Трактовка исторических событий в их отношении к судьбам простых людей было тем новым, что внес в историческую живопись Прянишников. В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890).Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Создавая это произведение, художник был движим стремлением показать историческое событие в одном из частных эпизодов отступления французской армии. Измученные, обмороженные, закутанные в тряпки, потерявшие всякую военную выправку, увязая в снегу, бредут французские солдаты по русской земле. Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
ПРЯНИШНИКОВ В ТРЕТЬЯКОВКЕ.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017ПРЯНИШНИКОВ В ТРЕТЬЯКОВКЕ
Характерна для 60х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–
1894) «Шутники» (1865). Она написана под прямым воздействием пьесы А.Н.
Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра.
Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. Сюда
собрались купцы, одетые в собольи шубы и цилиндры, а некоторые в патриархальные
картузы. На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в
шелковом салопе. У ее колен – сынок и наследник. Все это общество сытых и
самодовольных людей предается своеобразной забаве. Подпоив старенького
чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Один из
приказчиков, желая угодить хозяевам, высунув язык, поднял над головой чиновника
два пальца в виде рожек. Центральный образ картины – пляшущий старик. Если мы
обратимся к первоначальному эскизу, то увидим, что там подвыпивший чиновник
предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного. В
законченной картине мы находим нечто иное. Выставляя себя на посмешище
тунеядцам, такой ценой расплачиваясь за их подачки, чиновник делает это с
величайшим усилием над собой. Его старческие ноги выписывают затейливыекренделя, а лицо выражает бесконечную усталость и стыд от сознания
унизительности своего положения. Это заставляет нас почувствовать глубокую
человеческую драму там, где на поверхностный взгляд мы могли бы заметить только
комедию.
В отличие от многих художников, наиболее ярко проявивших себя в 60е годы,
Прянишников и в последующие десятилетия занимал видное место в русской
живописи.
Порожняки
«Порожняки» (1872) – одно из лучших произведений Прянишникова, созданных в 70
е годы. Перед нами бескрайняя, занесенная снегом степь.
Сильный мороз. Догорает малиновая зимняя заря. В образе этой пустынной степи мы
ощущаем широко раскинувшуюся страну с далеко отстоящими друг от друга
городами и селами, сейчас как бы погруженную в неподвижный сон. По дороге,
растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней. На последних – плохо
одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Не имея средств, он пристроился
к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую
деревню. Единственное имущество этого человека составляет лежащая в санях
стопка книг, заботливо перевязанная веревочкой. То, что мы знаем из литературы об
эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70х годов, предстаетперед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом
образе.
В 1812 году
Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874).
Создавая это произведение, художник был движим стремлением показать
историческое событие в одном из частных эпизодов отступления французской
армии. Измученные, обмороженные, закутанные в тряпки, потерявшие всякую
военную выправку, увязая в снегу, бредут французские солдаты по русской земле.
Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных.
Трактовка исторических событий в их отношении к судьбам простых людей было
тем новым, что внес в историческую живопись Прянишников. В этом смысле он
двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. Из других
произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881),
«Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890). Но в них он уже
менее оригинален и индивидуален, а главное, эти работы менее содержательны, чем
названные выше картины.