Благочестивые семейные традиции – основа формирования
семейных ценностей у младших школьников.
Единственная ценность в жизни –
это семья. Как только погибнет семья,
погибнет и мир.
Старец Паисий Святогорец.
Человек появляется на свет и начинает свою жизнь в семье. То, каким он станет в дальнейшей жизни, определяется ещё в детстве, и во многом это зависит от семьи. Здесь, в семье, зарождаются основы его характера, ребёнок получает первые уроки любви, веры, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья. «В обществе проявляется то, что уже было подготовлено в детстве, в семье». ( Иеромонах Порфирий) Поэтому родители несут большую ответственность за воспитание детей.
О современной семье много пишут и говорят. Есть большая группа родителей, которые ещё до рождения ребёнка планируют, как он будет расти и развиваться, на каких принципах будет строиться его воспитание, каким человеком он станет. И после рождения ребёнка они придерживаются таких основ воспитания в семье, где учат уважать родителей и взрослых, быть послушным, не обижать младших. Но есть и другие семьи, в которых родители очень заботятся не столько о воспитании, сколько о содержании ребёнка. Когда истинные ценности семьи подменяются «свободными» подходами в воспитании, общением в виртуальном пространстве, лайками и комментариями.
В связи с этим, велика роль учителя, который может стать связующей нитью между семьёй и ребёнком, объединяющей силой и поддержкой. Где же найти ответы и мудрые советы на вопросы воспитания детей? Я думаю, следует обраться к принципам нашего православного воспитания.
Сущность православного семейного воспитания отражены в трудах многих отцов и учителей Церкви. Вот, например, как говорит Иоанн Златоуст: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений, ни государственных казней». Религиозно-нравственное воспитание детей святитель советует начинать с самого раннего возраста, так как в нежном возрасте легче возделывать почву для сеяния добра и легче исторгать возрастающие в ней плевелы. И если с самого начала их жизни мы предохраним детей от дурного и направим к лучшему, то стремление к добру сделается для них потребностью души и второю природою.
Неоценимое значение для педагогики имеют труды схиархимандрита Иоанна ( Маслова ). Он считал, что цель воспитания детей в семье заключается в «нравственном совершенствовании и вечном спасении», кроме спасения души следует «развивать все свои духовные силы».
Задачами воспитания детей в семье он видел следующие: - Создать в семье наилучшие условия для развития всех духовных сил ребёнка и его физического развития; - Помочь ребёнку познать самого себя, свои недостатки; - Вызвать желание совершенствоваться, стать лучше; - Учить ребёнка следовать нравственным нормам в повседневной жизни; - Научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - Передавать благочестивые семейные традиции.
На детей воспитательное воздействие оказывают не только родители. Воспитывает и сама обстановка в семье. В основе семейного уклада лежат традиции. Они способны укреплять любовь и уважение, сближать всех членов семьи, учат взаимопониманию, терпению.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Поэтому воспитание детей в семье неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Так же очень важен пример самих родителей.
Семейные традиции закладывают в детях ощущение преемственности поколений, а через это причастность к истории своего рода и развитие идеалов патриотизма. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребёнка в дальнейшей жизни.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Можно назвать следующие семейные традиции:
- посещение служб в храме;
- таинства (Крещение, миропомазание, причастие, исповедь);
- семейное чтение ( духовное чтение, чтение детской художественной литературы, журналов, чтение ребёнку на ночь);
- мамина колыбельная песня перед сном;
- совместные завтраки, обеды или ужины;
- обсуждение семейных вопросов ( когда все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, обсуждают планы на выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения);
- празднование Рождества, Пасхи и других праздников;
- личные семейные праздники ( дни рождения, крещение, годовщина свадьбы или венчания родителей или бабушек и дедушек);
- украшение дома к праздникам.
Вообще для детей все праздники необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал их в ярких светлых красках, чтобы потом, своим детям он смог подарить такие же незабываемые минуты семейного праздника.
- составление генеалогического древа, на котором будут присутствовать все предки семьи;
- создание семейных альбомов;
- бережное хранение и передача из поколения в поколение семейных реликвий;
- совместные трудовые дела (уборка квартиры, приготовление ужина, полив огорода и т. д.);
- совместный отдых ( походы, велосипедные прогулки, катание на лыжах, посещение выставок, концертов, рыбалка, выезд на море, к бабушке, поездка в лес за грибами. Видов совместного отдых может быть много. Главный принцип – все вместе.)
В своей работе я применяю следующие формы сотрудничества с родителями по изучению и пропаганде семейных ценностей и традиций:
1. Встречи «Горжусь своими родителями» ( также можно приглашать бабушек, дедушек ).
2. Подготовка проекта «Наша дружная семья» ( спортивная, музыкальная, весёлая и т. д. семья).
3. Презентация «Загляните в семейный альбом».
4. Исследование «Золотые руки мамы».
5. Трудовая акция «10 добрых дел для мамы».
6. Создание книжки «Моя любимая семья».
7. Выпуск классной книги « Крылья любви моей мамы».
8. Семейные праздники ко Дню матери и в рамках празднования 8 Марта и 23 февраля ( «Тепло семейного очага», «Свет материнской любви», «Здорово жить, когда семья вся вместе!», «Под крышей дома своего»).
9. Мини-постановки о семье.
10. В рамках недели детской книги проводятся выставки «Самая маленькая книга из домашней библиотеки», « Самая большая книга из домашней библиотеки», « Самая старинная книга в нашей семье», «Гордость нашей семейной библиотеки» ( важным моментом является рассказ о том, как книга появилась в домашней библиотеке )
11. Конкурсы чтецов ко Дню семьи, Дню Победы, Рождеству, Пасхе и др.
12. Выставки семейного творчества.
13. Проект «Награды в моей семье».
14. Духовные беседы ( Детям о послушании, Детям об усердии, детям о трудолюбии и др.).
15. Чтение и обсуждение с родителями жемчужин педагогической мысли ( «Юного отпрыска можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит- худое или доброе, светлое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам: богоугодным или богоненавистным, ангельским или бесовским приучат его, - так оно и будет жить.» )
16. Изготовление открыток и подарков для родных к праздникам.
17. Проект «Дерево уважения бабушек и дедушек».
Семейные традиции – это духовная атмосфера семьи. Чтобы наши семьи были крепкими, не страшились разрушительных сил, вместе преодолевали испытания, будем же беречь благочестивые семейные традиции и передавать их своим детям, что бы они могли передать их следующему поколению. Тогда невидимая связующая нить времён никогда не разорвётся.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
Список использованных источников
1. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых / А. Лопатина, М. Скребцова – Москва: «Амрита – Русь», 2004 – 157 с.: ил.
2. Детям о семье / А. В. Велько – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012 – 63 с.: ил.
3. Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания/Семья как субъект образования и воспитания / Н. В. Маслова – Москва ООО «Самшит-издат», 2017 – 504с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.