Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"
Оценка 5

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
Взрослым
31.07.2018
Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"
В данной работе представлены проблемы исследования и поиска наиболее эффективных форм, приемов и методов по формированию самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии. Для развития самостоятельности обучающихся используются отдельные приемы и методы: 1. метод проектов; 2. включение обучающихся в ситуацию соревновательности; 3. использование самостоятельных работ в процессе обучения. При организации самостоятельной деятельности нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Таким образом, самостоятельную деятельность надо рассматривать в постоянном формировании умений и знаний обучающихся.
курсовая работа.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра технологического образования Формирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии   КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Студента (ки) 4 курса, 402 группы направление 44.03.01 Педагогическое образование  профиля «Технология» факультета психолого – педагогического и специального образования БЕЛЬКОВОЙ ЛЮБОВИ ФЁДОРОВНЫ Научный руководитель: канд. мед. наук, доцент        ________________ Н.В.Кузьмина Зав. кафедрой: канд. пед. наук, профессор  ________________  В.Н.Саяпин Саратов 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.   Теоретические   аспекты   формирования   самостоятельной   деятельности обучающихся в технологическом образовании 1.1. Сущность и особенности организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии 1.2. Педагогические условия формирования самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии 1.3.Метод проектов как средство развития самостоятельной деятельности обучающихся 2. Обобщение опыта по формированию самостоятельной деятельности  обучающихся Заключение Список использованных источников Приложения л 3 7 7 12 17 21 33 35 37 2 Введение Постановка   и   важность   проблемы   исследования,   благополучное решение нелегких задач в воспитании и обучении в современной школе, в том числе прочное объединено с проблемной интенсификацией педагогического процесса,   с   поиском   наиболее   эффективных   приемов,   форм   и   методов   в работе   с   обучающимися.   Реализация   самостоятельности   в   современных условиях обучающихся является немаловажной задачей в учебном процессе. В общеобразовательном учебном заведении необходимо создать единую систему   универсальных   знаний,   навыков,   умений,   но   и   также   опыт самостоятельной   деятельности   и   индивидуальной   ответственности, обучающихся и это в свою очередь обязано составить существенное развитие основных   компетенций,   которые   характеризуют   качественное   современное содержание образования. Основной   задачей   образования   в   современных   условиях,   является развитие   у   школьников   самостоятельности,   правового   самосознания   и ответственности,   культуры   активности   и   духовности,   толерантности, способности к эффективной социализации в общественной сфере и активной адаптации на рынке труда.[1] В   методическом   письме   о   преподавании   учебного   предмета «Технологии»   в   условиях   введения   федерального   компонента государственного   стандарта   общего   образования   говорится,   что   именно   в образовательной   области   «Технология»,   успешно   реализуется самостоятельная работа с большими ее возможностями творческого развития обучающихся, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделия и их реализации. Присущая человеку внутренняя потребность в знаниях, как и умение их приобретать   разнообразных   источников   и   творчески   применять   их   на практике, характеризуются как самостоятельность. 3 Формирование   самостоятельности   обучающихся   на   занятиях постепенно   становится   одной   из   самых   важных   задач   педагогики.   Все современные технологии и методы обучения предполагают самое активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (метод проектов, технологии открытого образования, модульное обучение и др.) Воспитание   самостоятельности   у   обучающихся   как   цель   образования рассматривали К.Д.Ушинский, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, Ж.­Ж.Руссо,   Проблему   анализа   сформированности   у   детей А.Дистеверг. самостоятельности и активности, как главного   показателя плодотворности учения   анализировали   И.С.   Якиманский,  М.А.Данилов,   Л.П.Аристова,   Е.Я. Голанд, Б.П.Есипов, П.И. Пидкадистый и др. Развитие   самостоятельности   личности   допустимо   только   при   смене приоритетов в образовании – с освоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его возможностей и особенностей. Технологическое   образование   играет   важную   роль   в   воспитании самостоятельности   у   обучающихся.   Долгие   годы   существовавшая   в российских   школах   трудовая   подготовка   обучающихся   имеет   как положительные, так и отрицательные стороны. Из этого следует отметить, что к   трудовому   обучению   интерес   не   высок,   потому   как   не   связан   с потребностями   и   склонностями   обучающихся.   Они   не   видят   социальной   и личной   значимости   своего   труда.   А   традиционные   методы   и   формы организации   трудового   обучения   не   вовлекают   обучающихся   в исследовательскую деятельность, для них наиболее привлекательную. Обучающиеся   приобретают   некий   шаблон   для   решения   задач,  изучая разнообразные   темы   на   уроках.   В   дальнейшем   предоставленным   шаблоном 4 школьники смогут пользоваться    при решении  однотипных   задач.  С  одной стороны   ученики   отчетливо   вырабатывают   навыки   и   умения   для   решения установленных   задач,   а   с   другой,   им   не   всегда   ясно   представляется установленная цель. По причине этого при нестандартной постановке задачи у обучающихся начинаются сложности с решением. В наш век информационных технологий,   дети   имеют   свободный   доступ   к   значительному   количеству информации.   