Наше общество стремительно перешло к новым формам хозяйственной деятельности, что привело к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов наиболее важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Курс весьма актуален. Как показывает моя многолетняя практика, даже выбирая социально-гуманитарный, социально-экономический и т.д. профиль, обучающиеся не всегда представляют смысл своего обучения в подобных классах. Сейчас увеличивается количество классов с профильным направлением в средних образовательных учреждениях. Учащиеся и их родители не всегда обладают всесторонними знаниями о данном обучении. Открытие профильных классов было вызвано, в том числе и тем, что около 40% выпускников наших ВУЗов не работают по полученной специальности. К 2024 году планируется переход большинства школ на профильное обучение. Задачи профильного обучения – формирование у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознание интереса к будущей профессии. «Выбор профессии» -короткая фраза, но за ней стоит огромный труд: планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Для правильного выбора нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда. Обучающиеся должны правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. Подготовить ребят должна система профориентации в образовательном учреждении.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Согласовано
Заместителем директора
МБОУ «СОШ №9»
___________ С.А.Левчук
от «31» августа 2018г.
Согласовано
Методическим советом
МБОУ «СОШ № 9»
Руководитель МС
___________ И.В.Горева
Протокол № 1
от «31» августа 2018г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №
9»
__________ Е.Н. Комарова
Приказ № 900
«31» августа 2018г.
Программа курса внеурочной деятельности
«Кем быть…»
Направление: социальное
10 класс
Количество часов – 34
Учитель Елизарова Марина Владиславовна
Программа разработана в соответствии с ФКГОС С(П)ОО
г. Северодвинск
2018 г«Кем быть…» 10 класс
Программа курса внеурочной деятельности
Аннотация
Полное
наименование
программы
Место
предмета в
учебном плане
Нормативная
основа
разработки
программы
Количество
часов для
реализации
программы
Дата
утверждения.
Органы и
должностные
лица,
принимавшие
участие в
разработке,
рассмотрении
и принятии
Цели, задачи
реализации
программы
Программа курса внеурочной деятельности «Кем быть…» 10 класс
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
Федеральный компонент государственный образовательный стандарт
Базисный учебный (образовательный) план на изучение программы курса
внеурочной деятельности «Кем быть..» отводит 1 час в неделю, всего 34 часа.
декабря 2012 года № 273ФЗ, с изменениями и дополнениями,
основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№282110,
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03
марта 2011 года №19993,
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (
одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з)
учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФКГОС»
Локальный акт «МБОУ «СОШ № 9» «Положение о рабочей программе
В неделю – 1 часа
В год – 34 часов
Согласовано заместителем директора МБОУ «СОШ № 9» С.А. Левчук
от «31» августа 2018 г
Согласовано Методическим советом МБОУ «СОШ № 9», руководитель МС
ГореваИ.В., протокол № 1 от 31.08.2018г.
Утверждено директором МБОУ «СОШ № 9» Комаровой Е.Н., приказ № 92/1 – О
от 31.08.2018г.
Цели программы:
Формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в
условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание
научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой
профессионального выбора.
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии,
карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей иполученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о
современном рынке труда.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социальноэкономических условиях.
Задачи:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями,
расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в
самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и
конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности.
Методы и
формы
организации,
виды
деятельности
Описание
учебно –
методического
комплекта,
включая
электронные
ресурсы
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как
рассказ, беседа, круглый стол, объяснение, экскурсия, а также выполнение
практических заданий.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие
расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают
больше возможностей для творческого развития личности и профессионального
самоопределения.
На заключительном уроке используется итоговый контроль в виде защиты
проектной работы (в электронном варианте в программе Power Point).
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Закон РФ от 19.04.1991 N 10321 (ред. от 11.12.2018) О занятости населения в
Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273ФЗ, с изменениями и дополнениями.
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой
выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia.
2007.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811
классы). – М.: Вако. 2005.
