СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Проектирование программы профессиональной подготовки по специальности ''Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем''
1.1 Анализ профессиональной деятельности специалиста
1.2 Формирование квалифицированных характеристик специалиста
1.3 Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста
2. Проектирование технологий обучения на тему: «Интеллектуальные системы»
2.1 Постановка оперативных целей изучения темы
2.2. Проектирование дидактических материалов
План изложения темы: «Возможности Microsoft Power Point»
Логико-семантическая структура изучения темы: «Возможности Microsoft Power Point»
2.3. Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний
2.4. Проектирование мотивационных технологий обучения
2.5. Проектирование технологий формирования ООД
2.6. Проектирование технологий формирования ВД
2.7. Проектирование технологий формирование контрольных действий (КД)
2.8. Составление перспективно-поурочного плана изложения темы «Возможности Microsoft Power Point»
2.9. Организация и методика урока темы
3. Разработка дидактических материалов инновационных технологий обучения
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Инженер-педагог - центральная фигура в учебных заведениях профессионально-технического образования. Благодаря его деятельности осуществляется действующая преемственность поколений рабочего класса от коллектива до коллектива, от среды до среды, которая оказывает содействие созданию условий, которые обеспечивают всестороннее развитие профессиональной подготовки молодых рабочих. Но именно этим обусловлена сложность и ответственность работы инженера-педагога так как, чем выше уровень развития науки и техники, тем совершеннее орудие работы, выше культура самих производителей и в целом культура производства, усложняется процесс обучения и воспитания будущих молодых специалистов, которые требуют от инженера-педагога новых знаний, умений и привычек.
В этом случае инженер-педагог выступает как источник информации, с помощью разных средств передающим ее учеником, которые, воспринимая информацию, той или другой мерой возвращают ее назад в виде определенных действий и поступков, заставляя инженера-педагога менять содержание информации и способ ее передачи.
Ведь «обучение и воспитание можно рассматривать как систему управления, одной из важнейших и специфических особенностей которой есть то, что объектом управления в этой системе есть сам человек».
В отличие от других видов управленческой деятельности управления учебно-воспитательным процессом необходимо рассматривать, как регулирование деятельности учащихся с помощью разных педагогических средств. Иначе говоря, процесс управления и воспитания требует навыков в обучении, в работе, в приобретении новых знаний, умений и привычек, и в творческом их использовании.
Модель личностных качеств инженера-педагога и содержания его педагогической деятельности, - это структура личностных качеств инженера-педагога неотделимая от содержания его педагогической деятельности.
Личностные качества инженера-педагога влияют на результаты его работы, которые меняются в зависимости от специальных и педагогических способностей инженера-педагога и творческого их использования.
Однако следует обратить внимание на то, что работа инженера-педагога не является общепедагогической. В его структуре заключены компоненты педагогичной-профессионально-педагогической деятельности, которые обуславливают круг его обязанностей, личностные качества, стиль мышления, внутриколлективные отношения и психологический климат в учебных заведениях.
Достижение высокого педагогического мастерства в деятельности инженера педагога во многом зависит от широты и глубины его педагогичной-профессионально-педагогической подготовки.
Вместе с тем немаловажную, а наверное, и решающую роль играют способности тех, кто избрал для себя эту профессию.
1. Проектирование программы профессиональной подготовки
по специальности ''Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем''
1.1 Анализ профессиональной деятельности специалиста
В основе курсового проектирования лежит деятельность инженера-педагога по созданию дидактического проекта подготовки конкретного специалиста (квалифицированного рабочего, младшего специалиста или бакалавра). Выполнение этой деятельности предусматривает цель формирования умений, определять способы организации конкретного учебного процесса, ориентируясь на условия социального заказа.
Интеллектуализация современных информационно-образовательных ресурсов является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений совместного исследования педагогов, психологов и специалистов в области информационных образовательных технологий.
Интеллектуальные системы обучения являются практическим результатом применения методов и средств искусственного интеллекта в области автоматизированного обучения и представляют собой новое поколение учебных систем. В процессе обучения для достижения максимально возможного результата в зоне потенциального развития школьника, учитель-предметник использует специальные знания трех основных типов: знания о предмете обучения, знания о методах обучения и знания об обучаемом. В традиционных автоматизированных системах обучения фрагменты этих знаний жестко встроены в текст отдельных кадров учебного курса в соответствии с выбранной методикой обучения. В ИСО необходимые знания выделены и представлены с помощью различных методов и технологий искусственного интеллекта. Используя эти знания, ИСО способна в зависимости от психофизиологических и интеллектуальных возможностей обучаемого выбирать наиболее эффективные методы обучения, темп и способы представления учебного материала, регулировать его содержание, объем и сложность, т.е. индивидуализировать процесс обучения, повысить его качество.
Таблица 1.1 - Профессиональное предназначение и условия использования «Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем»
Вид деятельности |
Место использования специалиста |
1. Подготовка объекта к использованию средств автоматизации и управления, назначение сотрудников. 2. Обслуживание математических объектно- ориентированных моделей для решения организационно-экономических, конструктивных и технологических проблем. 3. Комплектация системы. 4. Выполнение запуска и настройка ПК (подготовительная работа). 5. Проведение пробной эксплуатации, дополнительные отладки программы и исправления оперативных, технических и программных документации для выявления дефектов. 6. Принятие системы в промышленную эксплуатацию. 7. Монтаж, пуск, регулирование и испытание Power Point, средств автоматики и управления и ее программного обеспечения. 8. Подготовка систем к эксплуатации и использования эффективных режимов эксплуатации. 9. Контрольные испытания аппаратного и программного обеспечения систем. 10. Диагностика технического состояния, испытание аппаратного и программного обеспечения и устранения нештатного функционирования и ошибок. |
1. Технические и компьютерные лаборатории предприятий; 2 Системный администратор компании; 3. Программист; 4. Научная и исследовательская работа на предприятии; 5. Техническое обслуживание предприятия; 6. Отладка и тестирование работы подразделений на предприятии; 7. Работа с устройствами ввода и вывода информации
|
Согласно квалификационной характеристике выделяют функции деятельности специалиста, которые представляют собой абстрактные понятия, которые дают общие представления о характере деятельности специалиста.
Выделяют четыре функции деятельности специалиста:
1. Подготовительная - подготовка специалиста к деятельности.
2. Технологическая (производственная) - выполнение основных работ, предусмотренных в квалификационной характеристике.
3. Контролирующая - текущий контроль в процессе работы.
4. Организационная - рациональная организация рабочего места, соблюдение техники безопасности.
Вышеперечисленные процедуры деятельности по каждой функции работы называются функциональными единицами деятельности (ФЕД).
