Доклад на тему "Благочестивые семейные традиции в воспитании младших школьников"
Оценка 4.6

Доклад на тему "Благочестивые семейные традиции в воспитании младших школьников"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
12.06.2023
Доклад на тему "Благочестивые семейные традиции в воспитании младших школьников"
Семейные традиции.docx

Благочестивые семейные традиции – основа формирования

семейных ценностей у младших школьников.

 

 

Единственная ценность в жизни –

это семья. Как только погибнет семья,

 погибнет и мир.

Старец Паисий Святогорец.

 

            Человек появляется на свет и начинает свою жизнь в семье. То, каким он станет в дальнейшей жизни, определяется ещё в детстве, и во многом это зависит от семьи. Здесь, в семье, зарождаются основы его характера, ребёнок получает первые уроки любви, веры, здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья. «В обществе проявляется то, что уже было подготовлено в детстве, в семье». ( Иеромонах Порфирий) Поэтому родители несут большую ответственность за воспитание детей.

          О современной семье много пишут и говорят. Есть большая группа родителей, которые ещё до рождения ребёнка планируют, как он будет расти и развиваться, на каких принципах будет строиться его воспитание, каким человеком он станет. И после рождения ребёнка они придерживаются таких основ воспитания  в семье, где учат уважать родителей и взрослых, быть послушным, не обижать младших. Но есть и другие семьи, в которых родители очень заботятся не столько о воспитании, сколько о содержании ребёнка. Когда истинные ценности семьи подменяются «свободными» подходами в воспитании, общением  в виртуальном пространстве, лайками и комментариями.

         В связи с этим, велика роль учителя, который может стать связующей нитью между семьёй и ребёнком, объединяющей силой и поддержкой. Где же найти ответы и мудрые советы   на вопросы воспитания детей? Я думаю, следует обраться к принципам нашего православного воспитания.

      Сущность православного семейного воспитания отражены в трудах многих отцов и учителей Церкви. Вот, например, как говорит Иоанн Златоуст: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений, ни государственных казней». Религиозно-нравственное воспитание детей святитель советует начинать с самого раннего возраста, так как в нежном возрасте легче возделывать почву для сеяния добра и легче исторгать возрастающие в ней плевелы. И если с самого начала их жизни мы предохраним детей от дурного и направим к лучшему, то стремление к добру сделается для них потребностью души и второю природою.

        Неоценимое значение для педагогики имеют труды схиархимандрита Иоанна ( Маслова ). Он считал, что цель воспитания детей в семье заключается в «нравственном совершенствовании и вечном спасении», кроме спасения души следует «развивать все свои духовные силы».

        Задачами воспитания детей в семье он видел следующие: - Создать в семье наилучшие условия для развития всех духовных сил ребёнка и его физического развития; - Помочь ребёнку познать самого себя, свои недостатки; - Вызвать желание совершенствоваться, стать лучше; - Учить ребёнка следовать нравственным нормам в повседневной жизни; - Научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - Передавать благочестивые семейные традиции.        

       На детей воспитательное воздействие оказывают не только родители. Воспитывает и сама обстановка в семье. В основе семейного уклада лежат традиции. Они способны укреплять любовь и уважение,  сближать всех членов семьи, учат взаимопониманию, терпению.

       Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.  Поэтому воспитание детей в семье неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Так же  очень  важен пример самих родителей.

             Семейные традиции  закладывают в детях ощущение преемственности поколений, а через это причастность к истории своего рода и развитие идеалов патриотизма. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у ребёнка  в дальнейшей жизни.

     Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

         Можно назвать следующие семейные традиции:

   -  посещение служб в храме;

   -  таинства (Крещение, миропомазание, причастие, исповедь);

   -  семейное чтение ( духовное чтение, чтение детской художественной литературы, журналов, чтение ребёнку на ночь);

   -  мамина колыбельная песня перед сном;

   -  совместные завтраки, обеды или ужины;

   -  обсуждение семейных вопросов (  когда все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного,  обсуждают планы на выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения);

   - празднование Рождества, Пасхи и других праздников; 

   - личные семейные праздники ( дни рождения, крещение, годовщина свадьбы или венчания родителей или бабушек и дедушек);

   - украшение дома к праздникам.

