КУРСОВАЯ РАБОТА по междисциплинарному курсу 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» тема: «Игры с правилами как средство формирования культуры общения старших дошкольников»
Оценка 4.7

КУРСОВАЯ РАБОТА по междисциплинарному курсу 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» тема: «Игры с правилами как средство формирования культуры общения старших дошкольников»

Оценка 4.7
docx
04.05.2022
КУРСОВАЯ РАБОТА  по междисциплинарному курсу 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» тема: «Игры с правилами как средство формирования культуры общения старших дошкольников»
КУРСОВАЯ РАБОТА по междисциплинарному курсу 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» тема: «Игры с правилами как средство формирования культуры общения старших дошкольников»
Курсовая работа.docx

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение  «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по междисциплинарному курсу 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

тема: «Игры с правилами как средство формирования культуры общения старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила:

                                                                              

                                                                                                    Специальность:

                                                                                                 «Дошкольное образование»

 

                                                                                                    Проверил:

                                                                                                    

                                                                                                    Оценка: «_______________»    

                                                                                                    __________/__________ 

                                                                                                          (личная подпись)

 

                                                                                                      «____»__________2021 год

 

 

 

 

 

 

Добрянка, 2021 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ…………………………………………...

 

6

1.1. Понятие культуры общения……………………………………………...

6

1.2. Особенности культуры общения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...

 

9

1.3. Средства формирования культуры общения……………………………

13

Глава 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ…………………………………………………………………….

 

16

2.1. Виды игр и методика их организации по развитию культуры навыков

общения у детей старшего дошкольного возраста………………………….

 

16

2.2. Игры с правилами как средство формирования культуру общения старших дошкольников……………………………………………………….

 

19

2.3. Игры на развитие навыков взаимодействия и методика их организации……………………………………………………………………

 

22

2.4. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их организации………………………………………………………………..

 

25

2.5. Игры на распознавание и выражение эмоций и методика их организации…………………………………………………………………....

 

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

30

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

32

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями

         Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности - очень важно. Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

         Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

         Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста.        Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

         Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

         Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция -назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.

         Игра - это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей их отношение к жизни, друг к другу.

Актуальность. Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игра способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества. Но компьютерные технологии постепенно вытесняют обычные игры.

Объект исследования: игры с правилам как ведущий вид деятельности дошкольников.

Предмет исследования: развитие личности дошкольника в процессе игровой деятельности.

         Цель курсовой работы: проанализировать возможности разных видов игр с правилами как средства формирования культуры общения старших дошкольников и определить их эффективность.

         Задачи исследования:

     1. Рассмотреть и дать анализ методической, психолого-педагогической              литературы;

2. Проанализировать влияние игры на развитие личности ребенка;

3. Выявить роль игры в жизни ребенка старшего дошкольного возраста;

4. Проанализировать и дать характеристику детскому игровому замыслу;

5. Раскрыть методику руководства игровой деятельности дошкольников;

6. Выявить возможности игры как средства развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;

7. Проанализировать возможности разных видов игр по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

 

1.1. Понятие культуры общения

         Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем человек затрачивает до 70% времени. Роль общения в нашей жизни огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и другие значения.

         Общение - сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.

         Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Любая деятельность характеризуется определенной структурой.      Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия людей, в котором предметом деятельности является другой человек.

         В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка с взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

         Общение играет, огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

         Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

         Развитие человеческого общества и общение людей - сложный диалектический процесс. Возможности общения расширяются вместе с развитием общества. В то же время саморазвитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

         Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Б. Ломов выделяет следующие функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами.

2) регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

         В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

3) аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

         Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.

         Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик - коммуникативная, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.   Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

         Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

         "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности", - отмечал В.В. Давыдов.

Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения.                Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

- формирование у детей знаний норм и правил общения;

- умение общаться с окружающими;

- желание ребенка вступать в контакт;

- предупреждает негуманное проявление эмоций.

         В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.

         Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

         Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

         Культура общения детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые мы рассмотрим подробнее.

 

1.2. Особенности культуры общения детей старшего дошкольного возраста

         Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

         Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.

         Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

         У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - "ребенок-ребенок", "ребенок-дети" идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела. Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма.

          Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми.        Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

         Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

         В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. Именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла.

