Курсовые работы по психологии-образования
Оценка 4.7

Курсовые работы по психологии-образования

Оценка 4.7
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
13.09.2017
Курсовые работы по психологии-образования
– Материалами для написания любой теоретической работы служили учебные пособия, монографии, периодические издания - в каждой работе стоят реальные сноски. – В любой курсовой представлены полноценные части – теоретическая, практическая (констатирующий эксперимент) и методическая (программа или формирующий эксперимент). – В каждой курсовой работе отражен подробный количественный и качественный анализ экспериментальных данных, сделаны выводы и предложена психолого-педагогическая программа развития.
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра психология  Студент группы ПОа­14­1, Богомолова Екатерина Анатольевна КУРСОВАЯ РАБОТА  ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ оценкой кафедры   Работа защищена  с «_____________» Руководитель канд. псих. наук, доцент психологии Устинова О. А.  _____________________ «____»___________2017 г.   Новокузнецк 2017 Содержание Введение...................................................................................................................7 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 10 1.1Понятие социометрического статуса...........................................................10 Каждый человек занимает определенное место в социальной группе, называемое социометрическим статусом. Это понятие ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Социометрический статус называют также социально-психологическим. По определению Реана А.А. это понятие обозначает «положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы» [4].....10 Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия. Статус определяется числом выборов, полученных в группе, и свидетельствует о степени признания личности в ней. Низкий статус — «незаметная» роль субъекта в межличностных отношениях; личность не имеет влияния или оказывает незначительное влияние на динамику отношений в группе. К низкостатусным относятся принятые (получившие мало положительных выборов), изолированные и отвергаемые дети. Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе. К высокостатусным в группе относятся дети, получившие наибольшее количество положительных выборов (их еще называют «звездами») и, так называемые, предпочитаемые дети, которые получили больше положительных, чем отрицательных выборов. Детей, получивших равное количество положительных и отрицательных выборов, принято называть членами коллектива с неопределившимся статусом. Чем больше в коллективе высокостатусных детей, тем он благополучнее..........10 По мнению М.Р. Битяновой, эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если её выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. [5].........................................................................11 Положение человека в группе зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе. [6].......................................................................................11 Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию: [13]....................11 Статусы могут быть формализованными или неформализованными.............11 Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, 2 преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии..................................11 Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего – нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.................................................................................................................12 Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы...................................................................................12 Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д., например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи»...........................................................................................12 То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения – национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы – инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека..............................................................................................13 Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения, которого необходимо приложить специальные усилия........................................................................13 Таким образом, в современной научной и учебной литературе социальный статус определяют, как: положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями, также:...........................................................................................13 1.2Особенности подросткового возраста..........................................................15 1.3Роль самооценки в развитии межличностных отношений.........................19 1.4Взаимосвязь социометрического статуса, самооценки и уровня притязаний подростков......................................................................................21 3 наоборот, Низкий статус, Исследования учёных в области межличностных взаимоотношений подтверждают взаимосвязь социометрического статуса, самооценки и уровня притязаний. С. Степанов считает, что высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребенку признание сверстников, положительную оценку окружающих (формирующую, в свою очередь, высокую самооценку), интенсивность и разнообразие контактов, эмоционально и содержательно обогащающих социальную жизнь ребенка. делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения у низко статусного ребенка обедняет его эмоциональную жизнь; он лишен возможности иметь богатый личный опыт общения, наращивать социальную компетентность. У ребенка, лишенного признания группы, складывается заниженная самооценка, особенно в условиях невыгодного для него сравнения с популярными детьми. Особенно опасно положение отверженного. Как правило, отверженные дети – объекты групповой агрессии. [11].......................................................................................................21 Я. Л. Коломинский также установил ряд интересных закономерностей влияния общества на личность (социальная перцепция) у подростков: — склонность к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных; — эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; — ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах. [4]..........................................................................................21 Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки и уровня притязаний подростка на его социометрический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых». Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций. [4]........................................................................................................22 ..............................................................................................................................22 Одним из механизмов восприятия людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. [15]......................................................................................................22 Следующим фактором, определенно влияющим на правильность восприятия людьми, друг друга является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная 4 информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда, соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми, друг друга называется «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот.........22 И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, ведь на первичное впечатление о человеке влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей....................................................23 Самооценка человека в значительной степени определяется выполняемыми им социальными ролями, статусом, занимаемым им в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых норм. Чтобы определить степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту роль не хуже других...............................23 Однако общественная оценка значимости разных ролей различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и потому, какую роль доверили ему исполнять. Каждый человек обладает личной репутацией и обычно борется за ее упрочение. В антагонистическом обществе отношение к человеку определяется не столько его личными достоинствами, сколько его классовым положением, социальным статусом. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения многих людей........................24 Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка........................24 Таким образом, между самооценкой человека и его положением в обществе существует определенная связь........................................................................24 Вывод по первой главе.......................................................................................25 ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА.................26 5 2.1 Организация и методики исследования социального статуса..................26 Социометрический эксперимент (Я.Л. Коломинский)...........................26 Самооценка личности (О.И. Мотков) (модификация методики Б.А.  Сосновского)...................................................................................................28 Вывод по второй главе...........................................................................................29 Заключение.............................................................................................................31 Список литературы:...............................................................................................32 Приложение............................................................................................................34 Приложение 1......................................................................................................34 Приложение 2......................................................................................................36 -взаимовыбор Приложение 3................................................................................41 6 Введение Проблема   межличностного   взаимодействия   относится   к   числу важнейших   для   подростка   сфер   жизнедеятельности.   Межличностное взаимодействие   имеет   значение   в   формировании   личности   подросткового возраста. Для социализации человека важен каждый возрастной период. И все же подростковый возраст занимает особое место в педагогике и психологии. Подростничество   ­   это   самый   трудный   и   сложный   из   всех   возрастов, представляющий   собой   период   становления   личности.   Главное   содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются   новообразования,   закладываются   основы   сознательного поведения, формируются социальные установки [1]  Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности   детей   подросткового   возраста.   От   того,   как   будет   складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда   идет   резкая   смена   социальных   отношений,   характера   личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. В процессе изучения проблемы использовались труды таких авторов как Б.П.   Блонского,   А.Н.   Леонтьева,   А.В.   Петровского   и   др.   В   работах раскрываются   теории   межличностных   взаимодействий   подростков.   В изучении межличностных взаимодействий подростков можно выделить статьи и   монографии   Г.М.   Андреевой,   которая   считает,   что   «природа межличностных взаимодействий  может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд   отношений,   возникающих   внутри   каждого   вида   межличностных отношений [1]  7 Леонтьев   А.Н.   считает,   что   общение   ­   определенная   сторона деятельности,   ибо   оно   присутствует   в   любой   деятельности   в   качестве   ее элемента.   Соковкин   В.М.   анализирует   человеческое   взаимодействие,   как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние.   Б.Г.   Ананьев   подчеркивал,   что   особой   и   главной характеристикой взаимообщения, как деятельности, является то, что через него   человек   строит   свои   отношения   с   другими   людьми.   ­   К.   Левин, рассматривал общение в подростковом и юношеском возрасте с точки зрения социально­психологического   явления.   Левин   считает,   что   в   этом   возрасте расширяется   жизненный   мир   подростка,   юноши,   круга   его   общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются. ­ Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в подростковом школьном возрасте с позиции культурно­исторической теории. Эльконин Д.Б. отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности. Благодаря общению, подростки строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон и др.) сходятся в том, что общение со сверстниками для подростков имеет огромное значение. [2]  Отношения   с  товарищами  находятся  в  центре  жизни  подростка  и  во многом   определяют   все   остальные   стороны   их   поведения   и   деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения   детей   чаще   всего   является   совместная   деятельность,   то   у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно   не   просто   быть   вместе   со   сверстниками,   но   и   занимать   среди   них удовлетворяющее их положение [3].   Кон   И.С.   считает,   что   именно   неумение,   невозможность   добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и 8 Это   сопровождается   повышенной правонарушением   подростков. конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.   Наибольшая   автономия   от   родителей   при   ориентации   на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских   ориентациях.   