Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс

  • Разработки курсов
  • docx
  • 05.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наше общество стремительно перешло к новым формам хозяйственной деятельности, что привело к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов наиболее важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения. Курс весьма актуален. Как показывает моя многолетняя практика, даже выбирая социально-гуманитарный, социально-экономический и т.д. профиль, обучающиеся не всегда представляют смысл своего обучения в подобных классах. Сейчас увеличивается количество классов с профильным направлением в средних образовательных учреждениях. Учащиеся и их родители не всегда обладают всесторонними знаниями о данном обучении. Открытие профильных классов было вызвано, в том числе и тем, что около 40% выпускников наших ВУЗов не работают по полученной специальности. К 2024 году планируется переход большинства школ на профильное обучение. Задачи профильного обучения – формирование у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознание интереса к будущей профессии. «Выбор профессии» -короткая фраза, но за ней стоит огромный труд: планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Для правильного выбора нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда. Обучающиеся должны правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Подготовить ребят должна система профориентации в образовательном учреждении.
Иконка файла материала Курс Кем быть....docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Согласовано Заместителем директора МБОУ «СОШ №9» ___________ С.А.Левчук от «31» августа 2018г. Согласовано Методическим советом МБОУ «СОШ № 9» Руководитель МС ___________ И.В.Горева Протокол № 1 от «31» августа 2018г. Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №  9» __________ Е.Н. Комарова  Приказ №  90­0 «31» августа 2018г. Программа курса внеурочной деятельности «Кем быть…» Направление: социальное  10 класс Количество часов – 34 Учитель Елизарова Марина Владиславовна               Программа разработана в соответствии с ФКГОС С(П)ОО   г. Северодвинск 2018 г«Кем быть…»  10 класс Программа курса внеурочной деятельности Аннотация Полное наименование программы Место предмета в учебном плане Нормативная основа разработки программы Количество часов для реализации программы Дата утверждения. Органы и должностные лица, принимавшие участие в разработке, рассмотрении и принятии Цели, задачи реализации программы Программа курса внеурочной деятельности «Кем быть…» 10 класс Федеральный закон  «Об образовании в Российской  Федерации» от 29  Федеральный компонент государственный образовательный стандарт  Базисный учебный (образовательный) план на изучение программы курса  внеурочной деятельности «Кем быть..»  отводит 1  час в неделю, всего 34 часа.  декабря  2012 года № 273­ФЗ, с изменениями и дополнениями,  основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и  науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897  с изменениями); ­Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821­10, «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993, ­Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (     одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему  образованию(протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16­з)  учебного предмета, курса в соответствии с  ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФКГОС» Локальный акт «МБОУ «СОШ № 9» «Положение о рабочей программе  В неделю – 1 часа В год – 34 часов Согласовано  заместителем директора МБОУ «СОШ № 9» С.А. Левчук от «31» августа 2018 г Согласовано Методическим советом МБОУ «СОШ № 9», руководитель МС  ГореваИ.В., протокол № 1 от 31.08.2018г.  Утверждено директором МБОУ «СОШ № 9» Комаровой Е.Н., приказ № 92/1 – О  от 31.08.2018г.  Цели программы:  Формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в  условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание  научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой  профессионального выбора. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии,  карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей иполученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о  современном рынке труда. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных  социально­экономических условиях. Задачи:      повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет  вооружения их соответствующими знаниями и умениями,  расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в  самосовершенствовании; сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей  индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми  формами организации труда в условиях рыночных отношений и  конкуренции кадров;  обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с  требованиями профессиональной деятельности.  