         При этом взрослый, по-прежнему, ключевая фигура для дошкольника, поскольку он основной источник знаний. Если ранее ребенку была важна оценка взрослого за проявленные им умения, то теперь ребенка волнует оценка себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого совпали с его собственными. Отсюда высокая чувствительность ребенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.

         Такое общение способствует, во-первых, выработке моральных и нравственных ценностей, правил поведения и следованию им, и во-вторых, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательной регуляции собственного поведения.

         Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение сравным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

         Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы - это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии М.И. Лисина выделяет три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные.

          Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года - деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять - деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет - деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет - деловые и личностные.

         Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы. В дошкольном возрасте уже формируется система мотивов, т. е. выделяются главные и подчиненные мотивы, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка - социально опосредованные. Взрослый предъявляет к ребенку дошкольного возраста требования морального характера.

         Ребенок начинает осваивать сферу нравственности как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют эмоции и чувства и формирующаяся оценка себя. Однако в дошкольном возрасте нравственное поведение отстает от нравственного сознания, что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.

         Следовательно, сначала ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником.

         Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

         Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

         Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

1.3. Средства формирования культуры общения

         Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, которые можно объединить в несколько групп. Художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.     Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изобретают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и закреплении правил культуры общения.

         Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

         Знакомясь с художественной литературой, дошкольники знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость и др. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

         Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становиться средством формирования его общения, она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

         Следующей группой средств формирования культуры общения дошкольников является собственная деятельность: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая – необходимо, прежде всего при воспитании практики нравственного поведения и общения.

         В коллективной деятельности (игре, труде) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность.

         На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры общения дошкольников.

В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу.

         На занятиях - культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности - трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.

         В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения и общения.

         Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

Глава 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

2.1. Виды игр и методика их организации по развитию культуры навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

 

         С точки зрения Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе".

         Игра, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

         Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

         Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.

         Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

         Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

         В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

         Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что игра - наиболее непринужденная деятельность ребенка-дошкольника. Естественный характер игры выражается в том, что ребёнок сам выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования. Творческая свобода игры выражается в том, что ребенок включается в нее со всей своей эмоциональностью, испытывая в процессе её максимальное удовлетворение.          Принятие игровой роли оказывает существенное положительное влияние не только на управление внешним поведением ребенка, но и на овладение собственными познавательными процессами.

         Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу на формирование новых потребностей, но не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка».

         В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

         В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

         Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

         Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребёнок один, он разговаривает с игрушкой, ведёт диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и вполне раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка.

         Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

         Участие ребенка в совместной игровой деятельности во многом способствует воспитанию культуры общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период и будет являться наиболее эффективным средством формирования культуры общения.

 

 

 

2.2. Игры с правилами как средство формирования культуру общения старших дошкольников

         Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.

        «Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. На сегодняшний день игра окончательно и бесповоротно доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности. Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений, для того, чтобы приобрести умения и навыки, для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.

        В игре дети должны отражать получаемые им при ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа.

         Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей, веселиться, прощать и любить. Игре нужен сюжет, тема, особенно важно это у старших дошкольников. В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Играя, он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. Игра- источник развития моральных качеств личности. Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени - родители поставлены в жесткие условия.

         Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство - важная задача педагога. Нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма.

         Важным моментом, определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение взрослого во время игры. Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» - требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на «игрового партнера», с которым ребенок чувствует себя на равных, не будет давления со стороны педагога. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми умениями.

        Итак, для того, чтобы дети стали сотрудничать в игре нужно начиная с раннего возраста при формировании игровых действий одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он является полноправным субъектом деятельности.

         Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность.

         Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия: играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него своеобразной школой жизни. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Василий Александрович Сухомлинский.

        Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики — сами дети.

        Общение детей 2-3 лет

Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии.  Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу  — все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.

         Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент «чувства локтя» с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно («Кошки и мыши», «День и ночь», «Гуси-лебеди»).

        Общение дошкольников 4-5 лет

Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.

         Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство. Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.

 

 

        Общение старших дошкольников 6-7 лет

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

         Игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. Необходимо, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Классификация игр:

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные,

- подвижные,

- дидактические.

     Вывод: Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна, ситуативна, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.