При   всей   их   тяге   к   самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших [3]  Объект   исследования:  социальный   статус   подростка   в   группе сверстников Предмет исследования:  особенности изучения социального статуса в группе сверстников  Цель: изучение и диагностика социального статуса подростка в группе сверстников  Задачи:  1. Подобрать   и   проанализировать   литературу   по   заявленной проблеме; 2. Изучить   особенности   социального   статуса   в   группе сверстников; 3. Подобрать   необходимые   методики   для   диагностики социометрического статуса и самооценки подростка; 4. 5. Провести эмпирическое исследование с подростками; Сделать анализ и вывод полученных данных. Гипотеза:  Социометрический статус подростка в группе сверстников взаимосвязан с самооценкой подростка. 9 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 1.1 Понятие социометрического статуса. Каждый человек занимает определенное место в социальной группе, называемое   социометрическим   статусом.  Это   понятие   ввел   Я.  Морено, понимая   под   ним   ­   положение   человека   в   социальной   группе,   а   саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Социометрический статус называют также социально­психологическим. По определению Реана А.А. это понятие обозначает «положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы» [4] Специальной   методикой   измерения   социометрического   статуса является социометрия. Статус определяется числом выборов, полученных в группе, и свидетельствует о степени признания личности в ней. Низкий статус   —   «незаметная»   роль   субъекта   в   межличностных   отношениях; личность   не   имеет   влияния   или   оказывает   незначительное   влияние   на динамику   отношений   в   группе.   К   низкостатусным   относятся   принятые (получившие   мало   положительных   выборов),   изолированные   и отвергаемые   дети.  Высокий   статус   —   значимое   положение   в   группе   и активное влияние на динамику отношений в группе. К высокостатусным в группе   относятся   дети,   получившие   наибольшее   количество положительных выборов (их еще называют «звездами») и, так называемые, предпочитаемые   дети,   которые   получили   больше   положительных,   чем отрицательных   выборов.   Детей,   получивших   равное   количество положительных   и   отрицательных   выборов,   принято   называть   членами 10 коллектива   с   неопределившимся   статусом.   Чем   больше   в   коллективе высокостатусных детей, тем он благополучнее.  По   мнению   М.Р.   Битяновой,   эмоциональное   благополучие,   или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в   коллективе,   зависит   не   только   от   того,   сколько   одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно,   если   её   выбор   не   имеет   взаимности.   И   наоборот, пренебрегаемый   член   группы   может   чувствовать   себя   вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов   имеет   член   группы,   тем   более   стабильным   и   благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. [5] Положение человека в группе зависит, во­первых, от его личностных качеств   и,   во­вторых,   от   характерных   особенностей   той   группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных   качеств   может   обусловить   совершенно   различные   положения человека   в   зависимости   от   стандартов   и   требований,   сложившихся   в конкретной группе. [6]  Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию: [13] Статусы могут быть формализованными или неформализованными. Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора   фабрики,   губернатора   города   и   д.р.).   Человек,   занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных   институтов,   групп   и   имеет   ощутимые   преимущества   над неформализованными   статусами   (статус   лидера   компании   друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный   характер,  они  могут  возникнуть   или  не возникнуть. Права, 11 обязанности,   полномочия   подобного   статуса   основаны   не   на   законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так   ученый   стремиться   подтвердить   свою   квалификацию   научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии. Но   кроме   них   существует   множество,   так   сказать,   неосновных, эпизодических,   статусов,   временно   приобретаемых   человеком   для реализации   определенных   действий.   Таковы   статусы   пешехода, прохожего,   пациента,   свидетеля,   читателя,   слушателя,   телезрителя, участника   демонстрации,   забастовки,   толпы,   и   т.д.   Как   правило,   это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов   часто   никак   не   регистрируются.   Они,   вообще   трудно определимы,   скажем,   у   прохожего.   Но   они   есть.   Хотя   влияют   не   на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный   статус   прохожего   –   нет.   Таким   образом,   человек   имеет основные   (определяющие   его   жизнедеятельность)   и   неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Статусы   могут   быть  предписанными   (аскриптивными)   и достигаемыми (приобретённые) статусы. Предписанный   (аскриптивный)  социальный   статус   определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д., например, человек,  рождённый  с  черным  цветом  кожи,  приобретает  статус негра. 12 Дети,   выросшие   в   очень   состоятельных   (богатых)   семьях   приобретает статус «золотой молодёжи». То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения   возрастные –   национальность,   родственное   положение,   пол, характеристики   и   др.   Могут   быть   и   другие   предписанные   статусы   – инвалид.   Очевидно,   что   предписанный   социальный   статус   может   в значительной мере влиять на личность человека. Достигнутый,   приобретённый  социальный   статус   определяется усилиями   самого   человека,   его   действиями   (писатель,   директор, академик,   супруг,   офицер,   эмигрант),   т.е.   статус   для   достижения, которого необходимо приложить специальные усилия. Таким   образом,  в   современной   научной   и   учебной литературе социальный   статус определяют,   как:   положение   личности   в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями, также:  положение   субъекта   в   системе   межличностных   отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;  положение   индивида   в   системе   межличностных   отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;  соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;  положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;  показатель положения, занимаемого индивидом в обществе; 13  соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;  положение,   занимаемое   индивидом   или   социальной   группой   в обществе   или   отдельной   подсистеме   общества,   определяемое   по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;  место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;  структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;  соотносительную   позицию   индивида   или   группы,  определяемую социальными   (экономическое   положение,   профессия,   квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);  совокупность   прав   и   обязанностей   индивида   или   социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;  престиж,   характеризующий   позиции   индивида   или   социальных групп в иерархической системе. Социометрический   статус   подростка   во   многом   обусловлен различными факторами: [14]    качествами личности и особенностями его поведения; успешностью в значимых видах деятельности; индивидуально­психологическими   особенностями (темпераментом, способностями и др.);    информационностью личности; общественным мнением группы; стилем педагогического общения. 