Анализируя квалификационную характеристику младшего специалиста "ОИИС" получаем его функциональную структуру деятельности, которая представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Функциональная структура деятельности специалиста по специальности «Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем»
Функция деятель-ности
|
Процеду-ра деятель-ности
|
Пред-мет деятельности
|
Матери-альные средства деятель-ности
|
Продукт деятель-ности
|
Терми-ны и условия труда
|
Дидактические средства деятельности |
|
Знания: |
Умения: |
||||||
Подгото-вительная |
Включе-ние компьюте-ра, запуск необходи-мого программ-ного обеспече-ния |
Компьютер |
Компью-тер, программ-ное обеспече-ние |
Подготовле-но к работе компьютеров, подготовлен-ных для работы программно-го обеспечения |
Стандарт |
Процедура включения компьюте-ра под управле-нием программ-ного обеспече-ния |
Включение компьютера под управле-нием программ-ного обеспече-ния |
Техноло-гическая |
Работа, настройка устройств, управле-ние ними. |
Прог-рамм-ное обеспе-чение |
Компью-тер, программ-ное обеспече-ние |
Созданы и отредактиро-ваны, налажены работы, создания программы. |
Стандарт |
Основы работы с горками разных типов, различные типы диаграмм. |
Настройка и работа с устройст-вами. |
Контро-лирующая |
Проверка на ошибки, исправле-ние их. |
Инфор-мация, програ-ммное обеспе-чение. |
Програм-мное обеспече-ние |
Устранить все обнаружен-ные ошибки и недостатки |
Стандарт |
Основы работы с горками разных типов, различные типы диаграмм. |
Настройка и работа с устройст-вами. |
Органи-зационная |
Соответст-вие стандартам безопас-ности, личной гигиены и дисципли-ны |
Автома-тизированное рабочее место |
Правила безопас-ности |
Рационально организован-ное рабочее место |
Стандарт |
Принципы безопас-ности, основы рацио-нальной организа-ции труда
|
Принципы безопаснос-ти, основы рациональ-ной организа-ции труда
|
Функции профессиональной деятельности специалиста определяются в зависимости от места его использования и рода выполняемых им работ.
Рассмотрение деятельности с точки зрения ее цели, субъекта, предмета, средств, процедур, продукта, результата характерны для системного анализа. Використання цього м е тоду наукового пізнання в даному вип а дку сприяє отриманню бажаного результату: можна прослідкувати всю послідовність перетворення предмету в продукт, розбивши процес на найдрібніші частини-дії. Использование этого метода научного познания в данном случае способствует получению желаемого результата: возможность проследить всю последовательность преобразования предмету в продукт, разбивая процесс на мельчайшие части-действия. На уровне каждого действия формируется система знаний и умений специалиста, обеспечивает выполнение этого действия.
Дифференцированными компонентами уровня специальности являются уровни циклов учебных дисциплин или отдельных дисциплин. Подготовка на этих уровнях требует постановки тактических целей обучения. Эти цели должны отражать профессиональную направленность:
- мотивировать деятельность специалиста, которая находит отражение через заинтересованность в высоких результатах труда;
- желание осуществить трудовую деятельность - быстро и качественно;
- профессиональную компетентность (качество труда);
- коммуникативную готовность (умение объяснять, обосновывать, принимать решения, характеризовать объект, инструктировать подчиненных и обладать определенным тезаурусом);
- экономическую эрудицию и правовую компетентность (бережно относится к средствам производства, соблюдать правила труда и т.д.);
- характеристики профессиональной памяти и мышления;
- способность творческого подхода в решении технических заданий;
- способность саморегуляции и самоанализа (умение контролировать профессиональные действия и корректировать их при необходимости).
Постановка такой комплексной цели и дальнейшая ее реализация должны способствовать всестороннему развитию личности учащегося.
При постановке цели изучения учебного курса преподаватель должен четко уяснить, какие именно характеристики личности следует формировать и на какие элементы структуры личности следует влиять. Фактически, цель обучения дисциплины или тактическая цель обучения представляет собой описание не только видов деятельности, которые формируются в процессе изучения, но и все те характеристики личности, которые следует формировать в процессе усвоения заданной дисциплины. Учителю необходимо четко уяснить, какие компоненты структуры личности формируются при освоении его учебного курса. При этом следует учитывать, что при обучении осуществляется формирование личности в целом.
Таблица 1.3 – Постановка тактических целей профессионального обучения специалиста по обслуживанию интеллектуальных интегрированных мсистем на уровне специальной теоретической дисциплины
Элементы структуры личности |
Характеристика целей |
|
Опыт личности |
Профессиональная компетентность |
1.Сформировать общие представления о работе с устройств ввода информации. 2.Сформировать общие умения работы с различными периферийными устройствами. 3.Сформировать умение подключения. 4.Сформировать общие понятия о видах устройств ввода и вывода информации, а также настройка программного обеспечения для работы с ними. 5.Сформировать умение работы с визуальными функциями устройств вывода информации. 6.Сформировать умение настраивания принтера. 7.Сформировать умения работы с мастером установки оборудования. 8.Сформировать умения работы с видеозаписью. 9.Сформировать умения работы с звукозаписью. |
Профессиональная направленность |
1. Сформировать желание работать в отрасли будущей профессии. 2. Сформировать понятие о важности выполнения своей работы качественно и добросовестно. |
|
Коммуникативная готовность |
1. Сформировать профессиональную терминологию (нормативные документы и правила эксплуатации ИС, компьютерной техники и систем связи, технологию обработки данных, рабочие инструкции). 2. Сформировать умение общаться в бригаде, на производстве, используя технический язык. |
|
Экономическая эрудиция |
Уметь осуществлять экономический анализ ИС. |
|
Правовая эрудиция |
Сформировать представление об основных понятиях трудового права (режим труда и отдыха, нормальные условия работы и т.д.) |
|
Профессиональная память |
Сформировать умение улучшения долгосрочной, краткосрочной, логической, образной, слуховой и зрительной памяти. |
|
Функциональный механизм психики |
Техническое мышление |
Сформировать оперативное мышление, связанное с работой с технической документацией и специальным оборудованием. |
Способность к решению творческих задач |
Сформировать умение использовать новые, прогрессивные технологии при решении поставленной задачи. |
|
Типологические свойства |
Способность к саморегулированию и самоанализа |
Сформировать умение анализировать свою деятельность, находить в ней ошибки и исправлять их. |
1.2 Формирование квалифицированных характеристик специалиста
На основе функциональной структуры деятельности младшего специалиста по специальности «Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем» и требований, предъявляемых к нему, составляем перечень умений и знаний, необходимых при подготовке рабочего по профессии.
Содержание профессионального обучения основывается на перечне установленных требований.
Содержание теоретического обучения включает в себя формирование знаково-практических (ЗП) и знаково-умственных навыков (ЗУ).
Основа практического (производственного) образования состоит главным образом в предметно-практических навыках (ПП) и предметно-умственных (ПУ).
Уровни сформированности умений:
- О - уметь выполнять действия с опорой на источник информации, при этом источник информации является внешним для субъекта деятельности; например - схема, алгоритм, карта, инструкции, указание и т.д .;
- С - уметь выполнять действия самостоятельно, то есть без использования внешних источников информации с опорой на усвоенные ранее знания и умения;
- Н - уметь выполнять действия самостоятельно в автоматическом режиме, то есть на основе прочно сложившихся, автоматизированных навыков.
Содержание профессиональной подготовки работников данной профессии и квалификации оформлено в виде таблицы 1.4., в которой левая часть показывает умения, а правая включает в себя знания, необходимые для их формирования, принимая во внимание необходимый уровень их образования. Если несколько навыков требует знания, они задаются один раз и больше не повторяются.
Требуемый уровень знаний указываются следующим образом:
-ознакомительно-ориентировочный (ОО). Формирование знаний на этом уровне основываются на том, что учащиеся имеют только ориентировочные представления об изучаемых понятия, могут повторять формулировки законов, положений;
-понятийно-аналитический (ПA). Студенты в этом случае, имеют четкие представления и понятия об исследуемом объекте, способны осуществлять смысловые виділення, поясне н ня, проводити аналіз, переносити р а ніше засвоєні знання в выделения, объяснять, проводить анализ, переносить ранее усвоенные знания в типові ситуації. типичные ситуации;
-продуктивной-синтетические (ПC). Учащиеся на этом уровне имеют глубокие понятия об исследуемом объекте, способны осуществлять синтез, генерировать новые представления, переносить ранее усвоенные знания в нетипичные ситуации.
