Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
10 кл
05.06.2019
Наше общество стремительно перешло к новым формам хозяйственной деятельности, что привело к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов наиболее важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Курс весьма актуален. Как показывает моя многолетняя практика, даже выбирая социально-гуманитарный, социально-экономический и т.д. профиль, обучающиеся не всегда представляют смысл своего обучения в подобных классах. Сейчас увеличивается количество классов с профильным направлением в средних образовательных учреждениях. Учащиеся и их родители не всегда обладают всесторонними знаниями о данном обучении. Открытие профильных классов было вызвано, в том числе и тем, что около 40% выпускников наших ВУЗов не работают по полученной специальности. К 2024 году планируется переход большинства школ на профильное обучение. Задачи профильного обучения – формирование у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознание интереса к будущей профессии. «Выбор профессии» -короткая фраза, но за ней стоит огромный труд: планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Для правильного выбора нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда. Обучающиеся должны правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Подготовить ребят должна система профориентации в образовательном учреждении.
Курс Кем быть....docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
Заместителем директора
МБОУ «СОШ №9»
___________ С.А.Левчук
от «31» августа 2018г.
Согласовано
Методическим советом
МБОУ «СОШ № 9»
Руководитель МС
___________ И.В.Горева
Протокол № 1
от «31» августа 2018г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №
9»
__________ Е.Н. Комарова
Приказ № 900
«31» августа 2018г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Кем быть…»
Направление: социальное
10 класс
Количество часов – 34
Учитель Елизарова Марина Владиславовна
Программа разработана в соответствии с ФКГОС С(П)ОО
г. Северодвинск
2018 г «Кем быть…» 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности
Аннотация
Полное
наименование
программы
Место
предмета в
учебном плане
Нормативная
основа
разработки
программы
Количество
часов для
реализации
программы
Дата
утверждения.
Органы и
должностные
лица,
принимавшие
участие в
разработке,
рассмотрении
и принятии
Цели, задачи
реализации
программы
Программа курса внеурочной деятельности «Кем быть…» 10 класс
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
Федеральный компонент государственный образовательный стандарт
Базисный учебный (образовательный) план на изучение программы курса
внеурочной деятельности «Кем быть..» отводит 1 час в неделю, всего 34 часа.
декабря 2012 года № 273ФЗ, с изменениями и дополнениями,
основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№282110,
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03
марта 2011 года №19993,
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (
одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з)
учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФКГОС»
Локальный акт «МБОУ «СОШ № 9» «Положение о рабочей программе
В неделю – 1 часа
В год – 34 часов
Согласовано заместителем директора МБОУ «СОШ № 9» С.А. Левчук
от «31» августа 2018 г
Согласовано Методическим советом МБОУ «СОШ № 9», руководитель МС
ГореваИ.В., протокол № 1 от 31.08.2018г.
Утверждено директором МБОУ «СОШ № 9» Комаровой Е.Н., приказ № 92/1 – О
от 31.08.2018г.
Цели программы:
Формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в
условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание
научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой
профессионального выбора.
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии,
карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о
современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социальноэкономических условиях.
Задачи:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями,
расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в
самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и
конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности.
Методы и
формы
организации,
виды
деятельности
Описание
учебно –
методического
комплекта,
включая
электронные
ресурсы
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как
рассказ, беседа, круглый стол, объяснение, экскурсия, а также выполнение
практических заданий.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие
расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают
больше возможностей для творческого развития личности и профессионального
самоопределения.
На заключительном уроке используется итоговый контроль в виде защиты
проектной работы (в электронном варианте в программе Power Point).
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Закон РФ от 19.04.1991 N 10321 (ред. от 11.12.2018) О занятости населения в
Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273ФЗ, с изменениями и дополнениями.
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой
выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia.
2007.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811
классы). – М.: Вако. 2005.