Поэтому,   часто,   они   не   умеют   точно   воспользоваться информацией, которой владеют, так как нет единого шаблона к употреблению полученной информации, а выделить и проанализировать полезное и главное, в данный момент дети не привыкли.[3] И   здесь,   зарождается   противоречие   между   наблюдающейся   в   теории ориентации на развитие познавательной самостоятельности у обучающихся и недостаточной разработанностью на практике организационно – методических аспектов проблемы. Цель работы –  выявить, обосновать теоретически и опытным путем испытать   педагогические   условия   развития   самостоятельной   деятельности школьников на уроках технологии. Объект исследования – формирование самостоятельной деятельности обучающихся. Предмет   исследования   –  педагогические   условия   для     воспитания самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии. Гипотеза   исследования:  процесс   развития   самостоятельной деятельности   обучающихся   на   уроках   технологии   будет   более результативным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия: I.  использование  метода  проектов  и  самостоятельной  деятельности   в процессе обучения; II. поэтапная проектная деятельность обучающихся, организованная под руководством педагога; 5 III. постепенное снижение участия педагога в сопровождении проектной деятельности школьников. Задачи исследования:  I.   Проанализировать   психолого   ­   педагогическую   литературу   по проблеме развития самостоятельности обучающихся. II. Выделить  педагогические условия формирования самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии. III.Выявить   уровень   сформированности   самостоятельности   у обучающихся. IV. Реализовать  педагогические  условия воспитания  самостоятельной деятельности   обучающихся   на   уроках   технологии   посредством   методов проектов. V. Проанализировать результаты экспериментальной работы. Методы исследования: < теоретический анализ психолого ­ педагогической литературы; < наблюдение за проявлениями самостоятельности школьниками; < изучение продуктов самостоятельной деятельности обучающихся. <педагогический   эксперимент   (констатирующий,   формирующий, контрольный) Структура   курсовой   работы:  работа   состоит   из   введения,   2   глав, заключения, списка использованных источников и приложений.   6 1.   Теоретические   аспекты   формирования   самостоятельной деятельности обучающихся в технологическом образовании  1.1.   Сущность   и   особенности   организации   самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии При   анализе   теоретического   исследования   процесса   организации самостоятельной деятельности обучающихся важно выделить  суть  понятия самостоятельной деятельности  обучающихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность   –   это   приобретаемое   качество   личности,   оно развивается по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее   важным   из   которых   является   расширение   круга   тех   видов деятельности   и   тех   сфер   общения,   где   человек   может   обходиться   без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт.[4] Переступающий   порог   школы   ребенок,   не   владеет   умениями самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Он должен в процессе обучения   достичь   определенного,   довольно   высокого   уровня самостоятельности,   открывающего,   возможность   справится   с   разными заданиями, в процессе решения учебных задач добывать новое. О   необходимости   развития   самостоятельной   деятельности   у обучающихся   в   учебном   процессе   писал   еще   К.Д.   Ушинский   «Должно 7 постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать   новые   познания.   Дать   ученику   средство   извлекать   полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий,  из  истории  собственной  души.  Обладая  такой  умственной  силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет, учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».[5] Во   время   организации   самостоятельной   деятельности   предложенное педагогом   конкретное   задание   обучающимся   влечет   за   собой   появление мотивационной   установки.   Это   задание   выступает   в     роли   комплексного внешнего   раздражителя, деятельность под влиянием мотивационных возбуждений.    стимулирующего   аналитико­синтетическую Первое   –   подвергая   анализу   содержание   полученного   задания, сравнивая его с запасом знаний, накопленным в памяти и предшествующим практическим   опытом,   обучающиеся   с   должной   глубиной   обдумывают   и   предусматривают   предстоящие   действия, осознают   цель   задания,   самостоятельно   намечают необходимые   для   его   выполнения, (программируют) те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание.[6] Второе ­ осуществление практических намеченных действий. На этой ступени обучающиеся выполняют полученное задание. Далее   осуществляется   третье   ­   анализ   достигнутых   результатов действия,     сопоставление   их   с   намеченной   целью   и   предполагавшимися результатами,   т.е.   обучающиеся   осуществляют   самоконтроль   выполнения задания. И   если,   при   этом   полезный   эффект   действительно   обеспечен   и намеченная цель и предполагаемые результаты самостоятельной деятельности совпадают   с   полученными   результатами,   то   возбуждение   коры   головного 8 мозга   затухает.   Но   если,   же   выявляется   несоответствие   намечавшихся   и полученных   результатов,   то   контроль   над   действием   усиливается,   поиски нужных результатов продолжаются, пока цель не будет достигнута и задание не будет выполнено. Педагог подводит итоги самостоятельной деятельности всех обучающихся. Данная  структура   дает   возможность   отчетливо   видеть,  что  во   время самостоятельной   деятельности   внутренние   мыслительные   процессы школьников   связаны   с   практическими   действиями.   При   выполнении практических   действий,   усиленно   проявляется   чувственное   познание.   