Твоя профессиональная карьера. 1011 классы. М.: Просвещение. 2015.
http://www.ido.edu.ru/psychology/labour_psychology/
http://www.findjob.ru/
http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=sam_5#ur
http://www.proforientator.ru/mirpr/prof_world.htmlhttp://atlas100.ru/box/
Содержание курса внеурочной деятельности
1
2
«Все работы хорошивыбирай на вкус»
Что такое «профессия»? Понятие «профессия». Профессия как род трудовой
деятельности. Специальность.
Игра «О какой профессии идёт речь»?
Профессии, ушедшие в прошлое.
Какие профессии ушли в прошлое? Чем занимались люди, имевшие эти профессии?
Причины появления новых профессий.
3 Атлас новых профессий. Как сориентироваться?
Характеристика новых профессий, специальностей.
Аудитор, брендменеджер, менеджер, webпрограммист,webдизайнер, логистик,
мерче(а)ндайзер…
4 Практикум. Найти топ10 самых оплачиваемых работников (сфера «Экономика»)
Анализ данных.
56. Экскурсия в торговый центр. Наблюдение и анализ деятельности менеджера по
продажам, мерче(а)ндайзера (по выбору).
7 Задачи профориентации в современной действительности.
Новые требования к работникам.
8 Психометрия и профориентация, современные тесты. «Хочу» и «Могу».
Определение возможностей и желаний.
9 Профориентация детей с ОВЗ и одарённых детей.
Круглый стол с психологом МБОУ «СОШ№9» Налётовой С.В.
10 Методики исследования личности: призвание и профессия.
Тестирования, беседы, интервью, профессиональные пробы.
11 Самостоятельность в выборе профессии: что мешает и как развить?
Причины неактивности в выборе профессии. Влияние родителей. Роль педагога в
помощи обучающимся.
12 Траектории поступления в ВУЗы.
Поступление по результатам ЕГЭ, по результатам олимпиад, по программе целевой
подготовки и т.д.
13 Стажировки, общение с экспертами, другие способы попробовать себя в
профессии.
Работа в летний период для школьников
14 Влияние работы на другие сферы жизни.
Практикум. Сравнить несколько профессий на основе фильмов, сайтов, объявлений.
15 Классификация профессий (по Е.А.Климову)
П – «ЧЕЛОВЕКПРИРОДА»
Т – «ЧЕЛОВЕКТЕХНИКА»Ч – «ЧЕЛОВЕКЧЕЛОВЕК»
Х – «ЧЕЛОВЕК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
З – «ЧЕЛОВЕК –ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Многообразие профессий и их характеристики.
16 Востребованные специальности, топ50.
Практикум. Изучение рынка труда различных регионов, анализ.
17 Рынок труда нашего региона.
Экскурсия в Государственное казенное учреждение Архангельской области
«Центр занятости населения города Северодвинска»
18 Профессии группы «Человекприрода». Знакомство с профессиями группы.
Экскурсия на Северодвинский агрокомбинат «Тепличное»
19 Экскурсия в Государственное бюджетное учреждение Архангельской области
"Северодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных"
20 Посещение приюта помощи бездомным животным «4 лапы», оказание посильной
помощи.
21 Профессии группы «Человектехника». Знакомство с профессиями группы.
Экскурсия на АО «Производственное объединение «Севмаш».
22 Экскурсия в ООО «Северодвинское автотранспортное предприятие».
23 Круглый стол с представителями службы такси в Северодвинске.
24 Встреча с представителем ИТР ПАО « Ростелеком».
25 Профессии группы «Человекзнаковая система». Знакомство с профессиями
группы.
Встреча с бухгалтером МБОУ «СОШ№9»
26 Экскурсия в ОАО «Северодвинская типография»
27 Посещение нотариального офиса в Северодвинске.
28 Профессии группы «Человекхудожественный образ». Знакомство с профессиями
группы.
Экскурсия в Театр драмы Северодвинска
29 Посещение Фотомастерской.
30 Экскурсия в гравёрную мастерскую.
31 Профессии группы «Человекчеловек». Знакомство с профессиями группы.
Социальногуманитарный профиль в школе. Беседа с учителем МБОУ «СОШ№9»
32.Посещение участкового.
