Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
10.05.2017
На этом занятии состоялся разговор о том, что в истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Наиболее значимые, проверенные временем, запечатлены в религиозной морали, которая, на наш взгляд, является фундаментом всей нравственности человека. Особо остановились на Золотом правиле нравственности: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Технологическая карта по теме Бог и человек.docx
Цель урока: Формирование понимания значения Бога для христиан.
Задачи:
Обучающая: узнать о том, что значат в Православии слова Бог, Человек, Творец;
Развивающая: формировать у учеников общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия
произведения русской художественной литературы;
Воспитывающая: воспитывать любовь к малой родине, ее природе, уважение к верованиям и традициям русского народа.
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Форма урока: урок – беседа.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, кластер, синквейн,
Методика незаконченных предложений
(Я узнал…; Я считаю, что…; Особенно интересным было..)
В области формирвания УУД: познавательные умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;
понимать цель выполняемых действий
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в
коллективном обсуждении проблемы.
Планируемые результаты урока:
1. Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к
ним;
2. Предметные: Имеют представление о понятиях Бог, Человек, Творец.
3. Метапредметные:
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;
Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
Источники информации:
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.,1992.
Шмелев И. Лето Господне. М., 1988.
Времена года. Православный календарь. М., 1995.
Чтение для детей и взрослых. Праздников праздник. М., 1990 . Екимчева Н.Е., Иофина И.О. Русский национальный календарь. – М., изд. “Мир книги”, 2005.
Интернетрессурсы.
Оборудование:
учебники,
листы с заданием по подведению итога урока,
презентация
интервью с Богом (презентация)
Рабочие материалы к уроку:
Мультимедиапроектор, презентация интервью с Богом (презентация)
Интерактивная доска
Учебник «Основы православной культуры»
Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника).
Карточки с заданием для теста.
Ход урока:
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся Дети показывают настроение при
помощи сигнальных карточек. Класс
готов к работе.
Создание
психологического настроя
на учебную деятельность
Организация обратной
связи.
/
№
1. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь
вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте,
как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все
здоровы и добры, ласковы и приветливы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните
вчерашнюю обиду, злость и беспокойство.
Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть
весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я
желаю вам хорошего настроения и бережного
отношения друг к другу.
1слайд Презентация
Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица,
лучистые глазки! Давайте подарим частичку
своего хорошего настроения друг другу.
Улыбнитесь.
Каждый урок мы с вами открываем дверцу в
хранилище православной культуры и
поднимаемся на одну ступеньку выше в своих
знаниях.
У вас на столах лежат маленькие посланцы
нашего великого солнца – Светила, покажите
мне, в каком настроении вы прибываете на уроке?
Ребята улыбнитесь своему солнышку , и как
говорят у нас на Руси “Да возрадуйтесь новому
дню!”
2 слайд « Да возрадуйтесь новому дню!”
2.
Стадия вызова
3 слайд
Предлагается синквейн без первой строчки
1.
2.дарующий, сострадающий, помогающий
3. любит, оберегает, направляет
4. он создал мир
5. творец
Вопрос:
Определите первое слово синквейна?
Ребята, как вы думаете, что будет сегодня
темой нашего разговора?
Почему вы сделали такой вывод?
(на доске: цветочная поляна, сияющее Солнце,
воздушные облака (обратная сторона слова, из
которых в течение урока сложится кластер)–
направленность на
вызов у учащихся уже
имеющихся знаний;
активизация их
деятельности;
мотивация к
дальнейшей работе.
Приемы и методы:
рассказ
предположение по
ключевым словам;
систематизация
материала
(графическая):
кластер.
ведется фронтальная
делают предположения;
систематизирует информацию
до изучения нового;
задают вопросы, на которые
хотят получить ответы
Бог!
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные УУД: развитие
этических чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной работа
первое из них – Бог.
Сформулируйте тему урока.
Закройте глазки и помечтайте.
4 слайд Мы на лугу.
Мы на лугу. Над нами высоко раскинулось
шатром голубое небо с белыми облаками.
Весеннее солнце согревает своими первыми
теплыми лучами. А на земле густая зеленая
трава усеянная цветами. Мы слышим
стрекотание насекомых. Над цветами порхают
мотыльки. В небе воркуют голуби. Вся земля
похожа на большой красивый ковер.
