ОГЛАВЛЕНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ГЛАВА 1. Теоретические положения эстетического воспитания детей дошкольного возраста……………………… |
3
6 |
|||
|
1.1. История возникновения и фундаментальные принципы эстетического воспитания……………………………………………... 1.2. Формы и методы эстетического воспитания дошкольников…… 1.3. Роль природы в эстетическом воспитании детей………………............................................................................... |
6 14
25 |
|||
|
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………... ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………... |
31
32 |
|||
|
2.1 Анализ работы воспитателей по использованию природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста …………… 2.2. Перспективный план по использованию природы как средство эстетического воспитания детей старшего возраста ……………… |
32
39 |
|||
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………… ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
|
47 48 50 53
|
||||
ВВЕДЕНИЕ
Главными условиями развития духовной жизни любого человека являются глубокие эстетические чувства и возможность видеть прекрасное в природе, а также искусстве. О значении и влиянии красоты написано очень много. Известно, что ещё древние греки считали, что красота и гармония – это не только эталоны явлений окружающей среды или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
Природа является источником ощущения прекрасного и гармоничного. Начальной ступенью воспитания эстетических чувств ощущения прекрасного является – природа. Ощущать окружающую среду человек начинает с первых дней жизни. Нашей основной задачей является ввести ребенка в природу, научить понимать, видеть и чувствовать ее невероятную красоту. Также эстетическое отношение к окружающему миру делает человека лучше и в нравственном отношении, это связано с тем, что человек обладающий чувством прекрасного, стремится жить по принципам красоты. Если кто-то отдаляется от природы, то лишается не только большинства знаний, но и чувства прекрасного, наполняющих жизнь счастьем.
Научно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются все основы развития человечества в будущем. Важнейшим этапом развития и воспитания личности является именно дошкольный возраст. Именно в этом возрасте формируется самостоятельность и осознанность мышления, развивается познавательный интерес детей, а также любовь к знаниям. В результате возникает особая актуальность воспитывать у дошкольников художественный вкус, формировать различные творческие умения и навыки.
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что эстетическое развитие является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира. Так же эстетическое развитие детей дошкольного возраста связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных этических понятий и оценок.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение природы, как средства эстетического воспитания дошкольников.
Объектом данного исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является природа, как средство эстетического воспитания дошкольников.
Исходя из актуальности темы, можно определить несколько основных задач данной работы:
· ознакомится с понятием и историей «эстетического воспитания»;
· изучить методы и принципы эстетического воспитания при знакомстве с природой;
· раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
· проанализировать работу воспитателей по применению природы, как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
· составить перспективный план по использованию природы как средство эстетического воспитания детей старшего возраста.
Для решения поставленных задач и достижения целей был использован комплекс методов, адекватных изученному вопросу в частности:
1. Теоретические (изучения литературных источников, метод анализа и синтеза);
2. Эмпирические (беседа, интервьюирование и опрос).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического вкуса. Определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.
Объём и структура: курсовая работа объёмом 62 страницы текста состоит из оглавления, введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические положения эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. История возникновения и фундаментальные принципы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в структуре воспитательного процесса. Оно обращено, в первую очередь, к эмоциям, чувствам и душе воспитанника. Чувства являются важнейшей областью личностного проявления индивида, его творческой жизнедеятельности. Люди выражают свое эмоциональное отношение к окружающему миру через слово, цвет, звук, рисунок, линию, пластику.
Вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагоги, политики, моралисты. Они стремились использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определённых политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов.
Русские революционные демократы – В. Г. Белинский, А. И. Герцен,
Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов видели в искусстве (выдвигая на первое место в соответствии с духом и потребностями времени художественную литературу) как средство образования, так и орудие нравственного и политического воспитания общества и прежде всего – молодого поколения. На идейной основе русской материалистичной философии и эстетики К. Д. Ушинский строил свои принципы художественного образования и эстетического воспитания детей. Считая художественно-образное мышление характерным для ребёнка, он призывал широко использовать искусство в процессе обучения. Вместе с тем он подчёркивал, что художественное развитие необходимо и для нравственного воспитания детей, ибо всякое искреннее наслаждение прекрасным есть уже само по себе источник нравственного чувства. [20].
Большое внимание уделялось месту эстетического воспитания в общей системе воспитания детей и юношества в русской педагогике, особенно после Ушинского. Такие педагоги, как В. Я. Стоюнин, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев и многие другие, считали, что начинать эстетическое воспитание следует с развития «внешних чувств». Основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только «художественных» дисциплин (музыка, рисование, литература), но и дисциплин естественнонаучных, в ручном труде и т. д.
Некоторые эстетики-материалисты домарксистского периода делали попытки обосновать и более широкую концепцию эстетического воспитания средствами самой действительности, но до возникновения диалектического и исторического материализма невозможно было раскрыть связь эстетического чувства и эстетической деятельности человека с трудом. Показать подлинную природу и сущность эстетического, а также связать эстетическое воспитание с социальными предпосылками преобразования общественной жизни.
Многие представители идеалистичной эстетики, особенно, в первые периоды её развития, отчётливо понимали значение эстетического воспитания для формирования нравственных качеств и политических убеждений личности и для всего общества. Развивали теорию эстетического воспитания и направляли его практику в духе разделявшихся ими классовых идеалов. Так, еще Платон в своей теории эстетического воспитания проводил идею строгого государственного контроля над развитием эстетического воспитания и искусства. Делал он это за тем, чтобы с их помощью воспитывать людей в духе утверждения и укрепления рабовладельческого строя, в духе упрочения классового и даже кастового разделения общества.
Для идеалистической эстетики в вопросах эстетического воспитания характерно крайнее преувеличение роли эстетического начала в жизни общества и его развитии. Идеалисты приписывали эстетического воспитанию возможность самостоятельно, без связи с другими социальными явлениями и факторами воздействовать определяющим образом на формирование мировоззрения, психики и деятельности человека. Идеалистическая эстетика романтиков утверждала возможность преодоления социальных противоречий и конфликтов не революционным путём, а методами эстетического просвещения. Ф. Шиллер считал искусство единственным орудием улучшения политики и смягчения нравов общества. [28 ].