          Вообще для детей все праздники необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал их в ярких светлых красках, чтобы потом, своим детям он смог подарить такие же незабываемые минуты семейного праздника. 

   - составление генеалогического древа, на котором будут присутствовать все предки семьи;

   - создание семейных альбомов;

  - бережное хранение и передача из поколения в поколение семейных реликвий;

  - совместные трудовые дела (уборка квартиры, приготовление ужина, полив огорода и т. д.);

  - совместный отдых ( походы, велосипедные прогулки, катание на лыжах, посещение выставок, концертов, рыбалка, выезд на море, к бабушке, поездка в лес за грибами. Видов совместного отдых может быть много. Главный принцип – все вместе.)

       В своей работе я применяю следующие формы сотрудничества с родителями по изучению и пропаганде семейных ценностей и традиций:

1.     Встречи «Горжусь своими родителями» ( также можно приглашать бабушек, дедушек ).

2.     Подготовка проекта «Наша дружная семья» ( спортивная, музыкальная, весёлая и т. д. семья).

3.     Презентация «Загляните в семейный альбом».

4.     Исследование «Золотые руки мамы».

5.     Трудовая акция «10 добрых дел для мамы».

6.     Создание книжки «Моя любимая семья».  

7.     Выпуск классной книги « Крылья любви моей мамы».

8.     Семейные праздники ко Дню матери и в рамках празднования 8 Марта и 23 февраля ( «Тепло семейного очага», «Свет материнской любви», «Здорово жить, когда семья вся вместе!», «Под крышей дома своего»).

9.     Мини-постановки о семье.

10.  В рамках недели детской книги проводятся выставки «Самая маленькая книга из домашней библиотеки», « Самая большая книга из домашней библиотеки», « Самая старинная книга в нашей семье»,  «Гордость нашей семейной библиотеки» ( важным моментом является рассказ о том, как книга появилась в домашней библиотеке )

11.  Конкурсы чтецов ко Дню семьи,  Дню Победы, Рождеству, Пасхе и др.

12.  Выставки семейного творчества.    

13.   Проект «Награды в моей семье».

14.   Духовные беседы ( Детям о послушании, Детям об усердии, детям о трудолюбии и др.).

15.  Чтение и обсуждение с родителями жемчужин педагогической мысли ( «Юного отпрыска можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит- худое или доброе, светлое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам: богоугодным или богоненавистным, ангельским или бесовским приучат его, - так оно и будет жить.» )

16. Изготовление открыток и подарков для родных к праздникам.

17.  Проект «Дерево уважения бабушек и дедушек».

     Семейные традиции – это духовная атмосфера семьи. Чтобы наши семьи были крепкими, не страшились разрушительных сил, вместе преодолевали испытания,  будем же  беречь  благочестивые семейные традиции и передавать их своим детям, что бы они могли передать их следующему поколению. Тогда невидимая связующая нить времён никогда не разорвётся.

        Пусть повторятся в поколеньях

        Благословенной жизни дни.

        Храни, Господь, очаг семейный,

       Любовь любимых охрани.

 

Список использованных источников

1.     Беседы и сказки о семье для детей и взрослых / А. Лопатина, М. Скребцова – Москва: «Амрита – Русь», 2004 – 157 с.: ил.

2.     Детям о семье / А. В. Велько – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012 – 63 с.: ил.

3.     Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания/Семья как субъект образования и воспитания / Н. В. Маслова – Москва ООО «Самшит-издат», 2017 – 504с.

 

 

 

   


 

Благочестивые семейные традиции – основа формирования семейных ценностей у младших школьников

Благочестивые семейные традиции – основа формирования семейных ценностей у младших школьников

Задачами воспитания детей в семье он видел следующие: -

Задачами воспитания детей в семье он видел следующие: -

Видов совместного отдых может быть много

Видов совместного отдых может быть много

Изготовление открыток и подарков для родных к праздникам

Изготовление открыток и подарков для родных к праздникам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023