урожая; народы
Поволжья, Урала и Сибири, обложенные натуральной данью (ясаком) и в дополнение к
ней денежными и некоторыми натуральными повинностями. Государственными
крестьянами были царане в Молдавии (от молдавского слова «цара» земля, т. е.
земледельцы). Они жили на землях помещиков и монастырей, платили им десятую
часть доходов с надела и отрабатывали барщину по 12 дней в году каждое хозяйство.
Для управления государственными крестьянами в 1837 г. было учреждено
Министерство государственных имуществ. Его глава П. Д. Киселев, сторонник отмены
крепостного права, провел в 18371841 гг. реформу государственной деревни.
Отмена крепостного права в 1861 г., проведение аграрных реформ в удельной в 1863 г.
и в государственной в 1866 г. деревнях уравняли правовой статус различных категорий
крестьянства. Бывшие помещичьи и удельные крестьяне получили те же права, что и
государственные, устанавливалось единое управление в деревне. Земская и судебнаяреформы вводили крестьян в состав местного управления и суда. Однако и в
пореформенной период продолжали еще сохраняться различия между крестьянами:
различным было качество надельной земли, размеры платежей, условия выкупа
наделов, характер землевладения и т. д. Но на смену всем этим различиям,
сложившимся в феодальную эпоху, шел процесс характерного для капитализма
социального деления крестьянства на беднейшее большинство и зажиточное
меньшинство.
Василий Максимович Максимов.
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу».
1875.
Но почему в древнерусской литературе встречается выражение «воскресить огонь»?
Возжечь – понятно, а воскресить? КРЕС – КРЕСАЛО, выбивающее огонь из камня!
Тогда КРЕСТ – возжигание жизни, а кстати, землепашцев называли КРЕСТИ, то есть,
возжигающий жизнь на земле!
И тогда же КРЕСТЬЯНИН уж никак не от слова «христианин».Венцеслас Холлар.
«Крестьянская свадьба».
1650.
– Россия очень холодная страна с плохими почвами, поэтому здесь живут именно такие
люди, а не иные. В Европе сельскохозяйственный период десять месяцев, а в России
пять, – печально рассказывал Милов. – Разница – в два раза. В Европе не работают в
поле только в декабре и январе. В ноябре, например, можно сеять озимую пшеницу, об
этом знали английские агрономы еще в XVIII веке. В феврале проводить другие
работы. Так вот, если просчитать, то получится, что русский крестьянин имеет на
пашенные работы, кроме обмолота зерна, 100 дней. И 30 дней уходят на сенокос. Что
получается? А то, что он жилы рвет и еле управляется. Глава семьи из четырех человек
(однотягловый крестьянин) успевает физически вспахать две с половиной десятины. А
в Европе – в 2 раза больше.
О том, что в России беспашенный период длится 7 месяцев, писали в государственных
документах еще в XVIII веке. Понимали проблему… Средний урожай при тех орудиях
труда был самтри. То есть из одного зернышка вырастало три. Из 12 пудов – 36. Минус
одно зерно из трех на семена, получается 24 пуда – чистый сбор с десятины. С двух с
половиной десятин – 60 пудов. Это на семью из 4 человек. А семья из 4 человек,
учитывая, что женщины и дети едят меньше, равна 2,8 взрослого. При том, что годовая
норма потребления – 24 пуда на человека. То есть нужно без малого 70 пудов. А есть