2.3. Игры на развитие навыков взаимодействия и методика их проведения

         Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль общения – это способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими в той или иной деятельности.

         Стиль общения складывается из отношений и взаимоотношений, которые дают нам  общение, так как взаимодействие и умение сотрудничать является составной частью общения. Важнейшее условие успешного взаимодействия – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку.

         Если говорить об общении с ребенком, то взаимоотношения  включаются во все виды деятельности. Этим обосновываются работы по развитию навыков взаимодействия Е.О.Смирновой, В.А. Сухомлинского,  В.М.Холмогоровой и других.

         Дети с нарушением речи испытывают значительные затруднения в формировании навыков взаимодействия по следующим причинам:
недостаточная мобильность, отсутствие мотивации и интереса к деятельности, неприятие их большинством детей с нормальным развитием, низкий уровень развития невербальных средств общения, неумение планировать свою деятельность, а также недостаточный контроль своего эмоционального состояния.

         В связи с этим в детском коллективе могут прослеживаться конфликты. Конфликт – способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Для устранения конфликтных ситуаций необходимо развивать навыки взаимодействия.

         Для развития навыков взаимодействия с детьми необходимо проводить различные совместные игры, инсценировки, беседы, анализ конфликтных ситуации, чтение книг.

         Более явно  взаимодействие проявляется в игровой деятельности, так как в игре не требуется договариваться, правила игры учат взаимодействию.

Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой разработана  система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения и навыков взаимодействия детей со сверстниками.

Авторы предлагают проводить игры в определенной последовательности:

1.     Общение без слов.

2.     Внимание к другому.

3.     Согласованность действий.

4.     Общие переживания.

5.     Взаимопомощь в игре.

6.     Добрые слова и переживания.

7.     Помощь в совместной деятельности.

         К играм на развитие навыков взаимодействия относятся все вышеперечисленные игры. На  первом этапе организуются игры, направленные на овладение,  навыками взаимодействия, общаясь без слов. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. Это объясняется тем что, дети с неразвитым  общением с трудом идут на контакт, главное – научить ребенка взаимодействовать.

         Второй этап в организации игр предполагает формирование внимания к сверстнику. Подстраиваясь к другим  в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров, умение подстраиваться к группе, выполнять действия в едином темпе и ритме. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности или радости от полученного результата объединяет и связывает дошкольников.

          Далее вводятся игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. И только после этого становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь положительный характер. Наконец, на заключительном этапе проводятся игры, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности. По мнению Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой развитие навыков взаимодействия осуществляется при соблюдении последовательности названных этапов      

 

2.4. Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их проведения

         Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

         Невербальное общение – это общение без помощи слов. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Вербальные средства общения передают нам логическую информацию, невербальное может либо дополнять и усиливать  эту информацию, либо противоречить ей и ослаблять её.

         На ценность невербального общения указывал С.Л.Рубинштейн:

  Невербальное общение это внешняя форма существования  и      проявления эмоционального состояния.

  Невербальное общение во внешнем плане раскрывает внутреннее состояние, создает образ действующего лица.

   Невербальное общение выражает сформированное переживание

   Невербальное общение может замещать речь, оно – средство общения и воздействия.

         Невербальное общение включает четыре составляющие:
1. Экстра- и паралингвистические элементы – различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тембр речи, интонирование, паузы.

2.Оптико-кинетические элементы – это то, что человек “прочитывает” на расстоянии: жесты, мимика, пантомимика.
3.Проксимика – организация пространства и времени коммуникативного процесса.
4.Визуальный контакт – визуалика, или контакт глаз.
Выделяют следующие основные функции невербального общения:

  • выражение межличностных отношений;
  • выражение чувств и эмоций;
  • управление процессами вербального общения (разговором);
  • обмен ритуалами;
  • регуляция самопредъявлений

Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.

         В настоящие время дети испытывают трудности в использовании невербальных  средств общения. Дети, овладевая необходимыми им средствами общения, учатся использовать жесты, мимику, интонацию путем стихийного подражания взрослым. Данный факт подтверждается исследованиями И.Н. Горелова, В.Ф. Енгалычева. Однако, полученный опыт недостаточен, не соответствует ни потребностям, ни психологическим возможностям ребенка.