Таблица 1.4 – Перечень знаний и умений, необходимых при подготовке младшего специалиста по профессии «Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем»
Умения |
Знания |
|||||
№ |
Наименование |
Вид |
Уровень |
№ |
Наименование |
Уровень |
1. |
Включать и настраивать оборудование и программное обеспечение |
ПП |
С |
1.1 |
Базовые понятия о ПК и периферийное оборудование |
ПА |
1.2 |
Настройка ПК и периферийного оборудования |
ПС |
||||
1.3 |
Правила безопасности при работе с ПК |
ОО |
||||
2. |
Принимать участие под руководством специалиста в разработке математических объектно-ориентированных моделей ИС. |
ЗП |
С |
2.1 |
Правила эксплуатации компьютерной техники и систем связи |
ОО |
2.2 |
Технология обработки данных. |
ПА |
||||
3. |
Осуществлять проверку, регулировка, настройка и испытания компонентов ИС после устранения причин их нештатного функционирования. |
ПП |
С |
3.1 |
Правила эксплуатации компьютерной техники и систем связи. |
ОО |
3.2 |
Технология обработки данных. |
ОО |
||||
3.3 |
Рабочие инструкции. |
ПА |
||||
4. |
Разрабатывать предложения по совершенствованию структуры, электрической, функциональной схемы и алгоритмически-программного обеспечения, методов диагностики технического и функционального состояния и устранения неисправностей |
ЗП |
СА |
4.1 |
Понятие о компонентах ИС |
ОО |
4.2 |
Технические характеристики устройств и принцип действия оборудования |
ПА |
||||
5. |
Владеет техническими и организационными средствами реализации правил безопасности и экологических норм при эксплуатации ИС, средств автоматики и управления. |
ПА |
СА |
5.1 |
Нормативные документы. |
ОО |
5.2 |
Правила эксплуатации ИС |
ПА |
На основе содержания знаний, необходимых при подготовке младшего специалиста по профессии «Обслуживание интеллектуально-интегрированных систем», формируется список тем, необходимых для его теоретического и практического обучения (табл.1.5).
Таблица 1.5 - Перечень тем теоретического и практического обучения, необходимых для подготовки младшего специалиста по специальности «Обслуживание интеллектуальных и интегрированных систем»
№ умение |
№ знания |
Содержание необходимых тем |
|||||
ПО |
ТО |
||||||
№ темы |
Наименование |
Кол-во часов |
№ темы |
Наименование |
Кол-во часов |
||
1 |
1.1 1.2 1.3 3.1 |
6 |
Включение и настройка оборудования и программного обеспечения |
2 |
3 |
Базовые понятия о ПК и периферийное оборудование. |
2 |
2 |
2.1 2.2 4.1 4.2 |
7 |
Основные навыки разработки математических объектно-ориентированных моделей ИС. |
270 |
4 |
Разработка математических объектно-ориентированных моделей ИС. |
120 |
3 |
3.1 3.2 3.3 |
8 |
Проверка, регулировка, настройка и испытания компонентов ИС после устранения причин их нештатного функционирования. |
168 |
5 |
Ввод в эксплуатацию элементов систем. |
30 |
4 |
4.1 4.2 5.2 3.1 |
9 |
Совершенствование структуры, электрической, функциональной схемы и алгоритмически-программного обеспечения систем. |
120 |
6 |
Оптимизация существующих интегрированных систем. |
60 |
5 |
5.1 5.2 |
2 |
Реализация правил безопасности и экологических норм при эксплуатации ИС, средств автоматики и управления. |
12 |
7 |
Правила безопасности и экологические нормы при эксплуатации ИС |
4 |
1.3 Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста
Тактические цели представляют собой конкретизированные стратегические цели, то есть цели изучения дисциплин или циклы дисциплин.
К тактическим целям относятся:
1. Цели гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных дисциплин.
2. Цели дисциплин профессиональной подготовки.
3. Цели дисциплин профессионально-ориентированной подготовки.
К постановке целей существуют следующие требования:
1. Соотношение целей основным требованиям к специалисту, заданные в стандарте образования;
2. Четкое отображение предмета учебной деятельности или содержания учебного материала, усваиваемого учащимися;
3. Отражение элементов учебной деятельности учащихся в процессе достижения цели;
4. Наличие средств или инструмента для контроля достижения цели;
5. Наличие шкалы оценки сложившихся качеств личности.
(табл. 1.6).
Таблица 1.6 - Формирование набора тем профессиональной теоретической подготовки специалиста
Структура объекта изучения (отрасли хозяйственной деятельность) |
Виды деятельности специалиста |
Обобщенная структура содержания в соответствии с поставленными тактическими целями |
Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки |
Техника |
Технологическая |
Техника |
- технические средства интеллектуальных систем; -автоматические системы управления; -теория автоматизированного управления. |
Технология |
Технологическая |
Общая технология |
- алгоритмические языки и программирование; -основы метрологии и средства технологии; –эксплуатация технических средств и технических систем. |
Организация |
Организационно-управленческая |
Организация |
- системы управления базами данных; -устройства ввода-вывода информации. |
Экономика |
Организационно управленческая |
Экономика |
- маркетинг; - экономическая деятельность предприятий; – менеджмент. |
Охрана труда |
Организационно технологическая |
Охрана труда и техника безопасности |
- безопасность жизнедеятельности; - охрана труда; - основы экологии. |
Правовые вопросы отрасли |
Технолого- управленческая |
Право |
- |
Экология |
Технолого- управленческая |
- |
- |
Научные исследования |
Научно- исследовательская |
- |
- |
На основе всех выполненных разработок формируется сводно-тематический план подготовки специалиста (если его подготовка осуществляется в рамках ПТУ) или рабочая программа дисциплины (если подготовка специалиста осуществляется в колледже). Сводно-тематический план должен включать тематику специальных дисциплин («Спецтехнология», «Производственное обучение» и т.д.), регламентировать последовательность изучения тем и количество времени, отводимого на их изучение, посеместровое расчленение учебных курсов, отображать формы обучения (уроки, лекции, практические занятия).
