Тема урока: «Что такое спряжение глагола?»
Слайд 1
Цели деятельности учителя:
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
I. Организационный момент
У нас много работы: нужно думать, запоминать, анализировать, ставить перед собой цели, достигать их.
- А чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (Записываю на доске). Приступим к активной деятельности.
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски:
1. Определить местоимение: Она (3 л., ед. ч., ж. р.), ты (2 л., ед. ч.), он (3 л., ед. ч., м. р.), мы (1 л., мн. ч.), они (3 л., мн. ч.), я (1 л., ед. ч.), вы (2 л., мн. ч.), оно (3 л., ед. ч., с. р.)
І лицо обозначает, что действие совершается самим говорящим.
ІІ лицо обозначает, что действие совершается с тем, с кем беседует говорящий.
ІІІ лицо обозначает, что действие совершается лицом, о котором говорят.
2. Найти глаголы в неопределенной форме: посмотреть, накрыл, привезти, искать, лежит, беречь, слушали, надеяться, побежит.
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (что делать?, что сделать?)
3. Разделить глаголы на 3 группы.
Настоящее время: что делает?, что делают? (учит, смеется, радуются).
Прошедшее время: что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали? (гулял, читали, написал)
Будущее время: что сделает?, что сделают?, что будет делать?, что будут делать? (растает, выучат, побежит)
Какие глаголы лишние? (Писать, написать).
Работа с классом:
Что мы знаем о глаголе?
-Глагол часть речи.
-Обозначает действие предмета.
-Отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?...
-Не употребляется с предлогами, частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
-Изменяется по временам: настоящее, будущее и прошедшее.
-Изменяется по числам: единственное и множественное число.
-Глаголы прошедшего времени, единственного числа изменяются по родам.
-В предложение является главным членом. (Сказуемым)
Что мы сейчас повторили?
III. Самоопределение к деятельности
Вы все верно назвали. Существует еще одна категория глагола. Разгадайте кроссворд в паре, чтобы узнать ее название. Нужно вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму.
Глаголы для кроссворда. Слайд 2
1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.
6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.
Решают кроссворд. Читают ключевое слово
«Спряжение». Слайд 3
- Какое ключевое слово у вас получилось?
- Сформулируйте тему урока «Спряжение глагола»
- А что вы хотите узнать по этой теме?
- Сформулируйте задачи (цели) урока. (Узнать, что такое спряжение глагола, какие глаголы спрягаются, как определить лицо и число спрягаемых глаголов, научиться спрягать глаголы)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 163 (с. 80).
(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения.)
Посмотрите на глаголы. Что вы заметили? Что происходит с глаголом, когда изменяется местоимение? (С изменением местоимения изменяется окончания глагола, то есть его форма) или (Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён или от местоимения зависит окончание глагола)
— Какой можно сделать вывод? (Глаголы изменяются по лицам.)
— А как определить лицо глагола? (По местоимению.)
— В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и будущем)
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить? (Как определить лицо и число спрягаемых глаголов?)
Упр. 164 (с. 81).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Что такое спряжение глагола?)
— Что называется спряжением глагола?
V. Физкультминутка
Ваша задача не только выполнять действия, но и попробовать посчитать количество глаголов.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
Вновь трудиться все начните. (16 глаголов)
VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 165 (с. 81).
— Прочитайте задание.
— Как вы будете действовать? (Изменим каждый глагол по лицам и числам и понаблюдаем, как меняются окончания.)
— (Работа в парах. Проверка.)
— К какому выводу вы пришли? (Глагол в прошедшем времени рассказал не спрягается, так как его окончания не меняются.)
— На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Какие глаголы спрягаются?)
— А почему не спрягаются глаголы в прошедшем времени? (Потому что окончание не меняется)
- Давайте попробуем письменно проспрягать глаголы.
Упр. 167 (с. 82).
- Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глагол молчу и пойду.
- Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в тетрадь и выделите окончания. - Какие окончания выделили?
- 2-е лицо: ты (что делаешь?).
Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. - Какие окончания выделили?
- 3-е лицо: он (что делает?).
- Какие окончания выделили? Запишите эти слова в тетрадь и выделите окончания. - Какие окончания выделили? Поставьте ударения. Что вы заметили? (окончания ударные)
- А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Слайд 4
Единственное число
1-е л. (я) молчу, пойду
2-е л. (ты) молчишь, пойдешь
3-е л. (он) молчит, пойдёт
Множественное число
1-е л. (мы) молчим, пойдём
2-е л. (вы) молчите, пойдёте
3-е л. (они) молчат, пойдут
- У всех так получилось? Хорошо.
На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Научиться спрягать глаголы)
- Давайте прочитаем правило, которое дано после упражнения. ___прочитай нам, пожалуйста.
- Какой вывод мы можем сделать? Как можно определить лицо и число глаголов? (Мы можем сделать вывод, что лицо и число глаголов можно определить по местоимению и личному окончанию)
— На какой вопрос, поставленный в начале урока, мы ответили? (Как определить лицо и число спрягаемых глаголов)
- Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа.
- 2 лица единственного и множественного числа.
- 3 лица единственного и множественного числа.
- Хорошо, молодцы!
У вас на партах лежат вот такие карточки. Запишите эти окончания в карточку.
Единственное число |
Множественное число |
1-е л. (я) - У, - Ю |
1-е л. (мы) – ЁМ, - ИМ |
2-е л. (ты) - ЁШЬ, -ИШЬ |
2-е л. (вы) – ЁТЕ, - ИТЕ |
3-е л. (он) - ЁТ, - ИТ |
3-е л. (они) – УТ, -АТ, - ЮТ |
Проверка. Слайд 5
VII. Рефлексия Слайд 6
Р. т. стр. 46 упр.103 Можно пользоваться карточкой. Зачем нам нужна карточка? (Поможет определить лицо и число глаголов)
Объясню (буд. вр., 1 лицо, ед. ч.) – объясним.
Говорите (наст. вр., 2 лицо, мн. ч) – говоришь.
Читает (наст. вр., 3 лицо, ед. ч.) – читают.
Извинишь (буд. вр., 2 лицо, ед.ч.) – извините.
VIII. Подведение итогов урока
Скажите, пожалуйста, какую тему мы проходили сегодня?
- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?
- Реализовали ли мы их?
- Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»
- Используем такие варианты ответа как:
Было трудно ...
Было интересно ...
Было не понятно ...
Было легко …
Или
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Кто легко справился со всеми заданиями? (Нарисуйте зеленый квадратик в тетрадке).
— У кого были небольшие трудности? (Нарисуйте желтый квадратик в тетрадке).
— Кому было трудно? (Нарисуйте зеленый квадратик в тетрадке).
- Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.
- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.