Оно сочетается с понятийным мышлением, поскольку задание содержит новые для обучающихся   представления   и   понятия,   которыми   следует   овладеть. Выполняя   самоконтроль,   школьники   снова   переходят   к   абстрактным аналитико ­ синтетическим процессам. Все эти особенности самостоятельной деятельности   школьников   нельзя   не   учитывать,   определяя   характер формулировок заданий (Менчинская Н.А.) [7] Все   задания   опираются   на   запас   ранее   усвоенных   обучающимися теоретических   знаний   и   практических   навыков   и   умений,   обладают   четко выраженной структурой. Задания для обучающихся обязаны содержать новый материал, а также обеспечить педагогу получение обратной информации о качестве выполнения задания каждым обучающимся и умственных операциях.   И только если, соблюдены указанные характерные признаки заданий для   самостоятельной   деятельности   обучающихся   по   естественнонаучным дисциплинам можно, добиться эффективности различных видов этой работы, обеспечить целенаправленное учение школьников и осуществить управление этим учением. Венцом системы самостоятельной деятельности школьников являются творческие   самостоятельные   работы.   Такая   деятельность   может   позволить обучающимся   получить   принципиально   новые   для   них   знания,   закрепить 9 навыки   самостоятельного   поиска   знаний.   Психологи   полагают,   что   при решении творческих, проблемных задач умственная деятельность школьников во   многом   аналогична   их   умственной   деятельности   научных   и   творческих работников. Подобного типа задачи ­ одно из самых эффективных средств развития творческой личности. Исследования   ученых   ­   педагогов   и   психологов   позволяют   условно выделять   четыре   уровня   самостоятельной   продуктивной   деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям: ^  копирующие   действия   обучающихся   по   заданному   образцу (идентификация объектов и явлений, их узнавание при помощи сравнения с известным   образом, самостоятельной деятельности);   на   этом   уровне   происходит   подготовка   к ^  репродуктивная   деятельность   по   воспроизведению   информации   о различных   свойствах   изучаемого   объекта   (на   этом   уровне   возникает обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных и типовых задач); ^  продуктивная   деятельность   самостоятельного   применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам; ^ самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в   совершенно   новых   ситуациях,   условия   по   составлению   новых   программ принятия решений, выработка гипотетического налогового мышления. В   практике   обучения   каждый   тип   самостоятельной   деятельности предоставлен   огромным   многообразием   видов   работ,   которые   используют педагоги   в   системе   внеурочных   и   урочных   занятий.   Можно   перечислить наиболее эффективные и распространенные из них: * в работе с книгой это: работа с графическим материалом и текстом учебника,   пересказ   основного   содержания   части   текста;   поиск   ответа   на 10 заранее поставленные к тексту вопросы; сравнение, анализ, систематизация и обобщение   материала   нескольких   тем;   составление   плана   ответа   по прочитанному   тексту;   краткий   конспект   текста.  Работа   со   справочниками, первоисточниками   и   научно   популярной   литературой,   реферирование   и конспектирование прочитанного; *   упражнения:   воспроизводящие   упражнения   по   образцу, тренировочные;   рецензирование   ответов   других   учеников,   оценка   их деятельности на уроке реконструктивные упражнения, составление различных задач и вопросов и их решение;  * всевозможные упражнения, направленные на выработку практических навыков и умений; *   выполнение   практических   работ   и   решение   разнообразных   задач; различные самостоятельные, проверочные работы, контрольные работы; подготовка рефератов и докладов; *   выполнение   групповых   и   индивидуальных   заданий   в   связи   с экскурсиями и наблюдениями в природе; * домашние лабораторные наблюдения и опыты; * техническое конструирование и моделирование. Значительная   часть   из   перечисленных   видов   самостоятельной деятельности может быть составлена для различных уровней продуктивной самостоятельной   деятельности   обучающихся,   т.е.   отнесена   к   каждому   из четырех   перечисленных   выше   типов   самостоятельных   работ.   Чрезвычайно велик   арсенал   разнообразной   самостоятельной   деятельности   для   самых различных дидактических целей, который имеется в распоряжении творчески работающего педагога.[8] Большое   многообразие   самостоятельной   деятельности   исключает рецептурные указания к ее проведению. Тем не менее, всякая деятельность 11 должна   начинаться   с   осознания   обучающимся   способов   действий   и   цели действия. Во многом, от этого зависит эффективность всей работы. Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из важнейших признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение   дополняющие   друг   друга использовать   в   работе   разнообразные, самостоятельные   работы,   которые   учитывают   учебные   возможности школьников (Ушинский К.Д.) [9] Непрерывно,   сталкиваясь   с   новыми   условиями,   в   которых   может осуществиться   учебное   познание,   ученик,   во­первых,   проявляет   большой интерес   к   самому   процессу   деятельности;   во­вторых,   приобретенные обучающимися   в   ходе   выполнения   самостоятельных   работ   знания, познавательный   опыт,   которым   он   овладевает,   приобретают   гибкий, действенный характер, в последствие чего самостоятельная и познавательная активность ученика неуклонно растет. 1.2   Педагогические   условия   формирования   самостоятельной деятельности обучающихся на уроках технологии  Характеристикой   самостоятельности   является   то,   что   в   ней   всегда реализуется   внутренняя   необходимость,   побуждающая   человека   к установленной активности. Многие из обучающихся  не могут воспринимать требований   педагога,   потому   как,   для   них   они   являются   внешней необходимостью   и   это   существенно   уменьшает   уровень   личной самостоятельности.   