Твоя профессиональная карьера. 1011 классы. М.: Просвещение. 2015.
http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/
http://www.findjob.ru/
http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur
http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.html http://atlas100.ru/box/
Содержание курса внеурочной деятельности
1
2
«Все работы хорошивыбирай на вкус»
Что такое «профессия»? Понятие «профессия». Профессия как род трудовой
деятельности. Специальность.
Игра «О какой профессии идёт речь»?
Профессии, ушедшие в прошлое.
Какие профессии ушли в прошлое? Чем занимались люди, имевшие эти профессии?
Причины появления новых профессий.
3 Атлас новых профессий. Как сориентироваться?
Характеристика новых профессий, специальностей.
Аудитор, брендменеджер, менеджер, webпрограммист,webдизайнер, логистик,
мерче(а)ндайзер…
4 Практикум. Найти топ10 самых оплачиваемых работников (сфера «Экономика»)
Анализ данных.
56. Экскурсия в торговый центр. Наблюдение и анализ деятельности менеджера по
продажам, мерче(а)ндайзера (по выбору).
7 Задачи профориентации в современной действительности.
Новые требования к работникам.
8 Психометрия и профориентация, современные тесты. «Хочу» и «Могу».
Определение возможностей и желаний.
9 Профориентация детей с ОВЗ и одарённых детей.
Круглый стол с психологом МБОУ «СОШ№9» Налётовой С.В.
10 Методики исследования личности: призвание и профессия.
Тестирования, беседы, интервью, профессиональные пробы.
11 Самостоятельность в выборе профессии: что мешает и как развить?
Причины неактивности в выборе профессии. Влияние родителей. Роль педагога в
помощи обучающимся.
12 Траектории поступления в ВУЗы.
Поступление по результатам ЕГЭ, по результатам олимпиад, по программе целевой
подготовки и т.д.
13 Стажировки, общение с экспертами, другие способы попробовать себя в
профессии.
Работа в летний период для школьников
14 Влияние работы на другие сферы жизни.
Практикум. Сравнить несколько профессий на основе фильмов, сайтов, объявлений.
15 Классификация профессий (по Е.А.Климову)
П – «ЧЕЛОВЕКПРИРОДА»
Т – «ЧЕЛОВЕКТЕХНИКА» Ч – «ЧЕЛОВЕКЧЕЛОВЕК»
Х – «ЧЕЛОВЕК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Многообразие профессий и их характеристики.
16 Востребованные специальности, топ50.
Практикум. Изучение рынка труда различных регионов, анализ.
17 Рынок труда нашего региона.
Экскурсия в Государственное казенное учреждение Архангельской области
«Центр занятости населения города Северодвинска»
18 Профессии группы «Человекприрода». Знакомство с профессиями группы.
Экскурсия на Северодвинский агрокомбинат «Тепличное»
19 Экскурсия в Государственное бюджетное учреждение Архангельской области
"Северодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных"
20 Посещение приюта помощи бездомным животным «4 лапы», оказание посильной
помощи.
21 Профессии группы «Человектехника». Знакомство с профессиями группы.
Экскурсия на АО «Производственное объединение «Севмаш».
22 Экскурсия в ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие».
23 Круглый стол с представителями службы такси в Северодвинске.
24 Встреча с представителем ИТР ПАО « Ростелеком».
25 Профессии группы «Человекзнаковая система». Знакомство с профессиями
группы.
Встреча с бухгалтером МБОУ «СОШ№9»
26 Экскурсия в ОАО «Северодвинская типография»
27 Посещение нотариального офиса в Северодвинске.
28 Профессии группы «Человекхудожественный образ». Знакомство с профессиями
группы.
Экскурсия в Театр драмы Северодвинска
29 Посещение Фотомастерской.
30 Экскурсия в гравёрную мастерскую.
31 Профессии группы «Человекчеловек». Знакомство с профессиями группы.
Социальногуманитарный профиль в школе. Беседа с учителем МБОУ «СОШ№9»
32.Посещение участкового.
33. Посещение парикмахерского салона.