Таблица 1. 7 – Сводно-тематический план подготовки специалиста по специальности «Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем»
Перечень тем |
||||
Производственное обучение |
Специальная технология |
|||
№ |
Наименование |
Кол-во часов |
Наименование |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятия |
4 |
Базовые понятия о ИС |
4 |
2 |
Технология обработки данных |
8 |
Введение в эксплуатацию элементов систем. |
4 |
3 |
Организация управления с помощью ИС |
6 |
Использование интеллектуального анализа в организации. |
12 |
4 |
Коррекция действий при возникновении проблемных ситуаций |
12 |
Условия эксплуатации ИС, правила ТБ, нормативы. |
6 |
5 |
Модернизация алгоритмически-программного обеспечения систем. |
4 |
Технология совершенствования существующей ИС |
4 |
6 |
Изучение возможностей Power Point |
14 |
Разработка мультимедийного пособия объектно-ориентированных моделей ИС. |
12 |
|
Всего часов |
48 |
Всего часов |
42 |
Итого: 90 |
Таблица 1.8 - Рабочая программа по дисциплине «Информатика и информационные системы» на тему «Возможности Power Point»
№ |
Наименование разделов, содержание знаний |
Общий объем |
Лекции |
Практические занятия |
Самостоятельная работа |
1. |
Базовые понятия и введение в ИС |
20 |
13 |
3 |
4 |
2. |
Организация управления деятельности с помощью ИС |
36 |
13 |
15 |
8 |
3. |
Проектирование интеллектуальных систем |
34 |
8 |
20 |
6 |
Всего часов |
90 |
34 |
38 |
18 |
|
1. Базовые понятия и введение в ИС |
|||||
1. |
Вводное занятия |
4 |
3 |
¾ |
1 |
2. |
Базовые понятия о ИС |
4 |
3 |
¾ |
1 |
3. |
Технология обработки данных |
8 |
5 |
2 |
1 |
4. |
Введение в эксплуатацию элементов систем. |
4 |
2 |
1 |
1 |
Всего по разделу |
20 |
13 |
3 |
4 |
|
2. Организация управления деятельности с помощью ИС |
|||||
5. |
Коррекция действий при возникновении проблемных ситуаций |
12 |
5 |
4 |
3 |
6. |
Условия эксплуатации ИС, правила ТБ, нормативы. |
6 |
4 |
¾ |
2 |
7. |
Организация управления с помощью ИС |
6 |
1 |
4 |
1 |
8. |
Использование интеллектуального анализа в организации. |
12 |
3 |
7 |
2 |
Всего по разделу |
36 |
13 |
15 |
8 |
|
3. Проектирование интеллектуальных систем |
|||||
9. |
Применение возможностей Power Point |
14 |
4 |
8 |
2 |
10. |
Разработка мультимедийного пособия объектно-ориентированных моделей ИС. |
12 |
2 |
8 |
2 |
11. |
Модернизация обеспечения систем. |
4 |
1 |
2 |
1 |
12. |
Технология совершенствования существующей ИС |
4 |
1 |
2 |
1 |
Всего по разделу |
34 |
8 |
20 |
6 |
|
Всего по курсу |
90 |
34 |
38 |
18 |
2.1 Постановка оперативных целей изучения темы
При постановке оперативных целей чрезвычайно важно выделить те элементы технического и творческого мышления, которые следует формировать в процессе изучения той или иной дисциплины, указать обязательные умения и обязательную информацию, которую следует запомнить для успешного осуществления профессиональной деятельности. К цели обучения точно так же можно отнести опыт, определяющийся по творческому признаку, который представляет в свою очередь формирование некоторых творческих умений.
Оперативная цель обучения должна быть сформулирована в виде знаний и умений, которые необходимо сформировать у будущего специалиста в ходе изучения темы.
В процессе обучения происходит планомерное формирование знаний, умений и навыков, а также необходимых свойств личности учащегося. Основой такой планомерной передачи знаний служит четко сформулированная цель. Она должна быть выражена через действия, сгруппированные по уровням усвоения обученными учебного материала. Каждый учащийся имеет определенные характеристики: условия, результат, критерии оценки.
Согласно теории В.П.Безпалько, существуют четыре уровня усвоения учебного материала.
Так, на первом уровне будущий специалист не только воспринимает информацию, но у него формируется общее представление об объекте деятельности, появляется познавательный интерес. Для этого уровня характерно решение простых задач на нахождение некоторого объекта в ряде других, узнавание на слух и по изображению (обозначению) заданных элементов (свойств) и так далее.
Второй уровень характеризует алгоритмическую деятельность по памяти или способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения задач по заданному алгоритму.
Третий уровень характеризует этап продуктивного действия. На этом уровне ориентировочная основа деятельности устроена таким образом, что сформированные действия идеализированы, и ученик способен выполнить их в уме. Он решает нестандартные задачи в соответствии с конкретными ситуациями и объектами. Переход к этапу умственной деятельности приводит к формированию творческого мышления, одной из составляющих которого является умение решать конструкторские задачи, приводит к формированию новых знаний и ученик делает «открытия для себя». Но он еще не делает ничего нового для общества.
Четвертый уровень характеризует продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы деятельности. На этом этапе приобретается новая информация, и этот уровень характеризует исследовательскую деятельность.
Таблица 2.1 – Понятие цели в разных трактовках
№ п/п |
Определение |
Автор/источник |
1 |
Конечное желанье, намеренье, чего кто силится достигнуть |
В. И. Даль |
2 |
То, к чему стремятся, что намечено достигнуть |
Д. Н. Ушаков |
3 |
Предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить |
С. И. Ожегов |
4 |
То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть |
Т. Ф. Ефремова |
5 |
Идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности |
БСЭ |
6 |
Желаемое представление результата действия |
Философский словарь |
7 |
Осознанный образ предвосхищаемого результата |
Психологический словарь |
Таблица 2.2 - Постановка оперативных целей изучения темы «Возможности Power Point»
№ уровня |
Цель (перечень действий) |
Эталоны |
||
Условия |
Результат |
Критерии оценки |
||
1 |
Формируется общее представление об объекте деятельности, решения простых задач |
Учащиеся решают простые задачи с помощью учителя, книг, плакатов |
У учащихся сформировалось общее представление об объект деятельности, они решают простые задачи. |
100-90% правильных ответов -5; 89-80% -4; 79-60% -3; 59-0% -2. |
2 |
Способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения задач по заданному алгоритму |
Учащиеся самостоятельно решают типовые задачи по заданному алгоритму |
Учащиеся решают типовые задачи по заданному алгоритму |
100-90% правильных ответов -5; 89-75% -4; 74-50% -3; 49-0% -2. |
3 |
Решение нестандартных, конструктивных задач |
Самостоятельно решают нестандартные, конструктивные задачи |
У учащихся формируется творческое мышление, они решают нестандартные задачи |
100-90% правильных ответов -5; 89-75% -4; 74-45% -3; 44-0% -2. |
4 |
Конструирование новой ориентировочной основы деятельности |
Самостоятельно конструируют новые ориентированные основы деятельности |
Учащиеся принимают участие в исследовательской деятельности, приобретается новая информация |
100-90% правильных ответов -5; 89-75% -4; 74-45% -3; 44-0% -2. |
2.2. Проектирование дидактических материалов
В процессе обучения происходит планомерное формирование знаний, умений, навыков, а также необходимых свойств личности ученика. Основной такой планомерной передачи знаний четко сформулирована цель. Оперативная цель обучения должна быть сформулирована в форме знаний и умений, которые необходимо сформировать у будущего специалиста в ходе изучения темы.
Анализ однотипной учебной литературы по теме: «Интеллектуальные системы» сделаем бальным методом. Коэффициент значимости каждого показателя качества учебника К (показатель качества) увеличивается на Р - степень реализации показателя в том учебнике. Сумма полученных произведений для каждого учебника состоит, и результат является характеристикой качества учебника.
где:
N i - общая сумма бы лов;
i– номер показників якості; - номер показателей качества;
n - число показателей;
i - коэффициент значимости показателя;
КРj - оценка степени реализации в учебнике / показатель качества.
Учебники:
1. Братко И. «Основные возможности программы Microsoft Power Point». / Пер. с англ. – М.: Мир, 2016. – с. 560
2. Братко И. «Углубленное изучение программы Microsoft Power Point». -
М.: Издательство «Вильямс», 2018.
3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. «Интеллектуальные
информационные системы»: М. Наука, 2004 г.
Перечень наиболее важных показателей качества и коэффициенты их значимости приведены в табл. 2.2. На основании полученных результатов делается вывод о выборе учебника для дальнейшего его использования.