         Невербальная  речь присуща всем людям, и дети с нарушением речи  – не исключение. Другое дело, как они пользуются «языком тела», адекватны ли действия, понятна ли их мимика и пантомимика окружающим.

         Особенности овладения невербальными средствами общения у дошкольников с нарушениями речи характеризуются:слабой обобщенностью, фрагментарностью, обеднённостью, неадекватной мимикой, недостаточной силой голоса, ускоренным темпом речи,  дискоординацией дыхания и фонации, инфантильностью мимики, ускорением темпа речи,

нарушением ее ритма, несоблюдением пауз, ускоренным речевым выдохом, частыми дополнительными вдохами в момент речи.

         В связи с названными особенностями нарушается плавность и интонационная выразительность общения детей, имеющими речевые нарушения.

         Начинать работу с детьми необходимо с общения без слов. Главной целью таких игр является переход к невербальному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении.

         Также игры обостряют внимание ребенка к сверстнику , учат понимать его намерения, состояние, настроение.

При оценке сформированности навыков общения нами  выявлено, что у детей в недостаточной мере сформированы  невербальные средства общения.

         Овладение адекватными жестами и мимикой отмечено только у   66,6% детей, визуальный контакт нарушен у  38,7% детей, организация пространства и размещение лицом к  партнеру по общению  не развито у 33,3%  детей.

         Полученные результаты побудили нас к проведению коммуникативных игр. Игры были включены в режимные процессы  первой и второй половины дня: в утреннее приветствие,  в организацию самостоятельной деятельности детей, занятия и прогулку. Представленные в приложении игры проводились в утреннее приветствие.

         В предложенных играх дети активно участвовали, использовали различные невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, пантомимика, визуалика, тембр голоса и другие. После проведения данного вида игр было замечено, что общение детей стало ярче, эмоциональнее, доступнее и легче. Дети стали внимательнее относиться  друг  к другу, в общении использовать различные средства невербального общения.

 

2.5. Игры на распознавание и выражение эмоций и методика их организации

         Жизнь человека насыщена различными явлениями, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, – виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

         Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Положительные эмоции – своеобразная “награда” организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного  результата, сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов.

         Общаясь, люди постоянно испытывают различные чувства. Причем, способ выражения и передачи чувств является важнейшим фактором улучшения межличностных отношений. Если между людьми возникают проблемы в процессе общения, это зависит не оттого, что люди испытывают те или иные чувства, а оттого, что, чаще всего, они не умеют адекватно их выразить. 

         Распространенным является мнение о том, что эмоции и чувства человека мешают общению между людьми. Люди стремятся сдерживать чувства для того, чтобы поступать логично, рационально, сохранять объективность. На самом деле уход от истинных чувств приводит к тому, что люди не могут вести себя конструктивно в отношении с другими.          Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

         Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений речи, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы (Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, В.А. Калягин и др.). Дети с нарушением речи имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от таковых у детей в норме.

         Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта.
         Дети с нарушением речи недостаточно умеют контролировать свое эмоциональное состояние, не способны адекватно оценить внутренне состояние другого человека и не умеют регулировать свои эмоции, так как у них  достаточно низкий уровень способности понимать эмоциональное состояние других людей, и выражать свои эмоции.

         Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет.

         Игра также представляет возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создания и разрядки напряжения, освобождения от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка «быть собой и другим». Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками.

Для апробации игр на распознавание и выражение эмоций мы сделали их подбор и описание.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения ребенка в деятельность предполагает личностный подход, когда воспитатель ориентирован на личностный подход в целом. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Игры помогают сформировать у ребенка:

- Коммуникативные способности и качества;

- Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- Позитивное отношение к другим людям;

- Умение сопереживать – радоваться чужим достижениям и огорчаться из-за чужих неприятностей;

- Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

- Умение взаимодействовать и сотрудничать;

- Способность к импровизации.

         Можно сделать вывод, что организованная игровая деятельность формирует благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверия в взаимопонимания, помогаем сплотиться детскому коллективу, развивает навыки общения.

         Поскольку творческие способности есть у каждого ребенка, и в связи с этим становится важным начать развивать их как можно раньше. Занятия игровой театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, развивает познавательные психические процессы, но и развивает их эмоционально-волевую сферу: способность к состраданию, сопереживанию, помогают адаптации ребенка в коллективе, социализации, учат общаться со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2015. – С. 36-40.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева – М.: Академия, 2017. – 360 с.