14 1.2 Особенности подросткового возраста Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и   полового   созревания   ребёнка.   В   самосознании   происходят   значительные изменения:   появляется   чувство   взрослости   –   возникает   страстное   желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.   В   структуре   личности   подростка   нет   ничего   устойчивого, окончательного, неподвижного. [12] Важная   особенность   личности   подростка   —   стремление   к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и прежде всего в среде сверстников.   Поэтому   большое   значение   в   жизни­   подростков   имеет коллектив,   в   котором   они   учатся,   занимаются   спортом   или   каким­либо другим   любимым   делом.   У   подростков   ярко   выражены   чувства коллективизма,   товарищества,   долга   и.   чести.   Они   быстро   усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат   общественным   мнением   товарищей.   Чтобы   не   уронить   себя   в   их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем он предъявляет повышенные требования   к   членам   своего   коллектива,   не   прощая   товарищу   проступки, затрагивающие   честь   коллектива.   Но   не   всегда   подростки   правильно понимают   сущность   дружбы,   чести   и   других   нравственных   понятий,   что может   привести   к   защите   товарища,   совершившего   дурной   проступок,   к круговой поруке и т. д. Незрелость нравственного сознания проявляется в отсутствии стойких нравственных   убеждений.   Упорно   отстаивая   свои   моральные   убеждения, 15 подросток легко может им изменить, перейдя в другой коллектив, который предъявляет иные моральные требования к своим членам. Личная   нестабильность   порождает   противоречивые   желания   и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при   этом   выделиться   в   группе;   хотят   заслужить   уважение,   но   бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены   страстью   к   одиночеству.   Они   колеблются   между   слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой   власти.   Они   эгоистичны   и   материалистичны,   и   в   то   же   время преисполнены   возвышенного   идеализма.   Они   аскетичны,   но   внезапно погружаются   в   распущенность   самого   примитивного   характера.   Иногда   их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они   неимоверно   ранимы.   Их   настроение   колеблется   между   сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. [13] Подростковый   возраст   традиционно   считается   самым   трудным   в воспитательном отношении. Одним   из   важнейших   факторов   формирования   личности   является общение. Ведущей   деятельностью   в   этом   возрасте   является   коммуникативная. Общаясь,  в  первую   очередь,  со  своими  сверстниками,  подросток   получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем   группы,   к   которой   он   принадлежит.   Сам   факт   принадлежности   к определенной   группе   придает   ему   дополнительную   уверенность   в   себе. Положение   подростка   в   группе,   те   качества,   которые   он   приобретает   в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. 16 Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе,   который   будет   предан   и   верен,   несмотря   ни   на   что.   В   друге   ищут сходства,   понимания,   принятия.   Друг   удовлетворяет   потребность   в самопонимании.   Практически,   Друг   является   аналогом   психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда  друзья  подбираются по  контрасту, как  бы  в дополнение   своим   недостающим   чертам).   Дружба   носит   избирательный характер,   измена   не   прощается.   А   вкупе   с   подростковым   максимализмом дружеские   отношения   носят   своеобразный   характер:   с   одной   стороны   – потребность в единственно­преданном друге, с другой – частая смена друзей. Развитие   личности   в   условиях   природного   и   предметного   мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее   значимой   становится   сфера   общения   со   сверстниками.   Для   них становится важным: Овладение   нормами   дружбы   составляет   важнейшее   приобретение ребёнка в подростковом возрасте. В   содержании   общения   происходят   изменения.   Если   младшего подростка интересовали вопросы учения и поведения, то старшего подростка интересуют вопросы личностного общения, развития индивидуальности. Если положение младшего школьника в коллективе зависело от его успеваемости, поведения   и   общественной   деятельности,   то   для   подростка   становятся наиболее важными личностные качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Для популярности и признания, уважения и одобрения важно быть хорошим товарищем. Стержнем кодекса товарищества   подростков   являются   основные   требования   –   уважение личности и человеческого достоинства. К   началу   подросткового   возраста   дети   приходят   с   разным   опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в 17 жизни,   у   других   ­ограничивается   только   школой.   Со   временем   общение   с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы,   занятия,   увлечения   и   превращается   в   самостоятельную   и   очень важную для подростков сферу жизни. Следует   отметить,   что   коммуникативные   черты   и   стиль   общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. Однако различие между полами в уровне   общительности   не   столько   количественные,   сколько   качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит   в   драку.   Содержание   совместной   деятельности   и   собственный успех   в   ней   значат   для   мальчиков   больше,   чем   наличие   индивидуальной симпатии   к   другим   участникам   игры.   Общение   девочек   выглядит   более пассивным, зато более дружественным и избирательным. С раннего возраста мальчики   тяготеют   к   более   экстенсивному,   а   девочки   к   интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки ­ по двое или по трое.   18 1.3 Роль самооценки в развитии межличностных отношений Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во   взаимосвязи   с   его   социальным   статусом   представляется   одним   из актуальных   направлений   данного   психического   феномена.   