Таблица 2.3 - Системы качества сравниваемых учебников
№ |
Наименование |
К i |
Учебник 1 |
Учебник 2 |
|
|||
Рj |
N i |
Рj |
Ni |
|
||||
1. |
Наличие учебно поставленной цели |
|
- |
4 |
- |
7 |
|
|
1.1 |
Перечень специальностей, для которых предназначен учебник |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
1.2 |
Указание уровней усвоения материала, который изучается |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
|
1.3 |
Наличие цели перед каждым разделом |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
|
1.4 |
Наличие структуры учебника |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
1.5 |
Наличие рекомендаций по его использованию |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
2. |
Дидактическая обработка содержания |
|
- |
101 |
- |
136 |
|
|
2.1 |
Полнота отражения материала, который изучается |
3 |
4 |
12 |
5 |
15 |
|
|
2.2 |
Наличие и отображения логической структуры материала, который изучается |
3 |
4 |
12 |
4 |
12 |
|
|
2.3 |
Последовательность и логичность |
5 |
4 |
20 |
2 |
10 |
|
|
2.4 |
Отображение современных достижений развитие науки и техники |
3 |
4 |
12 |
3 |
12 |
|
|
2.5 |
Связь теории с практикой |
3 |
5 |
15 |
5 |
15 |
|
|
2.6 |
Соответствие обозначений и терминов общепринятым в базовых дисциплинах |
2 |
4 |
8 |
4 |
8 |
|
|
2.7 |
Равномерность распределения учебного материала |
2 |
4 |
8 |
5 |
8 |
|
|
2.8 |
Доступность преподаванию |
3 |
4 |
12 |
4 |
12 |
|
|
2.9 |
Наглядность |
2 |
5 |
10 |
5 |
10 |
|
|
3. |
Дидактические принципы и организация структуры учебника |
|
- |
12 |
- |
33 |
|
|
3.1 |
Наличие указаний к самостоятельной работе по каждому разделу |
3 |
2 |
6 |
3 |
9 |
|
|
3.2 |
Наличие задач и упражнений с примерами их решения и методическими указаниями |
3 |
2 |
6 |
3 |
9 |
|
|
3.3 |
Наличие задач для самостоятельного решения |
2 |
0 |
0 |
3 |
6 |
|
|
3.4 |
Наличие тестов самопроверки и критериев оценки ответов по ним |
3 |
0 |
0 |
3 |
9 |
|
|
Оценка учебника |
117 |
176 |
|
|||||
По данным анализа однотипной учебной литературы по теме: «Возможности Microsoft Power Point» бальным методом выбираем для дальнейшего использования учебники (2), поскольку сумма баллов составляет 176.
План изложения темы: «Возможности Microsoft Power Point»:
1. Знакомство с программой Microsoft Power Point:
1. Общие сведения.
2. Начало работы с Microsoft Power Point.
2.1. Запуск программы.
2.2. Определение способа вывода презентации.
2.3 Выбор шаблона оформления.
3. Настройка параметров Microsoft Power Point :
3.1 Меню вкладки Вид.
3.2 Меню вкладки Общие.
3.3 Меню вкладки Правка.
3.4 Меню вкладки Печать.
3.5 Меню вкладки Сохранение.
3.6 Меню вкладки Оформление и стиль.
4. Создание презентации в Microsoft Power Point.
5. Ввод/вывод.
Часть конспекта по теме «Возможности Microsoft Power Point»
Power Point представляет собой программу для создания презентаций, которые необходимы во многих сферах профессиональной деятельности (в частности в бизнесе или в науке).
Еще несколько лет назад презентации, как правило, представляли собой доклад с иллюстрациями, выполненными на бумаге или пленках, изображение на которых демонстрировалось с помощью проекторов. При этом создание ярких и убедительных иллюстраций было весьма сложным занятием, и поэтому успех или неудача презентации напрямую зависели от художественных и артистических способностей докладчика.
С помощью программы Power Point создание презентаций становится простым и увлекательным делом. Если презентация проводится для небольшой аудитории в 4-8 человек, то в этом случае достаточно иметь компьютер с обычным монитором. С другой стороны, при большом количестве зрителей необходимо иметь специальную аппаратуру, например, проектор, который подключается к компьютеру и проецирует имеющееся на мониторе изображение на обычный экран. Презентации могут также проводиться для пользователей локальной сети или Internet.
Среди возможностей Power Point по созданию презентаций, представляющих собой набор слайдов, можно отметить следующее:
- управление процессом проведения презентации, т.е. отображением слайдов, которые в ней имеются;
- управление переходами между слайдами, т.е. определение порядка отображения слайдов презентации во время ее показа;
- установка параметров внешнего вида, отображения и появления слайдов;
- работа с текстом, таблицами, графикой, анимацией, звуком, видео, а также объектами Word, Excel и Internet .
Любая презентация имеет следующие основные свойства и характеристики:
- набор слайдов и их параметры;
- содержание слайдов, которое, помимо пользователя, может также создаваться с помощью имеющихся мастеров автосодержания;
- параметры рабочей области, т.е. ее размер, ориентация и т.д.
Каждый слайд презентации имеет собственные свойства, которые влияют на его отображение во время показа презентации:
- размер слайда;
- шаблон оформления, т.е. параметры цветовой схемы, фона, шрифтов и т.д.;
- разметка слайда, которая включает большой набор стандартных примеров размещения информации на слайде: расположение заголовка, рисунков, таблиц, надписей и т.д.;
- эффект перехода, представляющий собой тот или иной режим появления и «исчезания» слайда – по нажатию кнопки мыши или автоматически через заданное время, с анимационными или звуковыми эффектами и т.д.
Логико-семантическая структура изучения темы: «Возможности Microsoft Power Point»
![]() |
Дидактические единицы:
Для определения логической структуры темы необходимо выделить составляющие ее дидактические единицы.
Дидактической единицей содержания называют логически независимую порцию информации, которая сохраняет свойства учебного объекта.
В теме: «Возможности Microsoft Power Point» можно выделить следующие дидактические единицы:
- ДЕ-1 Программа Microsoft Power Point.
- ДЕ-2 Компоненты.
- 1.2.3 PAS-файл. ДЕ-3 Структура.
- 2.1.1 Прості типи. ДЕ-4 Текстовый тип.
- 2.1.2 Строкові типи.ДЕ-5 Графический тип.
- 2.1.3 Тип Variant. ДЕ-6 Тип мультимедиа.
- 3.1.1 Оператори присвоювання. ДЕ-7 Шаблоны.
- 3.1.2 Оператори вводу/виводу. ДЕ-8 Переходы.
- 3.1.3 Оператор безумовного переходу ДЕ- 9 Автосодержание.
- 3.1.4 Оператори умовного переходу ДЕ-10 События.
- 4.1.1 Стандартні форми ДЕ-11Пустая презентация.
- 4.1.2 Форми нестандартного вигляду ДЕ-12 Мастер автосодержания.
- 4.1.3 Прозорі вікна ДЕ-13Шаблон оформления.
- 5.1.1 Текстові файли ДЕ-14 Текстовые файлы
- 5.1.2 Типізовані файли ДЕ-15Графические файлы.
- 5.1.3 Не типізовані файли ДЕ-16 Видеофайлы.
- 5.1.4 Процедури та функції для роботи з файлами ДЕ-17 Аудиофайлы.
- 5.1.5 Технології COM і OLE ДЕ-18Файлы Gif (анимация).
- ДЕ-19 Импорт графики.
- ДЕ-20 Импорт мультимедиа.
Структурно-логическая схема изучения темы:
«Возможности Microsoft Power Point»
2.3. Анализ базовых условий обучения. Выбор способов формирования базовых знаний
Следующий этап дидактического проектирования предполагает осуществление анализа и диагностики процесса обучения:
- анализ исходных требований, среди которых уровень сформированности у учащихся базовых умений по конкретной теме, эмоциональное отношение к профессии и учебному предмету, социо-демографические и психологические характеристики группы;
- анализ дидактико-технических средств обучения.
В результате анализа и диагностики состояния процесса обучения должны быть получены способы коррекции начальных требований к учебной группе и способы совершенствования средств обучения.
Коррекция базовых умений у учащихся предполагает:
- определение базового материала;
- установление межтемных (МТ) связей учебного материала по теме, разрабатываемой с базовым материалом;
- определение способов реализации МТ связей в обучении;
- выбор способов (методов, форм и средств) контроля базовых знаний;
- определение критериев оценки базовых знаний учащихся;
- выбор способов формирования базовых знаний.