Из­за   этого   нужно   умножить   акценты   на   ценности конкретного содержания вида учебной деятельности, обучающегося лично. Самыми   существенными   педагогическими   технологиями   теперь становятся   те,   которые   образовывают   в   процессе   обучения   условия, побуждающие детей стараться самостоятельно решить проблемы, связанные с 12 постижением   конкретной   учебной   темы.   В   связи   с   этим   основываются ситуации,   когда   обучающимся   педагог   доставляет   возможность   проявить стихийную самостоятельность, которая не соединена с выполнением правил и норм.   Подобный   вид   самостоятельности   неотвратимо   ведет   к   ошибкам,   к   убедительно   доказывающим   школьнику отрицательным   результатам, ограниченность,   неэффективность   стихийных   действий,   не   основанных   на особенных умениях и знаниях. Вырабатывание   постижения   ценности   культуры   в   учебной самостоятельной   деятельности   проявляется   результатом   тех   успехов, которые могут быть достигнуты ребенком при умелом применении правил и норм изучения конкретного школьного предмета.[10] Самостоятельность   поиска   верного   результата   является   основным условием   для   овладения   культурой   выполнения   нормативных   требований. Культура   самостоятельной   учебы   создается   тогда,   когда   ребенку   дается возможность   совершить   разнообразные     ошибки   в   ситуации,   когда   он   в недостаточной   степени   постигает   ту   или   иную   тему.   При   формировании ситуаций,   когда   обучающийся   самостоятельно   пытается   найти   правильный результат, а не получает его в готовом виде и это позволяет ему убедиться в необходимости   совершить   специальные   усилии   по   постижению   культуры решения разнообразных задач.[11] Можно   рассмотреть   отдельные   приемы   и   методы   развития самостоятельности обучающихся: I. Использование метода проектов ­ компонента системы образования. Метод   проектов   это   такой   способ   организации   самостоятельной деятельности   обучающихся,   который   сконцентрирован   на   решении   задачи учебного   проекта,   интегрирующий   в   себе   групповые   методы,   проблемный подход,   презентативные,   рефлексивные,   поисковые,   исследовательские   и прочие   методики.   При   этом   методе   воспитывается   ответственная   и 13 самостоятельная   личность,   развиваются   интеллектуальные   способности   и творческие начала. Самостоятельная   деятельность   значительно   возрастает,   тогда   когда ученик   попадает   в   ситуацию   обучения   сверстников   или   тех,   кто   учится   в младших классах. По такой причине нужно намеренно создавать ситуации в организации внеучебной и учебной жизни школьников, которые позволяли бы им   испытать   свои   силы   в   самостоятельной   разработке   планов   проведения уроков, постижения и поиска учебного материала, организации ведения урока, выстраивая его в определенной логике, овладения роли помощника педагога, консультанта и пр. II. Включение обучающихся в ситуацию соревновательности. Такой вид педагогической деятельности рассчитывает на организацию постижения  школьниками  навыков  подготовки к участию в многообразных олимпиадах,   конкурсах,   которые   постоянно   проводятся   на   уровне   района, региона, города, а также организацию общественного признания результатов культурно организованной и положительно направленной самостоятельности. Когда   обучающихся   включают   в   разнообразное   и   обширное   поле соревнований, то должно обеспечиваться стимулирование усвоения навыками культуры самостоятельной деятельности. III.   Превращение   органов   ученического   самоуправлении, функционирующих на уровне класса, гимназии, параллели в целом, в ведущего субъекта вырабатывания самостоятельности. В   настоящем   виде   деятельности   самостоятельность   школьников выражается, во­первых, в изучении потребности обучающихся в саморазвитии во внеучебное время во всевозможных формах занятий. Далее, во­вторых, в реализации   самостоятельного   поиска   тех   людей,   которые   могут   стать организаторами общешкольных и классных мероприятий. Здесь речь идет о обнаружении   лидеров,   располагающих   организаторскими   способностями, 14 которые проявляются не в стихийной, а в специально основанной форме и в интересах целого коллектива. Центральной   воспитательной   задачей,   которую   обучающиеся   должны научиться решать в главную очередь – это  побуждение детей разного возраста к   постижению   навыков   самоорганизации.   В   культуре   самостоятельной деятельности   содержится   в   качестве   неизменного   элемента   умение   быть самоорганизованным человеком. А это значит, что, принимая участие в работе органов ученического самоуправления, обучающиеся обязаны вырабатывать умение   перемещать   стихийную   активность   в   активность   специально (культурно)   сформированную   на   основе   определенной   последовательности действий: выбора оптимальных способов достижения цели, постановки цели действий,   осуществления   постоянного   самоконтроля,   проявления   воли   и терпения в столкновении с трудностями. И только в этом случае вероятно переключение стихийной самостоятельности в культурное русло. Кроме  этого,  при  подготовке  и  проведении   различных  коллективных творческих   мероприятий,   акций,   дел   органы   ученического   самоуправления должны   побуждать   обучающихся   к   самостоятельности.   Здесь   педагоги находятся в роли помощников и консультантов и поддерживают культурную инициативу обучающихся. IV. Использование самостоятельных работ в процессе обучения Основанием переустройства взглядов обучающегося в учебном процессе может служить самостоятельная работа. ~  Во­первых, самостоятельная деятельность школьника это следствие правильно   организованной   на   уроке   его   учебной   деятельности,   что мотивирует   самостоятельное   ее   углубление,   расширение   и   продолжение   в свободное время. 