К   настоящему времени   накоплен   большой   эмпирический   материал   о   формах   проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности   и   ее   самопознанием,   уровнем   адекватности   и   устойчивости самооценки   в   различных   возрастах,   ее   связи   с  социальными   отношениями, устанавливаемыми личностью. [7] Природа   межличностных   отношений   в   любых   общностях   достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений   человек   реализует   себя,   отдавая   обществу   воспринятое   в   нем. Именно   активность   личности,   её   деяния   являются   важнейшим   звеном   в системе   межличностных   отношений.   Вступая   в   межличностные   отношения самых   разнообразных   по   форме,   содержанию,   ценностям,   структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные   рода   формальных   и   неформальных   объединениях,   ­   индивид проявляет   себя   как   личность   и   представляет   возможность   оценить   себя   в системе отношений с другими [8]. В   детских   и   подростковых   группах   складываются   межличностные отношения,   отражающие   взаимосвязи   участников   этих   групп   в   конкретно­ исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных   отношений   в   каждой   конкретной   группе   имеют   свою неповторимую   историю,   на   разных   возрастных   этапах   действуют   общие закономерности их становления и развития. 19 Первая   из   них   отражает   обусловленность   природы   межличностных отношений   тем   местом,   которая   возрастная   социальная   группа   занимает   в обществе.   Вторая   характеристика   межличностных   отношений   –   это   их зависимость   от   совместной   деятельности,   которая   в   любую   историческую эпоху   опосредствует   развитие   межличностных   отношений   в   группе, определяет   их   строение.   Третья   особенность   межличностных   отношений заключается в их уровневой природе – сколько­нибудь сложившаяся группа имеет   определенный   уровень   развития,   от   которого   зависит   наличие   или отсутствие   тех   или   иных   её   социально­психологических   особенностей   и характер её влияния на индивидов. Для   того   чтобы   подросток   был   способен   лучше   адаптироваться   и   ему   необходимо   сохранять   позитивное преодолевать   трудности, представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я­концепции".   Кроме   того,   они   не   только   сами   очень   низко   оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. Многие   авторы   отмечают   снижение   самооценки   в   подростковом возрасте,   с   появлением   ориентации   на   общение,   на   сверстников,   на референтную   группу.   Следовательно,   очевидна   особенная   уязвимость подростков   перед   манипулятивным   воздействием   и   давлением   группы.   В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других   людей   негативную   интерпретацию,   независимо   от   того,   насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих [9]  По   словам   многих   авторов   (К.Роджерс,   В.Сатир   и   др.),   позитивное отношение  к самому себе, принятие себя оказывается  взаимосвязанным  со способностью к конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет так же доброжелательно 20 относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении. [10]  1.4 Взаимосвязь социометрического статуса, самооценки и уровня притязаний подростков. Исследования   учёных   в   области   межличностных   взаимоотношений подтверждают взаимосвязь социометрического статуса, самооценки и уровня притязаний.   С.   Степанов   считает,   что   высокий   статус   является благоприятным   фактором   развития   личности,   поскольку   он   предоставляет ребенку   признание   сверстников,   положительную   оценку   окружающих (формирующую,   в   свою   очередь,   высокую   самооценку),   интенсивность   и разнообразие   контактов,   эмоционально   и   содержательно   обогащающих социальную жизнь ребенка. Низкий статус, наоборот, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности. Дефицит общения у низко статусного ребенка  обедняет  его  эмоциональную  жизнь;  он  лишен  возможности  иметь богатый личный опыт общения, наращивать социальную компетентность. У ребенка, лишенного признания группы, складывается заниженная самооценка, особенно в условиях невыгодного для него сравнения с популярными детьми. Особенно опасно положение отверженного. Как правило, отверженные дети – объекты групповой агрессии. [11]  Я. Л. Коломинский также установил ряд интересных закономерностей влияния   общества   на   личность   (социальная   перцепция)   у   подростков:   — склонность   к   завышенной   самооценке   социометрического   статуса   у низкостатусных   учащихся   и   к   заниженной   у   высокостатусных;   — эгоцентрическая   нивелировка   —   тенденция   приписывать   другим   членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; — ретроспективная 21 оптимизация   —   тенденция   более   благоприятно   оценивать   свой   статус   в прежних группах. [4]  Последующие   исследования   в   этой   области   подтверждают   влияние особенностей   самооценки   и   уровня   притязаний   подростка   на   его социометрический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. Чем   выше   самооценка   и   чем   выше   уровень   притязаний,   тем   ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости   от   поведенческих   особенностей   человека,   проявляющихся   по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых». Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций. [4] .  Одним из механизмов восприятия людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном   опыте   общения   с   людьми   и   становится   достаточно устойчивой   структурой,   определяющей   восприятие   человека   человеком. Пользуясь   ею,   индивид   на   основе   внешнего   облика   человека   судит   о   его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные   формы   поведения   по   отношению   к   соответствующему человеку.  [15] Следующим   фактором,   определенно   влияющим   на   правильность восприятия   людьми,   друг   друга   является   эффект   первичности.   Суть   его состоит  в  том, что  первичное  впечатление  о  человеке,  первая   по  порядку личностная   информация,   полученная   о   нем   способны   оказать   сильное   и 22 достаточно   устойчивое   влияние   на   формирование   образа.   Иногда, соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми, друг   друга   называется   «эффектом   ореола».   Если,   например,   первичное впечатление   о   другом   человеке   в   силу   сложившихся   обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный  образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию   о   воспринятом,   которая   согласуется   с   первым   впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, ведь на первичное впечатление о человеке влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний   вид,   речь   и   поэтому   при   заниженной   самооценке   произвести   на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь   не   дает   человеку   раскрыться   как   личности   и   реализовать   свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять­таки подсознательно улавливая   мимику,   жесты,   интонации)   и   срабатывает   элементарный   закон: «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели   он   того   ожидает?»   