Базовый материал - это все те сведения, которые по смыслу связаны с данной темой и способы их реализации приведены в приложении. Установление вида МТ связи позволяет определиться со способом ее реализации в обучении и, тем самым, подойти к выбору способов контроля формирования базовых знаний у учащихся.
Исходя из вида МТ связи и особенностей ее реализации, выбираются способы контроля базовых знаний с учетом характеристик учебной группы, сложности и важности нового материала, резерва времени.
Таблица 2.4 - Анализ МТ-связей и выбор базового материала по теме
«Возможности Microsoft Power Point»
Наименование темы, раздела, подраздела |
Перечень базового материала |
Тип МТ связей |
Способ реализации связей |
Стандартные типы данных |
1. Текстовый; 2. Графический; 3. Мультимедиа. |
Предшествующий |
Повторение учащимися изученного ранее материала |
Компоненты программы |
1. Шаблоны; 2. Переходы; 3. Автосодержание; 4. События. |
Сопутствующий |
Выполнение учащимися смежных задач. Установление соответствующего порядка организации учебного процесса |
Создание приложения |
1. Пустая презентация; 2. Мастер автосодержания; 3. Шаблоны оформления. |
Сопутствующий |
Выполнение учащимися смежных задач. Установление соответствующего порядка организации учебного процесса. |
Импорт |
1. Импорт графики; 2. Импорт мультимедиа. |
Сопутствующий |
Выполнение учащимися смежных задач. |
Таблица 2. 5 - Определение способов контроля базовых знаний учащихся по теме «Возможности Microsoft Power Point»
Перечень базового материала |
Способы контроля |
Средства контроля |
Критерии оценки |
Стандартные типы данных |
Фронтальный опрос |
1. Какие типы данных вам известны? 2. Для чего их используют?
|
В обсуждении принимали участие 75% учащихся, из них 60% отвечали верно |
Компоненты программы |
амостоятельное решение задач С |
1. Опишите компоненты, из которых состоит программа. 2. Особенности синтаксиса. |
|
Создание приложения |
Фронтальный опрос |
1. Что такое слайд? 2. Алгоритм создания презентации. |
|
Импорт |
Письменная самостоятельная работа |
1. Дать определение импорту. 2. Импортировать видео в презентацию. |
Таблица 2.6 - Определение способов формирования базовых знаний по теме «Возможности Microsoft Power Point»
Способы формирования базовых знаний |
Средства формирования базовых знаний |
Описание типов данных и их особенности. |
План объяснение: 1. Назвать существующие типы данных. 2. Их принципы. 3. Пример. |
Описание компонентов программы, из которых состоит презентация. |
План объяснение: 1. Основные методы составления презентации. 2. Примеры наглядности материала. 3. Анализ основных компонентов программы. |
Описание действия и назначения анимации переходов между слайдами. |
План объяснение: 1. Дать определение. 2. Пример. |
Обсуждение технологии импорта мультимедиа. |
План обсуждения: 1. Сущность импорта. 2. Технология создания. |
2.4. Проектирование мотивационных технологий обучения
Проектирование мотивационных технологий (МТ) обучения необходимо с целью обеспечения:
а) быстрого включения учащихся в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производственную деятельность без длительного «включения» в работу;
б) поддержка деятельности на необходимом уровне активности.
В курсовой работе на данном этапе необходимо осуществить выбор вида мотивации, а также методов и приемов, с помощью которых она может быть осуществлена.
Учебная мотивация по характеру поведения участников делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые либо направляют, или тормозят поведение человека. Внутренняя мотивация зависит от внутренних процессов, осуществляемых в сознании человека. Таким образом, мотивировано деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели.
Фрагмент мотивации темы: «Создание презентации в Microsoft Power Point»
Залог успеха в освоении программы Microsoft Power Point - это
регулярные занятия. Но, недостаток мотивации часто приводит к тому, что находятся более “важные” дела, а изучению программы уделяется всё меньше времени. Множество наглядных обучающих пособий создается при помощи программы Microsoft Power Point. Изучив особенности данной программы перед студентами открывается необъятное поле для деятельности.
2.5. Проектирование технологий формирования ООД
Проектирование технологий формирования ориентировочной основы деятельности (ООД) включает выбор типа учения, его структурных элементов, а также методов и приемов их реализации.
Известно три типа учения: среднее ООД (первый тип), полная ООД в конкретном виде (второй тип), полная ООД в общем виде (третий тип).
Следует сказать, что выбор первого типа учения, как правило, осуществляется в том случае, когда есть резерв учебного времени, материал или может быть усвоен самостоятельно, или не имеет профессиональной значимости (т.е. не предусмотрен отработка конкретных навыков).
Второй тип учения весьма распространен в системе ПТУ. В результате его использования ученики способны выполнять частные действия. Выбор этого типа учения целесообразен в том случае, когда в рамках некоторой темы изучается независимая от тех или иных ситуаций деятельность.
Третий тип учения используется преимущественно в высших учебных заведениях, когда выдаются общие алгоритмы, характеристики, которые обученными самостоятельно преломляются под ситуации, сменяющих друг друга.
Определяем тип учения, устанавливаем содержание его компонентов и выбираем методы изложения нового материала (словесные методы и методы наглядности).
Таблица 2.7 - Выбор способов формирования ООД по теме «Возможности Microsoft Power Point»
Наименование темы (пунктов плана) |
Цели обучения |
№ уровня |
Методы изложения |
Наглядные пособия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основы программы Microsoft Power Point. |
Рассказать об основах создания презентаций. |
I |
Рассказ, лекция |
Схематическое изображение принципа создания презентации. |
Типы данных. |
Рассказать о типах данных в программе Microsoft Power Point и алгоритм их использования. |
II |
Рассказ, лекция, демонстрация, объяснение. Работа с учащимся |
Примеры использования, скриншоты |
Компоненты программы. |
Рассказать о шаблонах; переходах; автосодержании; события. |
II |
Рассказ, лекция, демонстрация, объяснение, работа с учащимся |
Примеры, скриншоты |
Создание приложения. |
Рассказать о работе с компонентами и алгоритм создания презентации. |
II |
Рассказ, лекция, демонстрация, объяснение, работа с учащимся |
Наглядные примеры готовых презентаций, скриншоты |
Импорт. |
Рассмотреть технологию импортирования аудио-видео файлов |
I |
Рассказ, лекция, демонстрация, объяснение |
Фото, схемы |
2.6. Проектирование технологий формирования ВД
После того, как у учащихся сформированы необходимые представления об объектах, изучаемых процессах или явления окружающей действительности, наступает этап формирования умений, навыков или, по-другому, исполнительных действий.
В таблице приведена общая характеристика способов обучения, представленные через методы обучения и описание деятельности преподавателя по каждому из этапов формирования деятельности.