15 ~  Во­вторых,   в   таком   истолковании   самостоятельная   деятельность   ­ более   обширное   понятие,   чем   домашняя   работа,   т.е.   выполнение   заданий, данных педагогом в классе на дом для подготовки к следующему уроку.          ~ В­третьих, охарактеризованная всеми перечисленными особенностями самостоятельная   деятельность   может   анализироваться   как   специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося. Такая высшая форма его учебной   деятельности,  форма   самообразования,  связанная   с  его   работой   в классе.[12] Самостоятельная деятельность обучающегося, которая рассматривается в совместном контексте его самообразования, выступает как высшая форма его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может   дифференцироваться   в   зависимости   от   источника   управления, характера побуждения: «  самостоятельная   деятельность   по   образцу   (алгоритму)   ­ репродуктивный метод (навык выполнения); «  самостоятельная   деятельность   с   модификацией   алгоритма   в видоизмененной ситуации это конструктивный метод (повышенный уровень) перенос знаний в необычную ситуацию; «  самостоятельная   деятельность   переноса   некоторых   известных способов и их комбинирование – частично ­ поисковый метод; «  самостоятельная   деятельность   по   образованию   нового   способа решения проблемного задания ­ исследовательский метод. Задачи самостоятельной деятельности в процессе обучения: I.   Планирование   и   постановка   цели   самостоятельной   деятельности, ученик осуществляет с помощью учителя. II.   Постановка   цели   реализовывает   учителем,   а   планирование выполняется обучающимися самостоятельно. 16 III.   Планирование   и   постановка   цели,   осуществляется   учеником самостоятельно, но задание даёт преподаватель. IV. Обучающийся сам выполняет ­ работа происходит по собственной инициативе, без помощи педагога. В   период   подготовки   педагогом   самостоятельной   деятельности обучающихся  надо  продумать, как   надо  предложить  обучающимся  задание для   самостоятельной   работы,   как   провести   инструкцию   перед   работой. Инструктирование   обучающихся   перед   началом   самостоятельной деятельности ­ это краткое, но исчерпывающее объяснение педагогом того, зачем   нужна   данная   работа,   что   необходимо   сделать,   каким   образом   ее исполнять. С   устным   инструктированием   также   широко   используют   письменные руководства   к   работе:   тетради   для   самостоятельной   деятельности, дидактические карточки. Постигая передовой опыт педагогов можно убедиться в том, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в равной мере для всех обучающихся.   Необходимо   процесс   обучения   строить   так,   чтобы   он предъявлял   довольно   значительные   требования   к   более   подготовленным школьникам, обеспечивал их наибольшее умственное развитие и в то же время вырабатывал   условия   для   успешного   освоения   знаниями   и   развития   менее подготовленных обучающихся.[13] 1.3. Метод проектов как средство формирования самостоятельной деятельности обучающихся На   уроках   технологии   проектно­исследовательская   деятельность школьников проходит в своем развитии ряд этапов: I.   Знакомить   школьников   со   всевозможными   предметами   и   частями изучения, которые могут их заинтересовать. В итоге у ребенка расширяется 17 круг   интересов   и   развивается   представление   о   том,   что   он   хотел   бы   На   настоящем   этапе   происходит постигнуть   наиболее   глубоко. предварительный выбор области исследовательской деятельности. II.   Воспитывать   на   уроках   технологии   способность   сравнивать, разбирать, оценивать, анализировать, строить, гипотезы и классифицировать, синтезировать, реализовывать иные мыслительные операции и т.п. III.   Решать   творческие   задачи   и   проводить   самостоятельные исследования. [14] Творческая исследовательская деятельность – это такая деятельность, которая направлена на создание качественно новых ценностей, немаловажных для   развития   личности   как   общественного   субъекта   на   основе самостоятельного усвоения субъективно новейших умений, знаний и навыков, немаловажных для них на предоставленном этапе развития. В   современной   школьной   практике   применяются   различные педагогические   технологии,   которые   обеспечат   активизацию   творческих способностей   обучающихся.   В   образовательной   области   «Технология» наиболее   плодотворными   являются   проектные   творческие   технологии обучения. Одним   из   путей   реализации   исследовательского   обучения   является метод проектов. Во время творческой проектной деятельности воспитывают навыки   исследовательского   стремления,   поведения,   поиска   что,   в   свою очередь,   следует   рассматривать   как   один   из   главных   источников приобретения   ребенком   представлений   о   мире.   Детская   любознательность является   здесь   мотивационной   основой   исследовательской   деятельности   в процессе   учебного   проектирования. исследователем.   Всякий   ребенок   рождается Педагог   должен   направить   детскую   исследовательскую   поисковую активность   в  необходимое   русло,  выступать   наставником   в  их   творческом 18 поиске.   При   верно   организованной   проектной   деятельности   основываются условия для того, чтобы развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Но в современной образовательной практике значение самостоятельной   исследовательской   познавательной   деятельности   ребенка, очевидно, недооценивается.[15] Обучающиеся   в   процессе   проектной   деятельности   постигают основополагающие   закономерности   построения   современных   технологий   и вырабатывают свой творческий потенциал. Метод проектов – это  дидактическое средство, которое способствует вырабатыванию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные   пути   достижения   сформулированных   целей   при соответствующем   руководстве   со   стороны   педагога.   