Тем   более   что   люди   с   низкой   самооценкой   в основном   и   не   стремятся   к   позиции   лидера   в   коллективе.   В   коллективе самооценка   становится   основой   для   формирования   официального   и неофициального   статуса   личности,   адекватного   выполнения   социальных ролей.  Самооценка   человека   в   значительной   степени   определяется выполняемыми   им   социальными   ролями,   статусом,   занимаемым   им   в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение  с  точки  зрения   общепринятых  норм.  Чтобы  определить   степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие 23 люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту роль не хуже других.  Однако   общественная   оценка   значимости   разных   ролей   различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и потому, какую роль доверили ему исполнять. Каждый человек обладает   личной   репутацией   и   обычно   борется   за   ее   упрочение.   В антагонистическом обществе отношение к человеку определяется не столько его личными достоинствами, сколько его классовым положением, социальным статусом. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения многих людей. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может   ученик привести   к   нежелательным   результатам.   Если,   например, переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам,   проявляя   пренебрежение,   недооценка   же   приводит   к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка  Таким   образом,   между   самооценкой   человека   и   его   положением   в обществе существует определенная связь  24 Вывод по первой главе В данной главе было проанализировано состояние вопроса социометрического статуса и его взаимосвязь с самооценкой подростка. Мы рассмотрели общие особенности   подросткового   возраста,   понятие   социального   статуса,   роль самооценки в межличностных отношениях и взаимосвязь социометрического статуса и самооценки. Объект нашего исследования − социальный статус подростка в группе сверстников,   в   данной   главе   мы   также   рассмотрели,   как   в   литературе определяют   социальный   статус   и   пришли   к   следующему:   в   современной научной и учебной литературе социальный статус определяют, как положение личности   в   социальной   системе,   связанное   с   определенными   правами, обязанностями   и   ролевыми   ожиданиями,   также   социальный   статус определяют, как:   положение   субъекта   в   системе   межличностных   отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;  положение   индивида   в   системе   межличностных   отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;  соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;  положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями; В этой же главе мы рассмотрели виды социального статуса:   Формализованный   Неформализованный   Предписанный (аскриптивный)  Достигнутый (приобретённый) 25 ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 2.1 Организация и методики исследования социального статуса Методы и организация исследования База исследования: МБ НОУ «Лицей № 111» Цель   исследования:  Выявление   связи   социометрического   статуса   с самооценкой подростка. В исследовании использовались следующие методики: Социальный статус: 1. Социометрический эксперимент (Я.Л. Коломинский) Самооценка: 2. «Самооценка   личности»   (О.И.   Мотков)   (модификация методики Б.А. Сосновского) Социометрический эксперимент (Я.Л. Коломинский) Цель:  изучить состояние эмоционально­психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят. Описание: Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются   критериями   выбора   (два   положительных   и   два   отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого   вопроса   фамилии   трех   человек,   которым   он   отдает   свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях­вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью   очередь.   При   ответе   на   разные   вопросы   фамилии   выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек.  26 На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит:   по   вертикали   –   из   списка   фамилий   учащихся   (студентов), расположенных   в   алфавитном   порядке   и   сгруппированных   по   половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.  Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле: С = М / (n – 1), где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.  Стимульный материал:  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого­либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.) 2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? 3. Кому ты доверишь свою тайну? 4. Кому никогда не доверишь свою тайну?  Обработка результатов: По результатам методики было выявлено, что удовлетворенность   взаимоотношениями   в   конкретном   классе   находится   на среднем   уровне,   также   было   выявлено,   что   Булатова   Полина   имеет отрицательный статус, поэтому из этого можно сделать вывод, что у Полины завышенная самооценка.  (Приложение 3)  27 Самооценка личности (О.И. Мотков) (модификация методики Б.А. Сосновского) Цель:  изучить   общий   уровень   самооценки   позитивного   развития личности, самооценку отдельных факторов и качеств личности, а также ее адекватность или неадекватность. Описание:  В   представленном   здесь   методике   испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, которые входят, по моему мнению, в характеристику «идеальной» личности (большинство из этих качеств не совпадает с «качествами личности» из списка Б.А. Сосновского, так как некоторые характеристики в его списке не являются, строго говоря, качествами   личности,   например,   «знания»,   «умения»,   и,   кроме   того, предложенные им качества с трудом поддаются классификации). 24   качества   личности   группируются   в   следующие   ФАКТОРЫ: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность,   экстраверсия,   общая   самооценка  позитивности   развития личности. Стимульный материал: Бланк методики (Приложение 1) Обработка результатов:  В результате методик было выявлено, что у испытуемого наблюдается средний уровень общей самооценки позитивности развития   личности.   Выраженность   всех   факторов   личности   находится   на среднем   уровне,  за   исключением   гармоничности,  она   находится   на  низком уровне,   что   говорит   о   том,   что   испытуемый   часто   сомневается   в   себе,   и экстраверсии,   она   находится   на   высоком   уровне,   что   говорит   о   том,   что мысли,   чувства,   интересы   и   действия   испытуемого   направлены   на окружающих, на предметы внешнего мира. (Приложение 3)  28 Так   как   самооценка   испытуемого   находится   на   среднем   уровне, экстраверсия на высоком уровне, а гармоничность на низком, можно сказать, что у него высокий положительный социометрический статус в группе.  