Церковь активно использует эстетическое воспитание для формирования религиозной идеологии и психологии. В основных трудах эстетиков средневековья (Августина и Фомы Аквинского) сформулирована цель, как отвлечение людей от активной практической деятельности по изменению, прежде всего, социальной действительности и утверждение в их сознании религиозного миросозерцания. Эти тенденции продолжает развивать религиозная эстетика и в настоящее время, отрицая эстетическую ценность реальной действительности жизни, она тем самым обнаруживает свою антигуманистичную сущность.
Современная буржуазная эстетика и педагогика отбросили многие прогрессивные элементы, которые содержались в эстетических учениях прошлого, и прежде всего – широкое понимание эстетического воспитания в его тесной связи с другими социальными аспектами воспитания человека. Под эстетическим воспитанием они подразумевают, как правило, лишь известные элементы художественного образования, доступного только ограниченному кругу людей в капиталистическом обществе. Капитализм не заинтересован во всестороннем, в том числе и художественно-эстетическом развитии личности трудящегося. Поэтому массы в буржуазном обществе ограблены духовно , они ограничены в области образования, культуры и в сфере художественной культуры в особенности. Буржуазное государство не может создать систему эстетического воспитания масс в духе гуманизма, ибо «смысл процесса развития культуры никогда не понимался буржуазией как необходимость роста всей массы человечества». [ 8].
Задачи эстетического воспитания в буржуазном обществе осуществляет прогрессивное искусство, выражающее интересы передовых социальных сил. Большую роль в пропаганде социалистических эстетичных взглядов, играют прогрессивные учреждения и организации, существующие, как один из результатов политической борьбы трудящихся за свои права под руководством коммунистических рабочих партий и демократических сил. [19].
Следовательно, эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование творческой личности, способной чувствовать, воспринимать и оценивать прекрасное, удивительное, комическое, трагическое, безобразное в жизни и искусстве, а также творить и жить в соответствии с законами красоты. Основная цель эстетического воспитания – формирование у личности эстетического отношения к миру и к окружающей действительности.
Основные задачи эстетического воспитания:
· Формирование у воспитанника эстетического сознания: знания эстетических категорий, понимания прекрасного, художественного языка искусства.
· Развитие в различных видах искусства творческих способностей.
· Воспитание эстетических чувств: эмоционального восприятия, богатого мира чувств, сопереживания, глубоких переживаний, эмоциональной восприимчивости к прекрасному, тонкости чувств.
· Формирование умения претворять в жизни прекрасное, воспитание эстетической культуры: в общении, в поведении, быту, труде и т.д.
Эстетическое
воспитание тесно взаимосвязано с другими направлениями воспитания и является
неким специфичным аспектом каждого из них. Понимание прекрасного способствует
дисциплине ума. Эстетические критерии являются обязательным элементом анализа и
оценки научных теорий и взглядов. Мышление человека, его мозг
развиваются за счет образности. Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с
нравственным. Искусство и мораль принадлежат сфере ценностей, предметом которых
выступает человек, представленный в ракурсе духовно-практического отношения к
окружающей действительности.
Искусство несет значительный нравственный потенциал, а в нравственном
воспитании используются произведения искусства, непосредственно воздействующие
на нравственные чувства и формирующие сострадание, эмоциональную отзывчивость,
милосердие. Произведения искусства помогают сформировать нравственные идеалы и
принципы.
Эстетическое воспитание реализуется на основе принципов, выработанных на протяжении многих лет отечественной педагогикой. Эстетическое воспитание, его методы и средства, формы должны способствовать формированию общественно активной и гармонически развитой личности, не просто обладающей зачатками эстетических суждений и чувств, но и демонстрирующей высокий уровень эстетической культуры. Выделяют несколько групп принципов эстетического воспитания.
Принцип эстетики в жизни воспитанника и эстетической организации деятельности коллектива. Способность творить красоту в повседневной жизни не появляется сама по себе. Ее необходимо воспитывать с раннего детства. Именно поэтому само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, нарядная одежда; эстетическое окружение – убранство дома, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения преподавателя и учеников, детей друг с другом. Все это в совокупности формирует важнейший фактор воспитания - эстетичную воспитывающую среду.
Принцип постоянства и всеобщности эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и искусство должно воздействовать на воспитанников в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать всех - талантливых и обычных, способных и неспособных, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.
Принцип комплексного взаимодействия и воздействия разных видов искусства. Все виды искусства тяготеют к взаимодействию и обладают единой образной природой. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии какого-либо произведения искусства, тем более глубокий след и впечатление они оставляют. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка – все эти сочетания обогащают и углубляют друг друга, формируя целостное художественное восприятие. [2]
Принцип творческой самодеятельности. Каждая личность стремится к самоутверждению и наилучший для этого путь – художественное творчество.
Принцип преемственности элементов культуры. Раскрывает связь современного искусства и эстетической культуры народа с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.
Принцип преемственности является одной из самых общих диалектических закономерностей. В процессе поступательного развития принцип выражает объективные взаимосвязи между явлениями. Процесс преемственности предусматривает:
· Передачу результатов своей деятельности предыдущим поколением последующему, использование и творческую переработку этого наследия;
· Взаимодействие знаний, нового и старого опыта, результатов деятельности;
· Связь между новым и старым в процессе углубления и расширения знаний, навыков и умений на более современной научно-практической основе;
· Связь между разными этапами развития, с некоторым повторением положительных моментов старого, и качественным обновлением на более высоком уровне;
· Преемственную организацию эстетического воспитания средствами искусства, следование от народного, национального искусства к интернациональному.
Аспекты реализации принципа преемственности:
· Содержательный - наличие конкретной программы эстетического развития личности;
· Методический – преемственность в выборе способов воспитания;
· Организационный – последовательность в этапах воспитательной работы.
Принцип научности. Предполагает анализ достигнутого, опору на перспективу, вооружение воспитанников научными знаниями, которые соответствуют уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программность и систематичность в овладении знаниями, умениями и навыками, а также предполагает эстетическое воспитание на основе соответствующего возрасту воспитанников методов, содержания и форм обучения и воспитания.