В   основание   метода проектов   положена   идея   о   направленности   учебно­познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы. Метод проектов в курсе реализации "Технологии" можно представить в виде нескольких ключевых моментов: ­   проектирование   и   изготовление   изделия,   отвечающего   реальной потребности определенного пользователя; ­ проведение специального исследования; ­ вероятному удовлетворению данной потребности ­ разработка идей до стадии изготовления; ­ изготовление изделия (предварительно спланировав эту стадию; ­ испытание изделия в реальной жизни и оценивание его по параметрам удовлетворения определенной потребности. Предоставленные   компоненты   имеют   место   внутри   проекта   как целостного процесса. 19 Подобный   метод   стимулирует   самостоятельное   постижение обучающимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует росту   инициативности самостоятельности, школьников.   Введение   метода   проектов   в   учебный   процесс   по   технологии   интеллектуальному   развитию, позволяет: «   активно развивать способности и личностные качества  школьников;                   «   повысить   самостоятельность   и   познавательную   активность   обучающихся; «   повышать   уверенность  обучающихся в собственных  силах  (в  ходе работы   над   проектом,   обеспечивая   максимальную   самостоятельность обучающихся от идеи до ее воплощения); «   поднять   имидж   педагога   (использование   в   обучении   передовых педагогических технологий); «   подключить   родных   и   близких   в   учебный   процесс   обучающихся (помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования). Также, можно выделить индивидуальные и групповые проекты. Преимущества персональных проектов: ­ в период работы над проектом план может быть построен и отслежен с максимальной точностью; ­   у   обучающегося   создается   чувство   ответственности,   так   как выполнение проекта зависит только от него; ­   получение   обучающимся   опыта   на   всех   без   исключения   этапах выполнения проекта ­ от рождения замысла до его  итоговой рефлексии; ­   воспитание   у   обучающегося   значительных   общеучебных   навыков   и умений   (презентационных,   оценочных,   исследовательских)   оказывается вполне управляемым процессом. Преимущества групповых проектов: ­ в проектной группе вырабатываются навыки сотрудничества; 20 ­ проект может быть реализован более разносторонне и глубоко; ­   в   каждом   из   этапов   работы   над   проектом,   как   правило,   есть   свой ситуативный   лидер:   лидер­исследователь,   лидер­генератор   идей,   лидер­ режиссер презентации; лидер­оформитель продукта; в зависимости от своих сильных сторон, любой обучающийся энергично присоединяется к работе на определенном этапе; ­ при создании  проектной группы могут быть организованы подгруппы, которые предлагают всевозможные пути решения проблемы, гипотезы, идеи, точки   зрения,   идеи;   элемент   соревнования   между   ними,   как   правило, повышает мотивацию участников и позитивно влияет на качество выполнения проекта. Следовательно, проектирование ­ процесс занимательный и интересный   сколько   от для   школьников.   И   они   испытывают   удовлетворение   ни   результатов своей работы, сколько от сознания того, что работа осуществлена самостоятельно и от ощущения своей значимости. Помощь педагога состоит в организации условий для благополучной деятельности школьников с учетом их подготовленности и интересов.[16] 21 2.   Обобщение   опыта   по   формированию   самостоятельной деятельности обучающихся Самостоятельную работу надо организовывать так, чтобы обучающийся непрерывно   одолевал   посильные   трудности   и   чтобы   уровень   требований, предъявляемых   ученику,   был   не   ниже   уровня   созревания   его   умственных способностей.   Развитие   навыков   и   умений   умственного   самостоятельного труда проводится в системе, в основе которой и лежит постепенный  рост самостоятельности   обучающихся   и   который   осуществляется   с   помощью усложнения заданий, для самостоятельной деятельности и путем изменения роли и руководства педагога при выполнении обучающимися этих заданий. Здесь также, нужно учесть при выборе заданий, для самостоятельной деятельности,   прежде   всего   индивидуальные   и   возрастные   особенности. Подобным   образом,   самостоятельную   деятельность   следует   рассмотреть   в непрерывном развитии умений и совершенствовании знаний обучающихся. При   тщательно   обдуманной   методике   проведения   самостоятельной деятельности у обучающихся ускоряются, темпы развития навыков и умений практического характера, и это, в свою очередь, положительно воздействует на формирование познавательных навыков и умений. В рамках развития самостоятельности обучающихся, интеллектуально­ творческих   способностей,   побуждения   детей   разного   возраста   к   изучению навыков самоорганизации на муниципальный конкурс был подготовлен проект «Новогодняя елочка».[17] 22 МОУ «СОШ с. Старые Озинки» Озинского района  Саратовской области Творческий проект на тему:  «Новогодняя  ёлочка». Выполнили: Брызгалова Дарья, ученица 5 класса Бнатова Екатерина, ученица 4 класса Мукашева Карина,  ученица 4 класса Руководитель: Белькова Л.Ф.,  Воспитатель ГПД. 23 2016 год Содержание 1. Актуальность проблемы. Выбор темы и обоснование проекта 2. Кратная формулировка задачи 3. Исследование проекта  4. Альтернативные варианты  5. Выбор оптимального варианта проекта  6. Инструменты и материалы  7. Технология изготовления елки  8. Экономический расчет  9. Самооценка изделия  10.Техника безопасности 3 3 4­5 6­7 8 8 9­11 12 12 13 24 Актуальность проблемы         Выбор темы и обоснование проекта На  муниципальный  конкурс «Возраст  делу  не помеха» нашей группе необходимо   представить   свой   творческий   проект.   Основное   требование   к проекту: он должен быть выполнен с применением нескольких видов техник в одном изделии. Мы решили связать свой проект с наступающим праздником – Новым годом. А главный атрибут Нового года – это   елка. Без неё совсем не то настроение и праздник не праздник. Но как быть, если приобрести настоящую елку нет возможности, или некуда поставить, или не хотите губить природу. Конечно,   можно   купить   искусственную   красавицу любого   дизайна,   любой высоты, размера и т.