34. Итоговый проект. «Я сделал свой выбор».
Тематическое планирование
«Кем стать…» №
занятия
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Характеристика деятельности
обучающихся
1
2
34
«Все работы хорошивыбирай на
вкус». Практикум. Игра.
Профессии, ушедшие в прошлое.
Атлас новых профессий. Как
сориентироваться?
Практикум. Топ10 самых
оплачиваемых работников (сфера
«Экономика»)
56
.Экскурсия в торговый центр.
7.
Задачи профориентации
современной действительности.
в
1
1
2
2
1
Определение понятий «профессия» и
«специальность», понимать разницу этих
понятий.
какой функционал
имевшие ушедшие
Осознавать: какие профессии ушли в
прошлое.
Представлять:
выполняли люди,
профессии.
Понимать: почему на смену одним
профессиям приходят другие профессии.
Характеризовать новые профессии,
специальности.
Осуществлять поиск на сайтах, в СМИ.
Отобрать необходимую информацию.
Анализировать полученную информацию.
Делать выводы.
Выступать с обобщением материала.
Наблюдать за работой менеджера по
продажам, мерчендайзера (по выбору).
Понимать основные принципы выполнения
трудовой деятельности.
Анализировать выполнение трудовой
деятельности работником.
Формулировать и задавать вопросы (по
необходимости).
Обобщать полученный материал и делать
выводы.
Понимать: сегодня чётко спланированный
карьерный путь, завтранесколько стадий
обучения и работы.
Осознавать: несколько карьер придётся
делать по разным профессиям.
развитие способностей,
Планировать:
неподвластны
роботам:
которые
креативность, воображение, инициативу,
лидерские качества. 8.
9.
10.
11.
Психометрия и профориентация,
современные тесты. «Хочу» и
«Могу».
Профориентация детей с ОВЗ и
одарённых детей.
Круглый стол с психологом
МБОУ «СОШ№9» Налётовой
С.В.
Методики
личности:
профессия.
исследования
и
призвание
Самостоятельность в выборе
профессии: что мешает и как
развить?
1
1
1
1
12.
Траектории поступления в ВУЗы.
1
1
Стажировки, общение с
экспертами, другие способы
попробовать себя в профессии.
13.
Определить: свои возможности.
Управлять: своими желаниями.
Понять: суть профессионального плана.
Использовать: полученные знания.
Попытаться
профессиональный план.
Понимать: особенности трудоустройства
одарённых детей и детей с ОВЗ.
построить
свой
возможны
Понимать: необходимость изучения себя.
Изучать различные методики.
Пробовать эти методики.
Уяснить: профессия не всегда призвание.
Выделять: причины отсутствия активности
в выборе будущей профессии.
Составлять: план по активизации
самостоятельной работы в выборе
профессии.Определить: роль педагога в
выборе профессии.Понимать: влияние или
давление со стороны родителей в выборе
профессии.
Понимать:
различные
траектории поступления. Поступление по
результатам ЕГЭ,
по результатам
олимпиад,
по программе целевой
подготовки и т.д. Выбрать возможные
варианты. Разработать : свою траекторию
поступления.
В России запустился проект «Проектория»
– сайт по бесплатной профориентации для
детей, предлагающий школьникам
поучаствовать в решении современных
технологических задач от крупных
компаний и инженерных вузов. В обмен
участники смогут получить образование,
стажировку, трудоустройство или другое
поощрение от заказчика.Попробовать:
свои силы в крупной компании.
Попробовать:
интересной фирме в Северодвинске.
летом подработать в 14.
15.
16.
17.
1820
Влияние работы на другие сферы
жизни.
Практикум.
Классификация профессий (по
Е.А.Климову)
Востребованные специальности,
топ50. Практикум.
Рынок труда нашего региона.
Экскурсия в Государственное
казенное
учреждение
Архангельской области «Центр
занятости населения
города
Северодвинска».
Знакомство
Профессии группы «Человек
природа».