Принцип единства развития творческого потенциала и обучения. Предусматривает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творчество, в тоже время обучение становится эффективным благодаря применению творческих умений. Основной путь эстетического развития - формирование самостоятельной художественной деятельности.
Следующий принцип предполагает сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. В результате такого сочетания дети получают художественную информацию из средств массовой информации, будут иметь широкие возможности творческой самодеятельности и самовыражения, т.к. даже на уроках эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Но важно помнить, что эффективное использование всех источников и спонтанных интересов дошкольников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость еще одного принципа – принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно-полезной, умственной, физической работе широко используются в области художественно-эстетической.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов знакомит детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития; индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.
Все принципы взаимосвязаны между собой и предопределяют построение и направление педагогического процесса. [26]
Таким образом, эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования и развития творческой личности, способной к творческой активности. Определяющей целью эстетического воспитания является формирование гармоничной индивидуальности, способной к сопереживанию, умеющею видеть красоту искусства и жизни. Основными принципами эстетического воспитания являются: эстетика, научность, художественная деятельность, сочетание классных и внеклассных внешкольных занятий, единства и творческой самодеятельности. Задачами эстетического воспитания выступают: накопление разнообразного запаса впечатлений; развитие «эстетического любования», формирования в ребенке способности переживать явления и эмоции от произведений искусства; сформировать активную позицию участника в создании прекрасного в искусстве. [4]
1.2. Формы и методы эстетического воспитания дошкольников
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной и другие. Эстетическое воспитание является сложным процессом, который осуществляется путем использования различных форм и методов. В дошкольной образовательной организации используются разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Рассмотрим, как они характеризуются и классифицируются в научной литературе. Методы, как считал А.С.Макаренко, являются инструментом прикосновения к личности, способы, с совершения целенаправленного педагогического воздействия на сознание и поведение детей. Метод – это способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование определенных знаний, умений и навыков, а также отношения к окружающему. Форма есть внутренняя организация содержания. Это есть способ организации воспитательного процесса. Организация эффективного обучения и воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Таким образом, понятие метод характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону педагогического процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения и воспитания, и наоборот. Рассмотрим, как они характеризуются и классифицируются в научной литературе. [23]
Методы эстетического воспитания – это способы совместной взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности. Предполагающей развитие основ эстетического вкуса и формирование творческих способностей. [5]
В основе методики эстетического воспитания находится совместная деятельность воспитателя и детей по формированию у них творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Эффективность данной деятельности во многом определяется грамотным учетом индивидуальных особенностей, потребностей и интересов воспитанников, уровнем их общего развития. Эстетическое восприятие индивидуально и избирательно. Его основу составляет эмоциональный отклик на прекрасное: в природе, предметном мире, искусстве, чувствах людей. Огромное значение при этом имеют жизненный опыт ребенка, его побуждения, стремления, переживания. [21].
Методы эстетического воспитания различаются и зависят от определенных условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка, а также уровня подготовки, мастерства и способностей воспитателя.
В. И. Логинова, П. Г. Саморукова классифицируют методы эстетического воспитания следующим образом:
· методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д. Педагогическое воздействие направлено на эмоции и чувства детей с помощью наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от знакомства с определенным эстетическим явлением;
· методы, способствующие приобщению детей к эстетической и художественной деятельности. Сюда относится демонстрация способа действия или образца, упражнения, варианта сенсорного обследования с объяснением;
· методы и приемы, развивающие эстетические и художественные способности, творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий. Они направлены на организацию поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к детям с учетом их индивидуальных особенностей. [24]
Н.А. Ветлугина предлагает классификацию методов художественного воспитания, которая построена на зависимости от:
· источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые);
· вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;
· задач развития художественно-творческих способностей;
· возрастных особенностей детей;
· индивидуальных особенностей ребенка;
· этапов художественных занятий
Эстетическую информацию ребенок получает по различным каналам: социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения. Соответственно возрастает важность метода целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения пьесы. Затем, чтобы помочь детям вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, воспитатель направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.
В зависимости от того как ребенок получает эстетическую информацию: изучает произведение искусства, слушает музыкальную сказку, разглядывая красочные иллюстрации или посредством педагога, который рассказывает, задает вопросы – методы и приемы эстетического воспитания делятся на наглядные и словесные. К ним предъявляются следующие требования: профессионально-качественное исполнение произведений, художественно-выразительное, эмоциональное, образное. Для того, чтобы ребенок воспринимал не только содержание определенного произведения, но и переживал соответствующее настроение. [6]
Методы могут изменяться в зависимости от форм организации деятельности. В ходе совместной деятельности воспитатель предлагает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения стихотворения или песни. В ходе занятия с глиной ребенка учат приемам, которые позволят ему самостоятельно составить предмет из отдельных частей или из целого материала. Соответственно, обучение носит прямой характер. В самостоятельной деятельности детей руководство педагога организуется как косвенное воздействие в качестве напоминания, побуждения к действию, или исправления ошибок. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы эстетического воспитания усложняются. [3]
Методы эстетического воспитания тесно взаимосвязаны между собой. Например, в ходе наблюдения за красивыми движениями рыбки в аквариуме, педагог применяет наглядный метод. Когда он начинает задавать вопросы, поясняя что-либо, то это будет словесный метод. Привлекая детей к украшению аквариума, воспитатель использует метод практических действий.
В педагогике успешно применяются эффективные методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности:
· метод убеждения, способствующий формированию эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
· метод приучения, упражнения в практических действиях, которые предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
· метод проблемных ситуаций, который побуждает к творческим и практическим действиям;
· метод побуждения к сопереживанию, эмоционально- положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире. [1]
Особенностью метода убеждения в эстетическом воспитании состоит в его использовании, если воспринимаемое явление – прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у детей при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Данный метод является как методом наглядного приобщения, так и словесным, так как любое наблюдение ребенка сопровождается комментариями педагога, воздействующими на чувства и мысли детей. Необходимо выбирать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создавая соответствующую ситуацию и душевный настрой. Воспитателю важно хорошо ориентироваться в предлагаемом предлагаемый детям материале. Его речь его должна отличаться точностью, эмоциональностью и выразительностью, а также быть убедительной.