Целью   эмпирического   исследования   являлось   выявление   связи Вывод по второй главе социометрического статуса с самооценкой подростка. Экспериментальные   исследования   проводились   на   базе   МБ   НОУ «Лицей 111», г. Новокузнецк, Кемеровской обл. В исследовании участвовал 7 «Б» класс. В эмпирическом исследовании были решены следующие задачи:  1. Были   определены   методики   для   диагностики   социального статуса и самооценки подростка; 2. 3. Проведена диагностика; Выявление   связи   между   социальным   статусом   и самооценкой подростков. Проанализировав полученные результаты, выяснилось, что социальный статус напрямую связан с самооценкой подростков.  У   всех   испытуемых   детей   с   положительным   социальным   статусом наблюдается   адекватная   самооценка,   так   как   на   основе   взаимодействия подростка с другими людьми формируется представление о самом себе, то есть   «Я­концепция»,   и   наоборот   при   завышенной   самооценке   наблюдается отрицательный социальный статус. Следовательно,   я   подтвердили   выдвинутую   в   начале   исследования гипотезу о том, что социометрический статус подростка в группе сверстников взаимосвязан с самооценкой подростка. 29 30 Заключение Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:  1. В   теоретической   части   работы   была   проанализирована литература   по   теме   социального   статуса   подростка   в   группе сверстников. Было рассмотрено понятие социального статуса. Говоря о социальном статусе можно сказать, что  статус всегда есть некоторое единство   объективно   присущих   индивиду   характеристик   и субъективного  восприятия  его  другими  членами  группы.  Все же  при этом следует учитывать, что место индивида не обусловлено целиком и полностью   только   субъективным   эмоциональным   восприятием   его другими, значение имеет и место индивида в структуре деятельностных отношений   в   группе.   ­   Социальный   статус   обеспечивает   права   и возможности, но одновременно ко многому обязывает.  2. В практической части я провела исследование по выявлению связи между социальным статусов и самооценкой подростка. Проведя   исследование,   я   убедилась   в   правдивости   своей   гипотезы, социометрический   статус   подростка   в   группе   сверстников   имеет прямую  связь  с самооценкой  подростка. В  данном  исследовании   это проявилось   во   взаимосвязи   социального   статуса   подростка   в   группе сверстников с самооценкой подростка. Гипотеза   подтвердилось.   Подтверждение   гипотезы   привело   меня   к мысли   о   том,   что  существует   положительная   зависимость   между социальным статусом и уровнем самооценки, т.е. чем выше социальный статус, тем выше уровень самооценки.  31 1. Андреева   Г.М.   Социальная   психология.   ­   М.:   Издательство Список литературы: Московского Университета, 1980. ­ 195с 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. ­ М.: Просвещение, 1984. 374с 3.  Божович Л.И. Проблемы формирования личности. ­ М.: Просвещение, 1995. ­ 352с. 4. Психология   человека   от   рождения   до   смерти:   Психологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.А. Реана. ­ СПб.: ПРАЙМ­ЕВРОЗНАК, 2002/ 5. Битянова М. Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике/ М. Битянова. – М 6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000 7. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. ­ М.: Просвещение, 1997) 8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2000. – 554 с. 9. Боцманова М.Л., Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. ­ 1988. ­ №2. ­ стр.27­30 10.Степанов С. Экологический аутсайдер //Школьный психолог. – 2000. ­ № 32. ­ С.12 32 11. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология». Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. – 1999. 12.https://www.ronl.ru/kursovyye­raboty/psikhologiya/836503/ 13.https://stud­baza.ru/sotsialnyiy­status­i­sotsialnyie­roli­kursovaya­rabota­ sotsiologiya 14.http://studopedia.ru/9_56361_vopros­­raskrit­ponyatie­sotsiometricheskiy­ status­rebenka­v­gruppe­oharakterizovat­problemi­polozheniya­lichnosti­ rebenka­v­gruppe­sverstnikov.html 15. http   ://   www   .  studfiles    /5711424/  page    .  ru   /  preview    :4/    33 Приложение Приложение 1 БЛАНК методики «самооценка личности» (О.И. Мотков) ФИО САВИНОВ РОДИОН    Пол М    Возраст 12 ЛЕТ Шкала возможных ответов: 1 – ОЧЕНЬ СЛАБАЯ выраженность качества, 2 – СЛАБАЯ выраженность качества, 3 – СРЕДНЯЯ выраженность качества, 4 – ВЫСОКАЯ выраженность качества, 5 – ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ выраженность качества. СПИСОК ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ № 1 2 КАЧЕСТВО Активность Воспитанность (уважение к людям) 3 Доброжелательность 4 Жизнестойкость 5 Инициативность (выдвижение идей) 6 Искренность, правдивость 7 Настойчивость 8 Общительность 9 Отзывчивость   (сочувствие,   помощь другому) 1 0 1 1 Оптимизм,   жизнерадостность   (вера   в лучшее) Покладистый   характер   (легкий,   гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс) ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ 1 2 3 + + + + 5 4   + + + + + + + 34 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 Разумность (учет реальной ситуации) Самокритичность   (способность   видеть   у себя и плюсы, и минусы) Самостоятельность (чаще ­ опора на себя) Сдержанность Собранность (неотвлекаемость) Творческость (оригинальность) Уверенность Увлеченность чем­то интересным Уравновешенность (спокойствие) Чувство красоты Чувство меры (в желаниях, в поведении) Гармоничность   (согласие   с   собой   и   с внешним миром) Независимость суждений СРЕДНЕЕ + + + + + + + + + + + + + 2*3+3*12+4*7+5*2=6+36+28+10=80/24= 3,33 Средний уровень общей самооценки позитивности развития личности 35 № ФАКТОРЫ (АСПЕКТЫ) ЛИЧНОСТИ 1 Нравственность 2 3 Самостоятельно Воля сть и чувство  реальности 4 Креативность 5 Гармоничность 6 Экстраверсия 7 Общая  самооценка  позитивных  аспектов  личности № пункты Обработка  2,3,6,9 4,7,15,16 12,13,14,2 4 5,17,19,21 11,20,22,2 3 1,8,10,18 1­24 3+4+3+4=14/4=3,5 4+4+3+3=14/4=3,5 3+3+3+4=13/4=3,25 3+4+3+2=12/4=3 3+2+3+3=11/4=2,75 4+5+5+3=17/4=4,25 2*3+3*12+4*7+5*2=6+36+28+10=80/2 4=3,33 Приложение 2 Уровень  Выраженности  СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ ВЫСОКИЙ СРЕДНЯЯ 36 37 38 39 40 ­взаимовыбор                                                                                   Приложение 3 Если бы у тебя была возможность пригласить кого­либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? 