Методы и формы организации, виды деятельности Описание учебно – методического комплекта, включая электронные ресурсы Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как  рассказ, беседа, круглый стол, объяснение, экскурсия, а также выполнение  практических заданий. Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие  расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают  больше возможностей для творческого  развития личности и профессионального  самоопределения. На   заключительном   уроке   используется  итоговый   контроль   в   виде   защиты проектной работы (в электронном варианте в программе Power Point).  Занятия состоят из теоретической и практической частей.  Закон РФ от 19.04.1991 N 1032­1 (ред. от 11.12.2018) О занятости населения в  Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). Федеральный закон  «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря  2012 года № 273­ФЗ, с изменениями и дополнениями. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой  выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.   Климов  Е.А. Психология профессионального самоопределения.­ М.:Academia.  2007. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8­11  классы). – М.: Вако. 2005.  Твоя профессиональная карьера. 10­11 классы. М.: Просвещение. 2015. http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/ http://www.find­job.ru/ http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur  http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.htmlhttp://atlas100.ru/box/                                      Содержание курса внеурочной деятельности 1 2 «Все работы хороши­выбирай на вкус» Что такое «профессия»? Понятие «профессия». Профессия как род трудовой  деятельности. Специальность. Игра «О какой профессии идёт речь»?   Профессии, ушедшие в прошлое.  Какие профессии ушли в прошлое? Чем занимались люди, имевшие эти профессии? Причины появления новых профессий.  3 Атлас новых профессий.  Как сориентироваться? Характеристика новых профессий, специальностей. Аудитор, бренд­менеджер,  менеджер, web­программист,web­дизайнер, логистик,  мерче(а)ндайзер… 4 Практикум. Найти топ­10 самых оплачиваемых работников (сфера «Экономика»)  Анализ данных.       5­6. Экскурсия в торговый центр. Наблюдение  и анализ деятельности менеджера по                    продажам, мерче(а)ндайзера (по выбору). 7 Задачи профориентации  в современной действительности. Новые требования к работникам. 8 Психометрия и профориентация, современные тесты. «Хочу» и «Могу». Определение возможностей и желаний. 9 Профориентация детей с ОВЗ и одарённых детей. Круглый стол с психологом МБОУ «СОШ№9» Налётовой С.В. 10 Методики исследования личности: призвание и профессия. Тестирования, беседы, интервью, профессиональные пробы. 11 Самостоятельность в выборе профессии: что мешает и как развить? Причины неактивности в выборе профессии. Влияние родителей. Роль педагога в  помощи обучающимся. 12 Траектории поступления в ВУЗы.   Поступление по результатам ЕГЭ, по результатам олимпиад, по программе целевой  подготовки и т.д. 13 Стажировки, общение с экспертами, другие способы попробовать себя в  профессии. Работа в летний период для школьников 14 Влияние работы на другие сферы жизни. Практикум. Сравнить несколько профессий на основе фильмов, сайтов, объявлений. 15 Классификация профессий (по Е.А.Климову) П – «ЧЕЛОВЕК­ПРИРОДА» Т – «ЧЕЛОВЕК­ТЕХНИКА»Ч – «ЧЕЛОВЕК­ЧЕЛОВЕК» Х – «ЧЕЛОВЕК­ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» Многообразие профессий и их характеристики. 16 Востребованные специальности, топ­50. Практикум. Изучение рынка труда различных регионов, анализ. 17 Рынок труда нашего региона. Экскурсия в Государственное казенное учреждение   Архангельской области «Центр занятости населения  города Северодвинска» 18 Профессии группы «Человек­природа». Знакомство с профессиями группы. Экскурсия на Северодвинский агрокомбинат «Тепличное» 19 Экскурсия  в Государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Северодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных" 20 Посещение приюта помощи бездомным животным  «4 лапы», оказание посильной  помощи. 21 Профессии группы «Человек­техника». Знакомство с профессиями группы. Экскурсия на АО «Производственное объединение «Севмаш».  22 Экскурсия в ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие».  23  Круглый стол с представителями службы такси в Северодвинске. 