Особенность метода приучения, упражнения состоит в том, чтобы дети научились вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и активно действовать. Для этого используются регулярные упражнения в эстетической деятельности, в творческой практике изменения окружающего мира. Метод приучения, упражнения основан на многократном повторении. Многочисленные упражнения в разнообразных условиях способствуют повышению эффективности результатов. Например, при обучении детей штриховке рисунка, педагог сначала предлагает не выходить за границы контура, затем штриховать так, чтобы получилась «пушистая травка» и т.д. [2]
Методы убеждения и приучения не могут существуют по отдельности. В процессе убеждения воспитанников в значении добрых дел, воспитатель постоянно напоминает о них, целенаправленно приучая к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями дает возможность преодоления разрыва между словом и делом в поведении детей, которые с легкостью говорят хорошие слова об окружающем, а делают наоборот. Единство этического и эстетического является важнейшей отличительной чертой формирования гармонично развитой личности. Убеждать надо не только оказывая непосредственное воздействие прекрасного в искусстве, но и в обществе, быту, на природе. Также, необходимо оказывать активное влияние словом на сознание детей, привлекая их к практическим действиям. [2]
Важную роль в методике эстетического воспитания, играет дифференцированный и индивидуальный подход. М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер подчеркивают, что каждый метод состоит из поставленной цели, соответствующей ей системы действий, необходимых средств, процесса последовательного изменения объекта, достигнутый результат использования конкретного метода. [22]
Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативы, творчества. Это является основой проблемно-поискового метода. В этом случае педагог предлагает ребенку самому найти варианты решения определенного замысла. Например, ребенку дают возможность самостоятельно изобразить любой персонаж из сказки после ее совместного изучения. В этом случае, дети учатся думать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность.
Для того чтобы обучение стало развивающим, педагогу необходимо использовать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. Например, ориентирование в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства; приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. [24]
Итак, изучая всевозможные произведения или решая различные художественные задачи важно активно использовать способы, способствующие целенаправленному руководству сенсорной ориентировкой воспитанников, их эмоциональным восприятием, как целостным, так и дифференцированным, самостоятельными и творческими действиями.
Начальная образовательная деятельность (далее НОД) как определенная форма обучения предоставляет возможность планомерного и систематического воздействия на развитие художественного вкуса и заинтересованного отношения детей к разнообразным материалам и самому образовательно-воспитательному процессу. Это происходит не только при знакомстве с музыкальным, изобразительным, поэтическим творчеством, но и во время совместной деятельности, способствующей развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это возможно при применении разнообразного материала, особенностями процесса обучения и используемым оборудованием. Обучение и учение является двусторонним процессом, в который входят: методы обучения, предпринимаемые воспитателем; способы учения, использованные детьми, которые приобретают художественные знания и умения. [ 30]
В практике дошкольного образования достаточно часто используются применяются творческие задания как наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Педагог вызывает у ребят желание импровизировать, находить новые оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. Для оптимальной реализации замыслов в изобразительной деятельности педагог предлагает детям самостоятельно находить необходимые решения в выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т.д. Исполнение данных этих условий помогает сделать обучение существенным фактором, который стимулирует творческий процесс. [ 21]
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей. Такие ученые, как А.И. Буренина, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева, Т.Н.Доронова, Т.Г.Козакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, С.И.Мерзлякова, Н.М.Петрухина, Т.P.Тютюнникова, M.Р.Чумичева, Е.А.Флерина, С.Г.Якобсон и др. предлагают различные формы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста можно организовать в самых разнообразных формах, которые распределяются с помощью следующих классификаций.
По принципу управления деятельностью детей:
· Под прямым руководством взрослого.
· Под косвенным руководством взрослого.
· По способу объединения детей.
· Совместная деятельность детей и взрослого: фронтальная, подгруппами, с одним ребенком.
· Индивидуальная.
· Подгруппами [18].
· По видам деятельности: занятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, труд, театрализованные игры, повторение занятий, праздников.
Дошкольники с удовольствием занимаются творчески-эстетической деятельностью по собственной инициативе, но под руководством взрослых. Характер руководства может быть опосредованный, косвенный. При этом педагог способствует накоплению детьми опыта, впечатлений, знакомит с разнообразными способами и приемами, которые впоследствии отражаются в самостоятельной деятельности: рисовании, лепке, рассказах, музыкальном творчестве. Самостоятельная творческая происходит по инициативе ребенка с целью удовлетворения определенных потребностей: сделать подарок, «написать письмо» маме, смастерить игрушку для сестренки и пр. Подобная деятельность носит синтетический характер и способствует развитию эстетических способностей, так как дети объединяют различное содержание, материалы и способы. Воспитателю необходимо, не меняя детского замысла оказать при необходимости помощь и поддержку. Важно организовать необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности: ребенок должен знать, где лежат необходимые материалы, где подходящее место для рисования, лепки и пр. Педагог способствует развитию самостоятельности детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная эстетическая деятельность взаимосвязана с педагогической деятельностью, проводимой воспитателем: занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.