д. Но можно подойти к этому делу креативно и сделать елку своими руками. И тогда у вас получится собственная «дизайнерская» новогодняя елка.  Мы   очень   любим,     заниматься   рукоделием   на   уроках   технологии, используя   при   этом   различные   материалы.   Но   стараемся   обойтись минимальными   затратами.   Поэтому   выбираем   вариант   изготовления   елки своими руками из подручного материала.   Это не затронет бюджета наших семей, не погубит деревья, будет красиво и практично. Цель ясна: сделать новогоднюю елку.  Краткая формулировка задачи. *   Доказать   целесообразность   и   экономическую   выгоду   изготовления елок из подручного материала. * Определить экономическую ценность проекта. * Составить историческую справку о традиции отмечать Новый год с елкой. 25 * Спроектировать и изготовить новогоднюю ёлку. Исследование проекта История рождественской елки   Новый год в России начали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось:   "По   знатным   и   проезжим   улицам   у   ворот   и   домов   учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни.  А   людям   скудным   каждому   хотя   бы   по   древу   или   ветке   на   вороты поставить".   Данный   праздник   с   елкой   (хотя   при   Петре   Великом   елку   не украшали, а украшали, веточки, лапы), карнавалами   и украшениями очень полюбился русскому народу.  Принародно в столице елки ставили только в 1852 году. К концу XIX века елки стали главным украшением в городских и деревенских домах, и в XX веке   стали   неразделимы   от   зимних   праздников.   Но   в   1916   году рождественские елки на русской земле попали в опалу.  В 1918 году на елку ополчилась советская власть, но уже   как   на   буржуазный   предрассудок.   В   рождественских сказках   не   было   ни   Деда   Мороза,   ни   зимней   русалки Снегурочки   (девы   замерших   вод).   Только   одна   религия: вертеп, Вифлеемская звезда, хор ангелов и божественные чудеса, посылаемые только   добрым   детям.   Таким   образом,   многие   продолжали   праздновать Рождество   подпольно.   Кроме   того,   осталась   языческая   традиция   ­ колядование на Святки. 26 Елка   была   запрещена   вплоть   до   1935   года,   когда   возникла   идея: праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Но 1 января стал нерабочим днем только в   Обычай украшать елку очень древний, ему   свыше 2000 лет. Раньше люди 1949году. считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди пытались задобрить этих духов, развесив на деревьях подарки и угощения.   Вечнозеленая   ель   заняла   среди   всех   деревьев   необычное   место: "мировым   древом",  она  была   священным   центром,  символизирующим   саму жизнь и новое возрождение из мрака и темноты. В свое время вместо игрушек вешали   на   деревья   плоды   разных   деревьев,   например:   яблоки   ­   символ плодородия, орехи ­ непостижимость божественного промысла, яйца ­ символ развивающейся жизни , полного благополучия и гармонии. Альтернативные варианты При подборе технологии изготовления и конструкции нашего изделия  возможны разнообразные варианты: Вариант 1. Елка из бисера. Достоинства: оригинальная композиция, декоративное украшение интерьера. 27 Недостатки: дорого, трудоемкость изделия Вариант 2. Елка из фантиков. Достоинства: простота  в конструкции, минимальные экономические затраты. Недостатки: конструкция непрочная, сама елка неинтересная, слишком  простая.  Вариант 3. Елка из гофробумаги Достоинства: декоративное украшение интерьера. Недостатки: трудоемкость изделия, отсутствие новизны. Вариант 4. Елка из журнальных трубочек 28 Достоинства: оригинальная композиция, декоративное украшение интерьера,  новизна. Недостатки: трудоемкость изделия. Выбор оптимального варианта проекта Рассмотрев все возможности, принято решение выполнить 4 вариант – изготовить   елку,   плетенную   из   журнальных   трубочек.   Хотя   работа трудоемкая, но нам интересен конечный результат. Елка  должна   быть   небольшого   размера,   переносной,   тогда   ее   можно использовать   не   только   для   украшения   интерьера,   но   и   при   сервировке новогоднего стола.  Чтобы елка была устойчива, подставку изготовим из виниловой пластинки. Елку   украсим   снежинками   из   бисера   и   возможно   еще   и   пайетками   или стразами.  Таким   образом,  мы   выполним   основное   требование   к   проекту  – использование   нескольких   технологий.   В   нашем   случае   –   это   плетение   из трубочек и плетение из бисера. 29 Инструменты и материалы Для работы нам потребуются: 1. Журналы 2. Ножницы 3. Ватман 4. Шашлычные шпажки 5. Клей ПВА Гуашь зеленая Лак бесцветный Бисер Проволока для плетения из бисера Технология изготовления елки При работе необходимо соблюдать технику безопасности (Приложение 1) Технологическая карта №  п/п 1. Описание операции изображение Изготовление и  покраска конуса из  ватмана Инструменты и приспособлени я, материалы Ватман,  ножницы, клей, гуашь 30 2. Изготовление трубочек  из журнальных листов Журнальные  листы,  деревянные  шпажки, клей 3 Плетение елочных  «веток» из трубочек клей 4. Покраска сплетенных  «веток»  Зеленая гуашь,  клей 31 5. Приклеивание  «веток»  к конусу, начиная с  нижнего ряда клей 6. Покрытие конструкции  лаком бесцветный лак в баллончике 7.  Плетение снежинок по  схеме Тонкая  проволока,  бисер 32 8. Украшение елки  снежинками и  пайетками Снежинки,  пайетки, клей Дополнительные сведения:  ствол сделан из картонной трубки, обклеенной  журнальными трубочками и покрашенной коричневой гуашью, а основание из  пластинки и потолочной плитки. Экономический расчет. Количество. Стоимость. Итого. 14 руб 10 руб 10 руб 20 руб 14 10 10 20 20 74 руб Что  понадобилось. Ватман 1шт Бисер белый 1 уп. Бисер голубой 1 уп. Клей ПВА 1 тюбик 50 мл Лак Итого Наша ёлочка получилась недорогой.  Самооценка. Наше изделие, на наш взгляд, получилось красивым, оригинальным. Он  украсит интерьер  нашего класса или школы на Новый Год.  