24 Встреча с представителем ИТР ПАО « Ростелеком». 25 Профессии группы «Человек­знаковая система». Знакомство с профессиями  группы. Встреча с бухгалтером МБОУ «СОШ№9» 26 Экскурсия в ОАО «Северодвинская типография» 27 Посещение нотариального офиса в Северодвинске. 28 Профессии группы «Человек­художественный образ». Знакомство с профессиями группы. Экскурсия в Театр драмы Северодвинска 29 Посещение Фотомастерской. 30 Экскурсия в гравёрную мастерскую. 31 Профессии группы «Человек­человек». Знакомство с профессиями группы. Социально­гуманитарный профиль в школе. Беседа с учителем МБОУ «СОШ№9»      32.Посещение участкового.      33. Посещение парикмахерского салона.      34. Итоговый проект. «Я сделал свой выбор». Тематическое планирование «Кем стать…»№ занятия Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Характеристика деятельности обучающихся 1 2 3­4 «Все работы хороши­выбирай на  вкус». Практикум. Игра.  Профессии, ушедшие в прошлое. Атлас   новых   профессий.     Как сориентироваться? Практикум.  Топ­10 самых  оплачиваемых работников (сфера «Экономика»)    5­6 .Экскурсия в торговый центр. 7. Задачи   профориентации   современной действительности.   в 1 1 2 2 1 Определение   понятий   «профессия»   и «специальность»,   понимать   разницу   этих понятий.    какой   функционал   имевшие   ушедшие Осознавать:   какие   профессии   ушли   в прошлое.  Представлять: выполняли   люди, профессии. Понимать:   почему   на   смену   одним профессиям приходят другие профессии. Характеризовать   новые   профессии, специальности. Осуществлять поиск на сайтах, в СМИ.  Отобрать необходимую информацию. Анализировать полученную информацию. Делать выводы. Выступать с обобщением материала. Наблюдать   за   работой   менеджера   по продажам, мерчендайзера (по выбору). Понимать основные принципы выполнения трудовой деятельности.   Анализировать   выполнение   трудовой деятельности работником. Формулировать   и   задавать   вопросы   (по необходимости). Обобщать полученный материал и делать выводы. Понимать: сегодня чётко спланированный карьерный   путь,   завтра­несколько   стадий обучения и работы. Осознавать:   несколько   карьер   придётся делать по разным профессиям.   развитие   способностей, Планировать: неподвластны   роботам: которые креативность,   воображение,   инициативу, лидерские качества.8. 9. 10. 11. Психометрия и профориентация, современные   тесты.   «Хочу»   и «Могу». Профориентация   детей   с   ОВЗ  и одарённых детей. Круглый   стол   с   психологом МБОУ   «СОШ№9»   Налётовой С.В. Методики личности: профессия.     исследования и призвание   Самостоятельность   в   выборе профессии:   что   мешает   и   как развить? 1 1 1 1 12. Траектории поступления в ВУЗы. 1 1  Стажировки, общение с  экспертами, другие способы  попробовать себя в профессии. 13. Определить: свои  возможности. Управлять: своими желаниями. Понять: суть профессионального плана. Использовать: полученные знания. Попытаться   профессиональный план. Понимать:   особенности   трудоустройства одарённых детей и детей с ОВЗ. построить свой     возможны   Понимать: необходимость  изучения себя. Изучать различные методики. Пробовать эти методики. Уяснить: профессия не всегда призвание. Выделять: причины отсутствия активности в выборе будущей профессии. Составлять: план по активизации  самостоятельной работы в выборе  профессии.Определить: роль педагога в  выборе профессии.Понимать: влияние или  давление со стороны родителей в выборе  профессии. Понимать: различные траектории поступления. Поступление по результатам   ЕГЭ,   по   результатам олимпиад,   по   программе   целевой подготовки   и   т.д.   Выбрать   возможные варианты. Разработать : свою траекторию поступления. В России запустился проект «Проектория» – сайт по бесплатной профориентации для  детей, предлагающий школьникам  поучаствовать в решении современных  технологических задач от крупных  компаний и инженерных вузов. В обмен  участники смогут получить образование,  стажировку, трудоустройство или другое  поощрение от заказчика.Попробовать:  свои силы в крупной компании. Попробовать: интересной фирме в Северодвинске.   летом   подработать   в14. 15. 16. 17. 18­20 Влияние работы на другие сферы жизни. Практикум.  Классификация   профессий   (по Е.А.Климову) Востребованные   специальности, топ­50. Практикум. Рынок труда нашего региона. Экскурсия   в   Государственное казенное учреждение Архангельской   области   «Центр занятости   населения     города Северодвинска».       