Педагог также может организовать экскурсии: в природу, к памятникам, в музей – совместно с родителями. При этом важной педагогической задачей является продумывание содержания экскурсии с учетом особенностей детского восприятия. Необходимо заранее определить и изучить место проведения экскурсии, возможности размещения детей вокруг объекта наблюдения – так как важно не только рассказать и показать детям что-либо, но и вызвать у них эстетические чувства. [11]
Особенной формой детской деятельности, способствующей эстетическому воспитанию является театрализованная игра и игра-драматизация, проводимые под руководством педагога. Важное место в педагогическом процессе дошкольной организации занимают праздники и развлечения. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение способствует развитию восприимчивости к эстетической стороне жизни. Педагогу необходимо удовлетворить желания и потребность каждого ребенка в проявлении творческой активности на проводимом мероприятии. Для этого важно правильно выбрать форму проявления активности для каждого. Полезными с точки зрения для эстетического развития развлечения, которые сочетают разнообразные виды искусства. Выбирается различный материал: литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например, «К нам весна шагает…». Дети декламируют стихи, поют песни, танцуют, готовят своими руками оформление зала и т.д. [12]
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, подразумевает творческое начало. Если представления детей об окружающем мире и его явлениях недостаточно полные, яркие, эмоциональные, соответственно и игры будут отличаться однообразием бедностью содержания. Обогащение впечатлений может происходить в процессе знакомства с художественными произведениями, рассказов взрослых, наблюдений за природными и общественными явлениями. Как правило, для игры необходимы игрушки. Они должны быть привлекательны, красочно и эстетично представлены, пробуждать у детей любознательность, развивать воображение.
С помощью разнообразных видов искусства – сказок, рассказов, загадок, песен, танцев, картин и пр., педагог способствует формирование у детей отзывчивости на все доброе и прекрасное, обогащая их внутренний мир.
Одна из главных задач педагога – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. [13]
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Эстетическое воспитание предлагает специальные приемы для формирования творческих способностей, включающие развитие качества восприятия и воспроизведения; различение разнообразных сочетаний цвета, формы, объема; соотношение высоты, длительности, тембра, динамики музыкальных звуков; музыкального и поэтического слуха, художественного вкуса и т.д. Методические приемы должны сочетать эмоциональное начало, осознание учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Вся эта работа начинается с раннего детства и постепенно углубляется. [14]
Использование методов и приемов на практике зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей достаточно рано проявляются способности к музицированию, ритмичным движениям и изобразительной деятельности. При изучении их склонностей, необходимо подготовить методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.
В дошкольном возрасте также активно используются игровые методические приемы. Дети лучше осваивают разнообразную деятельность, в игровых ситуациях, если художественный материал предлагается в интересной для них форме, если между воспитанниками появляются игровые взаимоотношения. Отдельные методы могут иметь противоречивый характер, взаимодополняющие приемы. Например, слово воспитателя и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения. Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать. А также приемы, формирующие способы самостоятельных действий, приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка. [15]
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста предполагает создание следующих условий: обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности; организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры. Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов материалов и средств воплощения художественного замысла; поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
Воспитателю необходимо создавать возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. важно обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. С целью формирования у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира необходимо стимулировать их детей к общему сопереживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Значимым также является развитие дошкольников способности замечать в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях. Большое внимание необходимо выделять формированию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству. Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса. [17]
Таким образом, для формирования эстетического воспитания у дошкольников наиболее подходящими методами будут: формирования элементов эстетического сознания – наглядные, словесные, практические, игровые; приобщения детей к эстетической деятельности – демонстрация способа действия или образца, упражнения, варианта сенсорного обследования с объяснением; развивающие эстетические способности творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий, целостного восприятия произведения; способствующие развитию у детей эстетических качеств личности – методы убеждения, приучения, упражнения, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию. Наиболее актуальными формами эстетического воспитания для нашей работы будут: беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы; рассматривание произведений искусства, с обсуждением их выразительных средств и особенностей; освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества.
1.3. Роль природы в эстетическом воспитании детей
Многие специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, в зависимости от времени дня, года, освещения, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. [7]
Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Дети с шестого года жизни уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделять отдельные характеризующие его признаки: «Осень – потому что тучи на небе»; «солнышко не греет»; «листики падают». Конечно, прежде всего, дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами: «Осень – потому что мы листиками красивыми играем».
Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений: «Некоторые птицы улетают в теплые края, потому что им холодно в наших краях, только воробьи остаются, потому что выдерживают холод ». Часто в этом возрасте малыши объясняют явления неправильно, путают причину и следствие: «Холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет». И всё же им доступно не только понимание некоторых причин изменений, происходящих в природе, зависимости их от других явлений: «Холодно – вода замёрзла, тепло – лёд растаял», но и понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы. В возрасте 5-6 лет дети начинают подмечать сходство и различия предметов, и хотя часто наблюдается непоследовательное использование сравнения, оно, тем не менее, является показателем развивающегося логического мышления. Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года, рассказать о периоде развёртывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец: «В начале осени ещё тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы». Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщённого восприятия. [31]
Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие имеет основные для обучения детей виды: Зрительное - ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему. Слуховое - информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику. Тактильное - здесь задействованы кожные и двигательные ощущения.
80% всего познавательного материала, ребенок старшего дошкольного возраста получает и воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.
При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы. Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер. Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. [29].
Живая и неживая природа живёт и развивается по своим сложным законам. Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только что-то броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно жизнь и труд человека в природе. Поэтому искусство занимает особое место в эстетическом отношении человека к природе. Искусство учит вглядываться в природу, оно создаёт её образы, но эти уроки ребёнок не всегда может извлечь сам без помощи взрослых. Нужно помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы, отражённой в искусстве. В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано очеловеченное отношение к природе. Если у ребёнка не пробуждена способность чувствовать, переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить её, то он может стать не другом, не защитником природы, а её разрушителем.[ 27 ]
К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается , например, вся лесная поляна : на первом плане трава , цветы, мелкие кустарники; на втором – деревья , лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.
Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 5-6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств, для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. [33]
Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное, т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Также воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста детей. У детей старшего возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, ломать деревья, а другие — разводить рыб, ухаживать за голубями. Чтобы не было такой агрессивности к окружающей среде, нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу — навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Показать ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, рассказать ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устроить кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим. Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных. [33]
Старшие дошкольники, как правило, не могут объективно оценивать картину увиденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое и развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы, направить их интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. [16]
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического) . Воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Мы отвечаем за живое — и за животное, и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Эстетическое воспитание – это процесс формирования и развития творческой личности, способной к творческой активности. Основные составляющие эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте: эстетическое образование, художественное воспитание, воспитание творческих потребностей и способностей.
