Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"
Оценка 5

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
28.04.2017
Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"
Урок построен в системно-деятельностном подходе. Предусмотрены фронтальная , групповая, парная и индивидуальная работа.Перед уроком проведена большая подготовительная работа. Предусмотрена работа со словарями, прослушивание аудиозаписи, работа с видеорядом. Учащиеся анализируют Клятву Гиппократа, знакомятся с житие Ульяны Муромской. Домашнее задание носит творческий характер.
урок о милосердии и сострадании.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Кировской области Конспект    урока модуля « Основы православной культуры»                  по теме « Милосердие и сострадание» ( урок 12)  Ванчугова Светлана Михайловна , Учитель начальных классов Высшей квалификационной категории Стаж работы 28 лет  Советск­ 2016 Цель:  создать   условия   для   ознакомления   с   понятиями   «милосердие», «сострадание»;     для    осмысления   этих   понятий   и   выяснить,   какими   же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек.  Тип урока: комбинированный. Обучающая:   познакомить   с   этимологией   и   смыслом   слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».  Развивающая:   осознать   суть   христианского   отношения   к   ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам Воспитывающая:   усвоить,   что   дела   милосердия   в   большей   степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. Планируемые результаты (УУД). Предметные:  формировать   представления   учащихся   о   милосердии   и сострадании, формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как   основы   человеческих   отношений.  Показать   истинное   значение   и   суть милосердия и сострадания. Метапредметные:     формировать   умение   ставить   цель,   планировать   свою деятельность, оценивать свою деятельность. Формирование УУД: личностные: развитие самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах; нравственно­этическая     ориентация;   регулятивные: целеполагание, контроль, оценка; общеучебные   познавательные:  (самостоятельное   выделение   и формулирование   познавательной   цели);   постановка   и   решение   проблемы (самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   поискового характера); логические (анализ, классификация); коммуникативные:  управление   поведением   партнера,   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли. Основные  понятия:   ближний,   милосердие,   сострадание,   любовь   к   врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин. Формы   и   виды   деятельности:  беседа,   участие   в   учебном   диалоге, комментированное   чтение,   работа   в   группах,   работа   с   иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации. Оборудование:  А.В. Кураев  Основы православной культуры/учебник для  общеобразовательных учреждений/ . Москва, Просвещение 2012;  презентация  презентация песни «Так дано много» Ю. Славянская;  аудиозапись « Притча о милосердном самарянине»   аудиозапись песни­ притчи  Светланы Копыловой  « На мосту»   раздаточный материал для работы в группах  раздаточный материал « Расшифруй фразу»   Толковые словари русского языка С.И.Ожегова, В.И.Даля  Видеоклип « Спаси меня»  Подготовка к уроку родителей и детей: 1. Сбор вещей для малообеспеченных семей и передача их Центру  социальной защиты населения. 2. Сбор книг для библиотеки  школы 3. Участие в акции « Собака­копилка»­ перечисление средств  для  создания памятника и на нужды приюта для бездомных животных 4. Акция « Подари улыбку другу» Ход урока 1.Организационный момент. Эмоциональное введение в урок.  Учитель:  Послушайте сказку М.Андрианова « Два облачка» , попробуйте  дать оценку поступка героев. ( приложение1)  Учитель:  Каким было первое облачко?  Второе? Что их объединяло?  Одно облачко проявило сострадание, а второе милосердие. Одинаковые ли эти понятия? 2. Актуализация знаний учащихся. Целеполагание и мотивация.  Учитель: Попробуйте объяснить понятия  « милосердие», « сострадание» ( заслушиваются ответы детей). 2.1 Учитель: найдите в словарях точное определение понятий Работа со словарями ( в парах)  Милосердие­ это Сострадание­ это 2.2. Учитель: Считаете ли вы себя милосердным? Сострадающим? Докажите.  Приведите примеры. Учитель: Как вы думаете, можно ли с рождения обладать качествами «  милосердие» и « сострадание» ? 3. Работа над новым материалом. 3.1  Знакомство с притчей о добром самарянине.( прослушивание  аудиозаписи). 3.2 Словесное рисование. Какие картины представили , слушая притчу? 3.3. Расшифруйте заповедь Христа ( работа с зашифрованной фразой)  (Приложение 2.)  3.4   Учитель: Как вы понимаете понятие « ближний»?  ­Кто для вас является ближним?  ­Как в притче Христа даётся понятие « ближний»? ( Тот, кто нуждается в твоей помощи.   Тот, кто не оставит тебя в беде.) 4. Осмысление новых знаний 4. 1.Работа с иллюстрациями учебника «Сестра милосердия», «В Доме   «   Великая   княгиня   Елизавета   Фёдоровна   ухаживает   за милосердия»,   ранеными солдатами»  Учащийся делает сообщение.  В   России   орден   сестер   милосердия   основала   Елизавета   Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Она была очень красивая, образованная   и добрая женщина – посмотрите на ее удивительный портрет. Елизавета Федоровна после смерти мужа возглавила Марфо­Мариинскую   обитель   милосердия,  всю   свою   жизнь   посвятив   делам милосердия.   Когда   началась   Первая   мировая   война,   Елизавета   Федоровна вместе с сестрами  помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь до   полного   изнеможения:   создавала   детские   приюты,   больницы,   сидела   с умирающими и молилась. И в последние минуты смерти она не переставала заботиться   о   других,   хотя   сама   была   с   многочисленными   и   сильнейшими ушибами и переломами. Рядом с ней в 15­метровой шахте, куда она была сброшена, нашли человека с перевязанными ранами. Учитель:   Что   объединяет   все   эти   рисунки?   Являются   ли   все   те,   кому оказывают помощь родственниками им?  4.2 Работа с раздаточным материалом   Проблемный вопрос: Какая связь между сёстрами милосердия   и врачами «Скорой помощи»? А в чём отличие? Выберите слова,  характеризующие понятие «милосердие». «Клятва» Гиппократа. ( Приложение 3)   1) обязательства перед  учителями, коллегами и учениками; 2) принцип не причинения вреда; 3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);  4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;  5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; 6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; 7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; 8) обязательство личного совершенствования; 9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности). ( затем зачитываются выбранные слова).  Учащиеся устно делают вывод: Ближними для нас являются те, кто  нуждается в нашей помощи. 4.3 Работа с учебником  Проблемный вопрос : Как вы думаете нужно ли проявлять милосердие к  своим врагам, недругам? Чтение текста в учебнике с.43. Учитель: Какой вывод сделаете по прочитанному?   Вывод:  милосердие нужно проявлять и к недругам своим. Призыв Иисуса  Христа: « Любите врагов наших». 4.4. Работа с дополнительной информацией. Прослушивание аудиозаписи  песни­ притчи С. Копыловой « На мосту» . Учитель: Что помогло юноше не совершить самоубийство? ( сострадание  прохожего. 4.5.  Учитель: Понятие « милосердие» тесно связано с понятием «  милостыня». Кто может объяснить смысл этого понятия? Чтение и анализ статьи учебника с. 44­45. Учитель :  Что такое милостыня?  (Милостыня – это благотворение нуждающимся) ­ Что говорил Иисус Христос о милостыне?  («Всякому просящему у тебя – дай») ­Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее?  ­ «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается».  4.6. Самостоятельное чтение статьи об Ульяне Муромской  Составление синквейна о святой Ульяне Муромской Ульяна Добрая, святая Шила, кормила, помогала Ульяна­ милосердная Святая Учитель: Дорога милостыня в скудости. Как вы понимаете эту пословицу? ­ Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет  в нищете?  ( Чтобы люди учились делиться друг с другом. Бог желает, чтобы один  человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так?  Для пользы того и другого.  Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие) 5. Закрепление новых знаний 5.1 Просмотр видеоклипа « Спаси меня» и обсуждение Проблемный вопрос : Можно ли научиться милосердию и состраданию? Кто  больше всего нуждается в нашем милосердии и сострадании?  Что вы испытывали, посмотрев видеоклип?  ( сострадание) А в чём проявляется ваше милосердие? ( дети  перечисляют  дела, которые они совершили, проявив милосердие ). 5.2.  Работа в группах  1 группа  Составление  памятки « Что нужно сделать, чтобы стать  милосердным?»  2 группа « Памятка жизненных правил»  3 группа  « Собери пословицы»  4 группа « Проанализировать отрывки из стихотворений, высказать  коллективное мнение по их содержанию 5.3 Выступление групп 6. Итог урока.  Продолжите предложение: В сострадании и милосердии нуждаются.. Близкими нам являются… Каждый человек должен быть милосердным, потому что… 7. Домашнее задание ( по выбору)  1) Расспросить родителей, как они сами понимают милосердие и сострадание, совершают ли сами поступки милосердия и сострадания, и как наша семья это может воплотить в жизни. 2) Составить письменный с иллюстрациями (или устный) рассказ « Каждому человеку необходимо быть милосердным и сострадательным». 3) Составить презентацию «Кто наш ближний и нуждается в милосердии» или «Милосердие в истории человечества». 4.) Раскройте письменно, как вы понимаете   народную мудрость: «Мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке». Приложение 1.  М. Андрианов « Два облачка»      Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.  – Ах, какое оно бедненькое, наверное, из­за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не   видят   и   никогда   не   знают,   – Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.  – Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную   –   Но   ведь   тебе   же   жаль   деревце,   вот   и   давай   с   тобой   поможем   ему.     где   их   дождь   нужен. вылиться.   землю и     улетело. – Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто­нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко   Оставшись   одно,   серое   облачко   решило   поскорее   найти   где­нибудь   воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода   и   все   лужи   давно   пересохли.   Долго   летало   серое   облачко   и   лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать   прохожих   людей   спелыми   грушами.   Едят   люди   груши   и   не догадываются,   что   сладкую   и   сочную   еду   они   получили   благодаря милосердному поступку серого облачка. Приложение 2.  Расшифруйте фразу. , , . . Ключ к заданию: Приложение 3.  «Клятва» Гиппократа.  1) обязательства перед  учителями, коллегами и учениками; 2) принцип не причинения вреда; 3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);  4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;  5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; 6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; 7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; 8) обязательство личного совершенствования; 9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"

Урок ОПК по теме " Милосердие и сострадание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017