3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2018. – 380 с.

4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2017. – 127 с.

5. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в игре / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – № 2. –2015. – С. 2-8.

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо. – М.: Просвещение, 2016. – 378 с.

7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Наука, 2015. – 312 с.

8. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 144 с.

9. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды /А.Л. Галин. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2017. – 128 с.

10. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс – М.: ЭдиториаллУрсс, 2015. – 704 с.

11. ГодфруаЖ. Что такое психология: в 2-х т., Т. 1. – М.: Мир, 2016. – 496 с.

12. Гомезо М.В. Возрастная психология /М.В. Гомезо, В.С. Герасимова – М.: Ноосфера, 2018. – 488 с.

13. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: НГУ, 2014. – 173 с.

14. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М.: Мозайка Синтез, 2019. – 159 с.

15. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т.Н. Дронова. – М : Просвещение, 2015. – 116 с.

16. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический проект, 2015. – 303 с.

17. Комратова Н. Г. Социально-нравственное воспитание детей / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. М., 2017. 180 с.

18. Кордоуэлл М. Психология. А-Я: Словарь справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко / М. Кордоуэлл – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. – 448 с.

19. Краткий психологический словарь / ред-сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 512 с.

20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. средн. и высш. пед. уч. завед. / Т.А. Куликова – М.: Академия, 2019. – 232 с.

21. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2016. – 320 с.

22. Лютова Е.К. Тренинг взаимоотношения родителей с детьми / Е.К. Лютова. – СПб.: Питер, 2013. – 403 с.

23. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений /М.Д. Маханёва. – М.: Сфера, 2012. – 212 с.

24. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Учебник для вузов 8 изд. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

25. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М.: Академия, 2016. – 456 с.


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к…

ВВЕДЕНИЕ С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к…

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка

Но компьютерные технологии постепенно вытесняют обычные игры

Но компьютерные технологии постепенно вытесняют обычные игры

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

Общение играет, огромное значение в развитии личности

Общение играет, огромное значение в развитии личности

Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах

В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя…

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя…

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого

Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы

Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познавательные мотивы

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения

Таким образом, необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания

В коллективной деятельности (игре, труде) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов

В коллективной деятельности (игре, труде) старшие дошкольники осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов

Глава 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

Глава 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности

Игры с правилами как средство формирования культуру общения старших дошкольников

Игры с правилами как средство формирования культуру общения старших дошкольников

Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование

Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Общение старших дошкольников 6-7 лет

Общение старших дошкольников 6-7 лет

Стиль общения складывается из отношений и взаимоотношений, которые дают нам общение, так как взаимодействие и умение сотрудничать является составной частью общения

Стиль общения складывается из отношений и взаимоотношений, которые дают нам общение, так как взаимодействие и умение сотрудничать является составной частью общения

Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой разработана система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения и навыков взаимодействия детей со сверстниками

Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой разработана система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения и навыков взаимодействия детей со сверстниками

По мнению Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой развитие навыков взаимодействия осуществляется при соблюдении последовательности названных этапов 2

По мнению Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой развитие навыков взаимодействия осуществляется при соблюдении последовательности названных этапов 2

Проксимика – организация пространства и времени коммуникативного процесса

Проксимика – организация пространства и времени коммуникативного процесса

В связи с названными особенностями нарушается плавность и интонационная выразительность общения детей, имеющими речевые нарушения

В связи с названными особенностями нарушается плавность и интонационная выразительность общения детей, имеющими речевые нарушения

Игры на распознавание и выражение эмоций и методика их организации

Игры на распознавание и выражение эмоций и методика их организации

Л.С. Волкова, В.А. Калягин и др

Л.С. Волкова, В.А. Калягин и др

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения

Можно сделать вывод, что организованная игровая деятельность формирует благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверия в взаимопонимания, помогаем сплотиться детскому коллективу, развивает навыки общения

Можно сделать вывод, что организованная игровая деятельность формирует благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверия в взаимопонимания, помогаем сплотиться детскому коллективу, развивает навыки общения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акулова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акулова

Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества

Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2022
Посмотрите также: