па рпч п рео р р дл пдлр о прл орл роп рлпорларп пор др лпрропд прола л рор рплро плр ороп порп длполр рпор рпар рр о ро доп лаоп поа пв ао по оы олп апло п а в
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»
Дата проведения: 15.10.2014г.
Подготовила заведующий – С.М.Хомутова
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей –
одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым
положением о дошкольном образовании.
Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века.
Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии
ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, что 25%
заболеваний и 23% смертей в мире вызваны воздействием неблагоприятных
факторов окружающей среды, что явилось причиной каждого третьего
заболевания детей младше 5 лет. Дошкольный возраст – один из наиболее
ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы
закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка. Испокон
веков наши предки уделяли постоянное внимание физическому воспитанию.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных
учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор
ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья
среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения
эффективности оздоровительной работы в ДОУ.
Основными направлениями инновационной деятельности в области
физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
являются:1. Систематизация медицинских, оздоровительных технологий,
применяемых в современных ДОУ. В настоящее время в ДОУ
используются оздоровительные технологии, одни из которых
являются традиционными, другие – инновационными.
2. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности
является индивидуализация оценки уровня психологического,
физического и социального развития ребенка.
3. Создание физкультурноигровой среды в дошкольном образовательном
учреждении как необходимого условия реализации содержания
физической культуры и культуры здоровья.
4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов
Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.
Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что
работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без
использования тех или иных инновационных педагогических технологий. В
качестве инновации чаще всего рассматривается любое новшество, вводимое в
систему традиционного образования. Особого внимания заслуживают
инновации в области физического воспитания дошкольников, которые при
множестве положительных сторон, в частности повышения творческой роли
педагога в образовательном процессе, нередко имеют определенные издержки.
Так, существенная доля инновационных разработок последних лет
основывается на идее интеграции физического и умственного воспитания
дошкольников. В практике традиционного образования это направление
реализовывалось в различных формах физкультурной деятельности с целью
поддержания умственной работоспособности детей в процессе занятий
(физкультминутки, динамические паузы).В настоящее время первое, что можно заметить у детей, слабое физическое
развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях
физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс
соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии
должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только
психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического
развития.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное
использование в процессе физического воспитания дошкольников известных
физкультурнооздоровительных методик и инновационных
здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным
особенностям детей.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые
осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и
родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику
возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в
различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и
стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные
технологии. Необходимо создавать педагогические условия
здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из
которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой
форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры;организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности
детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и
пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение
всего дня и с участием медицинских работников. Необходимо уделять особое
внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам
здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов
и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
В нашем ДОУ уделяется особое внимание обучению дошкольников
основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на
практике внедрение различных методов и приемов для создания среды
здоровьесберегающего процесса.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность
положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание
душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача
состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы
научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать
своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные
упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма –
релаксацию.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно
оздоровительной работы с использованием звукопроизношения на выдохе. У
детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что
способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь,
пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение ,
быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный отрезок времени.Корригирующая ортопедическая гимнастика используется для профилактики
плоскостопия с использованием массажных дорожек, прекрасно массажирует
ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая
организм в целом.
Здоровьесберегающие образовательные технологии это в первую очередь
технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
малышей. Цель этих технологий становление осознанного отношения
ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и
развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата,
чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни» , не только имели высокий
потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели
багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют
повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует
улучшению психологического и физиологического состояния организма
ребёнка.
Также большую пользу приносит Самомассаж.
Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком в игровой форме.
Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних
органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому
укреплению человека, но и оздоровлению его психики.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их
простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и
в любое время.Также используются и другие здоровьесберегающие технологии которые
принося огромную пользу для здоровья ребенка: ритмопластика, различные
корригирующие гимнастики, гимнастика для глаз и т.д.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая
инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных
результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо
повышать психолого педагогическую компетентность родителей, в том
числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс
активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого
здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. В нашем саду
используются разнообразные формы работы. Наглядные стенды знакомят
родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными
физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные
консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая
физкультурнооздоровительная работа позволяет привлечь родителей к
совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего
пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе
здоровьесберегающих педагогических технологий повышает
результативность воспитательно образовательного процесса, формирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение
и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно
рассматривать как одну из самых перспективных систем 21го века и как
совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без
ущерба для их здоровья.