Всё это сотворил Бог. (вывешивается на доску
облако, перевернуть)
5 слайд Рождение Бога
Бог сотворил Вселенную.
Поэтому, под словом Бог в православии
понимается Творец , (облако Творец) , который
создал весь мир и по образу Своему, по образу
Божьему сотворил ещё и человека.
6 слайд
У вас на столах лежат символы мира и добра
отношение
отзывчивости,
Регулятивные УУД: понимать цель
выполняемых действий
выражать
Личностные
УУД:
положительное
к
процессу познания, планирование
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли,
владение монологической формой
речи.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения
признаков.
Регулятивные УУД:
фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном
действии ( голубки ) это ваши путеводные листы,
запишем в них тему урока и слова:(заполняем по
мере узнавания новых слов).
Бог Человек
Творец свобода
Разум
Любовь
Доброта
7 – 17 слайд Красоты мира и Храмы
России.
Представьте, лишь на секунду, что всю эту
красоту, в одно мгновенье может разрушить
человек. Наступит тьма, погибнет всё живое. И
вот спасает человека – Бог!
Бог одарил человека дарами, а какими мы
узнаем из текста.
Сегодня мы познакомимся с рассказом «Ваня и
котёнок»
Как вы думаете, о чём может быть это
произведение? (Фиксирую на доске ответы
учащихся)
Мы прочитаем текст, делая остановки, и
попытаемся понять, какими дарами Бог одарил
человека. 3.
Стадия осмысления
18 слайд: « Работа по учебнику»
Читают текст, используя приём технологии
КМЧЧП, «чтение с остановками».
Вопросы:
1) Первичное чтение стр.8 “Ваня и котенок”
2)Обсуждение прочитанного:
Кто главный герой нашего рассказа?
Что необычного он совершил?
Боялся ли Ваня собаки?
Как бы вы поступили на месте героя?
Ваня свободно решился на этот поступок и его
поступок стал каким? Котенку стало лучше, его
защитил Ваня.
Поэтому человеку Бог дал свободу
(перевернуть на доске) выбора, между добром
и злом.
Но свободный несмышленыш может быть
опасен, поэтому Бог дал человеку разум,
поселил в его душу любовь и доброту.
3) Выводы о прочитанном:
Что для вас оказалось самым важным и
Деятельность учителя:
направлена на сохранение
интереса к теме при работе
с новой информацией,
постепенное продвижение
от знания «старого» к
«новому»
Приемы и методы
активного чтения:
поиск ответов на
поставленные в первой
части вопросы;
проверка первоначальных
предположений.
Деятельность учащихся:
читают, слушают текст, используя,
предложенные учителем активные
методы чтения;
делают пометки на полях и ведут
записи по мере осмысления новой
информации. ( выстраивается
кластер по мере узнавания нового)
Он вспомнил что с Богом бояться
не надо.
Добрым!
( ответы детей)
Познавательные УУД: анализ,
синтез, сравнение, обобщение;
самостоятельное выделение и
формирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой
информации ;
выбор наиболее эффективных
способов решения задач;
планирование ;
Регулятивные УУД: в
сотрудничестве с учителем ставить интересным в рассказе?
Но если рядом с разумом нет ни совести, ни
любви, то может получиться из человека просто
преступник.
Поэтому человек должен быть ближе к Богу!
Ценить и беречь то, что он ему дал.
учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
внимательно слушать собеседника,
понимать его высказывания;
выражать свои мысли с
соответствующими возрасту
полнотой и точностью.
4.
Стадия рефлексии
19 слайд: Игра “Что помогает человеку быть
ближе к Богу”
Игра “Что помогает человеку быть ближе к
Богу” (на лугу рассыпаны цветыслова,
учащиеся читают и распределяют в две группы.)
Ближе к Богу Дальше
от Бога
Любовь к ближним
Непослушание
Забота о родных Гордость
Деятельность учителя:
следует вернуть учащихся
к первоначальным записям
предположениям;
внести изменения,
дополнения;
дать творческие,
исследовательские или
практические задания на
основе изученной
информации
Приемы и методы:
возврат к ключевым
словам, верным и неверным
утверждениям;
ответы на поставленные
Деятельность учащихся:
соотносят «новую» информацию со
«старой»,
знания,
полученные на стадии осмысления
содержания
используя
Познавательные УУД: Обобщение,
построение логической цепи
рассуждений, доказательство
Регулятивное УУД: удерживать
учебную задачу в процессе работы,
оценивать правильность выполнения Почитание старших Обман
Добродетели Дерзость
Соблюдение законов Скупость
вопросы;
заполнение кластера;
Голосом Бога в человеке, в его поступках
является совесть.