с
профессиями группы.
Экскурсия на Северодвинский
агрокомбинат «Тепличное».
Экскурсия в Государственное
бюджетное учреждение
Архангельской области
"Северодвинская городская
станция по борьбе с болезнями
животных".
Посещение приюта помощи
бездомным животным «4 лапы»,
оказание посильной помощи.
1
1
1
1
3
Сравнить: несколько профессий на основе
фильмов, сайтов, объявлений.
Использовать: полученную информацию
для анализа и обобщения.
Уяснить: группы профессий. Понимать:
многообразие. Выделять: профессии и
специальности в разных группах.
Изучить: рынок труда различных регионов
(по выбору). Анализировать: полученную
информацию. Обобщать и делать выводы.
Изучить: рынок труда нашего региона, в
том числе и Северодвинска. Понимать:
востребованность
определённых
профессий. Уяснить: специфику рынка
труда Северодвинска.Определить: место
будущей трудовой деятельности (по
возможности).Рассмотреть: предлагаемые
вакансии. Проанализировать: возможные
варианты «на сегодня».
Знакомиться:
более подробно с
профессиями данной группы. Изучать:
ситуацию на предприятиях данной группы
в процессе посещения. Наблюдать: за
работой специалистов определённых
профессий.
условия
работы и выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
посильную
помощь( в случае необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
Анализировать:
Оказывать: Знакомство
Профессии группы «Человек
техника».
с
профессиями группы.
Экскурсия
АО
на
«Производственное объединение
«Севмаш».
Экскурсия
«Северодвинское
автотранспортное предприятие».
Круглый стол с представителями
службы такси в Северодвинске.
Встреча с представителем ИТР
ПАО «Ростелеком».
ООО
в
Профессии группы «Человек
знаковая система». Знакомство с
профессиями группы.
Встреча с бухгалтером МБОУ
«СОШ№9».
Экскурсия
«Северодвинская типография».
Посещение нотариального офиса
в Северодвинске.
ОАО
в
Профессии группы «Человек
художественный
образ».
Знакомство с профессиями
группы.
Экскурсия в Театр драмы
Северодвинска.
Посещение Фотомастерской.
Экскурсия
мастерскую.
гравёрную
в
2124
2527
2830.
4
3
3
Оказывать:
Анализировать:
Анализировать:
Знакомиться:
более подробно с
профессиями данной группы. Изучать:
ситуацию на предприятиях данной группы
в процессе посещения. Наблюдать: за
работой специалистов определённых
профессий.
условия
работы и выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
посильную
помощь( в случае необходимости). Делать
выводы: о необходимости знаний, нужных
при выполнении функционала; об учебных
заведениях для получения образования.
Знакомиться:
более подробно с
профессиями данной группы. Изучать:
ситуацию на предприятиях данной группы
в процессе посещения. Наблюдать: за
работой специалистов определённых
профессий.
условия
работы и выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
посильную
помощь( в случае необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
Знакомиться:
профессиями данной группы.
Изучать: ситуацию на предприятиях
данной группы в процессе посещения.
Наблюдать: за работой специалистов
определённых профессий.
Анализировать:
выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
Оказывать: посильную помощь( в случае
необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
более подробно с
условия работы и
Оказывать: 3133.
Знакомство
Профессии группы «Человек
человек».
с
профессиями группы.
Социальногуманитарный
профиль в школе. Беседа с
учителем МБОУ «СОШ№9».
Посещение участкового.
Посещение парикмахерского
салона.
34.
Итоговый проект. «Я сделал свой
выбор»
условия работы и
более подробно с
Знакомиться:
профессиями данной группы.
Изучать: ситуацию на предприятиях
данной группы в процессе посещения.
Наблюдать: за работой специалистов
определённых профессий.
Анализировать:
выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
Оказывать: посильную помощь ( в случае
необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
Разрабатывать модели.
3
1
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Курс внеурочной деятельности "Кем быть...", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.