Основными критериями эстетического воспитания являются: психологические, эмоциональные, педагогические, художественные и социальные.
Ведущими методами эстетического воспитания старших дошкольников являются: методы формирующие элементы эстетического сознания, способствующие приобщению детей к эстетической деятельности; методы развивающие эстетические способности, творческие умения и навыки, методы самостоятельных действий. В педагогике также используются методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности: убеждения; приучения; упражнения в практических действиях; преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; проблемных ситуаций; побуждения к сопереживанию. Практическое применение методов и форм находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Основными формами эстетического воспитания являются: слово воспитателя, демонстрация произведений искусства, показ приемов исполнения, приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.
Главная задача эстетического воспитания посредством природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать ребенка выше, богаче, внимательнее. Природа – это один из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на ребенка.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Анализ работы воспитателей по использованию природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Счастье» № 118 г. Горловка является дошкольной образовательной организацией. В соответствии с действующим законодательством дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Создано МБДОУ в 1968 году. Учредителем является Департамент образования Администрации города Горловка. Всего в ДОО 103 воспитанника. Возраст детей, посещающих детский сад от 1,5 до 7 лет. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Основными задачами дошкольной образовательной организации являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Образовательная программа, по которой работает дошкольная образовательная организация «Детский сад № 118 города Горловка», принята в сентябре 2018 года. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Группы общеразвивающей направленности призваны обеспечивать освоение детьми образовательных программ. Эти программы направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Счастье» №118 г. Горловка осуществляется по следующим программам: «Растим личность», «Камертон», «Поликультурное детство».
Программа «Растим личность» создана группой авторов под редакцией Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В. и Михайлюк С.И. [25]
Цель программ – создание для каждого ребенка возможностей для формирования и развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Задачами программы «Растим личность», которые относятся к эстетическому воспитанию являются следующие:
· развитие на основе разнообразного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
· адекватная социализация в современном мире, взаимодействие детей с разнообразными сферами культуры;
· приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию.
В программе существует образовательная область «Художественно- эстетическое развитие», с помощью определенных разделов которой организуется эстетическое развитие дошкольников в процессе: знакомства с изобразительным искусством, продуктивной деятельности и детском творчестве, изучения художественной литературы, музыкальной деятельности.
Содержание выше перечисленных разделов в старшем дошкольном возрасте является следующим.
Изобразительное искусство:
· развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах. Ассоциировать и образно воспринимать их;
· развивать художественно-эстетические способности. Умения художественного восприятия: самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделять типичное, обобщенное. Умения различать произведения искусства разных видов, понимание специфики разных видов искусства.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества:
· развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, создавать выразительный образ и передавать свое отношение;
· по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата оценивать его; экономично использовать материалы;
· знакомство со способом создания наброска. Умение рисовать контур предмета простым карандашом. Освоение новых, более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Художественная литература:
· расширение читательских интересов детей. Проявление стремления к постоянному общению с книгой, выражение удовольствия при слушании литературных произведений. Проявление избирательного отношения к произведениям определенного вида, жанра, тематики, стремление объяснить свой выбор;
· восприятие литературного текста. Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста, устанавливать многообразные связи в тексте;
· понимание литературного героя в его разнообразных проявлениях, стремление дать оценку его поступкам. Понимание настроения произведения, чувствование его эмоционального подтекста. Проявление внимания к языку, осознанного отношения к использованию некоторых средств языковой выразительности. [25]
Творческая деятельность на основе литературного текста:
· освоение способов передачи результатов восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности. Проявление желания создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Сохранение в пересказах стилистических и жанровых особенностей произведения, использование в собственных сочинениях приемов, соответствующих особенностям жанра. Проявление активности и самостоятельности в поиске способов выражения образа героя в театрализованной игре.
Музыка:
· узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э.Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, и др.) и русских (М. И. Глинки, П.И. Чайковского и др.).
· различение разных жанров музыки . Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
В процессе эстетического воспитания по программе «Растим личность» используются следующие методы: наглядные, словесные, практические, игровые; приобщение детей к эстетической и художественной деятельности – демонстрация способа действия или образца, упражнения. В качестве основных форм используются: беседы об искусстве, дидактические, подвижные и музыкальные игры; рассматривание произведений искусства, с обсуждением их выразительных средств и особенностей.
В детском саду также действует примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка в этой программе является духовная культура и особенно искусство. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство разных народов; поликультурное пространство музея. Ведущими методами программы, способствующими эстетическому воспитанию, являются: рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видео-презентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок; метод проектов; праздники, театрализовано-музыкальные развлечения, семейные вечера.
В детском саду в форме дополнительного образования работает программа музыкального воспитания «Камертон» Э.П. Костина. Ее цель: разностороннее, разноплановое полноценное музыкальное образование дошкольников, соответствующее их возрастным возможностям. Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, метод иллюстративной наглядности, игровой метод.
Важным условием реализации всех программ, способствующих эстетическому воспитанию в детском саду, является предметно-развивающая среда. В каждой группе детского сада присутствует эстетическое оформление в определенном стиле. Имеются тематически оснащенные центры: театральный, музыкальный, игровой, детской литературы и изобразительного искусства. В группах есть предметы декоративно-прикладного искусства, необходимый материал для изобразительной и творческой деятельности по разнообразным направлениям.[9]
С семьями воспитанников в ходе реализации эстетического воспитания старших дошкольников проводится следующая работа: организуются различные конкурсы и выставки детского и взрослого, а также семейного творчества; совместная театрализованная работа (подготовка утренников, развлечений, спектаклей). Процесс эстетического воспитания в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста реализуется с привлечением следующих организаций и учреждений: детская библиотека, дверец культуры, центр детского творчества, музей.