17 14 15 16 18 19 20 21 22 23 24 2 3 4 5 6 7 8 9 № 1 1 12 1 13 2 10 3 11 3 3 2 3 2 2 1 3 2 2 2 1 1 3 2 1 1 1 3 2 1 2 3 3 3 1 1 3 3 1 3 2 3 2 2 1 1 1 2 2 1 0 3 2 2 0 3 5 0 0 0 0 0 4 0 7 1 3 1 3 2 4 2 2 0 3 1 4 0 3 0 ФИО Журавлев  Андрей Теленков Сергей Ахметшин Семён Хамитов Камиль Иванов Д. Житнов Матвей  Чулков Н. Раздорожный  Олег Бражников  Игорь Романов Игорь Горшенин  Михаил Шакирзянов  Дамир Тарасов Роман Полюшко  Кирилл Ершов Игорь Хелстовская  Даша Борисенкова  Вера Пудовкина  Виолетта Булатова Полина Жигунова  Екатерина  Ноздря София Мажорина В Кимиленская А. Александрова  Анна Зайцева А. Количество  выборов Количество  взаимовыборов 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 1 3 1 1 4 0 2 3 2 3 4 1 2 3 2 0 3 1 3 3 4 1 1 1 2 0 3 3 2 1 2 1 1 1 1 2 6 0 2 2 2 1 4 0 3 2 2 1 41 ФИО № Социометрический статус Статусная группа  С = М / (n – 1) Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями 3 1 2 3 6 5 4 3 2 3 С = М / (n – 1), 1 1 0 0 2/24=0,083 1/24=0,042 3/24=0,125 6/24=0,25 6/24=0,25 1/24=0,042 2/24=0,083 2 1 2 № Социометрический статус 3 4 5 6 2 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 5/24=0,208 4/24=0,167 7/24=0,291 3/24=0,125 3/24=0,125 4/24=0,167 2/24=0,083 0 3/24=0,125 3 4/24=0,167 3/24=0,125 4/240,167 4/24=0,167 4/24=0,167 2/24=0,083 2/24=0,083 2/24=0,083 0 2/24=0,083 0 4/24=0,167 6/24=0,25 1/24=0,042 0 4/24=0,167 1/24=0,042 1/24=0,042 4/24=0,167 3/24=0,125 5/24=0,208 8/24=0,333 2/24=0,083 20/24=0,833 1/24=0,042 2 1 2 1 3 3 1 1 1 2 2 3 3/24=0,125 2/24=0,083 0 0 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 2 3    № 1 ФИО Журавлев Андрей 1 Журавлев  Теленков Сергей ФИО Андрей Ахметшин Семён Теленков Сергей Хамитов Камиль Ахметшин  Иванов Д. Семён Журавлев Андрей Житнов Матвей  Хамитов Камиль 4 Теленков Сергей Чулков Н. 5 Иванов Д. Ахметшин Семён Раздорожный Олег 6 Житнов Матвей  Хамитов Камиль 7 Чулков Н. Бражников Игорь Иванов Д. 8 Раздорожный  Романов Игорь Олег Житнов Матвей  Горшенин Михаил 9 Бражников  Чулков Н. Шакирзянов Дамир Игорь Раздорожный Олег Тарасов Роман 10 Романов Игорь Бражников Игорь Полюшко Кирилл 11 Горшенин  Романов Игорь Ершов Игорь Михаил Горшенин Михаил Хелстовская Даша 12 Шакирзянов  Шакирзянов Дамир Дамир Борисенкова Вера Тарасов Роман 13 Тарасов Роман Пудовкина Виолетта Полюшко Кирилл 14 Полюшко  Булатова Полина Кирилл Ершов Игорь Жигунова Екатерина  15 Ершов Игорь Хелстовская Даша Ноздря София 16 Хелстовская  Борисенкова Вера Мажорина В Даша Пудовкина Виолетта Кимиленская А. 17 Борисенкова  Булатова Полина Вера Александрова Анна Жигунова Екатерина  18 Пудовкина  Зайцева А. Ноздря София Виолетта Мажорина В Булатова  Кимиленская А. Полина Александрова Анна 20 Жигунова  Екатерина  Зайцева А. Ноздря София Мажорина В Кимиленская А. Александрова  Анна Зайцева А. Количество  21 22 23 24 19 25 1 2 2 1 6 1 3 6 1 2 0 4 1 1 4 3 5 8 2 2 0 0 9 8 А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? 7 3/24=0,125 3 2/24=0,083 1/24=0,042 Предпочитаемый 10 11 12 13 14 20 (КУ) 22 21 18 16 19 15 17 1 2 Принятый Статусная группа  Принятый Не принятый 3 Не принятый 2 3 3 2 2 (10/24)*100=40%   2 2 1 2 3 Принятый Принятый Отвергаемый Отвергаемый На основании данного показателя судить,   Предпочитаемый дети   удовлетворены своими отношениями.  Так удовлетворения взаимоотношениями   в конкретном   классе находится на   Предпочитаемый уровне. Предпочитаемый Предпочитаемый  Предпочитаемый  Предпочитаемый 1 Звезда 1 3 Принятый Принятый 1 Предпочитаемый 1 Звезда 3 Звезда 1 Предпочитаемый Предпочитаемый Предпочитаемый Принятый Предпочитаемый Предпочитаемый Предпочитаемый Предпочитаемая Предпочитаемая Предпочитаемая 3 Принятая Принятая Принятая Принятая Предпочитаемая 3 2 1 Отвергаемый Отвергаемый Предпочитаемая 3 3 Звезда Звезда 2 1 Отвергаемая  Принятая 3 Звезда Предпочитаемая Принятая Звезда 2 Принятая 1 2 2 1 2 2 1 3 Звезда 3 Звезда 3 3 3 1 20 0 1 42 2 3 3 ФИО № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2 3 2 2 2 1 1 3 1 3 1 3 1 1 1 2 3 2 1 2 1 2 Журавлев  Андрей Теленков  Сергей Ахметшин  Семён Хамитов  Камиль Иванов Д. Житнов  Матвей  Чулков Н. Раздорожный  Олег Бражников  Игорь Романов  Игорь Горшенин  Михаил Шакирзянов  Дамир Тарасов Роман Полюшко  Кирилл Ершов Игорь Хелстовская  Даша Борисенкова  Вера Пудовкина  Виолетта Булатова  Полина Жигунова  Екатерина  Ноздря София Мажорина В Кимиленская  1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 1 0 3 2 3 Кому ты доверишь свою тайну? 1 1 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 1 2 1 1 3 2 1 2 3 3 3 3 1 3 3 2 3 1 1 3 2 2 1 2 3 1 3 3 3 2 1 1 3 1 3 2 3 2 2 2 2 1 1 1 3 2 43 ФИО № Социометрический статус С = М / (n – 1), Статусная группа  Журавлев Андрей Теленков Сергей Ахметшин Семён Хамитов Камиль Иванов Д. Житнов Матвей  Чулков Н. Раздорожный Олег Бражников Игорь Романов Игорь Горшенин Михаил Шакирзянов Дамир Тарасов Роман Полюшко Кирилл Ершов Игорь Хелстовская Даша Борисенкова Вера Пудовкина Виолетта Булатова Полина Жигунова Екатерина  Ноздря София Мажорина В Кимиленская А. Александрова Анна Зайцева А. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 3/24=0,125 4/24=0,167 3/24=0,125 2/24=0,083 1/24=0,042 5/24=0,208 3/24=0,125 5/24=0,208 3/24=0,125 3/24=0,125 2/24=0,083 1/24=0,042 3/24=0,125 4/24=0,167 2/24=0,083 4/240,167 5/24=0,208 4/24=0,167 1/24=0,042 2/24=0,083 0 3/24=0,125 3/24=0,125 6/24=0,25 1/24=0,042 Предпочитаемый Предпочитаемый Предпочитаемый Принятый Принятый Звезда Предпочитаемый Звезда Предпочитаемый Предпочитаемый Принятый Принятый Предпочитаемый Предпочитаемый Принятый Предпочитаемая Звезда Предпочитаемая Принятая Принятая Отвергаемая Предпочитаемая Предпочитаемая Звезда Принятая 44 10 11 № 1 1 ФИО Журавлев  Андрей Теленков Сергей 2 ФИО Ахметшин Семён 3 Хамитов Камиль 4 Иванов Д. 5 Житнов Матвей  6 Чулков Н. 7 Журавлев Андрей Раздорожный  8 Теленков Сергей Олег Ахметшин Семён Бражников  9 Хамитов Камиль Игорь Иванов Д. Романов Игорь Горшенин  Житнов Матвей  Михаил Чулков Н. Шакирзянов  12 Раздорожный Олег Дамир Бражников Игорь Тарасов Роман 13 Романов Игорь Полюшко  14 Кирилл Горшенин Михаил Ершов Игорь 15 Шакирзянов Дамир Хелстовская  16 Тарасов Роман Даша Полюшко Кирилл Борисенкова  17 Вера Ершов Игорь Пудовкина  18 Хелстовская Даша Виолетта Борисенкова Вера Булатова Полина 19 Пудовкина Виолетта Жигунова  20 Булатова Полина Екатерина  Ноздря София 21 Жигунова Екатерина  Мажорина В 1 22 Ноздря София Кимиленская А. 23 Мажорина В Александрова  24 Кимиленская А. Анна Александрова Анна Зайцева А. 25 Количество  Зайцева А. выборов 2 2 2 3 4 5 6 8 9 7 3 Кому никогда не доверишь свою тайну? 18 11 12 13 14 16 17 10 15 2 20 21 22 23 19 1 3 № Социометрический статус 2 1 1 С = М / (n – 1), 2 1 3 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 1 1 1 3 1 6 3 1 2 1 3 3 1 2 3 2/24=0,083 1/24=0,042 3/24=0,125 6/24=0,25 6/24=0,25 1/24=0,042 2/24=0,083 2 0 4/24=0,167 1/24=0,042 1/24=0,042 4/24=0,167 3/24=0,125 5/24=0,208 8/24=0,333 2/24=0,083 2 0 0 20/24=0,833 1/24=0,042 0 3/24=0,125 2/24=0,083 2 6 1 2 0 0 0 4 1 1 2 2 2 2 2 5 3 3 1 3 2 2 1 3 4 Статусная группа  3 3 1 1 3 3 2 1 8 2 1 2 3 Принятый Принятый 2 1 Предпочитаемый Отвергаемый Отвергаемый 1 1 3 1 Принятый Принятый Звезда 2 1 Предпочитаемый Предпочитаемый Предпочитаемый  Предпочитаемый  Предпочитаемый 3 3 1 Отвергаемый Отвергаемый 2 Предпочитаемая 3 Звезда Звезда 3 Отвергаемая  Принятая Звезда 3 3 3 Предпочитаемая Принятая 2 1 2 2 0 0 Звезда 1 Звезда 1 20 3 3 0 2 45

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2017