20 слайд Тест с проверкой.
Тест:
1.Почему Бога называют Творцом?
А) он помогает людям в творчестве
Б) Бог сотворил мир (показ )
2.Почему Бог не сделает так , чтобы в мире не
было зла?
А) он не хочет избавлять мир от зла
Б) он дал людям выбирать свободу между
добром и злом.
3.Вера в Бога
А ) помогает людям жить, делает их сильнее
в трудных ситуациях
Б) заставляет человека соблюдать разные
правила
4.Как вы понимаете выражение
“Вездеприсутствие Бога”
А ) Бог может находиться там, где этого хочет
человек
Б) Бог Духом своим находится везде во
Вселенной.
задания,
определение правил составления
кластера
Коммуникативное УУД:
участвовать в коллективном
обсуждении проблемы
Учащиеся показывают ответы на
вопросы теста карточкой – А или Б.
Познавательные УУД: Рефлексия
способов и условий действий
Регулятивные УУД: оценивать
достигнутые результаты общей и
собственной деятельности;
удерживать учебную задачу на всем
протяжении урока.
Коммуникативные УУД: быть
терпимым к другим мнениям,
учитывать их в совместной работе.
Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим
требованиям; самооценка на основе
критерия успешности; адекватное
понимание причин успеха /неуспеха/
в учебной деятельности.
Впечатления от просмотра интервью
с Богом.
Один мирянин решил взять интервью у Бога.
Послушайте, что он ему сказал.
21 слайд Интервью с Богом
Показ символов – настроения.
На память о сегодняшнем уроке я хочу
подарить вам ангела счастья и добра на
крыльях, которого написаны слова :
Пожелания ангела (вручаются детям)
“Делайте те добрые дела, какие можете:
Никого не злословьте, не крадите, ни на кого
не клевещите, ни перед кем не гордитесь, не
питайте ни к кому ненависти, будьте
сострадательны к бедным, не подавайте ни
кому дурной пример.
Если так поступать будете, то жить будете в
мире и согласии.”
На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я
узнал, что… Я считаю, что…; Особенно
интересным было..
22 слайд Домашнее задание. Составьте синквейн –
своё понимание слова Бог.
23 слайд Запомните мудрые слова.
Главное – иметь чистое сердце.
Жизнь – возможность, используйте ее;
Жизнь – красота, восхищайтесь ею;
Жизнь – блаженство, вкусите его;
Жизнь – мечта, осуществите ее;
Жизнь – вызов, примите его;
Жизнь – долг, исполните его;
Жизнь – игра, сыграйте в нее;
Жизнь – богатство, дорожите им;
Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею;
Жизнь – тайна, изучайте ее;
Жизнь – шанс, воспользуйтесь им;
Жизнь – горе, превозмогите его;
Жизнь – борьба, выдержите ее;
Жизнь – приключение, решитесь на него;
Жизнь – трагедия, преодолейте ее;
Жизнь – счастье, сотворите его;
Жизнь слишком прекрасна, не губите ее;
Жизнь – это жизнь, боритесь за нее.
24 слайд
Всего вам доброго, и пусть ощущение радости и
покоя не покидает вас в повседневной жизни.
Мать Тереза 25 слайд Спасибо! До новых встреч в
хранилище православной культуры!
Литература. 1.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 45 классы\
(Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.); под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.М.: Просвещение,
210с.239с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.45 классы/
(А.Я.Данилюк)М.: Просвещение, 210 с.24с.
3.Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 45 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.М.: Просвещение, 2011.95с.:ил. + электронное приложение.
«Моделирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» Курс «ОРК и СЭ»
модуль
«Основы православной культуры»
4 класс
Технологическая карта урока
по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Курс «ОРК и СЭ» модуль «Основы православной культуры» 4 класс Технологическая карта урока по теме: «Бог и Человек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.