Фамилия Епанчина Ольга Сергеевна
E-mail:cheremoshik@mail.ru
Группа ТПЧ
Тема 6
Применение технологии продуктивного чтения в сочетании
с проблемным диалогом на уроках по разным предметам
ПРАКТИКУМ «Подготовка ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ внутри проблемно-диалогического урока (комплекс технологий «Школы 2100»)»
Учитель: Епанчина О.С. Предмет: окружающий мир, Класс 4, Тема урока: Московский князь Иван Калита
Тема урока: Московский князь Иван Калита
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока – сформировать представление о успехах в правлении князя Ивана Калиты на основе материала учебника, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы.
Ученик по окончании изучения темы:
-использует способы поисково-исследовательской деятельности;
-выделяет основные направления деятельности московского князя Ивана Калиты;
- дает и обосновывает собственную оценку его личности.
1.Работа до чтения.
Как вы считаете, почему в истории известен Иван Калита как один из московских князей?
Почему именно о московском князе пойдет речь?
Ответы детей.
2. Во время чтения.
Среди историков существует точка зрения, что Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехах его правления?
Составим таблицу с помощью текста учебника.
Качество характера |
Успехи в правлении государством |
|
|
Изучающее чтение про себя с переводом информации в иную форму
Фактуальная - Иван Калита заботился о своем княжестве
Подтестовая – Только применение определенных качеств характера привели к успеху и процветанию.
Концептуальная – Укрепление русских земель вокруг Москвы
Московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского, заботился о порядке в своем княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год. (заботливый – порядок в княжестве)
Москва – центр княжества- при нем богатела и расширялась. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. Москвичи успешно торговали. Летом на пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром. Зимой тянулись санные обозы.(умный – велась торговля, богатело княжество, было спокойно и безопасно)
При Иване Данилыче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы.
Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в эту пору крепость стала именоваться Кремлем. Возле Кремля образовалось торжище – место торговли. (перспективный – развивал ремесла)
Иван сумел войти в доверие к хану Золотой орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды.(хитрый– оберегал княжество от разорения) Кто знает сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему – немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения. (мудрый – расширял и укреплял владения, собирал русские земли вокруг Москвы)
Был князь бережлив,( бережливый – экономил деньги) но не скупился, когда надо было помочь обездоленным. (добрый – помогал обездоленным, поэтому люди, оставшись без крова, шли в Москву, что увеличивало население, рабочую силу, укрепляло власть князя по отношению к другим княжествам). На поясе он всегда носил кошель с деньгами ( по древнерусски – калита), из которого подавал нищим. Поэтому и прозвали его Калитой.
Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси. Иван Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы.(мудрость и расчетливый – Москва постепенно превращалась в центр Руси).
3. Коллективный анализ таблицы, при необходимости – повторное чтение текста.
4. Подводящий диалог:
Положительными или отрицательными качествами обладал Иван Калита? ( и положительными и не совсем положительными)
Как сказались они на его правлении? (только положительно, княжество крепло и процветало)
Что дало правление Калиты для Руси? ( Русь стала возрождаться, Вокруг Москвы стали объединяться земли. Благодаря Ивану Калите Москва превратилась в государственный и духовный центр русских земель.)
5. Дополнительное задание. (на усмотрение учителя: кроссворд, просмотр видеофайла, презентации, дополнительный устный рассказ о правлении Калиты)
6. Домашнее задание: С помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о шапке Мономаха.
После выполнения работы ответьте на вопросы.
От ознакомительного к изучающему чтению про себя
От изучающего чтения к переводу текста в удобную сжатую форму
2. Каких результатов вы достигли в процессе изучения темы? Благодаря чему удалось их достичь?
3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Перевод текста в сжатую форму. Использовала ресурсы интернета.
4. Какие вопросы к себе, коллегам, автору возникли во время изучения темы и выполнения задания? Запишите их.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.