В процессе эстетического воспитания в детском учреждении «Счастье» используются следующие методы, подробно описанные в теоретической части. А именно, формирование элементов эстетического сознания – наглядные, словесные, практические, игровые; приобщения детей к эстетической и художественной деятельности - демонстрация способа действия или образца, упражнения, варианта сенсорного обследования с объяснением; развивающие эстетические и художественные способности творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий; целостного восприятия сюжета картины; способствующие развитию у детей эстетических качеств личности – методы убеждения, приучения, упражнения, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию. Из них наиболее популярные: формирования элементов эстетического сознания. Наиболее используемыми формами эстетического воспитания в дошкольной организации (из выделенных в теоретической части) являются; рассматривание произведений изобразительного искусства, с обсуждением их выразительных средств и особенностей. Совсем не используются: освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества. Редко применяются игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы.
Анализ документов воспитательно-образовательной деятельности дошкольной организации и индивидуальных карт воспитанников показал, что в детском саду не проводится мониторинг эстетической воспитанности дошкольников. В целом, задачи эстетического воспитания достаточно успешно реализуются в ходе комплексного воздействия разнообразными средствами. На хорошем уровне организовано приобщение дошкольников к эстетике. Проводится целенаправленное эстетическое воспитание, как в рамках основной образовательной программы, так и в процессе дополнительного образования. Но в сфере художественно-эстетического воспитания недостаточно представлена возможность для детей более углубленно заниматься изобразительным творчеством, в частности с использованием нетрадиционных техник рисования. Организованные в детском саду конкурсы и выставки отражают чаще всего уровень эстетической воспитанности родителей, а не ребенка. Недостаточно организовано взаимодействие с родителями в процессе эстетического воспитания.
Используемые в дошкольной организации формы и методы эстетического воспитания представлены в таблице 2.1
Таблица2.1 Формы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в
детском саду № 118 «Счастье» г.Горловка
Форма мероприятия |
Название мероприятия |
Количество (за год) |
Беседы об искусстве |
«Неделя музыки в детском саду» «Наш вернисаж» «День Победы» Конкурс чтецов «Золотая осень» |
1 1 1 1 |
Игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы |
«Весенняя капель» «Литературная гостиная» «Викторина по русским народным сказкам» «День работников пожарной охраны» «Танцевальный марафон» |
1 2 1 1 1 |
Рассматривание произведений искусства |
«Наш вернисаж» «Культ-поход в музей» Экскурсия на выставку «Дымковская игрушка» Посещение развлечения во Дворце Молодежи «Рождественский балл для Золушки» |
1 1 1 1 1 |
Опираясь на статистические данные можно утверждать, что в ДОО детский сад «Счастье» № 118 города Горловка мероприятия по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста реализуются в следующих формах: беседы об искусстве; игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы; рассматривание произведений искусства.
При этом, можно констатировать, что указанные мероприятия способствуют развитию эстетической воспитанности старших дошкольников, тогда как проведенный анализ деятельности данной дошкольной образовательной организации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, позволяет утверждать, что в процессе воспитания педагогами не проводятся мероприятия, способствующие эстетическому воспитанию в формах освоения нетрадиционных техник изобразительного творчества и с использованием художественной творческой деятельности.
Таким образом, процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении – детский сад «Счастье» № 118 города Горловка реализуется различными субъектами воспитательного процесса и с привлечением социальных партнеров.
В процессе эстетического воспитания в данной дошкольной образовательной организации чаще всего используются методы формирования элементов эстетического сознания – наглядные, словесные практические, игровые. Чаще всего используются игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы.
В дошкольной образовательной организации не проводится мониторинг эстетической воспитанности детей. В сфере эстетического воспитания не предоставлена возможность для детей более углубленно заниматься изобразительным творчеством, в частности с использованием нетрадиционных техник рисования. Недостаточно организована возможность представления результатов детского творчества, способствующая развитию эстетических качеств личности.
2.2. Перспективный план по использованию природы как средство эстетического воспитания детей старшего возраста
На основе собственного опыта преподавания эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, было установлено, что для старших дошкольников недостаточно реализуются мероприятия изобразительного вида деятельности. Для устранения данного недостатка был разработан комплекс мероприятий «В мире Красоты».
Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность это – художественно творческая деятельность, которая направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. На эстетическое воспитание дошкольников существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, так как дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение или общую работу, а затем сообща рассматривают и обсуждают сделанные работы, выполненные рисунки, аппликации, лепку. [10]
Старших дошкольников необходимо знакомить с основными жанрами живописи – пейзаж, портрет, натюрморт. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли доступные детям. Художественные произведения также должны быть близкими и понятными им по содержанию изображаемых объектов и вместе с тем пробуждать эстетические чувства. В этого знакомства должно возникать особое настроение, при котором человек отделяет эстетические свойства от других свойств природы.
Цель: совершенствование деятельности дошкольной образовательной организации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих нестандартные художественные решения.
2. Способствовать повышению уровня эстетической воспитанности детей через использование изобразительной деятельности.
3. Активизировать развитие представлений о приемах и средствах изобразительного творчества, ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста.
Кадровое обеспечение: воспитатели старшей группы – организуют проведение мероприятий, музыкальный работник – обеспечивает музыкальное сопровождение, старший воспитатель контролирует качество проводимых мероприятий, оказывает методическую помощь и поддержку.
В комплекс мероприятий включена работа с родителями, предполагающая как групповую, так и индивидуальную работу, а также совместную с детьми деятельность.
Форма организации: совместная деятельность, групповая и подгрупповая.
Методы: формирования элементов эстетического сознания : наглядные, словесные, практические, игровые; приобщения детей к эстетической и художественной деятельности. Демонстрация способа действия или образца, упражнения, варианта сенсорного обследования с объяснением; развивающие эстетические и художественные способности творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий; целостного восприятия сюжета картины; способствующие развитию у детей эстетических качеств личности – методы убеждения, приучения, упражнения, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию.
Формы: беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы; знакомство с произведениями изобразительного искусства и их авторами, с обсуждением использованных выразительных средств и особенностей; освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества.
