Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»
Оценка 4.8

Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.06.2023
Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»
Конспект урока
спряжение глагола__.docx

Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»

Слайд 1

Цели деятельности учителя:

  • ознакомление учащихся со спряжением глаголов.
  • формирование умений определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать личные окончания глаголов;
  • уметь определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

I.       Организационный момент

У  нас много  работы: нужно думать, запоминать, анализировать, ставить перед собой цели, достигать их.

-  А чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Записываю на доске). Приступим к активной деятельности.

II.     Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски:

1.          Определить местоимение: Она (3 л., ед. ч., ж. р.), ты (2 л.,  ед. ч.), он  (3 л., ед. ч., м. р.),  мы (1 л., мн. ч.),  они (3 л., мн. ч.), я (1 л., ед. ч.), вы (2 л., мн. ч.), оно (3 л., ед. ч., с. р.)

І лицо обозначает, что действие совершается самим говорящим.

ІІ лицо обозначает, что действие совершается с тем, с кем беседует говорящий.

ІІІ лицо обозначает, что действие совершается лицом, о котором говорят.

2.          Найти глаголы в неопределенной форме:  посмотреть, накрыл, привезти, искать, лежит, беречь, слушали, надеяться, побежит.

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (что делать?, что сделать?)

3.          Разделить глаголы на 3 группы.

Настоящее время: что делает?, что делают? (учит, смеется, радуются).

Прошедшее время: что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали? (гулял, читали, написал)

Будущее время: что сделает?, что сделают?, что будет делать?, что будут делать? (растает, выучат, побежит)

Какие глаголы лишние? (Писать, написать).

Работа с классом:

Что мы знаем о глаголе?

-Глагол часть речи.

-Обозначает действие предмета.

-Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?...

-Не употребляется с предлогами, частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

-Изменяется по временам: настоящее, будущее и прошедшее.

-Изменяется по числам: единственное и множественное число.

-Глаголы прошедшего времени, единственного числа изменяются по родам.

-В предложение является главным членом. (Сказуемым)

Что мы сейчас повторили?

 

III.   Самоопределение к деятельности

      Вы все верно назвали. Существует еще одна категория глагола. Разгадайте кроссворд в паре, чтобы узнать ее название. Нужно вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму.

 

Глаголы для кроссворда. Слайд 2

 

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.

 

6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

 

Решают кроссворд. Читают ключевое слово

«Спряжение». Слайд 3

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/30/s_5d91bb67bdab1/1214467_1.png

- Какое ключевое слово у вас получилось?

- Сформулируйте тему урока «Спряжение глагола»

- А что вы хотите узнать по этой теме?

- Сформулируйте задачи (цели) урока. (Узнать, что такое спряжение глагола, какие глаголы спрягаются, как определить лицо и число спрягаемых глаголов, научиться спрягать глаголы)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 163 (с. 80).

(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения.)

Посмотрите на глаголы. Что вы заметили? Что происходит с глаголом, когда изменяется местоимение? (С изменением местоимения изменяется окончания глагола, то есть его форма) или (Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён или от местоимения зависит окончание глагола)

          Какой можно сделать вывод? (Глаголы изменяются по лицам.)

          А как определить лицо глагола? (По местоимению.)

          В каком времени употреблены глаголы? настоящем и будущем)

          Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

          На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить? (Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?)

Упр. 164 (с. 81).

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

          Прочитайте ниже сведения о языке.

          На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Что такое спряжение глагола?)

          Что называется спряжением глагола?

 

V.    Физкультминутка

Ваша задача не только выполнять действия, но и попробовать посчитать количество глаголов.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните. (16 глаголов)

 

VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 165 (с. 81).

          Прочитайте задание.

          Как вы будете действовать? (Изменим каждый глагол по лицам и числам и понаблюдаем, как меняются окончания.)

          (Работа в парах. Проверка.)

          К какому выводу вы пришли? (Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются.)

          На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Какие глаголы спрягаются?)

          А почему не спрягаются глаголы в прошедшем времени? (Потому что окончание не меняется)

- Давайте попробуем письменно проспрягать глаголы.

Упр. 167 (с. 82).

- Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глагол молчу и пойду.

- Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в тетрадь и выделите окончания.  - Какие окончания выделили?

-  2-е лицо: ты (что делаешь?).

Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. - Какие окончания выделили?

- 3-е лицо: он (что делает?).

- Какие окончания выделили?  Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. - Какие окончания выделили?  Поставьте ударения. Что вы заметили? (окончания ударные)

 - А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 4

Единственное число

1-е л. (я) молчу, пойду

2-е л. (ты) молчишь, пойдешь

3-е л. (он) молчит, пойдёт

Множественное число

1-е л. (мы) молчим, пойдём

2-е л. (вы) молчите, пойдёте

3-е л. (они) молчат, пойдут

- У всех так получилось? Хорошо.

На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Научиться спрягать глаголы)

- Давайте прочитаем правило, которое дано после  упражнения. ___прочитай нам, пожалуйста.

- Какой вывод мы можем сделать? Как можно определить лицо и число глаголов? (Мы можем сделать вывод, что лицо и число глаголов можно определить по местоимению и личному окончанию)

          На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Как определить лицо и число спрягаемых глаголов)

- Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа.

- 2 лица единственного и множественного числа.

- 3 лица единственного и множественного числа.

- Хорошо, молодцы!

У вас на партах лежат вот такие карточки. Запишите эти окончания в карточку.

 

 

Единственное число

Множественное число

1-е л. (я)  - У, - Ю

1-е л. (мы) – ЁМ, - ИМ

2-е л. (ты) - ЁШЬ, -ИШЬ

2-е л. (вы) – ЁТЕ, - ИТЕ

3-е л. (он) - ЁТ, - ИТ

3-е л. (они) – УТ, -АТ, - ЮТ

Проверка. Слайд 5

VII.           Рефлексия Слайд 6

Р. т. стр. 46 упр.103 Можно пользоваться карточкой. Зачем нам нужна карточка? (Поможет определить лицо и число глаголов)

Объясню  (буд. вр., 1 лицо, ед. ч.) – объясним.

Говорите (наст. вр., 2 лицо, мн. ч) – говоришь.

Читает (наст. вр., 3 лицо, ед. ч.) – читают.

Извинишь (буд. вр., 2 лицо, ед.ч.) – извините.

 

VIII.        Подведение итогов урока

Скажите, пожалуйста, какую тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                             

Было интересно ...

Было не понятно ...                     

Было легко …

Или

          Чему вы научились сегодня на уроке?

          Кто легко справился со всеми заданиями? (Нарисуйте зеленый квадратик в тетрадке).

          У кого были небольшие трудности? (Нарисуйте желтый квадратик в тетрадке).

          Кому было трудно? (Нарисуйте зеленый квадратик в тетрадке).

 

- Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»

Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»

I. Актуализация знаний

I. Актуализация знаний

Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу

Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу

На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Что такое спряжение глагола?) —

На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Что такое спряжение глагола?) —

Какие окончания выделили? Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания

Какие окончания выделили? Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания

У, - Ю 1-е л. (мы) – ЁМ, -

У, - Ю 1-е л. (мы) – ЁМ, -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2023