33. Посещение парикмахерского салона.
34. Итоговый проект. «Я сделал свой выбор».
Тематическое планирование
«Кем стать…»№
занятия
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего
часов
Характеристика деятельности
обучающихся
1
2
34
«Все работы хорошивыбирай на
вкус». Практикум. Игра.
Профессии, ушедшие в прошлое.
Атлас новых профессий. Как
сориентироваться?
Практикум. Топ10 самых
оплачиваемых работников (сфера
«Экономика»)
56
.Экскурсия в торговый центр.
7.
Задачи профориентации
современной действительности.
в
1
1
2
2
1
Определение понятий «профессия» и
«специальность», понимать разницу этих
понятий.
какой функционал
имевшие ушедшие
Осознавать: какие профессии ушли в
прошлое.
Представлять:
выполняли люди,
профессии.
Понимать: почему на смену одним
профессиям приходят другие профессии.
Характеризовать новые профессии,
специальности.
Осуществлять поиск на сайтах, в СМИ.
Отобрать необходимую информацию.
Анализировать полученную информацию.
Делать выводы.
Выступать с обобщением материала.
Наблюдать за работой менеджера по
продажам, мерчендайзера (по выбору).
Понимать основные принципы выполнения
трудовой деятельности.
Анализировать выполнение трудовой
деятельности работником.
Формулировать и задавать вопросы (по
необходимости).
Обобщать полученный материал и делать
выводы.
Понимать: сегодня чётко спланированный
карьерный путь, завтранесколько стадий
обучения и работы.
Осознавать: несколько карьер придётся
делать по разным профессиям.
развитие способностей,
Планировать:
неподвластны
роботам:
которые
креативность, воображение, инициативу,
лидерские качества.8.
9.
10.
11.
Психометрия и профориентация,
современные тесты. «Хочу» и
«Могу».
Профориентация детей с ОВЗ и
одарённых детей.
Круглый стол с психологом
МБОУ «СОШ№9» Налётовой
С.В.
Методики
личности:
профессия.
исследования
и
призвание
Самостоятельность в выборе
профессии: что мешает и как
развить?
1
1
1
1
12.
Траектории поступления в ВУЗы.
1
1
Стажировки, общение с
экспертами, другие способы
попробовать себя в профессии.
13.
Определить: свои возможности.
Управлять: своими желаниями.
Понять: суть профессионального плана.
Использовать: полученные знания.
Попытаться
профессиональный план.
Понимать: особенности трудоустройства
одарённых детей и детей с ОВЗ.
построить
свой
возможны
Понимать: необходимость изучения себя.
Изучать различные методики.
Пробовать эти методики.
Уяснить: профессия не всегда призвание.
Выделять: причины отсутствия активности
в выборе будущей профессии.
Составлять: план по активизации
самостоятельной работы в выборе
профессии.Определить: роль педагога в
выборе профессии.Понимать: влияние или
давление со стороны родителей в выборе
профессии.
Понимать:
различные
траектории поступления. Поступление по
результатам ЕГЭ,
по результатам
олимпиад,
по программе целевой
подготовки и т.д. Выбрать возможные
варианты. Разработать : свою траекторию
поступления.
В России запустился проект «Проектория»
– сайт по бесплатной профориентации для
детей, предлагающий школьникам
поучаствовать в решении современных
технологических задач от крупных
компаний и инженерных вузов. В обмен
участники смогут получить образование,
стажировку, трудоустройство или другое
поощрение от заказчика.Попробовать:
свои силы в крупной компании.
Попробовать:
интересной фирме в Северодвинске.
летом подработать в14.
15.
16.
17.
1820
Влияние работы на другие сферы
жизни.
Практикум.
Классификация профессий (по
Е.А.Климову)
Востребованные специальности,
топ50. Практикум.
Рынок труда нашего региона.
Экскурсия в Государственное
казенное
учреждение
Архангельской области «Центр
занятости населения
города
Северодвинска».
Знакомство
Профессии группы «Человек
природа».
с
профессиями группы.