Таблица 2.8 - Выбор технологий формирования ИД по теме «Возможности Microsoft Power Point»
Наименование раздела |
Цели обучения |
Уровень |
Выбранный способ закрепления |
||||
Средства закрепления |
|||||||
Метод |
Форма |
Метод |
Варьируемые параметры |
Варианты решения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Стандартные типы дан-ных |
Закрепление знаний из типов данных их использования. |
I II |
Упражнение |
Фронталь-ная, индивиду-альная |
Упражнение: 1. Что такое текстовый тип данных? 2. Что такое графический тип? 3. Тип мультимедиа. |
Типы данных, их семантика и алгоритм использования. |
Ответы: 1. Назвать типы данных. 2. Привести пример. |
2. Компоненты программы |
Закрепление умений работать с частями программного кода - операторами, процедурами, функциями и тому подобное. |
II III |
Упражнение |
Индивиду-альная |
Упражнение: 1. Перечислите компоненты программы. 2. Их синтаксис. |
шаблон ы, переходы, автосодержа-ние, события |
Ответы: 1. Компоненты программы. 2. Их синтаксис. |
3. Создание приложения |
Закрепление знаний о компонентах и алгоритм создания приложений. |
I II |
Упражнение |
Фронталь-ная |
Упражнение: 1. Что такое компонента? 2. Алгоритм создания программы. |
Компоненты, слайды |
Ответы: 1. Дать определение компонентам. 2. Перечислить основные этапы создания презентации. |
4. Им-порт |
Закрепление умений импортирования объектов. |
II III |
Упражнение |
Индивиду-альная |
Упражнение: 1. Импорт аудио? 2. Импорт видео. |
Перечень команд для осуществления импорта |
Ответы: 1. Дать определение импорту. 2. Рассказать технологию импортирования. |
2.7. Проектирование технологий формирование контрольных действий (КД)
Проектирование системы контроля является одним из важных видов деятельности преподавателя. Контроль дает возможность определить, насколько четко достигнута цель обучения, недостатки процесса обучения и что нужно сделать, чтобы применить новые технологии обучения.
Деятельности по контролю можно разделить на следующие виды: контрольно-проектировочной деятельности, то есть деятельности по созданию (разработке) технологии контроля по учебной дисциплине, ее разделам и темам, при этом контроль должен обеспечивать диагностику степени достижения их целей; контрольную исполнительную деятельность, то есть деятельность по организации и осуществлению контроля; контрольную аналитическую деятельность, то есть деятельность по анализу и оценке результатов учебного процесса и его коррекции.
Деятельность преподавателя по разработке системы контроля включает ряд этапов.
Первый этап анализ цели обучения. На данном этапе чрезвычайно важно проанализировать цели каждого из уровней усвоения, с тем, чтобы осуществить в соответствующей последовательности и контроль формирования умений.
Второй этап выбор видов контроля. На данном этапе чрезвычайно важно охватить все этапы обучения. В этом случае необходимо так построить систему контроля и продумать способы контроля, чтобы преподаватель четко получил ответ на вопрос: выполняет ученик то действие, которое намечена? Правильно ее выполняет? Соответствует форма действия данному этапу его усвоения? Формирует действие с должной степенью обобщения, усвоения?
Третий этап выбор способов контроля. Для данного этапа следует четко выполнять требования к организации контроля.
Таблица 2.9 - Выбор технологий формирования КД по теме «Возможности Microsoft Power Point»
Наименование раздела |
Цели обучения |
Уровень |
Выбранный способ контроля |
||||||
Тип |
Показатель |
Метод |
Форма |
Средства закрепления |
|||||
Название |
Вариативные |
Варианты
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Текстовый тип данных |
Закрепление знаний из типов данных и алгоритма их использования. |
I II |
Промежуточный |
Текущий |
Опрос |
Фронтальный, устный |
Вопрос: 1. Что такое текстовый тип данных? 2. Входят ли символы в данный тип? 3. Алгоритм использования. |
Типы данных, их семантика и алгоритм использования. |
1.Текстовые данные - представление информации строкового типа (то есть, последовательности печатных символов) в вычислительной системе. 2. Да. 3. Текст в заполнители в режиме структуры вводится по следующим правилам: первым вводится заголовок, переход в следующий заполнитель осуществляется комбинацией Ctrl + Enter (нажатие на последнем заполнителе начнет новый слайд с таким же макетом), если нужно сделать разрыв строки в текущем заполнителе, тогда используем Shift + Enter.
|
2. Компоненты программы |
Закрепление умений работать с, процедурами, функциями и т.д. |
II III |
Промежуточный |
Текущий, систематический |
Опрос |
Фронтальный, устный |
Вопрос: 1. Перечислите компоненты программы. 2. Их синтаксис. |
Шаблоны, переходы, автосодержание, события. |
1. Шаблоны, переходы, автосодержание, события. 2. Синтаксис – набор правил, описывающих действия с компонентами программы.
|
3. Создание приложения |
Закрепление знаний о компонентах и алгоритм создания приложений. |
I II |
Промежуточный |
Текущий |
Опрос |
Фронтальный, устный |
Вопрос: 1. Что такое презентация? 2. Алгоритм создания презентации. |
Презентация. Э тапы создания |
1. Презентация представляет собой документ, созданный в каком-либо конструкторе для создания мультимедийных презентаций (в нашем случае это PowerPoint), и состоящий из определенной последовательности страниц, содержащих текстовую, графическую, видео и аудио информацию. 2. Первый – щелкнуть правой кнопкой мыши в любом устраивающем месте (на рабочем столе, в папке) и во всплывающем меню выбрать пункт «Создать». Здесь же остается щелкнуть на вариант «Презентация Microsoft PowerPoint». Теперь, когда PowerPoint работает, нужно создать слайды – кадры презентации. Для этого служит кнопка «Создать слайд» во вкладке «Главная», либо сочетание горячих клавиш «Ctrl» + «M». |
4. Импорт |
Закрепление умений создавать собственные классы. |
II III |
Промежуточный |
Ретроспективный |
Самостоятельная работа |
Индивидуальный письменный |
Вопрос: 1. Импорт аудио. 2. Импорт видео. |
Импорт аудио, видео |
1. Для начала требуется войти во вкладку «Вставка». В шапке, в самом ее конце находится кнопка «Звук». Вот она и нужна для добавления аудиофайлов. PowerPoint 2016 присутствует два варианта для добавления. Первый – это как раз вставка медиа с компьютера. Второй – запись звука. 2. Для начала работы нам потребуется слайд с хотя бы одной пустой областью содержимого. В центре можно увидеть 6 иконок, которые позволяют вставлять различные объекты. Нам потребуется последняя слева в нижнем ряду, похожая на киноленту с добавленным изображением глобуса. При нажатии появляется специальное окно для вставки тремя различными путями. В первом случае можно добавить видео, которое хранится на компьютере. При нажатии на кнопку «Обзор» открывается стандартный обозреватель, позволяющий найти нужный файл. Второй вариант позволяет выполнить поиск на сервисе YouTube. |
2.8. Составление перспективно-поурочного
плана
изложения
темы
«Возможности Microsoft Power Point»
Перспективно-поурочный план - это документ, который содержит перечень уроков по конкретной теме, а также организационные и дидактические характеристики каждого из них, представленные время, отводимое на изучение тех или иных вопросов темы, типу урока, целями обучения, содержанием базового материала, методами обучение.
Таблица 2.1.1 - Перспективно-поурочный план темы «Возможности Microsoft Power Point»
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Учебная цель |
Развивающая цель |
Урок № 1 2часа |
Особенности интерфейса Microsoft Power Point. |
Лабораторная работа: 1. Организационный момент (2-3); 2. Актуализация (2 мин); 3. Мотивация (3 мин); 4. Вводный инструктаж (10 мин); 5. Выполнение л / с (40 мин.) 6.Оформлення отчета (10 мин); 7. Подведение итогов (5 мин). |
Изучить интерфейс Microsoft Power Point. Воспитать ответственность, дисциплину, самостоятельность. |
Развить память, мышление, интерес к предмету. |
Урок № 2 4 часа |
Слайд как основной компонент презентаций, образец слайдов. |
Лекция: 1. Организационный момент (2-3 мин); 2. Мотивация (2 мин); 3. Сообщение нового материала (35 мин); 4. Выдача д / с (5 мин). |
Изучить характеристику и назначение компонентов Microsoft Power Point.. Воспитать ответственность, дисциплину, самостоятельность. |
Развить память, пространственное мышление. |
Урок № 3. 2 часа |
Возможности создания презентаций.