Для эстетического воспитания старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности и знакомства с произведениями изобразительного искусства необходимо соблюдение следующих условий:
· обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
· организация продуктивной творческой изобразительной деятельности, адекватной данному возрасту;
· предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
· поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
Ожидаемые результаты:
- овладение различными техниками рисования;
- формирование представлений о различных жанрах изобразительного искусства;
- развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционально-эстетических реакций, дифференцирование эстетических переживаний и чувств;
Дети должны с большим удовольствием принять участие в реализации комплекса предложенных мероприятий. Особенно им должны понравиться занятия нетрадиционными техниками рисования, а именно применяя соединение разнообразных приемов изобразительного творчества: кляксография, граттаж, рисование «тычком», используя цветоведение. Дети с радостью освоят новые техники, придумают интересные названия своим экспериментальным работам, выполнят все задания на разном уровне, проявляя способность к цветовосприятию окружающего мира, подмечая все красивое не только творческих работах, но и замечая, какие явления природы и общественной жизни напоминают цветом и формой получившиеся продукты творчества.
План мероприятий по эстетическому воспитанию представлен в приложении А. Примеры дидактических игр для осуществления поставленных задач в приложении Б.
Целью занятия по изобразительному искусству "Осенние превращения" являлось знакомство с красками, дети осваивали понятие гармонии цвета.
В ходе занятия должно быть организовано рисование на тему «Цвета радуги», дети освоят технику рисования «по-мокрому»: «Осенние фантазии». Научатся использовать цвет в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника. При этом необходимо демонстрировать картины известных русских художников, выполненных в различных художественных техниках. Дети будут использовать различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер.
В качестве методов, помимо заявленных в комплексе мероприятий, примените контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход.
С ребятами организуйте следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых должно быть видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать пока недостаточные. В процессе упражнений у дошкольников сформируются умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети будут упражняться в применении нетрадиционных живописных техник, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников.
Целью родительского собрания «Прекрасное рядом» является способствование развитию эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста. На собрании следует провести обсуждение основных вопросов эстетического воспитания старших дошкольников, наметить план повышения эстетической воспитанности детей с участием родителей.
Целью проведения мастер-класса для родителей «Нетрадиционные техники рисования» является ознакомление с вариантами использования нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.
В ходе мастер-класса родители примут участие в создании разнообразных творческих работ с помощью понравившихся им техниками.
Целью совместной экскурсии родителей и детей является создание условий для развития эстетических чувств.
В ходе данного мероприятия дети с удовольствием будут любоваться красотой парка, вспомнят вместе с родителями знакомые стихи и песни об осени, играть в разнообразные игры.
Для демонстрации первых результатов работы по эстетическому воспитанию совместно с музыкальным руководителем необходимо подготовить развлечение для детей и взрослых «Осенний бал». Дети покажут свои творческие работы, а также будут петь песни об осени, играть на музыкальных инструментах и танцевать.
Направить родителей на проведение выставки «Чудеса с грядки», где взрослые продемонстрируют поделки из фруктов, овощей и цветов.
Целью творческой мастерской для детей и взрослых «Прекрасное – своими руками» может являться освоение техники мозаика, а также организация совместной творческой деятельности детей и взрослых, обучение их видеть красивое и прекрасное в простых обыденных вещах и обсуждать это в семье.
Целью мероприятия «Мой любимый праздник» является создание радостного настроения. Достижению указанной цели поспособствует решение следующих задач:
· развитие умения работы с натуры;
· знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями;
· развитие творческих способностей;
· передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности.
В процессе его подготовки и проведения проведите работу с красками на основе выбранной палитры. Использование поэтического слова и музыкального произведения. Организуйте знакомство с картинами известных русских пейзажистов о зиме.
Целью культурного похода в художественный музей на выставку «Зимние пейзажи» будет развитие эстетических способностей посредством знакомства с основными средствами художественной выразительности на примере зимних пейзажей известных художников.
В процесс ознакомления с творчеством знаменитых художников старшие дошкольники научатся видеть, как они изображали красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети освоят не только видение и понимание содержания художественных произведений, но и ощущение того, что хотел передать автор – радость, грусть.
Также вместе со старшими дошкольниками вы изучите средства выразительности, используемые в разных работах. Например, каким образом художник располагает деревья, чтобы стало понятно, что лес дремучий в картине Шишкина «Утро в сосновом бору», как он передает свежесть утреннего рассвета. Мы предложим для сравнения познакомиться с несколькими картинами разных авторов с изображением того же времени года, чтобы дошкольники учились замечать сходство и различие в их творческой манере.
Целью выставки «Мой пейзаж» является продемонстрировать самостоятельно выполненные работы с использованием различных техник: «по-мокрому», «граттаж», «кляксография».
В ходе мероприятия дети самостоятельно выберут технику и изобразят с помощью нее свои рисунки на листе бумаги.
Целью мероприятия «Портрет друга» является использование возможностей искусства для самореализации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
· развитие умения замечать красивое в обыденных вещах;
· освоение техники штриховки;
· знакомство с произведениями знаменитых художников портретистов.
Для развития наблюдательности детей мы организовывали такие игры как: «Угадай по описанию», «Чем отличается», «Кто это?».
В ходе мероприятия дети ознакомятся с портретами и обратят своё внимание на то, как разные художники передают настроение человека. Также дети ознакомятся с иллюстрациями, выполненными разными знаменитыми русскими художниками Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Как результат после проделанной работы в группе организуйте выставку репродукций портретов детей «Такие разные дети», написанных в разные годы разными художниками. После подробного обсуждения картин по желанию детей создайте выставку продуктов детского творчества «Портрет моего друга» с приглашением родителей воспитанников. Для родителей можно провести занятие в родительском клубе «Семейные секреты успешного эстетического воспитания» – круглый стол по обмену опытом эстетического воспитания в семье.
Также проведите для родителей игру «Угадай чей портрет», в процессе которой им надо было узнать портрет своего ребенка, его настроение и попытаться назвать те средства выразительности, которые были использованы при создании портретов.
Таким образом, после частичной реализации запланированного комплекса мероприятий вы увидите положительную динамику в уровне эстетической воспитанности старших дошкольников. После проведённых мероприятий оцените уровень эстетической воспитанности группы. Разработанный комплекс мероприятий поспособствует развитию эстетического воспитания старших дошкольников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.