Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
классное руководство +1
Взрослым
01.03.2018
Самообразование имеет целью преждВсе формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
е всего повышение квалификации непрерывное
Документ Microsoft Word.docx
Формирование индивидуальных способов самообразования в системе работы с
одаренными детьми
Терентьева Ольга Семеновна, учитель математики
Разделы: Преподавание математики
Актуальность:
В современных условиях учитель, избавляясь от комплекса «главного звена» в
передаче знаний, приходит к применению в своей деятельности принципа
майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя,
сотворчества педагога и школьников).
В числе приоритетных задач современной системы образования особую
значимость приобрела задача развития критического и творческого
мышленияученика, приобщение его к достижениям информационного
общества и формирование умения самостоятельно конструировать
собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить
человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в
условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Для решения этой
проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и
технологий в общеобразовательной школе.
Цель: формирование индивидуальных способов самообразования в рамках
работы с одаренными детьми.
Задачи:
определить методологическую базу формирования индивидуальных способов
самообразования детей: психологические как индивидуализированные
особенности личности, социальные как адаптационные возможности
личности, педагогические как принципы и методические подходы;
смоделировать педагогические ситуации формирования индивидуальных
способов самообразования детей;
апробировать модель среды для формирования индивидуальных способов
самообразования детей;
создать необходимые условия для выявления и поддержки одаренных детей;
привлечь возможно большее число учащихся в олимпиадное движение;
развивать у учащихся самостоятельность и склонность к самообразованию. Мотивационная характеристика:
Выход на высокий уровень творческих компетенций – способность к
творческому саморазвитию.
Развитие личности ученика
Определение уровня развития личности ученика при помощи
психологического мониторинга и мониторинга обученности и деятельности по
математике;
Выявление траектории развития личности ученика;
Составление индивидуального плана самообразования;
Создание ситуации успеха;
Индивидуальный прогресс ученика.
Используя структурно-логические схемы Айсмонтаса Б.Б., составленные в
соответствии с требованиями Госстандарта мы попытались выявить
индивидуальные траектории развития математических способностей
отдельно взятых учащихся.
Учитель должен выявлять и развивать индивидуальные способы
самообразования ребенка, при правильной самоорганизации которой, он
сможет добиться своего творческого развития.
Мы создали все условия для формирования индивидуальных способов
самообразования детей в школе.
Кто же такой одаренный ребенок? И как надо выстроить работу с ним? В
связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения
учителям требуется для создания условий эффективной работы с учащимися
в своем классе тщательное изучение имеющихся теоретических и
практических материалов по данной проблеме.
Возможным выходом столь важной и объемной работы может стать
установление сотрудничества педагогов нашего района в организации
работы с одаренными детьми. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребенком является
привитие вкуса к серьезной творческой работе.
Основной упор в работе с такими детьми следует делать на
самообразовании. Самообразование – это система внутренней
самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленный на
собственное развитие.
Тема самообразования учителей МО – формирование индивидуальных
способов самообразования обучающихся: методы и методики.
Какие методы и методики применяются при формировании индивидуальных
способов самообразования детей? Как и предполагали, у каждого ученика
наблюдается индивидуальный способ самообразования. Исследования велись
по 30 критериям. Например, Таня Лукина – ученица 10 класса. Она является
отличником учебы. Самостоятельно без помощи взрослых ставит цели и
задачи. Перспектива – поступление в высшее техническое учебное заведение
(в центральный ВУЗ, архитектура). Имеется перспективный план на лето, на
следующий год и на будущее. Уровень интеллектуального развития: темп
интеллектуальной деятельности намного выше, чем у других учащихся.
Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм,
в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Тип
одаренности – интеллектуальная.
А у Адамова Владика скрытая творческая одаренность. Мальчик очень
начитанный. В 7 классе на региональном фестивале «Дьо5ур» в
интеллектуальном марафоне занял 1-2 место. Захарова Зоя улучшает
качество самообразования путем улучшения мыслительных операций, решая
логические задачи, типа судоку и т.д.
Неустроева Надя предпочитает исследовательскую работу. У Аммосовой
Саины наблюдается высокая мотивация к учебе. Предпочитает опережающее
обучение, хотя уровень интеллектуального развития средний. Знает свои
недостатки. Работает над их устранением. Индивидуальный способ обучения
подбирается и для слабоуспевающих учащихся. Например, у Лукина Юлиана
наблюдается интерес к графопостроению. У братьев Окороковых ярко
выраженная способность к моделированию. И на уроке математики можно
развивать художественные способности учащихся. Так Тома Елисеева
составила сборник задач для устного счета. По теме «Обыкновенные дроби»
нарисовала коврики, применяет и аппликацию, которое развивает
пространственное воображение. Будем и дальше развивать художественную способность на уроках математики. У Борисова Долуна преобладает
теоретический тип мышления и т.д.
Из этого можно выделить, что являются предпосылками, основой и способами
для работы над собственным самообразованием.
Предпосылки для начала работы над самообразованием:
Тематические вопросники;
Уровневые, долгосрочные задания большого объема;
Творческие задания;
Недовольство уровнем развития мышления;
Выбор метода обучения и т.д.
Основа:
наличие комфортных условий в школе и дома;
оценка и осмысленность результатов своих действий;
развитость мыслительных операций;
владение техникой восприятия информации;
соблюдение режима дня;
заинтересованность и требовательность родителей;
личная или домашняя библиотечка;
наличие компьютерной техники и интернета и т.д.
Умения – это освоенные человеком способы выполнения действия,
обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков (Схема
«Универсальные учебные действия»). Знания и навыки являются первичными.
Опираясь на них приобретаются общеучебные умения и навыки. К ним можно
отнести такие блоки как планирование учебной деятельности, организация
своей учебной деятельности, восприятие информации, мыслительная
деятельность, оценка и осмысление результатов своих действий. Опираясь на
общеучебные умения и навыки, приобретаются универсальные учебные
действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, включая организацию учебного процесса. В первый год экспериментальной работы проблемой МО была – формирование
индивидуальных способов самообразования детей посредством приобщения к
научно-исследовательской работе.
Во второй год – поиск и внедрение индивидуальных способов
самообразования детей по предмету обучения.
И каждый педагог МО работает над своей проблемой. Моя проблема как
учителя математики – формирование индивидуальных способов
самообразования детей по математике в системе работы с одаренными
детьми. Для решения этой проблемы составлен проект «Моделирование
математической образовательной среды, формирующей индивидуальные
способы самообразования в рамках системы работы с одаренными детьми».
За последние 10 лет, работая по проекту «Моделирование образовательной
среды, развивающей индивидуальные способности учащихся», наблюдаю
положительную динамику развития в системе работы с одаренными детьми.
Учитель должен создать все условия для развития индивидуальных
способностей учащихся. А учащиеся по способности или по желанию
выбирают тот или иной вид деятельности. Ученик и учитель являются двумя
субъектами одного процесса. Поэтому уместно тесное сотрудничество
«Ученик – учитель».
Выводы:
Составлен мониторинг по определению уровня обученности и деятельности
по предмету обучения;
Выявлены траектории развития отдельно взятых учащихся;
Созданы комфортные условия для работы самообразованием в кабинете
математики и ситуации успеха;
Составлены схемы плана самообразования, индивидуальной учебной
программы, индивидуального контроля знаний (тематические);
Ведется прослеживание за развитием индивидуальных способов
самообразвания детей.
Рекомендации:
Изучить соответствующую литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
Изучить личность ученика;
Подобрать индивидуальный метод обучения;
Проследить за развитием индивидуальных способов самообразования; Стремиться к тому, чтобы самообразование стало потребностью для
саморазвития.
Помнить, что главный результат работы учителя это – ученики, умеющие
учиться самостоятельно.
Использованная литература:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова.– М.; Просвещение, 2008.
Формирование универсальных учебных действий при обучении математике.
Официальные документы. – Математика, №15/ 2010
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: Издательство
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Материалы из Интернета
Приложения:
Схема «Общеучебные универсальные действия» (Приложение 1)
Схема «Развитие личности» (Приложение 2)
Формирование индивидуальных способов самообразования: методы и
методики (Приложение 3)
Мониторинг обученности и деятельности по математике (Приложение 4)
Презентация «Формирование индивидуальных способов самообразования по
математике» (Приложение 5)
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.