. |
Лекция: 1. Организационный момент (2-3 мин); 2. Мотивация (2 мин); 3. Сообщение нового материала (35 мин); 4. Выдача д / с (5 мин). |
Изучить структуру презентации. Воспитать ответственность, дисциплину, самостоятельность. |
Развить память, способность к самостоятельному обучению. |
Урок, № 4 2 часа |
Режимы Microsoft Power Point.
|
Комбинированный урок 1. Организационный момент (2-3); 2. Мотивация (2 мин); 3. Актуализация (3 мин); 4. Сообщение нового материала (35 мин); 5. Практическая работа (45 мин); 6. Выдача д / с (5 мин). |
Изучить технологию создания презентации и ее представления в различных режимах. Воспитать ответственность, дисциплину, самостоятельность. |
Развить способность к самостоятельному обучению, интерес к предмету |
Урок № 5 1 часа |
Операции со слайдами: добавление объектов на слайд, оформление презентации.
|
Деловая игра: 1. Организационный момент (2-3); 2. Мотивация (2 мин); 3. Актуализация (3 мин); 4. Проведение игры (40 мин); 5. Подведение итогов (5 мин); 6. Выдача д / с (5 мин). |
Изучить технологию операций со слайдами.. Воспитать ответственность, дисциплину, самостоятельность. |
Развить способность к самостоятельному обучению, интерес к предмету, работать со слайдами. |
Урок, № 6 2 часа |
Импорт мультимедиа в Microsoft Power Point.
|
Лекция: 1. Организационный момент (2-3 мин); 2. Мотивация (2 мин); 3. Сообщение нового материала (35 мин); 4. Выдача д / с (5 мин). |
Изучить технологию импорта мультимедиа в Microsoft Power Point. Воспитать ответственность, дисциплину, самостоятельность. |
Развить способность к самостоятельному обучению, интерес к предмету, работать с файлами мультимедиа. |
Урок № 7 1 час |
Контрольное занятие. |
Контроль сформированных знаний: 1. Организационный момент (2-3 мин); 2. Входной инструктаж (10 мин); 3. Контрольная работа (30-35хв) 4. Заключительный инструктаж (5-7 мин). |
Проверить знания учащихся по теме «Возможности Microsoft Power Point». |
Развить профессиональные интересы к профессии, память, пространственное мышление. |
2.9. Организация и методика урока темы
Тема урока: Технология создания презентации в MS POWER POINT 2010.
Тип урока: лекция, практика, комбинированный, урок объяснения нового материала, урок закрепления материала, лабораторная работа, урок контроля знаний
Учебно-воспитательные цели
1. образовательная: изучение информационной технологии разработки презентации в MS Power Point.
2. воспитательная: воспитывать любовь к выбранной специальности, умение слушать.
3. развивающая: развивать логическое и абстрактное мышление, расширять общую информационную культуру.
Методы обучения: практическое занятие.
Межпредметные связи: основы алгоритмизации и программирования.
Содержание урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку. (3-4мин)
2. Проверка знаний: самостоятельная работа, тест, решение задач,
работа по карточкам, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, цифровой диктант, отсутствует (нужное подчеркнуть).
2. Схема выбора дидактических технологий
Тема: Технология создания презентации в MS POWER POINT 2010.
Цели: закрепить и обобщить тему «Технология создания презентации в MS POWER POINT 2010», расширить представление о зоне применения презентаций, развить устойчивый интерес к программе.
Задачи:
- обобщение и закрепление темы «Технология создания презентации в MS POWER POINT 2010»;
- воспитание умения работать в группе, уважения к сопернику, умения вести спор, проигрывать;
- содействие воспитанию интереса к предмету.
- развитие логического мышления, памяти, внимательности, а также творческой активности учащихся.
Тип урока: игра (тест)
Методы урока: частично-поисковый
Оборудование: ЭВМ, раздаточный материал (задания-карточки к тесту для каждой команды), электронная презентация.
План урока:
1. Организационный момент, подготовка команд (10 мин);
2. Игра (70 мин);
3. Подведение итогов, награждение победителей (10 мин).
Выполнение данной курсовой работы играет очень важную роль в дальнейшем обучении, она является показателем успешного управления системой обучения, так как преподаватель должен заранее спроектировать весь процесс, определив оптимальные пути подхода к основной цели достижению уровня профессиональной компетентности у учащихся. В ходе проектирования создается проект управления учебным процессом, который реализуется посредством взаимодействия преподавателя и ученика.
В ходе выполнения данной работы была проанализирована учебная документация по специальности «Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем», спроектированная программа профессиональной подготовки рабочего по специальности, спроектированные технологии обучения на тему: «Возможности Power Point» и спроектированы креативные технологии по теме «Технология создания презентации в MS POWER POINT 2010».
1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. «Интеллектуальные информационные системы»: М. Наука, 2014 .- 228 с.
2. Артамонов Б. Н., Брикалов Г. И., Гофман В. Э., Кадигроб Я. Е., Компаниец Р. И., Липецких А. Г., Мальцев М. Г., Рыжков Ю. И., Хоменко А. Д., Цыганов В. М. «Основы современных компьютерных технологий»: Учеб. пособие /; Под ред. проф. Хомоненко А.Д. – СПб.: КОРОНА принт, 2018. – 448 с.
3. Базовый курс PowerPoint. Изучаем Microsoft Office. - М.: Современная школа, 2015. - 669 c.
4. Безручко, В. Т. Презентации PowerPoint / В.Т. Безручко. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 112 c.
5. Кокс, Джойс Microsoft PowerPoint 2013. Русская версия / Джойс Кокс , джоан Ламберт. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2016. - 496 c.
6. Лазарев, Дмитрий Презентация. Лучше один раз увидеть! / Дмитрий Лазарев. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 142 c.
7. Шульгин, В. П. Создание эффектных презентаций с использованием PowerPoint 2013 и других программ / В.П. Шульгин, М.В. Финков, Р.Г. Прокди. - М.: Наука и техника, 2015. - 256 c.
Список типичных ошибок при создании презентации в Microsoft Power Point
1. Смешение холодный и теплых цветов.
Как известно, все цвета спектра подразделяются на холодные и теплые цвета. К холодным относятся синий, голубой. К теплым - желтый, красный, зеленый. Есть еще и нейтральный цвет - фиолетовый.
2. Темный фон презентации.
Конечно, есть ситуации, когда темный фон вполне уместен. Например, презентации об освоении космоса, пещер, строительство метрополитена конечно лучше делать именно на темном фоне.
3. Отсутствие полей и рамок в оформлении слайда.
Если текст начинается от самого края слайда и заканчивается у другого края, то это выглядит неряшливо. Недаром в тетрадях и книгах есть поля. Было бы очень уместно снабжать слайды презентации рамками. В этом случае слайд выглядит законченным, целостным, гармоничным.
4. Использование только заглавных букв в оформлении слайда.
Эта тенденция уходит своими корнями в далекое прошлое, когда еще не было компьютеров и все печатные материалы готовились на пишущих машинках. В то время не было другой возможности выделить текст, как набить его одними заглавными буквами.
5. Перенасыщение слайда текстом.
Если вы готовите презентацию для большого экрана, то на ее слайдах должно содержаться минимум текста. Весь текст вы скажете во время выступления, а слайды презентации должны содержать иллюстрации, чтобы повысить зрелищность и наглядность вашего выступления.
6. Перенасыщение слайда картинками.
Эта тенденция уходит корнями в то время, когда еще не было мультимедийных проекторов и все презентации демонстрировались при помощи кодоскопов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.