Знакомство Профессии   группы   «Человек­ природа». с профессиями группы. Экскурсия на Северодвинский  агрокомбинат «Тепличное». Экскурсия  в Государственное  бюджетное учреждение  Архангельской области  "Северодвинская городская  станция по борьбе с болезнями  животных". Посещение приюта помощи  бездомным животным  «4 лапы»,  оказание посильной помощи. 1 1 1 1 3 Сравнить: несколько профессий на основе фильмов, сайтов, объявлений. Использовать:   полученную   информацию для анализа и обобщения. Уяснить:   группы   профессий.   Понимать: многообразие.   Выделять:   профессии   и специальности в разных группах. Изучить: рынок труда различных регионов (по   выбору).   Анализировать:   полученную информацию. Обобщать и делать выводы.   Изучить:   рынок   труда   нашего   региона,   в том   числе   и   Северодвинска.   Понимать: востребованность определённых профессий.   Уяснить:   специфику   рынка труда   Северодвинска.Определить:   место будущей   трудовой   деятельности   (по возможности).Рассмотреть:   предлагаемые вакансии.   Проанализировать:   возможные варианты «на сегодня». Знакомиться:   более   подробно   с профессиями   данной   группы.   Изучать: ситуацию на предприятиях данной группы в   процессе   посещения.   Наблюдать:   за работой   специалистов   определённых профессий.   условия работы и выполнение трудовых функций. Задавать:   корректные   вопросы   о   работе специалистов.   посильную помощь( в случае необходимости). Делать выводы: о необходимости знаний, нужных при выполнении функционала; об учебных   заведениях   для   получения образования.   Анализировать:   Оказывать:Знакомство Профессии   группы   «Человек­ техника». с профессиями группы. Экскурсия АО на «Производственное   объединение «Севмаш». Экскурсия «Северодвинское автотранспортное предприятие».  Круглый стол с представителями службы такси в Северодвинске. Встреча   с   представителем   ИТР ПАО «Ростелеком». ООО в Профессии   группы   «Человек­ знаковая система». Знакомство с профессиями группы.  Встреча   с   бухгалтером   МБОУ «СОШ№9». Экскурсия «Северодвинская типография». Посещение нотариального офиса в Северодвинске. ОАО в       Профессии   группы   «Человек­ художественный образ». Знакомство   с   профессиями группы. Экскурсия   в   Театр   драмы Северодвинска. Посещение Фотомастерской. Экскурсия мастерскую. гравёрную в     21­24 25­27 28­30. 4 3 3   Оказывать:   Анализировать:   Анализировать: Знакомиться:   более   подробно   с профессиями   данной   группы.   Изучать: ситуацию на предприятиях данной группы в   процессе   посещения.   Наблюдать:   за работой   специалистов   определённых профессий.   условия работы и выполнение трудовых функций. Задавать:   корректные   вопросы   о   работе специалистов.   посильную помощь( в случае необходимости). Делать выводы: о необходимости знаний, нужных при выполнении функционала; об учебных заведениях для получения образования. Знакомиться:   более   подробно   с профессиями   данной   группы.   Изучать: ситуацию на предприятиях данной группы в   процессе   посещения.   Наблюдать:   за работой   специалистов   определённых профессий.   условия работы и выполнение трудовых функций. Задавать:   корректные   вопросы   о   работе специалистов.   посильную помощь( в случае необходимости). Делать выводы: о необходимости знаний, нужных при выполнении функционала; об учебных   заведениях   для   получения образования. Знакомиться: профессиями данной группы. Изучать:   ситуацию   на   предприятиях данной группы в процессе посещения. Наблюдать:   за   работой   специалистов определённых профессий. Анализировать: выполнение трудовых функций. Задавать:   корректные   вопросы   о   работе специалистов. Оказывать:   посильную   помощь(   в   случае необходимости). Делать выводы: о необходимости знаний, нужных при выполнении функционала; об учебных   заведениях   для   получения образования.   более   подробно   с   условия   работы   и   Оказывать:31­33.     Знакомство Профессии   группы   «Человек­ человек». с профессиями группы. Социально­гуманитарный  профиль в школе. Беседа с  учителем МБОУ «СОШ№9». Посещение участкового.  Посещение парикмахерского  салона.     34. Итоговый проект. «Я сделал свой выбор»       условия   работы   и   более   подробно   с Знакомиться: профессиями данной группы. Изучать:   ситуацию   на   предприятиях данной группы в процессе посещения. Наблюдать:   за   работой   специалистов определённых профессий. Анализировать: выполнение трудовых функций. Задавать:   корректные   вопросы   о   работе специалистов. Оказывать: посильную помощь ( в случае необходимости). Делать выводы: о необходимости знаний, нужных при выполнении функционала; об учебных   заведениях   для   получения образования. Разрабатывать модели. 3 1

Посмотрите также