Экскурсия на Северодвинский
агрокомбинат «Тепличное».
Экскурсия в Государственное
бюджетное учреждение
Архангельской области
"Северодвинская городская
станция по борьбе с болезнями
животных".
Посещение приюта помощи
бездомным животным «4 лапы»,
оказание посильной помощи.
1
1
1
1
3
Сравнить: несколько профессий на основе
фильмов, сайтов, объявлений.
Использовать: полученную информацию
для анализа и обобщения.
Уяснить: группы профессий. Понимать:
многообразие. Выделять: профессии и
специальности в разных группах.
Изучить: рынок труда различных регионов
(по выбору). Анализировать: полученную
информацию. Обобщать и делать выводы.
Изучить: рынок труда нашего региона, в
том числе и Северодвинска. Понимать:
востребованность
определённых
профессий. Уяснить: специфику рынка
труда Северодвинска.Определить: место
будущей трудовой деятельности (по
возможности).Рассмотреть: предлагаемые
вакансии. Проанализировать: возможные
варианты «на сегодня».
Знакомиться:
более подробно с
профессиями данной группы. Изучать:
ситуацию на предприятиях данной группы
в процессе посещения. Наблюдать: за
работой специалистов определённых
профессий.
условия
работы и выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
посильную
помощь( в случае необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
Анализировать:
Оказывать:Знакомство
Профессии группы «Человек
техника».
с
профессиями группы.
Экскурсия
АО
на
«Производственное объединение
«Севмаш».
Экскурсия
«Северодвинское
автотранспортное предприятие».
Круглый стол с представителями
службы такси в Северодвинске.
Встреча с представителем ИТР
ПАО «Ростелеком».
ООО
в
Профессии группы «Человек
знаковая система». Знакомство с
профессиями группы.
Встреча с бухгалтером МБОУ
«СОШ№9».
Экскурсия
«Северодвинская типография».
Посещение нотариального офиса
в Северодвинске.
ОАО
в
Профессии группы «Человек
художественный
образ».
Знакомство с профессиями
группы.
Экскурсия в Театр драмы
Северодвинска.
Посещение Фотомастерской.
Экскурсия
мастерскую.
гравёрную
в
2124
2527
2830.
4
3
3
Оказывать:
Анализировать:
Анализировать:
Знакомиться:
более подробно с
профессиями данной группы. Изучать:
ситуацию на предприятиях данной группы
в процессе посещения. Наблюдать: за
работой специалистов определённых
профессий.
условия
работы и выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
посильную
помощь( в случае необходимости). Делать
выводы: о необходимости знаний, нужных
при выполнении функционала; об учебных
заведениях для получения образования.
Знакомиться:
более подробно с
профессиями данной группы. Изучать:
ситуацию на предприятиях данной группы
в процессе посещения. Наблюдать: за
работой специалистов определённых
профессий.
условия
работы и выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
посильную
помощь( в случае необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
Знакомиться:
профессиями данной группы.
Изучать: ситуацию на предприятиях
данной группы в процессе посещения.
Наблюдать: за работой специалистов
определённых профессий.
Анализировать:
выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
Оказывать: посильную помощь( в случае
необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
более подробно с
условия работы и
Оказывать:3133.
Знакомство
Профессии группы «Человек
человек».
с
профессиями группы.
Социальногуманитарный
профиль в школе. Беседа с
учителем МБОУ «СОШ№9».
Посещение участкового.
Посещение парикмахерского
салона.
34.
Итоговый проект. «Я сделал свой
выбор»
условия работы и
более подробно с
Знакомиться:
профессиями данной группы.
Изучать: ситуацию на предприятиях
данной группы в процессе посещения.
Наблюдать: за работой специалистов
определённых профессий.
Анализировать:
выполнение трудовых функций.
Задавать: корректные вопросы о работе
специалистов.
Оказывать: посильную помощь ( в случае
необходимости).
Делать выводы: о необходимости знаний,
нужных при выполнении функционала; об
учебных заведениях для получения
образования.
Разрабатывать модели.
3
1