В ходе работы над проектом мы научилась делать елку из журнальных  трубочек, плести снежинки из бисера, узнали историю рождественской ёлки.  А самое главное процесс изготовления елки был не только интересным, но и  способствовал развитию самостоятельности , поднятию предновогоднего  33 настроения. Мы реально почувствовали приближение всеми нами любимого  праздника! Всех с наступающим Новым годом!! Заключение Задачи,   поставленные   в   начале   исследования   решены.   Была проанализирована   психолого   ­   педагогическая   литература   по   проблеме развития самостоятельности школьников. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что развитие самостоятельности   способствует   созданию   его   личности   в   целом.   Также обзор   литературы   позволил   нам   раскрыть,   проблему   самостоятельности наиболее   глубоко   изученной   педагогикой   и   психологией   (К.Д.   Ушинский, И.Г.Песталоцци,   М.А.Данилов,   П.Аристова,   И.С   Якиманский,   Б.П.Есипов, П.И. Пидкасистый, Я.А.Коменский и др.) Самостоятельность школьника, понимаемая как, склонность и умение ребенка настойчиво   решать   задачи   деятельности,   сравнительно   независимые   от взрослого,   мобилизуя   существующий   опыт,   знания,   применяя   поисковые   является   немаловажным   фактором   социально­личностного действия, созревания и готовности к обучению. Внешними   признаками   самостоятельности   обучающихся   являются:   выполнение   заданий   без планирование   ими   своей   деятельности, непосредственного участия педагога, регулярный самоконтроль за ходом и результатом исполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Усилия воспитанников, направленные на достижение цели, без посторонней помощи, потребностно ­ мотивационная сфера образуют внутреннюю сторону самостоятельности. Также   были   выделены   педагогические   условия   создания самостоятельной деятельности школьников на уроках технологии, к которым отнесены   использование   метода   проектов;   проектная   деятельность обучающихся,   сформированная   под   руководством   педагога;   постепенное 34 уменьшение   участия   педагога   в   сопровождении   проектной   деятельности школьников.   Определены   критерии,   показатели   и   методики   диагностики уровня самостоятельности школьников на уроках технологии. На основании полученных   результатов   была   проведена   работа   по   развитию самостоятельности школьников. Результаты   контрольного   эксперимента   показали,   что   выделенные педагогические   условия,   способствуют   воспитанию   самостоятельности школьников на уроках технологии. Таким   образом,   гипотеза   исследования   нашла   свое   подтверждение   в ходе проведенной экспериментальной работы. 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития   исследовательской   деятельности   учащихся   //   Исследовательская работа школьников. ­ 2001. ­ №.1. ­ С.24­34. 2. Дистервег А., Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. ­ №5. – С.12­16. 3. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В.Давыдова / Ю.В.Громыко // Известия Российской академии образования. ­ 2000. ­ №2.­ C.36­43. 4.Гатанов,   Ю.Б.   Развитие   личности,   способной   к   творческой самореализации   /   Ю.Б.Гатанов   //   Психологическая   наука   и   образование.   ­ 1998. ­ №1. ­ С.93­100. 5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с. 6.   Данилов   М.А.   Теоретические   основы   обучения   и   проблема воспитания   познавательной   активности   и   самостоятельности   учащихся// Вопросы   воспитания   познавательной   активности   и   самостоятельность школьников. – Казань, 1982. – с. 15­19 7. Демократия и образование. Менчинская Н.А. ­ М.: Педагогика­Пресс, 2000. – 384 с. 36 8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. 9. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.Каратаева // Директор школы. – 2000. ­ №9. ­ С.75­80. 10. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. ­ М.: Академия, 2002. 11.   Клименко   А.В.   Проектная   деятельность   учащихся:   На   уроках истории   /   А.В.Клименко,   О.А.Подколзина   //   Преподавание   истории   и обществознания в школе. ­ 2002. ­ №9. ­ C.69­75. 12.   Кузнецова,   Т.В.   Проектная   деятельность   в   практике   учителя начальной школы / Т.В.Кузнецова, С.И.Поздеева // Педагогика. – 2006. ­ №10. – С.65­68. 13. Ларионова Т.П., Жилкина Т.А. Изготовление и оформление учебно­ наглядных пособий по обслуживающему труду // Школа и производство. – 1999. ­ №1. – С.52­57. 14.   Лихолетов,   В.В.   Развитие   творческого   воображения   у   детей   / В.В.Лихолетов, Ю.С.Прохорова, А.П.Киселев. – Челябинск: Изд­во ЮУрГУ, 2001. – 59 с. 15.Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников / И.Б.Левицкая // Педагогика. ­ 2007. ­ №4. ­ С.112­114. 16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1987. 17.   Новикова,   Т.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. ­ №7. – С.151­157. 37 Приложение Техника безопасности. Техника безопасности при работе с ножницами 1.Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2.Во время работы внимательно следите за направлением резания. 3.Не   работайте   с   тупыми   ножницами   и   с   ослабленным   шарнирным креплением. 4.Не держите ножницы лезвием вверх. 5.Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6.Не режьте ножницами на ходу. 7.Не подходите к товарищу во время работы. 8.Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 9.Во   время   работы   удерживайте   материал   левой   рукой   так,   чтобы пальцы были в стороне от лезвия.    Техника безопасности при работе с клеем 38 1. Обращайтесь с клеем осторожно. Клей ядовит! 2.Наносите клей на поверхность изделия только кистью. 3.Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. 4.При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. 5.По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть. 6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой. 39

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"

Курсовая работа"Формирование самостоятельной деятельности на уроках технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018